От Сысой
К Сысой
Дата 05.09.2002 19:42:50
Рубрики История; Идеология; Семинар; Тексты;

Содержание книги



Искусство и политика

СОДЕРЖАНИЕ


К. М. Долгов
ПОЛИТИКА И КУЛЬТУРА


ПИСЬМА ИЗ ТЮРЬМЫ
Перевод С. А. Ошерова


ТЮРЕМНЫЕ ТЕТРАДИ:

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ И ЭСТЕТИКИ
Перевод Г. П. Смирнова

- Подход к изучению философии и исторического материализма
- Связь между обыденным сознанием, религией и философией.
- Отношения между наукой - религией - житейским смыслом.
- Проблемы философии и истории
- Научная дискуссия
- Философия и история
- «Созидательная» философия
- Когда можно утверждать, что философия имеет историческое значение?
- Философ
- Средства языкового выражения, языки, житейский смысл
- Что такое человек?
- Прогресс и становление
- Индивидуализм
- Переводимость языка науки и философии
- История терминологии и метафор
- Философия практики и современная культура
- Гегемония западной культуры над всей мировой культурой
- Имманентность и философия практики
- Вопросы, номенклатуры и содержания
- Об искусстве
- Религиозная история Гете


ФИЛОСОФИЯ БЕНЕДЕТТО КРОЧЕ
Перевод Г. П. Смирнова

- Некоторые общие методические критерии для критики философии Кроче
- Кроче как партийный деятель
- Позиция Кроче во время мировой войны
- Кроче как идейный лидер ревизионистских течений конца XIX века
- Разработка теории этико-политической истории
- Кроче и религия
- Кроче и итальянская историографическая традиция
- Определение понятия этико-политической истории
- Трансцендентность - теология - спекулятивность
- Парадигмы этико-политической истории
- Свобода как тождество истории
- Кроче и философия практики
- «Историзм» Кроче
- Тождество истории и философии
- «Национальные» корни историзма Кроче
- Религия, философия, политика
- Связь между философией, религией, идеологией (как понимает ее Кроче)
- Учение о политических идеологиях
- Шаг назад по сравнению с Гегелем
- Кроче - человек Возрождения
- Культурное значение Кроче


ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ
Перевод Т. 3. Клебановой


О КОСМОПОЛИТИЗМЕ ИТАЛЬЯНСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ
Перевод Т. 3. Клебановой

- Проблема языка
- Формирование итальянской интеллигенции в период раннего Средневековья
- Космополитический характер итальянской литературы
- Римское право или византийское право?
- Культура высокого средневековья
- Происхождение центров средневековой культуры
- Монашество и феодальный строй
- О национальной итальянской традиции
- Развитие буржуазной идеологии в Италии
- Гуманизм и Возрождение
- Возрождение
- Контрреформация и наука
- Литературный итальянский космополитизм XVIII столетия
- Духовенство и интеллигенция
- Формирование и распространение в Италии новой буржуазии
- Рисорджименто
- Социалистическое движение
- Проблема молодежи
- О протестантстве в Италии
- Интеллигенция и Гегелево государство
- Наука и культура
- Централизм национальный и бюрократический
- Национальное чувство
- Расизм
- Римская традиция
- Итальянские интеллигенты за границей
- История нации и история культуры (европейской и мировой)
- Национальная слабость правящего класса
- Закат космополитической роли итальянской интеллигенции
- Родина Христофора Колумба
- Итальянские военные специалисты и итальянское военное искусство


РИСОРДЖИМЕНТО И ПРЕДШЕСТВУЮЩАЯ ИСТОРИЯ
Перевод Р. И. Хлодовского

- Средневековаа коммуна как экономико-корпоративная фаза современного государства.
- Возрождение и Реформация


НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ
Перевод Р. И. Хлодовского


ИСКУССТВО И КУЛЬТУРА
Перевод Р. И. Хлодовского

- Возврат к Де Санктису
- Искусство и борьба за новую цивилизацию
- Воспитательное искусство
- Критерии литературной критики
- Кроче и литературная критика
- Методические критерии
- Критерии. Сущность эпохи
- Неолализм
- Искренность (или непосредственность) и дисциплина
- Функциональная» литература
- Рационализм в архитектуре



ДЕСЯТАЯ ПЕСНЬ "АДА"
Перевод Р. И. Хлодовского
Не отсканено (слишком об одном произведении - т.е. надо знать Данте, чтобы понять)


О НЕНАРОДНОМ, НЕНАЦИОНАЛЬНОМ ХАРАКТЕРЕ ИТАЛЬЯНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Перевод Е. А. Костюкович

- Взаимосвязь проблем
- Содержание и форма
- Италия и Франция
- Творческое вырождение
- Литераторы и артистическая «богема
- Одобрение всей нации или «элиты»
- О народности итальянской литературы
- Народность Толстого и народность Мандзони
- Ирония и литературный «жаргон»
- Публика и итальянская литература
- Об «интересном» в искусстве


НАРОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Перевод Р. И. Хлодовского

- Понятие «национально-народное
- Народные писатели
- Различные типы народного романа
- Роман и народный театр
- Простонародные истоки «сверхчеловека».
- [«Герой» народной литературы


ВНУЧАТА ПАДРЕ БРЕШАНИ
Перевод И. М, Заславской
Не отсканено (это лишь короткие критические заметки об католических оппонентах, с характеристиками, т.е. для понимание необходимо знакомство с критикуемыми произведениями)


НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЯЗЫК И ГРАММАТИКА
Перевод А. Д. Виткавской


ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ
Перевод П. М. Кудюкина

- «Историческая беллетристика
- Национальные гении
- Индивидуализм и индивидуальность


ТЕАТР ПИРАНДЕЛЛО
Перевод Л. А. Летень
Не отсканено (разбор театра - не очень интересно)


ПРИЛОЖЕНИЕ I

ТЕАТРАЛЬНЫЕ ХРОНИКИ
Перевод М. И. Архангельской
Не отсканено (короткие рецензии на спектакли - слишком специфично)


ПРИЛОЖЕНИЕ II

ИЗ ХРОНИКИ «ОРДИНЕ НУОВО»
Перевод П. М. Кудюкина
Не отсканено (занимает три страницы, три короткие заметки по текущему политическому положению, ничего нового по сравнению с уже отсканеными частями - лишь большая полемическая заостренность по поводу необходимости всеобщего образования)

ПИСЬМО Л Д. ТРОЦКОМУ О ФУТУРИЗМЕ
Перевод Р. И. Хлодовского
Не отсканено (ничего особенного - констатция смерти итальянского футуризма)


УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН
Не отсканено (очень длинный, мелким текстом, зависимость от привязки к страницам бумажного издания. Лучше будет, если вводить по потребности, если есть на самом деле неизвестные важные имена; но развернутых характеристик там нет).

От Администрация (И.Т.)
К Сысой (05.09.2002 19:42:50)
Дата 09.09.2002 17:43:01

Ветка-ПРАКТИКУМ. Прошу участвовать!

Эта ветка объявляется ПРАКТИКУМОМ, поэтому она не будет скоро отправлена в архив, как обычные ветки, и будет долго пребывать в активной зоне форума, где в ней можно будет участвовать.

Сысоем и Поутом проведена очень большая работа по систематизации материала для последующего выкладывания на сайт.
Но всегда есть, что посоветовать еще. Подключайтесь!

Критика и дополнения приветствуются.

Не приветствуются в этой ветке только грубые нападки на мыслителей, являющихся объектом этой ветки - Грамши и др.

На форуме не запрещено полемизировать с Грамши, Марксом и др., даже грубо разоблачать их,
но просьба делать это в ОТДЕЛЬНОЙ ВЕТКЕ, что можно делать и ссылаясь на материалы этой ветки и на другие ветки форума и архива.


От Pout
К Сысой (05.09.2002 19:42:50)
Дата 08.09.2002 22:08:45

Замечания по структуре текстов (пример с АК) Словарь Грамши - продолжение (ч 1.2)

Приводится пример "устройства текстов Грамши", связанный с замыслом и
написанием книги"Анти-Кроче".(АК)

В письмах к Т.Шухт(сестре жены - именно благодаря ей были спасены ТТ)
содержится постановка проблемы . В них же (так, как они напечатаны в
книге) вводятся некоторые
понятия, содержание которых кратко комментируется в примечаниях по
сноскам. Расшифровываются и порой сознательно зашифрованные слова. Такие
как Виличи ,Ильич - Ленин.

Читать тексты, в том числе письма, подряд или без выборки не имеет
особого
смысла. Вдобавок такие тексты написаны довольно сложным языком и
изобилуют массой имен и реалий,от нас порой далеких. Надо включать
селектор на входе. Задаться задачей выяснения той или иной темы
("здравого смысла","идеологии" и т.п.), затем на нить нанизать отрывки и
"вводные" -такие, как в этих письмах.
Читать текст следует, корреспондируясь с этими примечаниями,содержащими
толкования терминов вроде "исторический блок" и т.п. Таковых немного.
Собранные затем вместе, примечания составляют мини-словарик -толковник.

========

Письма из тюрьмы


Т.Шухт
Из письма к ней же от 1 декабря 1930 г.
....
...
Письмо написано самим Кроче или по крайней мере одним из его учеников и
крайне любопытно. Из этого письма явствует, что позиция Кроче по
отношению к историческому материализму полностью изменилась за последние
несколько лет. Теперь Кроче утверждает, ни мало ни много, что
исторический материализм знаменует возврат к старому - средневековому! -
теологизму, к докантовской и докартезианской философии. Факт
поразительный, начинаешь подозревать, что даже он, несмотря на свою
олимпийскую безмятежность, начинает слишком часто подремывать - чаще,
чем это случалось с Гомером 28. Не знаю, напишет ли он особый реферат по
этому вопросу, было бы интересно и, по-моему, не так трудно ответить
ему, почерпнув в его собственных трудах необходимые и достаточные доводы
29. По-моему, Кроче прибег к весьма прозрачному полемическому трюку и
его суждение есть скорее акт воли, чем историко-философское суждение, т.
е. имеет практическую цель. Может быть, нетрудно доказать, что многие
так называемые теоретики исторического материализма очутились в
философии на позициях, сходных со средневековым теологизмом, и сделали
из "экономического строя" нечто вроде "неведомого божества" 30; но что с
того? Это все равно как взяться судить о религии папы и иезуитов, а
говорить о суевериях бергамских крестьян. Отношение Кроче к
историческому материализму напоминает, по-моему, отношение людей
Возрождения к Лютеровой реформе: "где появляется Лютер, исчезает
просвещение" 31,- говорил Эразм, однако историки и сам Кроче признают
теперь, что Лютер и реформация положили начало всей современной культуре
и философии, в том числе и философии Кроче. Человек Возрождения не
понимал, что великое движение нравственного и умственного обновления,
поскольку оно воплощалось в широких массах народа, как это было с
лютеранством, немедленно принимает грубые и даже суеверные формы, и это
неизбежно в силу того факта, что героем и знаменосцем реформации был
немецкий народ, а не узкий круг высокой аристократии духа. Если Юлия
сможет, пусть поставит меня в известность, даст ли полемика Кроче -
Луначарский повод к сколько-нибудь значительным интеллектуальным
выступлениям 32.

--------
30 Имеются в виду механические и "экономические" тенденции в марксизме
II Интернационала и 20-х гг., критике которых посвящена значительная
часть "Тюремных тетрадей". Эта и следующая фразы связаны с важным
принципом Грамши: "На фронте идеологии, напротив (в отличие от военной и
политической борьбы,- П. К.), разгром вспомогательных сил,
незначительных последователей почти ничего не значит; здесь необходимо
бить по самым выдающимся" (MS, р. 164). Не случайно и в споре с
механистическими тенденциями в марксизме Грамши взял наиболее
талантливого, культурного и влиятельного их представителя Н. И. Бухарина
и его книгу "Теория исторического материализма: Популярный учебник
марксистской социологии".

==========
Татьяне Шухт, 2 мая 1932 г.

Дорогая Таня,


.... через некоторое время я попрошу собрание сочинений самого
Макиавелли,- ты, может быть, помнишь, что я просил их еще в Милане 74,
но тогда издание еще не появилось.
...Могу дать тебе еще кое-какие ориентиры для работы о книге Кроче
(которую еще не прочел в полном объеме): хотя эти заметки немного
бессвязны, тебе они, я думаю, могут быть полезны. Сама подумай, как
скомпоновать их ради целей твоей работы. Я уже указал на то, сколь
большое значение Кроче придает своей теоретической работе зачинателя
ревизии, так что - и он сам с этим открыто соглашается - вся его
деятельность как мыслителя руководствовалась в последние двадцать лет
одной целью: сделать ревизию столь полной, чтобы она стала ликвидацией.
Как зачинатель ревизии он способствовал возникновению
экономико-юридического течения в исторической науке 75 (оно, в
ослабленной форме, до сих пор имеет представителей, прежде всего
академика Джоакино Вольпе); теперь он придал литературную форму той
истории, которую сам называет этико-политической и образцом которой
должна была бы стать его "История Европы". В чем состоит новизна вклада
Кроче, имеет ли она то значение, какое он ей приписывает, и особенно ту
"ликвидирующую" силу, на которую он притязает? Можно с полной
определенностью сказать, что Кроче в историке-политической деятельности
ставит акцент единственно на том моменте, который в политике именуется
"гегемонией" 76 согласия, культурных устремлений, чтобы отличать его от
моментов насилия, принуждения, законодательного, государственного и
полицейского вмешательства. На самом деле непонятно, почему Кроче верит,
будто тот оборот, который он дал философии истории, способен
окончательно ликвидировать всю философию "праксиса" 77. Ведь случилось
так, что именно в то время, когда Кроче готовил эту свою якобы
сокрушительную палицу, философия "праксиса" разрабатывалась самыми
крупными из своих современных теоретиков 78 в том же направлении, и
момент "гегемонии" и культурных устремлений переоценивался в
противоположность механистическим и фаталистическим концепциям
экономизма. Стало возможно даже утверждать, что основной признак
новейшей философии "праксиса" есть именно историко-политическое понятие
"гегемонии". Поэтому мне кажется, что Кроче не оказался up to date 79 со
своими исследованиями и с библиографией любимых своих очерков или же что
он утратил способность критической ориентировки. Судя по всему, его
сведения основываются прежде всего на пресловутой книге высокого
журналиста Фюлоп-Миллера 80. Этот пункт следовало бы развить подробно и
аналитически, но тогда понадобилась бы очень длинная статья. Для того,
что тебя интересует, хватит, по-моему, этих заметок, которые мне было бы
не с руки развивать пространно...


----------
Ей же, 9 мая 1932 г. 81


...Так как я не прочел еще "Историю Европы", то не могу дать тебе
никаких наметок относительно ее реального содержания. Могу, однако,
написать тебе о некоторых наблюдениях, посторонних только на первый
взгляд, как ты увидишь. Я уже тебе писал, что вся историографическая
работа Кроче в последние двадцать лет была направлена на разработку
философии истории как истории этико-политической в противоположность
истории экономико-юридической, представлявшей собою теорию,
ответвившуюся от исторического материализма после той ревизии, которой
он подвергся стараниями самого же Кроче. Но действительно ли история
Кроче - этико-политическая? По-моему, историю Кроче нельзя назвать иначе
как "умозрительной" или "философской", и именно из-за этого своего
характера, а не из-за того, что она этико-политическая, она
противоположна историческому материализму. Этико-политическую историю
исторический материализм не исключает -- в той мере, в какой она есть
история времени с преобладающей "гегемонией", но он исключает историю
"умозрительную", как и всякую "умозрительную" философию. Кроче говорит,
что, разрабатывая свою философию, он хотел освободить современное
мышление от всякого следа трансцендентности, теологии, а значит, и
метафизики в традиционном смысле; двигаясь в этом направлении, он пришел
к отрицанию философии как системы 82 именно потому, что в самой идее
системы есть остаток теологии. Но его философия - это философия
"умозрительная" и как таковая продолжает быть трансцендентной и
теологичной, несмотря на язык, взятый у исторической науки. Кроче так
погружен в свой метод и в свой язык умозрительной философии, что не
может ни о чем судить несогласно с ними; когда он пишет, что в философии
"праксиса" формация есть нечто вроде неведомого бога, это было бы верно,
будь философия "праксиса" философией умозрительной, а не абсолютным
историзмом, на деле, а не на словах освободившимся от малейшего остатка
трансцендентности и теологии. С этим пунктом связано другое наблюдение,
которое гораздо ближе касается концепции и композиции "Истории Европы".
Мыслима ли объединяющая история Европы, которая начиналась бы с 1815
года, т.е. с рестраврации? Если можно написать об истории Европы как о
формировании исторического блока 83, то нельзя исключить из нее
Французскую революцию и наполеоновские войны, которые были
"экономико-юридической" предпосылкой исторического европейского блока,
моментом насилия и борьбы. А Кроче берет только следующий момент, когда
разнузданные перед этим силы уравновесились и, так сказать, "прошли
катарсис" 84, делает из этого момента самостоятельный факт и строит свою
историческую схему. То же самое он сделал со своей "Историей Италии":
начав с 1870 года 85, он пренебрег моментом борьбы, моментом
экономическим, ради апологии момента исключительно этико-политического,
который, как видно, упал с неба. Кроче, при всей его прозорливости и при
всех ухищрениях его современно-критического языка, породил новый вид
риторической истории: ее современным видом и является умозрительная
история. Это видно еще лучше, если рассмотреть "историческое понятие",
образующее центр книги Кроче, т. е. понятие "свободы"; Кроче,
противореча самому себе, путает "свободу" как философский, умозрительный
принцип и свободу как идеологию, или же практическое орудие управления,
элемент морального единства в период гегемонии. Если вся история есть
история свободы, или же духа, который творит самого себя (а на этом
языке свобода равна духу, дух равен истории, а история равна свободе),
то почему только история Европы в XIX столетии есть история свободы?
Нет, она не будет не историей свободы в философском смысле, но историей
самопознания этой свободы и распространения этого самопознания: среди
интеллигентских слоев - в форме религии и в форме суеверия - в слоях
простонародных, поскольку они ощущают свою связь со слоями
интеллигентскими, чувствуют, что участвуют в политическом блоке,
знаменосцами и жрецами которого являются интеллигенты. Речь идет,
следовательно, об идеологии, т. е. о практическом орудии управления, и
следует изучить тот практический комплекс, на котором она основывается.
"Свобода" как понятие историческое есть сама диалектика истории и не
имеет индивидуальных и разобщенных практических "представителей".
История была свободой даже в восточных сатрапиях, поскольку и тогда было
историческое "движение", и эти сатрапии рухнули. Одним словом, я думаю,
что слова меняются, слова, может быть, и хорошо сказаны, но вещи даже не
затронуты. Мне кажется, что в "Фашистской критике", в одной из статей,
содержалась, хотя и не явно, справедливая критика: там было замечено,
что спустя двадцать лет Кроче, увидев нынешнее время в перспективе,
сможет найти ему историческое оправдание как движению свободы 86.
Впрочем, если ты помнишь первый пункт из написанных мною, т. е.
замечания о позиции Кроче во время войны, ты лучше поймешь его точку
зрения: как жрец новейшей религии историзма, Кроче видит тезис и
антитезис исторического процесса и равно настаивает на том и на другом
из "практических соображений", так как в настоящем видит будущее и
тревожится о нем не меньше, чем о настоящем. Каждому свое, а "жрецам" --
беречь завтрашний день. В сущности, есть в этой "этико-политической"
концепции немалая доля нравственного цинизма: это - современная форма
макиавеллизма...

===================

(примечания -сноски)
...

76 Одно из центральных и получивших наибольшую известность понятий в
теоретической системе Грамши.
Первые шаги к формированию концепции гегемонии прослеживаются еще в
ранних статьях Грамши. Так, в 1916 в "Гридо дель пополо": "Любой
революции предшествует интенсивная деятельность по критике,
распространению культуры, проникновению идей в большие массы народа,
ранее для этих идей недоступные, думающие лишь о повседневных,
сиюминутных решениях своих непосредственных экономических и политических
проблем, не связывающиеся узами солидарности с другими, живущими в тех
же условиях" (Gramsci A. Scritti politici. Roma, 1971, p. 19). В 1920 в
редакционном введении к статье А. В. Луначарского "Культура в
социалистическом движении": "Существуют ли уже элементы для создания
искусства, философии, морали (нравов), свойственных рабочему классу? Эту
проблему надо поставить и разрешить: наряду с задачей завоевания
политической и экономической власти пролегариат должен также поставить
перед собой задачу завоевания интеллектуальной власти; он должен думать
не только о том, как организовать политику и экономику, но и о том. как
организовать свою культуру" (Gramsci A. Scrilti: 1915- 1921. Milano,
1968, p. 127 - 128). Затем эта проблематика как бы отходит в
теоретической деятельности Грамши на второй план и вновь начинает
привлекать его внимание с 1924 (1-й номер возобновленного "Ордине
нуово"), уже на основе знакомства с работами В. И. Ленина. Теория
гегемонии разрабатывается в "Некоторых аспектах южного вопроса" и в
"Тюремных тетрадях".
Наиболее подробное исследование развития концепции гегемонии у Грамши
дала К. Буси-Глюксман (Buci-Glucksmann С. Gramsci e lo Stato: Per una
teoria materialistica della filosofia. Roma, 1976), которая показала как
итальянские и европейские источники идей Грамши, так и воздействие на
него работ и деятельности В. И. Ленина и опыта русской революции.

77 Грамши постоянно употребляет выражение "filosofia della praxis" (или,
в итальянизированной форме, "della prassi") как синоним марксизма, и не
только для обмана тюремной цензуры, как это традиционно объясняется, но
и для выражения главного, по Грамши, в марксизме.
Определение марксизма как "filosofia della praxis" (где слово "практика"
дается калькой немецкого "Praxis", а не итальянским "pratica") имеет
определенную традицию в Италии. Впервые оно появляется у Антонио
Лабриолы, у которого термин заимствует В. Кроче, но меняя коренным
обраюм его смысл - марксизм для В. Кроче потому "философия практики",
что он -- вовсе не философия. В системе Кроче есть и своя "философия
практики" (filosofia della pratica) - философия практической жизни -
этика, право и экономика. Термин "Filosofia della praxis" вновь вернул к
жизни (исследовав его младогегельянские истоки) в 1912 в своей книге
"Исторический материализм Фридриха Энгельса" социалист Р. Мондольфо.
Грамши четко различает термины "pratica" (в сочетании "teoria e
pralica") и "praxis" ("filosofia della praxis"). Философия практики для
него не "философствование о практике", а особый род философии,
непосредственно вплетенной в практическую деятельность по преобразованию
мира, и особый род практики, осмысленной, одухотворенной идеей,
постоянно осмысляющей себя. "Это философия, которая одновременно
является политикой, и это политика, которая одновременно является
философией".

78 Грамши имеет в виду прежде всего В. И. Ленина, наиболее крупным
философским завоеванием которого считал именно понятие и практическое
осуществление гегемонии.

81 Для понимания текста существенно полученное Грамши письмо Т. Шухт от
6.5.1932, где говорилось: "...один друг Кроче, недавно встретившийся с
ним, сообщил Пьеро, что Кроче ему сказал о своей нынешней убежденности,
что "исторический материализм не имеет никакой ценности, разве что как
практический канон интерпретации": друг, сорокалетний крочеанец, не
рискует присоединиться к этому последнему повороту и хотел бы по крайней
мере сохранить местечко для экономики. Это, впрочем, очевидно из
"Истории Европы", но если Кроче сим непоследователен, чем может быть
сегодня доказана последовательность его ревизионистской мысли?" (LC, р.
623)

82 Кроче стремился освободить философию от попыток построения философии
природы и философии истории: "Необходимо сохранить живую часть
[философии Гегеля]. а именно новое понимание понятия конкретной
универсалии, вместе с диалектикой противоположностей и доктриной
степеней реальности: надо отвергнуть, опираясь на это новое понятие и
развивая его, всякий панлогизм, всякое спекулятивное построение
индивидуального и эмпирического, истории и природы: признать автономию
различных форм духа... и, наконец, разрешить всю философию в чистую
философию духа" (Сroce B. Saggio sullo Hegel.-- Bari, 1913, p. 139).

83 Грамшианский термин "исторический блок" традиционно считается
синонимом "общественно-экономической формации" ("базис и надстройка
составляют "исторический блок".- MS, p. 47). Однако Грамши, отталкиваясь
от Ленина, подчеркивает прежде всего деятельностную, субъективную
сторону общественной жизни. Исторический блок для него это общество,
организуемое в различных сферах своей жизни классом (социальной
группой), который выступает как господствующий и руководящий,
объединяющий вокруг себя (осуществляющий по отношению к ним гегемонию)
одни слои и подкрепляющий спою руководящую роль в необходимых случаях
насилием по отношению к другим слоям. В формировании и поддержании
исторического блока особая роль цементирующего начала принадлежит
интеллигенции.
Несомненна родственность понятия "исторический блок" "конкретной
целостности" Г. Лукача и "реальной целостности" К. Корша. Вместе с тем
оно появилось не без влияния Ж. Сореля.

84 Очищение (греч.) -- эстетическое понятие у Грамши получает
неожиданный смысл: "Можно применить термин "катарсис", чтобы указать на
переход от чисто экономического (или аффективно-эгоистического) момента
к моменту этико-политическому, т. е. высшую переработку базиса в
надстройку в умах людей. Что означает также переход от "объективного к
субъективному" и от "необходимости к свободе". Базис из внешней силы,
которая подавляет человека, приспосабливает его к себе, делает его
пассивным, превращается в средство свободы, в инструмент создания новой
этико-политической формы, вначале -- новой инициативы. Определение
"катарсического" момента становится, таким образом, по-моему, исходным
пунктом всей философии практики; катарсический процесс совпадает с цепью
синтезов, которые являются результатом диалектического развития.
(Помнить два пункта, между которыми вибрирует этот процесс - что никакое
общество не ставит задач, для решения которых уже по существовали бы или
не находились бы в процессе возникновения необходимые и достаточные
условия и что никакое общество не гибнет прежде, чем выразит все свое
потенциальное содержание.)" (QC, р. 1244; MS. p. 48.) В скобках
содержится аллюзия на К. Маркса (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 13, с.
7).

85 Т. е. с завершения объединения Италии.
...
=========







От Pout
К Сысой (05.09.2002 19:42:50)
Дата 08.09.2002 22:08:32

Структура текстов Грамши Обозначения. Словарь Грамши - начало (ч 1.1)

1.Названия блоков
2.Состав блоков
3 Словарь


Тексты в двухтомнике расположены в виде крупных тематических блоков.
Блоки
включают отрывки небольшой длины, которым приданы названия-заголовки.
Такова общепринятая метода разбиения текстов ТюремныхТетрадей (далее ТТ)

Первый блок - отрывки из писем. Остальные делятся на крупные
тематические блоки или работы(фактически книги)

Имеет смысл их обозначить условными краткими названиями
================================

НАЗВАНИЯ БЛОКОВ

(СГ). "Современный государь" является такой работой, состоящей из 20 с
лишним отрывков. Книга (двухтомник) Сысоя состоит из "книг" по
философии,культуре и эстетике. Политические фрагменты , в том числе СГ,
сюда не вошли.

Другие наиболее известные "книги". Размер по изданию ТТ 1991

+(ВФ) "Введение в изучение философии" (стр.25-99)
+(ПФП) "Проблемы философии практики"-это небольшой блок
(стр.100-148)
+(АК) "Анти-Кроче"(стр. 202-299)
+(АБ) "Анти-Бухарин"(стр.149-201)
(КИИ) "К истории интеллигенции"

.....
------------
- остальные по мере разбора

Внимание! набор отрывков из"книг" в двухтомнике по интересующим нас
темам (не журналистике или театру) существенно неполон. Единственное
_упорядоченное_ полное_
собрание отрывков на русском опубликовано в первом томе издания ТТ
Грамши в 1991г. Прочие тома этого издания не вышли.
Каждое переиздание отрывков ТТ на русском , кроме издания 1991г
,содержит
произвольную выборку отрывков из блоков-книг (ВФ, КИИ и т.д.). Названия
отрывков порой также давались по-разному. Одинаковый шрифт названий
отрывков в скане Сысоя не всегда выдержан. Единица членения текста
ТТ -отрывок с названием,набранным заголовочным шрифтом в начале отрывка.
Заголовки в квадратных скобках -редакционные.
Приписываем ему иногда номер для облегчения поиска (напр, ВФ- 10 "Что
такое человек", АБ-10 "Имманентность и философия практики")
Единая сквозная адресация цитат ТТ возожна только на основе
научно-критического
итальянского издания - Gramsci A.Quaderni del Carcere / Edizione
critica dell Instituto Gramsci, a cura di V.Gerratana vol.I - IV Torino
1975 Сокращенно - Q.
Сcылки на цитаты из ТТ в научных работах привязываются к этому изданию,
в виде
например таком -
(ВФ-10)"Что такое человек" - Q, р. 880-886

Набор отрывков из указанных"книг" будет постепенно пополняться до
более полного добавлением новых важных фрагментов.

ВФ и ПФП полностью, АК(впервые на русском) и АБ(впервые за исключением
нескольких кусочков) опубликованы в издании 1991г и только в нем.
Отдельные куски текстов(особенно по "политике" ) в наиболее аутентичном
переводе с итальянского содержатся в книге Григорьевой.

Некоторые работы Грамши , в том числе важные политические и
полемические статьи 20х годов,на русский или не переведены, или
переведены фрагментами.
Такая подборка "ленинских"и"революционных" статей
("Вождь","Революционный год" и лр) например публиковалась в ж-ле
"Коммунист" 10*1977. перевод Григорьевой. "Революция против Капитала"
дожидалась аж до 1999 года.


При чтении текстов следует обращать внимание на специфический
словарь,термины и понятия. По ходу чтения они часто комментируютсяв
примечаниях к основному тексту(под цифровыми сносками). Сводка
комментариев в виде небольшого словаря дается в ч.1.2 и т.д.

====================

СОСТАВ БЛОКОВ


> ТЮРЕМНЫЕ ТЕТРАДИ:
>



(ВФ) в русском издании 1991 "Подход к изучению философии и исторического
материализма"
(это название и все прочие за редким искючением даны издателями.
Действительно,это концентрат и введение в
концепцию Грамши. Содержит основы антропологии и философии)

Состав ВФ. Тексты из "беловых" ТТ Грамши номер 10 и 11, написанные часто
путем переработкипредыдущих текстов черновых ТТ , путем их
редактирования ,для сведения
мыслей по теме воедино. ВФ - это самые известные
и открывающие все издания ТТ фрагменты...

Стандартное название в других
зданиях -"_Введение_ в изучение философии... "
Самый важный и лучше - яснее - других написанный блок. Отрывки не
помеченные цифрами не относятся к ВФ

Обратите особое внимание на тексты этого блока.
------

ВФ
>1 - Связь между обыденным сознанием, религией и философией.
>2 - Отношения между наукой - религией - житейским смыслом.
>3 - Проблемы философии и истории
>4 - Научная дискуссия
>5 - Философия и история
>6 - <Созидательная> философия
>7 - Когда можно утверждать, что философия имеет историческое значение?
>8 - Философ
>9 - Средства языкового выражения, языки, житейский смысл
>10 - Что такое человек?
> 11- Прогресс и становление
> 12- Индивидуализм
> 13- Переводимость языка науки и философии
> 14- История терминологии и метафор
- - - - - - - - - -
> - Философия практики и современная культура -
это ПФП-2
> - Гегемония западной культуры над всей мировой культурой -это ПФП-10
>- Имманентность и философия
-это АБ-10
> - Вопросы номенклатуры и
-это АБ-11
> - Об
-это АБ-18
> - Религиозная история Гете
>
>

--------
(АК)
(помечены отрывки,по теме связанные с первым разделом ВФ и примыкающим к
нему. На них имеет смысл обращать внимание в этой связи. Работа по Кроче
имеет характер"критики-преодоления" идеалистической концепции истории и
диалектики в новом синтезе"философии практики" )


> ФИЛОСОФИЯ БЕНЕДЕТТО КРОЧЕ
> Перевод Г. П. Смирнова
>
> 1+ Некоторые общие методические критерии для критики философии Кроче
> 2- Кроче как партийный деятель
> 3- Позиция Кроче во время мировой войны
> 4- Кроче как идейный лидер ревизионистских течений конца XIX века
> 5+ Разработка теории этико-политической истории
> 6- Кроче и религия
> 7- Кроче и итальянская историографическая традиция
> 8+ Определение понятия этико-политической истории
> 9- Трансцендентность - теология - спекулятивность
> 10+ Парадигмы этико-политической истории
> 11+ Свобода как тождество истории
> 12+ Кроче и философия практики
> 13+<Историзм> Кроче
> 14+Тождество истории и философии
> 15++ <Национальные> корни историзма Кроче
> 16+ Религия, философия, политика
> 17+Связь между философией, религией, идеологией (как понимает ее
Кроче)
> 18+ Учение о политических идеологиях
> 19- Шаг назад по сравнению с Гегелем
> 20- Кроче - человек Возрождения
> 21- Культурное значение Кроче
>
>

этим двумя разделами на первых порах можно ограничиться



================

СЛОВАРЬ (начало)


Начало словаря - в постинге
http://212.188.13.163:2009/nvz/forum/0/co/65725.htm

По тезаурусу возможны раночтения в толковании отдельных терминов-понятий

http://www.charm.net/~vacirca/PNgloss.html#common_sense
PRISON NOTEBOOKS **** GLOSSARY


INDEX

common sense

hegemony

intellectual and moral reform

jacobinism

modern prince

national-popular collective will

passive revolution


COMMON SENSE: Gramsci used the term common sense to mean widely accepted
popular opinions or prejudices about life and reality. Another way of
putting it, is that common sense is the popular world-view or philosophy
of life of the working masses. Common sense and folklore are closely
related concepts for Gramsci, common sense being "philosophical
folklore". Both are contradictory mixes of reactionary and progressive
ideas of reality held by the masses. To build a new socialist culture
both the italian masses and intellectuals would have to go thru a long
process of self-criticism and self-change. Studying popular common sense
and folklore is critical to this process.

In two passages in the Modern Prince Gramsci defined common sense as the
masses' : "traditonal conception of the world" p.197, SPN and:
"....sponaneous feelings of the masses? ("spontaneous" in the sense that
they are not the result of any systematic educational activity on the
part of an already conscious leading group, but have been formed through
everyday experience illuminated by "common sense", i.e., by the
traditional popular conception of the world....." p.198-9, SPN

For the best discussion of common sense see Gramsci's long essay,
Introduction to the study of Philosophy and Culture, Some Preliminary
points of Reference, reprinted in SPN pp. 323-43, see pp.325-334 in
particular.

HEGEMONY: According to Gramsci, to hold power a ruling class must
achieve hegemony over society, meaning its political, intellectual and
moral authority or leadership must be predominant. Gramsci says that a
new ruling class takes and holds state power by establishing hegemony
over allied classes and by using force or coercion against antagonistic
ones.

In several Prison Notes the State is defined as "Hegemony +
dictatorship" or "State= political society+ civil society, ( in other
words hegemony protected by the armor of coercion )" . Again elsewhere
in the Notes he says: " ...by State should be understood not only
apparatus of government, but also the 'private' apparatus of 'hegemony'
or civil society."

To Gramsci hegemony means rule by consent, rule by moral and
intellectual authority or leadership. In his 1926 draft essay ,"On the
Southern Question" Gramsci refers to the hegemony of the proletariat and
defines it as the "social basis of the proletarian dictatorship and of
the workers State" . He goes on to explain this "social basis" ": "the
proletariat can become the leading and the dominant class to the extent
that it succeeds in creating a system of class alliances which allows it
to mobilize the majority of the working population against Capitalism
and the bourgeois State.....this means to the extent that it succeeds in
gaining the consent of the broad peasant masses..." p. 443 ANTONIO
GRAMSCI Selections from Political Writings V.2

Hegemonic apparatus , Gramsci says schools are the key institution of
the hegemonic apparatus, but the term is also used to mean "private
initiatives and activities" and private associations such as trade
unions and political parties.

Gramsci attributes the development of the concept of hegemony to Lenin
and Benedetto Croce, the Italian liberal historian and philosopher.
Antonio Labriola, the father of Italian marxism also used the term
often.


INTELLECTUAL AND MORAL REFORM: Italian cultural revolution led by the
Modern Prince. a mass working class struggle to replace the existing
catholic mass culture and idealist philosophy of bourgeois liberal
intellectuals of early 20th century Italy with a modern, secular
socialist proletarian culture; i.e. to make Italy a culturally unified
nation for the first time.

Main aim of this reform is to replace the authoritarian feudal catholic
world-view of working masses with an egalitarian communist, that is,
proletarian world-view. Intellectual and moral reform, the struggle for
a new socialist way of living, thinking and feeling, new proletarian
philosphy, history, art, politics is "linked to a program of economic
reform"(p.133 SPN) in fact, economic reform is the concrete form in
which working classs cultural revolution first presents itself. Gramsci
insists that the workers must take control of the State and Production
before they can complete their cultural revolution. Intellectual
andMoral Reform is the struggle for workers cultural and political
hegemony over Italy. p.132-3 SPN

JACOBINISM: it has dual meaning for Gramsci: 1. revolutionary
nationalism. 2.Armed revolution, insurrection, a violent, radical break
with the old ruling class and their social order. the two historical
examples Gramsci refers to repeatedly in his Notes are the French and
Russian Revolutions. The revolutionary bourgeoisie in 18th century
France were Jacobins. they formed a revolutionary alliance with the
peasantry to overthrow the feudal order in France in 1789. Lenin and
Marx identified strongly with the radical, intransigent, "jacobin"
spirit of the french revolutionary bourgeoisie; their willingness to use
violence to overthrow the old ruling classes and totally uproot
feudalism.

Gramsci called Machiavelli a "precocious jacobin" because he sought thru
his writing of The Prince , to create a revolutionary-nationalist mass
movement in 16th century renaissance northern Italy based on the
peasantry and urban petty bourgeoisie. Gramsci believed Machiavelli's
political goal was to free all of Northern Italy from foreign occupation
and create a unified Italian State. Gramsci strenuously argued in his
notes on the Risorgimento ( Italy's 19th century national independence
movement) that a "Jacobin force", a revolutionary bourgeoisie and a
radical, intransigent spirit of jacobinism among the bourgeois
intellectuals was totally absent in Italy in the 16 to 19th cenuries and
prevented Italy from being united and becoming a modern capitalist
nation-state. Italy's continued backwardness in in the early 20th
century was due, according to Gramsci to the failure of italian
bourgeois intellectuals to build a revolutionary alliace with italian
workers and peasants during the Risorgimento. Only italian workers and
revolutionary intellectuals led by the italian communist party could
now(1930's Italy) be an effective jacobin force , or leadership, and
create a national-popular collectve will , a revolutionary movement in
Italy.


MODERN PRINCE : is the Italian Communist party, also title of a planned
essay containing Gramsci's political program, to be written in the form
of a dramatic myth using Machiavelli'sPrince as a literary model.
Description to be found in Prison Note titled Brief Notes on
Machiavelli"s politics .,p.125-33 SPN

Modern Prince to consist of three sections on 1) Jacobinism, 2)
formation of a National-Popular Collective Will and 3) Intellectual and
Moral reform ( ".... the religious question or world-view" p.132, SPN)

NATIONAL-POPULAR COLLECTIVE WILL : Gramsci's conception of a
revolutionary nationalist movement that would make socialist revolution
in Italy; to be led by the Modern Prince, the Italian Communist party, .
A class alliance of northern industrial workers , southern peasants and
democratic middle class intellectuals, the main insurrectionary force
being the southern peasantry. the creation by these social forces of a
revolutionary nationalist and socialist culture to culturally and
politically unify Italy thru cultural revolution or " Intellectual and
Moral Reform". p.130-1, SPN

PASSIVE REVOLUTION: "Revolution" that is really a reform from above by
an elite without mass participation aimed at avoiding radical social
change. Fascism, the Risorgimento, Italy's 19th century national
independence movement and "americanism and Fordism", i.e. the 30's New
Deal reforms of U.S. capitalism are examples of passive revolution
according to Gramsci. Passive Revolution is a counter-revolutionary,
restorationist historical movement aimed at avoiding or reversing
revolutionary change. Gramsci criticized Croce for writing histories of
Europe and Italy that defend passive revolution-restoration
ideologically, and attack Jacobin National- Popular movements like the
French and Russian revolutions.

Gramsci advances his theory of the Risorgimento and Fascism as passive
revolutions in an important series of prison notes on italian history.
One of his most damning criticisms of Croce, was that though a liberal
political opponent of Fascism, Croce as passive revolution's major
ideological proponent was, in effect, giving Fascism historical and
philosophical legitimacy and support. Gramsci called fascism false
national-popularism, and degenerated jacobinism as well as passive
revolution. This clearly shows that he saw italian fascism's demogogic
claims to be revolutionary as particularly dangerous to the Left and the
italian working class

=======
http://www.italnet.nd.edu/gramsci/igsn/index.html