От Георгий
К alex~1
Дата 01.08.2002 14:52:44
Рубрики Манипуляция; Идеология;

Не это ли? (*/+)

>Очень интересно. Не расскажете ли подробнее, почему студенты варажают недовольство цивилизационным подходом? И заодно - кратко, на уровне тезисов - что сейчас в МГУ называют цивилизационным подходом?

>С уважением

http://vivovoco.nns.ru/VV/JOURNAL/FREE/11_99.HTM

"...А вот еще пример внедренного Асмоловым учебника. Школьный (для 10 - 11 классов) учебник В. М. Хачатурян “История мировых цивилизаций”. Цивилизационный подход, научность которого до сих пор никто не смог доказать, призван, как было несколько лет назад откровенно заявлено на одной конференции в Институте “Открытое общество” (это такой партийный псевдоним Фонда Сороса в России, вроде того, как у Джугашвили в России был псевдоним “Сталин”), “заменить так называемое обществоведение, использовавшееся тоталитарным режимом в целях, противоречащих интересам западной цивилизации и либеральным ценностям” [24].

То есть внедрение цивилизационного подхода, как это откровенно признается, вызвано не научными, а идеологическими и политическими причинами.

Советские учебники по обществоведению справедливо ругали. Но у Хачатурян учебник получился еще хуже. В немалой степени, наверное, потому, что вообще невозможно создать нормальный учебник по цивилизационному подходу к истории, раз до сих пор специалисты с пеной у рта спорят, что это такое, и если сам базовый термин “цивилизация” имеет сорок две конкурентные дефиниции. В результате в учебнике Хачатурян термин “цивилизация” не разъяснен, а цивилизационные подходы разделены на “стадиальные” и “локальные” [25], что уже неверно, поскольку в “стадиальных”, например, неграмотно смешаны теории “культуры-цивилизации”, “духовной цивилизации”, “диссипации цивилизаций”, “цивилизаций-организмов” и еще многое другое. Чуть позже автор уже уверенно превращает их из множества в два подхода: один - стадиальный и другой - локальный, полностью дезинформируя учеников.
........"

и так далее.



От Микола З.
К Георгий (01.08.2002 14:52:44)
Дата 01.08.2002 18:09:27

Re: поскольку я начал, от себя добавлю

>Советские учебники по обществоведению справедливо ругали. Но у Хачатурян учебник получился еще хуже. В немалой степени, наверное, потому, что вообще невозможно создать нормальный учебник по цивилизационному подходу к истории, раз до сих пор специалисты с пеной у рта спорят, что это такое, и если сам базовый термин “цивилизация” имеет сорок две конкурентные дефиниции. В результате в учебнике Хачатурян термин “цивилизация” не разъяснен, а цивилизационные подходы разделены на “стадиальные” и “локальные” [25], что уже неверно, поскольку в “стадиальных”, например, неграмотно смешаны теории “культуры-цивилизации”, “духовной цивилизации”, “диссипации цивилизаций”, “цивилизаций-организмов” и еще многое другое. Чуть позже автор уже уверенно превращает их из множества в два подхода: один - стадиальный и другой - локальный, полностью дезинформируя учеников.
Думаю, что в гуманитарном познании в настоящее время происходит весьма болезненное явление, связанное с безудержной ломкой и расшатыванием устоев фундаменталистского идеала, о чем свидетельствуют многие явления. Формирующемуся мировоззрению чужда фундаменталистская установка на поиск инвариантных базисных концептов и оснований для изучения объектов различных классов и очень близка идея о частой смене и своболе в выборе парадигм, фундаментальных "истин", поскольку мир представляется в нем мозаичным, гетерогенным, лишенным внутреннего единства. Думаю, что это болезнь роста. Почти уверекн, что рано или поздно вызреет новая парадигма, которая снимет имеющееся противоречие и вберет в себя и то, и другое, не в коей мере не отменяя формационный, стадиальный, цивилизационный, так и другие схемы видения исторического процесса. Ведь каждая из них имеет свои недостатки и достоинства, в каждой из них фиксируется та или иная степень абстракции исходя из выбранной методологической установки.

От Дмитрий Ниткин
К Георгий (01.08.2002 14:52:44)
Дата 01.08.2002 15:54:09

Отличный камень! Только в чей огород?

http://vivovoco.nns.ru/VV/JOURNAL/FREE/11_99.HTM

"Соросовский учебник “Культурология” был написан доктором химических наук, впервые в жизни взявшимся за общественную тематику."

...

А тут, например, параллели не прослеживаются? Мне, например, сразу вспоминается Александр, усердно цитирующий С.Г.:

“Поскольку общество восточного типа было построено на принципах коллективизма, там отсутствовала классовая структура и классовые категории к ним неприменимы. Это страны, где нет рыночной экономики, нет социально-классовой дифференциации. В таком обществе есть бедные, есть богатые, но нет собственности как производящего и умножающегося капитала” [89].

Опять “чего ни хватишься, ничего нет”, кроме, правда, бедных и богатых. Что тоже впечатляет: бедные и богатые есть, а социальной дифференциации нет! Император, чиновники и рабы есть, а “классовой структуры” нет! Ну, то, что в Древнем Египте или в Древнем Вавилоне “не было рыночной экономики”, - неудивительно, но что “не было собственности” - это открытие. “Собственность как производящий и умножающийся капитал” я подробно комментировать не берусь, опасаясь обвинений в марксизме, замечу лишь, что когда Семенникова писала “умножающийся”, она явно пыталась вспомнить слово “самовозрастающий”, но из ненависти к марксизму не вспомнила; что там, где нет товарного производства и обращения, там, ясно, нет и капитала, и что Семенникова откровенно путается в категориях “стоимость”, “собственность” и “капитал”, поскольку именно капитал - это самовозрастающая стоимость, а собственность сама по себе, не превращенная в средства производства, и без труда, ничего производить не способна (ах, как много людей, не осилив курс политэкономии, возненавидело марксизм!).

Написано лихо, с заносами, но в основном, кажется, по делу.