От Богатырев А.П.
К Богатырев А.П.
Дата 15.10.2002 19:19:58
Рубрики Россия-СССР; Образы будущего; Школа;

А нужна ли школе ЭТА реформа? (3)

Реформа образования. Предложения

Главный тезис: Средняя школа должна давать единый уровень образования для всех.
//Чтобы не получилась система существующая в Западной Европе, описанная как "система двух коридоров" (см. С. Кара-Мурза "Манипуляция сознанием").//
Для всех кто не страдает слабоумием или ему подобными расстройствами, физиче-ски не позволяющими освоить тот объём знаний, который предполагает программа. Оп-ределение неспособности к обучению должна производить специализированная комиссия врачей (ВАК) по представлению учителей.
Данная комиссия должна быть полностью независима и от родителей и от учителей. В настоящее время, к сожалению, это далеко не всегда выполняется.
Предлагаемая программа реформы (а точнее изменения в реформе) это то, что реаль-но уже наработано в некоторых гимназиях или школах, по ряду причин не очень завися-щих от систем УНО. Предложения, описанные в прилагаемом документе являются так же и мнением очень многих ещё практикующих учителей.
// Термин "практикующий" необходим потому, что многие учителя по причинам часто материальным уже покинули школы и занимаются другими видами деятельности. Для многих перспектива возвращения в школу весьма призрачна по причине исключительно низкой заработной платы, и нерешённости очень мно-гих проблем, делающих работу в школе невыносимой.//
(К сожалению, данные предложения, оформленные в виде статьи, были только недавно приня-ты в журнал "Педагогика". Предыдущие попытки опубликовать данный материал в течение двух лет не увенчались успехом. Полагаю, что реальные предложения не интересуют наше Министерство Об-разования и его структуры).

Предложения по альтернативной реформе.

Для улучшения работы школ, надо осуществить следующие меры:

1. Сократить количество учеников в классах до 14-15 человек (в связи с этим, конечно, увеличится количество классов). Если такое невозможно пока экономически - закре-пить эту норму законодательно, и просто ждать, когда сокращение рождаемости при-ведёт в соответствие норму и реальность.

Обоснование: чисто физиологически человек одновременно может воспринимать и удерживать в поле своего внимания не более 7±2 объекта. Так как ученики сидят по двое, то получается 14-16 человек. Эффективность обучения, как показала практика гимназий и учителей, занимающихся индивидуально с учениками на дому, растёт экспоненциально при уменьшении количества учеников.
Как показывает личный опыт автора вполне возможно, для среднего ученика осво-ить курс физики в объёме курса одного класса в течение 1.5 -2.5 месяца при той же по-часовой нагрузке в неделю!
// Данный пример очень ярко иллюстрирует никчёмность аргументации сокращения программ пере-грузкой учеников. //

2. Начать переход на малоразмерные школы, где количество учеников не превосходит 300-350 человек. Такая мера позволит существенно улучшить управляемость школь-ным коллективом, что так же неизбежно и благотворно повлияет на общую психоло-гическую атмосферу в школе.

Обоснование. Опыт гимназий это полностью подтверждает. Кроме этого, созданию единого коллектива способствует то обстоятельство, что каждый ученик школы знает ка-ждого ученика школы ( как минимум -большинство). При небольшом количестве это бо-лее чем возможно. В любом случае к такому необходимо стремиться. Например, путём мероприятий по прямому знакомству старших с младшими. Это возможно, при установ-лении наставничества, когда старшие школьники, под контролем учителя помогают младшим.

3. Повысить заработную плату, а точнее ставку учителя до средней по стране величины зарплаты как минимум. А учитывая особую социальную значимость его работы - вы-ше данного рубежа, чтобы работа учителя наконец-то стала хоть немного престижной.
Так же, необходимо одновременно сократить и почасовую нагрузку учителя, во избе-жание его перегрузки. Данное ограничение ни как не должно сказаться на уровне зар-платы учителя.

Обоснование. В настоящее время, при установлении в нашей стране общества по-требления, многие члены общества стали очень много внимания обращать на такие фак-торы как заработная плата, общий доход, социальная защищённость профессии. В на-стоящее же время по этим параметрам профессия учителя находится в самом низу соци-альной "табели о рангах". Это так же отражается на отношении учеников к учителям (учитель ниже ученика), что очень препятствует всё той же воспитательной работе с уче-никами.
Конечно, большинство взрослых по прежнему с уважением относится к представи-телям данной профессии, но и среди них начали появляться индивиды, относящиеся к учителям как к людям третьего сорта. Данное отношение заразительно как среди взрослых так и среди детей. Тем более заразительно, что телевизионная реклама в последнее время очень сильно этому способствует (во многих рекламах учитель показывается как человек тупой, глупый, злобный и т.д.). В этом ключе не было бы лишним запретить законода-тельно такие рекламы, как унижающие честь и достоинство всех учителей и как социаль-но опасные.
О перегрузке. В настоящее время, для того, чтобы хоть как-то свести концы с конца-ми, учитель вынужден брать огромное количество "часов". (Я, например, когда ещё рабо-тал в школе, часто брал нагрузку больше 36 часов в неделю (две ставки). Несколько раз моя почасовая ставка доходила до 50-54 часов в неделю. Такое получалось в частности из-за того, что в школах последнее время хронически не хватает учителей). При таких на-грузках учитель часто не в состоянии нормально готовиться к урокам.(Рабочий день уроки + подготовка к урокам, занимает более 12-14 часов в сутки.) Не говоря о том, что вести воспитательную работу среди учеников. Часто возникает серьёзная проблема -хотя бы примерно запомнить тех учеников у которых преподаёшь. Ведь при большой почасовой нагрузке количество классов соответственно так же возрастает. И получается, что учитель должен знать фамилии, имена и, как минимум, успеваемость с поведением от 150 до 200 учеников, что физически невозможно для среднего человека.

4. Применение ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА, в таких условиях, должно стать обя-зательным. Ученики должны учиться по индивидуальным планам, которые предпола-гают безусловное усвоение того материала, который есть в программе. Причём усвое-ние должно вестись исключительно теми методами, которые исключают психотравмы и перегрузку учеников.

Пояснение. Необходимо крайне(!), отказаться от практики запугивания оставлением на второй год. Более того! Так как ученики будут учиться каждый в своём темпе, необхо-димо изжить из практики и представление об отстающих как об ущербных.
// Это представление, как мне представляется, так же является одним из зловредных положений за-падной культуры //
Существование людей с разной скоростью развития и скоростью усвоения инфор-мации - научный факт. И люди с разной скоростью развития и усвоения информации не обязательно различаются и по уровню интеллекта. Равенство возможностей, по этому, должно подразумевать и равенство прав учеников. Все должны получать к окончанию школы соответствующий минимум знаний, предусмотренный единой программой, оди-накового объёма и одинакового качества. Отличие должно быть только в сроках оконча-ния. Быстро учащийся ученик, должен так же иметь возможность не только "досрочно" закончить школу, но и поступить в ВУЗ непосредственно по окончании школы. Чего, кстати, сейчас нет. Знаком с примером //знаком лично с этой семьёй//, когда девочка "за-кончила" университет вместе с матерью (филфак) в четырнадцать лет(!), сдала все эк-замены, но так как было "не положено" ничего по окончании не получила.

5. Вернуть "старые" учебники, которые были понятны ученикам, или написать новые, но в полном соответствии и требованиями педагогики и возрастной психологи. Со-ответственно, провести кардинальную ревизию остальных на это же соответствие.

Обоснование. Нынешние учебники в большинстве своём пишутся не специалиста-ми-психологами или педагогами а докторами наук, которые часто не имеют никакого представления о том, как надо подавать материал для учеников разного возраста. Из-за этого получается неудобочитаемый для учеников учебник, сильно нарушающий весь про-цесс усвоения материала (скачки между темами, разрывы в последовательности изложе-ния материала, слишком тяжёлый, наукообразный язык и т.д.). В дальнейшем должно стать правилом написание учебников только специалистами-педагогами и психологами, а проверку на точность проводить уже с помощью докторов соответствующих наук. Но всё равно, даже после проверки, окончательную доводку должен осуществлять только спе-циалист в области педагогики или психологии!
Отдельная тема - тенденциозность учебников, грубые неточности и прямые искаже-ния фактов в учебниках истории.
// Например, см.: История Отечества XX век. ( Выходные данные: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. уч-реждений. под ред. Сахарова А.Н. - М.: Просвещение, 2000.) На стр. 279 последний абзац. О полёте Гага-рина. Пример яркий но, к сожалению, далеко не единичный. ( (!!!) К сожалению, мой доступ к нужным кни-гам, очень ограничен. Наш город очень провинциален. Я хорошо помню то, что читал но скверно помню названия книг и поэтому не могу поставить адекватную ссылку на литературу подтверждающую моё утвер-ждение в данной ссылке. Прошу людей, кто имеет данный доступ или просто знает источники - дать ссыл-ку. (В частности, книги Я. Голованова и т.п.) ) //

6. Разобраться, наконец, с правовым статусом учителя. Он должен быть, в правовом плане по крайней мере таким же, как и рядовой гражданин. Ему нужно дать право противостоять хулиганству. И не на словах дать, как сейчас, а на деле. Закрепить зако-нодательно. Хотя бы аннулировав ту псевдогумманистическую чушь, что за гуманизм выдаётся и делает учителя бесправным. Уголовный, гражданский и административный кодексы - для всех существуют. В деле правового регулирования поведения учителя должны остаться только они!

Обоснование. Практика, когда ученик ставится выше учителя, откровеннейшее ан-тинаучное политиканство! Для того, чтобы учитель мог эффективно учить и воспитывать, он должен иметь непререкаемый авторитет. То есть учитель, в социальной и психологиче-ской, "табели о рангах" должен находиться выше ученика. Это аксиома психологии. По-ложение, когда учитель в правовом плане находится ниже ученика, приводит взаимоот-ношения в системе ученик-учитель в крайне неравновесное состояние. Причём на 90% за-висящее от культуры ученика и его "просвещённости" в данном вопросе.
// Именно на 90%, так как 90% личностно значимого для ученика общения идёт помимо учителя (во многих случаях даже больше).//
Достаточно адекватных способов реагирования на хамство со стороны ученика, или откровенное хулиганство, у учителя нет. И этому способствует отношение многих ро-дителей к учителям как к людям третьего сорта. Так же этому способствует законодатель-ная неразбериха в статусе и правах учителя.
По моему мнению, данные положения надо заменить давно существующими, на-пример в альпинизме, правилами: "Пункт первый: инструктор всегда прав. Пункт второй: если инструктор не прав, то… см. пункт первый!". То же должно быть принято и для ста-туса учителя. Для учителя в данной области правового регулирования должны остаться, как уже было сказано, только административный, гражданский и уголовный кодексы.
//Один мой бывший коллега, предлагает даже передать некоторые полномочия и права правоохрани-тельных органов учителям. Тогда не будет возникать идиотских вопросов типа: "По какому праву учитель применил силу, чтобы доставить хулигана в милицию?". Ныне возникновение таких вопросов - правило. //

7. Укомплектовать школы штатом профессиональных психологов, из расчёта: на каждые 60 учащихся - один психолог. При этом сократить до необходимого минимума коли-чество бумаг, которые психолог должен вести и составлять. Психолог должен зани-маться своей работой, а не бумаготворчеством.

Обоснование.
Учитель очень редко занимается таким видом деятельности как социальная адапта-ция подрастающего поколения. В большей части его работа состоит в том, что он учит тому предмету на который "поставлен". Воспитательную работу он может вести в очень ограниченных количествах. Психологическое образование практически у всех учителей отсутствует.// Крупнейшая недоработка педвузов! Будущего педагога прежде всего обучают педагогике, методикам преподавания, а психология остаётся как бы в стороне.// Учителя слишком часто допус-кают исключительно дикие промахи в психологическом плане. Это так же должен коррек-тировать психолог. И учительское поведение, и психологически травмированных учени-ков. Должен отслеживаться так же и социально-психологический рост учеников с необхо-димой коррекцией, что предполагает весьма специфических знаний и большого количест-ва времени на получение и обработку информации.
Цифра "60", и некоторая информация по необходимой психологической работе в школе получена путём прямого опроса практикующих психологов.
// Если быть точным, то ответы располагались в пределах 50 - 60. цифра 60 вытекает, прежде всего, из положения, что классы должны быть по 15 человек.. Отсюда 15x4=60.//
То, что бумаг, которые должен написать психолог бывает слишком много, так же получено методом опроса тех же самых психологов. По моему мнению всё это изобилие бумаг в большинстве своём - творчество местного управления образования.
Из реальной загрузки психолога так же вытекает и необходимое количество психо-логов в отдельно взятой школе. Т.е.


8. Каждый психолог, работающий в школе, в должной мере должен быть знаком с необ-ходимым минимумом существующих психотехник и технологий психокоррекции. Причём не только знаком, но и владеть тем минимумом, который позволяет проводить необходимую психокоррекцию учеников на месте. Для этого же, каждый психолог должен, пройдя соответствующий курс (в обязательном порядке), получить сертифи-кат и право на проведение психокоррекций.

Обоснование.
Коррекция предполагает знание того, КАК это надо делать. КАК это делается - со-держит соответствующая психотехника. предубеждение перед психотехниками как среди обывателей, так и прежде всего среди психологов, надо изживать всеми доступными спо-собами! Если уличные пройдохи, цыгане, "экстрасенсы" и прочая малообразованная и во-обще не образованная публика (крайний и самый опасный случай составляют так назы-ваемые деструктивные культы), могут и применяют психотехники самого разного свойст-ва и степени тяжести, то психолог, работающий в школе должен хотя бы знать КАК про-тивостоять и компенсировать такое воздействие. По большому счёту психолог должен применять данные психотехники не только для компенсации подобного воздействия, но и для коррекции возможных отклонений от нормы в психологии конкретного ученика.
Возможное применение психотехник - обучение ученика восприятию информации получаемой на уроке, в общении с одноклассниками и тому подобное. Коррекция фобий и некоторых других отклонений если они не выходят за пределы компетенции психолога и не вторгаются в пределы компетенции психиатра. Такие крайние отклонения так же должны отслеживаться для их своевременного исправления специалистами. Но, опять та-ки данные знания весьма специфичны и требуют соответствующего обучения с по-лучением соответствующего же сертификата дающего право на подобную деятель-ность.
Клубы подобные московскому "Синтону" всегда вызывали повышенный интерес и пользовались популярностью. Эта область так же должна быть "прикрыта", так как в слу-чае отсутствия подобного клуба у молодёжи всегда есть альтернатива в виде "преступных сообществ", деструктивных культов и им подобных объединений.

9. Надо переходить так же на универсализацию учителей. Т.е. возвращаться к очень давней практике преподавания одним учителем нескольких дисциплин. По крайней мере такое необходимо в области "математика-физика" и "биология-химия".

От Богатырев А.П.
К Богатырев А.П. (15.10.2002 19:19:58)
Дата 15.10.2002 19:36:33

А нужна ли школе ЭТА реформа? (4)

Примечания к "Предложениям…".

1. Системность образования и коллективизм.

Необходимо сохранить системность образования, которая была до девяностых годов.
Необходимо так же сохранить и коллективизм, который весьма хорошо развивается если старшие ученики, преуспевшие в обучении, помогают младшим - Как плохо усваи-вающим учебный материал так и "продвинутым". А взаимопомощь среди одноклассни-ков, которая сейчас существует в полулегальном виде и часто приобретает весьма уродли-вые формы, необходимо легализовать и сделать правилом. Но правилом не в виде подска-зок правильного ответа, или откровенного списывания, а в виде помощи и взаимопомощи при изучении предмета. Я, когда ещё преподавал в школе, такое применял постоянно, и ученики весьма охотно шли на такого рода взаимопомощь. Нет ничего криминального в том, если понявший материал ученик объяснит то же и соседу. От этого, как известно, вы-играют все, первый лучше усвоит уже понятое, а второй получит быстро то, что необхо-димо по программе урока. Ученики при этом часто спорят между собой, но это спор дело-вой, приводящий к конкретному результату. Если они не приходят к приемлемому для них выводу, то для разрешения спора у них всегда есть учитель, которого всегда можно спросить и получить ответ.

2. Утилитаризация образования.

Аргументы типа: "то, что я когда-то в школе изучал - мне никогда в жизни не понадоби-лось", необходимо отметать по той причине, что такие индивиды просто не в состоянии оценить и сравнить свои способности с и без данного образования. Как показывают мно-гие авторы (например см. М.А. Холодная "Психология интеллекта: парадоксы исследова-ния" Мосва-Томск, 1996; Дружинин В.Н. "Психология общих способностей" СПб; Изда-тельство "Питер" 1999г.) даже после того как индивид забудет всё, что изучал, в мозгу сохраняются, так называемые "ментальные структуры" // Термин М.А. Холодной.//которые хранят полученные в процессе изучения этих предметов навыки. Данные навыки могут проявляться не только при изучении дисциплин и предметов непосредственно относящих-ся к изученным (лёгкость освоения), но и в других областях, часто очень далёких от изна-чальных. Если полученные знания ещё и хорошо увязаны друг с другом, то мировоззрение основанное на данной системе даёт её обладателю очень большую гибкость мышления. Такая личность часто фигурирует в обыденном представлении как "истинный интелли-гент", "творческая личность". Отличие данного типа творческой личности от тех креати-вов, которые не получили системного образования в том, что область применения их спо-собностей неизмеримо шире чем, у "недоученного". Так же шире и выбор вариантов ре-шения проблемы при творческой деятельности.
//Часто первые не видят никаких проблем там, где для вторых эти проблемы существуют и кажутся непре-одолимыми.//
Примером могут служить выпускники физического факультета Кубанского госуниверси-тета моего и последующего выпусков. Практически все они устроились на весьма хоро-шие должности где они в той или иной степени реализовали свои возможности. Спектр профессий чрезвычайно широк. От профессий непосредственно прилегающих к изучен-ным дисциплинам (программист банка, системный администратор, преподаватель вуза, исследователь в НИИ), до очень далёких (автор этих строк пишет, например, диссертацию по психологии). Есть так же журналисты, писатели, предприниматели.

3. О психотехниках и манипуляции сознанием.

Психотехники как таковые очень близко по своей сути лежат к такой области как манипуляция сознанием. // В сущности они часто являются составной частью того или иного метода манипуляции сознанием.//Морально-этическая сторона данной деятельности нашими филосо-фами очень не проработана. Так что большинство психологов к данного рода деятельно-сти относятся либо насторожено, либо враждебно.
По моему же мнению, психолог, не владеющий психотехниками - дипломированный пустозвон, так как такой человек подобен хирургу, которого обучили очень многому, но забыли обучить тому, как лечить и оперировать. Он очень много может наговорить вам разных умных вещей, но ничего исправить не может.
Психолог же знающий, но сознательно избегающий применения психотехник для необходимой психокоррекции клиентов - шарлатан. Причём очень опасный шарлатан, так как порождает надежды которые не сбываются.
Всем специалистам, в этой области, известно, что под определение психотехник подпадает очень обширный список видов деятельности. В частности, деятельность свя-щенников "официальных религий"; деятельность пропагандистов и агитаторов в том числе многих деструктивных культов; деятельность цыганок, выманивающих деньги у прохожих; деятельность "экстрасенсов", "народных целителей" и так далее и тому по-добное. Даже деятельность просто человека, который "без всяких там университетов" умеет грамотно кого-то обжулить или просто убедить в чём-либо - так же является психо-техникой.
Вся человеческая цивилизация основана на существовании и применении психотех-ник. Как во зло так и во благо. Просто только в 20 веке окончательно было сформулиро-вано знание и определение данного рода человеческой деятельности. И то, что целая за-падная цивилизация основана на манипуляции сознанием само по себе ни злом ни добром не является. Главное - в сущности тех изменений, которые данные манипуляции вызыва-ют в человеке и в обществе. (по моему мнению именно в этом заключается главное со-держание книги С. Кара-Мурзы "Манипуляция сознанием". Изменения порождаемые за-падной культурой в человеческом обществе - враждебны человеческой сущности.).
Отсюда: Главное - цель данной манипуляции.
Психотехники - они как скальпель хирурга - им можно вырезать раковую опухоль и спасти жизнь, но тот же скальпель в руках преступника может убить.
По большому счёту произведение С. Кара-Мурзы "Манипуляция сознанием" - опи-сание как раз последнего случая. Отсюда следует то, что тот, кто обвиняет самого Кара-Мурзу в манипуляции - на самом деле либо не понимает сути вопроса, либо сознательно лукавит, пытаясь оставить право на манипуляцию только за собой. Здесь надо снова на-помнить: главное - цель.
Если какой-то родитель хочет воспитать в каких-то традициях своё растущее чадо, то он неизбежно применяет те самые "психотехники". Он только не знает, что это так назы-вается. То же относится и к деятельности учителя со школьным психологом. Отличие до-морощенных и традиционных психотехник, которые все и всегда называли методами вос-питания, от разработанных специалистами-психологами - в эффективности, целенаправ-ленности и силе воздействия. И предназначены данные психотехники не для увещева-тельных бесед, а для очень серьёзного вмешательства, влекущего за собой иногда весьма серьёзные изменения в поведении, мышлении и восприятии действительности клиентом.
Из этого всего вытекает не только необходимость для школьного психолога знать и владеть данными психотехниками, но и обладать соответствующим сертификатом, даю-щим право на применение тех психотехник, что он изучил. Ведь не доверяют же какому-то дяде Васе сантехнику скальпель для проведения сложной хирургической операции. Единственное для чего ему тот скальпель могут доверить это нарезать им колбасу для обеда.

От Богатырев А.П.
К Богатырев А.П. (15.10.2002 19:36:33)
Дата 15.10.2002 19:45:57

О Кара-Мурзе и манипуляции сознанием

Отрывок из приведенного выше текста:
"Психотехники - они как скальпель хирурга - им можно вырезать раковую опухоль и спасти жизнь, но тот же скальпель в руках
преступника может убить.
По большому счёту произведение С. Кара-Мурзы "Манипуляция
сознанием" - описание как раз последнего случая. Отсюда следует
то, что тот, кто обвиняет самого Кара-Мурзу в манипуляции - на
самом деле либо не понимает сути вопроса, либо сознательно лукавит, пытаясь оставить право на манипуляцию только за собой.
Здесь надо снова напомнить: главное - цель."

Постараюсь участвовать в обсуждении моего текста (повторю, что он выложен в копилку в виде двух архивированных файлов reform-obraz.zip и predlozh-obraz.zip). Правда, доступ к интернету у меня плохой.

Мой почтовый адрес
mianomo@rambler.ru

Богатырев Александр Петрович



От GhostGuest
К Богатырев А.П. (15.10.2002 19:45:57)
Дата 15.10.2002 19:55:38

Re: Большое спасибо.

Александр Петрович, весьма признателен Вам за подтверждение моего тезиса.