От Фриц
К All
Дата 02.09.2002 14:57:32
Рубрики Идеология;

Вебер и мировой футбол.

Я ещё только начал читать Вебера, может, не уловил пока сути. Но, думаю, уже можно поделиться сомнениями. Может, кто подскажет правильное понимание.
По Веберу, не только капитализм возник на Западе и связан с сущностью западной цивилизации, но и математика, и наука с её математическим аппаратом и ролью эксперимента. А я добавлю, что ещё и футбол и многие другие виды спорта. Так как же соотносятся иные цивилизации, например, Россия, Китай и Индия с наукой, спортом и капитализмом?
Мне кажется, русские уже доказали, что в науке они кое-чего стоят. Пусть наука в России имеет специфику, но математическая строгость русским вполне доступна. Думаю, китайцы и индусы ещё докажут, что они вполне способны воспринять европейскую науку и выйти в ней на уровень, не уступающий белой расе.
Но виднее всего это явление, перенимание достижений Запада иными цивилизациями и органичное их усвоение, в спорте и в частности в футболе. Мексиканец Ривера у Джека Лондона считал бокс проклятым изобретением проклятых гринго, что не мешало ему прекрасно драться. И посейчас мексиканцы сильны в боксе. Футбол, как и бокс, поначалу развивался в Англии. Могут ли другие, непротестантские цивилизации совместить футбол со своей культурой? Католики легко смогли, в частности, бразильцы. Но в последнее время выясняется, что самые разные нации и цивилизации способны достичь в футболе значительных высот. Дело, в основном, в деньгах. Вот турки стали вкладывать деньги в футбол, уделять ему внимание. И пожалуйста - сначала суперкубок, потом - третье место на чемпионате мира! А ведь турки - мусульмане. Корея заняла четвёртое место. Пусть это больше, чем она заслуживала, но в целом очевидно, что азиаты могут играть в футбол. Сейчас в Китае футбол развивается.
Одно время говорили, что африканские негры имеют недостатки, несовместимые с футболом высшего уровня. Дисциплины у них нет ни на поле, ни в жизни. И с тактическим мышлением проблемы. Но вот уже негры играют на хорошем уровне, хоть и своеобразно. И так каждая нация, не то что цивилизация - все играют в свой, национальный футбол. Но выйти на высокий уровень может каждая страна, при наличии соответствующих ресурсов.
Так и капитализм (это я предполагаю). Он разный, везде имеет свою специфику. И пришёл он во многие страны из западной цивилизации, это да. Но он есть, национальный капитализм, как и национальный футбол. Почему же науку можно органично воспринять, и футбол, а капитализм нельзя?

От Игорь С.
К Фриц (02.09.2002 14:57:32)
Дата 02.09.2002 15:56:06

Потому, что экономика отличается от футбола

> Почему же науку можно органично воспринять, и футбол, а капитализм нельзя?

Теоретически освоить идеи капитализма конечно, можно, примерно как теоретически изучить вождение машины :о)). Однако хорошим водителем не станешь без достаточной практики.

Капитализм, имхо, основан существенно на неравномерности развития, и тот, кто вырвался вперед всемерно мешает отставшему опережать или приближаться на опасное расстояние - ситуация несколько отличная от футбола и науки.

Мне взгляд Зиновьева, что Запад силен и не потерпит создания рядом с собой второго Запада кажется убедительным и правомерным.

От Вольный Стрелок
К Игорь С. (02.09.2002 15:56:06)
Дата 02.09.2002 18:45:54

Re: Вот это и есть самое главное!

>Мне взгляд Зиновьева, что Запад силен и не потерпит создания рядом с собой второго Запада кажется убедительным и правомерным.

Хотя ..... не так уж и силен.
Прежде всего расколот : США - ЕС - Япония (кстати, в последнем случае ведь потерпел же создание неевропейского запада!).
Во-вторых ненавидим извне и пронизан изнутри враждебными контркультурами незападного содержания (один панафриканизм чего стоит, тут кидали ссылку!).
Так что возможность для маневра есть.



От Игорь С.
К Вольный Стрелок (02.09.2002 18:45:54)
Дата 03.09.2002 08:27:06

Согласен, возможности есть

>Прежде всего расколот : США - ЕС - Япония (кстати, в последнем случае ведь потерпел же создание неевропейского запада!).

Я думаю, что этот раскол преувеличивать не стоит. Вне всякого сомнения объединятся как только будет минимальная похожая на реальную угроза. Это сейчас у них эйфория отсутствия противника. Хотя если подождать немного, пока раскол углубится и сформируется - кто знает...

>Во-вторых ненавидим извне и пронизан изнутри враждебными контркультурами незападного содержания (один панафриканизм чего стоит, тут кидали ссылку!).

Не только панафиканизм, больше мусульманство, китайцы...

Но прежде всего я надеюсь на здравый смысл самих американцев, фермеров, рабочих, ученых. Этот ресурс тоже можно и нужно исподльзовать

>Так что возможность для маневра есть.

Есть. Было б еще желание маневрировать.
У Александра, например, его трудно заметить...


От Вольный Стрелок
К Игорь С. (03.09.2002 08:27:06)
Дата 03.09.2002 16:53:07

Re: То-то и оно!

Это сейчас у них эйфория отсутствия противника. Хотя если подождать немного, пока раскол углубится и сформируется - кто знает...

*************

Уже поцапались.
И как!
Возьмите эту цепочку событий : евро - Белград - Нью-Йорк 9/11

От alex~1
К Фриц (02.09.2002 14:57:32)
Дата 02.09.2002 15:54:39

К вопросу о футболе и западной цивилизации

Сразу скажу - я абсолютно равнодушен к футболу, поэтому это "не совсем не в тему" :)

По-моему, у Зикмунда и Ганзелки в книге "От Аргентины до Мексики" (если я ошибаюсь - не страшно) есть описание забавной игры у ацтеков.

Играют две команды большим мячом (из чего сделан - не сказано). С каждой стороны поля есть стена с отверстием или углублением, размер которого немного больше размера мяча. Задача - загнать мяч в это отверстие. Если игрок коснулся мяча рукой, то никакой желтой карточки ему не предъявляют. Сразу используется красная - ему тут же в сторонке отрубают голову (а может быть, сначала руки с ногами заодно). Такой риск несколько компенсируется тем, что команда- победитель на некоторое время получает карт-бланш на несколько противоправные действия - они могут, например, грабить зрителей (и не только) и вообще вести себя по-свински.

Вот это я понимаю, да. Футбол "по Веберу", по-моему, полностью сохранил дух этого веселого спорта, но ханжески заменил описанные мною ключевые моменты на их убогие заменители. Как следствие - договорные матчи, коррупция, рассуждения о "руке Господней" - скука, бездарность и грязь.

Представляете, какую живость внесло бы восстановление подлинных черт "футбола" и как бы радовались и бесились игроки, зрители и журналисты! Но увы - даже и мечтать не приходиться - "закат Европы", однако. :)

С уважением

От Silver1
К Фриц (02.09.2002 14:57:32)
Дата 02.09.2002 15:41:50

Вы невнимательно читаете !


Вебер не писал , что другие (кроме европейцев )народы неспособны заниматься наукой , музыкой , архитектурой , юриспруденцией ... и далее по его списку . Он написал , что они не в состоянии их СОЗДАТЬ. По причине отсутствия склонностей к "РАЦИОНАЛЬНОМУ осмыслению эмпирических знаний " . Он все упирает на эту протестантскую рациональность .
Сомнительный тезис , по моему мнению .
Чтобы его опровергнуть можно , например , почитать китайские трактаты о военной науке . Заверяю , что с "рациональным осмыслением опыта" все в порядке .

С уважением !

От Фриц
К Silver1 (02.09.2002 15:41:50)
Дата 02.09.2002 16:11:57

Это и есть формационный подход.

>Он написал , что они не в состоянии их СОЗДАТЬ.
В этом суть формационного подхода. Некая цивилизация-лидер достигает принципиально нового уровня. Затем другая цивилизация, восприняв достижения лидера, строит не аналогичную систему, а опять-таки принципиально новую.
Допустим, Запад мог и сумел построить капитализм. А восток может и сумеет построить социализм. Цивилизационник скажет, что социализм близок восточным цивилизациям, вот они его и построили. Формационник, не отрицая этого, укажет, что без усвоения достижений Запада социализма бы не было.

От Silver1
К Фриц (02.09.2002 16:11:57)
Дата 02.09.2002 16:49:24

Не согласен

Не могу с Вами согласиться . На мой взгляд , имеет место суперпозиция двух разных процессов . Есть , например , история народов . Они появляются , развиваются , создают империи , уникальную культуру , науку и т.п. ,а потом рассыпаются в прах , уступая место новым . Т.е. циклический процесс .
А есть история накопления знаний и опыта . Это , с определенными зигзагами , линейный процесс .
Взять , например , науку . Она есть и была у самых разных народов . И примерно одинаковая . Отдельные ученые и их небольшие группки ковырялись себе потихоньку в тайнах мироздания , лишь изредка выдавая на гора нечто путное , которое можно было немедленно применить на практике . Колесо там , или бронзу . Одни правители их привечали , другие третировали , а знания потихоньку копились , передавались от народа к народу . Но , если положить руку на сердце , особого проку от этой публики не было , одни неприятности . А для Власти ( такова уж ее природа ) важен только сегодняшний день . Если вложения не дают эффекта на протяжении одной жизни , то нафиг они кому нужны . Можно , например , смеяться над алхимиками с их философским камнем , но средства на свои опыты они получали под обещание НЕМЕДЛЕННОГО эффекта . Золото , сами понимаете . Поэтому рассуждения Вебера о уникальности европейского рационализма мне кажутся неубедительными . Были уже рационализмы , были . Тут имеет место простое совпадение . Просто выход романо-германского суперэтноса в инерциальную фазу развития , совпал по времени с достижением общего уровня знаний , позволяющего получать экономический эффект от вложений в науку НА ПРОТЯЖЕНИИ ОДНОГО ПОКОЛЕНИЯ . И поехало ! А Запад оказался на гребне , как серфингисты на волне . Завтра будет другая волна , о Западе может никто и не вспомнит (если все с ним вместе не угробимся ) . А знания , вероятнее всего ,останутся .

С уважением !


От Фриц
К Silver1 (02.09.2002 16:49:24)
Дата 02.09.2002 17:00:22

Согласен. Это и есть формационный подход.

>А есть история накопления знаний и опыта . Это , с определенными зигзагами , линейный процесс .
>Завтра будет другая волна , о Западе может никто и не вспомнит (если все с ним вместе не угробимся ) . А знания , вероятнее всего ,останутся .
Вот именно. На этом и основан формационный подход. Линейный процесс накопления знаний и опыта, его влияние на всю "надстройку"...
А Гумилёва я не отрицаю. Действительно, суперпозиция.


От Silver1
К Фриц (02.09.2002 17:00:22)
Дата 02.09.2002 17:34:14

Re: Согласен. Это...

Важнее внутреннее состояние этноса , а не "надстройка" . А научные знания и вовсе в этом деле где то сбоку . Они почти не влияют на качественные характеристики общества , больше только на количественные . Например , сильный Запад навязал свой вариант "надстройки" почти всему миру . Поверьте , исчезни он , все эти многочисленные парламенты , конституционные суды и прочая шелуха мгновенно заменятся по всему миру на те формы надстроек , которые более соответствуют текущему состоянию конкретных народов . Одни в феодализм с абсолютизмом скатятся , другие рабство установят . И все это при высоком техническом уровне .
Этносы живут по биологическим законам ,тут надо разбираться .

С уважением !



От Фриц
К Silver1 (02.09.2002 17:34:14)
Дата 02.09.2002 18:01:30

Но это же экстремизм!

Ладно бы Вы сказали, что надстройка базисом не определяется полностью. Но что она вовсе от базиса не зависит... Это же экстремизм.
>...мгновенно заменятся по всему миру на те формы надстроек , которые более соответствуют текущему состоянию конкретных народов . Одни в феодализм с абсолютизмом скатятся , другие рабство установят . И все это при высоком техническом уровне .
Текущему состоянию конкретных народов... А уровень знаний и развития на это состояние никак не влияет? Все эти средства транспорта и информации, науки общественные и точные - совсем не влияют? Ну не экстремизм?

От Silver1
К Фриц (02.09.2002 18:01:30)
Дата 02.09.2002 18:44:19

Что делать , от судьбы не уйдешь

Все типы возможный надстроек описал еще Платон , присовокупив подробные их характеристики .

Вот почитайте :

***** Когда юноша, выросший, как мы только что говорили, без должного воспитания и в обстановке бережливости, вдруг отведает меда трутней и попадет в общество опасных и лютых зверей, которые способны доставить ему всевозможные наслаждения, самые пестрые и разнообразные, это-то и будет у него, поверь мне, началом перехода от олигархического типа к демократическому.
Опорожнив и очистив душу юноши, уже захваченную ими и посвященную в великие таинства, они затем низведут туда, с большим блеском, в сопровождении многочисленного хора, наглость, разнузданность, распутство и бесстыдство, увенчивая их венками и прославляя в смягченных выражениях: наглость они будут называть просвещенностью, разнузданность – свободою, распутство – великолепием, бесстыдство – мужеством. Разве не именно так человек, воспитанный в границах необходимых вожделений, уж в юные годы переходит к развязному потаканию вожделениям, лишенным необходимости и бесполезным.***

или

***Теперь мы поймем, что нет ничего удивительного в блуждании государственных узаконений, раз в каждом государстве цели законодательства разные. Неудивительно также, что большей частью определяют справедливое положение вещей следующим образом: в одних государствах считают справедливой власть нескольких лиц независимо от того, лучше или хуже они остальных людей; в других – возможность обогащаться независимо от того, становятся ли при этом люди рабами других или нет; в третьих все стремление направлено к свободной жизни; законодательство четвертых имеет две цели: самим быть свободными и владычествовать над другими государствами. Наконец, есть государства, считающие себя самыми мудрыми, однако они сразу преследуют все эти цели и не могут указать той главной и единой цели, на которую должно быть направлено все остальное***

Правда актуально ? А Вы базис , базис .

В той же Греции был свой капитализм , своя НТР, все было .

Думаю , что Марк ошибался увязывая свои формации с линейным процессом познания , они , на самом деле , являются частью циклического процесса развития этносов .
У КАЖДОГО народа , на определенном этапе развития , появляется склонность к капитализму . Если он до этого доживает , естественно .

Я вполне могу представить абсолютную монархию , активно развивающую науку и летающую к звездам . Как и капиталистическую демократию , использующую рабский труд . Последнюю ,кстати , и представлять не надо . Была !

С уважением !








>Ладно бы Вы сказали, что надстройка базисом не определяется полностью. Но что она вовсе от базиса не зависит... Это же экстремизм.
>>...мгновенно заменятся по всему миру на те формы надстроек , которые более соответствуют текущему состоянию конкретных народов . Одни в феодализм с абсолютизмом скатятся , другие рабство установят . И все это при высоком техническом уровне .
>Текущему состоянию конкретных народов... А уровень знаний и развития на это состояние никак не влияет? Все эти средства транспорта и информации, науки общественные и точные - совсем не влияют? Ну не экстремизм?

От Фриц
К Silver1 (02.09.2002 18:44:19)
Дата 02.09.2002 19:10:22

А вот тут у Вас путаница.

За цитаты спасибо.
>Я вполне могу представить абсолютную монархию , активно развивающую науку и летающую к звездам . Как и капиталистическую демократию , использующую рабский труд . Последнюю ,кстати , и представлять не надо . Была !
Монархия - это форма правления, а не форма государства. У Вас она, вероятно, ассоциируется с феодализмом. А по мне - она и при социализме возможна. Ну это мелкая путаница, а вот и крупная:
Вы, кажется, не разобрались в теории укладов. Вот Вы о капитализме в Древней Греции говорите, о современном рабстве и т. д. Это обычное дело, формационной теории не противоречит. Наоборот, соответствует. Во многих обществах одновременно существуют несколько укладов, но один из них - ведущий. По нему и именуется формация. Например, в той же Древней Греции рабы производили меньше продукта, чем свободные крестьяне и ремесленники. Так почему же строй рабовладельческий? А потому, что рабы давали бОльшую часть прибавочного продукта, за счёт которого жила элита.
Итак, полёты к звёздам при монархии - да. Рабство при демократии - да. Но полная независимость производственных отношений от уровня развития производительных сил - это фантастика. Хоть Милова возьмите - от условий производства зерна зависит государство. И ещё сто примеров из практики можно привести.

От Silver1
К Фриц (02.09.2002 19:10:22)
Дата 02.09.2002 20:00:17

Сами напросились !

Тезис "Я вполне могу представить абсолютную монархию , активно развивающую науку и летающую к звездам " был использован мною , как иллюстрация того , что уровень научно технического развития , достаточно слабо коррелирует формой государственного устройства .

Считаю ,что мы оба сошлись на том , что "форма правления" это дело вкуса каждого конкретного народа и от "базиса" не зависит . Согласны ?

Теперь перейдем к самому интересному - "зависимости производственных отношений от уровня развития производительных сил" .
Что это за зависимость ?
Каковы критерии перехода с уровня на уровень ?
Я ведь не просто так это спращиваю . Не вижу я этих критериев .

С уважением !

От Фриц
К Silver1 (02.09.2002 20:00:17)
Дата 03.09.2002 11:52:45

Что за зависимость? Она есть.

>Теперь перейдем к самому интересному - "зависимости производственных отношений от уровня развития производительных сил" .
>Что это за зависимость ?
Нечто подобное ответил господь Бог на вопрос о его сущности. "Я тот, кто существует".
Это уже немалое знание - что такая существенная зависимость существует. Получается, что прогресс знаний вызывает прогресс производственных отношений. Можно обсуждать степень и характер этой зависимости. Например, насколько верен диалектический принцип скачкообразного развития, перехода количества в качество. Можно критиковать и улучшать конкретную схему формаций (пятичленку или любую другую), можно совсем новую схему предложить. Всё это в рамках подхода.
>Каковы критерии перехода с уровня на уровень ?
>Я ведь не просто так это спращиваю . Не вижу я этих критериев .
Вам обязательно единый общий критерий? Зачем он? Например, Вы признаёте наличие перехода от феодализма к капитализму в Европе. Можно поискать критерии этого перехода. Типа отмены сословных привелегий, утверждения бюджета парламентом, а главное - создание основной части прибавочного продукта наёмными рабочими.
Впрочем, у Солженицына есть об универсальном критерии. Один из его героев, Сологдин, примерно так рассуждал: критерием перехода количества в качество является совершившийся факт отрицания отрицания. А когда такой факт совершился? А когда нельзя дать задний ход и постепенно вернуть ситуацию обратно. Как говорил Валенса, если нагревать аквариум - то качественный переход тогда произошёл, когда при охлаждении уже не аквариум получится, а холодный суп.

От VladT
К Silver1 (02.09.2002 15:41:50)
Дата 02.09.2002 16:00:05

Лучше сказать так



>Вебер не писал , что другие (кроме европейцев )народы неспособны заниматься наукой , музыкой , архитектурой , юриспруденцией ... и далее по его списку . Он написал , что они не в состоянии их СОЗДАТЬ. По причине отсутствия склонностей к "РАЦИОНАЛЬНОМУ осмыслению эмпирических знаний " . Он все упирает на эту протестантскую рациональность .

Лучше сказать так: они не способны были навязать всему миру свои варианты науки, музыки, архитектуры, юриспруденции... и далее по списку.

От Товарищ Рю
К VladT (02.09.2002 16:00:05)
Дата 02.09.2002 16:07:46

А можно примеры этому?

>>Вебер не писал , что другие (кроме европейцев )народы неспособны заниматься наукой , музыкой , архитектурой , юриспруденцией ... и далее по его списку . Он написал , что они не в состоянии их СОЗДАТЬ. По причине отсутствия склонностей к "РАЦИОНАЛЬНОМУ осмыслению эмпирических знаний " . Он все упирает на эту протестантскую рациональность .
>
>Лучше сказать так: они не способны были навязать всему миру свои варианты науки, музыки, архитектуры, юриспруденции... и далее по списку.

Каким образом - чисто технически - скажем, Германия навязала "свою" математику и оптику России, Франция - "свой" конструктивизм, вероятно, Древний Рим - "свои" принципы гражданского права и т.д. и все они вместе - черной Африке? Просто предъявив образцы, рядом с которыми местные творения зачастую выглядели - ну, скажем, не на голову выше или, точнее, не так привлекательно, "красивше завернуто"? Разве, когда Мак-Дональдс открывает очередную "забегаловку", то обязательно при условии закрытия всех местных фабрик-кухонь в радиусе ядерного взрыва мощностью 20 ктн? Я вот этого не очень понимаю.

Примите и проч.

От VladT
К Товарищ Рю (02.09.2002 16:07:46)
Дата 03.09.2002 06:27:05

Не пример, но - аналог.

>>Лучше сказать так: они не способны были навязать всему миру свои варианты науки, музыки, архитектуры, юриспруденции... и далее по списку.
>
>Каким образом - чисто технически - скажем, Германия навязала "свою" математику и оптику России, Франция - "свой" конструктивизм, вероятно, Древний Рим - "свои" принципы гражданского права и т.д. и все они вместе - черной Африке?

Примерон тем же самым образом, каким компания МелкоМякг навязала свои программные продукты всему миру.

От Товарищ Рю
К VladT (03.09.2002 06:27:05)
Дата 03.09.2002 10:53:09

Вот я и хотел бы его анализа

>>Каким образом - чисто технически - Германия навязала "свою" математику...?
>
>Примерон тем же самым образом, каким компания МелкоМякг навязала свои программные продукты всему миру.

КАК конкретно это у нее получилось? И ПОЧЕМУ получилось не так ловко у Яблока и совсем не получилось... ну, не знаю... у Эльбруса?

Примите и проч.

От VladT
К Товарищ Рю (03.09.2002 10:53:09)
Дата 04.09.2002 09:04:49

Анализа дать не могу


>КАК конкретно это у нее получилось? И ПОЧЕМУ получилось не так ловко у Яблока и совсем не получилось... ну, не знаю... у Эльбруса?

Но одну из главных причин назову. Тут важнейшую роль играет то, чей программный продукт первым занял ту или иную нишу на мировом рынке. Очень часто это бывает не самый лучший продукт. Но он "закрывает дыру", и его наличие лучше (хоть что-то есть), чем наличие "дыре". Далее действуют такие факторы: привычка и консерватизм пользователя, совместимость, наработанные большие архивы подпрограмм, цена (широко распространённый продукт - практически бесплатен), улучшенные версии - всё это позволяющие закрывать глаза на недостатки и даже на неудачный первоначальный подход в целом.

Для непрограммирования - примерно то же самое.

От alex~1
К VladT (04.09.2002 09:04:49)
Дата 04.09.2002 13:22:46

Re: Анализа дать...


>>КАК конкретно это у нее получилось? И ПОЧЕМУ получилось не так ловко у Яблока и совсем не получилось... ну, не знаю... у Эльбруса?
>
>Но одну из главных причин назову. Тут важнейшую роль играет то, чей программный продукт первым занял ту или иную нишу на мировом рынке. Очень часто это бывает не самый лучший продукт. Но он "закрывает дыру", и его наличие лучше (хоть что-то есть), чем наличие "дыре". Далее действуют такие факторы: привычка и консерватизм пользователя, совместимость, наработанные большие архивы подпрограмм, цена (широко распространённый продукт - практически бесплатен), улучшенные версии - всё это позволяющие закрывать глаза на недостатки и даже на неудачный первоначальный подход в целом.

>Для непрограммирования - примерно то же самое.

Microsoft предоставил:

1) комплексное решение: средства конечного пользователя, API для разработчиков (включая компонентные модели), высочайший уровень интеграции отдельных частей (включая OS) - опять-таки, и для пользователей, и для разработчиков;
2) наиболее удобное решение (если брать решение в целом);
3) все это за очень приемлимую цену;
4) с правильным сервисным обслуживанием;
5) с приемлемым качеством (колючиство багов, устойчивость и пр.);
6) с высоким уровнем надежности в смысле гарантии поддержки предлагаемых инструментов.

Не надо забывать о почти гениальной маркетинговой политике, а также полученными за счет всего этого колоссальных финансовых и интеллектуальных ресурсах. Важнейшим элементом стали соглашения с разработчиками "железа" о совместной поставке компьютеров и софта.
Присутствует также элемент определнного везения (особенно в начале).

Но почему Тов. Рю не понимает, почему это привело к гибели конкурирующих продуктов и даже фирм - не понимаю уже я.

"Каким образом - чисто технически - скажем, Германия навязала "свою" математику и оптику России, Франция - "свой" конструктивизм, вероятно, Древний Рим - "свои" принципы гражданского права и т.д. и все они вместе - черной Африке? Просто предъявив образцы, рядом с которыми местные творения зачастую выглядели - ну, скажем, не на голову выше или, точнее, не так привлекательно, "красивше завернуто"? Разве, когда Мак-Дональдс открывает очередную "забегаловку", то обязательно при условии закрытия всех местных фабрик-кухонь в радиусе ядерного взрыва мощностью 20 ктн? Я вот этого не очень понимаю.

Неужели действительно не понимает? Ох, сомневаюсь.

С уважением

От VVV-Iva
К VladT (04.09.2002 09:04:49)
Дата 04.09.2002 12:58:10

Re: Анализа дать...

Привет

>Но одну из главных причин назову. Тут важнейшую роль играет то, чей программный продукт первым занял ту или иную нишу на мировом рынке. Очень часто это бывает не самый лучший продукт. Но он "закрывает дыру", и его наличие лучше (хоть что-то есть), чем наличие "дыре".

По отношению к Мелкомягким это не так. Когда они занялись Эксклем и Вордом эти места были уже заняты ( Лотус 1-2-3 и ВордПерфект). И где они сейчас? А монополизм Мелкомягких и начался, когда Ворд и Эксел стали фактически офисным стандартом. Так и была скушана ОС.2 например.

Владимир

От Георгий
К Товарищ Рю (02.09.2002 16:07:46)
Дата 02.09.2002 17:47:20

Это ключевое слово - "красивше завернуто". И тут Вы правы.

> Просто предъявив образцы, рядом с которыми местные творения зачастую
выглядели - ну, скажем, не на голову выше или, точнее, не так
привлекательно, "красивше завернуто"? Разве, когда Мак-Дональдс открывает
очередную "забегаловку", то обязательно при условии закрытия всех местных
фабрик-кухонь в радиусе ядерного взрыва мощностью 20 ктн? Я вот этого не
очень понимаю.

Это все правильно. Насчет большей практичности "Mc" по сравнению с шавермой
разделяю Ваше мнение. (Ну, противники "фаст-фуда" есть и в самой Европе -
это тоже известно.) Но главное - простота (простота, скажем, темперированной
гаммы по сравнению со сложными треть- и четвертьтоновыми восточными).

У Г. Орлова (эмигрант-музыковед) есть интересная книга - "Древо музыки". В
ней он убедительно показывает, что выражение "музыка - это интернациональный
язык, понятный всем народам" - полная чушь. Традиционные африканские,
арабские, индийские, китайские и пр. музыкальные системы попросту не
воспринимаются европейскими слушателями (в отличие от архитектуры,
например). Причем, в отличие от текстов, которые можно худо-бедно перевести
с языка на язык, для музыки понятие перевода отсутствует.
А общее доминирование Запада в мире распространило повсюду (почти повсюду)
его музыку. В Японии, например, это сказывается гораздо больше, чем в Китае,
в Турции - гораздо больше, чем в Иране и пр.
Россия - страна несчастная в этом смысле. Допетровская ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
музыкальная культура, будучи ЦЕРКОВНОЙ ПО ПРЕИМУЩЕСТВУ, как раз и стала
утрачивать свою привлекательность ДЛЯ ДОМИНИРУЮЩИХ СОСЛОВИЙ по мере общей
секуляризации и вестернизации культуры. Совершенно ясно, что средний
образованный россиянин и до революции (в общем-то), и после, скажем так,
предпочитал западную мессу православной литургии (что более популярно:
"Реквиемы" разных авторов или ...). Даже те, кому последняя искренно
нравилась, считали это чем-то "кондовым", так сказать (а ведь маркиз де
Кюстин, по уверениям Кожинова, восхищался русскими церковными хорами - и не
только он.)
А народ... Народ (крестьяне), конечно, о таких материях не думал, пел свои
песни и былины, совершал обряды, ходил в церковь на службы... Но по мере
урбанизации и "повышения культурного уровня" неизменно приобщался именно к
"тому самому" взгляду на Россию и "на самого себя". И касалось это в России
не только музыки, а и вообще всей культуры. (Да, в 19-м веке было
возрождение, точнее, его попытка - я на это не намерен закрывать глаза. Но
стало ли это успешным?)

А потом, кроме профессиональной и народной культуры, появилась МАССОВАЯ
(важно понимание различия между "народным" и "массовым"). Появилась она
вовсе не в 20-м веке. Популярные "городские" романсы (начиная с 18-го
века!), эстрадные куплеты и пр. - это оно и есть.
Это с удовольствием распевали и разбогатевшие крестьяне, и мещане, да и, так
сказать, "низшее высшее общество" (термин по аналогии с "низшим средним
классом").

(Как будто бы в чем-то сходные процессы происходили в Испании?.. Глинка,
приехав туда, застал довольно резкий разрыв между ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ и
НАРОДНОЙ культурой - испанские песни и танцы, попадая к профессионалам,
безбожно "итальянизировались", "оцивилизовывались". Между прочим, испанские
музыковеды очень высоко оценивают заслуги Глинки, едва ли не первым (!!) из
европейских музыкантов обратившимся к "народной музыке" как таковой.)

Все то, что я неуклюже выразил в последних абзацах, можно прочесть у гораздо
более квалифицированных специалистов.


P. S. Интересный отрывок:

"Самое прекрасное, но непривычное встречает отрицательный прием. Не знаю,
много ли людей выдержит и поймут крестьянскую музыку в тех формах, в каких
она была открыта за последнее десятилетие.
Позволю сослаться на свой опыт: "Русская тетрадь" - мое сочинение, которое
считают очень простым и доходчивым. Позвольте зачитать одно полученное мною
письмо:
"Слушала Вашу песнь "Калина-малина", вызвавшую у меня и досаду, и возмущение
по поводу так искаженно переданного в музыке горя девушки. Разве она,
измученная горем, будет выть по-собачьи, визжать на высоких нотах, а затем,
перейдя сразу на самые низкие, издавать дикие звуки точно прямо бы из
живота, нисколько не затрагивая слушателя?... Водовозова, 7 февраля 1966
г."... (Из тезисов к выступлению. 1966 г."

(Валерий Гаврилин. О музыке и не только. - СПб, Дума, 2001.)



От Георгий
К Георгий (02.09.2002 17:47:20)
Дата 03.09.2002 17:32:17

Интересная статья. По-моему, в тему (*+)

http://www.left.ru/2002/17/adams17.html

Left.ru
__________________________________________________________________________


Джерри Адамс
Культура
из книги "Политика ирландской свободы"


На недавней "слоге" Шинн Фейн (ирландскоязычном культурном празднике,
проводящемся Шинн Фейн раз в год) один из выступавших выразил сомнения по
поводу использования термина "культурный" для описания наших политических
наступательных действий в области языка и национального самосознания. Этот
человек придерживался точки зрения, что большинство рассматривает культуру,
как что-то связанное с балетом.
Культура - это термин со множеством значений, и она понимается людьми
по-разному. У кого-то она ассоциируется с искусством, оперой, классической
музыкой; у других - с театром или классической литературой. Другими словами,
она часто воспринимается как занятие для яйцеголовых, состоящee из
определенных занятий, которые считаются прерогативой привилегированного
меньшинства.
Конечно же, культура не принадлежит всего лишь какой-то одной группе людей
или одному классу. Культура включает в себя все аспекты нашей жизни и не
ограничивается артистической деятельностью, развитoй человечеством.
Культура - это идеи и взгляды людей, это - свидетельство того, как мы видим
мир, и это - наш ответ на окружающую нас действительность. Национальная
культура - это отражение политики, экономики, ценностей, взглядов, надежд и
мыслей нации. Это - совокупность нашего ответа тому миру, в котором мы
живем.
Именно потому, что это так, культурный колониализм составлял и составляет
важную часть политики завоевания Ирландии. Как писал Пирс в "Машине
Убийства", "Система нацелена на замену мужчин и женщин фактически бездушными
вещами... У вещей нет приверженности идеалам. Все вещи предназначены на
продажу: В Ирландии нет системы образования. Англичане создали подобие
образовательной системы, но её целью является совершенно противоположное
цели системы образования. Образование должно воспитывать; это образование
нацелено на подавление. Образование должно вдохновлять; это образование
нацелено на дрессировку. Образование должно закалять волю; это образование
нацелено на её ослабление. Англичане слишком умны, чтобы давать ирландцам
образование, достойное этого слова в полном его смысле. Это все равно, что
дать нам оружие. "
Наблюдения Пирса верны сегодня так же, как тогда, когда они были сделаны.
Образовательная система, которая учила бы людей задумываться над
существующей системой, над тем, что их окружает, над их социальным или
экономическим угнетенным положением; образовательная система, которая
помогала бы людям бороться за общественное благо, сформировать и выразить
радикальные мнения, стремиться к переменам, не смогла бы стоять на страже
интересов тех, кто контролирует экономический и социальный порядок в
сегодняшней Ирландии. "Это все равно, что дать нам оружие". Вместо этого
наша образовательная система насаждает ценности вещизма, мотивы личной
выгоды. Она учит колониализму, ценностям империализма я выживания пpи нeм и
стирает начисто наше чувство национальной культуры, независимости и идею)
всесторонне развитой личности.
Национальная система образования была введена в Ирландии английским правящим
классом до того, как она была введена в самой Англии. Её целью являлось
уничтожение национального самосознания ирландского народа, "приобщение
варваров к цивилизации" методами, которые были позднее использованы с теми
же самыми целями по всему миру всеми крупными державами.
Нет такой вещи, как нейтральный язык, - ибо язык является средством, при
помощи которого передаётся культура, вся совокупность нашего отношения к
окружающему нас миру, и именно по этой причине ирландский язык надо было
уничтожить. Когда люди тысячелетиями говорили на общем языке, этот язык
отражает их историю, чувства, взгляды и философию. Через него фильтруется
вся культура, и когда язык исчезает, исчезает все, что он представлял и
выражал. Ирландский язык имеет более чем 2000 летнюю непрерывную традицию на
ирландской земле. За исключением греческой, ирландская литература является
старейшей среди всех ныне существующих европейских языков. Это - cимвол
цивилизации, чьи ценности были коренным образом отличными от тех, которым
нас пытаются сегодня подчинить. Это - символ нашей самоидентичности и часть
того,чем мы являемся. Для того, чтобы превратить нас в мини-англичан, этот
символ надо было убрать, эту культуру - уничтожить, а эту цивилизацию -
заменить порядком, который будет обеспечивать интересы наших новых
правителей.
Гэльская социальная система в Ирландии была общинной. Значительная часть
земли была общинной землей, и хотя отдельные лица могли иметь землю в
частной собственности, они не могли распоряжаться ею по своему усмотрению, -
например, продать её за пределы клана. Даже скотину нельзя было продавать
без разрешения клана. Вождей избирали, обычно из одной и той же семьи, но не
было системы строгой наследственности. Женщина могла быть избранной вождем,
и избирательная система и пост вождя часто передавались по женской линии,
как показано в старинных сагах Ольстерского цикла. Основа раннего
ирландского права, известного как Законы Брехона, впервые записанные в V
в., - арбитражная система компенсаций, и по экому закону существовала
система ритуальных постов в качестве метода определения прав личности, если
потерпевшая сторона не хотела принять посредничества.
Мало какие из великих древних цивилизаций заботились о заболевших бедняках.
Двумя примечательными исключениями были буддисты Восточной Индии и ирландцы.
В 300 году до н.э. около Ард Уахи (Арма) была создана больница; у каждого
клана было свое отделение, где путешественникам бесплатно предоставлялась
крыша над головой и оказывалось гостеприимство. Шенхас Мор и Книга Ахилла -
яркие примеры прав больных и "заботящегося государства" ,которoe смягчало
экономические последствия болезней и старости. Гэльская образовательная
система и почетное место в обществе поэтов-бардов демонстрируют, что акцент
делался на развитие интеллекта, создании и поддержании этоса, в котором
процветало обучение в подлинном смысле этого слова.
Я указываю на все это не потому, что мы призываем вернуться обратно в те дни
или к тому образу жизни, а для того чтобы вкратце обрисовать тот тип
цивилизации, который было необходимо уничтожить для того, чтобы сделать
завоевание возможным. Это также является иллюстрацией того факта, что в
Ирландию были импортированы именно капиталистические идеи, феодализм и
концепция частной собственности, а не идеи социализма. Многие люди верят в
обратное, но это лишь пример того, до какой степени преуспелo переписывание
нашей истории.
Мы стремимся не к возвращению прошлого, но к открытию его для себя - для
того, чтобы мы могли восстановить наилучшее из наших традиционных ценностей,
сплавив их с современностью. Наша национальная культура должна отражать
комбинацию различных влияний внутри нации: городских и сельских, Гэлтахт и
Галлтахт, северных и южных, оранжевых и зеленых. Оживление ирландского языка
как символа самоидентичности, как составной части нашей культуры, как
фильтра, через который она выражается, является главным аспектом этой
реконкисты.
Лоялистские лидеры сегодня нападают на ирландскую культуру и, особенно, на
ирландский язык за то, что те являются непротестантскими. Это нонсенс, но
причины их враждебности достаточно очевидны: для протестантского населения
принять ирландский язык сегодня будет означать отказ от лоялизма.
До 1601 года и поражения при Кинсэйле наша культура, разделяемая всем нашим
народом, преобладала по всему острову, и даже вплоть до Великого Голода
1840-х годов ирландский язык оставался разговорным языком большинства
населения. Он перестал быть таковым только за последние 100-150 лет. Процесс
англизации был долгим и жестоким, но так и не привел к полному "успеху".
Даже когда людей лишили земли, и независимая аристократическая гэльская
культура была уничтожена с Бегством Графов и колонизацией, скрытая Ирландия
продолжала жить как культура угнетенного народа.
Её упадок можно датировать модернизацией отношений между Англией и
Ирландией, Актoм об Унии, после которого нарождающийся средний класс, в
отличие от гэльской аристократии, покровительствовавшей бардам и арфистам,
совершенно отказался от ирландского языка и традиций. Они приняли новый
порядок и отвернулись от старых ценностей. Достичь успеха означало говорить
по-английски, для того, чтобы " возвыситься над стадом" . Быть ирландцем
стало означать быть невеждой.
Зарождающийся ирландский "истэблишмент", включая католическую церковь,
которая до того времени являлась источником, придававшим некоторые силы
простым людям, преуспели там, где не смогли добиться своего "бата шкор",
насильственное навязывание английского языка детям и необходимость в знании
английского языка на рынке. Даже когда люди бежали "в ад или в Коннахт", они
брали свою культуру с собой. Но теперь социальные и экономические достижения
стали синонимом использования английского языка, манер и культуры.
Этот процесс продолжается в утонченных формах и в современной Ирландии, и
особенно преуспела в нем туземная администрация в 26 графствах. Ирландский
язык до сих пор официально остается первым языком, и в то же самое время
лишь 2% теле-и радиопередач государственных каналов ведется на ирландском
языке, а последние его бастионы - гэлтахты - непрерывно уменьшаются, в
результате намеренной политики правительства.
Многочисленные исследования показывают упадок гэлтахтов, которые страдают от
более быстрой депопуляции за последние 20 лет, чем. когда-либо за предыдущие
годы прошлого столетия. Главной причиной является миграция за их пределы -
два из каждых трех родившихся в этих местах. В большинстве случаев речь идет
о молодых, образованных людях, которые оставляют за собой крайне
непропорциональный во многих отношениях состав населения. Сочетание
уменьшения количества молодежи с растущим количеством стариков означает
низкий естественный прирост населения.
Гэлтахты заглухают угасают, как и сокращается число говорящих на ирландском
языке в них. В Западном Донегале, который я регулярно посещаю со школьных
времен, приходится заезжать все дальше и дальше для того, чтобы услышать
ирландскую речь. Многих детей воспитывают теперь на английском языке там,
где всего лишь 15 или 20 лет назад первым языком был ирландский. С
отсутствием экономической, социальной и индустриальной инфраструктуры
родители знают, что их детям придется уехать для того, чтобы найти работу.
Родители приобрели привычку говорить по-английски, и дети следуют их
примеру. Поэтому просто чудо, что каким-то проявлениям ирландской культуры и
образа жизни ещё удалось выжить в таких условиях.
Культурный колониализм требует сегодня, так же, как и в прошлом, упадка
национального духа, пересмотра истории и разрушения нашей самоидентичности.
Наше культурное самосознание и наш язык могут действовать в качестве
противовеса или, говоря словами МакСвини, "границы" против нашего поглощения
западным, британским этосом или катастрофическим англо-американским "этосом
Рэмбо". Если мы согласимся со своей судьбой в качестве острова "офф-шор"
Если мы согласимся с навязанной нам судьбой бедной, разрезанной на куски
островной оффшорной зоны, если мы будем послушными диктату ядерных
сверхдержав и брюссельским директивам, если нашим правителям будет позволено
сотрудничать с британцами в управлении частью нашей страны как британской
собственностью; даже если мы согласимся с эмиграцией и с опасностями,
которые таит в себе Селлафилд, то мы согласимся на то, чтобы "стать
практически вещами", ибо "у вещей нет приверженности идеалам". В сегодняшней
Ирландии наша культура не должна быть именно нашими идеями и нашими
взглядами. Она не должна быть нашим видением мира или нашим ответом на
окружающую нас среду. Вместо этого она должна быть отражением
выживательства, унаследованногo от веков британского колониального и
империалистического угнетения. Другими словами, она должна быть отражением
политики, экономики, ценностей, взглядов, намерений и мыслей наших
правителей.
Политика Гарретта Фитцджеральда - это выражение такой культуры зависимости.
Ирландцев очень покоробило, когда он ответил на английском на заданный ему
на ирландском языке вопрос на пресс-конференции. Недавно я имел возможность
сравнить его поведение с поведением администрации другого государства,
Нидерландов, когда в Амстердаме шел процесс по экстрадиции Джерри Келли и
Брендана МакФарлана, - в стране, где английский входит во все большую моду.
Судебное заседание было на голландском языке и переводилось на английский,
как пояснил президент суда, "не потому, что мы не понимаем английского, а
потому, что голландский - это наш язык".
Ирландский народ вздрогнул ещё сильней, когда Фитцджеральд, в качестве "их
лидера", покинул страну в День Св. Патрика для того, чтобы быть показанным
по телевидению в обнимку с Рональдом Рейганом, с банкой зеленых леденцов в
руке и одетым под лепрехона.
Эта культура зависимости выражается в обеих частях Ирландии сегодня в
сопротивлении переменам, в отсутствии национальной гордости, в чувстве
национальной второсортности: Как заметил Самуэль Джонсон, "Ирландцы -
справедливые люди. Они никогда не говорят друг о друге хорошо."Да, и с какой
стати ? Ведь нас 800 лет приучали не делать этого.
Главный психиатр Восточного отделa здравоохранения, доктор Айвор Брауни,
написал: "Наше прошлое как нации было таким разрушительным, таким
болезненным, что мы слишком нацелены на стремление вперед ,для того, чтобы
оставить его позади. Но фактом остается то, что мы не сможем продвигаться
по-настоящему вперед до тех пор, пока мы не определим, где мы находимся, в
соотношении с тем, где мы были. Если, как общество, мы не научимся управлять
самими собой так, чтобы стать эффективными в управлении собственными делами
и нашей экономикой, и если мы согласимся с отношениями зависимости от других
стран и от внешних экономических сил, то стоит ли удивляться тому, что
каждая отдельная личность не найдет себе места и пространства для действий;
что, когда в этой стране кто-нибудь выступит с оригинальной идеей, все
окружающие энергично займутся тем, чтобы эту идею высмеять или придумать
причины, по которым она якобы неприменима на практике?"
Культура, которая навязывается сегодня большинству ирландского общества, это
культура зависимисти, не только в 26 графствах, но и в шести графствах тоже;
она влияет на лоялистов в такой же степени, в какой она влияет на граждан 26
графств. Эта культура зависимости основывается на бегстве от реальности и
играет роль в принятии как должного плохих жилищных условий, безработицы,
эмиграции, растущих цен и все снижающегося жизненного уровня, сектантства,
насилия и будущего без надежд.
Лоялистские лидеры, которые выражают враждебность к ирландскому языку, на
самом деле этим отрицают свое собственное прошлое. Это прошлое очевидно не
только во многих их именах (например, МакКаскер и Магиннис), но и в том
факте, что во времена осады Дерри большая часть его населения говорила
по-ирландски. В самом деле, в конце 18 века ирландские протестанты проявляли
большой интерес к ирландской музыке, литературе и языку.
В либеральную эру 1790х годов процветало Белфастское Общество Арфы,
Белфастское Общество Чтения, которые явились авангардом ирландского
культурного возрождения, а "Северная Звезда"опубликовала журнал на
ирландском языке, "Болг Ан Цолар". :. Учениками и покровителями их, так же,
как и читателями журнала, были в основном протестанты. Несмотря на
сектантство, которое пришло на смену либеральной эпохе, в 1830 Ольстерское
Кельтское Общество было создано двумя зажиточными протестантами, Робертом
МакАдамом и лордом Девонширом. :
В то время, как интерес к ирландскому языку среди протестантов угасал,
доброжелательность многих патриотически настроенных протестантов по
отношению к ирландскому языку продолжалась. Дуглас Хайд стал одним из
создателей Гэльской Лиги в 1893 году:
Борьба с культурным колониализмом должна стать ключевой частью реконкисты
(отвоевания) Ирландии, создания новой ирландской культуры. Как мы видели,
это не означает движение назад. Не означает это и всего лишь сохранения и
консервирования нашего языка и нашей культуры. Некоторые говорят о
"сохранении" языка, как будто бы речь идет о чем-то , что можно хранить как
музейный экспонат, который можно будет время от времени выносить и
показывать туристам. Это - понимание ирландского языка как продукта "из
консервной банки". Я лично убежден в том, что восстановление нашей культуры
должно быть решающей частью нашей политической борьбы, и что восстановление
ирландского языка должно быть центральной частью плана возрождения нашей
культуры. :
Стив Бико, убитый южноафриканский чернокожий лидер, говорил: "Самое страшное
оружие в руках угнетателя - это сознание угнетенных.". В этом отношении, я
считаю, многие северные националисты и республиканцы намного свободнее своих
собратьев на юге Ирландии. Наше сознание свободно: это правда, которую
понимают империалистические державы и их союзники в Дублине, и в этом -
главная причина недавнего возрождения ирландской культуры на Севере и
совпадающие с ним попытки отвлечь внимание от этого при помощи мелких
реформ, обещанных в Хиллсборском Соглашении. Как заметил в конфиденциальном
письме британский министр, отвечающий за это, Ричард Нидхем, "Я считаю, что
ирландцы (дублинское правительство) придают такое значение снятию запретов
на любые другие языки, кроме английского, на табличках, обозначающих
названия улиц, потому, что они, очевидно, считают, что это поможет уменьшить
влияние и поддержку Шинн Фейн, которые те получили в результате ведения
кампании за использование уличных знаков на ирландском языке. :"
В конце 60-х годов борьба за гражданские права вывела на улицы широкие слои
антиимпериалистского населения. Активисты движения ирландского языка до тех
пор борьбу в одиночку, но репрессии, направленные против борьбы за
гражданские права, и последовавшее за ними введение военного положения,
вновь разбудили сознание в отношении языка и культуры. По мере того, как
продолжалась борьба, она сопровождалась углублением национальной идеологии
и оживлением нашей культуры во всех её формах.
По словам Патрика Райса, "когда парни в Эйч-блоках и в Лонг Кеше и девушки в
тюрьме Арма были лишены всего, то они вдруг открыли, что их нельзя лишить их
языка. Он стал средством сопротивления, сохранения чувства собственного
достоинства и ощущения себя личностью. В Эйч-блоках, без книг, без бумаги,
без ручек, без профессиональных учителей, молодые люди, жившие в ужасных
антисанитарных условиях, часто избиваемые, раздетые догола: , но не
сломленные, учили друг друга ирландскому языку, перекрикиваясь между
камерами. И когда одна голодовка протеста следовала за другой, те, кто был
за стенами тюрьмы, извлекал из этого уроки, и росла решимость продолжать
культурную борьбу - для каждого человека там, где он в тот момент
находился."
Нет ничего тривиального или фольклорного в сегодняшнем интересе северных
националистов к ирландскому языку, и такое позитивное отношение существует
не только в шести графствах, но здесь оно преобладает. В Белфасте
наблюдается значительное оживление в использовании ирландского языка, и
особенное значение этого- в том, что такое наблюдается впервые в среде
рабочего класса.
На практике это оживление выражается в целом ряде небольших мероприятий:
языковыми курсами в социальных клубах, ирландскоязычными детскими садами,
ирландскими наименованиями улиц. В результате можно увидеть, например,
панков в сапогах "доктор Мартин" и в джинсах до колен, перемежающих свою
речь ирландскими словечками. Каким бы грубым это ни казалось, это
представляет собой культуру в живом смысле слова. Это "ирландский язык на
уровне выживания", который позволяет людям обмениваться приветствиями и
вести простые разговоры. Есть ежедневная газета на ирландском языке, "Ла",
выходящая в Белфасте, - первая (когда-либо выходившая - это всё лишнее)
ежедневная газета на кельтском языке. В Западном Белфасте oрганизовано более
60 курсов ирландского языка для взрослых, но самые большие надежды связаны с
образованием, начальным и средним, на ирландском языке.
В 1970 году в шести графствах не было ни одной школы, образование в которой
велось бы на ирландском языке. Скойл Фобал Фейршче открылась в Западном
Белфасте как начальная школа на ирландском языке с девятью учениками в 1971
году. К 1977 эта школа по-прежнему оставалась единственной в шести
графствах, с 30 учениками и 2 учителями. К маю 1986 года в ней уже было 194
ученика и 9 учителей, плюс детский сад со 120 воспитанниками. Сегодня
существуют ещё четыре детских сада на ирландском языке в Белфасте и три - в
Дерри, а также два класса с обучением полностью на ирландском языке в
начальной школе в Стилстауне, графство Дерри.
В 1977 году во всей Ирландии насчитывалось 22 ирландскоязычных детских сада.
Сегодня их 150. По переписи населения 1981 года около миллиона человек
заявили, что они знают хотя бы немного ирландский язык. Это - наибольшее
число за последние сто лет. Оживает современная литература на ирландском
языке, появилась новая воскресная газета - "Аныш":
Среди простых людей, без сомнения, существует доброжелательное отношение к
языку. И это не ограничивается только Севером. Практически во всех
социологических опросах населения 26 графств подавляющее большинство
населения заявляет о том, что они являются сторонниками того, чтобы делалось
больше в области использования ирландского языка. Интересно отметить, что,
как показывают результаты недавнего исследования Ирландской Национальной
Организации Учителей, рабочий класс и низшие слои среднего класса, а также
фермерство в целом настроены более благосклонно к ирландскому языку и другим
аспектам культуры, чем средний и "высший" классы ирландского общества.
Культура - это не лишь только вопрос политической партии или монополия
какой-либо части нации, но разрушение нашей культуры было политическим
актом, и её оживление тоже требует политического действия. Не может быть
никакого прогресса в политической борьбе без вовлечения простых людей, и
наиболее значительное в современном культурном оживлении - в том, что они
происходит благодаря тому, что в него вовлеклись простые люди.
Революционные республиканцы должны понять важность культурного сопротивления
в борьбе за отвоевывание Ирландии. Подрик Пирс сказал о Гэльской Лиге, что
Пасхальное Восстание 1916 года было предрешено с того момента, как была
создана Лига. Со своей стороны, те энтузиасты ирландского языка, которые
думают, что можно достичь его возрождения без достижения национальной
независимости, должны прислушаться к О'Кавану, который говорит нам:
"Носители ирландского языка должны не только участвовать в борьбе за
отвоевывание Ирландии - это единственная вещь в Ирландии, стоящая того,
чтобы в ней участвовать - но наш долг состоит в том, чтобы быть ее лидерами
и руководителями. Если ирландский язык будет ведущей силой революции, таким
путем он станет одной из самых прогрессивных сил в Ирландии; это будет
равнозначно оживлению ирландского языка. Ирландский язык - это отвоевывание
Ирландии, а отвоевывание Ирландии - это ирландский язык. Язык народа оживит
народ. "
Как и в случае со всеми другими аспектами борьбы, согласовав свои цели, мы
должны теперь согласовать и то, как их достичь. Можно начать с малого: с
отказа от употребления "cheerio" и заменой его словом "sl?n", или же с
полного вовлечения в поддержку требований языковой борьбы и требований
населения Гэлтахтов, активно работая с ними плечом к плечу.
СМИ требуют особого внимания из-за их важности влиянии на аудиторию, её
мнения и ценности. Как в 26, так и в 6 графствах Шинн Фейн призывает к
значительному увеличению вещания на ирландском языке, как по радио, так и по
телевидению, делая акцент на детские программы, и у нас есть долгосрочная
цель создания всеирландского радио и телевидения полностью на ирландском
языке. :
Важную роль в культурном возрождении сыграли политзаключенные в тюрьмах и
концлагерях шести графств, но они лишены права получать прессу или письма на
ирландском языке или говорить по-ирландски во время визитов родственников:
им даже запрещается играть в кельтский футбол или иметь ирландские
музыкальные инструменты:
Самое важное - понимание того, что ирландский язык - это отвоевывание
Ирландии, а отвоевание Ирландии - это ирландский язык. Непонимание этого,
несмотря на традиционное патриотическое желание восстановления нашего
собственного языка и поддержание ирландское национальное самосознание, может
привести к тому, что мы превратимся в мусорную корзину англо-американской
культуры, и нам будет хуже - морально, психологически, интеллектуально и
материально.



При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна




От Ф. Александер
К Фриц (02.09.2002 14:57:32)
Дата 02.09.2002 15:33:52

Потому что экономика - это не игра

>Так и капитализм (это я предполагаю). Он разный, везде имеет свою специфику. И пришёл он во многие страны из западной цивилизации, это да. Но он есть, национальный капитализм, как и национальный футбол. Почему же науку можно органично воспринять, и футбол, а капитализм нельзя?

Дело в том, что в разных цивилизациях выработано разное предствление о справедливости. И любая экономическая модель - следствие этого предствления. Потому что все упирается в вопрос, что общество считает достаточным вознаграждением за труд. Маркс целую жизнь потратил на то, чтобы понять - откуда берется капитал, если в честном бизнесе все справедливо. Выяснил, что капиталист просто... платит рабочему меньше, чем тот наработал. Это вызвало целый каскад революций в Европе - возмущение несправедливостью. Потом затихло - согласились, что это все-таки справедливо : ) Типа, деньги идут к деньгам, а у пролетария нет ничего кроме цепей и это - закон эволюции : ) Потому что все равно победит коммунизм!

Может быть, в другой цивилизации вообще нелепо ставить вопрос в такой плоскости. Скажем, в восточной традиции деспотия и патернилизм - норма. Вон, какие в Таймс издевательские статьи про Туркменбаши пишут. А туркменам нравится : )

А такие вещи, как футбол или наука - по сути, игры, в которых справедливость является не результатом развития традиции, а результатом договоренности между игроками, в игре справедливость - это правила.

От Фриц
К Ф. Александер (02.09.2002 15:33:52)
Дата 02.09.2002 16:31:17

Сражаются в любом настроении.

Если напали, надо драться, даже если не готов или не в настроении.
Вот СССР коллективизация и индустриализация были не в жилу - легче бы без них. Но что делать, если без танков и самолётов жить не дают?
>Дело в том, что в разных цивилизациях выработано разное предствление о справедливости. И любая экономическая модель - следствие этого предствления.
Допустим, многие китайцы считают, что социализм справедливее капитализма. Но если ситуация так сложилась, что работая на мировой рынок по капиталистическим правилам, можно много заработать - то что? Можно ли от этого отказаться? Да, приходится и жёсткие, несправедливые вещи делать, как в СССР в 30-е годы. Чтобы выжить.

От Ф. Александер
К Фриц (02.09.2002 16:31:17)
Дата 02.09.2002 16:49:18

Это другой вопрос

Я думал, вы спросили, в чем коренное отличие между взглядами на экономику другой культуры и на науку другой культуры.

Если в страну безобидных Хороших Парней приходят вооруженные Плохие Парни, то первым придется либо помереть, либо Поступать Плохо (с их точки зрения). Другое дело, что такого идеального случая не бывает. Скажем, причиной неправильного поступка Плохих Парней послужила экономическая экспансия, совершенно справедливая и безобидная с точки зрения Хороших Парней. Они как бы играли честно, по правилам. Плохиши должны были проиграть и вымереть от голода. А плохиши напали на них ни за что с оружием. Это не честно. С точки же зрения Плохих Парней, их действия выглядят совершенно справедливыми в ответ на подлый экономический геноцид противника, который опозорил себя нежеланием вступит в честную схватку на поле боя.

От Товарищ Рю
К Ф. Александер (02.09.2002 15:33:52)
Дата 02.09.2002 16:17:21

Вот именно в этом - весь марксизм

>Дело в том, что в разных цивилизациях выработано разное предствление о справедливости. И любая экономическая модель - следствие этого предствления. Потому что все упирается в вопрос, что общество считает достаточным вознаграждением за труд. Маркс целую жизнь потратил на то, чтобы понять - откуда берется капитал, если в честном бизнесе все справедливо. Выяснил, что капиталист просто... платит рабочему меньше, чем тот наработал.

А это так? А то можно из ваших слов подумать примерно следующее - капиталист приходит в конце рабочего дня на опушку, где рабочий делал что-то свое, отбирает это "нечто" и платит "меньше, чем тот наработал". Если вы полагаете, что Маркс за всю жизнь пришел именно к такому выводу - ну, и идиотом же вы его представляете! Он, конечно, и гением не был, но не до такой же степени :-)

>Это вызвало целый каскад революций в Европе - возмущение несправедливостью. Потом затихло - согласились, что это все-таки справедливо : ) Типа, деньги идут к деньгам, а у пролетария нет ничего кроме цепей и это - закон эволюции : ) Потому что все равно победит коммунизм!

Согласились-то они потому, что это и в самом деле справедливо: в реальной жизни все факторы воспроизводятся расширенно - и рабочая сила, и капитал, и даже земля. Разве что у ископаемых перебои бывают, да и то - мы не знаем всей тенденции. А на вопрос, какой из факторов стоит первым в очереди на воспроизводство - так тут можно спорить до второго пришествия. Впрочем, постиндустриализм берет смелость отвечать на него, не спросясь остальных - и правильно, между нами, делает (см. общие выводы этногенеза).

>А такие вещи, как футбол или наука - по сути, игры, в которых справедливость является не результатом развития традиции, а результатом договоренности между игроками, в игре справедливость - это правила.

Считаете, что мораль - это не резальт договоренности, а синайские скрижали? однако :-)

Примите и проч.

От Ф. Александер
К Товарищ Рю (02.09.2002 16:17:21)
Дата 02.09.2002 16:24:49

Про мораль

>>А такие вещи, как футбол или наука - по сути, игры, в которых справедливость является не результатом развития традиции, а результатом договоренности между игроками, в игре справедливость - это правила.
>
>Считаете, что мораль - это не резальт договоренности, а синайские скрижали? однако :-)

А откуда, по-вашему, беруться моральные нормы, системы ценностей и вообще все то, что отличает общество от некоторого количества людей, собранных в одном месте? В Австралии скушать хорошего человека считается почетным, в Англии - несправедливым, как минимум. С другой стороны, в истории Англии не отмечено факт заключения договора о том, что кушать людей считается нечестным. Откуда же взялось такое нелепое, с точки зрения папуасов, правило общественной жизни? В результате роста, индивидуального развития общества. Почему два дерева одной породы имеют разную форму? Так ветер дул, так почва сложена, так солнце светило.