От VladT
К Ольга
Дата 13.09.2002 09:20:55
Рубрики Образы будущего; Манипуляция; Идеология; Культура;

Средство защиты.


>Привет.

>Следовало бы разделять две вещи: защиту ЯЗЫКА от "чужих" концептов и защиту РЕЧИ от засорения. Первое связано с манипулятивными технологиями, второе - с вопросами общей речевой культуры.

>В своей книге С.Г. говорит о первой вещи, тогда как ветка стала разрастаться с уклоном во вторую тему.

Ну дык, защищать надо не язык, а - носителей языка. универсальное средство защиты - юмор.

Каждый "манипулятивный приём" должен быть вскрыт и объяснён народу с помощью хорошего анекдота.

Например, старый анекдот о "челночной дипломатии".

------------
Один старый дипломат поспорил, что сумеет выдать дочку Рокфеллера за простого русского парня Ивана.
Чтобы выиграть пари, он использовал приём "челночной дипломатии".

Приезжает к русскому Ване:
- Ты хочешь, чтобы твоей женой стала дочка Рокфеллера? (показывает фотографию)
- Нет, нет, только не это.
- Ну а если ты при этом станешь директором швейцарского банка?
- Тогда можно...

Приезжает в Швейцарию:
- Вы хотите, чтобы директором вашего банка стал простой русский парень Иван?
- Нет, нет, только не это.
- Ну а если он при этом будет зятем Рокфеллера?
- Тогда можно...

Приезжает к дочке Рокфеллера:
- Ты хочешь выйти замуж за директора швейцарского банка?
- Нет, нет, только не это.
- Ну а если он при этом будет простым русским парнем Ваней?(показывает фотографию)
- Тогда можно...

От Bekker
К VladT (13.09.2002 09:20:55)
Дата 13.09.2002 22:44:12

Универсальное средство

>Каждый "манипулятивный приём" должен быть вскрыт и объяснён народу с помощью хорошего анекдота.

По этому поводу возникли следующие размышления:

Вы, конечно, помните, как много анекдотов появилось перед развалом СССР, что подтверждало манипулятивность идеологии существующего строя (если взять за основу то, что любую манипуляцию можно высмеять). Отсюда, любые попытки оправдать этот строй - также манипулятивны, а следовательно - могут быть высмеяны.

Или подойдем с другой стороны. Скажем - высмеять можно все, а не только манипуляцию. Значит, любое доброе (а не только злое) начинание при умелой контратаке можно низвергнуть. Отсюда, добро должно быть навязано силой, как учил Геббельс (с его пониманием добра и зла). Но будет ли оно добром с точки зрения тех, кому оно навязывается? Очевидно нет. Следовательно, абсолютного добра не существует и, т.о., с точки зрения индивидуума становится неважно за какое "добро" бороться, главное победить.

А может оба объяснения ошибочны?

От Микола З.
К VladT (13.09.2002 09:20:55)
Дата 13.09.2002 11:17:42

Re: Средство атаки.

День добрый!
Осмелюсь прервать столь милую беседу.
>Ну дык, защищать надо не язык, а - носителей языка. универсальное средство защиты - юмор.
>Каждый "манипулятивный приём" должен быть вскрыт и объяснён народу с помощью хорошего анекдота. Например, старый анекдот о "челночной дипломатии".

Совершенно верно, именно об этом здесь уже не раз говрилось,но почему-то никто не внял. Активное участие в формировании "смеховой культуры" - задача первостепенной практической важности, которая вполне по силам.
Обычно любые начинания, связанные с подготовкой и реализацией проекта социальных изменений, предполагает координацию усилий инициаторов по двум главным направлениям - теретическому и практическому: по формированию трезвого (объективного)подхода к оценке явлений(мировозрения, чтобы не запутаться) и по десакрализации господствующих социальных мифов (самыми доступными средствами - массовой культуры). Делая акцент на последнем вынужден повториться, для того чтобы активизировать у масс недовольство происходящим. Последнее может выражаться не только в виде открытого протеста, но и в других формах, в частности, через осмеяние этих самых социальных явлений, институтов и структур. Неслучайно, социально-обновленческая роль смеха резко возрастает в период социальных потрясений и радикальных реформ, во многом предваряя начало открытых массовых выступлений. История свидетельствует, что многим из них предшествовал период выхода на массовую аудиторию целой плеяды талантливых художников, драматургов, актеров, юмористов, артистов, литераторов с присущей каждому из них эскападой всевозможных сатирических сюжетов, пародий, куплетов, анекдотов, памфлетов, карикатур, высмеивающих социальные устои, героев и события, еще не так давно овеянные всеобщим пиететом, почестями и славой.
С этого предлагалось и начать, но вижу, что не годится для задушевных раговоров "вообще и не о чем".

За сим мое почтение, М.З.