От К.А.
К Almar
Дата 27.07.2002 17:25:57
Рубрики Россия-СССР; Крах СССР; Общинность;

Re: сам текст сухого остатка

Несколько замечаний.

>Если утрировать, то можно сказать, что коренное отличие армии от трудового коллектива - это совершенная несвобода военного. Солдат должен выполнять приказ, а всего остального он делать не должен. Ни коллектив, ни общество по такому принципу существовать не могут.

Еще один важный момент - в армии несвобода заключается еще и в том, что ты не можешь сменить среду общения. Ребенка можно перевести в другую школу, студент из общаги может съехать на частную квартиру, в крайнем случае покинуть интститут, взрослый может поменять работу, где на сложились отношения. Пусть подобные "выходы" и несут те или иные потери, но при этот возможно разрешение проблемы. А в армии как в клетку заперли на два года.

>Дедовщина интересна прежде всего особым культом, который вокруг нее поддерживается. Именно этот культ и делает ее живучее других форм неуставных взаимоотношений.

Не совсем согласен. Я думаю, что живучей делает дедовщину своего рода преемственность: "молодой" на первом году хоть и многое вынужден терпеть, но при этом видит, как живется "дедам". А как им живется - ему нравится. Вот и рассуждают многие: ладно, первый год потерплю, но уж зато как сам "дедушкой" стану - оторвусь по полной. И это весьма массовое мнение (по моим воспоминаниям).

Кстати, мои "деды" (т.е. те, кто призвался на год раньше) были из первого студенческого призыва (весна-лето 1985 г.). Они огребли достаточное количество "прелестей" дедовщины от своих "дедов", правда, совсем уж диких издевательств не было, т.к. рота охраны, почти каждый день с оружием на посты, можно и очередь схлопотать, это и "чуркам" ясно было. А сообщения о расстрелах в караулах нам достаточно часто зачитывали. Когда же они стали дедами, а пришел наш призыв (второй студенческий), то дедовщина осталась только в ипостаси неравенства ("молодые" пашут, "деды" отдыхают), измывательства и бОльшая часть культа были изжиты самими нашими "дедами" добровольно, т.к. они не испытывали в них потребности.

Так что очень многое зависит от внутренней культуры человека.

То, что культура резко снизилась в 70-80-х, возможно связано с неким порогом урбанизации нашего общества. По моим наблюдениям очень легко вписывались в эту систему пту-шники и общажники (не студенты). Деревенские были подобрее.


>Кроме это они вынуждаются к этому следующими обстоятельствами:
>- деды создают иллюзию противостояния один на один, т.е. непосредственно в момент унижений и издевательств противостоит молодому солдату один старослужащий, однако, при последующей возможной разборке, и это ни для кого не секрет - за него "впишутся" другие деды, поэтому шансы на честный поединок сводятся практически к нулю (даже не учитывая большую физ. подготовленность деда)

Что-то не замечал я этих "один на один", особенно у "национальностей".

>Легко заметить, что в данной градации присутствуют различные качественные уровни. Так явления (1) и (2) часто распространены во многих коллективах и не только в армии. Под ними обычно вообще не подразумевают дедовщины, тем не менее они рано или поздно вырождаюся в более глубокую дедовщину, если коллектив с ними не борется. Именно с учетом этого надо подходить к вопросу: есть ли дедовщина также и в иностранных армиях или гражданских коллективах.

Есть. Один из моих сослуживцев (казах) рассказывал мне, что ничего нового он в этом отношении в армии не увидел, что у них в общаге зоотехникума то же самое. И очень удивлялся и даже не хотел верить мне, что у нас в ЛГУ в общагах не так все. Он считал, что "дедовщина" - это общее свойство всех общежитий (а казарма - это просто их армейский вариант).

>Формальное описание ритуалов дедовщины

>Все солдатское общество делится на следующие группы (в скобках даны возможные жаргонные наименования):
>• военнослужащие первого периода службы (0-0,5 года); (дух, салабон, щегол, чижик)

Добавка: гусь.

>• военнослужащие второго периода службы (0,5-1 год); (молодой, морж, леник, щегол)

Добавка: старший гусь.

>Молодой солдат должен подпоясываться духовским ремнем, сделанным из кожзаменителя.

Его еще называли "деревянным".

>Пряжка ремня разгибается так, чтобы она была совершенно плоской или лишь слегка согнутой.

С пряжкой вообще ничего должно быть. Молодым гнуть и разгибать пряжки запрещалось.
Совершенно плоские пряжки у нас носили только дембеля. Гнутые - деды.

>Старослужащие носят отбитые сапоги на высоких каблуках и с металлической подковкой.

К тому же смятые в гармошку.

>Долгий период отсутствия боевых действий и облегчение условий службы

>Чем легче служба, тем более проявляется тенденция к дедовщине. Когда все заняты своими служебными обязанностями "по горло" на дедовщину просто нет времени.

Неверно. Ребята, служившие в афгане, говорили, что дедовщина там была еще хуже, чем в Союзе. А уж у них службу легкой не назовешь.

>Что же касается практических шагов, которые можно было бы предпринять вне зависимости от общественного устройства, то обычно предлагаются следующие варианты борьбы с дедовщиной:
>1. Занять солдат делом, так чтобы не оставалось времени на то, чтобы "резвиться" старослужащим и молодым в отсутствие войны сложно подобрать такое дело для армии (чтобы избежать покраски травы - надо опять же сменить/перевоспитать офицерский корпус).
>Проблемы:
>- где взять офицеров, которые займут людей делом

Их и так хватало, когда мы служили.

>- будет ли этого достаточно для устранения дедовщины

Вообще не устранит - просто "молодым" работы еще прибавится.

Дела надо правильно распределять и не ставить на одни работы и "молодых", и "дедов".

>4. Ввести независимые от командиров частей органы надзора, чтобы туда могли жаловаться (прокуроры, комиссары и т.д.)
>Проблемы:
>- большие финансовые затраты, новая бюрократическая структура со своими следователями, штатом и т.д.
>- поощрение "стукачества"
>- независимые от армии структуры будут искусственно раздувать случаи дедовщины, игнорируя требования боевой подготовки (когда принуждение солдата к выполнению долга (тренировать мускулы после отбоя) дедом будет расцениваться как проявление дедовщины - с клеветой,оговором и т.д.)

Кстати, в советское время было, кому жаловаться.
Был всегда такой ОСОБЫЙ ОТДЕЛ, и его сотрудники предлагали сообщать, если что не так.

Только на попытку жалобы уже рьяно реагировали офицеры и прапора - "ах, вы хотите по уставу, ну тогда получайте" - и начинались "уставные" унижения, только уже не со стороны старослужащих. Вообще, моральных облик "строевиков" (т.е. не военных специалистов, а тех, кто с личным составом работает) по большей части вызывал омерзение. Пьянство, блядство, в речи через слово мат...

>6. Формирование подразделений из военнослужащих одного срока службы. (Якобы в ФРГ была та же ситуация с неуставными отношениями. Поступили очень просто: стали формировать войсковые подразделения (ну скажем взвод, роту) из солдат одного призыва, а руководили ими
>сержанты-"сверхсрочники". И неуставные отношения сошли почти на "нет", хотя какие-то элементы остались, но очень незначительные).

Некоторые ребята, служившие в соцстранах, говорили, что и у них так было: полгода учебки и полтора года службы вместе.
Проблему землячеств решить можно еще проще - просто следить за пропорциональным распределением по частям. Это не проблема.

>Список участников семинара, обсудивших данную проблему

>Приведены Ники (в интернет), которые лишь в некоторых случаях совпадают с реальными именами и фамилиями.
>C.КАРА-МУРЗА, Виктор, Almar, Pout, Георгий, quest, Дмитрий Кобзев, Баювар, Silver1, Максим, Игорь, Добрыня, Ф. Александер, Микола З., Flashpoint, VladT, Скептик, И.Пыхалов, Айша, Gera, VVV-Iva, self, Colder, Товарищ Рю, Александр, А.Б., Дмитрий Ниткин, user, Fox, Begletz, Ростислав Зотеев, Yuriy, Михаил Едошин, miron, alex~1, Афанасий

К.А.

От Игорь С.
К К.А. (27.07.2002 17:25:57)
Дата 31.07.2002 08:54:18

Мне почему - то кажется, что ключ именно в том, что

>Только на попытку жалобы уже рьяно реагировали офицеры и прапора - "ах, вы хотите по уставу, ну тогда получайте" - и начинались "уставные" унижения, только уже не со стороны старослужащих. Вообще, моральных облик "строевиков" (т.е. не военных специалистов, а тех, кто с личным составом работает) по большей части вызывал омерзение. Пьянство, блядство, в речи через слово мат...

В какой-то мере это модель "средней прослойки" в самом обществе. Возможно, что это связано с обстоятельством, что у этой "прослойки" не было ни непосредственных дел, за которые они отвечали бы непосредственно, ни видения общей задачи - "построения храма". В таком случае есть причина рассмотреть еще раз более внимательно поведение (и причины поведения) "строевиков". Я полагаю, что в концентрированном, утрированном виде здесь может быть часть проблемы всего советского проекта.

А именно - если принять аналогию трехзвенной структуры общества - нижняя - ношу камни, средняя кладу стену - верхняя - строю храм, то у средней недостаточно стимулов в обобщенном смысле для нормального функционирования.

Тогда это проблема - общая для всего советского проекта, а армия - наиболее наглядное проявление этой проблемы.

От Almar
К К.А. (27.07.2002 17:25:57)
Дата 29.07.2002 10:13:48

Замечания учтены кроме одного

Замечания учтены.

>>Чем легче служба, тем более проявляется тенденция к дедовщине. Когда все заняты своими служебными обязанностями "по горло" на дедовщину просто нет времени.

>Неверно. Ребята, служившие в афгане, говорили, что дедовщина там была еще хуже, чем в Союзе. А уж у них службу легкой не назовешь.

Насчет Афгана точно не могу сказать, но врядли. Воспоминания скорее всего субъективны. Боевой солидарный дух и боязнь, что молодой выстрелит деду в спину а потом спишет на моджахедов, должны, по идее, существенно препятствовать дедовщине.

От Pout
К Almar (29.07.2002 10:13:48)
Дата 29.07.2002 11:37:42

Re: Замечания учтены...


Almar сообщил в новостях следующее:63821@kmf...
> Замечания учтены.
>
> >>Чем легче служба, тем более проявляется тенденция к дедовщине. Когда
все заняты своими служебными обязанностями "по горло" на дедовщину
просто нет времени.
>
> >Неверно. Ребята, служившие в афгане, говорили, что дедовщина там была
еще хуже, чем в Союзе. А уж у них службу легкой не назовешь.
>
> Насчет Афгана точно не могу сказать, но врядли. Воспоминания скорее
всего субъективны. Боевой солидарный дух и боязнь, что молодой выстрелит
деду в спину а потом спишет на моджахедов, должны, по идее, существенно
препятствовать дедовщине.

я б не рисковал такие заключения строить из соображений вообще.
термин"хуже"-"лучше" также неудачен. Имхо вместо оценочного"лучше"стоит
говорить "разветвленней".На вИФ экспертам можно слать запрос,там
некоторые не раз обсужали на свом боевом опыте Афган. Только аккуратней
насчет"субъективности воспоминаний" с афганцами. По-моему, Вы ошибаетесь

см. постинги Лис-а

http://web.referent.ru/nvk/forum/0/co/331210.htm


>... Ну а потом -- у меня в
подразделении дедовщина как раз была. Непререкаемая. За каждым дедом
закреплялся молодой боец. При этом дед нес полную, повторю, ПОЛНУЮ
ответственность за все, что происходит с молодым. Начиная от его
внешнего вида, порядка в тумбочке и заправки койки, и заканчивая боевой
подготовкой. Вот и все секреты. Кстати, подобная практика существует у
штатников. Называется "бадди систем" (можно перевести как система
боевого товарищества).




От Георгий
К К.А. (27.07.2002 17:25:57)
Дата 28.07.2002 00:05:35

Очень ценное замечание.

> ... но при этом видит, как живется "дедам". А как им живется - ему нравится. Вот и рассуждают многие: ладно, первый год потерплю,
но уж зато как сам "дедушкой" стану - оторвусь по полной. И это весьма массовое мнение (по моим воспоминаниям). ... ..
измывательства и бОльшая часть культа были изжиты самими нашими "дедами" добровольно, т.к. они не испытывали в них потребности.
> Так что очень многое зависит от внутренней культуры человека.

Очень ценное замечание. Именно то, что "стоны" у многих тесно сцеплены с тем, что "а вот как я стану на их место, так оттянусь по
полной"...
Еще бы выяснить - как и чем повышать культуру? Как заманить в армию внутренне интеллигентных людей, НЕ НАХОДЯЩИХ УДОВОЛЬСТВИЯ в
издеватльствах над другими?... (честно говоря, именно это, по-моему, и является признаком настоящего интеллигента - не "интела")



От И.Пыхалов
К Георгий (28.07.2002 00:05:35)
Дата 01.08.2002 02:21:15

Отменить все отсрочки, связанные с учебой

>Еще бы выяснить - как и чем повышать культуру? Как заманить в армию внутренне интеллигентных людей, НЕ НАХОДЯЩИХ УДОВОЛЬСТВИЯ в
>издеватльствах над другими?... (честно говоря, именно это, по-моему, и является признаком настоящего интеллигента - не "интела")

Просто надо призывать всех, годных по состоянию здоровья, а не делать поблажек для студентов

От Баювар
К И.Пыхалов (01.08.2002 02:21:15)
Дата 07.08.2002 12:38:24

Не понял, зачем?

>Просто надо призывать всех, годных по состоянию здоровья, а не делать поблажек для студентов

Не понял, зачем? Чем лучше вместо мильона солдат кормить два?

От И.Пыхалов
К Баювар (07.08.2002 12:38:24)
Дата 08.08.2002 03:06:05

Затем, чтобы вместо наркоманов и уголовников

в армии служила "интеллектуальная элита нации". Будет лучше и для армии, и для самой "элиты".

>>Просто надо призывать всех, годных по состоянию здоровья, а не делать поблажек для студентов
>
>Не понял, зачем? Чем лучше вместо мильона солдат кормить два?

Вы сперва хотя бы миллион солдат наберите. Насколько я понимаю, власти РФ с этим справляются с трудом. А дальше, учитывая демографическую обстановку (сейчас-то призывают еще рожденных до перестройки) будет еще веселее

От А.Б.
К И.Пыхалов (01.08.2002 02:21:15)
Дата 06.08.2002 22:30:43

Re: "нам для людей ничего не жалко...."

"даже самих людей" © Гога и Магога :)

Знаете, как-то очень не нравится ваша "всеобъемлющая решительность". Скорая и бездумная. Решительно не нравится! :)

Отслужить должны все, но - так как эффективнее. Кому рядовым - кому взводным... Кому в ВДВ, кому в ПВО... По "призыву склонности", а не "куда зашлют". Цель-то службы в рядах ВС - какая? Чтобы "соскучились" или чтобы навыки военного быта получили?

От И.Пыхалов
К А.Б. (06.08.2002 22:30:43)
Дата 07.08.2002 02:47:41

Лишь бы ляпнуть чего?

>Знаете, как-то очень не нравится ваша "всеобъемлющая решительность". Скорая и бездумная. Решительно не нравится! :)

А с чего это Вы взяли, что данная решительность у меня "бездумная". Я, может быть, над этой темой несколько лет размышлял.

>Отслужить должны все, но - так как эффективнее. Кому рядовым - кому взводным... Кому в ВДВ, кому в ПВО... По "призыву склонности", а не "куда зашлют". Цель-то службы в рядах ВС - какая? Чтобы "соскучились" или чтобы навыки военного быта получили?

На мой непросвещенный взгляд, прежде чем командовать взводом, надо сперва послужить рядовым. Или же желаете дворянство восстановить: "В малолетстве он был записан в лейб-гвардии Преображенский полк"?

Что же касается "призыва склонности", то военкомат должен ее по возможности учитывать, насколько это не противоречит интересам армии и государства. А то получится, что все детки интелей будут служить в Москве в музыкальной роте и по прочим подобным местам.

От Максим
К И.Пыхалов (01.08.2002 02:21:15)
Дата 02.08.2002 19:35:22

Полное согласие. Каждый гражданин - солдат. - И.Джадан. - russ.ru

Несомненно, что нужно вводить обязательный призыв для всех - никаких "закосов" из-за учебы и скидок. Каждый парень должен пройти армию, получить военную специальность.



КАЖДЫЙ ГРАЖДАНИН - СОЛДАТ

В России уже делается, а с введением альтернативной службы можно считать, что уже окончательно сделано все, чтобы уничтожить базу Российской Армии - граждан России. Редакция «Дуэли» предлагает читателям посмотреть, как относятся к армии в государстве с национальной прессой и национальным правительством.

Борьба за новобранца



Израиль - страна культурных контрастов. Поэтому, если говорить о мотивах молодого человека, идущего служить на срочную службу, то они весьма разнообразны. Для детей состоятельных родителей, выходцев из стран Европы и США, - это желание оставаться внутри элиты, которая строит себя на основе дружеских связей, формирующихся еще во время обучения в престижных школах. По окончании школы юноше предлагается испытать себя на службе в элитных подразделениях с высоким конкурсом. Затем - первая степень в Тель-авивском университете или Хайфском технионе (высшей технической школе), потом вторая степень в США, возможно, докторат, и возвращение на родину с перспективой получить должность в хорошей компании по протекции (без этого нельзя) армейских же друзей родителей. Круг замкнулся.

Если же молодой человек собирается строить собственно армейскую карьеру, то это уже - отдельная категория. У выходцев из неэлитарных слоев общества также есть источники мотивации для прохождения срочной службы. Если молодой человек выбирает профессию, нужную армии, с ним заключается контракт, по которому он получает отсрочку на время учебы, а потом несколько лет служит в армии по новой специальности.

Некоторые пытаются начинать учиться заочно, еще будучи военнослужащими срочной службы. Формально это не запрещено. Вообще необходимо отметить, что климат и плотная информационная среда Израиля способствует раннему половому и психологическому созреванию молодежи, которая в своем большинстве на рубеже школы и армии уже знает, чего она хочет добиться в жизни, вполне карьерно настроена и способна целенаправленно отстаивать свои интересы.

По увольнении в запас солдат (или «солдатка», поскольку женщины также служат) получает денежный «подарок» специально для учебы. Это придает дополнительную мотивацию воинам, так как служебная нерадивость, как и преждевременное увольнение в запас по легальным причинам, может служить причиной для отмены такого подарка.

Молодежь из религиозных меньшинств имеет свои причины идти на службу в израильскую армию. В рамках ближневосточной культуры физический контакт мужчины и оружия служит чем-то вроде преддверия половой зрелости. Иногда случается, что один брат служит в израильской армии, а другой - в мусульманском подполье. Но, как правило, служат выходцы из определенных дружественных государству категорий, например, бедуины, отцы и деды которых тоже служили в израильской армии, начиная с 1948 года. Для национальных меньшинств это единственный способ почти уравняться в правах с евреями, получить право на льготную ипотечную ссуду, право на работу в полиции, возможность сделать определенную военную карьеру. Для некоторых категорий меньшинств (друзы, бедуины, черкесы) призыв мужчин обязателен, а для других (христиане, арабы-мусульмане) - призыв вольный.

Для еврейских девушек существует три альтернативы: обычная служба около 2 лет (для юношей - 3 года), альтернативная служба (предусмотрена только для религиозных девушек, выходцев из слоя «датиим»), полное освобождение от службы по желанию (предусмотрено только для ультрарелигиозных слоев, так называемых «харедиим»). Представительницы национальных и религиозных меньшинств не служат, если только девушка, например, русская, не прибыла в составе смешанной семьи как репатриантка.

В армии девушки получают чувство независимости от родителей и от общины, что очень важно для развития процесса эмансипации, особенно если речь идет о девушках из восточных общин. После окончания службы их охотно берут в полицию, на должности кадровичек разных фирм и на прочие должности, требующие навыков работы с людьми. Кроме того, мужчины, сами прошедшие армейскую школу, любят окружать себя сотрудницами, понимающими производственную задачу с полуслова и не впадающими в шок от армейского «арго». Поэтому армия - это для израильских девушек некий дополнительный шанс расширить круг полезных в будущем знакомств. Следует учесть, что на время службы девушки пользуются большими медицинскими льготами, вплоть до бесплатного проведения абортов, глазных операций и лечения зубов. Впрочем, и сами условия службы у женщин довольно сносны.

В израильском обществе преобладает положительная оценка роли службы в армии как фактора воспитания молодежи в духе гражданственности и приобщения эмигрантов и меньшинств к общеизраильской культуре. Владение армейским слэнгом, включая его специфически «мачоистские» ругательства, входит в обязательный «джентльменский» набор израильского «мужика», если он хочет не выглядеть хлюпиком - «ляфляфом». Хотя, если брать передовую, например Южный Ливан года три назад, все равно большинство там задержавшихся, даже из профессиональных военных, - это либо идеалисты, либо представители нацменьшинств, у которых нет другого пути сделать военную карьеру, кроме как выполнять черную армейскую работу. В соединениях спецназа, устраивавшего длительные засады, так называемые «артишоки», примерно половина - израильтяне, в основном родившиеся в СНГ, в том числе и этнические русские.

Непрохождение воинской службы по причинам, вполне легитимным с точки зрения законодательства, все равно воспринимается мэйнстримом общества в качестве определенной девиации - со всеми соответствующими негативными последствиями для карьеры.

Естественно, армия удовлетворена таким положением дел. Как этого удалось добиться? Прежде всего армия активно отсеивает элементы социального андеграунда. Мало того, армия заинтересована в формировании слоя «уклонистов» с определенным социальным имиджем, затрудняющим вхождение в мэйнстрим, от которых сам мэйнстрим стал бы отгораживаться как от «общественных отбросов». При этом, если призывник выражает активный отказ от службы по убеждению (например, он в принципе против насилия), тюрьма ему обеспечена. Альтернативная служба для большинства мужчин-евреев не предусмотрена. Она действует только для религиозных девушек. В то же время мужчины - представители слоя религиозных ультраортодоксов - вполне легально вообще не идут в армию. Это создает определенную моральную проблему для всего общества. Случается, что девушка, если она нерелигиозна, находится под большим давлением, заставляющим ее идти в армию, в то время, как целая прослойка здоровых мужчин освобождена от службы в армии совершенно официально. Отказываться же от участия девушек армия не планирует, поскольку девушки используются в многочисленных штабных звеньях в качестве секретарш, инструкторов и просто «на побегушках».

Впрочем, для слоя молодежи, сознательно идентифицирующего себя со специфически андеграундовой частью творческой «интеллигенции», отказ от службы в армии и «психиатрический» профиль - знак принадлежности к сознательно избираемому кругу.

Армия строго следит за тем, чтобы те, кто не служил в армии по уважительным причинам, не получали необоснованных преимуществ в карьере, а те, кто откровенно «косил», были хотя бы в чем-нибудь дискриминируемы. Законодательство позволяет фирмам требовать доступ к армейскому медицинскому профилю при приеме на работу. Низкий медицинский профиль может «зарубить» гражданскую карьеру, поэтому многие, «откосив» от армии, пытаются его повысить. И с этим армия старается бороться (например, человека могут - по данным армейской медэкспертизы - заочно лишить водительских прав).

Борьба за снижение боевых и небоевых потерь

Чувствительность израильского общества к потерям живой силы объясняет традиционный акцент на защиту экипажей, столь выпуклый в военно-технических стандартах Израиля. Так, основной танк «меркава» во всех своих модификациях фактически представляет собой БМП, укрепленную до защиты экипажа и десанта на уровне танка, с установленным танковым вооружением. Производство его выходит дороже и по сравнению с классическим танком, и по сравнению с любой БМП, однако это дает мотопехоте максимально возможную защиту при выдвижении к огневому рубежу. Другой вариант БМП - переделка из нашего Т-55 - называется «ахзарит» («жестокая») - действительно жестокая машина для вражеской пехоты, неуязвимая для легкого пушечного вооружения вследствие наличия танковой брони при сохраняющейся опции на установку дополнительных активно-навесных элементов защиты. Вместе с тем, более дешевая в изготовлении, чем современный танк.

В случае, когда произошло поражение военнослужащих от огня своих сил, в бою или на учениях, - длительное расследование обеспечено. В стране существуют довольно мощные и конкурирующие между собой организации родственников погибших солдат, весьма влиятельные и «голосистые».

Карьера офицера, допустившего ошибку, приведшую к жертвам среди военнослужащих, под большим вопросом, хотя трудно припомнить случай, когда бы кто-нибудь из-за этого оказался в тюрьме. В случае трагического инцидента армия дает информацию прессе, которая после этого вольна в своих предположениях, однако при соблюдении необходимых элементов военной тайны. Прямого доступа корреспондентов к месту происшествия и первичным информационным источникам, как правило, нет. Впрочем, эти правила соблюдаются далеко не всегда. Каждая крупная партия и парламентская фракция имеют своих сторонников в армии и спецслужбах, мечтающих о политической карьере в будущем. Они обеспечивают парламентскую фракцию соответствующим набором компромата из самого нутра армейской действительности, где, если постараться, всегда можно найти хотя бы еще один спрятанный «скелет». Подобная информация всегда готова к всплытию, и угроза политического скандала служит дополнительным аргументом для выбивания из правительства денег и политических уступок.

Политика СМИ в освещении потерь военнослужащих в бою и на учениях соответствует отношению к этой проблеме в обществе. Такого просто не может быть, чтобы погибли военнослужащие - и на первых полосах всех газет, в ближайшем номере, не были бы опубликованы их имена. Ситуация, характерная для России, когда сообщения о потерях в Чечне отодвинуты в конец новостей, без указания фамилий и без фотографий, - для Израиля просто нереальна! Общество восприняло бы такое поведение СМИ как откровенный плевок в свой адрес. Расследование подобного поведения в парламентской комиссии по средствам массовой информации, свистопляска в конкурирующих изданиях с последующим публичным покаянием руководства СМИ были бы обеспечены.

Дедовщина

В целом уровень проблемы сравнительно невелик. Нет удаленных частей, контакты солдата с родственниками надежны и регулярны, что обеспечивает прозрачность быта военнослужащих. Однако бывают и исключения. Например, в израильской армии до последнего времени был распространен своеобразный, тайный от командиров, обряд посвящения в старослужащие, который называется «зубор». Молодых «салабонов» окунают в дерьмо и катают в перьях. Обычно все проходит довольно весело и безобидно, но иногда - сопровождается насилием и гомосексуальными эксцессами. Пресса обратила внимание общества на эту проблему, и, хотя подобный обряд давно известен всем, прошедшим армейскую «школу», с ним пару лет назад начали довольно-таки энергично бороться.

Другая проблема - это случаи самоубийств в армии. Интегральная статистика закрыта, поэтому может возникнуть подозрение, что версия о «неосторожном обращении с оружием» - лишь прикрытие. Если же факт самоубийства слишком явный, заявляемой причиной бывает, как правило, «романтическое разочарование». Нам неизвестен ни один случай, когда была бы вскрыта причина, связанная непосредственно с прохождением воинской службы. С другой стороны, действительно бывает трудно отличить трагическое стечение обстоятельств от намеренного самоубийства.

По общей оценке, этап трехмесячной «школы молодого бойца» - самый трудный во всей службе, включая реальные боевые действия, и нервные срывы в это время не исключены. При неожиданной доступности оружия, которое новобранец обязан всюду таскать с собой вместе с комплектом боеприпасов, суицидальные попытки неизбежно обладают повышенной «успешностью».

Резервная служба

Продолжительность службы и предельный возраст зависят от рода войск и уровня военных угроз. В некоторые периоды существования Израиля предельный возраст для несения ежегодной резервной службы доходил до 54 лет, а продолжительность - до двух месяцев в году каждый год. Теперь обычный срок около трех недель в году. Таким образом, кроме срочной службы, мужчина за свою жизнь успевает отслужить еще от 2 до 4 лет. Резервная служба обязательна только для мужчин. Обычно она подразделяется на учения и боевое дежурство, или патрулирование.

Мотивация поддерживается возможностью прохождения службы в составе постоянного подразделения. Часто люди служат по двадцать лет вместе еще со срочной службы. Можно говорить, таким образом, об определенной ауре мужской дружбы: напряженные будни и пьянка по факту дембеля окончательно сплачивают коллектив.

Вопрос в том, как поддерживать достаточный уровень боеготовности и одновременно не разрушать мирного течения жизни, учебу и бизнес людей, занятых в армейском резерве. Это удается далеко не всегда. График экономической жизни ставит человека на предел его возможностей. Приходилось наблюдать людей, занимающих на гражданке весьма ответственные должности в технологическом и бизнес-процессе, которые проходили военные сборы простыми санитарами, при этом разрываясь между ранеными и звонками с работы о срывающихся миллионных контрактах.

Политическая подготовка

Согласно общепринятому мнению, преимущество израильского солдата в том, что, будучи воспитан в традициях открытого общества, он не боится брать инициативу на себя, чувствует себя одним из инициаторов и энтузиастов реализуемой тактики и стратегии.

С этим можно согласиться лишь частично, добавив, что способы политической подготовки являются сочетанием англо-саксонской и русско-советской традиций с упором на библейскую мифологию. На офицерских курсах, как и в сталинскую эпоху, продолжают штудировать подвиг Панфилова. Наряду с современными американскими разработками средств борьбы с «неадекватной реакцией на боевые действия» - попросту говоря, паникой - всерьез разбирают методы работы заградотрядов и показательные расстрелы трусов. Россиянина, привыкшего к регулярному переписыванию истории, удивило бы столь эклектичное, сколь и мирное соседство стилей.

Игорь ДЖАДАН,
Russian Journal

http://www.duel.ru/200216/?16_3_1