>>У меня отец служил на флоте в конце 1940-х, при этом успел застать тех, кто участвовал в войне. Ничего похожего на дедовщину не наблюдал. Когда в 1970-е - 1980-е по "голосам" начали рассказывать о дедовщине в Советской Армии, считал это выдумкой и брехней, т.к. искренне полагал, что "такое просто невозможно" (хотя в целом относился к тогдашней власти достаточно критически и другим антисоветским байкам охотно верил)
>
>То есть заставляет предполагать необщительность, что ли...
>Как раз большинству других антисоветских баек, а также
>и правдивых историй тогда было более естественно не верить:
>там речь шла о вещах, с которыми большинство мало
>сталкивалось (от сталинских лагерей на Колыме до
>спецраспределителей для номенклатуры).
Как раз наоборот - верят байкам именно о тех вещах, которые не могут проверить личным опытом. Ни в колымском лагере, ни в спецраспределителе не бывал - так может, и правду про них рассказывают? А вот если байка противоречит личному опыту, то чтобы ей поверить надо быть совершенно зашоренным интеллигентом с промытыми мозгами.
>А про армию -
>да в первой половине 80-х в каждом вузе учились
>отслужившие, они много чего рассказывали, особенно -
>в свое время отчисленные и после армии восстановившиеся
>(чего, собственно, студенты боялись, если из вуза
>выгонят?). Т.е. рассказы про армию были в среднем
>из "более первых" рук, чем бОльшая часть прочего
>"негатива".
Во-первых, никакого отношения к вузам мой отец не имел - у него был несколько иной круг общения. Во-вторых, какова будет естественная реакция, если сопляк, который на 30 лет тебя младше, рассказывает вещи в корне противоречащие твоему собственному опыту?
Прошу прощения - я неправильно понял Вашу последнюю фразу
>Во-первых, никакого отношения к вузам мой отец не имел - у него был несколько иной круг общения. Во-вторых, какова будет естественная реакция, если сопляк, который на 30 лет тебя младше, рассказывает вещи в корне противоречащие твоему собственному опыту?
Я подумал, что это Вы про себя, а не про своего отца
говорите насчет недоверия рассказам с "голосов".
Если про отца - тогда понятно.
Первый раз я услышал о дедовщине в 1979 году. От одногодка. Тогда впервые в наш лексикон вошло выражение "армейские дедушки". До этого никто (!) из родителей , родственников и знакомых ни разу не упоминал или не намекал об армейских издевательствах.
Яйца курицу не учат. Помню , что я что-то объяснял своему "слону". Он слушл,слушал , а потом как брякнет:
- Ерунду ты несешь. Этого не может быть.
Все. Разговор окончен. Мировоззрение , личый опыт , здравый смысл, отсутствие слухов - вот поэтому такого просто не может быть.
Это не зашоренность. Это так работают мозги у обычного человека. В этом наше спасение. Ежели старики отказывались верить в дедовщину по причине ее глупости и невозможности , то так и должно быть. Очень хороший индикатор поганости явления. А ведь старые люди прожили очень непростую жизнь , хлебнули лиха. Но остались Людьми. Увидев много всяких более злобных гадостей , нежели дедовщина , они могли сказать:"Бывает хуже , но реже. Людоедство , например, или увечья , или тиф". Но дедовщина-то воспринималась ими как позор, как разрыв с основами жизнеустройства , как глубокое моральное падение. Вот что стоит за фразой "такого не бывает".