От Товарищ Рю
К All
Дата 01.08.2002 20:43:13
Рубрики История; Общинность; Хозяйство;

Интересная статья отрылась. Ну. прямо не в бровь, а в глаз...солидаристам (*)

http://www.poptsov.ru/yat/2001/08/krestiane.htm

время – не деньги, время –праздник!

Вместо предисловия

В 1619 году царь Михаил Федорович пожаловал зятю Ивана Сусанина землю в деревне Коробово Костромской губернии, а заодно освободил навечно всех будущих потомков героя от всяческих налогов и повинностей. Названы были коробовские крестьяне белопашцами, и к 1834 г. в этой необычной деревне проживало 226 человек. Во время своего путешествия по России император Николай И обратил внимание на их бедственное положение и повелел учредить комиссию для выяснения причин. Комиссия установила, что главная причина тяжелого положения белопашцев коренилась… в привилегиях. Свобода от всех обязанностей по отношению к государству и обществу, полная независимость от всех властей, обилие земли, констатировала комиссия, ослабляли энергию и предприимчивость потомков Сусанина: “В противоположность предприимчивому духу крестьян Костромской губернии коробовские белопашцы весьма мало деятельны, а от того большею частию бедны”. Второй причиной упадка комиссия признала наличие индивидуальной, а не общинной формы собственности: переделы отсутствовали, земля передавалась от отца к детям равными долями, участки постоянно мельчали. Земельные сделки совершались только в пределах деревни, а земля концентрировалась в руках немногих разбогатевших крестьян – коробовских старост. Из-за постоянного дробления земли, непрекращающихся споров между наследниками и лености белопашцев земли их обрабатывались дурно и давали урожаи намного ниже, чем у окрестных крестьян.
По распоряжению Николая И сусанинских потомков вновь наделили землей – по 8 десятин на мужскую душу и ввели общинную собственность на землю. Правда, все прежние льготы оставили. Однако и новая царская милость не привела к существенным переменам. Лень и инертность, ставшие, по-видимому, наследственными, мешали белопашцам воспользоваться выгодами своего привилегированного положения. Пользуясь отсутствием административного контроля, коробовские крестьяне стали раскольниками и превратили свое село, по сведениям администрации, в убежище единоверцев и преступных элементов. Ввиду этого за ними с начала 1860-х годов был учрежден надзор со стороны Удельного ведомства, которому раньше они подчинялись лишь номинально. Но и это не помогло. Несмотря на все принятые администрацией меры, потомки Сусанина и в начале XX в. благосостояния так и не достигли. Вся деревня, состоявшая в 1910 г. из 267 человек обоего пола, продолжала влачить жалкое существование.

В дореволюционной отечественной литературе высказывались два совершенно противоположных мнения о том, как много и насколько напряженно приходилось работать русскому крестьянину, чтобы выжить в условиях крепостного права и после его отмены. Согласно первому, русское крестьянство отличалось большим трудолюбием и прилежанием, работало много, в полную меру своих сил и возможностей. Эта точка зрения в советские времена стала своего рода аксиомой, которая как бы и не могла подвергаться сомнению. Второе мнение сводилось к тому, что крестьяне работали умеренно, лишь настолько, чтобы удовлетворить свои необходимые и скромные потребности. Так как же было на самом деле? Какую трудовую мораль исповедовали русские крестьяне, как они оценивали значение труда в своей жизни и какими мотивами руководствовались?

Богоугодное дело
К богатству русский крестьянин вообще относился противоречиво. Он понимал, что деньги могут дать власть, силу, материальное благополучие, но считал, что богатство аморально, так как всегда нажито не по совести и правде, а в ущерб и за счет других. В комплексе пословиц о богатстве, собранных Далем, есть 12 пословиц, развивающих идею “богатство нажить – в аду быть”, и ни одной о том, что богатство является наградой за труды, энергию и инициативу. Работа сверх меры, по мнению русского крестьянина, своего рода алчность: “Кто малым доволен, тот у Бога не забыт”.
Одним из способов регулирования продолжительности труда были праздники, по мнению крестьян, дело не менее богоугодное, чем работа. Трудиться в эти дни считалось грехом. Подобная деятельность осуждалась общественным мнением и была запрещена по закону. Разбиралась с нарушителями сама крестьянская община. Главной мерой воздействия был штраф, а при сопротивлении – физическое наказание и поломка инвентаря. В начале XX в. величина штрафа зависела от праздника и характера работ и колебалась от 50 копеек до 4 рублей. Сумма существенная, если учесть, что средний дневной заработок крестьянина составлял от 30 до 50 коп. Того, кто уклонялся от участия в празднике, односельчане лишали круговой чаши, и это считалось величайшим позором. Если не удавалось своими силами справиться с нарушителем порядка, община обращалась к полиции. Штраф, накладываемый сельской полицией на рецидивиста-трудоголика, достигал 20 рублей!
В некоторые праздники, правда, коллективная работа допускалась. Но работали не за деньги, а за угощение и музыку. Такие работы назывались по-разному – клаками, помочами, толоками. Все выполняемые работы были срочными и требовали значительных затрат труда, поэтому и выполнялись коллективно. Сообща убирали хлеб или сено в страдную пору, перевозили лес или дрова зимой… На “помочи” собиралась преимущественно молодежь, которую привлекало угощение с выпивкой. В некоторых случаях коллективно работали в праздники, чтобы помочь бедным вдовам или крестьянам, пострадавшим от пожара или какого-либо другого несчастья.
Подсчитали – прослезились
Все празднично-воскресные дни в России разделялись на три группы: воскресенья, официальные государственные и церковные праздники, а также народные, так называемые храмовые, или бытовые. Согласно имеющимся в нашем распоряжении сведениям, в канун отмены крепостного права православное население в Европейской России имело примерно 108 празднично-выходных дней в году, а к 1902 г. (по данным из 31 губернии) – уже около 140. (Связано это было, по-видимому, с ростом малоземелья и скрытым аграрным перенаселением. Чем меньше было рабочих дней в году, тем большему числу крестьян обеспечивалась занятость.)
Но празднично-выходные дни составляли лишь часть общего числа нерабочих дней. Помимо самого праздника, крестьяне тратили время на его подготовку и затем на послепраздничный отдых. Да и продолжительность праздника не была строго фиксирована и зависела от обстоятельств, например от урожая. Осенний праздник Покров в урожайный год праздновался 5–6 дней, в неурожайный – 1 день. Нельзя также забывать, что каждая крестьянская семья имела собственные праздники. Наконец, несколько дней в году уходило на поездку на ярмарку или базар, на болезни, значительное время пропадало для работы из-за непогоды.
Получается, что в середине XИX в. общее число нерабочих дней в году у крестьян доходило до 230, а в начале XX в. даже до 258, то есть в течение года рабочее время крестьянина составляло около 38%, а нерабочее – 62%, в том числе на долю празднично-выходных дней приходилось не менее 26%.
Интересно отметить, что в страду российские крестьяне работали столь же интенсивно, как и их западноевропейские собратья, и даже лучше их. В среднем за день работы русский казенный крепостной крестьянин намолачивал 118 кг пшеницы или ржи. Это на 39–78% больше, чем бельгийские, датские или австро-венгерские крестьяне, примерно столько же, сколько немецкие, но на 39% меньше, чем английские, и на 85% меньше, чем американские фермеры. Но в остальное время продолжительность и интенсивность труда у русских крестьян была намного ниже.
Сельская интеллигенция и государственная администрация оценивали количество праздничных дней у православного крестьянства как чрезмерное. Если бы, например, в 1913 г. православные российские крестьяне имели празднично-воскресных дней столько же, сколько американские фермеры, то есть 68 вместо 140, то это бы дало дополнительно около 4,1 млрд человеко-дней в год и увеличило бы баланс рабочего времени почти на 20%. Считалось, что если бы деньги, которые крестьяне расходовали в праздники на алкоголь, они употребили на улучшение своего хозяйства, то привели бы российское сельское хозяйство в цветущий вид. Недаром государственный секретарь Половцев советовал императору Александру ИИИ: “Если вы, государь, в царствование свое уничтожите чины (Табель о рангах), общинное владение да половину праздников, так оставите после себя совсем другую Россию”.
Этика праздности
Попытаемся разобраться, почему у российского крестьянства было так много праздников.
Крестьянство было религиозным. В середине XИX в. редко кто из крестьян пропускал воскресную службу (в Англии таких набиралось до 61%). Всего около 10% православных крестьян не исповедовались на Пасху (во Франции – от 50 до 80%). К тому же крестьянство сохранило в своих религиозных верованиях и сильные языческие элементы. Наложение православных и языческих праздников не заменило одни другими, но, напротив, существенно увеличило их число. Председатель Бессарабской губернской земской управы отмечал, что крестьяне соблюдают немало праздников, “носящих явный отпечаток язычества”: день Кирика-шкепы (чтобы не сделаться калекой), день Фоки (от пожара), день Симеона Столпника (чтобы небо, которое поддерживает святой, не упало на землю), день св. Никиты (от бешенства), день св. Прокопия (против засухи), день Евдокии (против сглаза)…
Многие местные бытовые праздники возникали по разным обстоятельствам, весьма важным с точки зрения крестьян: открытие в деревне церкви или написание новой иконы. Эти праздники становились ежегодными. Приходское православное духовенство поддерживало существующие праздники как по религиозным, так и по материальным соображениям. Для многих священников единственным источником существования являлись подарки прихожан и плата за исполнение треб – то и другое в праздники существенно возрастало.
Но главное, большое количество праздников определялось самим характером крестьянского хозяйства, целью которого было получение не прибыли, а пропитания. Это вовсе не означало, что крестьяне были ленивыми или неразвитыми. Просто смысл жизни они в массе своей усматривали не в накоплении собственности, не в увеличении власти и влиянии с помощью богатства, а в спокойной, праведной жизни, которая одна только и могла обеспечить вечное спасение и добрую славу среди односельчан.
Русский крестьянин работал до удовлетворения традиционных, скромных потребностей семьи и весь годовой доход потреблял. Если число едоков становилось больше, он увеличивал степень “самоэксплуатации”, но до определенных пределов, дальше которых крестьянин “идти не хочет”. Такое потребительское отношение к труду существовало во всех традиционных (докапиталистических) крестьянских обществах. Оно получило название “этика праздности”. В эпоху трехполья от Англии до России и от Швеции до Испании крестьяне имели примерно одинаковое количество земли, работали примерно столько же и в таком же ритме, как русские крестьяне XИX – начала XX в. Все они имели много праздников, лишь немногим меньше, чем русские крестьяне. “Этика праздности” была общеевропейским явлением в доиндустриальную эпоху, и причина этого – не климат, не природная среда обитания, а менталитет, присущий человеку традиционного общества.
При всей своей симпатичности традиционная трудовая этика не могла обеспечить материального изобилия, поэтому народ жил скромно. Однако основные материальные потребности удовлетворялись. До середины XИX в. Россия по жизненному уровню народа, по-видимому, не уступала большинству западноевропейских стран. Самый компетентный историк российского крестьянства В.И. Семевский полагает, что благосостояние российских крестьян в XВИИИ в. было выше, чем немецких и польских, и вряд ли уступало французским. Достоин внимания и вывод английского исследователя У. Тука, автора фундаментального труда о царствовании Екатерины ИИ: “Умеренные налоги, дешевая жизнь, отличные и разнообразные продукты, довольство народа и хорошие законы, обеспечиваемые империей, дают каждому, кто ведет себя сообразно требованиям своего сословия, достаточно средств для достижения благополучия. Большинство русских подданных живет лучше, чем огромное большинство населения во Франции, Германии, Швеции и некоторых других странах. Это можно сказать о всех классах”.
С Туком солидарен и известный немецкий исследователь Гакстгаузен, предпринявший в 1843 г., как бы сейчас сказали, социологическое полевое исследование аграрных отношений в России. По его наблюдениям, “нет страны, где бы заработная плата относительно стоимости предметов первой необходимости была бы так высока, как в России”. Но индустриальная революция, которая пришла в Россию поздно, только после Великих реформ (60-е годы XИX в.), изменила ситуацию в пользу Западной Европы. После реформ Россия по уровню благосостояния стала отставать от наиболее развитых западноевропейских стран.
“Многие крестьяне, батраки и даже хозяева отправляются на заработки в Северную Америку, – свидетельствовал в 1903 г. помещик Киевской губернии Липковский. – После 4–5-летнего пребывания в Америке (где они работали на заводах. – Авт.) рабочие-крестьяне часто возвращаются изнуренными усиленной работой, но привозят с собой сбережения (1000–1500 руб. – Авт.), обеспечивающие им благосостояние, и привыкают к добросовестному отношению к труду и работодателям и утверждают, что в Америке, кроме воскресных дней, они праздновали лишь те, в которые не могли найти работы. В этом они расходятся с земляками, которые охотно уходят с работы в самое страдное время, отговариваясь праздниками и базарными днями…”
Таким образом, не монголо-татарское иго, не крепостное право и его пережитки, не самодержавие (этот ряд псевдопричин можно легко продолжить) задерживали рост благосостояния народа, а он сам не желал превращать труд, время и деньги в фетиши, которым следует поклоняться, продолжая следовать правилу: “Время – не деньги, время – праздник!”.

Борис Миронов


Право приобретать землю в собственность казенные крестьяне получили в 1801 г., помещичьи – формально в 1848 г., но фактически пользовались им и раньше. Результаты реализации этого права были невпечатляющи. За 1802–1858 гг. приобрели землю в собственность всего около 400 тысяч, или 3% казенных крестьян, в среднем по 4 десятины на душу мужского пола (около 1600 тыс. десятин). Хотя общая площадь земли, приобретенной в крепостное время крестьянами, не поддается учету, однако, даже если допустить, что помещичьи крестьяне купили столько же земли, сколько и государственные, все равно это мало по сравнению с пореформенным временем, когда только за 1863–1892 гг. крестьянами было куплено более 7 млн десятин. Бедность не может служить достаточным объяснением, так как в 1801–1861 гг. среди казенных крестьян насчитывалось в разных губерниях от 19 до 21% зажиточных или богатых крестьян, а среди помещичьих – 14–19% и у них было достаточно средств, чтобы купить землю. Более важной причиной представляется отсутствие желания у крестьянства (в массе, а не у отдельных его представителей) иметь собственную землю, заняться предпринимательством, ослабить зависимость от разных форм крепостничества своими собственными усилиями.


Primite i proch.

От константин
К Товарищ Рю (01.08.2002 20:43:13)
Дата 06.08.2002 15:42:33

Сколько работал русский крестьянин (по Л.В. Милову)

Режим работы русского крестьянина.
(По книге Л. В. Милова)

Естественно главными для крестьянина были работы в поле.

-------------
Природой в Центральной России и во всем Нечерноземье начало сельскохозяйственного сезона определено сроком примерно с половины апреля (по старому стилю). Так, в Краснохолмском, Кашинском, Вышневолоцком, Корчевском уездах Тверской губ. сев пшеницы-ледянки начинался "в исходе апреля" (а ведь землю необходимо вспахать и проборонить) . Так было и в других губерниях. Что касается окончания работ, то жатва и скирдование завершались к середине сентября, реже к концу месяца. Следовательно, за вычетом воскресений, когда рабо-тать были запрещено обычаем, на весь сезон приходится 128—130 рабочих дней. Из них на сенокос минимально необходимо было 30 дней, и на все полеводство оставалось 100 рабочих дней. Больше того, барщинные крестьяне весенней порой полтора месяца работали вообще без выходных. Примером здесь может быть текст уникальной по детальности разнарядки работ инструкции Т. Текучева Кашинского имения Н.П. Львова . Бюджет времени расписан здесь с точностью до одного дня. Работы начинались пред-положительно 28 апреля. Вспашка шла 8 дней, пока "всю паровую пашню не вспашут" . Четыре последующих дня шли крестьянские работы (30 апреля — 2 мая). Далее взметанный пар боронили 2 дня, и следующие 2 дня (5 и 6 мая) были крестьянскими. С 7 мая пахали перелог и сеяли овес на барина в три приема, каждый из них занимал 2 дня (1 день пахота, 1 — бороньба и сев), работы крестьян шли между барщинными работами (по 2 дня). Итак, 7—8 мая — на барина, 9—10 мая — на себя, 11—12 мая — на барина, 13—14 мая — на себя, 15—16 мая — на барина, 17—18 мая — на себя. Следующий день мог быть свободным. А с 20 мая начинался сев пшеницы, конопли, льна, гороха. На барина пахали, сеяли и боронили 2 дня, а 3 дня работали на себя (22—24 мая). С 25 мая начинался сев ячменя, посевы которого были очень большие. Как и сев овса, он был в три приема, чередуя 2 дня барщины и 2 дня работы на себя (с 25 мая по 6 июня). 3 дня шло на починку изгородей (6—8 июня). А с 12 июня начина-лась вывозка навоза и пахота пара. Дни с 9 по 12 июня, а может быть, и на Троицу, видимо, были свободны.
Итак, весенние работы шли без перерывов с 22 апреля по б июня (где-то здесь, около 10 июня, видимо, сеяли и гречу). На барина в целом весной работали 24 дня, на себя — около 21 дня.
--------------

Не уступали по интенсивности и работы в сенокос.


-------------
Между тем даже скромные запасы сена доставались крестьянину тяжким трудом. В сенокосную пору вся крестьянская семья экономила буквально секунды драгоценного времени.
А.В. Друковцев называет этот период "воловой работой". Проезжая район г. Киржача Владимирской губ., И.И. Лепехин под впечатлением пустых деревень пишет в дневник: "...страдная пора, которая от сельских жителей потому называется, что в сию пору начинается сенокос... ибо, принявшись за работу, крестьяне оставляют свои домы почти пусты...". "Всякий тут со своим семейством прилагал труды к трудам". Выехав в луга, крестьянская община устраивала таборы. В одной из инструкций читаем: "...таборы косцам занимать окружно, при воде, в конце лугов, а не в средине". "Окружно", то есть оградив себя по кругу телегами и одрами для возки сена. На сенокосной барщине строго следили за тем, чтобы "в домы не доработав отнюдь не пускать" . Крестьяне, особенно на своем сенокосе, неделями, питаясь кое-как, жили в таборах. В.Н. Татищев, хорошо зная этот сенокосный да и жатвенный быт, дает в своих записках весьма любопытный совет: "в летнее время делать сыры молошные, пахотное масло, ибо способно употреблять во время работы летом по неимению случая варить пишу от поспешности в работе".
И тем не менее, несмотря на сверхнапряженные усилия, великорусский крестьянин не мог обеспечить свой скот полноценным кормом, и основой питания оставался гуменный корм: солома, ухвостье, мякина и т. д. Причем так было не только у крестьянина, но и у барина. На Западе Европы яровая солома также была кормом для скота, но отнюдь не в таких дозах, как в России. Но солома была кормом, лишенным витаминов, имеющим умеренную калорий-ность, кормом, скорее вредным для животных (особенно если солома прокопченная в дыму овинов, от нее скот худел, да она была и горькая на вкус, как уверяют агрономы XVIII в.).
----------------------------


Кроме сельских работ крестьянам приходилось еще и обеспечивать себя одеждой и обувью собственного производства. Например лаптями.

-------------------------------
Лапти на Руси доставались крестьянину путем затрат большого труда, времени и постоянной заботы. Вот что писал об этом в конце XVIII в. академик И. Лепехин: "Для каждой пары лаптей потребны две толстыя лутошки (липовые стволы или заготовки, — Л. М.), а мелких 3 и 4 надобно. В зимнюю пору мужик проносит лапти 10 дней, а в рабочую летнюю пору и в 4 дни истопчет. И так ему потребно в год по крайней мере 50 пар, на кото-рые, взяв среднее число, до 150 лутошек потребно. К концу XVIII в. запасы ли-повых порослей резко уменьшились: "уже не около двора своего дерут лы-ки, но иногда верст за 10 и далее принуждены бывают ходить" . Поэтому в XVIII в. все больше на лапти идет лыко от вяза. Тонкое лыко последних сделало лапти более изящными, а в XIX в. появились сделанные из них праздничные лапти (особенно женские)...
На одного мужика, по данным И.И. Лепехина, в год нужно было от 50 до 60 пар лаптей. Резкое сокращение липовых лесов еще в XVIII в. приве-ло к тому, что крестьяне в конечном счете для изготовления лаптей пускали в ход кору лозы, ивняка, бредины, а на севере лапти и вовсе делали из бересты. Итак, на семью в 4 человека иногда требовалось до 150 пар лаптей (на сумму, примерно, в 1,5—2,5 руб.). Разумеется, на изготовление столь большого количества лыкового плетения необходима была затрата большого рабочего времени. Однако "свое" время не шло ни в какое сравнение с той сум-мой денег, которая необходима была бы для покупки кожаной обуви. Для покупки сапог себе крестьянин должен был продать четверть собранного хлеба, а для приобретения сапог жене и детям — еще две четверти .
---------------------------------

Кроме этого надо было ткать холст на одежду для себя и на продажу. Этим занимались в основном женщины. Приведу здесь только итоговые цифры затрат женского труда ( полностью см. постинг " Женский труд".)


-----------------------------------
Как уже отмечалось, с осени примерно до марта женщины чесали лен и пряли. "Крестьянка в неделю отпряжет льну два фунта. Из тонкой пряжи выткается 3 аршина, из толстой — пять. А в зиму напрядет она на 80 аршин по цене 5—6 руб." С марта женщины начинают ткать холсты и полотна. "Прилежные крестьянки" ткут за 3 месяца от 50 до 80 аршин холста (то есть от 36 до 57,6 м) .
Ориентируясь на производительность крестьянского ткача, при 11-часовом рабочем дне чистого труда, делающего узкое полотно длиною в 60 аршин за 46 дней ткачества при 9 днях подготовительных работ, можно оценить трудозатраты этих крестьянок. На изготовление 50 аршин при ежедневной 11-часовой работе необходимо 45 дней (36 м ткани, 80 см в день). На изготовление 80 аршин (57,6 м) при той же длительности ежедневного труда необходимо было 72 дня. И это при условии полного освобождения от других работ и забот. Но ведь от них крестьянку никто не освобождал. В итоге получается, что, ведя все работы по хозяйству и делая 50 аршин за 3 месяца, крестьянка ежедневно должна была тратить на ткачество 5,5 часа. А если за 3 месяца она умудрялась сделать 80 аршин, то в каждый из 90 дней она должна уделять ткачеству по 8,8 часа(!). Все эти расчеты основаны на реальных данных и свидетельствуют о воистину каторжной нагрузке русских крестьянок.
---------------


Важно отметить, что несмотря на то, что крестьянин вламывал на пределе сил в сезон сельскохозяйственных работ , и сам делал себе большую часть одежды и обуви, ему все равно приходилось заниматься промысловой деятельностью (подрабатывать).



--------------
Как уже говорилось, крестьянство Нечерноземья, имея основной своей базой воспроизводства земледелие, не сводило концы с концами. На примере крестьянства Тверской губернии было довольно четко показано, что даже в 80-е годы XVIII в. среднее хозяйство получало доход от продажи своих продуктов и изделий на сумму 6—10 руб., в то время как для нормального воспроизводства необходимо было иметь 23—26 руб. Видимо, такая же ситуация была во многих губерниях Центра. Крестьянину были крайне необходимы заработки в области промысловых занятий, ремесла и торговли.
(Подробнее о промыслах см. в выложенном в копилку тексте Л.В. Милова "Неадекватные формы капитала".)

От константин
К константин (06.08.2002 15:42:33)
Дата 06.08.2002 15:51:41

Женский труд в крестьянском хозяйстве

Цитата из книги Л.В. Милова (стр 353)

------------------------
... необходимо отметить, что огромный вклад в изготовление праздничной, да и повседневной одежды вносила сама женщина, ибо она и пряла, и ткала, и шила сама. В описании Старицкого уезда отмечено, что "балахоны шьют из домашних холстин" . В описании Краснохолмского у. наблюдатель подчеркнул, что крестьянские жены "ткут холсты, шьют рубашки, как на мужей, так и на детей. Дочери ж — девки — должны сами одеваться, а поэтому и сажают их по десятому году за гребень" (то есть за прядение льна). В описании Старицкого уезда подчеркивается, что "между крестьянами в обычае, дабы девки 16-ти летние одевались сами, не требуя от отца" . Следовательно, свою одежду женщины шили сами. Недаром тверской бытописатель заметил, что великорусские крестьянки "платье надевают довольно стройно, но просторное и не стянутое". Замечание само по себе нелогично: либо "стройное", то есть приталенное, сделанное "по фигуре , либо просторное и не стянутое , то есть сшитое не по фигуре. Его определение, что платье "довольно стройно", есть лишь проявление некоего снисхождения, дополненное вслед за этим и вовсе ханжеским замечанием, что, мол, такое самодельное, мешковатое платье "немало споспешествует здоровью" .

Как уже отмечалось, с осени примерно до марта женщины чесали лен и пряли. "Крестьянка в неделю отпряжет льну два фунта. Из тонкой пряжи выткается 3 аршина, из толстой — пять. А в зиму напрядет она на 80 аршин по цене 5—6 руб." С марта женщины начинают ткать холсты и полотна. "Прилежные крестьянки" ткут за 3 месяца от 50 до 80 аршин холста (то есть от 36 до 57,6 м) .

Ориентируясь на производительность крестьянского ткача, при 11-часо-вом рабочем дне чистого труда, делающего узкое полотно длиною в 60 ар-шин за 46 дней ткачества при 9 днях подготовительных работ , можно оценить трудозатраты этих крестьянок. На изготовление 50 аршин при ежедневной 11-часовой работе необходимо 45 дней (36 м ткани, 80 см в день). На изготовление 80 аршин (57,6 м) при той же длительности ежедневнши
труда необходимо было 72 дня. И это при условии полного освобождения от других работ и забот. Но ведь от них крестьянку никто не освобождал. В итоге получается, что, ведя все работы по хозяйству и делая 50 аршин за 3 месяца, крестьянка ежедневно должна была тратить на ткачество 5,5 часа. А если за 3 месяца она умудрялась сделать 80 аршин, то в каждый из 90 дней она должна уделять ткачеству по 8,8 часа(!). Все эти расчеты основаны на реальных данных и свидетельствуют о воистину каторжной нагрузке русских крестьянок. А ведь когда на русском Севере женщин освобождали от забот по хозяйству, то за год они делали от 200 до 300 аршин холста. Так, в Шенкурском у. "взрослые девки и молодые вдовы чрез год, если нет иной работы", перепрядут льну от 30 фунтов до одного пуда, выткут холста от 200 до 300 аршин и более . Это означает, что, работая по 11 часов в день, они в год тратят от 180 до 270 дней, не считая времени, необходимого для прядения льна.

Вот так русской женщине XVIII века, да и предшествующих столетий, доставалась ее нарядная праздничная одежда. Подтверждение этому читаем в описании Старицкого уезда: "Женщины все сии наряды получают продажею холстов своей работы".

Однако, чтобы подороже продать холст, надо еще много труда положить, чтобы придать ему товарный вид. Вот лишь один из рецептов обработки (беления) домашнего холста: "Лутчее время зачинать белить майя с первых чисел... Сваря щелоку помочить в оном сутки и вынув вымоют в чистой воде или вместо того положат в гущу квасную на сутки. И выняв вымоют в чистой воде и высушат. Потом наболтав песку, то есть золы, в теплой воде в кадке так густо, чтоб к руке льнуло, и в том помочат, обваляя всю холстину, и положат в корчаги и нальют с той кадки щелоком и поставят в печь на сутки. И выняв песок или золу, смоют чисто и постелют на лужу (то есть на луг, — Л. М.) дни на 4 или на 5. А потом позоля так же, как выше написано, поставят на сутки в корчаге в печь, вынут и смоют в воде и постелют на траву на 5 дней. И всякой день бережно колотят и опять на траву постилают. И ежели покажетца еще суровато — так же парить один раз. Только смотреть, чтоб золою не проедало и желтых пятен не было. И для того чисто сполоскать и на траву разстилать. Потом чрез пять дней возмут березовой золы, просеют ситом и, замеся комами плоскими в кадке, положат в печь на дрова и зажгут. И, как раскалитца, нальют в кадку кипятку и ту перезжоную золу в комах положат в кипяток по розмеру, розмешают и тое холстину помочат. Потом положат в корчагу и, долив щелоком, поставят в печь на сутки. А ставят в такой жар, как хлебы садить надлежит. И выняв и вымыв чисто, выколотят (бережно) и зделают квасы, положа в сыворотку овсяной муки, заквасят. И в тот квас холстину кладут...
---------------


От Дмитрий Кобзев
К Товарищ Рю (01.08.2002 20:43:13)
Дата 02.08.2002 12:17:58

Особенности статьи :)

Привет!

>время – не деньги, время –праздник!
Абсолютно не вытекающий из смысла статьи заголовок.
>Свобода от всех обязанностей по отношению к государству и обществу, полная независимость от всех властей, обилие земли, констатировала комиссия, ослабляли энергию и предприимчивость потомков Сусанина: “В противоположность предприимчивому духу крестьян Костромской губернии коробовские белопашцы весьма мало деятельны, а от того большею частию бедны”. Второй причиной упадка комиссия признала наличие индивидуальной, а не общинной формы собственности: переделы отсутствовали, земля передавалась от отца к детям равными долями, участки постоянно мельчали. Земельные сделки совершались только в пределах деревни, а земля концентрировалась в руках немногих разбогатевших крестьян – коробовских старост. Из-за постоянного дробления земли, непрекращающихся споров между наследниками и лености белопашцев земли их обрабатывались дурно и давали урожаи намного ниже, чем у окрестных крестьян.
Интересная вторая причина.

>Лень и инертность, ставшие, по-видимому, наследственными, мешали белопашцам воспользоваться выгодами своего привилегированного положения. Пользуясь отсутствием административного контроля, коробовские крестьяне стали раскольниками и превратили свое село, по сведениям администрации, в убежище единоверцев и преступных элементов. Ввиду этого за ними с начала 1860-х годов был учрежден надзор со стороны Удельного ведомства, которому раньше они подчинялись лишь номинально. Но и это не помогло. Несмотря на все принятые администрацией меры, потомки Сусанина и в начале XX в. благосостояния так и не достигли. Вся деревня, состоявшая в 1910 г. из 267 человек обоего пола, продолжала влачить жалкое существование.
Интересны были бы фактические данные - насколько жалкое существование влачили потомки Сусанина по сравнению с другими.

>В дореволюционной отечественной литературе высказывались два совершенно противоположных мнения о том, как много и насколько напряженно приходилось работать русскому крестьянину, чтобы выжить в условиях крепостного права и после его отмены. Согласно первому, русское крестьянство отличалось большим трудолюбием и прилежанием, работало много, в полную меру своих сил и возможностей. Эта точка зрения в советские времена стала своего рода аксиомой, которая как бы и не могла подвергаться сомнению. Второе мнение сводилось к тому, что крестьяне работали умеренно, лишь настолько, чтобы удовлетворить свои необходимые и скромные потребности.

Видимо, из-за этой страсти к умеренности в работе смертность в России в конце XiX века июле в 1.5 раза (!) превышала таковую же в сентябре.

>В некоторые праздники, правда, коллективная работа допускалась. Но работали не за деньги, а за угощение и музыку. Такие работы назывались по-разному – клаками, помочами, толоками. Все выполняемые работы были срочными и требовали значительных затрат труда, поэтому и выполнялись коллективно. Сообща убирали хлеб или сено в страдную пору, перевозили лес или дрова зимой…
Неужели в страду убирали хлеб за "угощение и музыку"?
Что-то не верится. Именно "помочь" - была способом обойти религиозный запрет на работу - ведь запрет распространялся именно на работу, а не на помощь.


>На “помочи” собиралась преимущественно молодежь, которую привлекало угощение с выпивкой. В некоторых случаях коллективно работали в праздники, чтобы помочь бедным вдовам или крестьянам, пострадавшим от пожара или какого-либо другого несчастья.
И в страду убирала хлеб тоже только молодежь в надежде на дармовую выпивку :)

>Подсчитали – прослезились
>Все празднично-воскресные дни в России разделялись на три группы: воскресенья, официальные государственные и церковные праздники, а также народные, так называемые храмовые, или бытовые. Согласно имеющимся в нашем распоряжении сведениям, в канун отмены крепостного права православное население в Европейской России имело примерно 108 празднично-выходных дней в году, а к 1902 г. (по данным из 31 губернии) – уже около 140.
Все ли праздники являлись выходными? Думаю, что нет.
Итак, кроме воскресений (52) в году - было еще от 64 до 88 праздников. Все ли из них были также выходными?

>Но празднично-выходные дни составляли лишь часть общего числа нерабочих дней. Помимо самого праздника, крестьяне тратили время на его подготовку и затем на послепраздничный отдых.
:) Без комментариев.
>Да и продолжительность праздника не была строго фиксирована и зависела от обстоятельств, например от урожая. Осенний праздник Покров в урожайный год праздновался 5–6 дней, в неурожайный – 1 день. Нельзя также забывать, что каждая крестьянская семья имела собственные праздники. Наконец, несколько дней в году уходило на поездку на ярмарку или базар, на болезни, значительное время пропадало для работы из-за непогоды.
Автор забывает упомянуть _сколько_ пропадало дней из-за "плохой" погоды, к которой, безусловно, относится и осенне-весенне-зимние холода.
А также то, что поездки на ярмарку и пр. - происходили как раз в те дни, когда работы на поле было мало.

>Получается, что в середине XИX в. общее число нерабочих дней в году у крестьян доходило до 230, а в начале XX в. даже до 258, то есть в течение года рабочее время крестьянина составляло около 38%, а нерабочее – 62%, в том числе на долю празднично-выходных дней приходилось не менее 26%.
О, вот первая цифра. Итак, несмотря на то, что статья говорит об "этике праздности", празднично-выходные дни составляли всего лишь четверть рабочего времени, т.е., название статьи выбрано несколько, скажем, тенденциозно.


>Интересно отметить, что в страду российские крестьяне работали столь же интенсивно, как и их западноевропейские собратья, и даже лучше их.
Почему бы не сказать - намного больше их?

>В среднем за день работы русский казенный крепостной крестьянин намолачивал 118 кг пшеницы или ржи. Это на 39–78% больше, чем бельгийские, датские или австро-венгерские крестьяне, примерно столько же, сколько немецкие, но на 39% меньше, чем английские, и на 85% меньше, чем американские фермеры. Но в остальное время продолжительность и интенсивность труда у русских крестьян была намного ниже.
стоило бы также отметить - _сколько_ надо было площади полей обработать крестьянину, чтобы намолотить столько же или даже больше при несравненно низшей урожайности.
Т.е. трудозатраты нашего "любителя праздности" - были не просто выше аналогичных зарубежных крестьян - а _намного_ выше.
См. опять же цифры по смертности в месяцы летней страды.
Есть ли аналогичные тенденции в смертности в европейских странах?

>Сельская интеллигенция и государственная администрация оценивали количество праздничных дней у православного крестьянства как чрезмерное. Если бы, например, в 1913 г. православные российские крестьяне имели празднично-воскресных дней столько же, сколько американские фермеры, то есть 68 вместо 140, то это бы дало дополнительно около 4,1 млрд человеко-дней в год и увеличило бы баланс рабочего времени почти на 20%.
Стоило бы рассмотреть - на какие времена года приходится львиная доля праздников и картина сразу перестала бы быть столь черно-белой.


>Считалось, что если бы деньги, которые крестьяне расходовали в праздники на алкоголь, они употребили на улучшение своего хозяйства, то привели бы российское сельское хозяйство в цветущий вид.
Не проще ли было царскому правительству не продавать крестьянам алкоголя?
Ведь винный акциз - _крупнейшая_ доходная статья бюджета Российской империи, которая буквально спаивала крестьян для изьятия у них денег на армию и флот.



>Недаром государственный секретарь Половцев советовал императору Александру ИИИ: “Если вы, государь, в царствование свое уничтожите чины (Табель о рангах), общинное владение да половину праздников, так оставите после себя совсем другую Россию”.
Лучше б боролся с продажей спиртного и вел бы санпросветработу в деревнях - чтобы не давали детям жеванку из хлеба - причину большей части смертей детей в XiX веке.

>Этика праздности
>Попытаемся разобраться, почему у российского крестьянства было так много праздников.
>Крестьянство было религиозным. В середине XИX в. редко кто из крестьян пропускал воскресную службу (в Англии таких набиралось до 61%). Всего около 10% православных крестьян не исповедовались на Пасху (во Франции – от 50 до 80%). К тому же крестьянство сохранило в своих религиозных верованиях и сильные языческие элементы. Наложение православных и языческих праздников не заменило одни другими, но, напротив, существенно увеличило их число. Председатель Бессарабской губернской земской управы отмечал, что крестьяне соблюдают немало праздников, “носящих явный отпечаток язычества”: день Кирика-шкепы (чтобы не сделаться калекой), день Фоки (от пожара), день Симеона Столпника (чтобы небо, которое поддерживает святой, не упало на землю), день св. Никиты (от бешенства), день св. Прокопия (против засухи), день Евдокии (против сглаза)…

Были ли эти дни выходными, и когда они праздновались календарно?
подозреваю, что зимой, не во время страды

>Но главное, большое количество праздников определялось самим характером крестьянского хозяйства, целью которого было получение не прибыли, а пропитания. Это вовсе не означало, что крестьяне были ленивыми или неразвитыми. Просто смысл жизни они в массе своей усматривали не в накоплении собственности, не в увеличении власти и влиянии с помощью богатства, а в спокойной, праведной жизни, которая одна только и могла обеспечить вечное спасение и добрую славу среди односельчан.
Ну, про "спокойную" жизнь крестьян хорошо говорят цифры смертности в летние месяцы.
Почему бы не рассмотреть на климатические причины неравномерности трудового процесса?


>Русский крестьянин работал до удовлетворения традиционных, скромных потребностей семьи и весь годовой доход потреблял.
А также содержал помещика, армию, государство и церковь.


>Если число едоков становилось больше, он увеличивал степень “самоэксплуатации”, но до определенных пределов, дальше которых крестьянин “идти не хочет”.
Или не может? Надо чтобы смертность в страду была выше на порядок, чтобы вместо "идти не хочет" автор употребил верное словосочетание "идти не может"?

>Такое потребительское отношение к труду существовало во всех традиционных (докапиталистических) крестьянских обществах. Оно получило название “этика праздности”. В эпоху трехполья от Англии до России и от Швеции до Испании крестьяне имели примерно одинаковое количество земли, работали примерно столько же и в таком же ритме, как русские крестьяне XИX – начала XX в. Все они имели много праздников, лишь немногим меньше, чем русские крестьяне. “Этика праздности” была общеевропейским явлением в доиндустриальную эпоху, и причина этого – не климат, не природная среда обитания, а менталитет, присущий человеку традиционного общества.
Т.е., все же автор стоит на точке зрения, что крестьяне - ленивые лодыри, не желающие обогащаться? Симптоматично.



>При всей своей симпатичности традиционная трудовая этика не могла обеспечить материального изобилия, поэтому народ жил скромно. Однако основные материальные потребности удовлетворялись. До середины XИX в. Россия по жизненному уровню народа, по-видимому, не уступала большинству западноевропейских стран.
Особенно если посмотреть на число врачей на душу населения и цифры детской смертности.


>Самый компетентный историк российского крестьянства В.И. Семевский полагает, что благосостояние российских крестьян в XВИИИ в. было выше, чем немецких и польских, и вряд ли уступало французским. Достоин внимания и вывод английского исследователя У. Тука, автора фундаментального труда о царствовании Екатерины ИИ: “Умеренные налоги, дешевая жизнь, отличные и разнообразные продукты, довольство народа и хорошие законы, обеспечиваемые империей, дают каждому, кто ведет себя сообразно требованиям своего сословия, достаточно средств для достижения благополучия. Большинство русских подданных живет лучше, чем огромное большинство населения во Франции, Германии, Швеции и некоторых других странах. Это можно сказать о всех классах”.
>С Туком солидарен и известный немецкий исследователь Гакстгаузен, предпринявший в 1843 г., как бы сейчас сказали, социологическое полевое исследование аграрных отношений в России. По его наблюдениям, “нет страны, где бы заработная плата относительно стоимости предметов первой необходимости была бы так высока, как в России”. Но индустриальная революция, которая пришла в Россию поздно, только после Великих реформ (60-е годы XИX в.), изменила ситуацию в пользу Западной Европы. После реформ Россия по уровню благосостояния стала отставать от наиболее развитых западноевропейских стран.
>“Многие крестьяне, батраки и даже хозяева отправляются на заработки в Северную Америку, – свидетельствовал в 1903 г. помещик Киевской губернии Липковский. – После 4–5-летнего пребывания в Америке (где они работали на заводах. – Авт.) рабочие-крестьяне часто возвращаются изнуренными усиленной работой, но привозят с собой сбережения (1000–1500 руб. – Авт.), обеспечивающие им благосостояние, и привыкают к добросовестному отношению к труду и работодателям и утверждают, что в Америке, кроме воскресных дней, они праздновали лишь те, в которые не могли найти работы. В этом они расходятся с земляками, которые охотно уходят с работы в самое страдное время, отговариваясь праздниками и базарными днями…”
Так уж и уходят в страдное время? На погост, не иначе.


>Таким образом, не монголо-татарское иго, не крепостное право и его пережитки, не самодержавие (этот ряд псевдопричин можно легко продолжить) задерживали рост благосостояния народа, а он сам не желал превращать труд, время и деньги в фетиши, которым следует поклоняться, продолжая следовать правилу: “Время – не деньги, время – праздник!”.
Ну-ну.

>Борис Миронов

Дмитрий Кобзев

От VVV-Iva
К Дмитрий Кобзев (02.08.2002 12:17:58)
Дата 03.08.2002 16:53:19

Re: Особенности статьи...

Привет

>>Все празднично-воскресные дни в России разделялись на три группы: воскресенья, официальные государственные и церковные праздники, а также народные, так называемые храмовые, или бытовые. Согласно имеющимся в нашем распоряжении сведениям, в канун отмены крепостного права православное население в Европейской России имело примерно 108 празднично-выходных дней в году, а к 1902 г. (по данным из 31 губернии) – уже около 140.
>Все ли праздники являлись выходными? Думаю, что нет.
>Итак, кроме воскресений (52) в году - было еще от 64 до 88 праздников. Все ли из них были также выходными?

Да - все. Количество рабочих дней в Российской империи в начале 20 века было существенно меньше, чем в других европейских странах.

Владимир

От Дмитрий Кобзев
К VVV-Iva (03.08.2002 16:53:19)
Дата 05.08.2002 07:36:46

Огласите весь список, пожалуйста (с)

Привет!
>>Итак, кроме воскресений (52) в году - было еще от 64 до 88 праздников. Все ли из них были также выходными?

>Да - все. Количество рабочих дней в Российской империи в начале 20 века было существенно меньше, чем в других европейских странах.
Как они распределялись по сезонам?

>Владимир
Дмитрий Кобзев

От VVV-Iva
К Дмитрий Кобзев (05.08.2002 07:36:46)
Дата 05.08.2002 18:44:33

Re: Огласите весь...

Привет

>>Да - все. Количество рабочих дней в Российской империи в начале 20 века было существенно меньше, чем в других европейских странах.
>Как они распределялись по сезонам?

Да я и не знаю. Первый раз я встретил данные в книге Дубовицкий? "Столыпинская реформа", и Эксктер постил на ВИФ-2. В обоих случаях шла речь о количестве рабочих дней в промышленности.

Владимир

От VVV-Iva
К VVV-Iva (05.08.2002 18:44:33)
Дата 05.08.2002 21:21:35

Дополнение

Привет

>>Как они распределялись по сезонам?

Можете сами посчитать. Возьмите Православный календарь и посчитайте. Все не сильно изменилось.

Владимир

От Pout
К Дмитрий Кобзев (05.08.2002 07:36:46)
Дата 05.08.2002 11:15:06

есть специальные работы по теме. Струмилин, 1936г

Струмилин. Проблемы экономики труда (2е изд)1982.
Кропотливые подсчеты рабочего времени в пром-сти Росиии и СССР в днях и
часах.

"Рабочее время в промышленности СССР и РОссии"(статья 1936г(, стр.
327-332
--------------
Рабочий день и рабочий год


1913 10.0 дней 257.4 дня 2574 часа
1916 9.7 257.8 2552
...
1922 7.6 257.9 2037
1928 7.4 263.0 1947
1936 7.0 266.2 1863
------------
стр.330
Число выходных и праздничных дней в ЦР 88-9, включая 10 так наз
неприсутственных царских дней. Общее число отдыха , включая отпуска
,сейчас почти равно прежнему, несмотря на сокращение рабдня.
Лорев.праздничные дни не оплачивались,заменяющие их отпускныце дни -
оплачиваются

(конец цитаты)

....
-----------

Дмитрий Кобзев сообщил в новостях
следующее:64580@kmf...
> Привет!
> >>Итак, кроме воскресений (52) в году - было еще от 64 до 88
праздников. Все ли из них были также выходными?
>
> >Да - все. Количество рабочих дней в Российской империи в начале 20
века было существенно меньше, чем в других европейских странах.
> Как они распределялись по сезонам?
>
> >Владимир

> Дмитрий Кобзев



От Георгий
К Дмитрий Кобзев (02.08.2002 12:17:58)
Дата 02.08.2002 13:01:01

Вот этого в упор не видят!


>>Русский крестьянин работал до удовлетворения традиционных, скромных потребностей семьи и весь годовой доход потреблял.
>А также содержал помещика, армию, государство и церковь.

Вот этого в упор не видят!

От Александр
К Георгий (02.08.2002 13:01:01)
Дата 03.08.2002 14:23:55

Не видели бы - не писали.

>>>Русский крестьянин работал до удовлетворения традиционных, скромных потребностей семьи и весь годовой доход потреблял.
>>А также содержал помещика, армию, государство и церковь.
>
>Вот этого в упор не видят!

Потому и пушут что видят что русский крестьянин готов содержать Русскую армию, Русское государство и Русскую церковь. Хотят чтобы не содержал. Ведь больше всего на свете собственники боятся и ненавидят Русскую армию, государство и церковь. Ненавидят нашу экономику работающую ради жизни, а не ради наживы. Именно эту экономику ради жизни Локк называл "дикостью", Гегель "рабством", Маркс "первобытной общностью", Энгельс "реакцией", Рейган "тоталитаризмом".

От Баювар
К Александр (03.08.2002 14:23:55)
Дата 05.08.2002 19:39:42

крестьян по сотне душ

>Потому и пушут что видят что русский крестьянин готов содержать Русскую армию, Русское государство и Русскую церковь. Хотят чтобы не содержал.

Нам бы с Вами тех крестьян по сотне душ хотя бы...

>Ведь больше всего на свете собственники боятся и ненавидят Русскую армию, государство и церковь.

>А с чего бы это, никто не хотел бы подумать -- часть населения ненавидит свою же "защиту и опору", которые армия да государство?