"Реальный социализм" с сильным государством чиновников, отстранивших от власти и собственности на средства производства эксплуатируемых ими рабочих, рухнул не в результате заговора сверху, а по объективным причинам: рабочие не захотели его защищать, он не был марксовым социализмом, не был социализмом, описаннвым в "Государстве и революции" Ленина. Ленин, добившийся на Х съезде резолюции "О единстве партии", запретившей фракции и дискуссии, допустил ошибку, открыв дорогу Сталину, который использовал эту резолюцию, удушив партию, превратив её в партийный аппарат, в армию генсека не с членами, а с "солдатами партии". История вынесла нашему бывшему "социализму" приговор. То, что на Кубу, по словам самого же Паренти, "левые антикоммунисты" (то есть левые антисталинисты) не делают, как правило, нападок, говорит за то, что на Кубе как раз больше социализма и революционного духа, чем было во всём соцлагере. Именно поэтому народ Кубы поддерживает своё правительство, и Куба, находящаяся рядом с США стоит твёрдо, в то время как далёкий от них СССР или ГДР рухнули. Паренти напоминает западных "друзей СССР" довоенного периода, когда они не верили в массовое уничтожение Сталиным сотен тысяч Павлов Корчагиных, то есть бескорыстных большевиков, совершивших революцию, или считали, что сталинский террор - ерунда по сравнению с созданием "нового мира" в СССР. Паренти, подобно Хрущёву на ХХ съезде, считает, что Сталин был бы совсем хорош, если бы не его террор против своих (а чужих, значит, можно уничтожать без суда, зверски пытая перед этим!) и не культ личности. Но террор нужен был Сталину для искоренения последних защитников рабочей демократии и диктатуры пролетариата, а культ личности нужен был ему как идеологическая опора всякой власти. Ни одна власть не держится только за счёт насилия, она сильна, как сказал Пушкин, "мнением народным". А это мнение создавали все века идеологи - жрецы, попы, наёмные писаки партработники. Для того, чтобы угнетённый даже не подумал о бунте, ему внушали, что фараон, император, государь или генеральный секретарь - божественное лицо. Я подростком не мог представить, что Сталин ходил в сортир и спал с женой! Рабочие были отстранены от власти не потому, что нельзя было выработать механизмов управления страной рабочими через Советы с полным контролем над чиновниками, а потому, что власть захватили бюрократы, "коллективный капиталист" в госкапиталистическом СССР. К госкапитализму в той или иной полной или неполной форме прибегают страны, в которых частнособственнический капитализм не справился с конкуренцией с сильными капиталистическими странами. Об этом написано здесь в «Левой России» статье Д.Левого. При этом, конечно, в условиях диктатуры мелкой буржуазии и чрезвычайного положения, растянутого на годы и десятилетия, запрещена свобода слова и превращены в фикцию все прочие свободы рабочих людей. Именно поэтому в СССР не было свободы слова, и "антисоветской агитацией" считалась любая критика властей, например, критика повышения ими цен на продукты питания. Мне следователь говорил: "Повышение цен - мероприятие правительства. А правительство у нас - советское. Раз вы выступали против повышения цен, значит, вы - против Советской власти! А будете спорить с судом, вам дадут не какие-нибудь (!) 3-4 года, а "на полную катушку" все 7 лет лагерей и 5 лет ссылки в Карелию на лесоповал!" Вот сейчас все мы здесь на этом Форуме спорим, доказываем, говорим истину или заблуждаемся, но при этом мы пользуемся священным даром свободы слова, а при псевдосоциализме в СССР я старался даже отгонять от себя всякие "сомнительные" мысли, то есть я отказывался мыслить, ибо без сомнений нет и мнений, нет мышления. Я только после падения Советской власти (употребляю это словосочетание условно) получил свободу слова для защиты её (настоящих) идей, для критики как российского режима, так и американского, хотя живу в США. А при социализме свобода слова и прочие свободы личности должны быть полней, чем при капитализме, иначе зачем нужен такой социализм! Паренти пишет, что зато при социализме все имели работу и социальные блага, как-то: бесплатные лечение, обучение, полубесплатное жильё и прочее. Но невольные люди, взятые на "казённую службу" или в "казённый дом", то есть солдаты и заключённые тоже обеспечены работой (да ещё какой!) крышей казармы/барака, койкой/нарами, обмундированием/робой и баландой три раза в день. Некоторые к этому привыкают, например, остаются в армии на сверхсрочную, становятся "сверчками" (сверхсрочниками), особенно те, кто призвался из бедных регионов страны. Есть и такие, которые стараются попасть назад на нары: для них уже тюрьма - дом родной. Но рабочим оказался не по душе казарменно-тюремный социализм, где великие стройки индустриализации, восхищающие ПАренти, в значительной степени осуществлялись руками миллионов зеков (Беломорканал, Канал Москва-Волга, Метрострой, Комсомольск-на-Амуре, Норильск, Тайшет, Волго-Донской канал рядом с моим Ростовом-на-Дону и прочие "великие стройки коммунизма". Людей арестовывали и за уголовные "преступления" по разнорядке, часто рабочих, их называли в лагере "работягами" или "мужиками". Им давали обычно пять лет - это как раз на сталинскую пятилетку! Сперва рабочего спаивали в открытых при Сталине "гапдюшниках" (пивных с водкой в разлив плюс закуска), а потом давали пять лет за хулиганство, за которое на Западе штрафуют или сажают на пару месяцев. Именно новочеркасский расстрел - закономерное проявление классовой ненависти и трусости властей к рабочим.
Недавно тов. Татьяна Апарина по моей "наводке" встретилась с А.Марьямовым, режиссёром "Центрнаучфильма", создавшим два фильма о новочеркасских событиях 1962 года. Он показал копии приговоров, а также рассказал, что после расстрела на площади были арестованы для показательного расстрела по суду семеро рабочих, которые совсем не были активистами-забастовщиками, но имели прежде по паре судимостей (что в СССР было не диво), то есть были так называемыми "рецидивистами". Бандитизма никакого они не совершали, но власти велели следователю найти в их действиях бандитизм. И их расстреляли. То есть расстреляли практически невиновных людей из толпы, чтобы запугать рабочих и дать им понять, что выстрелы на площади не были случайностью. "Красная" власть показала рабочим волчьи зубы буржуазии, дав понять, что не они гегемон в обществе, а класс бюрократии. Если бы Паренти посидел бы со мной в лагере пару лет, где в месяц нас кормили на 13 рублей 90 копеек (из нашей зарплаты, выдаваемой на руки после освобождения) при тяжёлом труде на вредном производстве, он бы выбросил всю свою дурь из головы. Кстати, лагерь в СССР был самым свободным местом: там можно было полностью пользоваться свободой слова и беседовать с другими зеками на любые темы, как здесь на Форуме: там уже срок не добавляли, кроме исключительнывх случаев, когда обнаруживали создание "организаций". Когда я вышел на "свободу", я сразу же почувствовал, что говорить опасно, что надо или болтать о спорте, о бабах, о выпивке и закуске, или политически выдержано врать на общественно-политические темы всем, даже близким, как это принято в обществе "вольняжек"! Кстати, о работе для всех при "социализме", чем восхищается Паренти: я всю жизнь без перерыва в стаже работал и рабочим, и учителем, и инженер-переводчиком научно-тенхнической литературы, и при этом всю жизнь был бедняком, который питался хлебом, картофелем, капустой с помидорами, подсолнечным маслом и чаем без сахара, то есть чуть качественней, чем в лагере, ходил в поношенном донельзя костюме с латанными брюками, а окончательная гибель чиненной-перечиненной пары обуви была для меня трагедией, так как не было лишних 20 рублей на самые дешёваые туфли. Мне было трудно вести урок, когда я был учителем, так как у меня не было часов, которые стоили тридцатку! Меня очень настораживает тот факт, что участники Форума чуть ли не хором одобрили статью Паренти, пропагандирующую сталинский социализм. Капиталистическое окружение, вынудившее строить в СССР не рабочий социализм, а империю бюрократов, было усилено тем, что Сталин сорвал мировую революцию. Он это сделал ещё в 1920 году, когда не выполнил приказ Троцкого и Ленина и не пошёл с Егоровым из-под Львова на помощь войскам Тухачевского, прорвавшимся к Варшаве. Потом было предательство Сталиным испанской революции. Затем - расправа с немецкими и польскими коммунистами в угоду Гитлеру. А после - ликвидация Коминтерна в угоду западным союзникам по антигитлеровской коалиции - США и Англии.
Дуэль, которую ждали несколько лет
Анатолий Иванов
Первоначально дуэль как прямое продолжение существовавших в средние века "божьих судов" имела в себе нечто неотвратимое и роковое: победа одного из противников служила доказательством его правоты, ибо считалось, что руку победившего направлял Бог.
Со временем отношение к дуэли стало более прагматичным, и в благоприятном исходе поединка начали видеть не столько божью волю, сколько умение лучше стрелять и фехтовать. Но по-прежнему дуэль наглядно выявляла свойства характера, и участники ее полностью раскрывались во всей своей нравственной красоте или же безобразии.
Эта история началась в последние годы правления Екатерины II, когда в Петербург в числе прочих эмигрантов из революционной Франции прибыл некий шевалье де Сакс, побочный сын принца Ксавье, дядюшки саксонского короля. Он был принят весьма милостиво, удостоился ежегодной пенсии в 2000 рублей и чести быть допущенным в число приближенных государыни; императрица любила оказывать благоволение знатным чужеземцам, даже если не видела в них особого проку - как-никак они добавляли блеска ее царствованию!
Однажды на гулянье в Екатерингофе 17-летний гвардейский унтер-офицер князь Николай Щербатов вздумал обратиться к французу с невинным вопросом о его самочувствии, на что получил крайне невежливый ответ. Оскорбленный князь вызвал де Сакса на дуэль, но тот в еще более грубой форме отказался, сославшись на разницу в их служебном положении (шевалье имел полковничий чин).
Самолюбивого и горячего юношу такое объяснение не устроило, и вечером того же дня, остановив де Сакса при выходе из театра, он вновь потребовал от него удовлетворения. Взбешенный верзила-француз закатил тщедушному потомку удельных князей увесистую оплеуху, но тот, не растерявшись, что было мочи ударил обидчика тростью по голове. Поднялся шум, противников разняли, и шевалье, имевший по причине своей заносчивости множество недоброжелателей, угодил под арест.
Полагая, что все это подстроено тогдашним фаворитом царицы князем П. А. Зубовым, выпущенный на свободу де Сакс потребовал расследования, но был без всяких разбирательств выдворен из России. Не успокоившись на этом, разгневанный шевалье прислал из-за границы письменные вызовы на дуэль как Зубову, так и Щербатову. Первый оставил полученное им послание без внимания, а второй не имел физической возможности бросить место службы и выехать в чужие края. Не получив ответа, мстительный француз напечатал оскорбительный для фаворита вызов в иностранных газетах, после чего в этой истории наступил продолжительный антракт...
Прошло несколько лет. На престол вступил Александр I, и положение Зубова, активного участника убийства императора Павла, пошатнулось: новый царь не желал окружать себя людьми, причастными к смерти своего отца. Летом 1802 года бывший фаворит выехал в Вену. По пути, следуя через Варшаву, он подвергся оскорблениям поляков, видевших в нем одного из виновников раздела Польши; несмотря на охрану, уличная толпа забросала его коляску камнями.
То было лишь начало обрушившихся на него неприятностей: вслед за тем некто Гелгуд, выражая чувства своих соотечественников, послал ему вызов на дуэль. Зубов стал оправдываться, опровергая возводимые на него обвинения, а от поединка отказался, мотивируя это тем, что ему прежде необходимо уладить другое дело чести в Вене.
На другой же день после прибытия князя Платона в австрийскую столицу к нему явился по-прежнему непримиримый шевалье де Сакс. Никакие объяснения не помогли, и Зубову пришлось согласиться на поединок. Тем временем возмужавший за прошедшие годы князь Щербатов, теперь уже подполковник свиты его императорского величества, прослышал о готовившейся дуэли и поспешил в Вену, чтобы ее предотвратить.
Он опоздал: поединок состоялся, и, по словам очевидца, Зубов повел себя "как слабая женщина, приговоренная к мучительной операции". Прежде чем взяться за шпагу, он упал на колени и долго молился, потом, наступая на шевалье, наткнулся рукою на его клинок и, получив незначительную царапину, объявил, что далее не может драться. Разгоряченный шевалье, нанеся ему удар шпагой плашмя, воскликнул: "Вы мне надоели!". Тем дело и кончилось - по крайней мере для Зубова. Что же касается де Сакса, то для него комедия очень скоро обернулась трагедией: вызванный на дуэль князем Щербатовым, он был убит наповал, не успев даже сделать ответного выстрела.
Платон же Александрович решил во что бы то ни стало избежать еще одной дуэли - с преследовавшим его Гелгудом. Он обратился к Александру с униженной просьбой о разрешении вернуться на родину, не доводя дело до поединка. В ответном письме государь указал на постыдность такого поступка: "Ваше возвращение в Россию неминуемо даст повод думать, что вы уклоняетесь от окончательного решения дела с Гелгудом, тем более что слово ваше дано... в письме к нему, которое всем сделалось известно. Я уверен, что вы сами почувствуете это в полной мере".
Но князь Платон уже ничего не способен был чувствовать, кроме страха; невзирая на вполне определенный ответ императора он под охраной полицейского чиновника позорно бежал из Австрии, переменяя экипажи, путая и скрывая свои следы. В октябре 1802 года целый и невредимый он прибыл домой...
Что же касается другого участника этой истории, Н. Г. Щербатова, то он, командуя в 1813 году Украинским казачьим полком, проявил примерную храбрость и был произведен в генерал-майоры. Его портрет можно и сегодня видеть в Военной галерее Зимнего дворца.