От Георгий
К Администрация (И.Т.)
Дата 21.08.2002 15:23:44
Рубрики Прочее; Россия-СССР;

Несколько публикаций из inosmu.ru (*/+)

http://www.inosmi.ru/print/139958.html

Ивонна Остапкович (Iwona Ostapkowicz), 18 января 2002

"Смогут ли Польша- Россия стать друзьями? ("Courrier International", Франция)
Восемь лет спустя после Бориса Ельцина, Владимир Путин совершил свой первый официальный визит в Варшаву. Итог вызывает смешанные чувства…
...
А что думает польский народ? Согласно опросу, опубликованному в "Rzeczpospolita" накануне визита Владимира Путина, две трети населения страны считают, что глава Российского государства должен представить извинения за советские преступления, особенно по поводу бойни в Катыни (1940). Но есть одна проблема: "Россия отказывается взять на себя малейшую политическую, юридическую и моральную ответственность", - объясняет Марек Менкишак (Marek Menkiszak), ученый из Польского института восточных исследований. "Ожидать от России признания, подобного тому, которое сделал Вили Брант (Willy Brandt)перед монументом варшавскому гетто, -преждевременно". "Еще не пробил час открытого разговора об истории, символах, взаимных ошибках и заслугах", - сожалеет "Rzeczpospolita".

----------------------------------

http://www.inosmi.ru/print/155743.html

"Jens Hartmann - Йенс Хартман, 19 августа 2002

На каждом третьем российском самолете при ремонте были использованы поддельные запасные части. "Детали неизвестного происхождения и неизвестного поведения в будущем" можно обнаружить даже на президентском самолете "Россия", на котором летает глава государства Владимир Путин. Незаконная торговля поддельными запасными деталями является в России бизнесом, который, очевидно, приносит миллионы

На каждом третьем российском самолете при ремонте были использованы поддельные запасные части. Как сообщала московская газета "Известия" со ссылкой Комиссию по расследованию авиационных катастроф, "детали неизвестного происхождения и неизвестного поведения в будущем" можно обнаружить даже на президентском самолете авиакомпании "Россия", на котором летает глава государства Владимир Путин...."

------------------------------------

http://www.inosmi.ru/print/155944.html

"В России ожидайте неожиданного ("The Financial Times", Великобритания)
Индекс деловой активности российского рынка ценных бумаг резко пошел вниз


Эндрю Джек (Andrew Jack), 21 августа 2002
Во всем мире сонные недели месяца отпусков августа традиционно являются периодом спокойствия, но и в августе нынешнего года два события на рынках поддерживают контрастирующую с остальным миром российскую традицию неожиданной событийности. В то время как летний солнцепек в Москве контрастирует с ливневыми дождями и потопами на значительной части территории Европы, на российскую столицу вместо этого обрушились два решения, принятые заграницей, но имеющие символическую важность для местных рынков.

Москва, 21 августа 2002 года. Во всем мире сонные недели месяца отпусков августа традиционно являются периодом спокойствия, но и в августе нынешнего года два события на рынках поддерживают контрастирующую с остальным миром российскую традицию неожиданной событийности. В то время как летний солнцепек в Москве контрастирует с ливневыми дождями и потопами на значительной части территории Европы, на российскую столицу вместо этого обрушились два решения, принятые заграницей, но имеющие символическую важность для местных рынков.

Первое событие - это ..."

-----------------------------------

http://www.inosmi.ru/print/155856.html


"...Туркменистан - страна арбузов, а ее президент - настоящий банан ("The Times", Великобритания)
"Не могу не восхищаться его неистощимым жизнелюбием!"


Кейтлин Моран (Caitlin Moran), 20 августа 2002
Поклонники чокнутых диктаторов с проблемным детством и нереализованными художественными склонностями в августе этого года получили истинное наслаждение. Президент Туркменистана Сапармурад Ниязов - имя, которое еще несколько месяцев назад ничего не говорило миру - в удивительно короткий срок поднялся до уровня одного из главных на Земле экспонатов сумасшедшего...."

-----------------------------------
http://www.inosmi.ru/print/155541.html

Большого счастья тебе, Владимир Путин ("Berliner Morgenpost", Германия)
В поисках царского клада


Peter Iwatiw -Петер Иватив, 16 августа 2002

Признайтесь, господин президент, радости тут у взрослого, что у ребенка! Наконец-то, теперь Вы как преемник царя оказались в Кремле - древней и окутанной тайнами крепости царей. Тут есть масса засыпанных и замурованных ходов и темниц. Нечто подобное, понятное дело, притягивает к себе и людей в зрелом возрасте. Вы сейчас распорядились начать систематические раскопки с целью поиска царских сокровищ. Впереди захватывающие приключения, Володя Путин! И если Ваши специалисты найдут после этого в забытых подземных ходах древние украшения, монеты, золото, серебро или бриллианты, тем лучше, так как Россия продолжает испытывать большую нужду и ей на пользу любое финансовое вливание. Впрочем, реализуя свой проект по поиску сокровищ, Вы должны надеяться, что в забытых кладовых обнаружите, возможно, не только скверные реликты советских времен. Поскольку Вам, Владимир Путин, должно быть известно, что Сталин пооставлял свои трупы по всем кремлевским подвалам.

---------------------------------
http://www.inosmi.ru/print/155614.html

Советский шик ("The Times", Великобритания)
Старшее поколение тоскует по старым плохим временам


Редакционный комментарий, 16 августа 2002
Улыбается Ленин, лысый и страшный; мрачные уборщицы в головных платках и с унылым выражением лица что-то моют и чистят; официанты явно ленивы и недружелюбны, швыряют тарелки и грубят посетителям. Москва вновь открывает для себя советский шик, и пивной бар "Жигули" процветает в связи с этим. Через десять лет после краха коммунизма россияне с ностальгией тоскуют по недостаткам и чувству неудовлетворенности, по лозунгам и глупостям системы, которая была построена на страхе, существовала во лжи и чей развал был принят с цинизмом и насмешками.

Улыбается Ленин, лысый и страшный; мрачные уборщицы в головных платках и с унылым выражением лица что-то моют и чистят; официанты явно ленивы и недружелюбны, швыряют тарелки и грубят посетителям. Москва вновь открывает для себя советский шик, и пивной бар "Жигули" процветает в связи с этим. Через десять лет после краха коммунизма россияне с ностальгией тоскуют по недостаткам и чувству неудовлетворенности, по лозунгам и глупостям системы, которая была построена на страхе, существовала во лжи и чей развал был принят с цинизмом и насмешками.

Молодые россияне не помнят о тех временах. В тот момент, когда распался Советский Союз, на прошлое опустился железный занавес, так как старшее поколение, привыкшее к лидерам, превращавшимся в ничего не значащие оруэлловские персонажи, выбросило всю систему в дыру своей памяти. Архитектор российской приватизации Анатолий Чубайс рассказывает о семнадцатилетнем сыне своего друга, посмотревшем кинохроники с монотонными выступлениями Брежнева на партийных съездах. "Что, этот человек был президентом семнадцать лет? - недоверчиво спросил он. - Ну и глупы же вы были, постоянно выбирая его."

Но Россия нужны шутки. Диктатуре нужны предохранительные клапаны, и политические шутки никогда не были смешнее, чем тогда, когда они были табу. Можно утверждать, что наследие Ленина было разрушено задолго до 1991 года насмешками, которым подвергались его дряхлые преемники. Это в человеческой природе - смеяться над былой нищетой, радуясь возможности подняться над страхом. Спутником шуток является кич - красные пионерские галстуки, избитые лозунги, бюсты Маркса и преклонение перед Юрием Гагариным, являющегося для старшего поколения символом советского человека, который, хоть и не надолго, восторжествовал над американцами.

Ничто не вызывает большую ностальгию, чем запахи и звуки. В Советском Союзе был четко различимый, резко приторный запах, который выдавал россиян за границей. И музыка - обязательный "Интернационал", гулкий пролетарский триумфализм, героическая музыка к фильмам о войне. Все это прекратилось в 1991 году, также неожиданно, как в шестидесятые годы в Китае была запрещена советская музыка после того, как два коммунистических гиганта поссорились между собой. Даже сейчас целое поколение китайцев не может слушать мелодии своей молодости без слез. Даже в брежневские времена русские сентиментально относились к музыке, сопровождавшей суровые времена - например, к песням из Гулага, которые пел Высоцкий.

В потерях мало романтики, однако они могут усилить воспоминания о совместно пережитом опыте. Пожилые британцы с ностальгией вспоминают военные годы, что пошло на пользу армии. Пожилые россияне вспоминают времена, когда их страна была сверхдержавой. И если символами того времени являются разбавленное пиво, мешковатая одежда и небрежное обслуживание, то любой предприимчивый ресторан сможет воссоздать такую атмосферу.









От Георгий
К Георгий (21.08.2002 15:23:44)
Дата 21.08.2002 15:35:11

Еще одно. Соцреализм (*+)

http://www.inosmi.ru/print/149103.html

Они боготворили Иосифа Сталина ("The Guardian", Великобритания)
Они были последними живописцами партии и писали пропагандистские полотна во славу Советского режима. Так почему советский реализм вновь входит в моду?


Таня Браниган / Tania Branigan, 18 июня 2002
Эти художники создали наиболее одиозное направление в искусстве всех времен и народов: социалистический реализм. Под патронажем и контролем государства они стремились творить "реальность в ее революционном развитии". Не стоит говорить о том, что они изображали не гулаги и очереди за хлебом: под их кистью рождались розовые картины общества будущего, созданного по проекту большевиков.

У этих художников не было большого выбора

Леонид Шишкин выпивает два солидных стакана Шабли и делает жест рукой по направлению к главной достопримечательности своей модной галереи в Москве. Огромный пейзаж над его столом был выполнен по заказу самого сына Сталина. С портрета кисти Бродского, прислоненного к книжному шкафу, смотрит сталинский министр обороны Ворошилов. Высоко на стене кабинета висит самая странная из работ его коллекции. На первый взгляд это простой деревенский пейзаж. Однако при ближайшем рассмотрении в глаза бросается дюжина живописцев, стремящихся запечатлеть труд доярки, работающей на колхозной ферме.

Эти художники создали наиболее одиозное направление в искусстве всех времен и народов: социалистический реализм. Под патронажем и контролем государства они стремились творить "реальность в ее революционном развитии". Не стоит говорить о том, что они изображали не гулаги и очереди за хлебом: под их кистью рождались розовые картины общества будущего, созданного по проекту большевиков.

У художников не было большого выбора. В 1934 году Коммунистическая партия объявила социалистический реализм единственным методом советской художественной школы. Чиновники диктовали не только темы для живописных полотен (бесконечные изображения рабочих и крестьянок, демонстраций и партийных лидеров), но и стиль художественного мышления (исключительно буквальная передача действительности) и настроение (неизменно позитивное). Зачастую они указывали художникам, где надо изменить тона, удалить ту или иную фигуру или сменить акцент.

Вполне понятно, что художественные произведения так же внезапно впадали в немилость, как и приобретали ее. Через несколько лет после смерти Сталина Хрущев объявил его политику в области культуры "жестокой и бессмысленной", после чего кураторы поспешили удалить из галерей и выставочных залов картины, написанные при его предшественнике. Направление в искусстве, которое за пределами СССР не вызывало ничего кроме насмешек, внутри самой страны было осуждено как эстетически и морально неполноценное.

Теперь десятилетия спустя после своего заката соцреализм вновь входит в моду. Высокооплачиваемые дизайнеры украшают минималистские интерьеры старомодными пейзажами и портретами видных большевиков. Леонид Шишкин, журналист по образованию, превратившийся в последствии в бизнесмена от искусства, говорит, что на его аукционах присутствует в два раза меньше россиян, чем иностранцев, но первые покупают больше картин, чем все иностранцы вместе взятые.

Валентин Горлов, специализирующийся в области продажи произведений искусства в жанре соцреализма, радуется тому, что его соотечественники наконец-то стали проявлять интерес к ним. В прошлом режиссер ему удалось собрать свою коллекцию в первую очередь потому, что никому не было дела до того, что он собирал. В его крошечной квартире собраны 2000 работ: все стены снизу доверху увешаны картинами, они же навалены на софе и шкафах так, что практически нависают над головой. Объем коллекции Горлова свидетельствует не столько о его преданности своему делу, сколько об отсутствии какого бы то ни было серьезного интереса к произведениям, выполненным в традициях соцреализма, со стороны россиян.

"В начале 1990х годов 9 из 10 покупателей приезжали из-за рубежа, - говорит он. - За последние три года произведения соцреализма приобретают все больше и больше россиян.

Этот период всегда был "черной дырой' в нашей истории: книги по искусству мало что могут поведать о том, что происходило в сфере живописи в период между авангардом и постмодернизмом. Мое детство пришлось на конец сталинской эпохи. Нет ничего противоестественного в том, чтобы попытаться понять свои корни. Некоторые говорят, что соцреализм - это не искусство. Другие восхищаются им. Мне же важно знать, откуда мы пошли".

Западные европейцы с трудом понимают Модорова, изобразившего товарища Микояна на Астраханском рыбокомбинате или Владимирского, на картине которого дети протягивают неправдоподобно прекрасные розы товарищу Сталину. Однако возрождение коммерческого интереса к живописи периода социалистического реализма сопряжено с критической переоценкой его наследия, поскольку критики настаивают, что в ней заложено значительно больше, чем просто тракторы, железные дороги и сказочно желтые закаты. Они обращают внимание на бесчисленные портреты рабочих, пейзажи и натюрморты.

"Социалистический реализм слишком широкое направление в искусстве, включающее большое количество картин, которые нельзя назвать кичем, например, пейзажи, - говорит британский критик Мэтью Каллерн Баун (Matthew Cullerne Bown), автор книги "Живопись социалистического реализма". Он согласен с тем, что ряд работ этого направления представляют только антикварную ценность, однако много пишет о нем (часто не без энтузиазма, несмотря на встречающиеся тут и там оговорки), начиная со времени своего первого визита в Москву в 1980х годах.

"По всей видимости, существует большое количество художественных полотен, написанных в яркой манере, о которых я ничего не слышал, - говорит Баун. - Есть несколько художников, чьи лучшие работы я считаю просто блестящими. Например, Гелий Коржев. Его работы, написанные в 60х годах и позже, сочетают в себе крайний реализм с яркой художественной манерой письма".

По его мнению, вмешательство государства однозначным образом не свидетельствует против самого жанра. "Законченная работа может нести на себе серьезный отпечаток внешнего влияния: или сам художник подгоняет свою картину под требования, которые он считает нужным соблюдать, или же он получает непосредственные предписания, однако это само по себе не делает художественное произведение менее ценным. Одна из интереснейших черт живописи, в частности в эпоху Сталина, - это ее коллективная природа. Разумеется, в этом нет ничего нового: начиная с "Весны" Боттичелли, специальные кураторы строго контролировали выполнение предписаний свыше.

Другие критики защищают социалистический реализм, видя в нем "последний проект российского авангарда", утверждая, что тот был прототипом постмодернизма в том, что касается устранения образа и реальности, или же - проводя параллели с поп-артом и его отношением к искусству как к продукту. Горлов видит в нем кульминацию искусства живописи: "Даже в произведениях, тоталитарных по своему содержанию, нередко можно увидеть руку мастера. В то время художественное образование было капитальным, а это уже само по себе было своеобразным ренессансом", - говорит он.

Хотя многие художники вынуждены были покинуть пределы своей Родины, те, что остались и стали сотрудничать с государством, получили парадоксальную свободу. Поддержка государства освободила их от каких бы то ни было коммерческих ограничений и позволила творить для себя: в частности полотна, написанные в стиле импрессионизма, пользуются большой популярностью среди покупателей живописи. Большинство работ такого рода никогда и нигде не выставлялись.

"Им не нужно было думать о хлебе, - говорит Шишкин. У них были студии, кисти, масляные краски, холсты. Конечно, они были вынуждены писать ужасные портреты Сталина. Однако у них было свободное время, которое они могли посвятить тому, что было им действительно интересно. Они получали жалованье, о котором современные художники могут только лишь мечтать".

Наряду с этим растущая популярность этих работ вызывает негативные реакции у других почитателей искусства. Андрей Синявский, писавший под псевдонимом Абрам Терц, первые обвинения в адрес социалистического реализма выдвинул в пятидесятых годах. "Похоже, что сам термин "социалистический реализм" заключает в себе непримиримое противоречие, - писал он. - [Социалистические реалисты] лгут и маневрируют, пытаясь соединить несоединимое….высокий идеал с изображением действительной жизни без прикрас…. Это полуклассическое полуискусство, которое не является ни социалистическим, ни реалистическим".

Конечно, сам жанр закостенел за десятилетия, в течение которых само определение социалистического реализма приобрело черты крайнего педантизма. Даже живописные полотна с безукоризненным политическим содержанием осуждались за "буржуазные" импрессионистские тенденции.

Тем не менее, критические замечания носили не только эстетический характер. С точки зрения государства, которую нередко разделяли и сами художники, художественные произведения были в первую очередь пропагандой. Поэтому неудивительно, что оппоненты режима со стажем считают, что невозможно отделить художественные достоинства картин от политики.

"Я считаю, что с моральной, философской и творческой точек зрения тоталитарное искусство нельзя ставить в один ряд с модернизмом", - говорит Александр Морозов, профессор истории русского искусства в Московском Государственном Университете. По его мнению, эти произведения следует рассматривать в контексте, наряду с творчеством таких живописцев как Михаил Соколов и Сергей Герасимов, которым чинились препятствия зачастую непреодолимые только потому, что они отказывались сотрудничать с государством. Даже в этом случае, опасается он, смелость и оптимизм заказных полотен затмят менее масштабные и более задушевные живописные работы.

"Публике нравятся "крупные и красивые работы" - заметьте я использую эти бытовые термины в кавычках, - говорит он. - Такая живопись наполнена цветовым колоритом, солнечным светом и несет на себе отпечаток масштабности. Все это привлекает глаз".

Морозов допускает, что его точка зрения, возможно, обречена на поражение. В глазах многих современных россиян социалистический реализм реабилитирован, его образы деполитизированы так же, как и сама история. По словам Шишкина, портреты Сталина пользуются особенным успехом у руководителей компаний: "Разумеется, все знают, что он был злодеем. Тем не менее, люди ассоциируют с ним представления о строгом руководстве - в нем видят идеального делового человека. При этом забывают о том, что он был кровавым диктатором, и рассматривают его как образец для подражания".

Сегодняшние россияне испытывают ностальгию не по временам большевиков. Они вспоминают о своем детстве, хотя и мрачном, тоскуют по чувству стабильности, несмотря на то, что оно умерщвляло, ностальгируют по оптимизму светлого коммунистического будущего, в котором должны были жить рабочие с розовыми щеками.

От Кудинов Игорь
К Георгий (21.08.2002 15:35:11)
Дата 22.08.2002 01:53:11

Раз уж Вы это притащили

то ответьте на такой вопрос - как при переводе разбирать россиян от русских - россияне есть Russians c большой буквы?


От Георгий
К Кудинов Игорь (22.08.2002 01:53:11)
Дата 22.08.2002 13:48:28

Понятия не имею %-))))

>то ответьте на такой вопрос - как при переводе разбирать россиян от русских - россияне есть Russians c большой буквы?

А слово Russian в английском языке всегда пишется с большой буквы - как и American, German, French, Greek и т. п. К чему бы ни относилось - к названию народа, характеристике костюма, блюда и пр. Так полагается, по крайней мере.

Россияне и русские... "Русским" бывает искусство, музыка, мафия, лень и пр. %-))))