В книге и др. местах я старался избежать такого упрощенного взгляда, какой выражен в вопросах. Для этого текст в целом содержит, мне кажется, достаточно оговорок и разъяснений. Но кому-то их не хватает, особенно если брать отдельные красочные примеры и подпадать под их влияние. Чтобы избежать такого прямолинейного восприятия, следовало бы писать особую книгу ответов именно на поставленные вопросы. Например, что значит "управлять катастрофой", не будучи масонами и не устраивая заговора, а просто работая на службе. Будет время - и такие книги напишем.
>Например, что значит "управлять катастрофой", не будучи масонами и не устраивая заговора, а просто работая на службе.
"Катастрофа", не "катастрофа" - но чьи интересы он защищает?
По поводу позиции нашего МИДа относительно тех, кто не может получить гостевой визы, причем необоснованно, говорила моя канадская родственница.
По ее словам, наш МИД относится к этому с безразличием и не защищает интересы своих граждан.
*************
Наступит ли время, когда россияне смогут беспрепятственно путешествовать по миру?
О защите интересов соотечественников за рубежом шла речь на недавней встрече президента России Владимира Путина с дипломатами.
В числе приглашенных был и Виктор Алексеевич Лопатников - представитель МИД Российской Федерации в Санкт-Петербурге, Ленинградской и Новгородской областях. В. А. Лопатников имеет ранг Чрезвычайного и Полномочного Посла, обладает самой верной информацией по проблемам перемещения граждан за государственные границы, что, естественно, и подвигло нас на встречу с ним.
- Все определяется экономическим состоянием того или иного государства, - любит говорить Лопатников. - Любопытно, что для выезда за границу, скажем, во времена Николая I россиянину нужно было заплатить за паспорт 500 рублей. Это были баснословные деньги. И первое, что сделал Александр II, вступив на престол и начиная демократические реформы, это снизил плату за загранпаспорт до пяти рублей. И разночинная интеллигенция поехала за кордон. Характерно, что российские реформы 90-х годов ХХ столетия первым делом коснулись права выезда россиян за границу.
В 1993 году представительство МИД в Санкт-Петербурге выдало аж 100.000 иностранных паспортов жителям северной столицы. Впервые, пожалуй, за всю историю России. Напомним, что еще в 1990-м число зарубежных "серпастых, молоткастых" удостоверений личности было в тысячи раз меньше. Почему?
Потому что в СССР существовало правило: первый выезд за рубеж гражданин мог осуществить лишь в страны социалистического содружества. Причем при беспрерывной работе в течение трех лет на одном месте при наличии положительных характеристик и в случае прохождения ряда комиссий. Вторую поездку в страны СЭВ можно было совершить лишь спустя два года, а в капиталистическое государство - через 1080 дней.
- Многие уже все это позабыли, а я прекрасно помню, как говорится, по долгу службы, - поясняет Виктор Лопатников. - Помню, как в представительстве МИД на Кутузовской набережной, 34, оформлял первую большую группу молодых кооператоров для поездки в США, Финляндию, Турцию... Сегодня таких энтузиастов новой экономики называют субъектами внешнеэкономической деятельности, руководителями малого бизнеса, а тогда, в 1990-е годы, на них вешали уничижительный ярлык "челноков". А, между прочим, именно во многом благодаря "челнокам" удалось спасти город на Неве от надвигающегося голода. Тогда предприниматели помогли северной столице стать новым окном в Европу. По числу совместных предприятий занять лидирующее положение. Их было значительно больше, нежели во всей остальной России. "Челноки" везли в город на Неве самое необходимое, самое насущное. Они обували, одевали, кормили, когда у нас мяса, да и то в консервах, оставалось всего на одну неделю на пятимиллионной город. Тогда неповоротливое государство только-только разворачивало свои действия, в основном направленные на гуманитарную помощь...
Теперь ежедневно десятки аэробусов везут наших земляков отдыхать не только в Сочи, но и в самые экзотические уголки мира. Потому что за последние двенадцать лет Россия совершила огромный прорыв в систему мирового общения. В прошлом году, по данным пограничного начальства Северо-Запада, только на международных автопереходах российско-финляндской границы за рубеж выехали более миллиона граждан.
- Однако, увы, нередки случаи, когда нашим согражданам отказывают в выдаче, например Шенгенской визы...
- К Шенгенской зоне страны Евросоюза шли веками. Мы же только-только приобщаемся к мировому сообществу, после того как рухнул "железный занавес".
Естественно, к новичкам присматриваются. Шенгенская зона создавалась, для того чтобы, с одной стороны, обеспечить максимум удобств для граждан ЕС, а с другой стороны, чтобы совместными усилиями на внешних границах останавливать проникновение нелегалов и других нежелательных гостей.
В прессе часто мелькают сообщения то о полуживых гражданах третьих стран, доставленных в трюмах сухогрузов или в контейнерах трейлеров к берегам Италии, Великобритании и других благополучных государств. Нелегалов, разумеется, выявляют. Это говорит о том, что границы Шенгенской зоны охраняются эффективно и далеко не каждый желающий может проникнуть в нее. Это не означает, что они закрыты на замок. Граждане, у которых есть мотивированное желание посетить страны Шенгенской зоны, получают визы.
Но почему-то некоторые гости ведут себя так, как считают нужным. Нарушают внутреннее законодательство, а после возвращения, когда им отказывают в повторной визе, они начинают возмущаться. Между тем порой достаточно нарушить скоростной режим на автомагистрали в каком-нибудь из европейских государств, где и полицейских подчас нет, а только камеры теленаблюдений, чтобы надолго попасть в "черный" список персон, нежелательных для пребывания в странах Шенгенской зоны.
- Виктор Алексеевич, выходит, что сам факт получения Шенгенской визы наши соотечественники воспринимают как своеобразную индульгенцию, лицензию на непогрешимость?
- Да, у них появляется некое иллюзорное ощущение, что они получили право быть непреложными участниками этого Шенгенского процесса. Это далеко не так. Страны ЕС стали более тщательно анализировать, кто посещает их. Существует единая компьютерная база данных, где в любое время можно проследить в том числе весь "негативный путь". И если не сразу, то впоследствии принять соответствующие меры. Например, отказать в визе в следующий раз. Когда проситель возмущается: "Почему?", ему в консульстве холодно говорят: "Мы не обязаны давать объяснения". И до свидания! (выделено мной. С каким удовлетворением сказано, а? - Г.)
- Но, позвольте, далеко не все наши соотечественники, выехав за границу, становятся лихачами на дорогах, дебоширами в барах, сутенерами на панелях... Почему в таком случае в нынешнем году происходят сбои в процессе оформления виз?
- Здесь ряд объяснений. Никогда еще страны ЕС не видели такого потока иностранных гостей с пространства бывшего Советского Союза. Это явление, с которым они столкнулись 10 - 12 лет назад. И, конечно, консульства, миграционные службы этих стран оказались не готовы. У них не хватает даже физических сил, для того чтобы обработать всю базу данных. Нужно понимать, раньше правом поездки за рубеж пользовались единицы, а сейчас желание познавать мир возросло в тысячи раз. Хорошее желание! Естественное. Приведу лишь один пример. По статистике, на 10 - 12 процентов ежегодно увеличивается приток российских туристов в Финляндию. И если раньше в финском консульстве работали три сотрудника, то теперь служба финляндского консульства в Санкт-Петербурге - самое большое дипломатическое учреждение Финляндии за границей. Даже больше штаб-квартиры Финляндии в ЕС.
Из Финляндии можно попасть в другие страны Шенгенской зоны: поэтому и сроки оформления виз сюда увеличились до 5 - 7 рабочих дней. С выходными, праздничными получается до двух недель. Это единое требование, естественно, могут быть исключения в зависимости от ситуации. По всем странам Шенгенского соглашения существуют единые требования, которые надо ценить, уважать, исполнять, что несвойственно некоторым гражданам, действующим по исконно русскому правилу: вынь да положь.
В Петербурге представлены практически все государства Шенгенской зоны. Испанию представляет почетный консул, который визами не занимается. Учитывая наплыв туристов в эту страну, видимо, когда-нибудь появится у нас и консульство Испании.
- Виктор Алексеевич, но на территории бывшего СССР тоже, образно говоря, своя "Шенгенская зона".
- Не в лучших ее проявлениях. Границы, за исключением Грузии, открыты, миграция неуправляемая. На Украину, например, можно выехать по двенадцати видам документов. Ослаблены госграницы бывших союзных республик, через которые следуют афганские наркотики, иранские беженцы, арабские боевики, направляющиеся в Чечню... Подобные факты, а их немало в наших средствах массовой информации, тщательно изучаются дипломатами стран ЕС и других государств. Отсюда естественное усиленное внимание к каждому, кто оформляет визу в Шенгенскую зону, в США... Отсюда и такой повышенный интерес к проблеме Калининграда. И тем не менее я верю, что со временем Россия также получит признание инициаторов Шенгенской конвенции.
Глава МИД Игорь Иванов недавно заявил: "Россия готова ввести безвизовый режим с любой страной Евросоюза, активно ведет переговоры по этому вопросу. Однако в ближайшее время такое положение вряд ли будет достигнуто". Значит, работа будет продолжаться, в том числе в направлении решения калининградской проблемы.
Россия все чаще заявляет о себе как могучая держава, с которой надо считаться, у которой выстраиваются взаимоотношения и с США, и со странами ЕС, и с другими государствами. Не хочу прогнозировать, но думаю, что рано или поздно российский заграничный паспорт станет достаточным для безвизового въезда во многие страны мира.
Наша справка
Шенгенская зона основана 14 июня 1985 года. В тот день в небольшой люксембургской деревне Шенген собрались представители Германии, Франции и 3 стран, входящих в Бенилюкс (Бельгия, Нидерланды, Люксембург). Здесь они подписали соглашение о постепенной ликвидации на внутренних границах всех форм контроля. 19 июня 1990 года была подписана Конвенция по выполнению Шенгенского соглашения. Ее положения признали пять перечисленных стран-инициаторов, а также Испания и Португалия. Вскоре под конвенцией поставили свои подписи Италия, Греция, Австрия, а также страны Скандинавского паспортного союза - Дания, Финляндия, Швеция, Исландия и Норвегия.