От
|
IGA
|
К
|
Скептик
|
Дата
|
30.08.2002 15:10:59
|
Рубрики
|
Россия-СССР;
|
Re: Как разбыдлизировать быдло,уровень масс
Sorry за предыдущий постинг - через nntp сообщение ушло с неверной кодировкой.
"Скептик" wrote:
> Хотелось газеты МК, где через каждое слово -жаргон и даже мат.
Вы немножко несправедливы к МК. Мне вот попалась весьма интересная и поучительная статья, если
вдумчиво читать. К теме "Сериалы" имеет самое прямое отношение.
МК-Бульвар, ¦27 (265), 1-7 июля 2002, стр. 16-18
Отдел Кадров.
Юрий Беленький: "Появление <<мыла>> диктуется развитием экономики"
Словом "сериал" в нашей стране называется любой телепродукт,
состоящий более чем из трех серий. Хотя назвать так "Семнадцать
мгновений весны" или "Место встречи изменить нельзя" никому и в
голову не придет - это многосерийный художественный фильм. Впрочем, и
термина "сериал" тогда не существовало. По большему счету все, что
сейчас у нас снимается: "Граница. Таежный роман", "Семейные тайны",
"Нина. Расплата за любовь" и прочие, тоже относятся к телефильмам. А
вот именно "мыло" - нечто очень длинное, с кучей героев и сюжетных
линий - появилось у нас совсем недавно. "Воровка", "Трое против
всех", "Черемушки" - все это дело рук продюсера Юрия Беленького,
который десять лет назад и представить себе не мог, что станет
сериальщиком. А теперь он уверен, что за "мыльными операми" будущее.
Юля Малинина.
- В сериалы вы, как и большинство ваших коллег, покали случайно ?
- Да. В 1992 году Центр коммерческого телевидения предложил мне снять
сериал, который потом назвали "Горячев и другие". Перед этим я снял
полнометражное кино, писал сценарии, в общем, считал себя
кинематографистом. И тогда для меня, как и для большей части наших
сограждан, сериал был, во-первых, продуктом достаточно экзотическим:
как его делать, с какой стороны к нему подходить - непонятно. А
во-вторых, несерьезным: никаких сериалов на тот момент, кроме
"Богатые тоже плачут", мы не видели, а оценка его у критиков была,
прямо скажем, очень низкой. И я ее разделял, мне это тоже казалось
продукцией второго сорта.
- И как вы выкручивались?
- У нас в стране принято изобретать велосипед. Только сейчас мы его
изобретаем, опираясь хотя бы на некоторые известные нам детали, а
тогда мы понятия не имели ни о чем. Мы с командой садились и
придумывали, как это сделать наиболее качественно по результату, по
картинке, по драматургии, но в то же время, чтобы это все
укладывалось в деньги. Тогда-то мы и поняли, что должны использовать
многокамерную съемку и монтаж на площадке, если хотим уложиться в
нормальные сроки и сделать огромное, длинное кино. "Горячева" мы
снимали серию в неделю, вернее, даже не просто снимали, а делали
готовую серию, полностью смонтированную и озвученную.
- А сейчас вы приблизились в графику "день - серия".
- Мы не приблизились, мы так и снимаем.
- Но это скорее исключение на нашем телевидении. Хотя многие
продюсеры и говорят, что сериал надо снимать именно так -
"по-сериальному", а не "по-киношному" - долго и нудно, разрабатывая
мельчайшие детали.
- Это очень тонкая мысль. Это то же самое, что на лошадях надо ездить
по-лошадиному.
- Я не это имею ввиду. У нас, несмотря на эти высказывания, сериалы
все равно снимают как кино, только многосерийное.
- Да, вы правы. А все дело в том, что у нас нет ни школы, ни
традиций, ни опыта, ни, я бы даже сказал, готовности воспринять
какой-то западный опыт. То есть тут присутствует известная доля
снобизма. И такое отношение профессионалов один из тормозов, который
придерживает развитие сериалов у нас. БОльшая часть людей, которые
сейчас снимают, или руководят, или продюсируют сериалы, десять лет
назад посчитали бы предложение работать в сериале оскорблением. У
нас на эту тему с Тодоровским недавно был диспут, а потом он произнес
фразу: "Я понял, что сериал - это не качество, сериал - это жанр".
Так вот, понимание того, что сериал - жанр, должно было пройти два
этапа. Первый - экономический, когда становится понятно, что деваться
некуда и делать надо, если хочешь зарабатывать, иметь возможность
что-то высказать.
- Надо - в смысле снимать сериалы?
- Да. И не потому, что кто-то так решил или требует. Это экономика.
Я давно, еще во время работы над "Горячевым", говорил, что у нас
начнется бум сериалов, только в сроках ошибся: я думал, через два-три
года, а происходит практически через десять лет. Так вот первый шаг
- экономический, потому что эфир требует "еды". А сериалы - это
наиболее дешевая, наиболее удобная, наиболее рейтинговая "еда" для
зрителей во всем мире. Соответственно - реклама, которая приносит
нормальные деньги. Так что мы были обречены снимать сериалы, что бы
критики по этому поводу не думали. А второй этап - мозговой, так
называемый человеческий фактор.
- То есть зрители должны перестроиться на восприятие сериалов?
- Зрители никому ничего не должны. И никто никому ничего не должен.
Выхода другого нет. Почему сейчас так много не столько сериалов,
сколько телефильмов? Это знак того, что экономическая революция
произошла, а в мозгах еще ничего нет.
- Но телефильмы-то больше востребованы зрителями...
- Кто вам это сказал? У нас одинаковый рейтинг с некоторыми
телефильмами, только "Воровка" наша стоит в три раза дешевле. Многие
господа журналисты, в вашем лице в том числе, начинают рассуждать:
"народ воспринимает", "народ не воспринимает"... Это ваше мнение. Как
вы можете за народ говорить? Я, например, не берусь за кого-то
говорить. Я просто делаю то, что мне интересно, то, что, на мой
взгляд, востребовано.
- Вы так смело это говорите. А как вы решаете, что будет востребовано
зрителем? Вы проводите какие-то исследования, или просто вам приносят
сценарий, вам он нравится, и вы решаете: "Буду снимать".
- Юля, слово "зрители" прибавили вы. Я сказал просто "будет
востребовано".
- А кем же тогда, как не зрителем? Каналом?
- Востребовано вообще. Каналом, зрителями и так далее.
- Ну допустим. А как вы тогда решаете, что снимать?
- "Мыло" и ситком (комедия положений, типа "Дежурной аптеки". -
"МКБ") - вот два жанра, выбранные мной, потому что этим никто, кроме
меня, не занимается. Очень приятно чувствовать себя монополистом и
единственным специалистом. Потом, работать в этих жанрах мне
нравится. А в-третьих, за этим будущее. И скоро основной объем
экрана будет занят "мылом". Он уже сейчас занят, только западным, а
не нашим. Почему? Потому что это дешево, потому что это те же
аудитории. Никуда мы от этого не денемся. Вот что я вкладываю в слово
"востребовано".
- Ну не знаю. У вас это "никуда мы не денемся" звучит так, что это вы
никуда не денетесь. То есть вам это выгодно снимать, и вы снимаете, а
зрители будут смотреть то, что вы им навязываете: "мыло" так "мыло".
- Вы меня не слышите. Я понимаю, что у вас не экономический журнал,
но дело в том, что появление "мыла" диктуется развитием экономики, а
не моим желанием или не желанием руководителя канала.
- Я такой же зритель, как и все остальные, и мне это интересно не с
позиций экономики, а с позиции зрителя. "Мыло" обычно ругают. Так,
может, снимать что-то другое, воспитывать вкус к хорошему?
Заниматься, так сказать, культуртрегерством...
- Воспитывать-то можно. Но кому это надо? Раньше коммунистическая
партия задачи ставила. А сейчас кто мне ставит задачи воспитывать
вкус у зрителя? Извините, зритель для меня - потребитель. Что он
будет кушать, то я и буду выпускать.
- Но у вас получается наоборот: что вы приготовите, то он и будет
кушать. Так что с позиции зрителя?
- С позиции зрителя я всегда ищу то, чего у нас никогда на экране не
было, новые темы, повороты. "Менты", "Турецкие", "Бандитские
Петербурги" заполонили экран. Соваться к ним не хочется. Поэтому мы
стали искать другие ходы, что-то светлое, легкое, доброе. Так
появилось "Кафе <<Клубничка>>".
[Фото: "Кафе <<Клубничка>>" снимали как "светлое, легкое, доброе". Но
зрители почему-то остались не в восторге.]
Для подростков - "Простые истины". Для женщин, которые любят
пострадать, у которых очень много своих проблем и хочется посмотреть,
как решают вопросы измен, любви другие люди, - "Воровка".
[Фото: Мыльная опера "Воровка" - идеальный вариант для тех женщин,
которые хотят решить проблемы любви, ненависти, измен и
предательства.]
Для людей, любящих правду жизни, то есть социальность, - "Трое против
всех" и "Черемушки".
[Фото: Ищете правду и боретесь за социальную справедливость? Тогда
сериал "Черемушки" вам должен понравиться.]
Это те творческо-идеологические соображения, которыми мы
руководствуемся.
- А ситкомы? Иностранные принимают, а наши не очень-то идут.
- Да бог с вами. Вы на рейтинги посмотрите. "Друзья", которые имели
суперуспех в Штатах, у нас в провале. А "Дружная семейка" идет с
замечательным рейтингом. Наши "Юрики", которые канал сначала показал
пять серий осторожненько, боясь, чтобы не поругали, имели хорошие
рейтинги. Ответил?
- Не до конца. Опять же вы руководствуетесь тем, что предлагаете то,
чего еще нет. Вы какие-нибудь исследования проводите? Или вам это не
нужно?
- На этот вопрос трудно ответить однозначно. Во-первых, существует
социологическая служба РТР. Каждый наш проект, каждое предложение, а
иногда просто тему мы засовываем туда, в социологическую службу. Но,
с другой стороны, мы, конечно, пользуемся этими исследованиями, и
спасибо каналу, что он нам помогает. Но это в их интересах, потому
что они тоже заинтересованы, чтобы мы делали продукт, который им
показывать. Мы производители, а не социологи, и поэтому,
прислушиваясь к этим исследованиям, мы все-таки опираемся на свой
собственный вкус. Я, повторяюсь, всегда стараюсь принимать во
внимание продукт, которого нет на экране. Например, следующий шаг
знаете какой будет? Производственный сериал - сериал про коллектив,
который добивается определенных результатов. Тема, которая была
опошлена в советское время. Есть такие? Нет.
- На Западе сериалы как снимают - собирается команда, снимается
пилотная серия, приглашается фокус-группа, люди смотрят и говорят:
нам нравится. Или не нравится. И тогда сериал прекращает свое
существование. У нас все идет в производство или были такие вещи,
когда заворачивали производство?
- Бывает по-разному.
- То есть было?
- Было, конечно. Это все живое. Более того, мнение фокус-группы нам в
чистом виде не нравится, потому что не является абсолютным. То, что
эти люди отобраны, посажены в отдельную комнату, у них телевизор, с
ними сидит социолог и так далее, уже нарушает чистоту эксперимента.
Мужчины, независимо от того, понравился им материал или не
понравился, стараются выглядеть умнее перед присутствующими
женщинами. Это закон. Женщины интеллигентные, даже если им
понравилось, но есть ощущение, что для их интеллигентной среды это
будет считаться низкопробным, никогда не ободрят, потому что они
зависят от мнения окружающих.
- Там же, за рубежом, на "мыле" работает несколько сценарных групп:
одна ведет основную линию, другая следит за менее значительными
героями, третья придумывает эпизоды. А у нас так?
- У нас тоже. Например, на "Трое против всех" было три идеи: первая -
история про детей, которые на некоторое время остались одни против
мира взрослых, вторая - история любовного треугольника, который там
сложился, и третья - объединить эти две идеи. Это позволило придать
многомерность этому сериалу, лишить его однозначно каких-то черных
красок, которые получались в диккенсовской истории страдающих детей.
[Фото: Нашим детишкам из "Трое против всех", к счастью, до
диккенсовской истории про страдающих детей далеко. Их ждет
хеппи-энд.]
Режиссер Рауф Кубаев был главным автором, а все остальные идеи
развивались несколькими авторами. Были люди, которые расписывали
потом диалоги. Была редакторская группа, которая потом эти диалоги
правила и сводила к единому стилю, к единому пониманию хода.
- Мы много говорим про иностранный образец. А вы ездили на западные
студии, чтобы хотя бы посмотреть, как это происходит?
- У меня было три попытки туда поехать, причем последняя буквально
месяц назад. Но эта затея в очередной раз рухнула. Очень хочется, но
пока не случалось. Поэтому в основном изучал по книжечкам.
- То есть вы самоучка?
- Ну да, на практике. Но я смотрю сериалы. Например, "Дежурную
аптеку", один из любимейших моих сериалов. Я как-то записал несколько
серий и потратил полдня на то, чтобы восстановить в плане декорацию,
потому что она построена совершенно гениально. И сейчас у нас это
одна из учебных тем в институте, мы разбираем декорацию "Дежурной
аптеки". А к некоторым принципам приходим сами. Например, есть такой
"принцип солнышка". "Юрики", "Трое против всех", обе "Воровки"
снимались по нему. Это когда строение декорации напоминает солнышко,
только лучики там не только снаружи, но и внутри. А между лучиками
строятся комнаты, кабинеты, любое другое помещение и даже улица.
"Солнышко" позволяет быстро и удобно перемещаться с объекта на
объект. И поэтому мы успеваем снимать 24-минутную серию за один день.
- Ко всему прочему, насколько я понимаю, это выгодно по деньгам.
- Абсолютно верно. А еще, это я вам уже как режиссер говорю, "мыло" -
это особый жанр, в котором очень ценна органика, ощущение
сиюминутности происходящего. Есть два способа достижения этого.
Можно очень тяжелым, кропотливым трудом, когда сериал выстраивается
буквально по кадрику. А можно дать возможность актеру свободно
существовать: он не просто играет роль, он живет этими событиями. Эта
технология - серия в день - дает на экране эффект проживания, а это
вызывает и доверие, и ощущение причастности у зрителя.