Гитлерюгенд vs Комсомол
--------------------------------------------------------------------------------
Здравствуйте!
Имел вчера длинную беседу с приятелем, который занимается историей молодежных организаций Германии. Любые попытки сравнить Гитлерюгенд с пионерской организацией или комсомолом вызывают у него смех. Если и есть некоторое сходство, то исключительно визуальное – ходьба строем, галстуки, барабаны, костры и прочее. Но тут как раз все просто, ибо корни растут из скаутов. Недаром 1936 году создатель скаутской организации лорд Боден Пауэлл заявил, что скаутские принципы наиболее точно претворены в жизнь только в России и в Германии. Что тут сказать… Старик уже совсем сбрендил, так как главный признак скаутизма – христианство его участников. Пионеры были ярыми безбожниками, а немцы – язычниками самого мрачного пошиба. Да и внешних сходств минимум.
Теперь о различиях.
1. Рискну утверждать, что в пионеры и комсомольцы никого и никогда централизованно не загоняли. Более того, в пионеры могли и не принять, а некомсомольской молодежи были весьма ощутимые проценты. С Гитлерюгендом все иначе. В 1939 году в Германии ликвидировали последнюю оставшуюся молодежную организацию – молодежную католическую лигу. С этого года членство в Гитлерюгенде (его младшем звене Пимпфе или более старших, в зависимости от возраста ребенка или юноши или девушки (БДМ) становилось ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ без всякого исключения. Данные на ребенка должны были предоставляться в главное управление организации до 18 марта. Промедление наказывалось крупными штрафами. 20 апреля детей принимали в организацию по всей Германии.
2. Мы все помним наше пионерское детство. Каждый занимался чем хотел. Кто-то в секции спортом, кто-то моделизмом, кто-то и тем, и другим. А кто-то отбирал у октябрят мелочь. И все были пионерами. В принципе, если не считать необременительных сборов, заседаний дружин и прочего, полная свобода действий и самовыражения. В 30-е годы было почти также. Более того, всячески поощрялась и пропагандировалась позитивная самодеятельность – «Тимур и его команда» тому примером. И даже в 30-е годы пионер САМ ВЫБИРАЛ ЧЕМ ЕМУ ЗАНИМАТЬСЯ. Другое дело Гитлерюгенд. Это полностью военизированная система, где самодеятельность отдельного члена сведена к абсолютному минимуму. Если пионерская организация и комсомол комплектовались добровольно, то в Гитлерюгенд ПРИЗЫВАЛИ ПОВЕСТКОЙ. Член Гитлерюгенда получал идентификационный номер, личный опознавательный жетон, удостоверение личности. В Гитлерюгенде была униформа военного типа со своими знаками различия и отличия, военное снаряжение – ранцы, фляги и хлебные сумки. Гитлерюгенд был ВООРУЖЕННОЙ организацией со своей патрульной и караульной службой, гауптвахтами и настоящей армейской субординацией. Причем, командиром данного уровня мог быть только, старший по возрасту. Военной подготовкой занимались унтера и офицеры из вермахта или СС. В центральном аппарате Гитлерюгенда даже были специальные представители СС и армии.
Дети в Германии были совершенно лишены даже подобия свободы выбора. Либо, как «дети ремесленников» они получали профобразование в некоем подобии ВТУЗов, часть отпуска проводя в лагерях Гитлерюгенда, либо, как дети из «продовольственного сословия» были заняты в сельском хозяйстве. В целом, день члена Гитлерюгенда был распланирован так, что свободного времени почти не оставалось вообще. Две трети времени уходило на физзанятия. «Твое тело – твой долг». Оставшаяся треть – школа, военная и техническая подготовка, ориентирование на местности и прочие прикладные знания. Естественно, что все было пронизано политзанятиями и постоянной промывке мозгов. Чтение сверх «рекомендованного» объема не приветствовалось. Ну, конечно, были в рейхе и аналоги «Юных натуралистов» и «Союз моделирования», но даже здесь все было максимально утилизировано и милитаризовано. Явно талантливых также выделяли и направляли соответственно. Родителей такой подход вполне устраивал, так как дитя не болталось где попало. Вне Гитлерюгенда ребенок мог быть только в школе, входившей в ведомство Геббельса и в семье.
3. Идеология. С пионерией и комсомолией все достаточно просто. Мы все там были и все это видели. В 30-е годы все было более искренним, хотя случались и переборы. Ильф и петров пишут про суровых мальчиков с парусиновыми портфелями, но в целом, ВПО и КИМ-ВЛКСМ были организациями именно для детей и молодежи и давали возможность человеку развиваться так, как он хотел или просто быть членом организации, выполнявшим «общественную нагрузку». В ОСОАВИАХИМ тоже никто никого не загонял и с парашютных вышек прыгать было не обязательно. Обязательными были только нормы ГТО, но даже их выполнение не приводило к такой милитаризации сознания как в Германии. Советский подход к проблеме военной подготовки точно определен словами «Мы мирные люди, но… и т. д.».
Германский подход другой: “Soldaten fuer Morgen” «Солдаты на завтра». Этим определялось все. Пимпф-Юнгфольк-Гитлерюгенд-RAD-Армия. Если парень/девушка поступали в ВУЗ, то переходили в национал-социалистический студенческий союз. Про язычество я уже говорил. Кроме того, в Гитлерюгенде поддерживался и культ смерти, тоже, впрочем, характерный для язычества. В результате, на выходе получался наглухо отмороженный молодой человек, абсолютно готовый подчиняться приказам начальника, умеющий обращаться с огнестрельным оружием и ненавидящий того, кого положено ненавидеть. Особенно круто были промыты мозги тем, кто родился в 1926-1928 годах. Именно они дрались с Красной Армией в 1945 году и доставили нашим солдатам массу неприятностей своим фанатичным желанием драться. Кстати, когда в следующий раз будете читать про «детей из Гитлерюгенда», которых «бросили под гусеницы танков», имейте в виду, что несмотря на возраст, это были неплохо подготовленные и прекрасно распропагандированные бойцы, умевшие без колебаний подчиняться любому приказу свыше, главной целью жизни которых была война и только война.