От Товарищ Рю
К Владислав
Дата 09.07.2002 13:51:35
Рубрики Прочее; Школа; Культура;

Кратенько - и предложение

>Приветствую!
Здра!

>Это список экзаменационных билетов -- или содержание соответствующих разделов учебника (учебников)?
>И как проходит аттестация по данным дисциплинам: экзамен или просто зачет за "прослушанный курс"?

Среднее образование в Чехии - это четыре года после 9 лет начального образования. Соответственно, это средние (средние специальные) школы и гимназии (в последнее время появились еще лицеи, колледжи и проч. - но это мизер). Так вот, изучение этого курса занимает два года, а в профильных направлениях - общественно-гуманитарных - все четыре. И в последних заканчивается экзаменом (а зачастую и чем-то вроде сочинения или реферата по заданной теме), а в остальных - тестами.

У меня есть только книжка типа наших для поступающих в вузы - краткое изложение содержания всех тем. Чтоб не брать непосильной и ненужной в принципе задачи, выберите одну-две темы, и я переведу их изложение, а также примеры тестов по этим темам.

С уважением

От BALU
К Товарищ Рю (09.07.2002 13:51:35)
Дата 11.07.2002 05:13:31

Re: Кратенько -...

>Среднее образование в Чехии - это четыре года после 9 лет начального образования. Соответственно, это средние (средние специальные) школы и гимназии (в последнее время появились еще лицеи, колледжи и проч. - но это мизер). Так вот, изучение этого курса занимает два года, а в профильных направлениях - общественно-гуманитарных - все четыре. И в последних заканчивается экзаменом (а зачастую и чем-то вроде сочинения или реферата по заданной теме), а в остальных - тестами.

>С уважением

Ну вот и "школа двух коридоров". Разве нет?

От Товарищ Рю
К BALU (11.07.2002 05:13:31)
Дата 11.07.2002 13:51:48

Ответьте честно

>Ну вот и "школа двух коридоров". Разве нет?

Это где вы именно тут такое усмотрели? Каждый человек в Чехии так или иначе оканчивает курс начального (точнее сказать, базисного) обучения продолжительностью 9 лет, после чего может заниматься неквалифицированным трудом, или учиться в средней школы - общей, специальной или гимназии - продолжительностью 4 года (некоторые гимназии принимают после 4 класса и обучают 8 лет - годичная экономия). После чего может работать или продолжать учиться. Для поступления в университет нужен аттестат о среднем образовании - это, кажется, нормально? И никто не возбраняет гимназисту-"историку" поступать в химико-технологический, если он вдруг того пожелал

К слову, обучение в государственных заведениях всех уровней бесплатно (платных отделений для чехов нет даже в лучших университетах, оплачивают за учебу только в частных средних заведениях, примерно по 500-700 долларов в год, а частных вузов я не видел), и иностранцы, которые желают заниматься в вузах на иностранном языке (если на чешском - то тоже бесплатно).

И если все же усмотрели, то тогда другой вопрос: не являлось ли системой "трех коридоров" параллельное существование в СССР средней школы, техникума и ПТУ?

Более того, не является ли наличие университета, педвуза и просто "гулять по улице" теми же коридорами? Единственной альтернативой такому "нетерпимому положению вещей" является бессмертное энгельсовское "все должны и будут уметь всё!". Если вы - за такой принцип, то так сразу и скажите, сэкономим уйму времени и внимания окружающих.

Примите и проч.

От Георгий
К Товарищ Рю (09.07.2002 13:51:35)
Дата 09.07.2002 14:04:09

Вот три темы:...

"ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ" - "Техника управления обществом - тоталитаризм и демократия", "Партнерство, брак, основы семейной жизни", "Проблемы свободного времени".


Жду ответа.


От Товарищ Рю
К Георгий (09.07.2002 14:04:09)
Дата 13.07.2002 02:37:41

Три темы

ТЕХНИКА УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВОМ – ТОТАЛИТАРИЗМ И ДЕМОКРАТИЯ

Противовесом демократии, которая представляет собой власть народа, то есть, власть целого, является автократия, как неограниченная власть личности или узкой социальной группы. Как и демократия по своей буквальной сути как власть всего народа мыслима исключительно в идеальной форме, автократия никогда не существует в чистой форме.

Автократия – это общее понятие для всех антидемократических государств и обществ. Оно включает в себя:
— восточные деспотии;
— античные и средневековые городские тирании;
— абсолютные монархии;
— современные диктатуры и, прежде всего, тоталитарные государства.
Все тоталитарные режимы имеют некоторые общие черты:
1. Наличие единой идеологии – выражает целевые устремления личности и общества. Идеология подкрепляется монопольным использованием всех средств.
2. Стремление тоталитарного охвата всех сторон индивидуальной и общественной жизни. Из этого вытекает не только контроль за самыми разными областями общественной жизни, но и стремление проникнуть в частную жизнь личности и семьи.
3. Существование властной группы, располагающей монопольной властью.
4. Террор как средство подавления сопротивления общественных групп и личностей.
Современные тоталитарные режимы представлены прежде всего фашизмом, нацизмом и коммунизмом. Все эти группы имеют ряд сходных черт, например:
— для фашизма и нацизма общим является большое значение, придаваемого формальному подчинению и чувству всеобщего выполнения вмененных обязанностей
— фашизм, нацизм и коммунизм декларируют себя в качестве исполнителя воли всего человечества, присваивая монополию на истину.
По своей концепции все тоталитарные режимы опираются на схожие элементы динамики:
— фашизм — представление постоянной борьбы и перемен как борьбы личностей
— нацизм — борьба наций и рас
— коммунизм — классовая борьба как основной закон истории.

Демократия
Понятие демократии является предметом изучения разных областей научного познания. Им обозначаются различные политические и властные системы и формы государственного устройства. В зависимости от различных общественно-культурных и исторических условий, а также идеологических и политических обстоятельств подчеркиваются или преобладают определенные основополагающие принципы устройства. Прежде всего, это комплекс прав человека и общества в том смысле, который был выработан эпохой Просвещения (право на жизнь, свободу и собственность, свобода вероисповедания, совести, слова, собраний, выбора занятия, собраний и объединений, право на труд, на образование, всеобщее равенство перед законом и т.д.).
Помимо этих принципов современная демократия основана на принципе суверенности народа (власть народа, от народа и для народа). Этот принцип реализуется на основе всеобщей, равной, свободной и тайной выборности органов власти, их контроля и ответственности перед всеми гражданами.
В целом демократию можно характеризовать как исполнение власти в определенных политических системах коалицией конкурирующих или сотрудничающих политических партий по поверению граждан и под их контролем. Демократия является не только формой правительства или государства, но и сущностью, преследующей конкретные социальные цели, которые связаны с широким культурно-историческим и социальным комплексом сообветствующего общества. Необходимо проводить различия между отдельными типами и формами демократии.


ПАРТНЕРСТВО, БРАК, ОСНОВЫ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

Выбор партнера-супруга — очень важная и серьезная проблема, в идеале это должно быть пожизненным решением. Речь идет не только о сексуальном партнере или компаньоне в общих развлечениях, но также и о попутчике в тяжелые моменты жизни и втором родителе собственных детей.
Во время влюбленности молодой человек зачастую не видит недостатков и отрицательных черт другого и не желает обращать на них внимание, когда их ему указывают окружающие. Речь идет не только о наследственных заболеваниях, зачастую утаиваемых (рождение мертвых детей, самоубийства среди предков, душевные болезни членов семьи), но и дефекты характера и дурные привычки (например, чрезмерное употребление алкоголя).
Важном обстоятельством является и то, из каких семей выходят оба любящих друг друга человека, какой режим установился в семьях их родителей. Немаловажно, например, то, какие отношения были между их родителями, кому принадлежало последнее слово при выработке решений, к какому жилью они оба привыкли, к какому питанию, образу ведению домашнего хозяйства и даже гигиеническим привычкам. Когда оба партнера — выходцы из схожих семей, они, скорее всего, легче сойдутся характерами и найдут взаимное понимание. Но если у него был доминирующий отец, а у нее — мать с властной натурой, причем каждый из них будет стремиться к воспроизведению хорошо знакомого ему стереотипа семейной жизни, то, как говорится, «коса может найти на камень». Точно так же, если уровень жизни, тип жилища или бытовые привычки в прошлых семьях сильно различались, не всегда бывает легко достигнуть полного взаимопонимания. Поэтому неплохо еще до свадьбы познакомиться с семьей своего будущего супруга.
Важным фактором является также интеллект и образование партнера. В прежние времена женщине обычно доставало природного ума вместе формального образования для того, чтобы понравиться будущему партнеру. Теперь же число образованных женщин уже превышает количество мужчин. Это, в свою очередь, иногда приводит к проблемам такого рода, когда менее образованный муж компенсирует свой комплекс неполноценности по отношению к жене грубостью или созданием искусственных препятствий ее карьере.
Идеальным поэтому представляется тот случай, когда оба партнера не только приближаются друг к другу по уровню образования и типу профессии, но и имеют сходные точки зрения и интересы.
Исследование показывают, что каждая третья пара, вступающая в брак, не имеет достаточных материальных условий для совместной жизни. Тем самым она оказывается не в состоянии вести полноценную экономически самостоятельную жизнь и остается отчасти зависимой от своих родителей. Относительно небольшое число супружеских пар имеют с самого начала возможность проживать в отдельной квартире, в тех же случаях, когда им приходится жить вместе с родителями одного из супругов, нередки осложнения.
Стеснительные жилищные условия являются одной из основных причин трудностей семейной жизни. В настоящее время почти 80% молодоженов начинает свою совместную жизнь в квартире или доме родителей.
Одним из важнейших умений супружеской жизни является правильное ведение домашнего хозяйства. Необходимо уметь выработать определенный семейный бюджет с участием каждого из супруга. Бюджет является серьезной основой глубокого анализа того, что для семьи является главным, а что — второстепенным, что необходимо купить срочно, а с чем можно подождать.
Частой ошибкой бывает ведение хозяйства без создания резерва. Очень опасно жить, не обращая внимания на собственные финансовые возможности, полагаться на подарки и дотации со стороны родителей, безрассудно занимать деньги у друзей и знакомых. Такие поступки приводят к нервозности и стрессам и портят радость общей семейной жизни.
В настоящее время у нас распадается почти каждый третий брак (для сравнения — в 1924-1934 гг. только каждый 25-й). Более 80% распавшихся семей имеет детей. Разводятся преимущественно молодые пары. Причин разводов много. Главное из них является «несходство характеров», затем следуют супружеская неверность, отсутствие интереса к семье, алкоголизм, грубость и т.п.
Исследования также показывают, что возраст вступления в брак постоянно снижается (в настоящее время он составляет 21-24 года у мужчин и 18-22 года у женщин). Наиболее часто разводятся пары, прожившие вместе от одного года до пяти. С учетом того, что 90% детей у нас рождается в течение первого года после заключения брака молодым людям следует более ответственно решать вопрос, могут ли они жить супружеской жизнью и является ли их возраст и продолжительность знакомства достаточным для создания счастливой семьи.
Наиболее болезненной стороной разводов является их воздействие на детей. Они теряют как минимум одного, а иногда — даже обоих родителей. К тому же они очень болезненно переживают беспокойные дни распада брака и обычных при этом ссор между родителями. Дети, в опыте которых имеется развод, в зрелом возрасте также отличаются повышенной склонностью решать семейные проблемы сходным образом.
Для крепкой и продолжительной семейной жизни недостаточно только эмоциональной привязанности. Его необходимо поддерживать также рассудительным подходом ко всем проблемам, связанным с браком.


ПРОБЛЕМЫ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ

С точки зрения использования отдельные отрезки прожитого времени можно определить как:
1. Продуктивной время, т.е. время, посвященное работе, необходимой для обеспечения жизненных потребностей: в принципе это время может не совпадать с рабочим временем.
2. Репродуктивное время, т.е время, требуемое для восстановления и пополнения физических и умственных сил (сон, отдых, еда), а также гигиены.
3. Собственно свободное время, т.е. время, которым свободно располагает каждый отдельный индивидуум.
Свободное время можно подразделить на несколько видов:
— остаток дня после периодов продуктивного и репродуктивного времени,
— выходные в течение недели,
— оплачиваемый отпуск,
— свободное время пенсионера,
— свободное время безработного.
Абсолютная продолжительность свободного времени возрастает в результате, главным образом, сокращения длительности продуктивного (рабочего) времени, которое в настоящее время в Чешской республике составляет в среднем около 42 часов в неделю.
Вопросы свободного времени и его использования являются предметом не только социологии, но и народного хозяйства, социальной политики и других областей практики и теории. C использованием свободного времени связана деятельность целого ряда отраслей промышленности, транспорта, услуг и прочих организаций.

=========================================================

И, как я уже говорил, это не учебник, а что-то вроде книги-шпаргалки для повторения курса перед экзаменами на аттестат или вступительными в университет.

С уважением

От Владислав
К Товарищ Рю (13.07.2002 02:37:41)
Дата 14.07.2002 05:54:31

Re: Три темы

Приветствую!

Да-а... Такого я даже и не ожидал ;-)))

>ТЕХНИКА УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВОМ – ТОТАЛИТАРИЗМ И ДЕМОКРАТИЯ

>Противовесом демократии, которая представляет собой власть народа, то есть, власть целого,

Демократия в первую очередь является МЕХАНИЗМОМ, уравновешивающим заявленные интересы различных частей общества. Механизм этот по определению подразумевает разделение на большинство (которое правит) и меньшинство) которое подчиняется мнению большинства. Утверждение о "едином целом" -- бред, причем явный.

>является автократия, как неограниченная власть личности или узкой социальной группы. Как и демократия по своей буквальной сути как власть всего народа мыслима исключительно в идеальной форме,

Почему же? Исходя из определения, данного авторами сего труда, наиболее близкой к идеалу является СОВЕТСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ. 99,8% голосующих -- "за", и никакого меньшинства. Весь народ един! ;-)))

>автократия никогда не существует в чистой форме.

>Автократия – это общее понятие для всех антидемократических государств и обществ. Оно включает в себя:
>— восточные деспотии;
>— античные и средневековые городские тирании;
>— абсолютные монархии;

Исходя из приведенного ниже определения, демократия как метод государственного управления появилась лишь во 2-й половине XIX века. Определять некую общественную формацию как антитезу другой формации, существовавшей В ИНОЕ ВРЕМЯ И В ИНЫХ УСЛОВИЯХ -- ...!

>— современные диктатуры и, прежде всего, тоталитарные государства.

Характерно, что понятию "тоталитаризма" определения НЕ ДАНО!..

>Все тоталитарные режимы имеют некоторые общие черты:
>1. Наличие единой идеологии – выражает целевые устремления личности и общества. Идеология подкрепляется монопольным использованием всех средств.

Запомним этот тезис

>2. Стремление тоталитарного охвата всех сторон индивидуальной и общественной жизни. Из этого вытекает не только контроль за самыми разными областями общественной жизни, но и стремление проникнуть в частную жизнь личности и семьи.

Интересно бы вспомнить, какое из государств пыталось вмешиваться в частную и семейную жизнь ВСЕХ своих граждан? Или это и имеются в виду те граждане, которые с точки зрения правоверной демократии "равнее всех других"? ;-)))

(Уточняю -- я не считаю, что государство имеет право вмешиваться хоть в чью-то частную жизнь, если не имело место явное и доказанное нарушение закона. Однако в данном случае, ИМХО, авторы учебника случайно проговорились, показав, что нарушение прав определенных людей для них равносильно нарушению прав всех граждан)

>3. Существование властной группы, располагающей монопольной властью.

Определение не является строгим -- под него можно много чего подвести...

>4. Террор как средство подавления сопротивления общественных групп и личностей.

Что такое террор? Массовые расстрелы, виселицы на улицах? Или как у Ленина: "Навести беспощадный террор против всей городской буоржуазии -- выгнать ее на рытье окопов!" ;-)))

>Современные тоталитарные режимы представлены прежде всего фашизмом, нацизмом и коммунизмом.

А куда денем Саддама Хуссейна? ;-)))

>Все эти группы имеют ряд сходных черт, например:
>— для фашизма и нацизма общим является большое значение, придаваемого формальному подчинению и чувству всеобщего выполнения вмененных обязанностей
>— фашизм, нацизм и коммунизм декларируют себя в качестве исполнителя воли всего человечества, присваивая монополию на истину.
>По своей концепции все тоталитарные режимы опираются на схожие элементы динамики:
>— фашизм — представление постоянной борьбы и перемен как борьбы личностей
>— нацизм — борьба наций и рас
>— коммунизм — классовая борьба как основной закон истории.

Большинство современных антидемократических режимов не являются ни тем, ни другим, ни третьим. По крайней мере, они не позиционируют себя так -- то есть перечисленные определения либо крайне неполны, либо неверны.

Однако вспомним упомянутые выше "общие черты всех тоталитарных режимов": наличие единой идеологии, подкрепленной монопольным использованием всех средств. Идеология в учебнике прослеживается -- хотя бы по приводимым антитезам ей. Поскольку учебник един и утвержден государством, то наличествует и монополия.

Признаки тоталитарности Чешской республики налицо! ;-)))

>Демократия

[...]

>Демократия является не только формой правительства или государства, но и сущностью, преследующей конкретные социальные цели, которые связаны с широким культурно-историческим и социальным комплексом сообветствующего общества.

То есть демократия является не только СРЕДСТВОМ, но и САМОЦЕЛЬЮ. А цель, как известно, имеет одно важное свойство -- рано или поздно она начинает оправдывать средства... ;-(((

Приношу огромную и искреннюю благодарность за предоставление этих отрывков.

>И, как я уже говорил, это не учебник, а что-то вроде книги-шпаргалки для повторения курса перед экзаменами на аттестат или вступительными в университет.

А что, экзамены на аттестат и в университет у них ИДЕНТИЧНЫ???

И, кстати, чисто технический вопрос -- так сколько же существует учебников по "социальным дисциплинам"? Один (по всем сразу), два или более?

Удачи!

Владислав

От Товарищ Рю
К Владислав (14.07.2002 05:54:31)
Дата 14.07.2002 20:42:57

Ну, а что тут такого?

>Приветствую!
Здра!

>Да-а... Такого я даже и не ожидал ;-)))
А надо быть готовым ко всему :-)))

Я поскипал ваше творчество - но, кажется, речь не заходила об адекватности САМОГО материала с вашей точки зрения? :-)

Тем более, там неточностей хватает и у вас - и с лишком: например, антидемократическим (почему, кстати, не просто "недемократическим"?) государством вполне может быть и восточная деспотия - и тогда режим Хуссейна вполне описываем. Или где, скажем, написано, что государство стремится фактически контролировать частную жизнь ВСЕХ граждан? На мой скромный взгляд, оно в СССР или нацистской Германии или даже в современных США (!) вело и ведет себя как инспектор ГАИ на дороге. А уж возможности у него для этого есть - и даже в 30-х годах были.

>Приношу огромную и искреннюю благодарность за предоставление этих отрывков.

Не за что :-)

>>И, как я уже говорил, это не учебник, а что-то вроде книги-шпаргалки для повторения курса перед экзаменами на аттестат или вступительными в университет.
>
>А что, экзамены на аттестат и в университет у них ИДЕНТИЧНЫ???

Не идентичны, а ковариантны (точнее, базируются на одном и том же материале) - точно так же, как в СССР, России, да и, думаю, повсюду. Да и в университеты экзамены сдаются не всюду, а только на наиболее востребованные специальности (остальные могут довольствоваться аттестатом и тестами по отдельным предметам плюс собеседование).

>И, кстати, чисто технический вопрос -- так сколько же существует учебников по "социальным дисциплинам"? Один (по всем сразу), два или более?

По социальным дисциплинам для полного среднего образования (т.е. с 10 по 13 годы обучения) существует четыре курса и, соответственно, учебника: "История", собственно "Общественные науки" (то, что я и предложил), "Экономика, менеджмент и маркетинг" и "Основы бухгалтерии" (относительно последнего я не уточнил, в каком объеме он подлежит изучению в неспециализированных - неэкономических - средних учебных заведениях; но то, что подлежит в КАКОМ-ТО объеме - это точно).

Сравните с положением в СССР, где в средней школе изучалась только история (5-10 классы) и обществоведение (довольно куцый курс даже на мой тогдашний взгляд) только в 10. классе.

>Удачи!
С уважением

От Максим
К Товарищ Рю (13.07.2002 02:37:41)
Дата 13.07.2002 17:34:31

Про демократию и коммунизм очень понравилось! Класс! (-)