От Ольга
К Bekker
Дата 13.09.2002 01:43:09
Рубрики Образы будущего; Манипуляция; Идеология; Культура;

Re: Нужно ли...

Привет.

Следовало бы разделять две вещи: защиту ЯЗЫКА от "чужих" концептов и защиту РЕЧИ от засорения. Первое связано с манипулятивными технологиями, второе - с вопросами общей речевой культуры.

В своей книге С.Г. говорит о первой вещи, тогда как ветка стала разрастаться с уклоном во вторую тему.

>На последней странице книги С. Кара-Мурзы "Манипуляция сознанием" есть такой абзац:

>"Наконец, один из главных принципов защиты от манипуляции - отказ от языка, на котором потенциальный манипулятор излагает проблему. Не принимать его язык, его терминологию, его понятия! Пересказать то же самое, но другими словами, избегая всяких идеологических категорий. Пересказать пусть грубо и коряво, но в абсолютных понятиях, которые можно перевести в совершенно земные, осязаемые образы - хлеб, тепло, рождение и смерть."

>И далее:

>"Мы - рабы слов. Так не надо, чтобы словами еще и командовал берущий нас за глотку манипулятор."


От VladT
К Ольга (13.09.2002 01:43:09)
Дата 13.09.2002 09:20:55

Средство защиты.


>Привет.

>Следовало бы разделять две вещи: защиту ЯЗЫКА от "чужих" концептов и защиту РЕЧИ от засорения. Первое связано с манипулятивными технологиями, второе - с вопросами общей речевой культуры.

>В своей книге С.Г. говорит о первой вещи, тогда как ветка стала разрастаться с уклоном во вторую тему.

Ну дык, защищать надо не язык, а - носителей языка. универсальное средство защиты - юмор.

Каждый "манипулятивный приём" должен быть вскрыт и объяснён народу с помощью хорошего анекдота.

Например, старый анекдот о "челночной дипломатии".

------------
Один старый дипломат поспорил, что сумеет выдать дочку Рокфеллера за простого русского парня Ивана.
Чтобы выиграть пари, он использовал приём "челночной дипломатии".

Приезжает к русскому Ване:
- Ты хочешь, чтобы твоей женой стала дочка Рокфеллера? (показывает фотографию)
- Нет, нет, только не это.
- Ну а если ты при этом станешь директором швейцарского банка?
- Тогда можно...

Приезжает в Швейцарию:
- Вы хотите, чтобы директором вашего банка стал простой русский парень Иван?
- Нет, нет, только не это.
- Ну а если он при этом будет зятем Рокфеллера?
- Тогда можно...

Приезжает к дочке Рокфеллера:
- Ты хочешь выйти замуж за директора швейцарского банка?
- Нет, нет, только не это.
- Ну а если он при этом будет простым русским парнем Ваней?(показывает фотографию)
- Тогда можно...

От Bekker
К VladT (13.09.2002 09:20:55)
Дата 13.09.2002 22:44:12

Универсальное средство

>Каждый "манипулятивный приём" должен быть вскрыт и объяснён народу с помощью хорошего анекдота.

По этому поводу возникли следующие размышления:

Вы, конечно, помните, как много анекдотов появилось перед развалом СССР, что подтверждало манипулятивность идеологии существующего строя (если взять за основу то, что любую манипуляцию можно высмеять). Отсюда, любые попытки оправдать этот строй - также манипулятивны, а следовательно - могут быть высмеяны.

Или подойдем с другой стороны. Скажем - высмеять можно все, а не только манипуляцию. Значит, любое доброе (а не только злое) начинание при умелой контратаке можно низвергнуть. Отсюда, добро должно быть навязано силой, как учил Геббельс (с его пониманием добра и зла). Но будет ли оно добром с точки зрения тех, кому оно навязывается? Очевидно нет. Следовательно, абсолютного добра не существует и, т.о., с точки зрения индивидуума становится неважно за какое "добро" бороться, главное победить.

А может оба объяснения ошибочны?

От Микола З.
К VladT (13.09.2002 09:20:55)
Дата 13.09.2002 11:17:42

Re: Средство атаки.

День добрый!
Осмелюсь прервать столь милую беседу.
>Ну дык, защищать надо не язык, а - носителей языка. универсальное средство защиты - юмор.
>Каждый "манипулятивный приём" должен быть вскрыт и объяснён народу с помощью хорошего анекдота. Например, старый анекдот о "челночной дипломатии".

Совершенно верно, именно об этом здесь уже не раз говрилось,но почему-то никто не внял. Активное участие в формировании "смеховой культуры" - задача первостепенной практической важности, которая вполне по силам.
Обычно любые начинания, связанные с подготовкой и реализацией проекта социальных изменений, предполагает координацию усилий инициаторов по двум главным направлениям - теретическому и практическому: по формированию трезвого (объективного)подхода к оценке явлений(мировозрения, чтобы не запутаться) и по десакрализации господствующих социальных мифов (самыми доступными средствами - массовой культуры). Делая акцент на последнем вынужден повториться, для того чтобы активизировать у масс недовольство происходящим. Последнее может выражаться не только в виде открытого протеста, но и в других формах, в частности, через осмеяние этих самых социальных явлений, институтов и структур. Неслучайно, социально-обновленческая роль смеха резко возрастает в период социальных потрясений и радикальных реформ, во многом предваряя начало открытых массовых выступлений. История свидетельствует, что многим из них предшествовал период выхода на массовую аудиторию целой плеяды талантливых художников, драматургов, актеров, юмористов, артистов, литераторов с присущей каждому из них эскападой всевозможных сатирических сюжетов, пародий, куплетов, анекдотов, памфлетов, карикатур, высмеивающих социальные устои, героев и события, еще не так давно овеянные всеобщим пиететом, почестями и славой.
С этого предлагалось и начать, но вижу, что не годится для задушевных раговоров "вообще и не о чем".

За сим мое почтение, М.З.