От alex~1
К C.КАРА-МУРЗА
Дата 03.09.2002 14:30:29
Рубрики Идеология; Теоремы, доктрины; Семинар;

Ре: Антисоветизм обществоведов...

>Я считаю, что можно утверждать следующее: истмат, взятый как система постулатов, отобранных исторических фактов и логики рассуждений, не имел в своей структуре инструментов, блокирующих инверсию мышления его последователей. Это - дефект учения об обществе. При отсутствии таких методологических тормозов крупномасштабное ренегатство с крахом больших проектов неминуемо.


Видимо, "мой марксизм" сказывается :), но я привык считать наличие такой блокировки признаком догматического религиозного (или псевдорелигиозного) подхода.

С уважением

От C.КАРА-МУРЗА
К alex~1 (03.09.2002 14:30:29)
Дата 03.09.2002 16:04:09

Блокировка этическими ценностями как догматизм

Это - исключительно важное положение. Значит, критерий "справедливости" был в вульгарном истмате ширмой? Ведь с 1991 г. обществоведы без всяких усилий стали писать, что понятие справедливости - атавизм. Стали вовсю цитировать Хайека, говорящего, что в словаре демократа не может быть слова "справедливость". Выходит, истмат - такая методология, которая не накладывает на мысль аналитика ограничений в таком важном срезе. Может ли быть упорядоченное знание без догм? Знание - нет, оно становится конъюнктурной идеологией.

От Товарищ Рю
К C.КАРА-МУРЗА (03.09.2002 16:04:09)
Дата 10.09.2002 12:32:00

Вероятно, это именно так и есть!

>Это - исключительно важное положение. Значит, критерий "справедливости" был в вульгарном истмате ширмой? Ведь с 1991 г. обществоведы без всяких усилий стали писать, что понятие справедливости - атавизм. Стали вовсю цитировать Хайека, говорящего, что в словаре демократа не может быть слова "справедливость". Выходит, истмат - такая методология, которая не накладывает на мысль аналитика ограничений в таком важном срезе. Может ли быть упорядоченное знание без догм? Знание - нет, оно становится конъюнктурной идеологией.

Я вот что-то не припомню у Маркса - если исключить совсем раннего, но ТЕ его произведения вообще трудно читать без смеха, пусть даже и по другому поводу (я и кто-то еще тут давали ссылки на их анализ), - упора на "справедливость" хотя бы по отношению к пролетариям.

У меня остался сильный осадок того, что он весь упор делал на ПЛАНОМЕРНОСТЬ развития будущего общества с целью исключения стихийности и как результат - циклических кризисов, и просто не видел возможности внедрения такой планомерности в условиях достаточно мелкого (немонополистического и конечно не ТНК-типа) капитализма. А факты о бедственном положении рабочих и т.п. использовал исключительно как инструмент для возмущения масс с целью вовлечения их в борьбу. Где-то у меня была ждаже записана цитата из Энгельса на эту тему.

Примите и проч.

От Дмитрий Ниткин
К C.КАРА-МУРЗА (03.09.2002 16:04:09)
Дата 03.09.2002 17:28:46

Re: Блокировка этическими...

>Это - исключительно важное положение.
Да, разумеется. Блокировка выводов рассудка этическими ценностями является догматизмом, потому что этические ценности в данном случае носят характер догмы, вступающей в противоречие с разумом. Ответственно заявляю об этом, как догматик и мракобес :).

>Значит, критерий "справедливости" был в вульгарном истмате ширмой?

Я не знаю, с какой версией истмата Вы знакомы, но попробую тряхнуть стариной и вспомнить свои студенческие познания. Помнится, нас учили, что если социалисты-утописты строили свои общественные прожекты исходя из критериев "социальной справедливости", то основоположники научного коммунизма "вычислили" неизбежность обобществления средств производства, после чего "доказали", что установившийся порядок будет отвечать представлению пролетариата о справедливости. Абстрактную общечеловеческую "справедливость" основоположники отрицали. Читайте "Анти-Дюринг, коллега!

>Выходит, истмат - такая методология, которая не накладывает на мысль аналитика ограничений в таком важном срезе.
Конечно, не накладывает. Помните знаменитое ленинское, о том, что для нас морально то, что соответствует интересам пролетарской революции (за точность цитаты не ручаюсь)? Или еще лучше у Троцкого, "Их мораль и наша". Очень рекомендую!

>Может ли быть упорядоченное знание без догм? Знание - нет, оно становится конъюнктурной идеологией.

По-моему, наоборот. Знание без догм возможно, но будучи оснащенным догмами, оно становится идеологией.

От alex~1
К C.КАРА-МУРЗА (03.09.2002 16:04:09)
Дата 03.09.2002 16:30:58

Re: Блокировка этическими...

>Это - исключительно важное положение. Значит, критерий "справедливости" был в вульгарном истмате ширмой? Ведь с 1991 г. обществоведы без всяких усилий стали писать, что понятие справедливости - атавизм. Стали вовсю цитировать Хайека, говорящего, что в словаре демократа не может быть слова "справедливость". Выходит, истмат - такая методология, которая не накладывает на мысль аналитика ограничений в таком важном срезе. Может ли быть упорядоченное знание без догм? Знание - нет, оно становится конъюнктурной идеологией.

Именно со "справедливостью" вопрос сложный.
С одной стороны, в марксизме (и даже уже - истмате) на уровне модели "справедливость" не присутствует. В этом Александр, безусловно, прав. С другой стороны, в истмате - или в идеологии, берущей за основу истмат - справеделивость (понимаемая как отсутствие эксплуатации, отчуждение трудящегося от результатов труда, обеспечение условий для реализации возможностей человека), конечно же, есть.
Я не думаю, что таая "идеологическая" составляющая - признак "ненаучности". Например, насколько я знаю, современные теории эволюции не могут обойтись без "конечной цели (sorry за возможное неправильное применение термина)".

И еще один важный момент. Если один и тот же человек ("обществовед") клялся в верности "справедливости", а затем, при других обстоятельствах, начал говорить, что справедливости нет, то нет оснований видеть в этом инверсию марксиста как ученого (с вытекающей из его системы взглядов идеологией). Все может быть гораздо проще - Ленин называл это "достаточно вескими житейскими соображениями".

Так что с оценкой отказа от "справедливости" я вижу целых две различных "сложности":)

С уважением