От Ольга
К Ольга
Дата 10.09.2002 02:05:32
Рубрики Идеология; Культура;

Несколько промежуточных выводов


Привет и спасибо тем, кто откликнулся, сообщив много важного.

В развитие исходных тезисов было вброшено несколько полезных мыслей, которые уточняют общую картину. Итак:

1.Модернизирующееся общество = массовое общество. Кто здесь "курица", а кто "яйцо", имхо, принципиальной важности не имеет. (Правда, постмодернистское общество создает условия для демассовизации: "проседание" мегаполисов, дестандартизация потребительского продукта и проч. Но сейчас не об этом. Не стоит ждать, пока Россия "объективно" дойдет до этой стадии - ведь может и не дотянуть).
2.Конечно, массовое общество совсем не однородно: у "массовых" женщин свои заморочки, у "массовых" подростков - свои и т.д. Существуют разные уровни "попсовости", и то, что вполне подходит для одной категории, может не устраивать другую. Однако буржуазный масскульт научился с этим считаться и внимательно отслеживает вкусы каждой категории. На эту тему (речь идет о сериалах на ТВ)откровенно высказался режиссер Беленький,см.:
http://vif2ne.ru/nvz/forum/0/co/67596.htm

цит.
===========
Для подростков - "Простые истины". Для женщин, которые любят
пострадать, у которых очень много своих проблем и хочется посмотреть,
как решают вопросы измен, любви другие люди, - "Воровка".
Для людей, любящих правду жизни, то есть социальность, - "Трое против
всех" и "Черемушки".Это те творческо-идеологические соображения, которыми мы
руководствуемся.

конец цит.
===========
3.Однако мы, безусловно, должны отказаться от навязываемого нам кое-кем (не будем показывать пальцем) отношения к массам как к тупому, пошлому, недалекому, недоразвитому и т.п. "недочеловеку". Не будем забывать, что буржуазный масскульт - это кривое зеркало массового общества. Массовый человек не хорош и не плох, как не хорош и не плох и сам род человеческий. Массу можно превратить в безумно ревущую толпу фанатов, а можно - в праздничную первомайскую демонстрацию.
4.Для нас важно, что несмотря на все свои усилия, буржуазный масскульт не в состоянии дать исчерпывающий ответ на "вызовы" масс. Тогда, чтобы избежать фиаско, он идет по пути создания и поддержания тех Жажд, удовлетворить которые ему по силам. Можно выразиться иначе: идеологи масскульта канализируют "ненужные" им необывательские Жажды в привычные, удобные, отлаженные русла потребительских Жажд. Так осуществляется блокирование тех потребностей, против которых либеральная система была бы бессильна. Это и есть система манипулирования Жаждами масс в действии.
4. Исходя из всего этого мы можем сформулировать ряд целей, дабы смоделировать образ желаемого, а затем, возможно, заняться и разработкой средств.

Наши цели (пусть форумяне помогут их уточнить, расширить, вообще отрефлексировать):

- Составить хотя бы примерный перечень "лагун", "брешей" в удовлетворяемых потребностях массового человека (напомню, что речь идет именно о России), за счет которых накапливаются раздражение, усталость от буржуазного масскульта - короче, слабые звенья манипуляции. Некоторые уже названы (жажда самоуважения, знания, романтики), я добавлю: желание своей нужности кому-то просто так, а не из-за денег, жажда гордости за свой народ, жажда сакрализации, задушевного общения. Я вижу, как и многие, уязвимость рекламы (особенно ТВ) - нет ни одного человека, которого бы она не достала. "Партия" массового телезрителя против рекламы - это уже кое-что! Вот вам уже одна необывательская жажда - дать людям возможность смотреть фильм, передачу, не прерываемые рекламными паузами. Можно пересмотреть содержание самой рекламы. Она часто строится на квазидоказательности: "После стирки брюки выглядят одинаково (?), а если не видно разницы (?) - зачем платить больше?" Неубедительны все эти "эксперты из народа" в лице домохозяек, к которым врывается на дом группа телевизионщиков с порошком "Тайд".
Чем полнее и точнее будет этот перечень, тем предметнее и ощутимее будут наносимые нами удары по манипулятивной системе. Это будет прицельный огонь, а не сплошная артподготовка.

- Добиваться "гигиены Жажд" (удачное выражение Лома), т.е. препятствовать опошлению реальных человеческих потребностей, их канализации во фрейдистское дерьмо.

- Добиваться неуклонного сокращения экспорта обывательских Жажд "оттуда". Загнать эти Жажды на "улицу Красных фонарей" - для особо озабоченных. Так их будет лучше видно, чтобы показывать на них пальцем - "эвон, родимый, убогий какой..."

Средства для достижения целей:

- Работа индивидуальная и в группах по типу религиозных реформаторов (спасибо Павлу за ценную мысль) - то, что на сегодня более реально. Тут, думаю, не грех акцентировать такой мотив, как престижность "быть не в массе, не быть как все", задействовать тягу к личному самовыражению, интуитивное стремление не попасть в мейнстрим.
- Искать финансовые средства и для работы с массовой аудиторией - свои радио- и телеканалы, периодика, оседлать и облагородить излюбленные жанры - фантастику, детектив, лав стори, история Золушки, мультяшки, музыкальная попса, видеоклип, телеигра и др. Нужна перебивка "их" СМИ - это все понимают.
- Бумерангом вернуть либералам их прием "снижения" образа. Они превращают в секс-символ нашу девочку Наташу Гусеву, а мы похихикаем над их американской мечтой. Без комсомольского пафоса, не гневливо, но изящно, иронично наподдать либеральным кумирам через анекдот, сленговый оборот (кстати, здесь сленг на нашей стороне), обнажать (не обязательно порицать) дурновкусие. Десакрализация "их" культурных героев в лице геев, истериков, сексуально озабоченных. Участливость и любопытство заменить жалостью, как к больным (упаси боже клеймить позором!). Жалкий не может быть героем.
- Другое.

Понятно, что это пока черновая версия. Не исключено, что я тут занимаюсь изобретением велосипеда - дайте знать.

Всем удачи!




От Pout
К Ольга (10.09.2002 02:05:32)
Дата 11.09.2002 11:31:56

постановка вопроса о "внушенных потребностях"С.Кара-Муррзой(из архива)


Ольга сообщил в новостях
следующее:68923@kmf...
>
> Привет и спасибо тем, кто откликнулся, сообщив много важного.
>
> В развитие исходных тезисов было вброшено несколько полезных мыслей,
которые уточняют общую картину.

Приветствую.

Воспроизвожу прошлогодний постинг СГКМ на Форум по теме. Дискуссии в
тот раз не получилось,произошла небольшая путаница. Возможно,будет
сейчас полезным
Прошу извинить за некоторый сбой кодировок при копировании из архива

============
от С,Кара-Мурза

Предлагаю рЯд положений.
1. <Потребности производЯтсЯ точно так же, как и продукты и различные
трудовые навыки> (Маркс).
2. НачинаЯ с середины 20 века потребности стали интенсивно
экспортироватьсЯ Западом в незападные страны через механизмы культуры.
3. Разные страны по-разному и в разной степени закрывались от этого
экспорта, сохранЯЯ баланс между структурой потребностей и реально
доступными ресурсами длЯ их удовлетворениЯ, которыми они располагали.
Сильнейший барьер, защищавший местную (<реалистичную>) систему
потребностей - сословные и кастовые рамки культуры (им, например, было
закрыто крестьЯнство в ?оссии, население Индии и в большой степени
Японии); мессианизм национальной идеологии (СССР, ЯпониЯ, Китай);
осознание смертельной внешней угрозы, формирующей потребности <окопного
быта> и т.д.
4. При ослаблении этих защит ниже определенного порога происходит, по
выражению Маркса, <ускользание национальной почвы> из-под производства
потребностей, и они начинают полностью формироватьсЯ в эпицентрах
мирового капитализма. По замечанию Маркса, такие общества можно
<сравнить с идолопоклонником, чахнущим от болезней христианства>.
5. Этот процесс протекал в СССР начинаЯ с 60-х годов, когда быстро
ослабевали указанные выше защиты. Они рухнули обвально в годы
перестройки под ударами всей государственной идеологической машины. При
этом новаЯ система потребностей была воспринЯта при резком сокращении
местной ресурсной базы длЯ их удовлетворениЯ. ?то породило массовое
шизофреническое сознание и быстрый регресс хозЯйства.
6.Система потребностей (универсум символов) даже при условии ее более
или менее продолжительной изолЯции обладает инерцией и воспроизводитсЯ,
причем, возможно, во все более уродливой форме. Поэтому даже если бы
удалось каким-то образом вновь поставить эффективные барьеры длЯ
<экспорта образов>, внутреннее противоречие не было бы решено. Ни само
по себе экономическое <закрытие> по Паршеву, ни поЯвление анклавов
общинного строЯ по Игнатову системы воспроизводства <потребностей
идолопоклонника> не подрывают. Таким образом, у нас есть реальный шанс
<зачахнуть> едва ли не в подавлЯющем большинстве.
7. Биологические инстинкты (самосохранениЯ и продолжениЯ рода) без
культурных защит слишком слабы, чтобы преодолеть воздействие нагнетаемых
потребностей.
Вопрос: возможно ли в принципе <закрытие> критической массы населениЯ
именно в этом плане с последующей реабилитацией этой части хотЯ бы ради
обеспечениЯ ее выживаниЯ, <на развод>? Такие сильнодействующие
молекулЯрные механизмы длЯ этого можно создать - так, чтобы они вошли в
самоподдерживающийсЯ режим?

6 Апреля 2001, 12:10:56

=============

и для комплекта мой короткий ответ в той дискуссии

=============
Только одно замечание."Экспорт потребностей"для господствующего класса
старой России некоторыми историками(М.Н.Покровский)рассматривался как
основной внутренний движитель инересов этого класса. Грубо говоря, с 18
века и далее все более нарастающим темпом господа все более хотели жить
в своих поместьях(т.е. при старой системе и способе производства, меняя
по минимуму его) как в Париже(Лондоне, Вене етс)
Смотрение в рот и подглядывание за нововведениями капитализирующегося
Запада перешло к концу 19 века в тип фанаберии в массовом порядке.
Отчасти этими комплексами объясняется и постоянный мотив"догоняющей
модернизации"(и при большевиках тоже). Наконец, разрыв между
подглянутыми потребностями на Западе и реальным уровнем жизни здесь стал
в 50-60е мощным движителем переориентации номенклатуры("папочек")и
особенно авангардной группы"золотой молодежи"(сынков). Их влияние было
едва ли не решающим.

Невостребованными оказались размышления и тревоги таких людей как
Е.Варга, который говорил о мощном и решающем влиянии личных интересов,
преследовании собственной выгоды как движущем мотиве сов.работника и
упрошенном понимании связи личных и общественных интересов.
Новый сов.работник - это неисчисленный доктринально тип, отсюда
невычисленность того что произошло с ним в 70-80е под влиянием изменения
условий(прежде всего - произ-ва и общения). Тревогу с "отношением к
труду"и трудовой моралью (молодежи)забили заранее, но ничего сделать не
смогли.
============




От Фриц
К Ольга (10.09.2002 02:05:32)
Дата 10.09.2002 17:32:28

Наш форум и атакующий стиль.

Прекрасная, привлекательная идея - самим атаковать уязвимые точки противника. Это и веселее, и перспективнее. Поделюсь своим небольшим печальным опытом.
Пару лет назад мне пришла в голову аналогичная идея. Первая и самая важная задача, на мой взгляд, изучение людей, целевой группы. Поиск слабых мест, методов воздействия на такие места.
Я как-то читал предположение, что нас, советских людей, изучали при помощи целой сети агентов, действующих непосредственно в СССР, и мощного аналитического центра в США.
У меня, конечно, нет таких возможностей. Но мне повезло - я нашёл хороший объект. Это участница форума "Русский мир" Училка, по имени Наталия. Она полностью и в чистом виде разделяет все предрассудки "пипла" противника. Начал я помаленьку изучать её взгляды - а она охотно ими делилась, даже больше отвечала, чем я спрашивал. Попробовал даже атаковать места, которые показались мне слабыми. В частности, я подверг сомнению тезис, что американские СМИ объективны и независимы, а граждане США владеют информацией, позволяющей им принимать обоснованные политические решения. Кроме того, целесообразность вмешательства США в дела всего мира для неё неочевидна - она же не признаёт факта эксплуатации Юга. В общем, начинало немножко получаться.
А затем она по моей наводке появилась на этом форуме. Многие помнят, какая началась вакханалия. Я раза три вынужден был открытым текстом призвать воспринимать её как макивару - объект для тренировки. Но многие участники увлеклись, потеряли благоразумие и сдержанность. В результате её исключили на год, а результатов серьёзных не добились. И это несмотря на то, что обсуждалась в основном тема образования, весьма подходящая.
Итак, вывод: наш форум даже с таким благоприятным объектом как Наталия не смог работать. Повели себя как свора собак. А вот если создать атакующую группу, члены которой не горячились бы, а работали - наблюдали, изучали, пробовали различные воздействия - может, и получилось бы что.
Так что Павел Краснов, может, и прав в этом, что надо группы создавать. А то базар выходит.

От Igor Ignatov
К Фриц (10.09.2002 17:32:28)
Дата 11.09.2002 03:26:13

Ре: А все оттого, что нет дисциплины мышления,...

... в частности дисциплины приоритетов. Люди не отдают себе отчета, зачем они на Форум приxодят - душу отвести или по какой другой причине.

А манипуляторы - люди xотя и не очень глубокие, но разумные и дисциплинированные. Они понимают свою задачу. У нашиx с етим дело xуже.

С уважением.

От GhostGuest
К Фриц (10.09.2002 17:32:28)
Дата 10.09.2002 18:15:04

Re: Наш форум...

Да, интересная была история. Особенно любопытно выглядел тот факт, что сдержанность потеряли участники форума, а отключили Наталью.

Не надо атаковать, Фриц. У вас нет шансов в столкновениях, потому что у вас очень плохо поставлена разведка. (Это просто поразительно, какие сказки рассказывают здесь об окружающем мире). Вам надо разрабатывать не план атаки, а железный занавес. Чем железнее, тем лучше, потому что мир иллюзий защитить очень трудно.

От Администрация (И.Т.)
К GhostGuest (10.09.2002 18:15:04)
Дата 11.09.2002 13:29:46

Фрицу и участнику GhostGuest предупреждение

за обсуждение модерирования.
Наталью отключили именно за обсуждение модерирования, причем вызывающего.

От Фриц
К GhostGuest (10.09.2002 18:15:04)
Дата 10.09.2002 19:07:49

Разведка - это да.

Действительно поставлена неважно.
>У вас нет шансов в столкновениях, потому что у вас очень плохо поставлена разведка. Вам надо разрабатывать не план атаки, а железный занавес. Чем железнее, тем лучше, потому что мир иллюзий защитить очень трудно.
Но если последовать Вашему совету, то шансов на победу нет. Кто боится столкновения с враждебными идеями - тот уже проиграл. А от иллюзий надо уметь отказываться.
У нас тут некоторые хотят отгородиться от всех несогласных, в том числе от значительной части наших же граждан. Это, на мой взгляд, и есть путь в мир иллюзий, который нуждается в железной стене для своей защиты.

От Микола З.
К GhostGuest (10.09.2002 18:15:04)
Дата 10.09.2002 18:31:29

Re: Наш форум...

Мда ...
>Да, интересная была история. Особенно любопытно выглядел тот факт, что сдержанность потеряли участники форума, а отключили Наталью.

>Не надо атаковать, Фриц. У вас нет шансов в столкновениях, потому что у вас очень плохо поставлена разведка. (Это просто поразительно, какие сказки рассказывают здесь об окружающем мире). Вам надо разрабатывать не план атаки, а железный занавес. Чем железнее, тем лучше, потому что мир иллюзий защитить очень трудно.

Простейшие средства защиты могут быть применены каждым самостоятельно, но на некоторых нужно будет одеть марлевую повязку, чтобы не разносили инфекцию.
За сим мое почтение, М.З.

От Микола З.
К Ольга (10.09.2002 02:05:32)
Дата 10.09.2002 12:29:37

Re: Только в темдеме науки и массовой культуры

День добрый!

Ольга, Вы все прекрасно излагаете. Ваши резюме конструктивны потому, что Ваши тезисы "открыты" и поэтому хорошо "достраиваются", а цели и задачи – вполне реальны, некоторые содержат изюминку, но об этом позже.
Все это хорошо, и, думаю, что с этим также согласится большинство.

Не заостряя внимание на всех тонкостях в определении понятий, фиксирующих различные аспекты массовых явлений в обществе, скажу, что есть небольшие нюансы в самом общем понимании, которые не следует не учитывать.
1.Тезис
>>>дитя индустриального городского общества
– несовсем точен. Поэтому Лом, это видит, указывая:
>> только тут вопрос, что раньше – яйцо или курица. Некоторые типы Жажд сражают человека сами по себе (мифы о карго в примитивных обществах) …
Вы в принципе соглашаетесь с этим, но считаете
>1.Модернизирующееся общество = массовое общество. Кто здесь "курица", а кто "яйцо", имхо, принципиальной важности не имеет.
Не совсем так, массовидность суть атрибутивная характеристика человека, ведь массу воспроизводит не только и не столько модернизированное общество, а общество в той мере, в какой индивид – его продукт. Отсюда возможна и наука о человеке и обществе, изучающая не что иное, а универсальные, стандартизированные формы его человека человеческой жизнедеятельности. Эта атрибутивность может являть себя через всю (актуальную, прошлую, возможную, маловероятную и даже невозможную) совокупность акциденций и модусов (толпа, толчея, движение, широкая общественность, масса в узком смысле, масскульт, пролет-культ, поп, поп-корн, если хотите и т.д.).
А дальше Ваши рассуждения верны, действительно, данная характеристика гипостазируется, отрывается от своей сущности и начинает жить самостоятельной жизнью, проходя на своем пути различные метаморфозы и претерпевая всевозможные деформации в индустриальном обществе городского типа, в буржуазном, в модерне и постмодерне. Это нужно учитывать.

Вывод 1: провозглашенные цели и задачи могут быть достигнуты при условии научности, т.е. объективного научного рассмотрения этих вопросов.

2. В задачах основное кредо - усилить недовольство различными средствами - это очень хорошо, но вот "Изюминка" в этом:
>иронично наподдать либеральным кумирам через анекдот, сленговый оборот (кстати, здесь сленг на нашей стороне), обнажать (не обязательно порицать) дурновкусие. Десакрализация "их" культурных героев в лице геев, истериков, сексуально озабоченных.
Действительно, недовольство происходящим может выражаться не только в виде открытого протеста, но и в других формах, в частности, массовой культуры и в искусстве, например, через острую критику и осмеяние устаревших социальных явлений, институтов и структур. Неслучайно, социально-обновленческая роль смеха резко возрастает в период социальных потрясений и радикальных реформ, во многом предваряя начало открытых массовых выступлений. История свидетельствует, что многим из них предшествовал период выхода на массовую аудиторию целой плеяды талантливых художников, драматургов, актеров, юмористов, артистов, литераторов с присущей каждому из них эскападой всевозможных сатирических сюжетов, пародий, куплетов, анекдотов, памфлетов, карикатур, высмеивающих социальные устои, героев и события, еще не так давно овеянные всеобщим пиететом, почестями и славой. Квинтэссенцией сказанному может служить меткое изречение, что человечество с оптимизмом смотрит в будущее, смеясь на похоронах прошлого и настоящего.

Вовод 2. Десакрализация культовых героев посредством этой самой, что ни на есть массовой, культуры и прежде всего культуры смеха – задача вполне реальная.
Предлагаю начать с последнего.

От Микола З.
К Микола З. (10.09.2002 12:29:37)
Дата 10.09.2002 15:52:35

Свод общих правил активизации масс

>Предлагаю начать с последнего.
Исторический опыт свидетельствует, что, несмотря на самые благие намерения реформаторов и самые прогрессивные идеи, большинство из них реализовывались с трудом, спотыкаясь на неприятие и активное противодействие масс, и нередко оборачивались полным крахом, как самих начинаний, так и их инициаторов еще в начальной фазе преобразований. Большей частью это происходило из-за слабой опоры на поддержку масс, потому что не использовался весь потенциал их преобразующей деятельной активности. Думается, что инициаторам вовсе не безразлично то, как воспримут массы те или иные идеи и как поведут они себя по отношению к ним, ведь от этого в большинстве случаев зависит успех многих инициатив.
Надо сказать, что мировой практикой наработан целый арсенал всевозможных средств активизации человеческого потенциала, среди которых имеется свод элементарных правил, известных еще с древности.
Попытаюсь собрать,сформулировать их и выложить следующие:

 Правило первое гласит, что ЛЮДИ ОХОТНЕЕ ВЕРЯТ И БОЛЬШЕ ДОВЕРЯЮТ ТОМУ, КТО САМ ВЕРИТ И УБЕЖДЕН В ТОМ, В ЧЕМ ПЫТАЕТСЯ УБЕДИТЬ ОКРУЖАЮЩИХ, И МЕНЕЕ ОХОТНО, – ЕСЛИ ОНИ НЕ ПРИЗНАЮТ В НЕМ ГОТОВНОСТЬ ПОСТРАДАТЬ ЗА СВОЮ ВЕРУ И УБЕЖДЕНИЯ. Огромная роль веры в исторической судьбе народов общеизвестна. Вере родственно доверие, или уверенность в искренности кого-либо. Если последнее основывается на убеждениях, которые по большей части имеют логический, рациональный характер, то вера покоится на потребностях, надеждах и чаяниях масс. Эти устремления более интимны и эмоциональны, в них содержатся элементы фантазий, иллюзий и социальных утопий, которые помогают человеку не только жить в равновесии с самим собой и другими людьми, но и в том, чтобы просто выжить.
 Второе правило, развивая первое, поясняет, что ЛЮДИ ОХОТНО ВЕРЯТ В ТО, ВО ЧТО ЖЕЛАЮТ ВЕРИТЬ. Ожидание исполнения желаний – один из главных экзистенциалов, определяющих человеческое бытие. Пока человек жив, он надеется. Употребление в дело человеческих желаний является мощным средством воздействия на поведение и настроения масс.
 Правило третье вещает о том, что ЛЮДИ ВЕРЯТ НЕ СТОЛЬКО ФАКТАМ И ДАЖЕ НЕ ФАБРИКАЦИИ ФАКТОВ, СКОЛЬКО В НЕПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ СИСТЕМЫ ВЕРОВАНИЙ. Массы изначально склонны больше верить в то, где изображена жизнь, построенная не на фактическом материале, а на толковании социальных мифов с их иллюзорно-компенсаторной, непротиворечивой, понятной и предсказуемой картиной мира, в которой сами факты истолковываются не как случайные стечения обстоятельств, а через простые примеры проявления общих законов (фортуны, фатума, логоса, первоначала, властителя, всевышнего, творца). Такая позиция ставит под сомнение любую информацию, если она не подтверждает ранее сделанные выводы. Способствовать радикальному обновлению жизни и деятельности можно только через культивирование мировоззрения, которое дает лучшее объяснение происходящему, снабжая людей непротиворечивой системой верований.
 Четвертое правило ориентирует на то, что, ПРИСТУПАЯ К ПЕРЕУСТРОЙСТВУ, НУЖНО УБЕДИТЬСЯ В НАЛИЧИИ У ЛЮДЕЙ НЕОБХОДИМОГО ПОТЕНЦИАЛА НЕДОВОЛЬСТВА ОТЖИВШИМ С ТЕМ, ЧТОБЫ АКТИВИЗИРОВАТЬ В НИХ ЗАРЯД ПРОТЕСТА ПРОТИВ ВСЕЙ ЕГО НЕЛЕПОСТИ. Степень такого недовольства или удовлетворенности масс существующим положением дел, согласно теории относительной депривации, в значительной мере зависит от процедуры социального сравнения, основанной на сопоставлении человеком своих жизненных успехов с положением других людей или прежними собственными достижениями, а также на оценке собственных возможностей для реализации связанных со всем этим притязаний. Возникновение чувства недовольства, таким образом, связывается с рассогласованием претензий людей с тем, что они получают на самом деле. Поэтому существует возможность в определенных пределах влиять на социальное самочувствие широких слоев, используя достаточно простую процедуру суггестивного воздействия: направляйте внимание людей «вверх» или «вниз» относительно нынешней жизненной позиции, напоминайте или, наоборот, не напоминайте об условиях их прежней жизни, сравнивайте их условия с обстоятельствами жизни других людей, но не позволяйте им забывать, что может быть намного лучше или бывает значительно хуже. В такой ситуации представляется возможным влиять на степень удовлетворенности жизнью и на стремление что-либо изменить в ней. Квинтэссенцией сказанного следующие высказываниях: мы живем хорошо или плохо в зависимости оттого, что мы об этом думаем, а простой способ получать удовольствие от жизни – это уменьшить уровень своих притязаний (авторы неизвестны). Но недовольство происходящим может выражаться не только в виде открытого протеста, но и в других формах, в частности, через осмеяние существующих социальных устоев.
 Пятое правило содержит указание на то, что, начиная любое переустройство нужно помнить, что МИР СОСТОИТ НЕ ИЗ ОДНИХ ТОЛЬКО ТЕОРЕТИКОВ, Т.Е. ИДЕЙНЫХ ВДОХНОВИТЕЛЕЙ И ВЫРАЗИТЕЛЕЙ ИНТЕРЕСОВ, А ИЗ МАССЫ «ПРОСТЫХ» ЛЮДЕЙ. А ЛЮДИ СУЩЕСТВЕННО ОТЛИЧАЮТСЯ ДРУГ ОТ ДРУГА СПОСОБНОСТЬЮ ВКЛЮЧАТЬСЯ В ПЕРЕМЕНЫ. И эта способность зависит от многого, в том числе: от психологической предрасположенности индивидов (особенностей типа организации нервной системы, силы, темпа, ритма протекания эмоциональных, интеллектуальных процессов, волевой сферы), их социального положения и тех социальных ролей, которые вынуждены и могут играть люди, а также от социальной памяти, в механизмах реализации которой заключены личные и надличностные, положительные и отрицательные воспоминания о пережитом.
Поэтому чтобы не растерять большую часть потенциальных сторонников нужно учитывать следующие принципиальные моменты:
а) ЛЮДИ ПО-РАЗНОМУ РЕАГИРУЮТ НА ИЗМЕНЕНИЯ В СИЛУ ГЕНЕТИЧЕСКИХ РАЗЛИЧИЙ И ПРИОБРЕТЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИХ ФИЗИОЛОГИИ И ПСИХИКИ, А ТАКЖЕ ПРОИЗВОДНЫХ ОТ НИХ СПОСОБНОСТЕЙ АДАПТИРОВАТЬСЯ К УСЛОВИЯМ ЖИЗНИ И ВКЛЮЧАТЬСЯ НОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
б) ИЗ ВСЕХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП НАИБОЛЕЕ ВОСПРИИМЧИВОЙ КО ВСЕМУ НОВОМУ ЯВЛЯЕТСЯ МОЛОДЕЖЬ. Эта истина тем более бесспорна, когда в ситуации нестабильности и неопределенности люди постарше оказываются не в состоянии «с головой» окунуться в реализацию практических задач, хотя бы в силу того, что над ними тяжким бременем довлеет груз ответственности за себя и других, затягивая их в пучину различных житейских проблем. Пусть большинство молодых людей не в состоянии сразу по достоинству оценить преимущества новых форм деятельности и жизненного устройства, но у этих форм всегда имеется множество частных, на первых взгляд, малозаметных проявлений, находящихся в сфере повседневной жизнедеятельности каждого молодого человека и затрагивающих его помимо собственной воли. Включите свои идеи в круговорот молодежной субкультуры, рекламы, моды, символики престижного поведения, которые в максимально приемлемой форме убедят молодежь в целесообразности перемен, и молодые люди станут глашатаями «свежих» воззрений, проводниками новых форм деятельности и жизнеустройства.
в) Далее, КАКИМ БЫ НЕ БЫЛО ОТСТАЛЫМ, НЕСПРАВЕДЛИВЫМ ЭТО УСТРОЙСТВО, ВСЕГДА ИМЕЕТСЯ МНОЖЕСТВО ЛЮДЕЙ, ВЫПОЛНЯЮЩИЙ В НЕМ «РЕПЕРТУАР» СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ, КОТОРЫЙ ПОЗВОЛЯЕТ ИМ БЫТЬ ВПОЛНЕ ДОВОЛЬНЫМИ СВОИМ ПОЛОЖЕНИЕМ. Понятно, что они будут всячески тормозить любую инициативу и компрометировать самих инициаторов. Не всегда возможно резко ослабить их противодействие, но можно сразу заинтересовать их новациями и привлечь к ним, давая им возможность воспользоваться преимуществом более выгодной стартовой позиции. Иными словами, «откупиться», чтобы не тратить дополнительных сил и времени на то, чтобы подавить их сопротивление.
г) ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ СВОИХ СОЦИАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ ВАЖНО ЗАДЕЙСТВОВАТЬ ПОТЕНЦИАЛ БОЛЬШИНСТВА – КОНФОРМИЗМ, СТРЕМЛЕНИЕ СЛЕДОВАТЬ ГОСПОДСТВУЮЩИМ МНЕНИЯМ И СТЕРЕОТИПАМ, ПРЕДПИСАНИЯМ, ИЛИ «ПРИСПОСОБЛЕНЧЕСТВО». Приведение в действие этого механизма является необходимым условием массового распространения недовольства. При этом нужно помнить, что неудовлетворенность предлагаемыми обществом индивидам целями – явление достаточно редкое, в то время как нереализованность этих самых целей – самое распространенное. Причем крайне неравномерное распределение потерь и приобретений, резко обостряет чувство несправедливости происходящим, вызывая негативное отношение к нему. Нужно чтобы положительные результаты преобразований почувствовали не единицы, а большинство. Поэтому необходимо для каждой из социальных групп подобрать свой темп включения в общий процесс и наиболее приемлемые для них варианты новых форм деятельности. Кроме того, любые новации касаются как способов их достижения, так и мотивации. Содействовать обновлению мотивационной сферы можно, пропагандируя особую ценность отдельных мотивов (например: богатого и расточительного образа жизни для одних социальных групп, скромного и бережливого существования – для других) и препятствуя реализации определенных целей, делая их порой недостижимыми. Учтя всё это, можно сделать новое доступным для большинства и крепко привязать к нему людей.
д) «ПРОСТЫЕ ЛЮДИ», УДОВЛЕТВОРЯЯ СВОИ КАЖДОДНЕВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ И ДЕЛЯСЬ ДРУГ С ДРУГОМ СВОИМИ ТЕКУЩИМИ ПЕРЕЖИВАНИЯМИ, ЖИВУТ СООБРАЗНО УСТОЯВШИМСЯ ОБЫЧАЯМ, СОБСТВЕННОМУ УКЛАДУ ЖИЗНИ И СВОИМ НРАВАМ. Для усиления активности масс, как это не звучит парадоксально, нужно использовать потенциал их консерватизма, включив его в процесс преобразований. Надо считаться с традициями и привычками людей, не пренебрегать, а уважать совокупность их верований, чтобы удовлетворять универсальную потребность человека, укоренившись в прошлом, обеспечить себе безопасность и ориентацию мире. Показательным в этом плане является позитивный опыт распространения современных мировых конфессий (католицизм, православие, протестантство, ислам, буддизм), когда языческие обычаи, ритуалы и праздники вплетались в ткань новой религиозной обрядности и культовой практики так, что следующим поколениям людей трудно было отделить то, что идет испокон веков от всего привнесенного не так давно, наносного. Поэтому тотальное отрицание прошлого может позволить себе лишь узкий круг людей, который, оставаясь, по сути, маленькой сектантской группой, не может рассчитывать на широкую поддержку и активность масс.
 Наконец, шестое правило еще раз напоминает о том, что ОБРАТИТЬ ВСЕХ В «НОВУЮ ВЕРУ» – ЗАДАЧА ЗАВЕДОМО НЕВЫПОЛНИМАЯ, А РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ НА СВОЮ СТОРОНУ АБСОЛЮТНОГО БОЛЬШИНСТВА, ПРИЧЕМ В ОДНОЧАСЬЕ, ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ КРАЙНЕ ЗАТРУДНИТЕЛЬНЫМ. НАЙТИ ЖЕ ИЗ ЧИСЛА НАИБОЛЕЕ АКТИВНЫХ ЛЮДЕЙ ТУ «КРИТИЧЕСКУЮ» МАССУ, ЧИСЛЕННОСТЬ КОТОРОЙ ЯВЛЯЕТСЯ ДОСТАТОЧНОЙ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ, И СДЕЛАТЬ ЕЕ ПРОВОДНИКАМИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ ЯВЛЯЕТСЯ ДЕЛОМ ВПОЛНЕ РЕАЛЬНЫМ.
Свод такого рода правил может быть продолжен. Сами они достаточно просты, и их применение есть результат политического выбора каждого.

От Георгий
К Ольга (10.09.2002 02:05:32)
Дата 10.09.2002 11:30:59

Думаю, что из всего этого нужно сделать...

...такой же связный текст, как и с дедовщиной.



От C.КАРА-МУРЗА
К Ольга (10.09.2002 02:05:32)
Дата 10.09.2002 11:20:34

Жажды в контексте системы высшего порядка

Разбор подсистемы полезен, но надо иметь в виду и контекст. Поэтому скажу о видимых деформациях постановки проблемы Ольгой.
1. Так же, как различают "чаяния" и "расхожие суждения", следовало бы найти разные слова для категорий "жажда" и "внушенная потребность". Эти категории одинаково важны для понимания любого человека - и массы, и элиты. Ольга говорила в основном о "внушенных потребностях".
2. Сов. строй стал не удовлетворять и "жажды", и "потребности". Я считаю, что первое даже важнее, хотя антисов. революционеры о жаждах умалчивали, а давили на "потребности". Мы должны изучить оба вопроса.
3. "Массы" - всего лишь бульдозер, сокрушивший сов. строй, а за рычагами сидела организованная сила (можно сказать, "быдло" иной квалификации). Вопрос - почему возникла компактная и эффективная масса таких "бульдозеристов"? Они-то говорят, что не удовлетворялись их "жажды", но это надо выяснить, ибо это похоже на маску. Ах, мне нужна духовная свобода!
4. Мы по инерции думаем о "жаждах" и "потребностях" благополучного общества 80-х годов, но наши идеи в лучшем случае выйдут в пространство обществ. сознания уже в момент прочувствованной катастрофы, когда станут действовать архетипы и инстинкты. Структура "жажд" и "потребностей" в тот момент будет иная - так о ней и надо думать.

От Рустем
К C.КАРА-МУРЗА (10.09.2002 11:20:34)
Дата 10.09.2002 16:47:20

Адью, соборность?

На открытии магазина IKEA этой зимой в столице собралось 45 тысяч человек.Разом! В течении 3х суток смели все подчистую, пришлось завозить новыйтовра: впервые в истории такого гигансткого международного торгового комплекса массы заглотили товар с такой скоростью. Народ хочет именно потреблять! "Сделайте нам красиво!"
В журнале " Russian Life" этой зимой прочел данные иследования РОМИР: по ним более 60% людей считают, что люди преклонного возраста должны ЗАБОТИТСЯ о себе сами. Опрос массовидный, реперзентативный. Не московский , а российский. Может,мы застряли в 50 все ещё ментально, а жизнь давно ушла вперёд? И , может уже витенена вся эта коммюнотрность и соборность в никуда?

От Александр
К Рустем (10.09.2002 16:47:20)
Дата 11.09.2002 09:41:57

Re: Адью, соборность?

>В журнале " Russian Life" этой зимой прочел данные иследования РОМИР: по ним более 60% людей считают, что люди преклонного возраста должны ЗАБОТИТСЯ о себе сами. Опрос массовидный, реперзентативный. Не московский , а российский. Может,мы застряли в 50 все ещё ментально, а жизнь давно ушла вперёд? И , может уже витенена вся эта коммюнотрность и соборность в никуда?

Застряли, Рустем, застряли. И не просто в 50-х, а в 50-х девятнадцатого века. "Столбовая дорога" и стаф. "Деньги разрушают общество потому что деньги сами становятся обществом" и т.п. Одномерно мыслим.

Хотите хорошее упражнение? Попробуйте придумать 10 разных культурных контекстов в которых на этот вопрос может быть получен такой ответ. А потом переформулировать данный вопрос десятью способами. Ну типа: "оставите ли вы свою мать жить на улице?"

От Ольга
К Рустем (10.09.2002 16:47:20)
Дата 10.09.2002 17:11:18

Re: Адью, соборность?

Привет, Рустем.
Рада, что вы появились.

>На открытии магазина IKEA этой зимой в столице собралось 45 тысяч человек.Разом! В течении 3х суток смели все подчистую, пришлось завозить новыйтовра: впервые в истории такого гигансткого международного торгового комплекса массы заглотили товар с такой скоростью. Народ хочет именно потреблять! "Сделайте нам красиво!"

Извините, но ваш вывод кажется мне поспешным. Я сама побывала в "Икеа" впервые в мае месяце и скажу, что этот торговый комплекс производит особое впечатление. Не витринами, нет! Витрины - это в Манеж. Философия "Икеа" - экологичность и простота. Мне и моей семье бросилась в глаза и удивила, с позволения сказать, этакая совковость стиля: некоторые изделия мебели и утвари напоминают ассортимент наших хозмагов 60-х годов - табуреты, некрашеные столы и шкафы, примитивные изделия из пластика. Но при этом все это относительно ДЕШЕВО. Мы тоже не устояли против керамических кружек разного цвета по 10 (!) рублей и фаянсовых тарелок по 15 (!). Мой вывод: "Икеа" - магазин для простых смертных, чей карман не отягощен избытком монет, и для тех, кто стиль ценит выше моды и престижа. "Сделайте нам красиво" - не их лозунг.

Всего хорошего!

От Ольга В.
К Ольга (10.09.2002 17:11:18)
Дата 11.09.2002 17:05:33

Re: Адью, соборность?

>Извините, но ваш вывод кажется мне поспешным. Я сама побывала в "Икеа" впервые в мае месяце и скажу, что этот торговый комплекс производит особое впечатление. Не витринами, нет! Витрины - это в Манеж. Философия "Икеа" - экологичность и простота. Мне и моей семье бросилась в глаза и удивила, с позволения сказать, этакая совковость стиля: некоторые изделия мебели и утвари напоминают ассортимент наших хозмагов 60-х годов - табуреты, некрашеные столы и шкафы, примитивные изделия из пластика. Но при этом все это относительно ДЕШЕВО.

Дешево? Вы не шутите? Мне тамошние товары показались несусветно *дорогими* для своего качества. Не помню ни одного товара за 10 руб. Общее впечатление: товары для бедных по цене как для богатых.


От Ольга
К Ольга В. (11.09.2002 17:05:33)
Дата 12.09.2002 00:21:08

Кстати


те самые кружечки в ближайшем к моему дому магазине идут уже по 28 рубликов.

>>Извините, но ваш вывод кажется мне поспешным. Я сама побывала в "Икеа" впервые в мае месяце и скажу, что этот торговый комплекс производит особое впечатление. Не витринами, нет! Витрины - это в Манеж. Философия "Икеа" - экологичность и простота. Мне и моей семье бросилась в глаза и удивила, с позволения сказать, этакая совковость стиля: некоторые изделия мебели и утвари напоминают ассортимент наших хозмагов 60-х годов - табуреты, некрашеные столы и шкафы, примитивные изделия из пластика. Но при этом все это относительно ДЕШЕВО.
>
>Дешево? Вы не шутите? Мне тамошние товары показались несусветно *дорогими* для своего качества. Не помню ни одного товара за 10 руб. Общее впечатление: товары для бедных по цене как для богатых.

Смотря с чем сравнивать. Если с продукцией в советских магазинах - да, действительно, несусветно дорого. А вот если сравнивать цены на аналогичный ассортимент в других магазинах Москвы - то "Икеа" смотрится выигрышно. Стулья можно купить по 1000-1700 р. против обычных 100-120 "зеленых", полутораместный диван-кровать по 3000 р., а двухместный по 9-10 тыс. против обычных 400-500 долл.и выше, ряд хоз. мелочей типа деревянных плечиков для одежды по 20-30 р. за шт. Уточняю: речь идет об импортной продукции, не отечественной. Хотя вы правы, что в нек. случаях соотношение цена-качество убивает на месте и в этом торговом комплексе. Мы долго забавлялись, глядя на "ковер из натуральных тканей ручной работы". Представьте, это коврик, аналогичный тем, которые плела из лоскутков материи моя рязанская бабушка и дарила всем нам. В "Икеа" за него надо было отдать рублей 900...


От Ольга В.
К Ольга (12.09.2002 00:21:08)
Дата 12.09.2002 10:31:26

Re: Кстати

>Смотря с чем сравнивать. Если с продукцией в советских магазинах - да, действительно, несусветно дорого. А вот если сравнивать цены на аналогичный ассортимент в других магазинах Москвы - то "Икеа" смотрится выигрышно.

Не знаю, я в магазины, где стул стоит 100 баксов, вообще не хожу, а цены сравниваю с аналогичными отечественными товарами.

Деревянные стеллажи, сколоченные самостоятельно из досок, купленных в ближайшем магазине, обойдутся раз в 10 дешевле, чем в Икее.

>Хотя вы правы, что в нек. случаях соотношение цена-качество убивает на месте и в этом торговом комплексе. Мы долго забавлялись, глядя на "ковер из натуральных тканей ручной работы". Представьте, это коврик, аналогичный тем, которые плела из лоскутков материи моя рязанская бабушка и дарила всем нам. В "Икеа" за него надо было отдать рублей 900...

Нет, коврик, еще куда ни шло, но вот подставки для CD из убогого пластика или железный стаканчик за 100 р. меня убили на месте. В общем, я оттуда ушла пустой, как и большинство приехавших на автобусе.

От Павел Краснов
К Ольга (10.09.2002 02:05:32)
Дата 10.09.2002 06:45:32

Блестяще, Ольга! (-)