От Сысой
К Сысой
Дата 05.09.2002 20:20:50
Рубрики История; Идеология; Семинар; Тексты;

Краткие справки по историческим деятелям (Б. Кроче)

БЕНЕДЕТТО КРОЧЕ (1866—1952)

Итальянский философ, историк, литературовед, самый видный и оригинальный представитель “неогегельянства” — одного из направлений философии 20 в., идеолог и политический деятель итальянского либерализма. Ученый и публицист, он почти полвека занимал важное место в общественной и духовной жизни не только Италии, но и Европы. Уроженец Неаполя, горячо привязанный к нему, Кроче начал свою деятельность как историк, создав в 1886—1892 гг. труды, которые сразу привлекли к нему внимание, — “Неаполитанская революция 1799 г.” и “Испания в итальянской жизни в эпоху Рисорджименто”. С 1902 по 1920 г. он был профессором Неаполитанского университета, с 1910 г. —сенатор. С 1903 г. вплоть до своей смерти он издавал, зачастую являясь единственным автором, журнал “Критика”, своеобразный рупор либерализма.
В 90-х гг. Кроче проявил интерес к марксизму, прослушав ряд лекций итальянского марксиста А. Лабриолы. Но уже в 1900 г. в работе “Исторический материализм и марксистская экономия” он подверг критическому анализу основополагающие идеи марксизма с позиций идеализма и в будущем оставался верен своему неприятию марксизма, классовой борьбы как таковой, революционного движения новейшего времени. Не удивительно, что видные деятели Итальянской коммунистической партии А. Грамши, П. Тольятти и другие марксисты критиковали Б. Кроче и крочеан-ство как одно из влиятельных направлений духовной жизни страны. В ряде статей, написанных после 1900 г., и особенно в работе “Теория и история историографии” (1915), Кроче изложил идеалистическую “этико-политическую” концепцию истории, которую он развивал в дальнейших своих философских, исторических, историко-культурных и политических трудах. Она достаточно сложна и неоднозначна, тем более что вырабатывалась и корректировалась им в переломную эпоху, изобиловавшую серьезными потрясениями — первой и второй мировыми войнами, крушением либеральной демократии, а затем фашизма, воздействием Октябрьской революции в России. Так, Кроче отстаивал необходимость неразрывной связи между историей и философией, считал, что история призвана не просто регистрировать события, но и воспитывать, помогать осознанию современности. Отстаивая “абсолютный историзм”, Кроче критически относился к признанию законов, которые управляют историей; движущей силой человеческих поступков он считал развитие идеи, а активными творцами истории— избранные интеллектуальные слои общества, его элиту. Антидемократизм Б. Кроче особенно отчетливо проявился в условиях послевоенного кризиса 20-х гг. В 1920—1921 гг. он был министром, а затем в числе других политических деятелей Италии не воспрепятствовал приходу фашизма к власти.
В то время как фашизм пытался эксплуатировать некоторые элитарные концепции и идеи Кроче, сам он скоро встал по отношению к фашизму в “моральную оппозицию”, противопоставив фашизму, фашистской культуре и идеологии идеалы свободы, прогресса, призыв к моральному совершенствованию человека и человечества. Эти идеи нашли отражение в опубликованной впервые в 1928 г. “Истории Италии с 1871 по 1915 г.”, а также в работах “История Европы в XIX веке”, “История как мысль и действие” и др. Это своеобразный гимн либерализму, осуждение войны и милитаризма, сожаление по поводу тяжелых срывов целых народов по пути к свободе и прогрессу, вера в торжество свободы, понимаемой им в либеральном смысле. В 1943—1947 гг. Кроче был лидером созданной им либеральной партии.

КРОЧЕ, БЕНЕДЕТТО (Croce, Benedetto) (1866–1952), итальянский философ, историк, критик, издатель и политический деятель. Представитель неогегельянства. Родился 25 февраля 1866 в Пескассероли, близ Л'Акуила (Италия), в семье, владевшей землями в центральной части страны. Родители Кроче погибли в 1883 в результате извержения вулкана. Жил в Неаполе, получил образование в университете Неаполя. Разочаровавшись в университетском образовании, много занимался самообразованием. Профессор университета в 1902–1920. Стал сенатором в 1910. С июня 1920 по июль 1921 был министром просвещения в кабинете Д.Джолитти. Идеолог и лидер итальянских либералов в 1930–1940-х годах, открытый противник фашистского режима Муссолини. После поражения Италии во Второй мировой войне Кроче вошел в Комитет национального освобождения. Умер Кроче в Неаполе 20 ноября 1952.
Кроче – виднейший представитель итальянского идеализма, выросшего непосредственно из «неаполитанской» версии гегельянства 19 в. (Б.Спавента, Ф.Де Санктис), а также из более отдаленного источника – философии итальянского мыслителя 18 в. Д.Вико. Для этого направления идеализма характерны отрицание гегелевского абсолюта и утверждение в качестве единственного бытия творческого и порождающего самого себя разума. Пожалуй, наиболее существенна для понимания становления взглядов Кроче его автобиография (Contributo alla critica di me stesso, 1951). В ранний период творчества Кроче испытал влияние марксизма, был учеником Лабриолы. Сам философ называл свое учение «абсолютным идеализмом».
Философия Кроче систематическим образом изложена в 4 томах под общим названием Философия духа (Filosofia dello spirito). Первые два тома – Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика (Estetica come scienza dell'espressione e linguistica generale, 1902) и Логика как наука о чистом понятии (Logica come scienza del concetto puro, 1909), посвящены описанию теоретической деятельности разума, включающей художественное творчество и понятийное мышление; последние тома – Философия практики: экономика и этика (Filosofia della pratica. Economia ed etica, 1909) и Теория и история историографии (Teoria e storia della storiografia, 1917), содержат анализ практической стороны разума – экономической деятельности и этики,– находящей свое высшее выражение в истории. Среди других работ Кроче – История как мышление и как действие (La storia come pensiero e come azione, 1938); Философия, поэзия, история (Filosofia, poesia, storia, 1951) и многие другие. Наиболее значителен вклад мыслителя в эстетику и философию истории.
Согласно Кроче, искусство есть выражение творческого разума. Творчество – важнейшая деятельность разума, без него познание невозможно. Таким образом, искусство – начало всякой теории. В этом исходном восприятии внутренне переживаемая интуиция находит внешнее выражение. Выражают себя не только художники, но все люди. Мерой прекрасного является успех в самовыражении. Эта теория отчасти представляет собой разрыв с представлением о прекрасном как о свойстве физического объекта и дает пример более общего неприятия натурализма неогегельянством. Во многих работах Кроче применил такой подход к трактовке искусства и литературы, основав целую школу в искусствоведении и художественной критике.
Философия истории Кроче также является восстанием против натурализма. История как творение настоящего есть акт мышления и поэтому также есть философия. История – это философия, а философия – это история. По сути дела, история есть высшая форма философии, кульминация развития духа, начинавшего с художественного выражения. Поскольку, согласно Кроче, существует только разум, историческое повествование всегда носит философский характер, ибо представляет собой настоящее, интерпретирующее прошлое и в этой интерпретации буквально его творящее. Описать прошлое – значит высказать оценочное суждение в настоящем; каждое поколение должно писать историю заново. Поэтому история – это философия. В то же время оценочное суждение есть проявление творческого характера разума, и эта его активность становится частью истории разума. Поэтому философия – это история.
Кроче написал множество работ и эссе, посвященных истории, литературе и политике, и внес значительный вклад в историографию, явившись основателем «этико-политической школы», а также в литературоведение и языкознание. Он был основателем в 1903 (вместе с Д.Джентиле) известного культурологического журнала «Критика» («La Critica»), в котором опубликовал почти все свои произведения, директором издательства «Латерца» в Бари, учредителем Итальянского института исторических исследований в Неаполе.





От Сысой
К Сысой (05.09.2002 20:20:50)
Дата 06.09.2002 00:32:49

Джентиле, Де Санктис, Лабриола

ДЖЕНТИЛЕ, ДЖОВАННИ (Gentile, Giovanni) (1875–1944), итальянский философ, деятель образования и издатель. Основатель и главный представитель философии актуализма.

Джентиле родился 30 мая 1875 в Кастельветрано (Сицилия). Преподавал в университетах Палермо и Пизы, в 1917 стал профессором философии Римского университета. Джентиле – основатель «актуального идеализма», «теории духа как чистого акта», ответвления неогегельянства, выросшего из неаполитанского гегельянского движения конца 19 в. С точки зрения актуализма – врага натурализма и позитивизма, акт мысли («мысль мыслящая») является единственной реальностью, диалектика этого акта такова, что делает имманентными себе все остальные вещи. Это акт самоконституирующий и самоутверждающий, и в то же время – обнаружение Я в языке и социальном мире, определяемом через нормы и ценности. Наиболее полно «актуальная» диалектика проявляется в логике, метафизике и философии государства. Подход Джентиле наилучшим образом изложен в следующих его работах – Общая теория духа как чистого акта (Teoria generale dello spirito come atto puro, 1916); Система логики как теории познания (Sistema di logica come teoria del conoscere, v.1–2, 3 ed. 1940–1942) и Принципы философии права (I Fondamenti della filosofia del diritto, 1916). Среди других его работ – Философия Маркса (La filosofia di Marx, 1899); Истоки современной итальянской философии (Le origini della filosofia comtemporanea in Italia, 4 vol., 1917–1923); Реформа образования (La riforma dell'educazione, 1920); Философия искусства (La filosofia dell'arte, 1931); Моя религия (La mia religione, 1943).
Джентиле был редактором «Итальянской энциклопедии» («Enciclopedia Italiana») в 1925–1943. В 1903–1922 совместно с Б. Кроче издавал журнал «Критика» («La Critica»). В октябре 1922 стал министром просвещения в правительстве Муссолини, хотя в то время и не был членом фашистской партии. Этот пост он занимал до июля 1924. Его работа Сумма педагогики (Sommario di pedagogico) представляет собой ясное изложение идеалистической философии образования. Произведения Джентиле-министра представлены в сборнике Фашизм как руководство школой (Fascismo al governo della scuola). При нем был принят новый (по сравнению с законом Казати 1859) закон об образовании.

В качестве члена фашистской партии Джентиле был сенатором, председателем совета по образованию (1926–1928), членом Большого фашистского совета (1925–1929) и председателем комиссии по реформе конституции. Будучи гегельянцем, он подчеркивал значимость национальных культурных групп и необходимость связи свободы с дисциплиной, что привело его к поддержке фашизма. Во время Второй мировой войны его влияние и репутация быстро сошли на нет. Джентиле был убит на улице во Флоренции партизанами 15 апреля 1944.

ДЕ САНКТИС (De Sanctis) Франческо (1817-83), итальянский историк литературы, критик и общественный деятель, участник Рисорджименто; примыкал к итальянскому романтизму. Основные работы о Ф. Петрарке (1869), Дж. Леопарди (издание 1885), "История итальянской литературы" (1870).

Антонио Лабриола (1843 - 1904) - известный итальянский философ и социолог, ортодоксальный марксист. Его главнейшие сочинения: "Исторический материализм и философия" и "Очерки по историческому материализму".

От Сысой
К Сысой (06.09.2002 00:32:49)
Дата 06.09.2002 00:40:27

A. Лабриола на английском (*)


Марксистский архив:
http://www.marxists.org/archive/labriola/index.htm