От Ф. Александер
К Bekker
Дата 11.09.2002 11:43:49
Рубрики Образы будущего; Манипуляция; Идеология; Культура;

Критерий очень простой

>Но вот еще в чем есть загвоздка. Чтобы наш язык вконец не превратился в "новорусский", пример которого приводится далее, необходимо решить: где та грань, которую нельзя переступать. Ведь, что греха таить, все мы, да и С. Кара-Мурза сам употребляет нерусские слова (например, некогерентность). Вот и получается что, с одной стороны, если можно употребить одно иностранное слово, то и другие слова имеют право на существование, а если запрещать другие, то нужно будет запретить все.

Просто-напросто, во всех случаях, когда можно вместо иностранного слова использовать русское, не насилуя речь, это и следует делать. Более того, отказ от неологизмов делает вашу речь более точной и красивой. Можно, например, сравнить отдаленное и неконкретное "У меня проблемы" с личным и драматическим "У меня беда".

Мое наблюдение за самим собой и окружающими показывает, что неологизмы используются чаще всего не для того, чтобы передать какой-то смысл, а для того, чтобы скрыть его. Как правило, человек, использующий иностранное слово, точного его значения не знает, имея лишь смутное представление о смысле понятия.

Особенно это относится с словам, заимствованным из научной терминологии. В рамках науки каждый термин имеет строго определенный смысл, часто закрепленный международными соглашениями. И всегда формализованный. При переносе термина из научного языка в бытовой, это значение теряется. Слово вообще утрачивает значение и представляет собой некое подразумевание. Типичные примеры - слова "энергия", "энергетика", "комлексы", и т. п.

Все это приводит к тому, что самая обычная бытовая речь просто-напросто утрачивает смысл. Лично я предложил бы любому человеку, который ощущает потерю смысла слов ежедневное упражнение под названием "семантическая фильтрация". Оно заключается в отказе от употребления слов, чей смысл не известен в точности. При обнаружении слова с неизвестным смыслом - залезть в словарь или энциклопедию. Уже через полгода практики осмысленность жизни резко возрастает : )

От Наблюдатель
К Ф. Александер (11.09.2002 11:43:49)
Дата 11.09.2002 19:41:02

И.П.Павлов - 80 лет назад о коллекционировании слов

И.П. П.: Русская мысль совершенно не применяет критики метода, т.е. нисколько не проверяет смысла слов, не любит смотреть на подлинную действительность. Мы занимаемся коллекционированием слов, а не изучением жизни. Я вам приводил примеры студентов и докторов. Но почему эти примеры относить только к студентам, докторам? Ведь это общая, характерная черта русского ума. Если ум пишет разные алгебраические формулы и не умеет их приложить к жизни, не понимает их значения, то почему вы думаете, что он говорит слова и понимает их? Возьмите вы русскую публику, присутствующую при прениях. Это обычная вещь, что обыкновенно страстно хлопают и говорящему "за" и говорящему "против". Разве это говорит о понимании? Ведь истина одна, ведь действительность не может быть в одно и тоже время и белой, и черной. Я припоминаю одно врачебное собрание, на котором председательствовал Боткин Сергей Петрович. Выступали два докладчика, возражая друг другу. Оба хорошо говорили, оба были хлесткие, и публика аплодировала и тому, и другому. И я помню, что председатель тогда сказал: "Я вижу, что публика еще не дозрела до решения этого вопроса, и потому я его снимаю с очереди". Ведь ясно, что действительность одна. Что же вы одобряете и в том, и в другом случае? Красивую словесную гимнастику, фейерверк слов?

http://www.duel.ru/200022/?22_5_1


От user
К Ф. Александер (11.09.2002 11:43:49)
Дата 11.09.2002 16:52:21

Re: Критерий очень...

Совершенно с вами согласен по всем пунктам. Более того, сам так всегда делаю. Все знакомые удивляются:"Как это у тебя получается разговаривать без матюгов и непонятных слов?"
Вопрос мой по поводу матюгов. Интересно, почему все их употребляют? Знают ведь, что не хорошо, а все равно говорят. Отучиться, ведь, легко. Нужно просто не думать этими словами, они и на язык не полезут. Но все-таки, как вы думаете, друзья, почему все-таки все ругаются?

От Добрыня
К user (11.09.2002 16:52:21)
Дата 12.09.2002 14:16:35

С матюгами не всё так просто. Жду табуреток.

С одной стороны, матом можно грубо ругаться и сильно оскорблять. Это первая функция мата.

С другой стороны, матюги - это тайный язык, на котором общаешься со СВОИМИ. Например, в обществе малознакомых людей я его не употребляю - в то время как с самыми близкими людьми, с которыми у нас нет секретов - да. Для меня это близкие друзья и бизнес-партнёры. Эдакое ощущение доверия и расстёгнутого воротника в пику формальной вежливости. Потому и так распространён матерный язык в армии, политике и бизнесе - там вежливая речь является признаком дистанцированности, формальных отношений; свои же, _допущенные_, беззлобно матерятся. Да среди бухариков мат имеет сходную функцию - тут сигнал что мы все простые, давай без обиняков.

Правда, мат легко попадает в слова-сорняки - но это уже, если так можно выразиться, его третья функция. Ещё мат сильно проявляется при тяжёлом физическом труде. Например, в колхозах и при переездах мы всегда матерились очень многоэтажно - это, похоже, выход раздражения при переносе тяжестей. А ещё один мой знакомый врач утверждает, что при травме лобных долей мозга очнувшийся пациент всегда грязно матерится - что женщины, что интеллигенты. Но это уже патология.

От VladT
К user (11.09.2002 16:52:21)
Дата 11.09.2002 17:40:23

Re: Критерий очень...


>Все знакомые удивляются:"Как это у тебя получается разговаривать без матюгов и непонятных слов?"
>Вопрос мой по поводу матюгов. Интересно, почему все их употребляют? Знают ведь, что не хорошо, а все равно говорят.

В жизни я тоже практически никогда не матерился, разве что при рассказе анекдотов. Но вот какую интересную особенность замечаю за собой. В присутствии определённого типа людей (иногда даже "в телевизере") у меня возникает вдруг сильное желание говорить матом. Причём, люди этого типа не простолюдины, не работяги, не безкультурщина, которая сама разговаривает матом, а скорее наоборот - интеллигентные, утончённые, сверхкультурные. Но иинтеллигентность, и утончённость, и культурность их какая-то неестественная, фальшивая, что ли. Это как бы желание "поставить человека на место". Желание говорить с ними матом - это как бы желание сказать им: вот твой истинный уровень, вот какого общения ты заслуживаешь...

От Ф. Александер
К user (11.09.2002 16:52:21)
Дата 11.09.2002 17:08:47

Матюги? От невежества.

>Вопрос мой по поводу матюгов. Интересно, почему все их употребляют? Знают ведь, что не хорошо, а все равно говорят. Отучиться, ведь, легко. Нужно просто не думать этими словами, они и на язык не полезут. Но все-таки, как вы думаете, друзья, почему все-таки все ругаются?

Народ обычно не понимает, что матерные слова наносят прямой и непосредственный вред организму и психике. Мы с друзьями ставили простой НЛП-шный эксперимент по воздействию мата на человека. Методика простая, вошедшая в анекдот. Отвлечь сознание, используя цитирование. Сознание в этом случае не относит матерщину к себе и "пропускает" внутрь восприятия. Делается это так: рассказывается нехитрая истрия, в которой один из персонажей грубо и агрессивно "посылает". Например: "... а он им говорит: Пошли вы на ...! На ...! На ...!". Можно сопровождать соответсвующим жестом : )

Результат интересный. Все присутствующие при этом ясно понимали, что посылают не их и это - рассказ с цитатой. Тем не менее - в компании сразу было отмечено падение настроения, разговоры и шутки прекратились, у одного разболелась голова. Лично я отметил повышение давления, раздражение. То есть, действия прямое, на уровне физиологии. Не верьте - повторите эксперимент сами.

Естественно, когда человека посылают не в виде цитаты или иных грамматических конструкций, а напрямую, он сопротивляется этому воздействию, но ясно, что сил на это должно уходить немало.

Разумеется, сам матерящийся наносит себе не меньший ущерб. Кроме того, все это относится к матерной ругани. Как мат воздейтсвует на людей, которые "разговаривают матом" я не знаю : )

А вообще, в одной из книг о гипнозе известный психотерапевт С. Горин пишет, что бытовое хамство наносит психике людей гораздо больший ущерб, чем самый изощренный гипноз.

От Виктор
К Ф. Александер (11.09.2002 17:08:47)
Дата 16.09.2002 13:51:37

А вот чего знакомые медики про матюги заметили.

У меня знакомый занимается хирургией. Одно время он работал в больнице. К ним поступали клиенты с черепно-мозговыми травмами. При поражении лобных долей мозга каким-либо посторонним предметом нередко наблюдалась следующая картина. Когда больной приходил в себя , то первые его слова в овет на вопрос врача "как Вы себя чувствуете?" были грязно-матерные. Что-то типа таких, но нецензурных:
- Ой, мама дорогая! Черт побери! Как мне плохо...

Не зависимо кто: мужик , баба , тупой , умный , культурный , гопник , молодой , старый. Особенно дико такое было слышать от медицинского профессора , отходившего после автомобильной аварии.

Механизм такой. Нарушается связь между корой и подкоркой в мозгах. Отрубается та часть мозгов , которая отвечает за самоконтроль. Вот человек и не соображает , что он творит и насколько мерзко при этом выглядит. Те грязные БОМЖи ( чушкИ) - это больные люди. У них та же мозговая болезнь, но в запущенной форме. Иногда на старости лет начинаются такие же хохмы с мозгом. Классический случай - Плюшкин.

Очень характерно , что всплеск повальной матерной ругани проходит на фоне массового отключения башни у населения крупных городов. Питера , к примеру. Особенно это заметно у баб - на улице , в транспорте , в быту. Просто какие-то приступы неконтролируемой тупости. С антисоциальным уклоном в основном. А еще приступы сквалыжности , стервозности и жадности. Плюс повальная напасть суеверий и астрологии с забыванием научных основ познания.

В учебнике по гигиене медики относят оскорбление словом к одному из самых мощных стрессирующих факторов.


Ну и на закуску понравившаяся мне статья.
-----------------------

АТЫЧКА ДЛЯ МАТЕРЩИННИКОВ

Вадим САМОКАТОВ , 03 июля, 04:04

Впереди меня по улице шел благообразный,
интеллигентного вида гражданин и жутко матерился в
пространство. Удивляться, вообще-то, нечему –
употребление ненормативной лексики у нас давно уже
стало (простите за каламбур) нормой. Однако меня
насторожило, во-первых, то, что прохожий ругался, ни к
кому конкретно не обращаясь, во-вторых, делал он это
как-то странно, приступами: выкрикнет несколько
матерных слов и фраз, замолчит, пройдет метров десять
– и опять выплеснет в никуда поток ругани. Наблюдая за
странным человеком, я вдруг припомнил мальчика, с
которым учился в школе. Это юное ангелоподобное
создание тоже вдруг, ни с того ни с сего, принималось
выкрикивать безобразные ругательства. А иногда отрок
гримасничал и строил рожи. Многие, разумеется, были
уверены в том, что ребенок просто хулиганит, и очень
удивлялись, что такое поведение сходит ему с рук. Но
учителя шепотом говорили, что он болен. Много позже я
узнал, что у парня было серьезное неврологическое
расстройство, носящее название синдром Туретта.
Очевидно, встреченный мною прохожий тоже страдает
этим странным недугом.

Синдром Туретта известен давно. Историки
вспоминают, что в 1825 году знаменитый парижский
врач и педагог, один из родоначальников детской
психиатрии Жан Итар безуспешно пытался вылечить
26-летнюю дочь маркиза де Дампьер, у которой была
загадочная болезнь. Маркиза с ранних лет страдала так
называемыми генерализованными тиками –
импульсивными подергиваниями мышц лица, рук,
плечевого и тазового пояса. В самые неподходящие
моменты, например, на балу она вдруг принималась
подмигивать, закатывала глаза, вертела головой,
подрагивала плечами и руками, подпрыгивала,
приседала. Кроме того, мадемуазель де Дампьер
неожиданно для окружающих и самой себя начинала
громко и изобретательно ругаться. Доктор Итар описал
эти синдромы и дал название заболеванию – копролалия (от
греческого kopros – "помет", "кал" и lalia – "речь").
Маркиза де Дампьер прожила 85 лет, на протяжении
которых ее безуспешно лечили многие медики Европы.
Последним ее доктором был невропатолог Жорж Эдмон
Альберт Брут Жиль де ля Туретт (1857-1904). В
1884-1885 годах он опубликовал доклады о девяти
подобных пациентах. С тех пор недуг носит его имя.

Однако вот что интересно: если с 1885 по 1965 годы во
всем мире было зарегистрировано лишь 50 случаев
синдрома Жиля де ля Туретта, к 1970 году – около 200,
то к началу третьего тысячелетия число одержимых
"синдромом сквернословия" начало стремительно
увеличиваться. Сегодня ученые говорят, что "в общей
популяции проявления синдрома Туретта есть у трех
процентов населения". То есть частота этого
заболевания в 3-30 раз выше, чем считалось раньше.

Начинается это заболевание, как правило, в возрасте
7-10 лет. Недавнее исследование ученых из
Университета Рочестера в Нью-Йорке показало, что
около 20% учеников обычной школы имеют его легкие
проявления, что может отражаться на учебе. Чтобы
выяснить истинные масштабы распространенности
синдрома Туретта, команда ученых обследовала 1600
детей. Было обнаружено, что немногим менее 20%
учеников обычных классов и до 27% во вспомогательных
страдали от проявлений синдрома. Правда, у детей на
тот момент выявили лишь тики, а не копролалию.
Однако известно, что копролалия развивается не сразу: ее
появлению предшествует промежуток от нескольких
месяцев до 10 лет, по истечении которого возникают так
называемые "вокализации" – непровоцированное
выкрикивание бранных слов, лай, вой. Некоторые в
такие моменты кукарекают, хрюкают, мяукают, квакают,
шипят как змеи или кошки, воркуют как голуби и т.п.
Особенно мучаются те, кто непроизвольно выкрикивает
отвратительные ругательства.

Удивительно, но копролалия не щадит и самых маленьких.
Но откуда ребенок – от горшка два вершка – умудряется
набраться бранных или матерных слов? Специалисты
предполагают, что заболевание наделяет своих жертв
эхолалией и копропраксией (от греческого praktikos –
"активный") – избирательной способностью копировать
вульгарные жесты и выражения. Исследования
неонатологов и психиатров свидетельствуют о том, что
мозг ребенка улавливает и хранит в подсознании слова,
которые произносились мамой и ее собеседниками
задолго до появления сына или дочери на свет, а также
фразы, сказанные при рождении, и многое из того, что
говорится, когда младенец спит. Кроме того, почерпнуть
нехорошие слова младенец может и из телевизора или
радио. По свидетельству врачей, синдром Жиля де ля
Туретта в три раза чаще встречается у мальчиков по
сравнению с девочками.

Синдром Туретта – одно из малоизученных психических
заболеваний, но сегодня многие специалисты уверены,
что передается оно генетически. Во всяком случае, риск
развития этого синдрома среди носителей гена у лиц
мужского пола – 99%, женского пола – 70%.
Американские ученые считают, что в основе болезни
лежат структурные и биохимические нарушения в
подкорковых центрах головного мозга. А президент
Американской академии детской и подростковой
психиатрии Д.Винер полагает, что синдром Туретта
имеет сугубо органическое происхождение, то есть
обусловлен отклонениями от типового проекта строения
головного мозга, на которые накладываются
индивидуальные особенности личности пациента.

Страдающим этой болезнью врачи рекомендуют
избегать стрессов, психических травм и чрезмерных
умственных нагрузок. Лечение синдрома проводится с
помощью медикаментов, в первую очередь
нейролептиков. Наиболее эффективным лекарством от
него считается галоперидол, который приносит
70-процентное улучшение в 7-8 случаях из десяти. А
недавно ученые из Медицинского колледжа Ганновера в
Германии установили, что заметно облегчает жизнь
больным синдромом Туретта каннабис, то есть
марихуана. После проведения ряда экспериментов
специалисты выяснили, что даже однократная доза
препарата марихуаны вызывает заметное снижение
симптомов. Однако о широком применении марихуаны в
борьбе с синдромом Туретта говорить еще рано. К тому
же окончательно излечить эту болезнь нельзя.

...Когда я иду по улице, захожу в магазин или еду в
общественном транспорте, очень часто возникает
желание заткнуть уши. Складывается впечатление, что в
Москве экзотической болезнью страдает каждый второй
"товарищ", ну, каждый третий – точно. Так и хочется,
пока не легализована "травка", дать им по упаковке
галоперидола.

От Leonid
К Виктор (16.09.2002 13:51:37)
Дата 17.09.2002 08:43:45

Про меня не забульте, когда раздавать будете (-)


От concord
К Виктор (16.09.2002 13:51:37)
Дата 16.09.2002 14:42:50

Ключевое слово здесь - гигиена

>В учебнике по гигиене медики относят оскорбление словом к одному из самых мощных стрессирующих факторов.

Видимо, когда спрашивают, "а почему нельзя материться?" - ответ может быть такой - потому же, почему нельзя выпускать газы в общественном месте, плевать на пол и т.д. Есть элементарные правила гигиены, несоблюдение коорых ведет к дезорганизации социума.
Однако - увы - опыт показывает, что даже в среде высокообразованных людей мат считается нормой, чуть ли не знаком приобщенности к своему кругу.


От Кудинов Игорь
К Виктор (16.09.2002 13:51:37)
Дата 16.09.2002 14:16:54

Re: А вот...

говрорят, что при отходе от наркоза наблюдается такая же картина - мне объясняли, что участки мозга, отвечающие за самоконтороль- самые молодые, и выключаются первыми, а отходят последними. Это как у собак - самая кроткая и ласковая миляга при входе выходе\из наркоза становится дикой зверюгой.
Разумеется, какая-то часть свинстсва объясняется органикой, но небольшая. Все сложнее.

От Георгий
К Ф. Александер (11.09.2002 17:08:47)
Дата 12.09.2002 15:15:22

От невежества - это точно. Вот, например:... (+)

ВПЕРЕДИ ПАРОВОЗА

Из записок школьного учителя

Придется отказаться от традиционного зачина, что день начался, как обычно, и
утро ничего не предвещало. Ведь это было не простое утро, а утро 12 сентября
2001 года, и дрессировщики человеческих детенышей - на 90% дрессировщицы,
вместо того чтобы взять учительский журнал, перекинуться с коллегами парой
словечек и идти в клетку к дрессируемым, горячо обсуждали подвиг неизвестных
подражателей Гастелло.
- Я сначала думала, это какой-то, как его, блокбастер показывают...
- Конечно, у них все фильмы об этом...
- Доигрались... Сами себе накаркали...
- Но все равно ужасно, я как подумаю, что у нас такое может быть... (Почему
же в сослагательном наклонении? Было уже, было...)
- Конечно, ужас: в одних самолётах сколько народу погибло...
- А сколько всего было самолетов?
- Одиннадцать, - вступил я. - Угнали одиннадцать самолетов, четыре разбили
террористы, остальные с перепугу сшибли американские ПВО, а потом
застеснялись своего подвига и теперь пытаются его замалчивать. Вот только
почему утром ПВО дремали - это вопрос, конечно, интересный.
- Но там же невинные люди погибли!... - воскликнула Нинель Федоровна
Волгина.
- Ну в Ираке, когда его бомбили американцы, тоже гибли невинные люди, и в
Сомали, и в Сербии...
- Теперь опять будут бомбить...
- А кого???
Вопрос не праздный.
Моя коллега по химико-биологическому цеху, которую школьные остряки прозвали
"тетя Г'ива Пехгидг'оль", хотя по национальности она была русская до мозга
костей и звали ее Светлана Афанасьевна Ривашова - кличка Тетя Рива была
производной от фамилии - участия в общей возбужденной беседе не принимала.
Просто сидела за столом, прижимая к груди журнал, точно закрываясь им от
всех бен ладенов мира, и раз в минуту восклицала:
- Просто ужас! Ужас что такое!
- Ужас, конечно, - согласился я. - Правда, когда у нас взрывали дома, это
тоже был ужас. Только цивилизованное человечество тогда не изображало
вселенскую скорбь и благородное негодование, да и вы, сколь мне помнится, не
причитали, как сейчас.
Пергидрольша вспыхнула и воззрилась на меня, готовя ответ громовой, который
должен был размазать меня, гнусного человеконенавистника, по стенке, но тут
вмешалась худощавая словесница Иртеньева.
- Да! - воскликнула она. - Вот родители мужа моей дочери жили в том самом
доме на улице Гурьянова. Дочка с зятем поехали их навестить, вечером
вернулись, а той же ночью дом взорвали. Родители зятя и младшая сестрёнка -
все погибли... Семён - это зять мой, как только своих похоронил, пошел в
военкомат и завербовался в армию. Попросился, чтобы его направили в Чечню, и
до сих пор воюет. Раз-другой в полгода приедет и снова назад, а мы каждый
вечер "Новости" просматриваем - вдруг что...
Чеченская тема моментально была подхвачена коллективом, и пришли к выводу,
что теракт, не исключено, могли замыслить и чечены.
- А я знаю, кто это, - безапелляционно заявила старая математичка Аделаида
Петровна Керн. - Это все евреи.
- Ох, оставь, Аделаида Петровна, вечно ты со своими евреями! - воскликнул
кто-то, кажется, Иртеньева.
Аделаида Петровна едва начала развертывать перед нами многоступенчатую тему
мирового иудомасонского заговора, как дверь в учительскую распахнулась, и в
комнату на всех парах влетела Муха в очках.
Так звали одну из завучей. (Как объяснили мне киндеры, "а она, как муха,
зудит и зудит!") Было у нее крещеное имя, в глаза ее звали Марина
Владиленовна - разве что глотали некоторые слоги труднопроизносимого
отчества, но заглазно, в приватных беседах, чаще всего называли Мухой.
Неизвестно, кто первым придумал это прозвище, но пользовались им и педагоги,
и ученики - разумеется, каждые в своем кругу. А если вы, поднимаясь на
третий этаж по лестнице слева от входа, задерете голову, то увидите на
побелке надпись, выполненную копотью от зажигалки и гласящую, что "Муха -
лизбиянка". Что касается нестандартной сексориентации, то это примитивный
поклёп, но даже внешне чернявая Марина Владиленовна Фридманенко неуловимо
напоминала плодовую мушку-дрозофилу. Вот что такое -магия слова,
коллективное проклятие. В школе её многие активно не любили за перманентное
зудение, за амбиции, несоразмерные профессиональному потенциалу, за интимную
близость (не поймите превратно!) с городскими образовательными начальниками.
И за умение, используя эту интимную дружбу, хорошо испортить жизнь и карьеру
тем, кого она почему-либо невзлюбит. В Мухе органично сочетались
авторитарные приёмчики и либеральные завиральные идеи, навеянные Соросом и
его расейскими выкормышами. Чего стоили её порывы создать в школе музей
демократии или сформировать межвозрастной скаутский отряд! Правда, деньги,
"выбитые" на музей, рассосались синхронно с появлением у Мухи "Жигулей"
шестой модели, а скаутский отряд пришлось прикрыть после того, как один из
"скаутеров" заработал грыжу во время игры в тимуровцев... на Мухиной даче,
но экс-сокурснице префекта и близкой подруге крупных городских
образовальщиков всё сходило с рук.
В школе она преподавала, естественно, граждановедение. Сегодня Муха была
возбуждена.
- Кошмар! Вы только посмотрите! Проклятые! Недоноски! Глумятся! Над
невинными жертвами! - выкликала она.
- Да что случилось? - спрашивали её не на шутку перепуганные педагогши.
- А вот сходите, посмотрите! Полюбуйтесь, Нинель Фёдоровна, что у вас в
классе на доске намалевали! И десятый бэ, ваш класс, Ирина Константиновна
(Иртеньева), на моём уроке! И ваши отличились, Любовь Филипповна! Её здесь
нет?! А где она? А почему дома? Ах, у неё первого урока нет? Вызвать! По
телефону! Немедля! И у вас, Павел Петрович!.. Это ваши, девятый вэ! Это всё
вы! Я этого не оставлю!.. - выкрикивала она в пространство.
- Ну, я пошёл, - сказал я., - а то звонок был уже пять минут назад.
Вслед мне неслись антизападные лозунги, которые странно было слышать из
уст - из сосуще-лижущего аппарата - Мухи:
- Что пишут?! Урод Буш получил по мозгам! Янки, так и надо! Смерть Америке!
Что пишут?! Уму-у-у непостижимо!..
При моём появлении киндеры, толпившиеся у классной доски, раздались в
стороны, и я увидел то, что едва не обеспечило Мухе долгожданный сердечный
приступ и не избавило всех нас от её тягостного присутствия. Во всю ширину
доски был выведен разноцветными мелками лозунг: " Урод Буш получил по
мозгам". Ниже доморощенные Кукрыниксы изобразили горящий всемирный торговый
небоскрёб, в который врезается второй "боинг". Из окон небоскрёба падали
антропоморфные фигурки обоего пола - разницу полов юные художники
подчеркнули с особым старанием. По силе искреннего чувства плакат был
сопоставим с лучшими образцами пещерной живописи, что я и сказал, добавив:
- Но стереть всё же придётся.
- Павел Петрович, а вы что, типа за НАТО, как Мариндиленовна? -
недоумевающей спросил Борька Голбцов, колоритный тип: носит серый камуфляж,
солдатские ботинки на два размера больше и каждый месяц выскабливает череп
под ноль.
- Она тут увидела, так пять минут надрывалась, слюной брызгала, - кто-то
предался воспоминаниям.
- Товарищ Голбцов, - ответил я, - замечу вам, что слово "типа" в данном
случае - "словесный шум", которого следует избегать. Что касается моего
отношения к НАТО, то оно такое же, как и у большинства из вас, то есть
вполне отрицательное. На этом, - я повысил руку, дабы предупредить и
купировать взрыв ура-патриотического энтузиазма, - американский вопрос
считаю исчерпанным, тем более, что низших примитивных приматов вы изучали в
восьмом классе, а сегодня на повестке дня человеческая клетка. Последнее
занятие перед зачётом по теме. Все по местам, кроме Голбцова.
- Почему? - удивился юный бритоголовый патриот.
- Не "почему", а "зачем". Расскажите всем нам, в чём же разница между
рибосомой и лизосомой, а то из вашего прошлого выступления можно было
понять, что это одно и то же.
- А в чём разница? - с искренним интересом спросил Голбцов.
- Так, диагноз ясен. А если подумать? Что означает слово "лизосома",
Голбцов? "Сома" - по-гречески "тело". А "лизис"?..
По лицу Голбцова было видно, что он, набравшись решимости, готов поразить
нас каким-нибудь эпохальным открытием в области цитологии, но тут дверь с
треском приоткрылась, и в класс сунулась Муха в очках.
- У.. А-а-а!... Павел Петрович, ничего не стирать! - выкрикнула она.
- ... Ни носков, ни трусов! - отреагировала Анечка Вельт - огненно-рыжая
оторва, одетая, как мажоретка, соседка Голбцова по парте.
Школяры заржали.
- Марина Владиленовна, не смущайте народ, внесите ясность - что не
стирать? - спросил я уже ускользающую Муху.
- С доски вот это... - она замялась, мучительно припоминая цензурные
слова, - вот это фашистское г... не стирать!
Дети снова развеселились.
- Вопросов нет, Марина Владиленовна, уборка г... - ваша прерогатива, -
согласился я. Муха злобно вытаращилась, но достойного ответа не измыслила, а
потому решила не развивать "г...ную" тему:
- Смейтесь, смейтесь, голубчики, вы у меня посмеётесь! Будем по почерку
сверять, кто такой ... - цензурные слова опять некстати закончились, -
засранец скрёбаный! Это же уму-у-у непостижимо!... - и унеслась, оставив
дверь полуоткрытой.
- Что ж, сегодня урок пройдёт под знаком антиамериканизма, - сказал я,
закрывая дверь за Мухой. - То, что Вы сейчас наблюдали, милые дети, есть не
что иное, как бег впереди паровоза. Это любимый вид спорта чиновников, -
пояснил я, вида отразившееся на некоторых юных лицах недоумение. - Не только
угадать, но и предугадать желание начальства, выполнить и перевыполнить,
забежать вперёд и заглянуть в глаза - как, изволите быть довольны, господин
шеф? Вот наши кремлёвские вожди сейчас изображают страшное горе, а мадам
Муха, - я в запальчивости ляпнул запретное имя, - хотела бы, чтобы вы вышли
к американскому посольству и пять часов рыдали. - Подчинённые развеселились,
представив, как Муха дирижирует их рыдающими рядами.
- А знаете, мы с мамой вчера ходили туда, свечку поставили за упокой... Ну,
к посольству, - возбуждённо проговорила Вика Горбунова - симпатичная
девушка, хотя и украшенная прыщами сверх меры. Было в ней что-то неуловимо
напоминающее кинговскую Керри Уайт, и я думал, не разнесёт ли она в один
прекрасный день школу и половину квартала заодно.
- Ну и дура, блин! - рявкнул, повернувшись к ней, Саня Орлов.
- Ну там же.. Там же невинные люди погибли!.. - Увлечённая идейным спором,
Вика даже не успела обидеться на "дуру".
- Да какие они, на фиг, невинные, они вон, когда Сербию бомбили, они же все
по ящику это смотрели и радовались - о, как круто, вау, как в кино! -
накинулись на неё со всех сторон.
- Да они бы и нас бомбили, только у нас у самих ядерные ракеты есть!
(Я вообразил Голбцова или Орлова, а то и панкетку Ирочку Толстову с "ядерной
ракетой" и подумал, что главного веселья америкосы не видели. Что ж, дети
быстро растут...)
-- Нет, ну что, всех взрывать теперь, да?
В самый разгар оживлённой дискуссии дверь снова открылась, и в класс
заглянула малознакомая девочка - кажется, из 11 "А".
- Му... Мариндиеновна всех в актовом зале собирает, - пролепетала она, и
тотчас её сменила крылатая заведующая учебной частью.
- Все в актовый зал! Все в актовый зал, садисты, мать вашу!..
- А за язычком не стоит ли последить при детях, уважаемая? - поинтересовался
я.
Муха смерила меня негодующим взглядом.
- А ещё надо узнать, не вы ли их подучили! - зло прошипела она и снова
прибавила децибел. - На выход, на выход, с вещами!
Услышав эту сакраментальную фразу, я еле удержался, чтобы не заржать по
жеребячьи. Заржали дети - они активно собирались и охотно покидали класс.
Школьники любят, когда срываются уроки - неважно, по какой причине, они и на
страшные уколы пойдут с удовольствием, лишь бы не сидеть в классе.
- Предупреждаю, вы ответите за то, что срываете урок, - заметил я.
- А вас я предупреждаю, что тринадцатого разряда вам не видать как своих
ушей!.. - отпарировала Муха.
"Это уж не от тебя зависит, голубушка", - подумал я.
Муха вышла из класса последней, проследив, чтобы никто не укрылся под
партой.
- Павел Петрович, - обратилась ко мне давешняя малознакомая девочка, - а вас
к телефону просят. Там, в учительской.
- Кто ещё по мою душу? Бен Ладен? Шейх Ясир? Пошли его к шайтану, я занят. -
Я понимал, что усилиями доморощенных "борцов с терроризмом" все уроки на
сегодня сорваны, а это значит, что придётся догонять в будущем, втискивая в
один урок полторы темы... и я хотел в счёт грядущих трудов и лишений
получить сегодня эстетическое наслаждение от Мухиного выступления на
митинге.
В коридоре всё ещё слышались её вопли, когда она гнала всех в актовый зал.
- Нет, он назвался Тишин. Но он сказал, что может перезвонить, если вы
заняты, или позвоните ему сами...
- Нет, я переговорю с ним сейчас.
- Да, Анатолий, это я, - сказал я, схватив трубку в учительской. - Тебя
тоже. Дождались! Да, помню, и подыскал тут пять ребятишек из старших
классов, которых можно вытянуть на "Антикапитал". (Речь шла о молодежном
марше "Антикапитализм-2001" - я рискнул завербовать для участия в нём
несколько школьников, каковая инициатива вряд ли нашла бы одобрение у
Мухиных высокопоставленных друзей, узнай они об этом.) Были ещё двое на
примере, но оба слишком маменькины сынки, а родители их держат на коротком
поводке. Пока всё, Анатолий Сергеич, счастливо тебе.
Я повесил трубку, но, подумав некоторое время, поднял её снова и набрал
другой номер. Надо быстро, минут за пять, уломать её, подумал я...
- А ивэиленовна с двумя ментами всех на стадион повела, - пояснил мне
околачивавшийся поблизости Орлов. - Следственный эксперимент: будут мелом на
беговых дорожках чертить то, что в классах написали, - "Америка параша" и
всё такое. Я не пошёл, я чё, дурак, что ли?
- Да они все с ума спятили! - Моё состояние в тот момент, когда я услышал
эту новость, характеризовалось ёмким словом "охренел". - "Следственный
эксперимент"... Ну я им покажу "эксперимент"...
Оказывается, пока я разбирался с Полиной, пустив ситуацию в школе на
самотёк, Муха активно действовала. Она собрала в актовом зале старших
классов замеченных в "пособничестве террористам" и минут десять произносила
глупо-патетическую речь, поведала, что она всю ночь торчала у посольства со
свечкой, лишний раз дав всем понять, что она круглая дура; трижды объявляла
минуту молчания, но ни разу не выдержала тридцати секунд. А потом... на
сцену, с которой ораторствовала Муха, взгромоздился "дядя милицанер", с
дубинкой, с шипящей рацией и, начальственно порыкивая, велел всем идти во
двор для проведения "следственного эксперимента" (говорят, так и ляпнул).
Иртеньева и Любовь Филипповна, зашедшие на "митинг", пытались возражать, но
сотрудникам "внутренних органов", как всегда, виднее. Две педагогини,
которых в малоцензурной форме отстранили от участия в "эксперименте" даже в
качестве наблюдателей, заявили, что "они это так не оставят". Три десятка
подростков - этакий сборный, или сводный, класс (большинство благополучно
улизнули) - выгнали на баскетбольную площадку, откуда "попросили" две стайки
физкультурных пятиклассников, выдали мел (которого, как всегда бывает в
школе, не хватило) и велели воспроизвести крамольные лозунги. Муха лично
написала их на бумажке и раздала испытуемым - естественно, всё перепутала, и
делегаты 10 "Б", ползая на карачках, писали то, что утром изобразили
антиамериканисты из моего класса, а 11 "А" воспроизводил лозунги 10 "Б".
Картина, которую я застал, была похожа на те фотографии из старых номеров
журналов "Пионер" и "Вокруг света", на которых артековцы в красных галстуках
рисуют "мир-peace-frieden". Только милицейский джип на беговой дорожке
несколько портил картину.
При одной из баскетбольных корзин стояла Муха. Между прапорщиком и сержантом
милиции она была похожа на арестованную.
Или серые были похожи на сутенёров, а Муха на: на сему себя.
- Что тут за фантасмагория? - поинтересовался я у великолепной троицы.
Ребята в сером, что называется, "загрузились" (точнее - "зависли"), а Муха с
мстительным восторгом выпалила:
- Следственный эксперимент! Будем по почерку находить!
- Вам не кажется, что следственные эксперименты с детьми можно производить
только в присутствии родителей и педагога-психолога? Кстати, где школьный
психолог? Её вообще сегодня в школе нет. Да, кстати, как вы успели так
быстро завести уголовное дело? И по какой, интересно, статье?
- Самый умный, блин? - у прапорщика сработал условный рефлекс.
- Вот вы реально можете влететь по уголовной статье, вы - все трое, и
молитесь, чтобы вас просто выперли с работы:
Прапорщик набычился, но тут заквакала его рация.
- Тридцать первый! Тридцать первый, ответь полсотому!
- Тридцать первый на связи! - откликнулся прапор.
- Тридцать первый: Что у вас за : мать?! Нам уже : надцатая мамашка в панике
звонит, что мы её спиногрыза арестовали! (То есть "следственный эксперимент"
получил нежелательную для "защитников кривопорядка" огласку. Сами виноваты.)
Вы чё там учинили?
- Кончай на :, и чтоб вас там не видели! - заревел "полсотый" в ответ на
сбивчивый монолог прапорщика, пытавшегося изложить суть дела. - Бабе этой
скажи, что она: Мотайте отсюда! Где вас на : носит?! У магазина "Союз"
драка, двое американцев подрались с азерботами, приняли их за арабов, стекла
побили!:
- Дура, блин! - сказал "тридцать первый" Мухе и вместе с напарником
ретировался к машине, которая тотчас отъехала. Муха открыла рот и забыла
закрыть.

P.S. 20 октября 2001 года Мухе подкинули на стол конверт с белым порошком. В
то время это была модная шуточка. Муха билась в истерике и даже, как
говорят, пускала пену, сорвала пару уроков, но вызывать милицию, памятуя о
прошлом афронте, не стала. Заботливые ученики и коллеги предлагали ей
вызывать "Скорую" - в надежде, что чертова истеричка застрянет в больнице
хотя бы на неделю, но Муха ограничилась тем, что с ругательствами и
причитаниями ушла домой, чтобы на следующий день снова явиться отравлять нам
жизнь.
Порошок по рассмотрении оказался стиральным.

Павло НЕРУДЫЙ.
("Советская Россия", 12.09.2002)








От user
К Ф. Александер (11.09.2002 17:08:47)
Дата 11.09.2002 19:00:47

Re: Матюги? От...

Не слышал я таких фактов, но склонен вам верить. Однако, вопрос был в другом. Большинство людей знает, что ругаться плохо. Более того, они с детства слышат нормальную русскую речь. Так почему же они ругаются?
Один из возможных ответов тут - поставить на место. Но это же исключительный случай.
У меня есть вот какая версия. Кого люди слушают (читать - не в счет, слишком мало слов в единицу времени), к кому прислушиваются? Ответ очевиден и лежит на поверхности. К журналистам. Это они составляют передачи, новости. А какие сегодня журналисты в россиянии? "Авианосец "Петр Великий" отбыл с Баренцева залива на Каспийское море для прохождения ремонта." И эти убожества могут продемонстрировать русскую речь? Да никогда. Людям нужны сильные и выразительные слова. Много таких запоминающихся слов. А нам что говорят? Серый детский лепет. Таким образом, действительно сильные матерные слова просто нечем заменить. Слов таких в обороте не находится. А те, кто эти слова должен был бы поднести ниже всякой критики.

От Ф. Александер
К user (11.09.2002 19:00:47)
Дата 12.09.2002 10:35:08

Согласен

Да, современная официальная речь - серая и убогая. И у нас, и на Западе. Сплошная политкорректность. Читая страстные речи европейских политиков 19-го века удивляешься. Конечно, народ не видит примеров выражения сильных чувств средствами культурного языка. Вот и вставляют матюги - такие же серые и однообразные.