В японском Законе о валютном обмене и внешней торговле закреплено положение о свободном в принципе осуществлении импортных операций. Одновременно законом оговаривается возможность применения в «минимально необходимых» масштабах контрольных и ограничительных мер.
Основные цели импортного регулирования сводятся к следующему: выполнение международных обязательств (в частности, обязательств, вытекающих из положений Конвенции о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения, и Монреальского протокола о веществах, разрушающих озоновый слой, а также из ограничений на импорт из Ирака, введенных совместно с другими странами); поддержание порядка при осуществлении импортных операций (регулирование условий платежа с целью исключения недобросовестного исполнения сделок); осуществление внутреннего контроля за производством (введение соответствующих ограничений); стабилизация спроса-предложения и цен; прочие (общественная безопасность, защита здоровья людей, флоры и фауны, соображения общественной морали и т.д.).
Правовую основу импортного регулирования в Японии, кроме Закона о валютном обмене и внешней торговле, составляют: Закон о таможне и другие законы, имеющие отношение к таможенным вопросам (введение, сбор и уплата таможенных пошлин, процедура таможенной очистки импортных товаров), Закон об экспортно-импортных операциях (упорядочение импортных операций), Закон о контроле за продовольствием, Закон о монополии на алкоголь и др. (импорт товаров, входящих в ведение государственной торговли), Закон о контроле за наркотиками, Закон о контроле за инфекционными болезнями домашних животных, Закон об охране растений, Закон о санитарном контроле качества продуктов питания и др. (охрана здоровья, санитария и т.д.).
Среди применяемых в Японии торгово-политических инструментов регулирования импорта важное значение, особенно в свете завершившихся многосторонних переговоров в рамках Уругвайского раунда ГАТТ, отводится импортному тарифу.
Таможенный тариф представляет собой перечень товаров, облагаемых пошлинами. Япония применяет тарифную номенклатуру, основанную на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС) с различным числом цифровых значений (от 4 до 6) в зависимости от того или иного товара. Все импортируемые товары разносятся по 21 разделу, 97 главам, 240 позициям и 5018 субпозициям. Для внешнеторговой статистики в тарифе добавлены еще три знака, благодаря чему система кодов может быть легко адаптирована к конкретным нуждам отдельных стран. Один цифровой знак в тарифе используется для оформления грузов, провозимых в рамках «Японской системы таможенной обработки воздушных грузов» (ЯСТОВГ), с помощью электронной системы обработки данных.
Таможенный тариф Японии, как и в большинстве стран мира, является многоколонным. Ставки пошлин в нем сгруппированы в четырех столбцах: в первом — общие (базовые) ставки, которые могут быть изменены в одностороннем порядке, во втором — ставки, закрепленные в ГАТТ/ВТО (так называемые договорные, или конвенционные), в третьем — преференциальные ставки, в четвертом — временные ставки пошлин, вводимых на основании Закона о временных тарифных мерах.
Базовая ставка является основной ставкой, применяемой к каждой категории на долгосрочной основе, если обязательства не требуют внесения каких-либо поправок. Базовые ставки практического применения почти не имеют, поскольку в соответствии с Законом о временных тарифных мерах ежегодно или по мере необходимости устанавливаются временные ставки, которые и применяются в случае их расхождения с базовыми.
Временные ставки устанавливаются в зависимости от конкретной ситуации на рынке определенного товара и в экономике в целом. Они применяются вместо базовых ставок в течение оговоренного периода времени, когда возникает такая необходимость. В тех случаях, когда для одного и того же товара определены как базовая, так и временная ставки, последняя всегда имеет приоритет.
В отличие от базовых и временных ставок, которые применяются одинаково к товарам, импортируемым из всех стран, преференциальные ставки применяются только к товарам, ввезенным из некоторых слаборазвитых стран и регионов. Преференциальные тарифные ставки введены и для наименее развитых стран в рамках классификации Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), причем они устанавливаются странами самостоятельно, поскольку ЮНКТАД этого не делает.
Ставки ГАТТ/ВТО предусматривают снижение тарифа на ряд категорий товаров в силу международных договоренностей. Страны, имеющие право на такие ставки, пользуются в Японии режимом наибольшего благоприятствования. Ставки ГАТТ/ВТО имеют приоритет перед базовыми и временными ставками (если только ставки ГАТТ/ВТО не оказываются более высокими, чем базовые и временные ставки).
В настоящее время Япония не является участником никаких других международных соглашений по тарифным ставкам, кроме ГАТТ/ВТО. Но она заключила с рядом стран двусторонние соглашения, по которым эти страны получают статус наибольшего благоприятствования, и к товарам, ввозимым из таких стран, тоже применяются ставки ГАТТ/ВТО.
При выборе ставки пошлины для таможенного обложения импортируемого товара руководствуются правилом: сначала берется ставка преференциального столбца, затем — ставки ГАТТ/ВТО, временная или общая. Если ставка ГАТТ/ВТО превышает другие ставки, используется временная ставка, а в случае ее отсутствия — ставка пошлины общего столбца. В самом тарифе для облегчения выбора требуемой ставки неиспользуемые пошлины заключаются в скобки.
В соответствии с принятой в Японии Общей системой преференции (ОСП) товары, ввозимые из развивающихся стран и регионов, облагаются пошлиной по более низкой ставке, чем товары, ввозимые из развитых стран. Целью такого снижения ставок является активизация экспортно-импортной торговли с указанными государствами и регионами для ускорения их экономического развития. При такой системе к определенным товарам из стран установленного списка применяются более низкие тарифные ставки (ниже ставок для стран, имеющих статус наибольшего благоприятствования).
В настоящее время преференциальные ставки пошлин применяются в соответствии с ОСП по отношению к импорту из 155 развивающихся стран и 25 территорий ( в 1971 г. в этом списке значилось 96 объектов, в 1985 г. — 123), причем для 41 из них установлен беспошлинный ввоз для всех их продуктов. В иных случаях в японской схеме преференций предусматриваются беспошлинный ввоз для большинства промышленных изделий и одной трети сельскохозяйственных продуктов и 50%-ная скидка с тарифа режима наибольшего благоприятствования (последняя распространяется на 20% сельскохозяйственных продуктов). Для ввоза примерно половины промышленных изделий по преференциальным ставкам установлены количественные ограничения. Из японской системы преференций исключены, однако, некоторые «чувствительные» сельскохозяйственные товары, например, зерно, сахар, молоко и молочные продукты, мясо и мясопродукты, а также нефтепродукты.
Льготы ОСП распространяются на 5% японского импорта в целом и на 10% импорта из развивающихся стран.
Японский таможенный тариф предусматривает использование большого разнообразия пошлин, дифференцирующихся в зависимости от метода определения тарифной ставки. Такое положение, по мнению японцев, обеспечивает более надежный уровень защиты внутренней продукции, в первую очередь сельскохозяйственной, перед лицом мировых ценовых колебаний или внезапных наплывов дешевого импорта.
В случае адвалорных пошлин стоимость импорта определяется на основе цены СИФ ввозимого товара, т.е. на основе цены товара, используемой при его продаже обычными оптовыми партиями в ходе обычной торговли в стране-экспортере на момент экспорта плюс фрахт, страхование и другие побочные расходы в ходе транспортировки. Около 95% всех категорий товаров, перечисленных в «Сборнике таможенных тарифов», облагаются адвалорными пошлинами.
Базой для определения размера специфических пошлин служит физический объем товара (количество единиц, геометрический объем, вес и т.д.). Размер пошлины на такие товары не зависит от цены на сами товары. В настоящее время такими пошлинами облагаются вино и растительное масло.
Как отмечает министерство финансов Японии, «специфические пошлины обладают по сравнению с адвалорными немалыми преимуществами, которые состоят в легкости, с которой они могут быть подсчитаны, в возможности применения той же ставки к товарам тех же типов и качественных характеристик, а также в более прочной защите национальной промышленности»1.
Одним из следствий присоединения Японии к договоренностям Уругвайского раунда стал рост числа специфических пошлин на 1 — 6% для всех товарных позиций. В целом, однако, по итогам Уругвайского раунда ставки большинства японских неадвалорных пошлин будут значительно снижены по сравнению с применяемыми ныне.
Смешанные пошлины представляют собой комбинацию адвалорных и специфических пошлин. Существуют два типа смешанных пошлин: адвалорно-специфические избирательные пошлины (избирательные пошлины) и адвалорно-специфические комплексные пошлины (комплексные пошлины).
В случае избирательных пошлин для каждого товара определяется размер как адвалорной, так и специфической пошлины, а оплата производится по более высокой (а в некоторых случаях по более низкой) из них. В настоящее время избирательные пошлины применяются к таким товарам, как шерстяные ткани и яичный желток.
В случае комплексных пошлин одновременно используются ставки адвалорной и специфической пошлины. В связи с тем, что размер специфической пошлины, как правило, уменьшается с ростом цены на импортируемые товары, на товар дополнительно налагается адвалорная пошлина, целью применения которой является защита национальной промышленности. В настоящее время комплексные пошлины не применяются ни к одной из категорий ввозимых в Японию товаров.
По дифференциальным тарифам облагается таможенной пошлиной разница между ценой импортируемых товаров и официальной ценой на эти товары, определяемой государственными органами. Дифференциальные тарифы направлены на достижение двоякой цели: защиты отечественных товаропроизводителей и стабилизации цен на рынке. Применение данной системы предотвращает проникновение на японский рынок товаров с ценой ниже установленного уровня. Если же цена на импортируемые товары возрастает, тарифное бремя автоматически облегчается.
Скользящие тарифы призваны снизить негативное влияние на японских производителей и потребителей значительных колебаний мировых цен на определенные товары (например, лук или медную руду). При использовании скользящих тарифов таможенная пошлина взимается, когда цена на импортируемые товары достаточно низка, а при повышении определенного уровня цен на товар он освобождается от пошлины. Тарифы называются скользящими, потому что их ставки изменяются с ростом стоимости товара.
Сезонные тарифы на определенные товары изменяются в Японии в зависимости от времени года. В настоящее время сезонные тарифы применяются к импорту свежих и предварительно переработанных апельсинов и бананов, а также к свежему винограду (в несезонный период они снижаются на 20 — 50%).
Ввоз в Японию некоторых, главным образом сельскохозяйственных, товаров регулируется тарифными квотами. При использовании системы тарифных квот товары облагаются пошлиной по первичной ставке до тех пор, пока объем импорта не достигнет определенной величины, после чего вступает в действие более высокая вторичная ставка. Как правило, тарифные квоты (т.е. количество товара, облагаемого пошлиной по первичной ставке) определяются вычитанием объема внутреннего производства из объема спроса на данный товар внутри страны. Тарифные квоты устанавливаются ежегодно особым постановлением кабинета министров.
Существующая в Японии система специальных пошлин включает в себя компенсационные пошлины, антидемпинговые пошлины и чрезвычайные пошлины. В феврале 1993 г. по итогам проводившегося с октября 1991 г. расследования в отношении импорта ферросиликонового марганца из Китая, Норвегии и ЮАР Япония впервые в своей торговой практике ввела антидемпинговые пошлины на китайскую продукцию (обвинения в адрес Норвегии и ЮАР были сняты). Ставки адвалорных пошлин составили 4,5 — 27,2%. В августе 1995 г. после полуторагодичного расследования антидемпинговые пошлины были введены в отношении импорта хлопкового волокна из Пакистана. В июле и августе 1996 г. последовали новые антидемпинговые меры в отношении пакистанских постав-щиков2.
Компенсационных и чрезвычайных пошлин Япония до настоящего времени не применяла.
Япония практикует использование тарифных уступок и изъятий, цель которых, как отмечало министерство финансов, состоит в защите национальной промышленности, развитии торговли, науки, социального обеспечения, недопущении двойного налогообложения. На начало 1996 г. в общей сложности 228 японских предприятий использовали материалы, импортированные по сниженным тарифам или беспошлинно, при условии их целевого использования. В указанное число вошли предприятия авиационной, космической, пищевой промышленности, а также предприятия, занятые производством пестицидов3.
Сравнительно с другими основными участниками международной торговли импортный тариф Японии как барьер при проникновении иностранных партнеров на внутренний рынок страны невысок: в результате Уругвайского раунда средневзвешенная ставка тарифа на промышленные изделия в развитых странах составляла 6,3%, в том числе в США — 4,6%, ЕС — 5,7, Канаде — 9, а в Японии — лишь 3,9%.
По состоянию на 1997 г., в японском импортном тарифе был предусмотрен беспошлинный ввоз примерно трети товаров (в основном сырьевых). Из 9076 девятизначных позиций, взятых по Гармонизированной системе описания и кодирования товаров, 24,9% облагались импортными пошлинами в размере менее 5%, 20,2% — от 5 до 10%, 8,1% — от 10 до 15%, 3,9% — от 15 до 20%, 4,5% — от 20 до 30% и только 3,3% — свыше 30%4.
Наиболее высокие ставки в японском импортном тарифе установлены для обуви, одежды и кожевенных изделий, продовольственных товаров и напитков. Эти ставки в ряде случаев превышают 100%, достигая, например, по отдельным сортам сахарных изделий 124%, а по обуви — даже 170% от стоимости ввозимого товара.
Как и в большинстве развитых в промышленном отношении стран, в японском импортном тарифе размер ставок пошлин находится в зависимости от степени обработки товара. Эта эскалация ставки весьма заметна, например, по продовольственным товарам (средняя ставка пошлины составляет по первично обработанным продуктам 4,8%, а по полуфабрикатам — 23,5%), по текстильным товарам (здесь пошлина по первично обработанным изделиям составляет 0,8%, по полуфабрикатам — 7,9%, а по готовым изделиям — 11,3%), по цветным металлам (необработанные — 0, полуобработанные — 3,3%, готовые изделия — 4,6%). При этом в Японии эскалация тарифов имеет место главным образом в диапазоне «сырьевые товары — полуфабрикаты», а не «полуфабрикаты — готовые изделия».
В результате Уругвайского раунда Япония обязалась к 2000 г. снизить среднеарифметическую ставку пошлин по всем товарам до уровня 4,6%, в том числе по сельскохозяйственным продуктам — до 3,7%, а по промышленным изделиям — до 4,7%.
По Уругвайскому раунду Япония обязалась довести уровень связанных тарифных ставок до 99%. Сфера связанных тарифных ставок в секторе сельского хозяйства расширится с 61 до 99% (исключения сделаны для риса и рисовых изделий). По прочим (т.е. несельскохозяйственным) товарам (исключая нефть) уровень связанных ставок пошлин увеличивается с 96 до 99%. В результате процент охватываемого такими ставками импорта возрастет с 89 до 96. Несвязанными остаются «чувствительные» товары (около 120 девятизначных тарифных позиций по Гармонизированной системе), среди которых — рыбные консервы, морские водоросли, лесные продукты, нефть и др.
Помимо импортного тарифа в целях регулирования и главным образом ограничения ввоза ряда товаров Япония широко использует и другие, нетарифные торгово-политические средства.
Прежде всего следует отметить импортные квоты, которые установлены на ряд сельскохозяйственных товаров, в том числе зерно (пшеницу, ячмень, рис), пшеничную и рисовую муку, крахмал, земляной орех, молоко и молочные продукты (порошок, сливочное масло), а также на продукты рыболовства. Импортные квоты применяются также в отношении ряда промышленных товаров, в частности некоторых органических химикатов, фармацевтики, взрывчатых веществ, резинового клея, военного оборудования и огнестрельного оружия.
В результате Уругвайского раунда Япония согласилась заменить импортные квоты на сельскохозяйственные товары тарифными квотами с более низкими ставками. Однако импортные квоты на продукты рыболовства сохраняются. Что касается промышленных товаров, то Япония согласилась отменить квоты на ввоз фактически всех фармацевтических продуктов, но сохранила импортные квоты на остальные изделия.
Размер импортных квот определяется спросом на японском рынке на данный товар и предложением его со стороны отечественных поставщиков. Для ввоза товаров, на которые установлены импортные квоты, требуется получить разрешение министерства внешней торговли и промышленности (МВТП), которое выдает импортерам сертификат с указанием размера выделенной квоты (ранее импортеры должны были также получить сертификат с согласием на импорт от банка, уполномоченного на проведение валютных операций; с апреля 1998 г. система уполномоченных банков упразднена).
Все импортные квоты, за исключением преференциальных двусторонних квот на рыбопродукты из Южной Кореи, применяются на глобальной основе и не носят дискриминационного по отношению к тем или иным странам характера. Решения об источниках импорта обычно оставляются на усмотрение имеющего лицензию импортера.
Квоты определяются либо в количественном, либо в стоимостном выражении и обычно предоставляются на срок до шести месяцев. Недоиспользование квоты не влечет за собой наказаний или штрафов. В то же время не допускается и перенос недоиспользованных частей квоты по срокам. Хотя каких-то жестких требований в отношении недоиспользования выделенных квот в Японии нет, систематическое недоиспользование может привести к их сокращению.
Запрещен импорт в Японию наркотиков и психотропных веществ, револьверов и пистолетов, фальшивой валюты, книг и других предметов, противоречащих национальной безопасности или морали, а также товаров, нарушающих патентные или подобные права. Кроме того, запрещен импорт слоновой кости и изделий из нее (за исключением их использования в научных целях).
Для ввоза в Японию ряда товаров установлен единый монопольный государственный канал. К этим товарам относятся рис, пшеница, ячмень, молочный порошок, сливочное масло, сгущенное молоко, соль, опиум, спирт, табак и сырой шелк. Импорт указанных товаров осуществляется государственными предприятиями или уполномоченными на то организациями. Так, рис, пшеница и ячмень импортируются Агентством по продовольствию (находится в системе министерства сельского, лесного и рыбного хозяйства), молочные продукты — Корпорацией по развитию животноводства, спирт с содержанием алкоголя 90% и более — МВТП, соль и листовой табак — Японской табачной компанией (последняя является монополистом по переработке табака, а также по добыче, обработке и упаковке соли), опиум — министерством здравоохранения, сырой шелк — государственным Агентством по стабилизации цен на шелк-сырец и
сахар.
Официально декларируемые цели государственной монопольной торговли состоят в стабилизации поставок потребителям, контроле за импортом в целях оказания содействия внутренним производителям, защите интересов потребителей. Государственная торговая деятельность подкреплена юридически закрепленными правами на импорт, а в некоторых случаях и монопольными правами на внутреннее производство и сбыт.
После завершения Уругвайского раунда государственный канал ввоза указанных товаров в пределах установленных на них квот сохраняется. При этом будет разрешен импорт некоторых из них (пшеницы, ячменя, молочных продуктов) сверх квот, однако при условии оплаты соответствующих (т.е. более высоких) тарифов и других сборов.
На отдельные товары при их импорте из определенных стран и регионов требуется предварительное одобрение МВТП. К ним относится китовая продукция из стран, не являющихся членами Международной конвенции по китовому промыслу, красная рыба и продукция из нее, поставляемая из Китая, Тайваня и Северной Кореи, рыба, выловленная за пределами японских территориальных вод иностранными судами и переданная в море на японские суда для ее ввоза в Японию, все товары из Ирака, пряжа и ткани из натурального шелка и некоторые другие.
Предварительное одобрение МВТП требуется также при использовании особых (определяемых нормативными актами) методов платежа при импорте, к которым отнесены, в частности: предоплата более чем за два года до таможенного декларирования товаров (за исключением продукции машиностроения, книг и периодики), платежи с рассрочкой свыше двух лет, платежи в иенах или платежными документами в иеновом выражении, направляемыми непосредственно импортеру, взаимозачеты, платежи, минующие уполномоченные банки и почту.
В 1996 г. Япония упразднила единственный остававшийся санкционированный импортный картель для импорта китайских товаров из шелка. В настоящее время в отношении такого импорта Япония использует систему импортных квот. Согласованные сторонами на 1997 г. квоты составили: шелковая пряжа — 984 т, шелковые ткани — 7,15 млн.кв.м и т.д. По итогам двусторонних консультаций по шелку между Японией и Южной Кореей стороны направили в соответствующий орган ВТО по мониторингу торговли текстилем нотификацию о выработанной ими десятилетней программе5.
Для иностранных поставщиков сбыт товаров на японском рынке в значительной мере затрудняется предъявлением строгих технических и других специальных требований. Речь идет о существующих в Японии особых национальных стандартах, системах сертификации и инспекции качества товаров, требованиях техники безопасности, экологии, санитарно-гигиенических и ветеринарных правилах и т.д.
Большинство сельскохозяйственных и пищевых продуктов, в соответствии с японским законодательством, должно гарантировать защиту здоровья и безопасность потребителей. Это касается и целого ряда промышленных продуктов, в том числе химикатов, фармацевтики, удобрений, дубильных и красящих материалов, парфюмерии, мыла, фотографической пленки, инсектицидов, изделий из пластмассы и резины, шкур и кож, столовой и кухонной посуды, ножевых изделий, оберточной бумаги, оптических волокон и линз, очков, медицинских приборов, инструмента, аппаратуры, мебели, игрушек и т.д.
Для импорта меховых и кожаных изделий требуется представление сертификата, указывающего наименование животного, из которого изготовлены эти товары. При импорте в Японию фруктовых соков должно указываться процентное содержание ингредиентов. Импортируемые замороженные фрукты и овощи должны иметь сертификат, свидетельствующий о температуре, при которой они были заморожены. При импорте таких предметов торговли, как растения, семена, животные, мясо, перо, кости, рога, шкуры, птица, яйца, вино и пчелы, требуется представить сертификат об инспекции товара в стране его происхождения.
Японская система стандартов и технических требований продолжает оставаться весьма сложной и служит источником наибольших разногласий между Японией и ее торговыми партнерами. По мнению Токио, указанная система в настоящее время вполне сопоставима с аналогичными системами других стран с точки зрения транспарентности и соответствия международным стандартам. Торговые же партнеры Японии считают, что доступу на рынок продолжают препятствовать ограничительная деловая практика и различные нетарифные меры, включающие обременительные испытательные, инспекционные и таможенные процедуры, использование сложных стандартов, трудности доступа к сетям товарного обращения.
Из более чем 8 тыс. японских стандартов на изделия промышленности (индустриальных стандартов) сравнимы с международными около четверти, а полностью соответствуют международным стандартам лишь 2,5%. По данным ВТО, в этой связи значительно затруднен экспорт в Японию медицинского оборудования, измерительных приборов, электротехнических изделий, оборудования связи, автомобилей, судов, железнодорожного подвижного состава и другого оборудования.
В рамках курса на дерегулирование Япония прилагает усилия к тому, чтобы продвинуться в направлении большей международной гармонизации и достижения взаимно признаваемых договоренностей6. Так, в соответствии с пятилетним Планом социально-экономических структурных реформ Япония должна «привести стандарты и систему сертификации в гармоничное соответствие с международными нормами», а также «провести консультации на двусторонней и региональной основе относительно возможности введения систем взаимного признания»7.
Япония постепенно расширяет практику использования иностранной сертификации и инспекции товаров. Например, в ноябре 1994 г. была достигнута договоренность Японии с Европейским Союзом о том, чтобы разрешить специализированным европейским органам определять соответствие некоторых текстильных изделий японским стандартам, а также разрешить европейским производителям некоторых видов электробытовых приборов применять международные стандарты при сертификации продукции, предназначенной для японского рынка8.
Однако, несмотря на определенный прогресс, на пути принятия Японией результатов иностранной сертификации и тестирования, судя по всему, еще остается немало трудностей. Как отмечалось в ежегодном докладе Службы урегулирования торговых и инвестиционных претензий, «система принятия данных иностранных инспекций, даже если таковая существует, редко применяется на практике, поскольку лишь немногие иностранные инспекционные институты имеют соответствующие полномочия, не говоря уж о существовании расхождений в методах тестирования»9.
Японские правительственные круги придают все большее значение вопросам оптимизации таможенных процедур, в первую очередь сокращению времени таможенной очистки. Официальные представители не раз отмечали растущую потребность в ускорении процедур таможенной очистки вследствие набирающей силу интернационализации японской экономики. Хотя время прохождения таможенных процедур в Японии за последние годы сократилось, по стандартам промышленно развитых стран оно остается еще достаточно продолжительным.
Средние сроки прохождения таможенных процедур в Японии при доставке морским транспортом (от прибытия груза до его освобождения из таможни) сократились с 4,8 дня в 1993 г. до 4,0 дня в начале 1996 г., а при доставке по воздуху даже несколько увеличились — с 43,7 час. до 46,3 час. вследствие роста количества импортных деклараций10. При этом для грузов обоих видов большую часть времени занимала стадия, предшествующая подаче декларации: собственно очистка в 1996 г. в среднем занимала всего 0,4 дня для морских грузов и 1,8 часа для воздушных.
За последние годы Япония предпринимала целый ряд шагов по повышению эффективности таможенной деятельности. Основными направлениями этой работы стали дальнейшая компьютеризация, улучшение материально-технической базы, оптимизация организационно-управленческой деятельности.
В 1996 г. был введен в действие новый грузовой терминал крупнейшего в Японии аэропорта Нарита недалеко от Токио. Компьютеризация включала главным образом разработку новых и усовершенствование действующих компьютерных систем для обработки воздушных (ЯСТОВГ) и морских грузов (ЯСТОМГ). Крупнейшие торговые партнеры Японии, однако, не склонны переоценивать сделанное японцами. Так, по мнению американской торговой палаты в Японии, системы ЯСТОВГ и ЯСТОМГ являются «дорогостоящими и несовременными», а японские усилия по модернизации таможенных процедур пока так и не дали больших результатов11.
В апреле и ноябре 1995 г. в рамках реализации Программы действий по дерегулированию вошли в строй усовершенствованные процедуры таможенной обработки морских и воздушных грузов. В апреле 1996 г. Япония внедрила систему немедленного выпуска для воздушных грузов.
В процессе дополнения и расширения Программы дерегулирования японское правительство заявило, что импортные процедуры будут еще более упрощены и ускорены. Имеются в виду меры по упрощению документации для экспортно-импортного декларирования, упразднению системы предварительной нотификации доставки грузов в зоны развития импорта, отмене сборов за разрешение на допуск грузов вне часов работы таможен.
В рамках АТЭС Япония также ведет работу по упрощению и гармонизации таможенных процедур. В апреле 1997 г. была введена новая система, позволившая подавать декларации, касающиеся компетенции министерства здравоохранения и министерства сельского, лесного и рыбного хозяйства, с терминалов министерства финансов.
Наряду с мерами по либерализации импорта одним из важных направлений внешнеэкономической политики японского правительства стало содействие развитию импорта. Официально выдвинутые цели политики содействия импорту сводятся к двум моментам: во-первых, побудить отечественных производителей и дистрибьюторов переключаться на импортные товары с помощью временного субсидирования переходных расходов и, во-вторых, побудить иностранных экспортеров к расширению своего присутствия в Японии на основе временного субсидирования затрат на «вход» и адаптацию на японском рынке.
В арсенале мер японской государственной политики содействия импорту можно выделить следующие основные направления.
В Японии действует не имеющая аналогов в других странах мира система налоговых льгот в целях содействия расширению импорта, предоставляемых импортерам в случае увеличения ими объемов импортных закупок. В отличие от большинства мер общего порядка налоговые льготы могут предоставляться лишь для промышленных товаров, ввозимых беспошлинно; товары же, подлежащие тарифному обложению (подразумеваются те, по которым Япония менее конкурентоспособна), под налоговые льготы на подпадают. В соответствии с этой системой импортеры могут рассчитывать на налоговый кредит в размере до 5% стоимости прироста их импорта в предыдущем пиковом году. Оптовым и розничным торговцам разрешается резервировать из облагаемых доходов фонды на цели развития рынков готовой импортной продукции (до 20% прироста стоимости импорта).
Импорт готовой продукции, подпадающий под налоговые льготы, составляет в настоящее время примерно 25% всей его стоимости.
Меры финансового содействия, напротив, применяются лишь к промышленным товарам, которые не ввозятся беспошлинно. В настоящее время в Японии можно выделить четыре вида используемых льготных концессионных кредитов, предоставляемых для содействия импорту: финансирование усовершенствования системы импорта (Японский банк развития); финансирование импорта готовой продукции (Экспортно-импортный банк Японии); займы на содействие импортным продажам (Корпорация финансирования малого бизнеса, Народная финансовая корпорация); страхование предоплаты импорта.
С начала 90-х годов в рамках мероприятий по дерегулированию и поэтапной либерализации экономики японским правительством были приняты решения, направленные на стимулирование импорта готовой продукции. Важное место в системе этих мер отводилось, в частности, «зонам развития импорта», которые создаются с целью облегчения импорта посредством концентрации импорт-ориентированных предприятий и организаций в районах морских и авиационных портов.
Ядром инвестиционно-региональных программ являются смешанные предприятия, создаваемые с участием общественного сектора в лице правительственных или местных органов власти, общественных корпораций, банков (в том числе с государственным участием) и частного капитала. Смешанные предприятия действуют без специальной правовой основы и функционируют как юридические лица в рамках Коммерческого кодекса Японии, разработанного на основе принятых в мировой юриспруденции и доказавших свою высокую эффективность норм хозяйственного права.
Японское правительство содействует развитию в этих зонах складского хозяйства, сооружению выставочных павильонов и мощностей по переработке грузов, что помогает работе оптовых и розничных торговцев, а также компаний, занимающихся первичной обработкой продукции, закупаемой в других странах.
Новые инициативы существенно расширили поддержку малого и среднего бизнеса, специализирующегося на импортных операциях. Предусмотрены льготы по налогу на покупку недвижимости, префектуральному налогу на основные фонды, специальному налогу на землевладение, а также в отношении амортизации зданий и производственного оборудования. Японская организация содействия развитию внешней торговли (ДЖЕТРО) оказала помощь в создании региональных информационных центров, которые предоставляют сведения об импорте и участвуют в организации выставок иностранных товаров.
На начало 1997 г. в Японии учреждены и функционируют, а также готовятся 22 импортные зоны префектурального или городского подчинения. Хотя в стране не проводилось специальных расчетов «затрат/выгод» в отношении зон, местные власти практически единодушны в прогнозах о значительном росте к 2000 г. оборота там как морских, так и воздушных грузов. Финансирование зон осуществляется главным образом местными властями и предпринимателями. Правительство оказывает содействие созданию зон главным образом посредством финансовых и налоговых льгот объектам с совместным участием государства и частного бизнеса.
Примечания
1 Customs Administration in Japan 1996. Tokyo, 1996, p. 28.
2 Документ ВТО G/ADP/N/22/JPN, 19.02.1997.
3 Customs Administration in Japan 1996, p.35, 152.
4 Документ ВТО WT/TPR/S/32, 05.01.1998, p.38.
5 Документы ВТО G/TMB/N/82, 28.04.1995; G/TMB/N/82/ADD.1, 15.02.1996.
6 Further Revisions to the Deregulation Action Program. Tokyo, 1997, p.5.
7 Social and Economic Plan for Structural Reforms. Tokyo, 1995, p.42.
8 The Wall Street Journal. 21.11.1994.
9 Office of the Trade and Investment Ombudsman. Tokyo, 1996, p.2-3.
10 Customs Administration in Japan 1996, p.16.
11 1997 United States — Japan. Trade White Paper. Tokyo, 1997, p.22.
Экспорт капитала из послевоенной Японии исследован российскими учеными достаточно глубоко и подробно. В меньшей степени изучен импорт капитала — видимо, потому, что привлечение иностранных ресурсов не играло существенной роли в воспроизводственном процессе и было практически несоизмеримо с масштабами размещения национального капитала за рубежом.
Несмотря на то что и сегодня Япония по сумме привлеченных из-за рубежа средств не входит в число лидеров среди развитых стран, комплекс проблем, связанных с импортом капитала, все больше выдвигается на первый план экономической политики правительства. Задача стимулирования притока прямых иностранных инвестиций в Японию впервые выдвинута в официальных документах в качестве одной из приоритетных1.
На конец 1996 г. общий объем аккумулированных в Японии прямых иностранных инвестиций составил 41,8 млрд. долл. В настоящее время в Японии действует около 3000 иностранных компаний, подавляющее большинство которых (60%) составляют мелкие и средние предприятия с числом занятых не более 30 человек и объемом основного капитала, не превышающим 100 млн.иен. Большая часть иностранного капитала инвестируется в машиностроение, химическую промышленность и производство лекарственных препаратов. В последние годы наблюдается тенденция к расширению деятельности иностранных инвесторов в отраслях, связанных с высокими технологиями, — производством компьютерных программ и компьютерных систем, телекоммуникационного оборудования и других современных средств связи. Более 40% всего аккумулированного капитала приходится на США, свыше 30% — на страны Западной Европы. Доля азиатских стран, удвоивших объем своих инвестиций за последние три года, составляет около 10%2.
В последние годы приток иностранного капитала в Японию приобрел особенно широкие масштабы. Согласно данным министерства финансов, прямые иностранные инвестиции, объем которых возрастал на протяжении 70-х годов в среднем на 200 млн. долл. в год, в 1985 г. составили 930 млн. долл.,
в 1987 г. — 2,2 млрд., в 1988 г. — 3,2 млрд., и в 1991 г. — 4,3 млрд. долл. Под воздействием роста курса иены и в связи с крахом экономики «мыльного пузыря» объем поступления иностранных инвестиций сократился до 4,1 млрд. долл. в 1992 г. и 3,1 млрд. долл. в 1993 г., затем возрос до 4 млрд. долл. в 1994 г. и несколько снизился (до 3,8 млрд. долл.) в 1995 г.
Несмотря на существенные изменения, происшедшие на рынке иностранных инвестиций в Японии за последние годы, роль иностранного капитала в экономике страны продолжает оставаться незначительной. В этом отношении Япония отстает от других промышленно развитых стран. В 1995 г. на компании с иностранным участием приходилось 1,5% общей выручки от продаж в стране, 0,5% занятых и 12,1% импорта (или 3,4% без учета нефтяного импорта). Объем иностранных инвестиций на душу населения составлял всего 154 долл. по сравнению с 775 долл. в Германии, 2172 долл. во Франции и 2889 долл. в США3. По мнению членов японского Комитета по административным реформам, «разительная нехватка прямых иностранных инвестиций в Японии свидетельствует о недостаточной ее привлекательности как арены экономической деятельности»4.
Впрочем, на взгляд экспертов, в самое последнее время инвестиционный климат в Японии становится более благоприятным. По имеющимся оценкам, у иностранных инвесторов появились определенные технические преимущества над японскими конкурентами, японские потребители начали подвергать сомнению оправданность высоких цен в стране, операционные расходы пошли вниз, японские компании стали проявлять боґльшую заинтересованность в сотрудничестве с иностранцами, ослабли разного рода ограничения на доступ иностранного капитала5.
С января 1992 г. для большинства отраслей была введена система, предусматривающая не предварительные, как раньше, а последующие уведомления, направляемые иностранными инвесторами в министерство финансов и министерство внешней торговли и промышленности (МВТП) при совершении ими сделок, подпадающих под понятие «иностранные инвестиции». Либерализация выразилась и в упрощении и облегчении процедур рассмотрения этих уведомлений. Даже там, где сохранились предварительные уведомления, отсутствие отказа через две недели после их подачи означает, что запрос инвестора удовлетворен.
В то же время доступ иностранных инвесторов в те или иные отрасли регулируется государственными органами, учитывающими интересы охраны национальной экономической безопасности на основе права, закрепленного за ними в Кодексе либерализации движения капитала ОЭСР. Действуя в соответствии с положениями этого Кодекса, разрешающего ограничивать доступ иностранного капитала в отдельные отрасли в силу особенностей национальной экономики по представлении соответствующих обоснований в органы ОЭСР, Япония сохранила старую систему предварительных уведомлений для сельского хозяйства, рыболовства и лесоводства, горнодобывающей промышленности, нефтепереработки, кожевенного производства, воздушного и морского транспорта, трастового управления инвестициями6.
Японское законодательство позволяет самостоятельно, без согласования с органами ОЭСР, вводить ограничения для иностранных инвестиций в некоторые области производства и технологий по соображениям национальной безопасности. Решением правительства к таким областям отнесены производство вооружений и военной техники, авиационная промышленность, производство химических веществ двойного назначения, космические исследования, атомная энергетика и др.
Кроме того, на иностранных инвесторов распространяется требование получения специального разрешения (лицензии) соответствующего министерства на занятия бизнесом в таких областях, как банковское дело, страхование, операции с ценными бумагами, коммунальное хозяйство (газо- и электроснабжение). Предпринимательская деятельность в указанных областях регулируется специальными законами, принятыми по каждой отрасли отдельно. Положения этих законов в полной мере распространяются как на деятельность иностранных инвесторов, так и на японские компании.
Существуют и некоторые специальные ограничения. Так, например, законодательство, регулирующее авиационную промышленность и воздушные перевозки, предусматривает, что иностранные предприниматели могут иметь не более 1/3 акций соответствующих японских компаний. Кроме того, число иностранцев в органах управления такими компаниями также не должно превышать 1/3.
Законодательство наделяет правительство правом запрещать или ограничивать инвестиционную деятельность представителей или компаний тех стран, которые в соответствии с принципом взаимности не предоставляют у себя аналогичных условий для деятельности японских инвесторов.
Несмотря на существующие запреты и ограничения, в Японии с 1980 г. не было случаев отказа на нотифицированные инвестиционные заявки. В 1996 фин.г., последнем, по которому имеются данные, 36 компаний подали уведомления об инвестировании в нефтяную промышленность, 3 — в воздушный транспорт, 2 — в производство кожи и кожевенных изделий.
Среди основных законодательных актов, регулирующих иностранные инвестиции, следует отметить Закон о валютном обмене и внешней торговле, который, в частности, определяет понятие «иностранный инвестор», классифицирует виды сделок, относящихся к «иностранным инвестициям», включая сделки, связанные с импортом технологий, а также устанавливает порядок их осуществления и механизм контроля. Имеются также законы, принятые в связи с осуществлением конкретных программ, нацеленных на дальнейшую либерализацию деятельности иностранного капитала в Японии.
Так, в 1986 г. был принят Закон о временных мерах по поддержке строительства особо установленных объектов с использованием возможностей частного сектора. Закон дает право предоставлять широкие льготы тем предприятиям, которые участвуют в строительстве центров по обучению иностранных бизнесменов, офисов, сдаваемых в аренду иностранным предпринимателям, готовящимся начать инвестиционную деятельность в Японии, и т.д. В 1992 г. был принят Закон о временных мерах содействия импорту и привлечению иностранных инвестиций, в результате чего стало возможным значительно расширить деятельность по оказанию различного рода помощи (в том числе в области налогообложения и кредитования) иностранным компаниям, имеющим свои филиалы в Японии.
Руководствуясь положениями законов, правительство разрабатывает и осуществляет конкретные меры, оформляемые, как правило, в виде отдельных решений кабинета министров или целевых программ, реализация которых нередко требует предварительного обсуждения и последующего принятия в парламенте. Текущий контроль осуществляется соответствующими министерствами и ведомствами, разрабатывающими на основании правительственных решений собственные меры, которые оформляются и издаются в виде приказов, инструкций, циркуляров, рекомендаций, предупреждений, указаний и т.д., до мельчайших подробностей регламентирующих весь процесс деятельности иностранных инвесторов в стране.
Помимо правительственных органов, имеющих прямое или косвенное отношение к вопросам регулирования деятельности иностранных компаний в Японии, существует целая сеть полуправительственных и частных структур коммерческого и полукоммерческого характера, в частности большое число фондов, а также общественных организаций, ведущих многоплановую работу, охватывающую широкий диапазон мероприятий (от финансирования различных коммерческих проектов до оказания содействия в осуществлении различных форм информационной деятельности), которые способствуют в конечном итоге созданию атмосферы, благоприятствующей проникновению иностранного капитала в Японию.
По решению правительства 1 июля 1994 г. был создан Совет по иностранным инвестициям во главе с премьер-министром. В состав совета входят представители ключевых министерств и ведомств, ведающих вопросами регулирования иностранных инвестиций. Задача совета, являющегося совещательным органом, состоит в том, чтобы осуществлять сбор информации по вопросам деятельности иностранных инвесторов в Японии, анализировать состояние и основные тенденции на рынке иностранных инвестиций (в том числе мнения представителей иностранных компаний), готовить обобщающие материалы и представлять рекомендации правительству для принятия решений. При совете создана экспертная комиссия, в состав которой вошли в качестве специальных иностранных членов руководители торгово-промышленных палат США и европейских стран, представители компаний из стран Азии, руководители организаций, представляющих деловые круги Японии (Кэйданрэн и др.), главы органов местного самоуправления, ученые, практические работники министерств и ведомств на рабочем уровне. Совет работает в тесном контакте со службой урегулирования торговых и инвестиционных претензий.
На базе рекомендаций Совета в 1996 г. были, в частности, облегчены условия выдачи иностранным инвесторам специальных удостоверений МВТП, дающих право на получение ряда льгот; увеличен с семи до десяти лет срок для зарегистрированных в МВТП инвесторов, в течение которого они могут погашать из прибыли (без налогообложения этой ее части) убытки прошлых периодов, понесенные в первые три года своей деятельности; отменено обязательное прежде требование МВТП о наличии второго поручителя при предоставлении гарантий по кредитам, предоставляемым зарегистрированным инвесторам по каналам правительственного Фонда совершенствования промышленной структуры.
Важное место в правительственной политике содействия притоку иностранных инвестиций отводится мерам, связанным с предоставлением иностранным инвесторам льгот в области налогообложения и кредитования.
Боґльшая часть указанных льгот может предоставляться только тем инвесторам, которые имеют свидетельства, выдаваемые сроком на один год. Для получения такого свидетельства инвестор должен представлять филиал иностранной компании или учрежденное ею дочернее предприятие, в котором ему принадлежит не менее 1/3 капитала. При этом филиал или дочерняя компания должны заниматься производством, оптовой или розничной торговлей или обслуживанием на территории Японии.
За счет Фонда совершенствования промышленной структуры зарегистрированным инвесторам предоставляются гарантии кредитов в пределах 95% их суммы, но не более 1 млрд. иен сроком на десять лет, включая 3-летний льготный период, по основным фондам и сроком на пять лет, включая 3-летний льготный период, по оборотным средствам. При этом требуется поручительство компании с надежным капиталом, в роли которой обычно выступает родительская компания.
С 1984 г. правительством осуществляются программы кредитования в целях привлечения иностранных инвестиций по линии Японского банка развития (ЯБР). Указанная деятельность осуществляется через созданные при ЯБР «центры содействия притоку иностранных инвестиций». В настоящее время семь таких центров действуют внутри страны (Саппоро, Канадзава, Нагоя, Осака, Хиросима, Такамацу, Фукуока) и пять за рубежом (Вашингтон, Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Лондон и Франкфурт-на-Майне).
Как правило, кредиты по линии ЯБР предоставляются по льготной ставке тем компаниям, доля иностранного капитала в которых составляет более 50% средств, расходуемых на приобретение земельных участков, оборудования, зданий или строительство этих последних.
В 1996 г. МВТП сняло условие, ограничивающее предоставление кредитов ЯБР только теми проектами, которые связаны с внесением первичных инвестиций в шесть отраслей с высокими технологиями (электроника, системное машиностроение, высокочистые химические вещества, новые материалы, биоиндустрия и разработка передовых компьютерных программ). Теперь главное требование, предъявляемое к содержанию проектов, для которых отпускаются кредиты ЯБР, состоит в том, чтобы они «содействовали обменам в области технологии» или имели отношение к созданию «инфраструктуры, необходимой для прямых иностранных инвестиций в Японии».
В 1996 г. ЯБР начал осуществление новой программы предоставления иностранным инвесторам кредитов для оплаты ими расходов по аренде сооружений, налога на имущество и страховых премий. С 1996 г. стало также возможным получение иностранными инвесторами кредитов ЯБР для инвестиционных целей в тех случаях, когда доля иностранного инвестора в капитале компании возрастает до 1/3 или выше в результате слияния с нею или ее приобретения.
Широкий комплекс мероприятий по привлечению иностранных инвестиций в Японию проводится с 1984 г. по каналам Организации содействия развитию внешней торговли Японии (ДЖЕТРО). Через отделения этой организации, расположенные в каждой префектуре страны, действует система предоставления иностранным инвесторам консалтинговых услуг. Эксперты по инвестициям работают в штате представительств ДЖЕТРО в 12 зарубежных странах. В 1995 г. к работе на постоянной основе приступили советники ДЖЕТРО по вопросам инвестиций в Лос-Анджелесе и Лондоне. ДЖЕТРО регулярно проводит симпозиумы, семинары и выставки, посвященные проблемам иностранных инвестиций в Японии. Создана специальная система постоянно обновляемых компьютерных баз данных, обеспечивающая потенциальных инвесторов информацией по широкому кругу вопросов в режиме реального времени.
В июне 1993 г. на средства Фонда совершенствования промышленной структуры и при поддержке частного сектора была создана действующая на принципах акционерной компании Японская корпорация содействия иностранным инвестициям. Корпорация предоставляет широкий набор услуг для желающих обосноваться на японском рынке иностранных предпринимателей. Она, в частности, выполняет посреднические функции, помогая иностранным бизнесменам в решении бытовых вопросов на первоначальном этапе обустройства и адаптации, оказывает содействие в оформлении документов, необходимых для регистрации и дальнейшей деятельности предприятия, подборе и обучении персонала, установлении контактов с партнерами по бизнесу и т.д.
В целях содействия развитию промышленности и более равномерному размещению промышленных предприятий, в том числе с иностранным участием, создана правительственная Корпорация регионального развития Японии (КРРЯ). Действуя совместно с главами местных органов власти, Корпорация организует распродажу земельных участков под создание «индустриальных парков» и «научных городов-технополисов». Кроме того, КРРЯ осуществляет кредитование особо оговоренных видов производства, в частности проектов, связанных с созданием компьютерных программ в 23 районах Токио, финансирует работы по переводу предприятий или отдельных их производств из Большого Токио, Кинки и Тюбу в периферийные районы. Кредиты КРРЯ также предоставляются компаниям, которые планируют вложить свои средства в районы угледобычи. Корпорация предоставляет иностранным инвесторам информационные и консалтинговые услуги по вопросам размещения предприятий, а также организует проведение с их участием семинаров и симпозиумов в Японии, странах Западной Европы и США .
Аналогичные услуги для иностранных предприятий и их филиалов в Японии оказывает и Японский центр размещения производства. Этот центр, в деятельности которого главное место занимает подготовка соответствующих обзоров и проведение исследований, предоставляет также вторичные гарантии для Организации развития технополисов, которая осуществляет кредитование предприятий, планирующих развернуть свою деятельность в одном из 26 японских технополисов.
Особая система льгот существует для предприятий, занятых осуществлением венчурных проектов. Этими льготами могут пользоваться иностранные инвесторы, желающие обосноваться на японском рынке и обладающие технологиями, которые либо отсутствуют, либо не имеют широкого распространения в Японии.
Кредитные гарантии по такого рода проектам предоставляются Центром венчурного предпринимательства. Объем гарантий достигает 80% суммы кредита или 80 млн. иен для одного проекта, срок гарантии — не более восьми лет, плата за гарантию — 2%. Похожая система кредитных гарантий действует в отношении мелких и средних предприятий, занятых исследованиями и разработками на стыке различных областей знания. В этом случае максимальный объем гарантий составляет 40 млн. иен за один проект и плата за гарантию — 1%.
Параллельно с системой гарантий Центра венчурного предпринимательства действует также система кредитных гарантий, предоставляемых Фондом совершенствования промышленной структуры. Эти гарантии применимы в отношении облигаций и кредитов, используемых в целях приобретения или модернизации оборудования, необходимого для какого-либо нового проекта, а также в целях приобретения оборотных средств, требующихся для обеспечения нормальных условий его осуществления. Максимальный объем гарантии — 1,5 млрд. иен. В 1996 г. норма гарантии была увеличена с 70 до 80% суммарного объема облигаций и кредитов. При этом с 1966 г. Фонд отменил прежнее требование о необходимости обеспечивать дополнительную гарантию со стороны предприятия с надежным капиталом для тех случаев, когда в качестве залога используются права на интеллектуальную собственность. Тем не менее важным условием предоставления гарантии является в этом случае требование о том, что проект должен быть одобрен в соответствии с положениями Закона о временных мерах содействию импорту и привлечению иностранных инвестиций.
В целях стимулирования инвестиций в венчурный бизнес создана специальная инвестиционная акционерная компания «Синки дзигё тоси». На инвестиции этой компании имеют право новые предприятия или предприятия, существующие не более трех лет, с капиталом не более 1 млрд. иен. Однако, если предприятие представило заявку на патент или опытную модель, связанную с технологией, необходимой для нового проекта, оно имеет право на получение инвестиций дополнительно в течение пяти лет (до 1996 г. — в течение 3 лет) со дня подачи заявки. Основным условием является одобрение проекта министром внешней торговли и промышленности, а также строго целевое использование вложенных средств для осуществления определенного нового проекта.
Размер максимально инвестируемой суммы составляет 200 млн. иен на один проект, однако фактическая сумма должна быть ниже, так как инвестиционная компания не является самым крупным и единственным держателем акций. В процентном отношении к объему общего капитала размер инвестиций не должен быть больше, чем 30%, если капитал компании не превышает 100 млн. иен, 20%, если капитал компании составляет 100 — 300 млн. иен, и 10%, если объем капитала превышает 300 млн. иен.
В 1980 г. правительством была создана Организация комплексного освоения новых видов энергии и технологий (НЕДО). Ее задачей является оказание содействия развитию новых технологий в Японии. НЕДО осуществляет проекты, открытые для иностранных предприятий. Эти проекты ставят своей целью поднять уровень технологий в Японии путем заимствования технологических возможностей, которыми обладают все страны мира. К числу указанных проектов относятся исследования по таким направлениям, как нелинейные фотонные материалы, сверхзвуковые транспортные системы, передовая технология химической обработки, высокопрочные материалы для агрессивных и высококоррозионных сред, молекулярные образования для функциональной протеиновой системы, квантовые функциональные устройства, производство и применение технологии комплексных углеводородов, новые модели компьютерной программной архитектуры, микромашинная технология, полимеры на силиконовой основе, ультимативная манипуляция атомов и молекул.
В соответствии с вышеуказанным перечнем НЕДО производит отбор заявок на предоставление помощи для тех или иных проектов, формирует совместные международные исследовательские группы. Каждый отобранный проект рассчитан не более чем на три года, под него выделяются средства в пределах 30 млн.иен.
С учетом того, что подавляющее большинство иностранных инвестиций приходится на мелкие и средние предприятия, важное значение для деятельности иностранных инвесторов имеют многочисленные льготы, предоставляемые указанным предприятиям. Правда, эти льготы не распространяются на филиалы иностранных компаний.
Программы льготного финансирования деятельности мелких и средних предприятий осуществляются по линии Японской корпорации кредитования мелких и средних предприятий. Корпорация предоставляет несвязанные и специальные кредиты, в частности для приобретения основных и оборотных средств в сфере розничной и оптовой торговли тем предприятиям, которые стремятся расширить продажу импортных товаров.
Кредиты для закупки оборудования предоставляются в размере до 600 млн.иен по льготной ставке 3,15% за первые 270 млн.иен на срок до пятнадцати (или, в зависимости от обстоятельств, до двадцати) лет с двухлетним льготным периодом. Кредиты на текущие расходы выделяются по той же ставке в размере до 250 млн.иен сроком до пяти или семи лет с льготным периодом в течение одного года или, в зависимости от обстоятельств, трех лет.
Существует также система предоставления кредитных гарантий за счет Ассоциации кредитных гарантий для мелких и средних предприятий Японии в случаях, если по решению глав местных администраций то или иное предприятие признается в качестве участника сделок с зарегистрированным иностранным инвестором. В этих случаях гарантии предоставляются по кредитам на сумму до 2 млн.иен (до 420 млн. иен для кооперативов), гарантии по беззалоговым кредитам ограничены суммой в 20 млн. иен. При этом гарантии по таким кредитам или по кредитам без поручителя ограничены суммой в 5 млн. иен для физических лиц или компаний с числом занятых не менее 5 человек (не менее 2 человек для предприятий сферы торговли и услуг).
Мелкие и средние предприятия пользуются определенными льготами в области налогообложения. В частности, налог на юридических лиц с предприятий с капиталом свыше 100 млн. иен составляет 37,5%, а налог на первые 8 млн.иен годового дохода предприятия с капиталом менее 100 млн. иен — 28%. Применяется также целый ряд других мер, ведущих к фактическому снижению налоговых выплат и тем самым стимулирующих инвестиционную деятельность как японских, так и иностранных предпринимателей в сфере мелкого и среднего бизнеса.
Среди мер, способствующих притоку иностранного капитала через мелкое и среднее предпринимательство, важное место занимает подготовка управленческих кадров для компаний с иностранным участием. Такая подготовка, в частности, осуществляется на базе Института, созданного при Японской корпорации мелких и средних предприятий. Иностранные слушатели, обучающиеся в этом институте, получают субсидию, составляющую 2/3 платы за обучение.
Существует также много программ на региональном уровне, направленных на поощрение предпринимательской деятельности на местах (независимо от того, финансируется такая деятельность японским или иностранным капиталом). Местные администрации предлагают снижение или освобождение от префектуральных или муниципальных налогов в соответствии с местными нормативными актами, а также широкий диапазон мер помощи, в частности, субсидии, кредиты, а также займы для оплаты процентов по кредитам.
В целях содействия региональной занятости и развитию в 30 префектурах действует система предоставления субсидий при размещении на их территориях компаний. Как правило, размер субсидий колеблется от 100 до 200 млн. иен.
Несмотря на предпринимаемые с начала 90-х годов усилия правительства по совершенствованию системы кредитно-финансовых и налоговых льгот в отношении иностранных инвестиций, руководство Совета по инвестициям считает, что «уровень иностранных прямых инвестиций в Японии остается низким в целом, а также по сравнению с японскими прямыми инвестициями за рубежом, что создало огромный дисбаланс внешнего и внутреннего инвестирования. Это связано как с экономическими факторами, такими, как макроэкономический климат, включая рост курса иены, высокие операционные расходы в Японии, в том числе вследствие высоких цен на землю, так и институциональными факторами, такими, как осуществление регулирования на основе законов и ,,административного руководства“»7.
Необходимость устранения препятствий в сфере регулирования для привлечения инвестиций в Японию ясно осознается в японской академической сфере. Так, по мнению профессора Р.Вакацуги, «сейчас больше всего требуются политика устранения существующих контрпродуктивных для новых участников японского рынка, особенно иностранных компаний, норм государственного регулирования, а также исправление антиконкурентной деловой практики в Японии. Правительственная политика, сосредоточенная на субсидиях... не будет эффективной в плане содействия проникновению иностранных компаний на японский рынок»8.
Но при всех трудностях, осложняющих деятельность иностранного капитала в Японии, ее рынок, обладающий гигантским покупательным спросом, высокоразвитыми технологиями и квалифицированной рабочей силой, сохраняет свою привлекательность для иностранных инвесторов.
Примечания
1 Economic Planning Agency. Social and Economic Plan for Structural Reforms. Tokyo, December 1995, p.39; Yearbook of the Japan Investment Council. Tokyo, 1996, p.52.
2 JETRO. White Paper on Foreign Direct Investment. 1996.
3 MITI. Measures for Promoting Foreign Direct Investment in Japan. Tokyo, 1995, p.62.
4 Administrative Reform Committee. The Second Opinion on Further Promotion of Deregulation. Tokyo, 1996, p.2.
5 Foreign Direct Investment in Japan. Cheltemham, 1996, p.209.
6 OECD. Code of Liberalization of Capital Movements. P., 1995, p.73.