От Pout
К C.КАРА-МУРЗА
Дата 11.02.2002 22:05:14
Рубрики Прочее;

в слепом пятне


C.КАРА-МУРЗА сообщил в новостях
следующее:24350@kmf...
> Предлагаю уточнить основу для дальнейших рассуждений. До сих пор мы
(особенно я и Александр) жестко фиксировали внимание на реальности
традиционного (советского) общества. Измеряли все в абсолютных
показателях - тонны, калории, стакан молока и т.д. Это измерение
остается необходимым. Если бы сознание всех было к нему сведено, то
Галилеев и Билл мало что могли бы возразить.

Пропаганда важна, но пытаться распропагандировать"тоннами,штуками и
калориями" -это возврат к плакатам 50х годов. Натужно, накладно, а после
промывки 15 лет в режиме "деньги, все решают деньги" вообще стало
проблематично. Оппоненты это тоже имели в виду, хотя конечно "донести
до масоового сознания" можно, ка сказал Макаревич про шоу-бизнес, через
их ТВ и пареную репу. Или тыкву.
.
Креативная матрица по узловым компонентам - это другое дело. Тут
видимо(на мой взгляд)задача эффектней-выигрышней, без расчетов и
количественных мер можно обойтись..
Можно эффектные картины качественного плана рисовать, с той жне школой.
Убогость и падение нынешней очевидны.

А трудней и пока за кадром висит черная и неблагодарная работа.
Измерение в единой мере для операционных целей, через "центральные
компьютеры" и правильные алгоритмы. которое позволяет хозяйству работать
и им управлять. Алгоритм по транспорту(транспортная работа)тут
фигурировал. Требуются по всему "народно-хозяйственному" ряду такие же
внестоимостные,базированные на физически измеримых параметрах(в основе =
энергетические величины) . Так что "тонно-штуками" это только для
сомнительных наглядных целей хорошо навскидку оперировать. Работать-то
хозяйство в "не-долларах"как будет... на следующий день "после
отпущенного срока"
Наверно, уже надо раздвигать сектора и специализироваться, а то на
общем качественном уровне часть работы не выполнима. Школа, семья - это
одно, тоннокилометры и киловатты, меры типа Госплана и монополии внешней
торговили - это уже нудный расчеты там копательство. Язык и"словарь
понятий" тоже дело особое, это наскоком и эффектными приемами не
возьмешь.

> К сожалению, свое несогласие с таким подходом они не смогли выразить
адекватно и потому пытались оспорить надежность абсолютных показателей.
Мол, не было всем стакана молока, а было по полстакана. Этот спор
становился бесплодным.

Как только кроме"штук" начинались"рубли"(стоимостные масштабы) -
начинались и проблемы, напомню (как наиболее наглядный) спор о
капложениях и уже по контуру всех показателей - спор вокруг темы" по
неполным данным". С которого начнинался новый форум(тут когда он завис,
сразу стало видно, что на старом этой темой финишировали).

> Для нас самих исчерпан потенциал рассуждений исходя из абсолютных
показателей, из <жесткой> реальности. Пора включать в рассмотрение и
восприятие, то есть реальность, деформированную фильтром идеологии и
воображения. Как действует этот фильтр, мы понимаем плохо. Остается
плохо объясненным тот факт, что 90% высоко оценивают советский строй по
всем жестким показателям - а возвращаться в него не очень-то жаждут.
По-моему, они сами оказываются в недоумении от такого противоречия и
избегают обсуждать эту тему.

Слепое пятно.

Эти, верхние, ни о чем не пеклись(ни о "показателях", ни о прочем
"натуральном"базисе), кроме как создать социальные (слово база как
слищком серьезное не годится. Это не база, а субтильная
ветошка)подстилки режима. Фермеры эти, средние слои, вечно искомые. В
том числе - в головах. Средним классом в СССРе было 2\3 населения. "Эти"
свой средний класс упорно 10 лет выдумывают и насаждают в виртуале,
чтобы была подстилка. Его нет, какое там , если уж вспоминать о
советском масштабе. Тогда его, ан масс, пускают рылом по навозу,так чтоб
думать не моги. Рецепт - "Пусти птичку по шпалам - небось заглохнет".
Она после выволочек в пять приемов начала, середины и конца 90х и
"глухая",птичка. Отбиты почки у птички.

Зиновьев давным-давно про Ибанск говорил, что больше всего в таком
состоянии людям не нужна правда об их состоянии, самая простая и прямая,
"в натуральных показателях"(правда, он становился в пророческую позу и
обильно лаял на презренных крысомонголов, почти как Скептик, за то что
они его, пророка, воспринимать не желают).. Вот в чем загвоздка. Правда
тыкаемая в нос изо всех сил отвергается и в упор не видится по правилам
вытеснения из поля зрения, в слепое пятно. "Вдобавок нищета легче
переносится большинстовм, когда оно видит, что небольшое меньшинстово
сказочно богато"(это какой-то ранний Липсет или что-то такое, в общем -
из классиики манипуляции, еще 50е годы). Видимо(добавлю).,секрет тут в
том, что их считают существами несколь ко иной природы, чему и посвящена
львиная часть усилий теперешней супер0пупер промывки остатков мозгов.
ТВ просто бесчинствует послдние полгода на этой ниве. Уже говорилось
тут.

Насчет 90 процентов - это ковырять надо, что-то "у Левады"(по
возрастам)другие цифры и самое главное - готовые интерпретации. Но это
все же не суть главное. Важней "дисторсия"(искажение типа смены впуклого
на выпуклое)зрения-восприятия, по указанным ли, еще каким-то законам
"социального восприятия" в эпоху"общества спектакля". Ги Дебор умница.
Театр и спектакль, только по-русски - балаган с встроенным лохотроном,
вот так и вертят.


Стих тут тоже вспоминается.


это 85 год, кстати

Будет праздник
от зари и до зари
В этот раз мы
все сожжем календари


Вот их и карнавализуют, и "празднуют" обрекают бесперечь. Вы радио
по ФМ если слушаете - у них НЕПРЕРЫВНЫЕ праздники.

Правда, в конце так

Птиц не стало
тех что правили весной
Обметало
Белизной как сединой


Все как раньше,
все как прежде все как встарь
Беспристрастен
черно-белый календарь



> Из-за этого фильтра возникает гистерезис - важное явление, кем-то уже
упомянутое. Я уже много лет о нем думаю, но нет пока что хорошей
трактовки. Суть в том, что, отказавшись от советского строя при
некотором известном <уровне неудобства>, люди вовсе не откажутся от
нового строя при том же <уровне неудобства>. Для нового отказа
потребуется достичь намного более интенсивного <неудобства>, и заранее
определить этот уровень трудно. Возникает <петля гистерезиса>. При том,
что режим имеет средства воздействия на сознание, он стремится эту петлю
максимально расширить. В принципе, возможно такое положение, что
значительная часть населения просто вымрет до достижения нового
порогового значения, страна принципиально изменится, так что вообще
никакой петли не получится, а будет черт знает что - Московское
княжество с Трубой.

Мое субъективное представление было уже давно такое, что лет 20 идет
практически однотипный процесс распада. Пока оно оставалось
субъективным, меры не было, можно было вякать про" ну кажется это так".
А потом -количественную меру для него нашел Доброчеев (он вместе с
нелинейными динамиками, или там"хаотиками", работает). Публикации еще в
94 начались. Там закон распада четкий, как у естественной системы, по
карйней мере с 1991. Курс доллара к рублю там в логарифмическом
масштабе - прямая линия в коридоре. Что они не делают, не идут дела -
прямая. Как в процессе радиоаквтиного распада.
Идет распад социально-экономическо-культурной системы . Измеримый в
единицах . Это не метафорический образ..

Сценарий про Трубу тут выкладывал.

> Думаю, именно исходя из такого прогноза Паршев придумал свой соблазн с
<капитализмом за железным занавесом> - тот же сталинизм, только под
трехцветным флагом и с молитвами в Храме Христа Спасителя. Ну и,
конечно, без всякого развития. Спорить пока что бесполезно, поскольку
Паршев не дал своего определения понятию <капитализм>.

Сталинизм под трехцветным флагом, с образами идеальных менеджеров
вроде Л.П.Берии , железным занавесом, отказом от долларей,
необходимсотью единой энергетической системы и прочее...Это тот самый
абсурд и есть.

Возможно,(ну я уже за уважаемого АП начинаю домысливать раз он
молчит), Паршев базируется на выношенном практикой представлении, что
"новорусские" мотивации и на индивидуальном, и на групповом уровне
сейчас "реально работают"(а прочим староруссам их по описанным Ги
дЕбором способам лепят, как песком, в мутны очи) .Работают они!это да.
Нет спора. Конкретно и в натуре, работают особенно. Куда только они
_скоро и быстро_ "сработают"страну по железной логике, этого не хочется
видеть, и не видят. По их "понятиям", это дело двадцатое. Ирусик аскает
икорки , а жоржик канает на джипусике. "Ты че меня грузишь, а?"

И ведь что собенно цепляет - именно их "пацанские понятия", а не
правовые новеллы и термины верно, адекватно схватывают суть
"новоорусского бизнеса". Генеральный договор"пацанов ""работающих на
маркете". Это что, капитализм?это делание денег из"воздуха",
"вентиляторство" - а поскольку за их "зеленью"реальные ценности - это
чистый отсос, Труба. В натуре, блин.


> Если мы примем, что структура советского строя играет креативную роль
матрицы, то наша работа приобретает прикладной сил. Надо не подстегивать
созревание <обращения фаз>, а готовиться к этому моменту, создавая в
сознании идеи и агрегаты идей, которые должны будут сложиться в
матрицу-проект. Поскольку наличие такой матрицы есть условие
необходимое, нет смысла у упрекать людей в том, что они голосуют <не за
тех>. Они не хотят дестабилизации даже нынешнего положения, покуда нет
путеводной нити. Лучше уж <и то, и это>.
> Повторяю, что при этом времени у всех немного.

Работа все более прикладной характер обретает, потому и жужжим



От Pout
К Pout (11.02.2002 22:05:14)
Дата 12.02.2002 16:20:22

Дебор(*)

конца книжки только нет(не выложили, видимо),он дает взгляд на поднятую тему из современности. Но все равно полезная вещь.

Ги Дебор. Общество спектакля

http://www.anthropology.ru/library/DDR1.htm

http://www.anthropology.ru/library/debor-gl9.htm


ГЛАВА 9
МАТЕРИАЛИЗОВАННАЯ ИДЕОЛОГИЯ
“Самосознание есть в себе и для себя потому и благодаря тому, что оно есть в себе и для себя для некоторого другого самосознания, то есть оно есть только как нечто признанное.”

Гегель, Феноменология духа.



212.

Идеология есть основа мышления классового общества в конфликтном движении истории. Идеологические факты всегда были не простыми химерами, но деформированным сознанием различных реалий, а в качестве таковых – реальными факторами, осуществляющими, в свою очередь, некое действительное деформирующее воздействие; с тем бу льшим основанием материализация идеологии, в форме спектакля влекущая за собой воплощенный конкретный результат автономизированного экономического производства, практически сливается с общественной действительностью идеологии, которая все действительное смогла перекроить по собственной модели.

213.

Когда идеология, являющаяся абстрактной волей к универсальному и ее иллюзией, оказывается узаконенной универсальной абстракцией и действенной диктатурой иллюзии в современном обществе, она больше не является волюнтаристской борьбой разделенного на части, но его триумфом. Отсюда идеологическая претензия обеспечить своего рода пошлую позитивистскую точность: дескать, теперь она представляет собой не исторический выбор, но некую очевидность. В таком утверждении рассеиваются частные имена идеологии. А само участие собственно идеологического труда в обслуживании системы понимается теперь лишь в качестве признания “эпистемологического пласта”, притязающего на потусторонность по отношению к любому идеологическому феномену. Материализованная идеология сама безымянна, равно как и лишена выражемой исторической программы. А это значит, что история идеологий закончена.

214.

Идеология, которую вся ее внутренняя логика вела к “тотальной идеологии” в смысле Мангейма, к деспотизму фрагмента, навязывающего себя в качестве псевдо-знания застывшего целого, как тоталитарное въ дение, – свершается теперь в неподвижном спектакле не-истории. Его свершение есть также ее разложение в системе общества. С практическим разложением этого общества должна исчезнуть и идеология, последняя неразумность, перекрывающая доступ к исторической жизни.

215.

Спектакль – это идеология par excellence, так как он выражает и проявляет в своей полноте сущность любой идеологической системы: обеднение, подчинение и отрицание действительной жизни. Материально спектакль является “выражением разделения и отчуждения между человеком и человеком”. “Обман, возведенный в новую степень”, в нем сосредоточенный имеет свою основу на том производстве, посредством коего “с массой предметов растет … новая область чуждых сущностей, которым подчиняется человек.” Это высшая стадия той экспансии, что обращает потребность против жизни. “Потребность в деньгах есть, следовательно, подлинная потребность, производимая политической экономией, причем единственная потребность, какую она производит” (Экономико-политические рукописи). Спектакль распространяет на всю общественную жизнь принцип, который Гегель в “Йенской реальной философии” понимал как принцип денег, это – “в себе движущаяся жизнь мертвого”.

216.

В противоположность проекту, подытоженному в “Тезисах о Фейербахе” (реализация философии в практике, которая преодолевала бы противоположность идеализма и материализма), спектакль в псевдо-конкретности его вселенной сохраняет и навязывает идеологические черты одновременно материализма, и идеализма. Созерцательная сторона старого материализма, постигающего мир как представление, а не как деятельность (и, в конечном счете, идеализирующего материю), достигла своей полноты в спектакле, где конкретные вещи автоматически оказываются хозяевами общественной жизни. С другой стороны, мечтательная активность идеализма также находит завершение в спектакле – через техническое опосредование знаков и сигналов, которые, в конечном счете, материализуют абстрактный идеал.

217.

В этом экономическом процессе материализации идеологии следует выделить установленный Габелем (Ложное сознание) параллелизм между идеологией и шизофренией. Общество стало тем, чем уже была идеология. Исключение из практической деятельности и сопутствующее антидиалектическое ложное сознание – вот то, что ежечасно навязывается повседневной жизни, подчиненной спектаклю, что нужно понимать как систематическую организацию “ослабления способности к встрече”, и как ее замещение галлюцинаторным общественным порядком: ложное сознание встречи, “иллюзия встречи”. В обществе, где уже никто не может быть признан другими, каждый индивид становится неспособным признать и свою собственную реальность. Теперь идеология у себя дома, разделение построило собственный мир.

218.

“В клинических картинах шизофрении, – говорит Габель, – упадок диалектики целостности (и, в конце концов, ее разложение) и упадок диалектики становления (с кататонией как крайней формой его проявления) вполне соответствуют друг другу.” Зрительское сознание – узник уплощенной вселенной, ограниченной экраном спектакля, за который была вынесена его собственная жизнь, теперь знает только фиктивных собеседников, которые рассказывают ему исключительно о своем товаре и о политике их товара. На всем своем протяжении спектакль является его “зеркальным знаком”. В нем инсценируется ложный выход из возведенного в принцип аутизма.

219.

Спектакль, т. е. стирание границ между я и миром, посредством деформации я, одолеваемого присутствием-отсутствием мира, равным образом, есть стирание границ между истинным и ложным в виду вытеснения всякой переживаемой истинности под реальным присутствием ложности, которую обеспечивает организация мнимости. Тот, кто изо дня в день пассивно подчиняется участи отчуждаемого, тем самым доводится до безумия, которое иллюзорно реагирует на эту участь, прибегая к магическим техникам. Признание и потребление товаров находятся в самом центре этого псевдоответа на безответное сообщение. Потребность в подражании, испытываемая потребителем, является инфантильной потребностью, как раз и обусловленной всеми аспектами его фундаментальной экспроприации. Согласно терминам, которые Габель употребляет применительно к совершенно иному уровню патологии, “аномальная потребность выставления себя на показ компенсирует здесь мучительное чувство – существования на обочине жизни”.

220.

И если логика ложного сознания не может правдиво познать саму себя, то поиски критической истины о спектакле должны стать истинной критикой. Она должна вести практическую борьбу с непримиримыми врагами спектакля и соглашаться быть отсутствующей там, где отсутствуют они. Как раз законы господствующего мышления, исключительную точку зрения актуальности, и признает абстрактная воля к непосредственной действенности, когда она бросается в компромиссы реформизма или в общее дело псевдореволюционных недобитков. Этим бред воспроизводится в той самой позиции, которая претендует на то, чтобы его побороть. Наоборот, критика, выходящая по ту сторону спектакля, должна уметь ждать.

221.

Избавиться от материальных оснований обращенной истины – вот в чем состоит самоосвобождение нашей эпохи. Эту “историческую миссию восстановления истины в мире” не могут выполнить ни изолированный индивид, ни подверженная манипуляциям атомизированная толпа, но единственнно класс, способный стать разрушителем всех классов, приводя всякую власть к не отчуждающей форме осуществленной демократии, к Совету, в котором практическая теория контролирует сама себя и видит собственное действие. Только в нем индивиды “непосредственно связаны со всеобщей историей”, только в нем диалог вооружает себя для того, чтобы преодолеть собственную ограниченность.
======

От Pout
К Pout (12.02.2002 16:20:22)
Дата 18.02.2002 23:15:47

Война образов продолжается. Расторгуев.Почепцов

Война образов продолжается. Расторгуев.Почепцов


Расторгуев( о котором с восторгом поминал Ростислав Зотеев)проводит по сути близкую к деборовской концепцию"Общества спектакля", только с учет ом нашей, и современной специфики - как "Информационную войну". Поскольку текст Дебора оборван(не выложили в сеть объемного современного послесловия, отчего книга сильно теряет), Расторгуев восполняет это пробел. Целиком в Копилке

Вторая часть - очередная(/третья с русс.ру)статья Почепцова

=============

C.П. Расторгуев. Выборы во власть как форма
информационной экспансии
....


Что же касается напряженности
воздействия информационного источника, то
данный параметр в большей степени определяется
уровнем профессиональной подготовки работников
конкретного СМИ.

Действие профессионально
подготовленной и оформленной публикации, как
правило, не ограничивается узким кругом
подписчиков и случайных покупателей. Газетные
заголовки стреляют в окружающих в общественном
транспорте, на гвоздике в общественном туалете.
Как утверждал Д.И. Дубровский в своем докладе
“Информационный подход к проблеме
бессознательного”, опубликованном в сборнике
“Бессознательное”: “Феномен осознания
реализуется за счет снижения скорости
информационного процесса (расчеты показывают,
что на бессознательно-психическом уровне
перерабатывается за единицу времени примерно в
10.000.000 раз больший объем информации, чем на
сознательном уровне). Это говорит о существенном
своеобразии принципов переработки информации на
уровне бессознательно-психического, которые, в
свою очередь, как это легко допустить, отличаются
от принципов переработки информации на
допсихическом уровне
”. Любой неосознанный,
непонятый в режиме реального времени текст
останется и будет постепенно дозревать до
определенного поступка.

Наполнение содержанием и формой
конкретного издания чем-то напоминает
проектирование средства массового поражения.
Количество осколков от каждого слова, от каждого
сюжета пытаются сделать максимально возможным, а
разлет стараются “растянуть” как можно дальше и
максимально широко. Слова “максимально широко”
в применении к информации подразумевают, что она
должна быть “видимой” в смысле, определенном в
работе “Информационная война”, для
максимального числа обитателей соответствующей
информационной сферы. Это значит:


  • сообщения, “летящие” во все стороны, способны
    зацепиться за свою жертву только тогда, когда
    между сообщением и структурой знания жертвы есть
    общие базовые понятия, когда пересечение
    множества смыслов передатчика и приемника не
    пусто;
  • сообщение (зрелище) со всеми своими смыслами и
    нюансами отсутствует в знании читателей и
    зрителей.


    Оба приведенных утверждения несколько
    противоречат друг другу. Первое требует, чтобы
    “приемник” был как можно больше похож на
    “передатчик”. А второе - отвергает эту похожесть
    в строгом соответствии с классическим
    определением величины обратной энтропии. Поиск
    удачного компромисса между названными
    крайностями и является задачей персонала СМИ.

    =============

    Если подводить итог всему здесь
    сказанному, то он выглядит очень печально. Научно
    и промышленно отсталые страны должны будут
    платить за Зрелища ту цену, которую им установит
    производитель. А собирать эту плату они будут за
    счет безжалостной эксплуатации собственных недр
    и собственных народов.


    Уходят эпохи, меняются применяемые
    людьми друг к другу методы насилия. В эту череду
    постоянно совершенствуемых приемов управления
    себе подобными наш век к хорошо себя
    зарекомендовавшим Кнуту и Прянику добавил Убеждение.
    Убеждать пробовали и раньше. Иногда это
    удавалось. Но не хватало главного, не хватало
    информационного конвейера, а значит не хватало
    массовости.


    И только тогда, когда производство
    миссионеров, учителей, журналистов и
    комментаторов, средств массовой информации и
    непосредственно самой массовой информации
    удалось поставить на конвейер, т.е. разработать
    алгоритм их производства и функционирования,
    утверждаемый Хозяином, только тогда появилась
    реальная возможность сменить системы власти,
    базирующиеся на Кнуте и Прянике, на систему
    власти, опирающуюся на Убеждение.
    Именно
    поэтому древние формы правления, практиковавшие
    систему широких выборов, присущую когда-то Риму и
    Греции, были в свое время растоптаны, а
    сегодняшние их аналоги процветают и захватывают
    континент за континентом.

    Грустно то, что по большому счету
    особой разницы в названных методах, относительно
    достигаемой с их помощью цели, нет. Конечно, на
    первый взгляд приятнее, когда тебя убеждают в
    необходимости работать за бесплатно, чем когда
    силой отнимают уже выданный пряник. Но дело-то в
    том, что метод Убеждения применяют не для того,
    чтобы сделать жертве приятное. Его применяют
    только потому, что он дешевле. Просто так уж
    получилось, что субъективная приятность в данном
    случае совместилась с объективной
    эффективностью и дешевизной.

    =============
    Но за всем этим как стояла, так и стоит
    борьба за конечные ресурсы планеты между
    заполоняющей все доступное для жизни
    пространство человеческой массой. Не будем
    сейчас вспоминать о полезных ископаемых,
    напомним только о том, что даже такая, казалось бы
    ранее, мелочь, как обыкновенная пресная вода,
    становится дефицитом, когда более миллиарда
    жителей планеты не имеют к ней прямого доступа. А
    вот тот, кто имеет, уже осознает это и начинает
    заказывать себе будущее.

    И здесь очень важно понять по какому
    принципу родственному ли, национальному ли,
    территориальному ли или какому другому будет
    проводиться разделительная грань между теми, кто
    заказывает музыку, и теми, кто играет.

    На сегодняшний день, например,
    половина финансового богатства планеты
    сосредоточена по сути дела в рамках одного
    семейного клана. Так может быть принадлежность к
    этому семейному клану уже и является тем самым
    водоразделом? Но, как показывает исторический
    опыт, в человеческих обществах никогда не было
    жестко фиксированной границы. Ее постоянно
    пытались создавать и поддерживать, но она столь
    же постоянно размывалась временем, запряженным в
    противоречивые интересы борющихся за власть.
    Однако попытки продолжались и продолжаются. Они
    есть и сегодня и будут всегда, потому что любое
    эффективное управление должно базироваться на
    соответствующей структуре, включающей в себя
    структурные механизмы выработки решения,
    принятия решения, исполнения решения и контроля
    исполнения. Последняя современная попытка чем-то
    напоминает заброс маяка в завтрашний день и
    заключается в создании т.н. глобального
    информационного общества, которое, скорее всего,
    действительно будет создано и проведет нового
    вида границу, границу между теми, кто владеет
    современными информационными технологиями, и
    теми, кто уже никогда не поднимется до этого
    уровня.

    В. Дрожжинов и Ф. Широков, исследующие
    названную проблему, отмечают (г-та PC WEEK/RE, № 44,1998): “...
    в глобальный проект IS вовлечены лишь страны,
    следующие инновационной и технологической
    моделям развития. “Сырьевые” страны, к которым
    сейчас приходится относить и Россию, “не
    нуждаются” в информационном обществе”
    .

    Ни о каком целенаправленном
    управлении без наличия структуры,
    соответствующей цели этого управления, не может
    быть и речи. И когда появляется цель,
    подкрепленная ресурсами, то эта цель начинает
    формировать для себя необходимые управленческие
    структуры.

    Более того, информационные технологии
    начинают не только повышать эффективность
    соответствующего производства, но и начинают
    приносить своему хозяину чистую прибыль,
    благодаря факту своего существования. Однако “материальная
    часть информационной инфраструктуры должна
    поддерживаться. Если оборудование в основном
    зарубежное, то его поддержание похоже на
    обслуживание внешнего долга. ...Его поддержка
    возможна только за счет экспорта сырья, а мировой
    кризис сводит прибыль от такого экспорта к нулю.
    В июне 1998 года баррель нефти стоил на мировом
    рынке 8 долларов, т.е. тонна - около 50 долл.,
    персональная же машина из зарубежных
    комплектующих стоит 500-1000 долл.
    ” И печальный
    вывод: “Ни расширение, ни поддержка
    национальной информационной инфраструктуры
    своими силами в России более невозможна
    ” (В.
    Дрожжинов и Ф. Широков. PC WEEK/RE, № 47, 1998).


    Сколько может стоить организация
    потокового производства качественной
    информации в нашей стране? И сколько мы и наши
    дети должны будем платить паразитирующим на
    производстве зрелищ монополиям, которые еще и
    попутно перепрограммируют нас из самой читающей
    и противоречивой нации в некое подобие
    собственным одномерным существам, мыслящим
    исключительно в заданных свыше категориях и
    поступающих так как надо производителям Зрелищ,
    а не иначе.

    Раб всегда не только кормил своего
    хозяина, но и своим трудом обеспечивал ему
    безопасность, а себе кабалу.
    =======

    Г.Почепцов

    Виртуальные подсказки для мира реалий


    Россия выпустила сейчас почти бесконечное число книг о Владимире Путине, что свидетельствует об ощущаемой нехватке его присутствия в виртуальном мире. Недостаточно иметь Путина-реального, не менее значим Путин-виртуальный. И Путин-виртуальный действительно помогает проводить реальную политику. И так было всегда. Перед войсками Чингисхана шли страшные слухи: мол, вот, что может случиться с теми, кто не сдаст свой город наступающим. На выборах слухи иногда повествуют о том, что нет смысла идти и голосовать, все и так уже решено без нас. Это уже направлено на "усмирение" голосующих "против".

    Советский человек всегда жил скорее в виртуальном, чем в реальном мире. Когда жизнь не совпадала с киноэталоном, виноватой и неправильной оказывалась именно жизнь. Правда кино была сильнее правды жизни. Она не только более яркая, но и доступна каждому. Известное всем в конечном счете оказывается сильнее, чем известное немногим.

    Сталин-виртуальный также резко отличался от Сталина-реального. Сталин-виртуальный был всюду и везде. Только он мог быть одновременно и добрым, и злым. Только он мог быть другом физкультурников и главным языковедом одновременно. А горящее окошко в Кремле, описанное поэтами, где Сталин работал ночи напролет, впоследствии оказалось всего лишь окном туалета охраны, которое, естественно, горело всю ночь.

    Логика виртуального доказательства иная, чем логика реальности. Виртуальное доказательство строится исходя из "болевых точек" целевой аудитории. В результате мы видим то, что хотим увидеть. В этом плане кино дает очень четкие и ясные ключи к пониманию души того народа, который его создал. Очень четко это продемонстрировал З.Кракауэр в своем анализе немецкого кино. Поскольку это коммерческий продукт, никакие идеологические ухищрения не могут уничтожить того, ради чего люди идут покупать билет, - мира желаемого. Политические лозунги типа "грабь награбленное!" или "мир - хижинам, война - дворцам" лежат в той же плоскости.

    С другой стороны, виртуальная аргументация призвана одновременно задать не только свой объект, но и оппонента. Герой - это тот, у кого достойный враг. Поэтому если врага нет, то его следует придумать. Если он слаб, то его следует усилить. Чем враг страшнее, тем героичнее будет победа над ним. В военных технологиях это связано с необходимостью легитимизировать применение силы против врага, поэтому он должен предстать хитрым, коварным, ужасным... Сильного врага надо подготовить к будущему поражению, слабого - к сдаче без боя. В избирательных технологиях вообще западный стандарт требует пятьдесят процентов информации порождать о себе (естественно, позитивной), а пятьдесят процентов информации направлять на рассказ о враге (разумеется, негативной). Только так можно управлять ситуацией в виртуальном мире.

    Виртуальная действительность может также использоваться как сигнал, как защитное поле. Известный парад на Красной площади 7 ноября 1941 года является ярким примером именно виртуального моделирования при полном кризисе в поле реальности. Кстати, один из английских "спин-докторов" говорит, что в период кризисов следует, конечно, говорить правду, но не всю. То есть роль виртуальности в период кризиса возрастает. Поэтому как исчезновение Сталина после начала войны в 1941 году, так и более кратковременное исчезновение Дж. Буша после 11 сентября следует отнести к их серьезным ошибкам. Именно в этот период нация ждет от своих лидеров даже более качественной виртуальности, чем это требуется в мирные дни.

    Виртуальность иногда делает существенные прорывы в мир реальности. Великобритания сейчас надеется привлечь туристов после фильма о Гарри Поттере, а Новая Зеландия - после фильма, снятого по Дж. Толкиену. То есть виртуальный бум, связанный с этими кинопроизведениями, пытаются направить в "полезное русло". Хорошо созданный виртуальный объект имеет тенденцию продолжить свое существование в реальном мире. В советское время снятые для художественного кино кадры штурма Зимнего дворца потом использовались на правах документальных кадров. И именно так воспринимались, поскольку иных кадров в природе не было.

    Афганская война демонстрирует яростные атаки на виртуальную действительность: помимо сжигания флагов во многих мусульманских странах развернута "война" против американских брендов (Макдональдс, Пепси и др. оказались на острие обратной атаки). Например, в Бомбее ассоциация, объединяющая восемьсот владельцев отелей и магазинов, призвала бойкотировать американские авиалинии, банки, машины, косметику, рестораны быстрой еды. При этом AdAge Global (2001, Nov.12) считает такие попытки малопродуктивными, вспоминая попытку бойкота англичанами французских товаров в период обострения отношений - или азиатскими странами также французских товаров во время французских ядерных испытаний. Можно вспомнить такую же попытку Ю.Лужкова бойкотировать латышские товары. Еще одним доводом против такого бойкота является то, что религиозная сегментация потребителей является самой слабой. И ни один бренд не строит свою ориентацию по этому принципу.

    В целом есть различные варианты взаимодействия виртуального и реального миров. Виртуальный мир может выступать в виде сигнала для модификации реального мира. Виртуальный мир может получать удары в качестве заменителя мира реального. То есть в зависимости от цели мы можем или двигаться от мира реального к миру виртуальному, либо наоборот - от мира виртуального к миру реальному.

    Заместитель госсекретаря США Шарлотта Бирс, пришедшая на этот пост после руководства крупным рекламным агентством, раскрывает американскую стратегию моделирования виртуальной действительности после 11 сентября в четырех положениях (выступление от 10 октября 2001 г., то есть через восемь дней после ее назначения на пост заместителя госсекретаря):

    - террористические атаки были проведены не против США, а против всего мира;

    - это война не против ислама;

    - Соединенные Штаты помогают афганскому народу;

    - все нации должны стоять вместе, чтобы искоренить международный терроризм.

    Эти четыре положения действительно позиционируют войну таким образом, что она уходит от понимания "США против ислама" к пониманию "война всех против терроризма". Ш.Бирс также ставит интересную и важную задачу передачи таких слабоосязаемых понятий, как демократия. "Суть не в том, что мы говорим, - подчеркивает она, - а в том, что они слышат".

    Под подобное позиционирование войны можно подводить те или иные факты, которые укладываются в данную схему. Мы начинаем видеть в окружающей нас действительности то, что соответствует схеме, а не наоборот. Потребителю информации трудно разграничить сам объект и рассказ об этом объекте. Они сливаются воедино уже в момент получения информации. По происшествии же нескольких дней у человека вообще стирается источник получения информации, а остается сам "фактаж".

    Виртуальные объекты могут иметь самостоятельное существование, например, в виде литературных объектов, при этом никогда не выходя на уровень реализации. Советский Союз активно эксплуатировал подобные литературные объекты в своей идеологической практике, вводя их в качестве образцов для подражания, нормируя тем самым действительность ("Как закалялась сталь" Н.Островского или "Молодая гвардия" А.Фадеева). Виртуальные объекты получали дальнейшую фиксацию при переходе от литературной реализации к кино. Кино наиболее активно использовалось советской идеологией. Поэтому время триумфа кино на территории СНГ как раз советское.

    Иногда реализации могут происходить позднее. В США весной 2001 г. вышла книга в издательстве Даблдей, рассказывающая о планах войны против Кубы, которая должна была начаться сорок лет тому назад с захватом самолетов, взрыва американского корабля и террористических актов в Америке. Сорок лет назад сценарий сегодняшней атаки 11 сентября был уже проработан, причем самими американскими военными. Президент Кеннеди тогда сказал генералу Лемницеру, возглавлявшему комитет начальников штабов, что открытая атака против Кубы невозможна, чем и похоронил этот план. В 1962 г. генерал Лемницер ушел в отставку. Здесь вновь виртуальная реальность диктует подлинной реальности, какой ей быть. Более того, если эта книга оказалась в руках потенциальных террористов, они вполне могли воспользоваться предлагаемыми сценариями.

    В свое время прошла информация, что кадры с ликующими палестинцами, показанные CNN сразу после 11 сентября, на самом деле являются съемкой совершенно иного времени и сделаны по другому поводу. Но все это было тихо забыто, и никто не пытался найти ответ на этот вопрос.

    Виртуальная действительность советского времени подлежала такому же типу контроля, как и действительность реальная. Возможно, даже большему, поскольку виртуальная действительность имеет больший объем потребителей, распространяясь в массах. Это как различие стенной газеты и газеты "Известия", которую по определению прочтет гораздо большее число людей.

    США в период антитеррористической операции также повторяют простой советский путь воспитания и перевоспитания своих людей, когда отслеживание виртуальной реальности шло под неусыпным контролем. Так, Американский совет попечителей и выпускников, консервативная организация, занимающаяся американскими университетами, выпустила доклад по поводу "не того" реагирования американского академического сообщества на события 11 сентября: Defending Civilization. В докладе акцентируется внимание на распространенное в академической среде обвинение самой Америки. Подчеркивается, что можно получить диплом в ста процентах американских колледжей, не прослушав ни одного курса по американской истории. И поскольку "американская свобода не означает свободы от критики", доклад методично перечисляет крамольные высказывания профессоров (и даже в некоторых случаях студентов) из 117 университетов.

    Понятно, что давление на людей, высказывающих не те мысли, позволяет удерживать общественное мнение в нужном русле. Такое отрицательное внимание связано также с тем, что, как писала в свое время Э.Ноэль-Нойман (Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. - М., 1996), более образованные люди говорят активнее, высказывают свою точку зрения чаще, поэтому даже незначительная прослойка может порождать гораздо более мощные информационные потоки, чем это кажется на первый взгляд.

    Виртуальность после 11 сентября активно контролируется, например, США не продемонстрировали не только свои потери в Афганистане, но и потери после теракта существуют только в цифрах, но не были продемонстрированы трупы, похороны etc. Журналист Д.Радышевский сравнивает американское освещение подобных событий с израильским ("Московские новости", 2001, N 43): "В Израиле все по-другому. Журналисты, наряду с родными, друзьями, соседями, социальными работниками и волонтерами, без тени сомнения приходят в госпитали, больницы, на похороны, в семьи, соблюдающие ритуальный семидневный траур. [...] Для местной прессы освещение терактов - рутина, накатанный маршрут: место трагедии - больница - семьи - кладбище". Вероятным объяснением этого может служить то, что для Израиля террор и акцент на нем является элементом политической действительности, чего нельзя сказать о США.

    Одно из американских телевизионных шоу, использующих жанр судебного заседания, уже провело суд на Усамой бен Ладеном, что также демонстрирует возможности виртуальной действительности принципиально обгонять действительность реальную. Кстати, вспомним типичную советскую новость, когда мы закладывали камень, на месте которого когда-то будет стоять самый крупный в мире завод. Виртуально он уже был, играла музыка, произносились речи, реально - его еще долго надо было строить. Новостной канал Fox в США после 11 сентября даже потерял свою объективность, максимально насыщая свои сообщения патриотическими "витаминами". Так, корреспондент, ведущий репортаж из Афганистана, говорит, что он сам готов убить бен Ладена, если тот повстречается ему на пути. Однако, потеряв объективность в подаче материалов, Fox выиграл в расширении своей аудитории: сегодня канал смотрит на 43 процента больше зрителей, чем это было в этот же период год назад. И кстати, 30 процентов среди 1500 опрошенных Pew Research Center взрослых требуют от новостей четкой проамериканской позиции.

    Роль виртуальности оказывается иной в различные временные периоды. Вспомним праздники советского времени, когда роль виртуальности резко возрастала (7 ноября, к примеру). В эти дни превалирующим становилась подача именно художественной коммуникации, к которой также можно отнести и ритуальную коммуникацию. То есть "биение сердца" виртуального мира в разные периоды разное.

    Выборы также увеличивают интерес к виртуальной действительности как со стороны кандидатов, так и со стороны избирателей. За краткий период избирательной кампании кандидат не может выстроить реальный дом, но он вполне готов построить воздушный замок. Партии строят свои виртуальные замки, которые должны выдержать ветры действительности, словно домики трех поросят. И партии оказались, кстати, отнюдь не на высоте с точки зрения позиционирования своих "воздушных замков", поскольку те слабо различимы населением. Отсюда внезапно возникшая любовь к персонализации "блок Ющенко (Витренко, Тимошенко, Мороза)", которая призвана придать воздушным замкам более знакомые очертания.

    "New York Times" (2001, 2 декабря) справедливо подчеркивает: "Победа в войне не означает победы в мире. Эта война может быть выиграна только победой над сердцами и головами". Покорить, таким образом, необходимо в первую очередь именно виртуальное пространство.

    // Русский Журнал


    ======
    вдогонку сслылка на свежего Хантинтона, точней его
    толкователя. Круг Ахиезера, блин. Это становится у данного круга стандартом. Православной цивилизации капец. Имеется в виду все тот же распад России , разумеется.
    И очень характерна эта крепнущая - унИХ - вера что"православие и коммунизм соответствуют друг другу".

    http://www.znanie-sila.ru/online/issue_1520.html

    Православие прямо создано для коммунизма, одно соответствует другому.

    Православный мир, дав яркий всплеск в ХХ веке, к концу века полностью проиграл. Мы стали свидетелями интереснейшего и драматического процесса — ухода с исторической сцены православной цивилизации. Она полностью проиграла.
    ...
    ======

    От Ростислав Зотеев
    К Pout (18.02.2002 23:15:47)
    Дата 19.02.2002 14:24:39

    О толкователе Хантингтона

    Здравствуйте !
    Показательна сама манера изложения: эдакий знаток, полностью все знающий наперед и владеющий некий сокровенным знанием о "динамике". Думаю, насчет короткой эпохи терроризам он ошибается - тут полностью права Яна (СГКМ) с ее "Ликеем". Это данность надолго - кстати, практически пытаюсь вложить это в головы своего ближнего круга - озадаченно таращат глаза, похоже это может вывести из тупого жвачного состояния. А насчет "выиграли/проиграли" - эт им так хочется, вроде как в предвыборном пиаре: "все решено"... Ну да "Мы на горе всем буржуям Мировой пожар раздуем!" (С) Д.Бедный ;-)
    Прорвемся, эфиопы с нами :-)

    Ростислав Зотеев

    От Ростислав Зотеев
    К Pout (18.02.2002 23:15:47)
    Дата 19.02.2002 14:03:17

    Re: Война образов...

    Здравствуйте !

    Здравствуйте, Сергей Палыч ! И спасибо за тексты. Я ить Жору Почепцова оч.хвалил за сиюминутную конкретность ;-)
    Как Вам самому, нравятся тексты ? Мне просто до систематизированных книг СГКМ попался Расторгуев(понравился за попытку математизировать), а за ним - Почепцов (много хороших иллюстративных примеров из сегодня).
    Кстати, Расторгуев какого возраста ?

    Ростислав Зотеев

    От Pout
    К Ростислав Зотеев (19.02.2002 14:03:17)
    Дата 19.02.2002 21:12:17

    Re: Война образов...

    Приветствую.
    Ростислав Зотеев сообщил в новостях
    следующее:46601@kmf...

    > Как Вам самому, нравятся тексты ? Мне просто до систематизированных
    книг СГКМ попался Расторгуев(понравился за попытку математизировать), а
    за ним - Почепцов (много хороших иллюстративных примеров из сегодня).
    > Кстати, Расторгуев какого возраста ?

    Почепцов - автор двух гарных толстых монографий -"История семиотики
    в России"и"Общая теория коммуникций"(вторая оч.большая, первая отличная,
    обе есть в сети, на сайте Янко).
    Расторгуев молодец, выглядит браво и подтянуто, возрасту нашего, вел
    себя на семинаре по "рефлексивному управлению" не как вся это около-...
    команда. То есть совершенно четко, по делу, и быстро противопоставил
    концептуально свое направление - их. Слова ему много не дали, но
    рекомендовал его Лепский очень комплиментарно(впрочем, там порядок был
    такой всех кто говорил хвалить).
    "Инфовойну"его я не читал, этот отрывок пчоти всем хорош, но насчет
    Дубровского как авторитета в теории идеального-бессознательного СПР
    жестоко ошибается, видимо ему "математические формализации"ближе. Вот и
    клюет на плохую философскую теорию. Ильенков того Дубровского с его
    теорией идеального и именно за нее - раздраконил в пух и прах. На сайте
    "Читать Ильенкова" эта критика есть. Это по самой сути соотношения
    мышления и мохга. как органа, реализующего эьу функцию. Те цитаты,
    которые СПР-а умилили у Дубровского - не более чем лихая метафора без
    какого-то реального наполнения. На "естественников"такое действует(а
    гуманитариям давно на обоснования плевать) А это очень важный корень
    дела, не просто второстепенный бантик.

    В-мейл по части дел посм.плиз
    >
    СП



    От Pout
    К Pout (11.02.2002 22:05:14)
    Дата 12.02.2002 10:03:35

    график Доброчеева (ссылки)



    на Форуме обсуждали

    http://vif2ne.ru/nvz/forum/archive/4/4473.htm

    http://vif2ne.ru/nvz/forum/archive/4/4477.htm

    "Ирусик аскает икорки" - это заимствовано из "новорусского языка",
    отсюда

    http://www.guelman.ru/slava/texts/bukvar.htm



    От Дмитрий Ниткин
    К Pout (12.02.2002 10:03:35)
    Дата 12.02.2002 18:34:01

    Ну и что?

    Ну, аппроксимировал Доброчеев курс доллара логарифмической функцией (в начале быстрый рост, затем медленный). Задачка для второкурсника. И что из этого следует?

    От Pout
    К Дмитрий Ниткин (12.02.2002 18:34:01)
    Дата 12.02.2002 19:45:36

    гонору у Вас...

    Я неспособен в режиме пишушей машинки перенабивать весь наш Архив. Дал же аккуратно ссылки на работы Доброчеева и комментарии - там ветка.

    Единственный человек(против сонмища экономистов)точно на пять лет спрогнозировал ситуацию зимой 1994. Когда все носом вертели от его методики. В 1999сравнили - охренели. Он был прав. А все экономисты - в пролете.
    Он один умный оказался. Задним числом это "вынуждены были признать" - со скрипом и не все.
    Там в ветке говорится, что вместо гонора давайте свои сравнимые авторитеты, оправдавшиеся в смутные времена на 100процентов прогнозы
    и потом - методики.

    То что он подает материал забойно и доступно - это упаковка. Науился подававать. Про нелинейную динамику там читайте, небось первый раз слышите. Знать что аппроксимировать - это не интуиция и не формальное образование, а талант, хватка и работа.