От Богатырев А.П.
К Богатырев А.П.
Дата 15.10.2002 19:10:17
Рубрики Россия-СССР; Образы будущего; Школа;

Re: А нужна ли школе ЭТА реформа?(2)

Продолжение текста.
(Внимание - этот файл с необходимыми выделениями и его продолжение выложены в копилку reform-obraz.zip и predlozh-obraz.zip)


Ещё одна опасность, которая подстерегает учителя - это то, что временные успехи в учебной и воспитательной работе могут его убедить в том, что так оно и должно быть, а те систематические неудачи, которые его всегда преследуют - от собственного неумения. Та-кой путь ведёт к самообману. К самообману в том, что всё зависит не от калечной системы образования, а от учителя. Убеждая себя в этом, учитель оказывается в ПРИДУМАННОМ МИРЕ, крайне далёком от реальности. В мире, где всё хорошо, разумно, "как надо" и всё по-лучается. Такой самообман опасен ещё и тем, что не только калечит самого учителя, застав-ляя его перенапрягаться, но и убеждая в этом остальных людей, фактически консервирует данное положение, делая неизменяемым в принципе. Да и сами посудите - что там можно менять, если всё замечательно, всё правильно и как надо?
Стезя истинно честных, честных прежде всего перед собой, двояка. Либо уходить - либо убивать себя. Убивать ежедневно и ежечасно, борясь с тем, что от тебя не зависит и с тем, что не в состоянии изменить.
Более умные поступают несколько иначе. Они останавливаются перед той чертой, кото-рые им определяют их собственные возможности, смиряясь с тем, что они не могут сделать того, что официально провозглашается. Они согласны даже быть и слыть посредственными учителями, но этим самым они спасают себя от уничтожения. Физического и морального.
Если способности таких людей им позволяют - позволяет возраст - они неизбежно поки-дают стены школы. Часто они покидают школу оболганными и оплёванными, так как прак-тически всегда именно более высокий интеллект, смелость и всё та же честность перед собой заставляет их поступать наперекор системе. Поступать именно так, как велит здравый смысл, ломая наиболее вредоносные положения школы. Вредоносные не только по отношению к учебному процессу, но и, прежде всего, по отношению к ученикам. Поступая по логике, по здравому смыслу, они неизбежно становятся врагами администрации, так как их подставля-ют под неприятности. Под неприятности чаще всего потому, что явно показывают весь кре-тинизм того положения, который стал давно обыденным и общепринятым. Ну и не в послед-нюю очередь, своим поведением, они выставляют на показ некомпетентность администра-ции. С такими людьми школа, практически всегда, теряет ЛУЧШИХ.
ЛУЧШИХ И УМНЕЙШИХ.
Лучших и умнейших, так как если они остаются в школе, по каким-то, часто фантастиче-ским и маловероятным стечениям обстоятельств, то становятся теми самыми великими учи-телями, великими новаторами, которыми потом гордится всё народное образование. Не по праву гордится!
Таким образом, невозможность нормально учить, нормально работать с классами, где учеников больше всех разумных пределов, бюрократизм и откровенно хамское отношение администрации ко всем, кто хоть немного выше среднего интеллектуального уровня, изго-няет из школ тех кто так ей необходим - ТАЛАНТЫ. Остальных - калечит. Калечит мораль-но и физически.

Очень много нареканий и со стороны психологов и со стороны социологов, и просто со стороны совсем уж "посторонних" людей вызывает тот факт, что в современной школе не ведётся никакой работы по социальной адаптации подрастающего поколения. Более того, не ведётся никакой, особо необходимой в школах, психокоррекционной работы с учениками. Исключение пока составляют некоторые гимназии, активно решающие эти проблемы, не дожидаясь тех времён, когда им может быть когда-нибудь разрешат такую деятельность и помогут в ней. Соответственно и результаты работы у таких организаций неизмеримо лучше, чем у обыкновенных школ и, ясное дело, совсем далёки от той показухи, так милой руково-дящим органам народного образования.
Необходимо иметь в каждой школе штат профессиональных психологов, причём загру-женных не как какой-то бюрократ прописал, а хотя бы, так же как и учитель. Не больше! Автор провёл небольшой опрос среди школьных психологов по поводу эффективности их работы. Практически все они заявили, что для ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЭФФЕКТИВНОЙ работы, на каждого психолога не должно приходиться более 60 учеников. В противном случае его деятельность будет неэффективной. Такой как сейчас . Неэффективной эта деятельность будет так же и по причине непропорционально большого количества отчётности.
Кроме того, профессиональный уровень многих школьных психологов оставляет желать лучшего. Абсолютное большинство не владеет, не обучено и не обучается владению даже элементарными психотехниками. В то же время даже дилетанты среди определённых слоёв молодёжи этими психотехниками владеют и с ними более чем знакомы. Психотехники НЛП распространяются наподобие эпидемии, и тем большее удивление вызывает тот факт, что даже ЭТИ психотехники НЕ ЗНАКОМЫ профессионалам-психологам, работающим в школах. А ведь любая психотехника - палка о двух концах. Её можно повернуть как во бла-го, так и во вред. Автор уже встречался со случаями злонамеренного применения психотех-ник, подобных НЛП. Хотя бы для оперативной компенсации такого воздействия школьный психолог должен такими психотехниками владеть.
А насчёт социальной адаптации - есть достаточно эффективные методики работы с большими коллективами детей и подростков. Клубы, подобные московскому клубу "Син-тон", и им подобные, могут вполне обосноваться в школах. И должны. Сами психологи, ра-ботающие в школах, должны стать ведущими подобных клубов. Но, как всегда, для подоб-ной меры необходимо достаточное количество квалифицированных психологов, специально обученных для ведения подобных психотренинговых занятий.

Вот, вкратце то, что необходимо сделать в школе, для кардинального улучшения её ра-боты. Сравните теперь то, что здесь написано, и то, что декларируется в предлагаемой нам реформе.
Сравнили? Ну и как вам такие перспективы?

Выводы:
Для улучшения работы школ, улучшения качества образования, необходимо не сокра-щать учителей, и не проводить бредовые реформы, которые ничего кроме лишней нервот-рёпки для учителей, огромных и пустых затрат для государства не приносят, а осуществить следующие меры:
1. Сократить количество учеников в классах до 14-15 человек (в связи с этим, конечно, увеличится количество классов). Если такое невозможно пока экономически - закрепить эту норму законодательно, и просто ждать, когда сокращение рождаемости приведёт в соответ-ствие норму и реальность.
2. Начать переход на малоразмерные школы, где количество учеников не превосходит 300-350 человек. Такая мера позволит существенно улучшить управляемость школьным кол-лективом, что так же неизбежно и благотворно повлияет на общую психологическую атмо-сферу в школе.
3. Повысить заработную плату, а точнее ставку учителя до средней по стране величины зарплаты как минимум. А учитывая особую социальную значимость его работы - выше дан-ного рубежа, чтобы работа учителя наконец-то стала хоть немного престижной.
4. Применение ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА, в таких условиях, должно стать обязательным. Ученики должны учиться по индивидуальным планам, которые предполагают безусловное усвоение того материала, который есть в программе. Причём усвоение должно вестись исключительно теми методами, которые исключают психотравмы и перегрузку уче-ников.
5. Вернуть "старые" учебники математики и физики, которые были понятны ученикам, или написать новые, но в полном соответствии и требованиями возрастной психологи и педагогики. Соответственно, провести кардинальную ревизию остальных на это же соответ-ствие.
6. Разобраться, наконец, с правовым статусом учителя. Он должен быть, в правовом плане по крайней мере таким же, как и рядовой гражданин. Ему нужно дать право противо-стоять хулиганству. И не на словах дать, как сейчас, а на деле. Закрепить законодательно. Хотя бы аннулировав ту псевдогумманистическую чушь, что за гуманизм выдаётся и делает учителя бесправным. Уголовный, гражданский и административный кодексы - для всех су-ществуют. В деле правового регулирования поведения учителя должны остаться только они!
7. Укомплектовать школы штатом профессиональных психологов, из расчёта: на каждые 60 учащихся - один психолог. При этом сократить до необходимого минимума количество бумаг, которые психолог должен вести и составлять. Психолог должен заниматься своей работой, а не бумаготворчеством.
8. Каждый психолог, работающий в школе, в должной мере должен быть знаком с ми-нимумом существующих психотехник и технологий психокоррекции. Причём не только зна-ком, но и владеть тем минимумом, который позволяет проводить необходимую психокор-рекцию учеников на месте. Для этого же, каждый психолог должен, пройдя соответствую-щий курс (в обязательном порядке), получить сертификат и право на проведение психокоррекций.
Всё! То, что приведено в данных восьми пунктах во многом ОЧЕВИДНО для учителей-практиков, школьных психологов и начисто не учитывается планом предстоящей реформы. Неучет данных обстоятельств говорит о том, что реформа не просто "сырая" - она опасная.

О мерах, приведённых в восьми пунктах - чем не альтернативная реформа? Главное, что её не надо "апробировать", всё это - где по частям, а где всё вместе уже существует и ра-ботает. Такое можно встретить в некоторых гимназиях и лицеях, которые не боясь окриков наробразовских чиновников УЖЕ СЕЙЧАС успешно проводят такую реформу. У себя и для своих учеников.
Реформа же, проводимая министерством, ещё очень даже нуждается в обосновании. Как практическом, так и теоретическом. И по моему мнению, и по мнению многих учителей, министерская реформа в школе может с большой вероятностью, (особенно учитывая выше-приведённые соображения), привести к катастрофе.

Меня ещё удивляет позиция учительского сообщества страны. Намерение "сокращать" и "реформировать" уже прозвучало из уст многих высокопоставленных наробразовских чи-новников. И по радио, и по телевидению, и в печати. Граждане учителя! Вы это видели, слышали и читали. Почему вы молчите?! Ведь если это постановление (о сокращении учите-лей) будет принято и вступит в силу, то что-либо изменить в школе к лучшему будет уже просто невозможно!
В принципе невозможно!
Тогда останется только лишь как можно скорее уносить ноги из народного образования. Как говорится в одной хорошей поговорке: "Когда падает крыша - нет смысла искать шляпу - надо прыгать в окно!".
Ведь если так пойдёт дальше, то любые провалы реформ (а они, при таком подходе к делу, провалятся обязательно) будут объясняться широкой общественности НИЗКИМ УРОВНЕМ УЧИТЕЛЕЙ. И в пример будут ставиться зарубежные школы и тамошние учите-ля. Точнее МИФЫ об этих школах и учителях, что с успехом делается и сейчас. Только на-правлено это уже будет откровенно ПРОТИВ ВАС. Против учителей. И общественность, уже озверевшая от провалов народного образования, так же будет против вас. И меры по этому, будут приниматься по отношению К ВАМ очень крутые. По наведению дисциплины преподавания, отчётности, составления планов и многого ещё чего, что напридумывает наша бюрократия, спасая свою честь мундира. И крайними будете ВЫ. И как был уровень обучае-мости где-то в пределах 10 - 20% так и будет. Если не сползёт ещё ниже.
Конечно, если вам нравится, как над вами издеваются, если вы мазохисты - бог с вами! Продолжайте в том же духе, но вот только детей жалко. Им достанется ИЗРЯДНО.
Если же вы здоровы, ещё здоровы, и вас ещё эта система не до конца искалечила, если вы хотите гордиться своей профессией и своими достижениями, действительными дос-тижениями, а не липовыми - БОРИТЕСЬ!

Вслед статье.

То, к чему приводит нынешнее "народное образование", слишком уж рельефно показы-вает следующая история. Она произошла буквально только что. На глазах у автора. Показы-вает она так же то, что в современной школе честным быть просто невозможно.
Выпускается 11 класс. Естественно, что всем ученикам хочется получить аттестат полу-чше. Следуя хорошо усвоенным правилам поведения, полученным в той же школе, ученики активно изучают то, что любит или не любит тот или иной учитель. Но не предмет.
Только вот загвоздка. Один из учителей, "вдруг", ещё в начале года, заявляет, что вы-ставлять будет не то, что им захочется, а то, что реально получится по итогам года. Они сна-чала не верят и, естественно, что-либо не торопятся учить, зная, что в конце года выставлено будет то, что они попросят. Всегда так было, и они к этому привыкли. Выставлено будет ли-бо так - "за красивые глазки" - либо за взятку (бутылка горячительного, дорогие конфеты и т.д. и т.п. в зависимости от "крутизны" и вкусов учителя). Чаще всего "за просто так" - так как за плохие оценки этого же учителя очень сильно ругать будут.
Но итоги года уже близки, а тот строптивый учитель всё гнёт свою линию: "Что выйдет - то и поставлю!". Учитель не двусмысленно отказывается не только от "стеклотары", но и от предлагаемых денег. Тогда в ход идёт уже откровенный шантаж: "Если ты не выставишь то, что нам нужно - пожалеешь!". В ход идут самые разнообразные угрозы.
Результат такого "подхода" со стороны учеников можно предвидеть - учитель либо "сломается", либо "пойдёт на принцип". Учитель оказался не из особо пугливых. Он пошёл таки "на принцип" - выставил то, что заслужили ученики. Кому "пять" и "четыре" - тем, кто работал (таких оказалось очень мало), а кому "три" и "два". Главный же итог: четыре итого-вых двойки. Тогда класс (коллектив всё-таки) пишет пачку заявлений, в которых "Доводит до сведения", что данный учитель, "угрожал ученикам расправой", "необъективно выставля-ет оценки" и вообще "оскорблял учеников". То есть полный набор грехов, которые можно здесь себе представить. Администрация же, вместо того, чтобы объективно разобраться в данной коллективной кляузе, наоборот хватается за данные заявления и со своей стороны начинает давить на учителя. Тем более, что только что получило негласное распоряжение Гор УНО: "выпускать всех"! И это, не смотря на то, что лживость, приведённых в заявлени-ях, аргументов очевидна для любого непредвзятого человека. Например, пишется, что у уче-ника (обозначим его Г.) выставлена оценка "два" в журнал за такое-то число (число двухме-сячной давности). Далее пишется, что Г. присутствовал на уроке, но учитель его "в этот день не спрашивал, и в дневнике данная оценка не стоит". Ниже стоит десяток подписей.
Но, как вы думаете, можно ли вспомнить то, что произошло два месяца назад и было весьма рядовым происшествием, одним из тридцати - сорока что в день случаются? И чего стоит аргумент что "в дневнике не стоит", если ученик может данный документ, по поводу получения очередной двойки, просто "забыть дома"?
Насчёт "угрозы расправой"… если воспринимать предупреждение в начале учебного го-да о том, что выставляться оценки будут только объективно как "угрозу расправой", тогда чего стоит вообще объективность?
Насчёт "оскорблений" то тут вообще анекдот: приводятся слова и выражения полностью отсутствующие в лексике данного человека, но зато присутствующие в лексике других учи-телей. Надо полагать более покладистых.
Итог данной истории закономерен. Учителя администрация "убедила". Убедила про-стым напоминанием того, что произошло несколько лет назад в этой же школе.
А произошло почти то же. Учитель выставил итоговую "два" ученице, которая просла-вилась огромными прогулами (не посещала школу неделями), полной безграмотностью, и бездельем. Тогда так же ученики заступились за одноклассницу. В результате учитель был уволен "по статье", и ничего доказать так и не смог. Да и что он мог доказать, если свидете-лей противной стороны - целый класс. А с его стороны - никого. Ведь преподаёт человек не вдвоём - втроём в одном классе одновременно, а один. Да и расследования как такового в том случае, проведено не было, по-видимому по той причине, что если бы данное расследо-вание всё-таки было бы проведено, то всплыл бы факт массовой фальсификации оценок как раз другими учителями этой школы. Ведь остальные оценки у данной ученицы, надо пред-полагать, были не "двойки"! Липовый аттестат той ученице всё-таки был выдан. В результа-те же нынешней истории было аж восемь липовых аттестатов!
Вот таковы гримасы нынешнего "народного образования"!

Я считаю, что доводить до того, что врать начинает целый класс - преступление. А такое сплошь и рядом случается и будет случаться, пока существует система выставления липовых оценок. Эта же система не может не существовать, так как учить нормально - в настоящих условиях невозможно.
Тем более заниматься воспитательной работой.
И будет, по-прежнему, школа воспитывать в больших количествах неучей, приспособ-ленцев, подлецов и откровенных преступников, пока в ней не будет проведена НАСТОЯ-ЩАЯ РЕФОРМА. ТА реформа, ЧТО НУЖНА, но не та, что заявлена министерством!
12.07.2000
PS.PS. администрация вышеупомянутой школы, всё-таки получила по заслугам. Но только не от ГорУНО. Из школы ушли все учителя-физики. И не только физики… На другие работы.
Я забыл упомянуть. Эта история случилась с учителем физики. Он весьма скоро (за не-делю) нашёл работу, где можно работать по совести, а не по указке администрации. И это уже была не школа…
2000-11-14.

От user
К Богатырев А.П. (15.10.2002 19:10:17)
Дата 16.10.2002 08:55:21

Re: А нужна...

Ура, наконец-то я встретил человека, который обратил внимание на школьных психологов. Я сам не так давно в шеколе учился, сам работаю учителем. Есть у нас даже целая "психологическая служба" - кучка бездельников. Вопрос к вам такой. А зачем вообще в школе психолог? Что делает и за что отвечает? Только, пожалуйста, не надо общих слов типа "улучшает психологический климат". Я полагаю, что психолог вообще не нужен. В школе ему нет места. Нужен специальный человек, отвечающий за внеклассную работу - на экскурсии водить, на заводы, в музеи, в походы, ... Короче, как-то занимать детей (если они не идут в кружки) массовой развлекухой с одной стороны, и знакомить со взрослой жизнью с другой стороны. Но это не психолог. Это просто опытный воспитатель. Лучше, чтобы технику знал, а то после посещения электростанции будет бэкать и мыкать - детям все интересно.
Короче говоря, психолог не нужен. Личные проблемы решаются сами собой, как только ребенок начинает учиться и жить общественной жизнью - знаю по себе. Психологи в школе в нынешнем виде - неоправданно занятый кабинет. Говорить, что психолог перегружен нельзя, потому что он ничего не делает. Психотехники в школе не нужны, так как школа учит, а не воспитывает(и тем более, не перевоспитывает). Если совсем плохи дела - обращайтесь к специалистам. Нечего бездельников плодить.

Жду гнилых помидоров.

От Anthony
К user (16.10.2002 08:55:21)
Дата 16.10.2002 12:54:14

Re: А нужна...

>Ура, наконец-то я встретил человека, который обратил внимание на школьных психологов. Я сам не так давно в шеколе учился, сам работаю учителем. Есть у нас даже целая "психологическая служба" - кучка бездельников. Вопрос к вам такой. А зачем вообще в школе психолог? Что делает и за что отвечает? Только, пожалуйста, не надо общих слов типа "улучшает психологический климат". Я полагаю, что психолог вообще не нужен. В школе ему нет места. Нужен специальный человек, отвечающий за внеклассную работу - на экскурсии водить, на заводы, в музеи, в походы, ... Короче, как-то занимать детей (если они не идут в кружки) массовой развлекухой с одной стороны, и знакомить со взрослой жизнью с другой стороны. Но это не психолог. Это просто опытный воспитатель. Лучше, чтобы технику знал, а то после посещения электростанции будет бэкать и мыкать - детям все интересно.
>Короче говоря, психолог не нужен. Личные проблемы решаются сами собой, как только ребенок начинает учиться и жить общественной жизнью - знаю по себе. Психологи в школе в нынешнем виде - неоправданно занятый кабинет. Говорить, что психолог перегружен нельзя, потому что он ничего не делает. Психотехники в школе не нужны, так как школа учит, а не воспитывает(и тем более, не перевоспитывает). Если совсем плохи дела - обращайтесь к специалистам. Нечего бездельников плодить.

Я совершенно с Вами согласен! Не нужны школе никакие психологи, а нужны нормальные учителя и ученики с мозгами, не загаженными "демократическими" СМИ.

То безобразие, которое сейчас происходит в школах - это не результат плохой организации системы образования, а результат политики правительства, которое считает, что хорошее образование для народа России лишнее (помните, "Комиссия по ликвидации России"?) Пытаться бороться с этим путем раздувания штата школьных психологов - это маразм на грани клинического идиотизма. Точно таким же идиотизмом являются попытки взывать к разуму и совести Комиссии по ликвидации России. Ни разума, ни совести там отродясь не водилось, а главные задачи у этой "комиссии" совсем другие и с сохранением в России хорошего образования абсолютно несовместимые.

От Богатырев А.П.
К Богатырев А.П. (15.10.2002 19:10:17)
Дата 15.10.2002 19:19:58

А нужна ли школе ЭТА реформа? (3)

Реформа образования. Предложения

Главный тезис: Средняя школа должна давать единый уровень образования для всех.
//Чтобы не получилась система существующая в Западной Европе, описанная как "система двух коридоров" (см. С. Кара-Мурза "Манипуляция сознанием").//
Для всех кто не страдает слабоумием или ему подобными расстройствами, физиче-ски не позволяющими освоить тот объём знаний, который предполагает программа. Оп-ределение неспособности к обучению должна производить специализированная комиссия врачей (ВАК) по представлению учителей.
Данная комиссия должна быть полностью независима и от родителей и от учителей. В настоящее время, к сожалению, это далеко не всегда выполняется.
Предлагаемая программа реформы (а точнее изменения в реформе) это то, что реаль-но уже наработано в некоторых гимназиях или школах, по ряду причин не очень завися-щих от систем УНО. Предложения, описанные в прилагаемом документе являются так же и мнением очень многих ещё практикующих учителей.
// Термин "практикующий" необходим потому, что многие учителя по причинам часто материальным уже покинули школы и занимаются другими видами деятельности. Для многих перспектива возвращения в школу весьма призрачна по причине исключительно низкой заработной платы, и нерешённости очень мно-гих проблем, делающих работу в школе невыносимой.//
(К сожалению, данные предложения, оформленные в виде статьи, были только недавно приня-ты в журнал "Педагогика". Предыдущие попытки опубликовать данный материал в течение двух лет не увенчались успехом. Полагаю, что реальные предложения не интересуют наше Министерство Об-разования и его структуры).

Предложения по альтернативной реформе.

Для улучшения работы школ, надо осуществить следующие меры:

1. Сократить количество учеников в классах до 14-15 человек (в связи с этим, конечно, увеличится количество классов). Если такое невозможно пока экономически - закре-пить эту норму законодательно, и просто ждать, когда сокращение рождаемости при-ведёт в соответствие норму и реальность.

Обоснование: чисто физиологически человек одновременно может воспринимать и удерживать в поле своего внимания не более 7±2 объекта. Так как ученики сидят по двое, то получается 14-16 человек. Эффективность обучения, как показала практика гимназий и учителей, занимающихся индивидуально с учениками на дому, растёт экспоненциально при уменьшении количества учеников.
Как показывает личный опыт автора вполне возможно, для среднего ученика осво-ить курс физики в объёме курса одного класса в течение 1.5 -2.5 месяца при той же по-часовой нагрузке в неделю!
// Данный пример очень ярко иллюстрирует никчёмность аргументации сокращения программ пере-грузкой учеников. //

2. Начать переход на малоразмерные школы, где количество учеников не превосходит 300-350 человек. Такая мера позволит существенно улучшить управляемость школь-ным коллективом, что так же неизбежно и благотворно повлияет на общую психоло-гическую атмосферу в школе.

Обоснование. Опыт гимназий это полностью подтверждает. Кроме этого, созданию единого коллектива способствует то обстоятельство, что каждый ученик школы знает ка-ждого ученика школы ( как минимум -большинство). При небольшом количестве это бо-лее чем возможно. В любом случае к такому необходимо стремиться. Например, путём мероприятий по прямому знакомству старших с младшими. Это возможно, при установ-лении наставничества, когда старшие школьники, под контролем учителя помогают младшим.

3. Повысить заработную плату, а точнее ставку учителя до средней по стране величины зарплаты как минимум. А учитывая особую социальную значимость его работы - вы-ше данного рубежа, чтобы работа учителя наконец-то стала хоть немного престижной.
Так же, необходимо одновременно сократить и почасовую нагрузку учителя, во избе-жание его перегрузки. Данное ограничение ни как не должно сказаться на уровне зар-платы учителя.

Обоснование. В настоящее время, при установлении в нашей стране общества по-требления, многие члены общества стали очень много внимания обращать на такие фак-торы как заработная плата, общий доход, социальная защищённость профессии. В на-стоящее же время по этим параметрам профессия учителя находится в самом низу соци-альной "табели о рангах". Это так же отражается на отношении учеников к учителям (учитель ниже ученика), что очень препятствует всё той же воспитательной работе с уче-никами.
Конечно, большинство взрослых по прежнему с уважением относится к представи-телям данной профессии, но и среди них начали появляться индивиды, относящиеся к учителям как к людям третьего сорта. Данное отношение заразительно как среди взрослых так и среди детей. Тем более заразительно, что телевизионная реклама в последнее время очень сильно этому способствует (во многих рекламах учитель показывается как человек тупой, глупый, злобный и т.д.). В этом ключе не было бы лишним запретить законода-тельно такие рекламы, как унижающие честь и достоинство всех учителей и как социаль-но опасные.
О перегрузке. В настоящее время, для того, чтобы хоть как-то свести концы с конца-ми, учитель вынужден брать огромное количество "часов". (Я, например, когда ещё рабо-тал в школе, часто брал нагрузку больше 36 часов в неделю (две ставки). Несколько раз моя почасовая ставка доходила до 50-54 часов в неделю. Такое получалось в частности из-за того, что в школах последнее время хронически не хватает учителей). При таких на-грузках учитель часто не в состоянии нормально готовиться к урокам.(Рабочий день уроки + подготовка к урокам, занимает более 12-14 часов в сутки.) Не говоря о том, что вести воспитательную работу среди учеников. Часто возникает серьёзная проблема -хотя бы примерно запомнить тех учеников у которых преподаёшь. Ведь при большой почасовой нагрузке количество классов соответственно так же возрастает. И получается, что учитель должен знать фамилии, имена и, как минимум, успеваемость с поведением от 150 до 200 учеников, что физически невозможно для среднего человека.

4. Применение ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА, в таких условиях, должно стать обя-зательным. Ученики должны учиться по индивидуальным планам, которые предпола-гают безусловное усвоение того материала, который есть в программе. Причём усвое-ние должно вестись исключительно теми методами, которые исключают психотравмы и перегрузку учеников.

Пояснение. Необходимо крайне(!), отказаться от практики запугивания оставлением на второй год. Более того! Так как ученики будут учиться каждый в своём темпе, необхо-димо изжить из практики и представление об отстающих как об ущербных.
// Это представление, как мне представляется, так же является одним из зловредных положений за-падной культуры //
Существование людей с разной скоростью развития и скоростью усвоения инфор-мации - научный факт. И люди с разной скоростью развития и усвоения информации не обязательно различаются и по уровню интеллекта. Равенство возможностей, по этому, должно подразумевать и равенство прав учеников. Все должны получать к окончанию школы соответствующий минимум знаний, предусмотренный единой программой, оди-накового объёма и одинакового качества. Отличие должно быть только в сроках оконча-ния. Быстро учащийся ученик, должен так же иметь возможность не только "досрочно" закончить школу, но и поступить в ВУЗ непосредственно по окончании школы. Чего, кстати, сейчас нет. Знаком с примером //знаком лично с этой семьёй//, когда девочка "за-кончила" университет вместе с матерью (филфак) в четырнадцать лет(!), сдала все эк-замены, но так как было "не положено" ничего по окончании не получила.

5. Вернуть "старые" учебники, которые были понятны ученикам, или написать новые, но в полном соответствии и требованиями педагогики и возрастной психологи. Со-ответственно, провести кардинальную ревизию остальных на это же соответствие.

Обоснование. Нынешние учебники в большинстве своём пишутся не специалиста-ми-психологами или педагогами а докторами наук, которые часто не имеют никакого представления о том, как надо подавать материал для учеников разного возраста. Из-за этого получается неудобочитаемый для учеников учебник, сильно нарушающий весь про-цесс усвоения материала (скачки между темами, разрывы в последовательности изложе-ния материала, слишком тяжёлый, наукообразный язык и т.д.). В дальнейшем должно стать правилом написание учебников только специалистами-педагогами и психологами, а проверку на точность проводить уже с помощью докторов соответствующих наук. Но всё равно, даже после проверки, окончательную доводку должен осуществлять только спе-циалист в области педагогики или психологии!
Отдельная тема - тенденциозность учебников, грубые неточности и прямые искаже-ния фактов в учебниках истории.
// Например, см.: История Отечества XX век. ( Выходные данные: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. уч-реждений. под ред. Сахарова А.Н. - М.: Просвещение, 2000.) На стр. 279 последний абзац. О полёте Гага-рина. Пример яркий но, к сожалению, далеко не единичный. ( (!!!) К сожалению, мой доступ к нужным кни-гам, очень ограничен. Наш город очень провинциален. Я хорошо помню то, что читал но скверно помню названия книг и поэтому не могу поставить адекватную ссылку на литературу подтверждающую моё утвер-ждение в данной ссылке. Прошу людей, кто имеет данный доступ или просто знает источники - дать ссыл-ку. (В частности, книги Я. Голованова и т.п.) ) //

6. Разобраться, наконец, с правовым статусом учителя. Он должен быть, в правовом плане по крайней мере таким же, как и рядовой гражданин. Ему нужно дать право противостоять хулиганству. И не на словах дать, как сейчас, а на деле. Закрепить зако-нодательно. Хотя бы аннулировав ту псевдогумманистическую чушь, что за гуманизм выдаётся и делает учителя бесправным. Уголовный, гражданский и административный кодексы - для всех существуют. В деле правового регулирования поведения учителя должны остаться только они!

Обоснование. Практика, когда ученик ставится выше учителя, откровеннейшее ан-тинаучное политиканство! Для того, чтобы учитель мог эффективно учить и воспитывать, он должен иметь непререкаемый авторитет. То есть учитель, в социальной и психологиче-ской, "табели о рангах" должен находиться выше ученика. Это аксиома психологии. По-ложение, когда учитель в правовом плане находится ниже ученика, приводит взаимоот-ношения в системе ученик-учитель в крайне неравновесное состояние. Причём на 90% за-висящее от культуры ученика и его "просвещённости" в данном вопросе.
// Именно на 90%, так как 90% личностно значимого для ученика общения идёт помимо учителя (во многих случаях даже больше).//
Достаточно адекватных способов реагирования на хамство со стороны ученика, или откровенное хулиганство, у учителя нет. И этому способствует отношение многих ро-дителей к учителям как к людям третьего сорта. Так же этому способствует законодатель-ная неразбериха в статусе и правах учителя.
По моему мнению, данные положения надо заменить давно существующими, на-пример в альпинизме, правилами: "Пункт первый: инструктор всегда прав. Пункт второй: если инструктор не прав, то… см. пункт первый!". То же должно быть принято и для ста-туса учителя. Для учителя в данной области правового регулирования должны остаться, как уже было сказано, только административный, гражданский и уголовный кодексы.
//Один мой бывший коллега, предлагает даже передать некоторые полномочия и права правоохрани-тельных органов учителям. Тогда не будет возникать идиотских вопросов типа: "По какому праву учитель применил силу, чтобы доставить хулигана в милицию?". Ныне возникновение таких вопросов - правило. //

7. Укомплектовать школы штатом профессиональных психологов, из расчёта: на каждые 60 учащихся - один психолог. При этом сократить до необходимого минимума коли-чество бумаг, которые психолог должен вести и составлять. Психолог должен зани-маться своей работой, а не бумаготворчеством.

Обоснование.
Учитель очень редко занимается таким видом деятельности как социальная адапта-ция подрастающего поколения. В большей части его работа состоит в том, что он учит тому предмету на который "поставлен". Воспитательную работу он может вести в очень ограниченных количествах. Психологическое образование практически у всех учителей отсутствует.// Крупнейшая недоработка педвузов! Будущего педагога прежде всего обучают педагогике, методикам преподавания, а психология остаётся как бы в стороне.// Учителя слишком часто допус-кают исключительно дикие промахи в психологическом плане. Это так же должен коррек-тировать психолог. И учительское поведение, и психологически травмированных учени-ков. Должен отслеживаться так же и социально-психологический рост учеников с необхо-димой коррекцией, что предполагает весьма специфических знаний и большого количест-ва времени на получение и обработку информации.
Цифра "60", и некоторая информация по необходимой психологической работе в школе получена путём прямого опроса практикующих психологов.
// Если быть точным, то ответы располагались в пределах 50 - 60. цифра 60 вытекает, прежде всего, из положения, что классы должны быть по 15 человек.. Отсюда 15x4=60.//
То, что бумаг, которые должен написать психолог бывает слишком много, так же получено методом опроса тех же самых психологов. По моему мнению всё это изобилие бумаг в большинстве своём - творчество местного управления образования.
Из реальной загрузки психолога так же вытекает и необходимое количество психо-логов в отдельно взятой школе. Т.е.


8. Каждый психолог, работающий в школе, в должной мере должен быть знаком с необ-ходимым минимумом существующих психотехник и технологий психокоррекции. Причём не только знаком, но и владеть тем минимумом, который позволяет проводить необходимую психокоррекцию учеников на месте. Для этого же, каждый психолог должен, пройдя соответствующий курс (в обязательном порядке), получить сертифи-кат и право на проведение психокоррекций.

Обоснование.
Коррекция предполагает знание того, КАК это надо делать. КАК это делается - со-держит соответствующая психотехника. предубеждение перед психотехниками как среди обывателей, так и прежде всего среди психологов, надо изживать всеми доступными спо-собами! Если уличные пройдохи, цыгане, "экстрасенсы" и прочая малообразованная и во-обще не образованная публика (крайний и самый опасный случай составляют так назы-ваемые деструктивные культы), могут и применяют психотехники самого разного свойст-ва и степени тяжести, то психолог, работающий в школе должен хотя бы знать КАК про-тивостоять и компенсировать такое воздействие. По большому счёту психолог должен применять данные психотехники не только для компенсации подобного воздействия, но и для коррекции возможных отклонений от нормы в психологии конкретного ученика.
Возможное применение психотехник - обучение ученика восприятию информации получаемой на уроке, в общении с одноклассниками и тому подобное. Коррекция фобий и некоторых других отклонений если они не выходят за пределы компетенции психолога и не вторгаются в пределы компетенции психиатра. Такие крайние отклонения так же должны отслеживаться для их своевременного исправления специалистами. Но, опять та-ки данные знания весьма специфичны и требуют соответствующего обучения с по-лучением соответствующего же сертификата дающего право на подобную деятель-ность.
Клубы подобные московскому "Синтону" всегда вызывали повышенный интерес и пользовались популярностью. Эта область так же должна быть "прикрыта", так как в слу-чае отсутствия подобного клуба у молодёжи всегда есть альтернатива в виде "преступных сообществ", деструктивных культов и им подобных объединений.

9. Надо переходить так же на универсализацию учителей. Т.е. возвращаться к очень давней практике преподавания одним учителем нескольких дисциплин. По крайней мере такое необходимо в области "математика-физика" и "биология-химия".

От Богатырев А.П.
К Богатырев А.П. (15.10.2002 19:19:58)
Дата 15.10.2002 19:36:33

А нужна ли школе ЭТА реформа? (4)

Примечания к "Предложениям…".

1. Системность образования и коллективизм.

Необходимо сохранить системность образования, которая была до девяностых годов.
Необходимо так же сохранить и коллективизм, который весьма хорошо развивается если старшие ученики, преуспевшие в обучении, помогают младшим - Как плохо усваи-вающим учебный материал так и "продвинутым". А взаимопомощь среди одноклассни-ков, которая сейчас существует в полулегальном виде и часто приобретает весьма уродли-вые формы, необходимо легализовать и сделать правилом. Но правилом не в виде подска-зок правильного ответа, или откровенного списывания, а в виде помощи и взаимопомощи при изучении предмета. Я, когда ещё преподавал в школе, такое применял постоянно, и ученики весьма охотно шли на такого рода взаимопомощь. Нет ничего криминального в том, если понявший материал ученик объяснит то же и соседу. От этого, как известно, вы-играют все, первый лучше усвоит уже понятое, а второй получит быстро то, что необхо-димо по программе урока. Ученики при этом часто спорят между собой, но это спор дело-вой, приводящий к конкретному результату. Если они не приходят к приемлемому для них выводу, то для разрешения спора у них всегда есть учитель, которого всегда можно спросить и получить ответ.

2. Утилитаризация образования.

Аргументы типа: "то, что я когда-то в школе изучал - мне никогда в жизни не понадоби-лось", необходимо отметать по той причине, что такие индивиды просто не в состоянии оценить и сравнить свои способности с и без данного образования. Как показывают мно-гие авторы (например см. М.А. Холодная "Психология интеллекта: парадоксы исследова-ния" Мосва-Томск, 1996; Дружинин В.Н. "Психология общих способностей" СПб; Изда-тельство "Питер" 1999г.) даже после того как индивид забудет всё, что изучал, в мозгу сохраняются, так называемые "ментальные структуры" // Термин М.А. Холодной.//которые хранят полученные в процессе изучения этих предметов навыки. Данные навыки могут проявляться не только при изучении дисциплин и предметов непосредственно относящих-ся к изученным (лёгкость освоения), но и в других областях, часто очень далёких от изна-чальных. Если полученные знания ещё и хорошо увязаны друг с другом, то мировоззрение основанное на данной системе даёт её обладателю очень большую гибкость мышления. Такая личность часто фигурирует в обыденном представлении как "истинный интелли-гент", "творческая личность". Отличие данного типа творческой личности от тех креати-вов, которые не получили системного образования в том, что область применения их спо-собностей неизмеримо шире чем, у "недоученного". Так же шире и выбор вариантов ре-шения проблемы при творческой деятельности.
//Часто первые не видят никаких проблем там, где для вторых эти проблемы существуют и кажутся непре-одолимыми.//
Примером могут служить выпускники физического факультета Кубанского госуниверси-тета моего и последующего выпусков. Практически все они устроились на весьма хоро-шие должности где они в той или иной степени реализовали свои возможности. Спектр профессий чрезвычайно широк. От профессий непосредственно прилегающих к изучен-ным дисциплинам (программист банка, системный администратор, преподаватель вуза, исследователь в НИИ), до очень далёких (автор этих строк пишет, например, диссертацию по психологии). Есть так же журналисты, писатели, предприниматели.

3. О психотехниках и манипуляции сознанием.

Психотехники как таковые очень близко по своей сути лежат к такой области как манипуляция сознанием. // В сущности они часто являются составной частью того или иного метода манипуляции сознанием.//Морально-этическая сторона данной деятельности нашими филосо-фами очень не проработана. Так что большинство психологов к данного рода деятельно-сти относятся либо насторожено, либо враждебно.
По моему же мнению, психолог, не владеющий психотехниками - дипломированный пустозвон, так как такой человек подобен хирургу, которого обучили очень многому, но забыли обучить тому, как лечить и оперировать. Он очень много может наговорить вам разных умных вещей, но ничего исправить не может.
Психолог же знающий, но сознательно избегающий применения психотехник для необходимой психокоррекции клиентов - шарлатан. Причём очень опасный шарлатан, так как порождает надежды которые не сбываются.
Всем специалистам, в этой области, известно, что под определение психотехник подпадает очень обширный список видов деятельности. В частности, деятельность свя-щенников "официальных религий"; деятельность пропагандистов и агитаторов в том числе многих деструктивных культов; деятельность цыганок, выманивающих деньги у прохожих; деятельность "экстрасенсов", "народных целителей" и так далее и тому по-добное. Даже деятельность просто человека, который "без всяких там университетов" умеет грамотно кого-то обжулить или просто убедить в чём-либо - так же является психо-техникой.
Вся человеческая цивилизация основана на существовании и применении психотех-ник. Как во зло так и во благо. Просто только в 20 веке окончательно было сформулиро-вано знание и определение данного рода человеческой деятельности. И то, что целая за-падная цивилизация основана на манипуляции сознанием само по себе ни злом ни добром не является. Главное - в сущности тех изменений, которые данные манипуляции вызыва-ют в человеке и в обществе. (по моему мнению именно в этом заключается главное со-держание книги С. Кара-Мурзы "Манипуляция сознанием". Изменения порождаемые за-падной культурой в человеческом обществе - враждебны человеческой сущности.).
Отсюда: Главное - цель данной манипуляции.
Психотехники - они как скальпель хирурга - им можно вырезать раковую опухоль и спасти жизнь, но тот же скальпель в руках преступника может убить.
По большому счёту произведение С. Кара-Мурзы "Манипуляция сознанием" - опи-сание как раз последнего случая. Отсюда следует то, что тот, кто обвиняет самого Кара-Мурзу в манипуляции - на самом деле либо не понимает сути вопроса, либо сознательно лукавит, пытаясь оставить право на манипуляцию только за собой. Здесь надо снова на-помнить: главное - цель.
Если какой-то родитель хочет воспитать в каких-то традициях своё растущее чадо, то он неизбежно применяет те самые "психотехники". Он только не знает, что это так назы-вается. То же относится и к деятельности учителя со школьным психологом. Отличие до-морощенных и традиционных психотехник, которые все и всегда называли методами вос-питания, от разработанных специалистами-психологами - в эффективности, целенаправ-ленности и силе воздействия. И предназначены данные психотехники не для увещева-тельных бесед, а для очень серьёзного вмешательства, влекущего за собой иногда весьма серьёзные изменения в поведении, мышлении и восприятии действительности клиентом.
Из этого всего вытекает не только необходимость для школьного психолога знать и владеть данными психотехниками, но и обладать соответствующим сертификатом, даю-щим право на применение тех психотехник, что он изучил. Ведь не доверяют же какому-то дяде Васе сантехнику скальпель для проведения сложной хирургической операции. Единственное для чего ему тот скальпель могут доверить это нарезать им колбасу для обеда.

От Богатырев А.П.
К Богатырев А.П. (15.10.2002 19:36:33)
Дата 15.10.2002 19:45:57

О Кара-Мурзе и манипуляции сознанием

Отрывок из приведенного выше текста:
"Психотехники - они как скальпель хирурга - им можно вырезать раковую опухоль и спасти жизнь, но тот же скальпель в руках
преступника может убить.
По большому счёту произведение С. Кара-Мурзы "Манипуляция
сознанием" - описание как раз последнего случая. Отсюда следует
то, что тот, кто обвиняет самого Кара-Мурзу в манипуляции - на
самом деле либо не понимает сути вопроса, либо сознательно лукавит, пытаясь оставить право на манипуляцию только за собой.
Здесь надо снова напомнить: главное - цель."

Постараюсь участвовать в обсуждении моего текста (повторю, что он выложен в копилку в виде двух архивированных файлов reform-obraz.zip и predlozh-obraz.zip). Правда, доступ к интернету у меня плохой.

Мой почтовый адрес
mianomo@rambler.ru

Богатырев Александр Петрович



От GhostGuest
К Богатырев А.П. (15.10.2002 19:45:57)
Дата 15.10.2002 19:55:38

Re: Большое спасибо.

Александр Петрович, весьма признателен Вам за подтверждение моего тезиса.