>Во- первых,китайские императорские
>чиновники, конфуцианцы по определению ( прием на госслужбу практиковался
>через экзамены по написанию сочинений _на тему конфуцианского
>канона_).Это старинный институт, не имеющий аналогов вне
>Поднебесной.Во-вторых, на излете этой имперской традиции , с
>наступлением новых, более "веселых", времен,"порча нравов" постигла и
>слуг императора. "Написание сочинений"было профанировано - существовали
>мануалы,заказухи. Чиновники обращались за помощью к наемным писакам,
>только и всего.
Здесь важно то, что высшие чиновники отбирались из всех, путем экзаменов, т.е. отбирались наиболее способные к управлению (по тогдашним критериям Поднебесной). Форму же этих экзаменов - сочинение - как раз я и предлагаю отвергнуть, именно по тем самым соображениям, что и приведены Вами.
Другое дело, не окажется ли в итоге профанированным вообще любой конкурсный отбор (т.к. им ведают люди).
>Здесь важно то, что высшие чиновники отбирались из всех, путем экзаменов, т.е. отбирались наиболее способные к управлению (по тогдашним критериям Поднебесной). Форму же этих экзаменов - сочинение - как раз я и предлагаю отвергнуть, именно по тем самым соображениям, что и приведены Вами.
Это вы в корне не правы. Высше чиновники ни по каким экзаменам не отбирались. Экзамен - это на право быть чиновником, точнее, принадлежать к ученому сословию ши. Ши было на порядок больше, чем чиновников. ( порядка 2 млн. против 130тыс. при Мин - все население не менее 200 млн.)