От Сысой
К All
Дата 19.06.2002 02:05:50
Рубрики История; Идеология; Тексты;

В копилке - Грамши "Письма из тюрьмы"

Здравствуйте!

Выложены письма с комментариями:
http://vif2ne.ru/nvz/forum/files/Sysoj/Pisma-Gramshi.zip

----------------
ПИСЬМА ИЗ ТЮРЬМЫ

Л. Грамши, несмотря на парламентскую неприкосновенность, был арестован в ночь на 8 ноября 1926 г. После недолгой ссылки на остров Устика, близ Сицилии, он в связи с подготовкой фашистскими властями так называемого «Большого процесса» над руководителями Коммунистической партии Италии. Был переведен в миланскую следственную тюрьму Сан Витюре, где содержался с 7.2.1927 по 11.5.1928. Грамши использует все возможности — сравнительно большие в ссылке и очень ограниченные в тюрьме для работы над теоретическими проблемами, волновавшими его и раньше, прежде всего связанными с особенностями историческою развития Италии в XIX -- начале XX в.и с общественной ролью интеллигенции. В письме Т. А. Шухт от 19.3.1927 он излагает примерный развернутый план будущих «Тюремных тетрадей». Лишенный права пользоваться письменными принадлежностями в камере (он получал их лишь дважды в неделю на несколько часов для писания писем), Грамши много читает и думает, его размышления отчасти отражаются в письмах.

С 28 мая но 1 июня 1928 проходит процесс Особого трибунала над 54 коммунистами, в том числе над Грамши. Суд формально был открытым, но большую часть публики составляли сотрудники секретной полиции в штатском; из родственников подсудимых были допущены только брат Грамши Карло и братья У. Террачини и М. Скоччимарро. Присутствовали корреспонденты «Манчестер Гардиан», «Пти маризьен» и ТАСС. О ходе процесса ежедневно докладывали Муссолини. Представитель обвинения, военный прокурор М. Исгро заявил: «Мы должны на 20 лет лишить этот мозг возможности работать» (II Processone. Gramsci e i dirimenti comunisti dinanzi al Tribunale Speciale,- Roma. 1961, p. 190). He дать властям осуществить это намерение, выжить морально, интеллектуально и физически - стало одной из главных задач Грамши, приговоренного на 20 лет, 4 месяца и 5 дней тюремного заключения (в дальнейшем, в результате нескольких амнистий, срок уменьшился). Средством борьбы стала работа над «Тюремными тетрадями». Но завоевание самой возможности работать потребовало больших усилий Грамши и его близких на воле.

Грамши был помешен в тюрьму для больных заключенных в г. Тури ди Бари первоначально вместе с пятью сокамерниками, в том числе больными туберкулезом в открытой форме. По этому поводу он писал брату: «Особый трибунал приговорил меня к заключению, но вовсе не выносил определения, что оно должно быть отягчено туберкулезом» (LC, р. 222). Лишь после перевода в отдельную камеру (август 1928) и разрешения пользоваться письменными принадлежностями (январь 1929) Грамши смог приступить к осуществлению своего замысла.

Тюремные письма Грамши - не только замечательный человеческий документ и литературное произведение (после их публикации в 1947 А. Грамши был посмертно удостоен литературной премии «Виареджо»), но и своеобразное введение к «Тюремным тетрадям». Письма дают возможность ознакомиться с условиями жизни и работы Грамши в тюрьме, с его настроениями, дают материал о развитии работы над «Тюремными тетрадями», часть писем является своеобразными «авторефератами» отдельных тем, разработанных в «Тюремных тетрадях» (например, в настоящем издании это письмо от 7.9.1931, связанное с центральными проблемами «Тюремных тетрадей», письмо от 20.9.1931 о X песне «Ада», цикл писем апреля - мая 1932 о Б. Кроче), по некоторым проблемам дополняют их. Из миланской тюрьмы Грамши писал по 2 письма в неделю, из Тури с июля 1928 по июль 1931 -- 2 письма и месяц, затем раз в неделю. После перевода в формийскую клинику «Квисисана» (конец 1933) на режим условного освобождения мог писать без ограничений, но был уже тяжело болен.

Адресат большинства писем Т. А. Шухт; живя в Италии, она оказывала Грамши моральную и материальную поддержку, постоянно передавала информацию о нем руководству КПИ. Ей же мы обязаны и спасением «Тюремных тетрадей». Все сделанное ею было бы невозможно без старого университетского друга Грамши Пьеро Сраффы. который помогал обеспечивать Грамши литературой, содействовал Т. А. Шухт в осуществлении контрактов с руководством КПИ, предлагал Грамши (через Т. А. Шухт) новые темы для размышления, чтобы смягчить у него чувство нарастающей изоляции.

«Письма из тюрьмы» были впервые опубликованы туринским издательством «Эйнауди» в 1947 и сразу же привлекли большое внимание. В частности, надо отметить рецензию Б. Кроче («Quaderni della «Critica», v. III, № 8, p. 86—88), где старый философ выражает преклонение перед Грамши как человеком и уважение к нему как к мыслителю.

«Письма» переведены на все основные европейские языки, включая русский (ПТ). Однако издание 1947 и его повторения были неполны -- всего лишь 218 писем, часть из них с купюрами, в том числе и сделанными по политико-идеологическим мотивам тогдашним руководством ИКП.

В 1965 (2-е изд. -- 1968, 3-е -- 1972) в том же издательстве вышло самое полное, подготовленное С. Каприольо и Н. Фубини, издание писем Грамши, написанных после ареста (428, 119 из них опубликованы впервые).
--------------------

С уважением

От Сысой
К Сысой (19.06.2002 02:05:50)
Дата 06.07.2002 19:10:01

Re: В копилке - Грамши "ТТ: Николо Макиавелли"

Здравствуйте!

Еще одна часть Тюремных тетрадей: Николо Макиавелли:
http://vif2ne.ru/nvz/forum/files/Sysoj/Machiavelli.zip

Русский перевод "Государя" можно найти в библиотеке Мошкова:
http://lib.ru/POLITOLOG/MAKIAWELLI/gosudar.txt

С уважением

От Pout
К Сысой (06.07.2002 19:10:01)
Дата 08.07.2002 13:05:48

это введение в трактат "Современный государь". Учение о политпартии нового типа


Сысой сообщил в новостях следующее:61476@kmf...
> Здравствуйте!
>
> Еще одна часть Тюремных тетрадей: Николо Макиавелли:
>
http://vif2ne.ru/nvz/forum/files/Sysoj/Machiavelli.zip
>
> Русский перевод "Государя" можно найти в библиотеке Мошкова:
> http://lib.ru/POLITOLOG/MAKIAWELLI/gosudar.txt
>
Отличная работа. ДорогА ложка к обеду. Спасибо

Это введение к собственному трактату Грамши"Современный государь".
Учение о политической партии нового типа. Маккиавелли вербуется в свои
сторонники(в некоторых местах прописано как и почему это можно сделать),
а его наследие поворачивается той стороной,которая может послужить делу
"народно-национальной реформы".
Обратную операцию и по отношению к наследию Маиавелли, и по отношению к
наследию его "народно-национального" потомка , разивающего живую часть
традиции -Грамши - проделали наши противники.

Ключевые позиции и концепты этого очерка далее развиты в
корпусе"Тюремных тетрадей"более внятно и подробно
==========
(отрывки)


это не приведенный в систему трактат, а "живая, животрепещущая книга, в
которой политическая идеология и политическая наука сливаются в
драматическую форму мифа"1. В отличие от утопий и схоластических
трактатов - формы, в которые облекалась предшествовавшая ему
политическая наука,- Макиавелли дал своей концепции фантастическую и
художественную форму, благодаря которой теоретический и рациональный
элементы воплощаются в образ кондотьера, пластично и антропоморфно
символизирующего "коллективную волю".

В своей книжице Макиавелли рассуждает о том, каким должен быть Государь,
чтобы привести народ к созданию нового Государства, и его рассуждения
ведутся строго логично, научно отрешенно, в заключительной же главе сам
Макиавелли становится народом, сливается с народом, но не с народом
вообще, а с тем самым народом, которого он убедил своими предшествующими
рассуждениями, народом, сознанием и выражением которого он себя ощущает,
народом, с которым он мысленно отождествляется, кажется, что вся
"логическая" работа оказывается не чем иным, как саморефлексией народа,
внутренне целостными рассуждениями, развивающимися в народном сознании и
завершающимися страстным непроизвольным криком. Страсть в ходе
внутренней саморефлексии снова оборачивается аффектом, лихорадочным
чувством, фанатизмом действия. Вот почему эпилог "Государя" не является
чем-то внешним, "навешенным" на него извне, чем-то риторическим - эпилог
этот следует истолковывать как необходимый элемент произведения, более
того, как тот элемент, отсвет которого лежит на всем произведении и
превращает его в своего рода "политический манифест".
...

Позитивные условия следует искать в существовании социальных городских
групп, соответственно развившихся в сфере промышленного производства и
достигших определенного уровня историко-политической культуры. Всякое
формирование коллективной, национально-народной воли оказывается
невозможным без того, чтобы большие массы обрабатывающих землю крестьян
не вторгались также и в политическую жизнь. К этому стремился Макиавелли
посредством реформы ополчения6, это сделали якобинцы во время
Французской революции, в понимании этого надо видеть опередившее свое
время якобинство Макиавелли, зародыш (более или менее плодотворный) его
концепции национальной революции. Весь ход истории после 1815 года
обнаруживает усилия традиционных классов помешать формированию такого
рода коллективной воли, дабы сохранить "экономико-корпоративную" власть
в международной системе пассивного равновесия 7.
Важный раздел в "Современном Государе" должен быть посвящен вопросу
нравственной и интеллектуальной реформы, то есть вопросу религии и
мировоззрения. В этой области мы тоже обнаруживаем традиционное
отсутствие якобинства и боязнь якобинства (последнее философское
выражение этой боязни - мальтузианская позиция Кроче по отношению к
религии) 8.
Современный Государь по необходимости должен быть глашатаем и
организатором моральной и интеллектуальной реформы, что будет означать
создание почвы для последующего развития коллективной
национально-народной воли, ведущего к осуществлению более высокой и
всеобщей формы современной цивилизации.
Вот эти два основных положения: формирование коллективной
национально-народной воли, организатором и вместе с тем активным,
действенным выражением которой является Государь, и нравственная и
интеллектуальная реформа должны были бы образовать структуру всей книги.
Конкретные пункты программы следует включить в первую часть, то есть они
должны "драматически" вытекать из изложения, а не превращаться в сухое и
педантичное перечисление доводов и выводов.
Возможна ли культурная реформа, а следовательно, подъем
гражданственности угнетенных слоев общества, без предшествующей
экономической реформы и изменения их положения в социальной и
экономической жизни? Вот почему моральная и интеллектуальная реформа не
может не быть связана с программой экономической реформы, более того,
программа экономической реформы является тем самым конкретным способом,
каким реализует себя всякая нравственная и интеллектуальная реформа.
Современный Государь, развиваясь, опрокидывает всю систему нравственных
и интеллектуальных отношений, поскольку его развитие означает, что
каждое действие начинает рассматриваться как полезное или вредное, как
доброе или злое только в зависимости от того, как оно соотносится с
Государем, служит ли оно упрочению его власти или оказывает ей
сопротивление. Государь занимает в сознании место божества или
категорического императива, он становится основой современного мирского
сознания, предпосылкой полной секуляризации всей жизни, всех
свойственных ей обычаев и нравов.



Современный государь, государь-миф не может быть реальным лицом,
конкретной личностью, он может быть только организмом, элементом
сложного общества, в котором уже начала складываться коллективная воля,
добившаяся признания и от части уже проявившая себя в действии. Организм
этот уже дан историческим развитием, и он есть политическая партия -
первая клетка, в которой соединяются ростки коллективной воли,
стремящиеся к тому, чтобы обрести универсальность и тотальность
В современном мире только непосредственное и неотвратимое
историко-политическое действие, характеризуемое необходимостью
стремительных, молниеносно принимаемых мер, может мифологически
воплотиться в конкретную личность; стремительность мер должна оказаться
необходимой в силу большой непосредственной опасности; большой
опасности, которая, именно потому что она большая, моментально разжигает
страсти и фанатизм, аннигилируя критичность рассудка и разъедающую
иронию, способные разрушить "божественно провиденциальный" характер
кондотьера (что и произошло в авантюре Буланже) 4. Но такого рода
непосредственное действие по самой своей природе не может быть
долговременным и органичным: оно почти всегда оказывается действием типа
реставрации и реорганизации, а не типа, свойственного созданию новых
государств и новых национальных и социальных структур (как это было в
случае с "Государем" Макиавелли, в котором реставрационный аспект был
всего лишь частью риторики, то есть был связан с литературными
представлениями об Италии как прямой преемнице Рима, которая призвана
восстановить строй и могущество Рима5*), типа "охранительного", а не
оригинально творческого, при котором, иными словами, предполагается, что
уже наличная коллективная воля оказалась ослабленной и распыленной,
пережившей грозный и опасный кризис, однако не смертельный и
катастрофический, и которую поэтому требуется вновь сосредоточить и
укрепить, но уже не как коллективную волю, создаваемую ex novo
изначально и направляемую на конкретные и рациональные цели, а как
обладающую конкретностью и рациональностью, пока еще никак не
проявившими себя и не подвергшимися еще критике реального, универсально
признанного опыта истории

...

можно предположить, что Макиавелли имел в виду "несведущего", что он
стремился дать политическое воспитание "несведущему", политическое
воспитание не негативное, формирующее ненавистника тирании, как то
хотелось бы думать Фосколо, а позитивное, формирующее человека, которому
приходится признавать необходимость применения известных средств - пусть
даже таких, которые свойственны тиранам,- для достижения определенной
цели. Тот, кто был рожден и выпестован в традициях правительственных
сфер, тот почти автоматически приобретал характерные черты
реалистического политика благодаря всему своему воспитанию, полученному
в семейному кругу, где господствовали династические и правонаследные
интересы. Так кто же тогда был "несведущим"?
Тогдашний революционный класс, "народ", итальянская "нация", городская
демократия, выдвинувшая из своей среды Савонаролу и Пьеро Содерини, а не
Каструччо и герцога Валентино. Можно утверждать, что Макиавелли
стремится убедить эти силы в необходимости иметь "вождя", который знал
бы, чего он хочет и как достичь того, что он хочет, и принять этого
"вождя" с восторгом даже в том случае, если его действия придут в
реальное или кажущееся противоречие с распространенной в то время
идеологией, с религией. Такая политическая позиция Макиавелли вновь
возникает в философии практики12. Вновь возникает необходимость стать
"антимакиавеллистами", развивая теорию и практику политики, которая
может послужить обеим борющимся сторонам, хотя предполагается, что в
конечном итоге она послужит прежде всего стороне "несведущих", ибо
считается, что именно она является прогрессивной силой истории и
немедленно приведет к достижению важного результата, к расколу единства,
основанного на традиционной идеологии, без крушения которой новая сила
не смогла бы прийти к осознанию себя как независимого субъекта.
Макиавеллизм послужил улучшению технических приемов традиционной
политики консервативных господствующих групп, точно так же как он
послужил политике философии практики; это не должно скрывать от нас его
существенно революционного характера, который ощущается уже теперь и
объясняет все проявления антимакиавеллизма - от антимакиавеллизма
иезуитов до ханжеского антимакиавеллизма Паскуале Виллари.
....
Предвиденье и перспектива.
Другой вопрос, который следует поставить и рассмотреть - это вопрос о
"двойной перспективе" в политической деятельное и и государственной
жизни. Различные уровни, на которых может представать двойная
перспектива - от самых простейших до самых сложных, но которые, однако,
теоретически возможно свести к двум основным уровням, соответствующим
двойной природе Макиавеллиева Кентавра, звериной и человеческой,- к силе
и согласию, к авторитету и гегемонии, к насилию и цивилизованности, к
моменту индивидуальному и универсальному (к "Церкви" и "Государству")
20, к агитации и пропаганде, к тактике и стратегии и т. д. Некоторые
свели теорию "двойной перспективы" к чему-то пошлому и банальному всего
лишь к двум формам " непосредственности", которые, более или менее
"сближаясь", механически следуя друг за другом. Однако может случиться
так, что насколько первая "перспектива" будет элементарнейшей и самой
что ни на есть "непосредственной", настолько вторая должна будет
оказаться "далекой" (не во времени, но в плане диалектической связи),
сложной, возвышенной; подобно тому как в человеческой жизни, чем более
отдельный индивидуум вынужден защищать свое непосредственное физическое
существование, тем больше он опирается на все самые сложные и самые
высокие идеи культуры и человечности, выдвигая именно их на первый план.
Несомненно, предвидеть - значит всего лишь ясно видеть настоящее и
прошлое в их движении: ясно видеть, то есть четко определять основные и
неизменные элементы прогресса. Но предполагать, будто существует чисто
"объективное" предвиденье - полнейшая нелепость. Тот, кто выступает с
предвиденьем будущего, на деле выступает с "программой", которая должна
восторжествовать, и предвиденье как раз и оказывается элементом ее
торжества. Это не значит, что предвиденье всегда должно быть
волюнтаристским и произвольным или чисто тенденциозным. Напротив, можно
даже утверждать, что только в той мере, в какой объективный аспект
предвиденья связан с программой, этот его аспект приобретает
объективность: 1) что только страсть обостряет ум и делает интуицию
более ясной; 2) что, так как действительность является результатом
приложения человеческой воли к совокупности вещей (машиниста к машине),
то устранение всякого волевого элемента или учитывание только включения
посторонних воль как объективного элемента общей игры искажает самоё
действительность. Только обладающий сильной волей находит необходимые
элементы для реализации своей воли.
Поэтому полагать, будто определенное мировоззрение и миропонимание в
самом себе содержит величайшую способность предвиденья, значит допускать
грубейшую и глупейшую ошибку,. Конечно, мировоззрение внутренне заложено
во всяком предвиденье и потому, является ли оно бессвязным переплетением
взятых с потолка мыслей или четким, последовательным видением мира,
имеет немалое значение, но свое значение оно приобретает именно в голове
человека, который высказывает предвиденье и вызывает его к жизни,
используя для этого всю свою сильную волю. Это видно по предвиденьям,
высказываемым так называемыми "беспристрастными" людьми: они изобилуют
праздными догадками, мелочными подробностями, изящными предположениями.
Только наличие у "провидца" программы, которую он намерен реализовать,
вынуждает его придерживаться существенного, тех элементов, которые,
поддаваясь "организации" и допуская, чтобы их направляли в ту или иную
сторону, по сути дела, и являются теми единственными элементами, которые
можно предвидеть. Это противоречит принятым взглядам на подобный вопрос.
Принято считать, что всякий акт предвиденья предполагает установление
законов столь же точных, как законы естественных наук. А так как
подобных законов не существует в полагаемом абсолютном или механическом
смысле, то не принимаются во внимание посторонние воли и не
"предвидятся" результаты их воздействия. В результате все строится на
высосанной из пальца гипотезе, а не на почве реальной действительности.
....
Макиавелли не является чистым ученым; он человек партии, человек могучих
страстей, активный политик, желающий создать новые соотношения сил, а
потому он не может не интересоваться тем, что "должно быть", разумеется,
понимаемым не формалистически. Поэтому вопрос не может ограничиваться
этими рамками, он значительно более сложен: речь идет о том, чтобы
выяснить, является ли "должное" актом произвола или необходимости,
является ли оно конкретной волей или мечтой, желанием, витающей в
облаках любовью. Активный политик - это творец, побудитель к действиям,
но он не творит из ничего, не трепыхается в мутной пустоте своих
мечтаний и желаний. Он опирается на наличную действительность, но что
такое эта наличная действительность? Не является ли она чем-то статичным
и неподвижным, а вовсе не соотношением сил, находящихся в постоянном
движении и постоянно нарушающих равновесие? Прилагать волю к созданию
нового равновесия реально существующих и действующих сил, опираясь на ту
определенную силу, которая считается прогрессивной, укрепляя ее во имя
ее же победы, всегда значит действовать на почве наличной
действительности, но во имя господства над нею или преодоления ее (или
способствовать этому). "Должное" является, следовательно, конкретностью,
больше того, оно является реалистическим и историческим истолкованием
действительности, единственной действительной историей и философией,
единственной политикой.
===



От Сысой
К Сысой (19.06.2002 02:05:50)
Дата 06.07.2002 02:35:20

Грамши "Тюремные тетради - Возникновение интеллигенции" - в копилке

Здравствуйте!

Начинаю помещать потихоньку отсканенные "Тюремные тетради". В копилке - "Возникновение интеллигенции":
http://vif2ne.ru/nvz/forum/files/Sysoj/intell-_Gramsci.zip

Некоторый евроцентризм в отношении неевроамериканских народов у Грамши (в высказываниях об Америке, России, Африке) портит впечатление от работы, но, видимо, это болезнь всех европейцев - надо применять фильтры.

Следующий текст - из комментариев к книге:
-----------------------------
ТЮРЕМНЫЕ ТЕТРАДИ
«Тюремные тетради» — наиболее известная и наиболее систематизированная (несмотря на фрагментарность) часть теоретического наследия Грамши.
В тюрьме невозможно было открыто писать о политических и тактических проблемах, занимавших Грамши, и по сравнению с дотюремным периодом центр тяжести сместился к проблемам философии, истории, теории культуры. Однако будущая проблематика «Тюремных тетрадей» постоянно проглядывает в статьях и выступлениях Грамши, в его практической деятельности. Удельный вес статей, посвященных вопросам, например, культуры, определяется не столько интеллигентностью и личными интересами Грамши, сколько его вниманием к надстроечным явлениям, пониманием роли субъективных факторов в общественном развитии, критическим отношением к вере в «неодолимую силу объективных законов истории», которая была так свойственна даже лучшим представителям «марксистской ортодоксии» II Интернационала. В этом смысл полемического названия ранней статьи о русской революции — «Революция против «Капитала» (SG, р. 149—153). Проблема человеческой активности, вне которой не проявляются исторические закономерности, протест против всякого фатализма — центральная тема всех работ Грамши. С ней связана и тема «перевода» марксизма на язык итальянской культурной традиции, опыта Октябрьской революции — на язык политических действий в Западной Европе. Работа над «Тюремными тетрадями» связана не только с общетеоретическими и стратегическими проблемами, но и с особенностями тактики коммунистического движения и Коммунистической партии Италии в конце 20-х — первой половине 30-х гг.
Грамши затратил в первой половине 20-х гг. огромные усилия, чтобы преодолеть в молодой компартии сектантски догматические тенденции, связанные с именем А Бордиги, сплотить реалистически мыслящее руководящее ядро партии. Крупнейшим его и его сторонников достижением были решения III (Лионского) съезда КПИ, направленные на укрепление связей партии с массами, реализацию политики единого фронта и союзов пролетариата с другими социальными силами, отвергшие жесткую альтернативу «фашизм — диктатура пролетариата», подчеркнувшие важность промежуточных лозунгов и целей. Начатый VI Конгрессом Коминтерна и особенно Х Пленумом ИККИ «поворот влево», провозглашение политики «класс против класса», объявление главным врагом социал-демократии и связанные с этим изменения в политике и тактике КПИ не могли не вызвать озабоченности у Грамши. Он опасался (и не без оснований) рецидивов с таким трудом преодоленных левосектантских настроений Когда руководство партии в июне 1930 запросило у Грамши через его брата, Дженнаро, мнение о «повороте», Грамши высказал свое решительное несогласие с новой политикой (впрочем, не переданное руководству). Несогласие с политикой Коминтерна и КПИ Грамши высказывал и в дискуссиях с товарищами по заключению. Эти дискуссии показали Грамши всю живучесть «левых» настроений и предрассудков в партийной массе и подтвердили актуальность изучения и критики их мировоззренческих предпосылок.
Первый развернутый план работы содержится в письме Т Шухт от 19.3.1927. Получив разрешение пользоваться письменными принадлежностями в камере, Грамши почти сразу записывает план занятий — этой записью, датированной 8.2.1929, открывается первая из тетрадей.
«Заметки и наброски
Главные темы:
1) Теория исторического процесса и исторического исследования.
2) Развитие итальянской буржуазии до 1870 г.
3) Формирование групп итальянской интеллигенции развитие, позиции.
4) Народная литература «романов фельетонов» и причины постоянного ее успеха.
5) Кавальканти Кавальканти его место в структуре и в искусстве «Божественной Комедии».
6) Происхождение и развитие «Католического действия» в Италии и Европе.
7) Понятие фольклора.
8) Опыт жизни в тюрьме.
9) «Южный вопрос» и проблема островов.
10) Наблюдения по вопросу о населении Италии его состав, роль эмиграции.
11) Американизм и фордизм.
12) Вопрос о языке в Италии Мандзони и Г И Асколи.
13) «Житейский смысл» (см. 7) .
14) Типы журналов теоретический, историко-критический, общекультурный (научно-популярный) .
15) Младограмматики и неолингвисты («этот круглый стол квадратен») .
16) «Внучата отца Брешани» (QT,р. 5, MS, p. XLI—XLII) .
Из 16 пунктов плана Грамши особо выделял три «Я решил заняться и делать заметки преимущественно по таким трем темам: 1-е Итальянская история XIX века, обращая особое внимание на возникновение и развитие групп интеллигенции, 2-е Теория исторического процесса и исторического исследования, 3-е Американизм и фордизм» (LC,р. 264)
В конце 1931 — начале 1932 Грамши вновь возвращается к плану работы, открывая тетрадь 8 следующим текстом под заголовком «ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАМЕТКИ И НАБРОСКИ К ИСТОРИИ ИТАЛЬЯНСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ» (не вполне ясно, относится ли заглавие именно к плану или ко всей первой половине тетради 8):
«1-е Временный—для памяти—характер этих заметок и набросков, 2-е Их результатом могли бы стать отдельные очерки, а не цельный органический труд, 3-е Пока что я не могу провести грань между основной и второстепенной частями изложения, между тем, что станет «текстом», а что должно будет быть «примечаниями», 4-е Речь часто идет о непроверенных утверждениях, данных, как говорится, «в первом приближении» какие-то из них при последующем исследовании могут быть опровергнуты, и хорошо, если это окажется не так, 5-е Не должна производить дурного впечатления широта и неопределенность границ темы, в дополнение к сказанному нет ни малейшего намерения составить беспорядочную смесь об интеллигенции, энциклопедическую компиляцию, которая могла бы заполнить все возможные и невообразимые «лакуны».
Основные очерки: Общее введение. - Развитие итальянской интеллигенции до 1870 г. различные периоды. — Народная литература романов-фельетонов. — Фольклор и житейский смысл. — Вопрос о литературном языке и диалектах. — Внучата отца Брешани. — Реформация и Возрождение. — Макиавелли. — Школа и национальная система образования. — Место Б. Кроче в итальянской культуре до мировой войны. — Рисорджименто и партия действия. — Роль Уго Фосколо в создании национальной риторики. — Итальянский театр. — История Католического действия католики-интегристы, иезуиты-модернисты. — Средневековая коммуна, экономика, корпоративная фаза государства. — Космополитическая роль итальянских интеллектуалов до XVIII века. — Реакции на отсутствие народно национального характера в итальянской культуре футуристы. — Единая школа и что она значит для всей организации национальной культуры. — «Лорианизм» как одна из характеристик итальянской интеллигенции. — Отсутствие «якобинства» в итальянском Рисорджименто. — Макиавелли как мастер политики и как цельный или действенный политик. Приложения: Американизм и фордизм»
Не полностью совпадает с этим планом идущий за ним рубрикатор:
«1-е Интеллигенция. Проблемы школы.
2-е Макиавелли.
3-е Энциклопедические сведения и темы культуры.
4-е Введение в изучение философии и критические заметки к Популярному очерку социологии.
5-е История Католического действия. Католики-интегристы, иезуиты-модернисты.
6-е Смесь различных заметок для справки (Прошлое и настоящее).
7-е Рисорджименто в Италии (в смысле «Эпохи Рисорджименто в Италии Омодео, но с подчеркиванием специфических итальянских черт явления).
8-е Внучата отца Брешани. Народная литература (Заметки о литературе).
9-е Лорианизм.
10-е «Наброски о журналистике» (QC,р. 935—936. MS,р. XLII – XLIV.
Нетрудно заметить что при сходном наборе тем меняются акценты на те или иные из них. Помимо этого общего плана у Грамши есть и планы по отдельным темам. Работа с 1932 упорядочивается, и в тетрадях, начиная с 8-й, довольно последовательно выдерживается тематическое единство. Грамши приводит в порядок ранее сделанные заметки, как правило, укрупняя и перерабатывая их. Отчасти унифицируется терминология. Эту работу Грамши продолжает и после перевода в конце 1933 в клинику в Формии.
Вот список тетрадей по нумерации В. Джерратаны. Названия в угловых скобках и даты даны итальянскими публикаторами:
1 Первая тетрадь, 1929—1930,
2 Смесь 1, 1929—1933,
3 <Смесь>, 1930,
4 <Записи по философии I— Смесь Десятая песнь «Ада»>, 1930—1932,
5 <Смесь>, 1930—1932,
6 (Смесь>, 1930—1932,
7 < Записи по философии II и Смесь>, 1930—1931,
8 <Смесь и Записи по философии III>, 1931— 1932,
9 <Смесь и Заметки об итальянском Рисорджименто>, 1932,
10 Философия Бенедетто Кроче, 1932—1935,
11 <Введение в изучение философии>, 1932—1933,
12 Отдельные заметки и наброски к группе очерков по истории интеллигенции, 1932,
13 Заметки о политике Макиавелли, 1932—1934,
14 <Смесь>, 1932—1935,
15 <Смесь>, 1933,
16 Темы культуры 1, 1933—1934,
17 <Смесь>, 1933—1935,
18 Никколо Макиавелли II, 1934,
19 <Итальянское Рисорджименто>, 1934—1935,
20 Католическое действие — Католики-интегристы, иезуиты-модернисты, 1934—1935,
21 Проблемы итальянской национальной культуры 1. Народная литература, 1934—1935, 22 Американизм и фордизм, 1934,
23 Литературная критика, 1934,
24 Журнализм, 1934,
25 На обочине истории. История подчиненных социальных групп, 1934,
26 Темы культуры 2, 1935,
27 Наблюдения по поводу «фольклора», 1935,
28 Лорианизм, 1935,
29 Заметки к введению в изучение грамматики, 1935,
тетради А, В, С,— переводы
После смерти Грамши тетради были сохранены Т Шухт, которая сумела летом 1938 передать их в посольство СССР. Очень скоро Тольятти, который по постоянно интересовался состоянием Грамши и его работой в тюрьме (в частности, через П. Сраффу), получил в Испании фотокопии части «Тетрадей» и начал их изучать. Отрывки из «Тюремных тетрадей» были опубликованы в органе КПИ «Стато операйо». В годы второй мировой войны в итальянской коммунистической прессе появились объявления о предстоящих изданиях неопубликованных трудов Грамши.
В 1948—1951 издательством «Эйнауди» в Турине изданы 6 томов «Тюремных тетрадей», представляющие собой систематизированную подборку текстов. Издатели старались отобрать окончательные варианты текстов и группировать их в основном в соответствии с указаниями Грамши (планы работы, его собственные названия тетрадей и разделов, «сквозные» названия заметок и т п.). Этот принцип публикации, несомненно, облегчает работу с текстом (структура части настоящего издания, воспроизводящей фрагменты «Тюремных тетрадей», также основана на шеститомнике), однако не дает возможности проследить последовательность работы и опускает ранние варианты заметок, часть текстов составлена из разновременных частей. К тому же издание было подвергнуто и идеологической «редактуре». Поэтому очень большое значение имел выпуск в 1975 критического издания «Тюремных тетрадей» в 4 томах (3 тома текстов и том научного аппарата), подготовленного В Джерратаной. Оно воспроизводит текст тетрадей в хронологической последовательности. Критическое издание и его научный аппарат широко использованы при подготовке данных комментариев.

----------------

С уважением

От Pout
К Сысой (19.06.2002 02:05:50)
Дата 19.06.2002 08:53:56

В копилке - Грамши The Modern Prince (англ)(*)

http://vif2ne.ru/nvz/forum/files/Presnja/grengl.zip

=========
В копилочном файле Коллекция с
http://www.marxists.org/archive/eng/gramsci

по-русски имеются только кривые переводы (пока). На сайте и в файле в
копилке по английски"Современный государь"есть полностью, далее
несколько отрывковв файле отдельные работы периода начала 20х
годов("Ордине нуово").Добавлены в файл и несколько основных статей по
русской революции, в том числе"Русские масималисты"и"Революция против
"Капитала""

Переводы нескольких отрывков на русский (два креста)есть в архивах
форума

Оглавление имеющегося на сайте архива(англ)



The Prison Notebooks
+The Modern Prince

+Brief Notes of Machiavelli's Politics
+Machiavelli and Marx
+Politics as an Autonomous Science
+Elements of Politics
+The Political Party
+Conceptions of the World and Practical Sciences
+Some Theoretical and Practical Aspects of "Economism"
+Prediction and Perspective
+Economic-Corporate Phase of the State
+Analysis of Situations. Relations of Force
+On Bureaucracy
+The Theorem of Fixed Proportions
+Number and Quality in Representative Systems of Government
+Contintuity and Tradition
+Spontaneity and Conscious Leadership
+Against Byzantinism
+The Collective Worker
+Voluntarism and Social Masses


State and Civil Society

++Political Parties in Periods of Organic Crisis
++Caesarism
+The Fable of the Beaver
+Agitation and Propaganda
+The "Philosophy of the Epoch"

(далее эл.версий не имеется)
Political Struggle and Military War
The Transition from the War of Manoeuvre to the War of Position
Politics and Military Science
Internationalism and National Policy
Problem of the "Collective Man" or of "Social Conformism"
Sociology and Political Science
Hegemony (Civil Society) and Separation of Powers
The Conception of Law
Politics and Constitutional Law
Parliament and the State
Self-criticism and the Hypocrisy of Self-criticism
The State
Organisation of National Societies
Who is a Legislator?
Religion, State, Party
State and Parties
Statolatry
"Merits" of the Ruling Classes
Historical Belles-Lettres
"Subversive"
"Wave of Materialism" and "Crisis of Authority"

--------
Отдельные статьи периода революционной деятельности. "Ордине нуово"
("Новый порядок")

1921
Caporetto and Vittorio Veneto (L'Ordine Nuovo, 28 January)
War is war (L'Ordine Nuovo, 31 January)
Worker? control (L'Ordine Nuovo, 10 February)
The general confederation of labour (L'Ordine Nuovo, 25 February)
+Real dialectics (L'Ordine Nuovo, 3 March)
Officialdom (L'Ordine Nuovo, 4 March)
Unions and councils (L'Ordine Nuovo, 5 March)
Italy and Spain (L'Ordine Nuovo. 11 March)
Socialists and communists (L'Ordine Nuovo, 12 March)
England and Russia (L'Ordine Nuovo, 18 March)
The italian parliament (L'Ordine Nuovo, 24 March)
The Communists and the Elections
The Elections and Freedom
Elemental Forces
The Old Order in Turin
Socialists and Fascists
Reactionary Subversiveness
Referendum
Leaders and Masses
Bonomi
The "Arditi del Popolo"
The Development of Fascism
Against Terror
The Two Fascisms
The Agrarian Struggle in Italy
Those Mainly Responsible
Parties and Masses
Masses and Leaders
One Year
1922
The "Alleanza del Lavoro"
A Crisis within the Crisis
Lessons

1923
1924
Editorial: March 1924
"Leader"
Against Pessimism
Gramsci to Togliatti, Scoccimarro, Leonetti, etc. (21 March 1924)
The Programme of L'Ordine Nuovo
Problems of Today and Tomorrow
Gramsci to Zino Zini (2 April 1924)
Gramsci to Togliatti, Scoccimarro, etc. (5 April 1924)
The Como Conference: Resolutions
Gramsci's Intervention at the Como Conference
The Italian Crisis
Democracy and Fascism
The Fall of Fascism

1925
Report to the Central Committee: 6 February 1925
Introduction to the First Course of the Party School
The Internal Situation in our Party and the Tasks of the Forthcoming
Congress
Elements of the Situation

1926
The Italian situation and the tasks of the PCI ("Lyons theses") -
Gramsci; Togliatti (Lyons, January

1926)
The party's first five years (L'Unita, 24 February 1926)
A study of the Italian situation (Report to the 2-3 August 1926 meeting
of the Party's Executive Commitee.)
The peasants and the dictatorship of the proletariat (L'Unita, 17
September 1926)
Once again on the organic capacities of the working class (L'Unita, 1
October 1926)
We and the Republican Concentration (L'Unita, 13 October 1926)
+Some aspects of the southern question (Unfinished, October 1926)
=============

Сысою - на заметку. Скан писем из тюрьмы сильно не вычитан



От Сысой
К Pout (19.06.2002 08:53:56)
Дата 19.06.2002 10:14:48

Не проверил ...

Здравствуйте!

>Сысою - на заметку. Скан писем из тюрьмы сильно не вычитан

Письма были отсканированы сильно давно - думал, что все нормально. Исправлю ...

С уважением

От Сысой
К Сысой (19.06.2002 10:14:48)
Дата 21.06.2002 01:53:13

Исправленная версия - в копилке ...

Сергей Палыч,

Да не особо там много очепяток было ... Зато цифирки все правильно стояли.

Пока

От Pout
К Сысой (19.06.2002 02:05:50)
Дата 19.06.2002 08:07:45

в архивах фроума о Грамши (*)


Статья Цецилии Кин про перепетии жизни Грамши, в том числе про
обстоятельства написания писем из тюрьмы

http://www.politstudies.ru/archive/authors/268.htm


ветка в Архиве. "Исторические взгляды А.Грамши". Отрывки из книги
Григорьевой

http://vif2ne.ru/nvz/forum/archive/12/12399
...
Первое направление - историцистское. Его основоположником выступил
Антонио Грамши, внесший оригинальный вклад в марксистскую теорию. Из
факта поражения революционного движения в развитых капиталистических
странах он вынес убеждение о специфике массовых социальных движения на
Западе. Он считал, что в странах Центральной и Западной Европы, в
отличие от России, задачи политической борьбы осложнялись наличием
широко развитой системы политических надстроек, созданных более высоким
развитием капитализма, в результате чего действия масс носят более
медленный и более осторожный характер. Новаторский подход Грамши к
решению социальных проблем проявился прежде всего в том, что огромное
значение он придавал роли культурных, интеллектуальных и моральных
факторов как в рабочем движении, так и в общественном развитии в целом.
Акцент на культурологической проблематике сильно отличал его работы от
многих деятелей не только Второго, но и Третьего Интернационала, в том
числе Ленина, который обратился к этой проблематике лишь в своих
последних статьях.
Разработка Грамши положений о "гегемонии", "историческом блоке",
определения марксизма как "философии практики" и "абсолютного
историцизма" означали концептуальный сдвиг в марксистской теории. Он
считал несостоятельными попытки ортодоксов "выводить" всеобщие законы
диалектики из природы, а затем "распространять" их на общество и
историю. Ибо философия практики - это теория диалектики истории,
политики и экономики, взятых в их органическом единстве. Грамши считал,
что главным предметом философии практики должны быть не попытки создать
универсальную систему законов, единообразных во всех сферах бытия, а
разработка всего круга мировоззренческих вопросов, связанных с
проблематикой человека в его социокультурном развитии.
Некоторые современные итальянские философы (Л.Коллетти, У.Черрони,
А.Дзанардо и др,) утверждают, что именно грамшианское определение
марксизма как "абсолютного историцизма" отражает сущность "подлинного"
марксизма. С этой целью они предприняли многочисленные попытки заново
переосмыслить наследие К.Маркса. Согласно этой реинтерпретации
"подлинный" марксизм - это только наука об истории, теория общества,
классовой борьбы и революции, метод конкретного анализа
конкретно-исторической ситуации, а не более поздние попытки
ортодоксальных марксистов создать систему каких-то наиболее общих
законов и категорий, названную "диалектическим материализмом".

=========