От Афанасий
К All
Дата 13.06.2002 13:12:39
Рубрики История; Школа; Культура;

Философическая статья (*)


...с бо-о-льшим подтекстом. Над которой многие участники
(не буду перечислять пофамильно) наверняка насмеються.
А впрочем, будем посмотреть.

http://vivovoco.nns.ru/OUTSIDE/CRAPULENT.HTM

От Георгий
К Афанасий (13.06.2002 13:12:39)
Дата 13.06.2002 16:03:02

Тоже статья ничего. Своей КР пошлю. У нее бывают близ. настроения (*+)

http://ari.ru/publicat/?ari0145

"Государство развратило их..." (Записки русского эмигранта о канадских индейцах)

Михаил Шатурин

От редакции

Что происходит с народом несвободным, лишенным права в полной мере распоряжаться своей землей, строить собственное государство и самому творить свое будущее? Пусть даже государство создало для этого народа тепличные условия и превратило в занимательный экспонат для этнографического музея. Думается, ответ на этот вопрос может дать материал, присланный в Агенство Русской Информации из Канады. Автор статьи, эмигрировавший некоторое время тому назад в эту страну, решил поделиться со оставшимися в России соотечественниками своими наблюдениями за жизнью коренных жителей Америки - местных индейцев в
созданных для них некогда резервациях.

"Индейская резервация - материал экзотический и от повседневных проблем русского человека уж очень далёкий", - написал наш читатель и автор статьи в своем сопроводительном письме к нам. Позволим с ним не согласиться. Несмотря на всю "экзотику", заметки Михаила Шатурина могут оказаться очень поучительными для русских людей.


***

Вспомним времена "перестройки", какие только мифы не создавались и не озвучивались тогда: "заменим административно-командную систему свободной конкуренцией"; "у нас нет внешних врагов, СССР сам всегда был агрессивной державой"; "интегрируемся в цивилизованный мир и заживём, "как у них"". Список легко можно
продолжить... Но вот один из этих красочных образов оказался на диво живуч - большинство русских людей верит в существование того самого "Запада", где всё устроено разумно, где каждый защищён (не то, что у нас!), где главные
проблемы давно решены, оттого и остаётся только улучшать положение сексуальных меньшинств и бороться за то, чтобы женщин в парламентах было ровно 50%. Создан этот образ был ещё при коммунистах (раз Зорин "их" ругает, видать, там и вправду хорошо). Потом за дело взялись "прорабы перестройки" - обласканные Советской Властью, "выездные" арбатовы да афанасьевы призывали быстрее строить западную жизнь тех, кто видел её только в кино. Ну а сейчас Запад стал ещё недосягаемее, чем раньше: не то, чтобы на Запад, даже в райцентр съездить накладно, да
и визу, всё равно, не дадут...

Я живу и работаю в Канаде, сначала научным сотрудником, потом ушёл в школу учителем. Сейчас уже год, как учу детей в индейской резервации на севере Саскатчевана. Вовсе не собираюсь писать разоблачительных статей про страну, где сейчас живу. Но очень хотел бы поделиться бытовыми впечатлениями с теми, кому они интересны.
Русского человека, попавшего на Запад, с самого начала поражает то, что все проблемы, с которыми он сталкивается, уже знакомы - оказывается, не в "коммунистическом засилии" было дело, просто Земля везде кругла... От этого многие эмигранты начинают ненавидеть "обманувший их" Запад столь же страстно, как раньше его обожествляли. Эх, никто нас не обманет, если перестанем себя сами обманывать!
В Канаде, как и во всякой западной стране работает мощнейшая пропагандистская машина (никак не меньшая, чем в СССР). При этом очень интересен тот "зазор", который получается между официальной картинкой, плакатными образами, которыми забит телевизор и заклеены вагоны торонтского метро, и миром реальным. Совсем забавно, когда к этому несовпадению мы добавляем третьим голосом собственные иллюзии. Один из китов официальной здешней идеологии - про "Канаду, страну сохранившую самобытную индейскую культуру". В любом Duty Free продаются изделия индейских народных промыслов, сувениры из перьев и т.п. Это - так же обязательно, как старый
советский плакат, где представители 15-ти республик в народных костюмах держались за руки.
Помните, когда советский человек оглядывался вокруг в родном колхозе или цеху, то картинка, которую он видел, обычно оказывалась "нетипичной" - должны же быть процветающие колхозы и заводы, про которые фильмы
показывают!? Разумеется! Вот и я, похоже, попал в нетипичную индейскую резервацию, которую и хотел бы описать.
Меня с самого начала удивило, что связь индейцев с природой, с тайгой разрушена почти полностью - малые народы нашего Урала и Сибири сохранили свою культуру гораздо лучше. Манси и эвенки, с которыми мне приходилось общаться раньше, постоянно проводят время в тайге, не утратили своих навыков. Хотя и пьют по-чёрному, и живут в нищете (но ведь им к этому и не привыкать), и постоянная близость и влияние зон.
А здесь я вижу людей, странно зависших между цивилизацией и дикостью. Многие из них хороши и добры, но кажется, что и от цивилизации, и от дикости им достались лишь худшие части. Прежде всего, государство развратило их, сделало иждевенцами (освобождения от налогов и постоянные денежные подачки).
(Болезни от богатства? - ох, рассказал бы я о том, в каких условиях работают иммигранты на химических заводах Торонто, получая за это минимум на еду и кров. Но говорить о бедах городских работяг не принято. Отчего тут вообще так не любят говорить о проблемах социальных, и так взахлёб обсуждают расовые, национальные и
"феминистические", я могу только догадываться. Да я сейчас и не о том.)
В резервации же работают немногие, но хорошие дома, джипы, моторные лодки, снегоходы, мотоциклы-вездеходы и телевизоры едва ли не в каждой комнате есть у всех. Сколько брожу по окрестной тайге, ни разу не встретил пешего - всё больше ездят. Девчонки рожают в 15-17 лет, ещё в школе, получают денежные пособия на детей
и тратят его на анашу (те, кто пристрастился всерьёз, тратят на "дурь" по 1000 долларов в месяц - я бы себе при всём желании такого позволить не смог!). К 10-му классу (всего их тут 12) у большинства уже не один ребёнок. Дети
не должны покупать к школе школьно-письменные принадлежности, всё получают бесплатно в школьной конторе - берут охапку карандашей ... и через час выбрасывают их все в помойку. Такой вот уродливый "коммунизм" (построенный на налоги остальных жителей страны), абсолютно не похожий на остальную Канаду, где люди бьются, как рыба об лёд, и экономят каждую копейку.
По-настоящнму мало кто охотится, несколько раз в год выезжают пострелять в оленей-карибу, да пуляют по рябчикам, которые садятся иногда на крыши домов. Голливудские "ужастики" вытеснили индейские легенды, сладенький американский католицизм - родные верования. Только иногда среди всего этого сора (мешанина из пустых банок кока-колы и пучеглазых "покемонов") удаётся наткнуться на что-нибудь действительно первобытное и чудесное. Так одна девочка совершенно серьёзно сказала мне: "Душа остаётся в небесах, но Дух возвращается назад" - такая вот смесь христианства с древним индейским язычеством. Ещё рассказывают обрывки старых
сказок (обычно про Гигантского Бобра, который дрался с неким великаном), но никто уже не может отыскать в них ни конец, ни начало (так я и не доискался, за что же они сражались). Грустно это. Зато сохранилась масса суеверий: панически боятся ночного леса из-за "бушменов", которые там якобы прячутся (бушмены - это "дикие люди",
а, может быть, и вовсе не люди, которые на всех нападают), уверяют, что прядь волос, неосторожно оставленная в лесу (да и в любом ином месте), попав в недобрые руки может быть использована для колдовства, и не поздоровится той голове, с которой она срезана. Ненавидят индейцев из других племён - они все-де злодеи, да злые
колдуны. Время от времени ездят драться с жителями соседнего (в 100 км) посёлка, где живут индейцы той же народности. Никто (!) в посёлке не ест лесных грибов - считают, что они все ядовитые. Лишь только когда я нажарил опёнков, съел сам на глазах у других и предложил попробовать, некоторые согласились.
Я здесь преподаю математику и естественные науки для старших классов. Уровень образования тут такой, что после 11-ти лет учёбы многие всё ещё складывают и вычитают в пределах десяти на пальцах...
Ещё бросается в глаза отсутствие любых законов - как общеканадских, так и старинных, индейских. После чинной и упорядоченной Канады это особенно странно. Крадут всё, что ни попадя, друг у друга не хуже, чем в нынешних русских деревнях. И ножами друг в друга тыкать по пьянке тоже очень любят. Мои ученицы, равно как и местные женщины, работающие в школе, регулярно приходят с подбитым глазом, этого вообще стыдиться не принято. Любимой забавой молодёжи раньше было взламывать местный магазин по ночам (пока его в стальной ангар не перевели). Директор школы, занимавший этот пост прежде нынешней директрисы, был вообще-то, как говорят на трескучем официальном языке, "лидером сообщества обучающих и учащихся", но имел при этом хобби - насиловать
малолетних учениц прямо в служебном кабинете. После того, как он сделал это много раз, так, что всем в посёлке его проказы порядком надоели, его заставили уйти "по собственному желанию", выдали хорошие характеристики и отправили "сеять разумное, доброе, вечное" в другой посёлок (тамошних девочек, известное дело, не так жаль).
Если бы что-то подобное произошло в Торонто, то он бы "застегнулся" лет на 20-40, а то и пожизненно. Но почему его никто из отцов этих девочек попросту не пристрелил - вот это меня при простоте здешних нравов удивляет. (Ну а мне теперь приходится работать с некоторыми из этих несчастных девчонок, готовых мстить всему миру
без разбору.)
Здешняя жизнь меня при этом свела с интересными и хорошими людьми, которых шальной ветер занёс в эти места. Удаётся открыто разговаривать, не прячась за "политкорректностью". О каждом из них можно было бы рассказывать отдельно, потому, что понять страну можно, только поняв отдельные судьбы. Сикх из Пенджаба, американка, бывшая в своё время политической беженкой из США (во время Вьетнама), пара выходцев из Германии во втором поколении...
Оговорюсь ещё раз, я Канаде не судья и не разоблачитель. Просто думаю, что в создании картины "заграничной жизни" важны любые впечатления. Если читателям АРИ, живущим в данный момент далеко от родины, удастся общими усилиями нарисовать "тамошний" мир и хоть немного освободить живущих в России русских от того унизительного (и просто вздорного) чувства национальной неполноценности, которое в нас старательно вбивают уже лет 15 все, кому не лень - от "Огонька", до Шендеровича и прочих жванецких, то это, в свою очередь, хоть немного примирит многих из нас с тем, что большой кусок жизни прожит так далеко от дома.

http://www.ari.ru/doc/?20020606doc01#555

"Все граждане равны, но некоторые равнее."... (Записки русского эмигранта)

Михаил Шатурин

От редакции.

Мы продолжаем публиковать интереснейшие, на наш взгляд, зарисовки западной жизни, сделанные нашим оотечественником, проживающим в Канаде. В очерках Михаила Шатурина знаменитый западный либерализм, тавший идеалом для так называемых россиянских "реформаторов", предстает во всем своем абсурде. Причем оценка канадской действительности дается автором с позиции русского националиста, человека признающего приоритет национальных ценностей перед ширящейся на Западе "диктатурой меньшинств". Именно поэтому канадские зарисовки могут оказаться очень поучительными для всех русских людей - как предостережение против тех опасных тенденций, которые стремятся развить в России идеологи-"россиянцы".


***

Запад любит называть себя "свободным миром". И в России так верили и верят в его свободу! В былые времена, вырвавшись в короткую командировку "туда", человек возвращался с выпученными глазами: надо же, там молодые люди могут ходить по улице с зелёно-малиновыми волосами, и никакие "дружинники" им не страшны! Там на предприятиях нет парторгов! "В Лондоне собаки гуляют где хотят", говорил персонаж "Бриллиантовой Руки". Когда на Запад приезжаешь не туристом, а поселяешься там, то скоро видишь, что наши с ними "свободы и несвободы" просто очень не совпадали по фазам: у них можно то, чего нельзя было у нас, но и наоборот! Кто свободнее? - вопрос неудачный, ясно, что несвободны были и они, и мы. Думаю, что "братская семья советских народов" и "мультикультурализм" друг друга стоят! "Нет, ну а всё-таки, кто свободнее?" Лично мне свободнее жилось в СССР, многие естественные человеческие чувства и движения не приходилось скрывать и прятать (другие, конечно, приходилось...). Важная оговорка: я говорю только про СССР 70-х - начала 80-х (никак не про 37-й и прочие). Хотя, вообще-то, ИДЕАЛЬНЫЙ тоталитаризм должен уметь обходиться без "чёрного воронка" по ночам и без НКВД. Допустим, лектор в американском университете скажет студентам что-нибудь крамольное: нет, не призовёт взорвать ещё пару-тройку небоскрёбов, а, например: "Стремление наших женщин сделать карьеру, передав своих детей на руки "бебиситтерам", не бесспорно, и может привести Америку к тяжёлым последствиям". Что ж, сказал и сказал, в "1-й отдел" его для "беседы" никто не вызовет. Но в конце семестра, очевидно, скажут: "Дорогой доктор Х., мы весьма благодарны Вам за сотрудничество! К сожалению, слишком мало студентов заинтересовано в Ваших лекциях, поэтому у нас нет возможности предложить Вам читать курс в следующем семестре. Желаем удачи!" Бедняга начнёт искать работу, разошлёт письма в другие университеты, те, естественно, свяжутся с его прежними работодателями. Через некоторое время он получит несколько аккуратных конвертов: "Дорогой доктор Х., мы благодарим Вас за интерес к нашему университету. К сожалению, у нас сейчас нет и не предвидится новых вакансий, но мы сохраним Ваше заявление на будущее. Желаем удачи!" Скоро он заметит, что его друзья-приятели, с которыми он пил кока-колу в обеденный перерыв, все куда-то подевались, вокруг него - вакуум...

Наверное, у кого-нибудь по прочтении моих записок возникнет вопрос - зачем и кому нужны там все эти феминизмы-мультикультурализмы? Полагаю, для того, чтобы успешно управлять населением, необходимо выбить из под ног у человека всякую почву - от национальной принадлежности, до половой и семейной роли. Тогда государство, с его послушными СМИ и другими "приводными ремнями", легко заполнит образовавшуюся пустоту. Отныне именно государство - и только оно сможет объединять плавающих в невесомости людей. Тут всё время говорят: "Чем больше разнообразия, чем пестрее общество, тем прочнее демократия", да и в России многие в это верят. Что ж, тогда самую совершенную демократию надо было строить сразу же после падения Вавилонской Башни! (Очевидно, в те дремучие времена не хватало телевидения и газет, оттого несознательные люди вскоре снова скучковались по национальным признакам, и блестящий шанс был упущен.)

Есть такой способ выращивания сельскохозяйственных растений - гидропоника. Это когда растения растут не в поле, а на стеллажах под искусственным освещением, а корни их опущены в специальный раствор, куда добавляют все необходимые вещества. Преимущества очевидны: нет зависимости от погоды, световой день регулируется, почва не истощается ввиду её отсутствия.

Да и граждан выращивать таким способом тоже ведь неплохо! Боюсь, что в некоторой степени это происходит и "у них", и в России.


***


Бросается в глаза противоположность "демократии" и "либерализма" в этом мире: так прцентов 90 жителей Канады на дух не приемлют ежегодных парадов гомосексуалистов в Торонто, но парады процветают и ширятся. А в газетах всё время ведутся жаркие споры против "гомофобов" (т.е., тех, кто "голубых" не любит - да как он смеет!). Хоть бы одному "гомофобу" где-нибудь в виде исключения дали слово! Но враг, как и обычно, оказывается хорошо законспирирован и невидим. Только либералистская бдительность помогает отстаивать Свободу.

На автобусных остановках Торонто развешаны плакаты, призывающие подростков воздерживаться от ранего начала половой жизни. При этом учителя старших классов обязаны время от времени перед началом уроков рекрутировать добровольцев для участия в "программах борьбы с гомофобией - приглашаются геи, лесбиянки и просто "сочувствующие"". Ну и что же это, как не агитация за "наоборот"?! Похоже, что близость с партнёром противоположного пола станет скоро в Канаде своего рода диссидентством...



Когда жил в Торонто, подрабатывал уроками в частной школе. Там, кроме обычных предметов, были музыкальные классы, где занимались с совсем маленькими детьми. Как-то на таком уроке шестилетняя девочка очень расплакалась, а преподаватель (коренной, кстати, канадец) стал её утешать, как своего ребёнка: усадил на колени и гладил по голове, пока она не успокоилась. Был большой скандал, на учителя этого грозились подать в суд: нынче любые подобные действия однозначно зовутся "сексуальными домогательствами".

В этой связи я вспомнил отзыв Бродского об американской поэзии: восхищаясь ею, он писал, что это есть поэзия абсолютного бытийного одиночества. Так держать, господа хорошие - запрещайте людям утешать плачущих чужих детей, и лет через 100-200 это самое "абсолютное одиночество" восстанет во всём своём великолепии!



В североамериканских университетах сейчас в большой моде методы "коллективного обучения" придуманные в 20-е годы в Советской России. Когда получал учительскую лицензию, на занятиях дали тему для обсуждения: "Вы - директор школы, Вам сообщают, что вооружённый ножом ученик угрожает окружающим и уже порезал несколько человек. Ваши действия?" Народ вокруг говорил, что надо скорее звонить в полицию, и т.д. Я сказал, что на месте директора попросил бы работающих в школе мужчин запереть хулигана в пустом классе до приезда полиции, или нож отобрать. "А это - СЕКСИЗМ", - возмутились девушки из моей группы. ("Сексизм" - то же, что и расизм, только когда дискриминация не по расовому, а по половому признаку.) "Почему именно мужчин?!" И в самом деле, ну как тут оправдаться? Будущих учителей наставляют, что очень неправильно поручать мальчикам отнести тяжёлую стопку книг, а девочкам - прибирать класс. "НАДО ВСЁ СДЕЛАТЬ НАОБОРОТ!"



Моя знакомая из Торонто плачется: её дети в школе оказались "национальным меньшинством" и их обижают. Она сама - из "коренных" канадцев, потомков первых переселенцев. Предки её бежали после Варфоломеевской Ночи, проскитавшись по Европе, добрались в XVII веке до Нового Света. Ну а теперь её детей "строят" те, кто пару лет назад иммигрировал из Китая и Филиппин. Публично об этом не поговоришь (ты что - расистка, что ли?! Может быть тебе и "культурное разнообразие" не нравится!!), вот она и решила, что русский будет самым подходящим на роль "жилетки". Ох, как я её и впрямь понимаю!



Педагогический практикум в одной из школ Торонто. Проводится мероприятие, которое на русский язык можно перевести как "неделя буйной фантазии". Учительница велит 13-ти летним ученикам на следующий день явиться в школу "переодевшись наоборот": девочки в мужской одежде, а мальчики в женской. Несколько мальчиков-мусульман просто отказываются всю неделю ходить в школу, некоторые послушно приходят в платьях, остальные просто игнорируют распоряжение и являются в обычной одежде. Тогда учительница приносит целый ящик своих старых юбок и кофточек и переодевает непокорных. Училка - дура? Не спорю, но почему за всю неделю никто из руководства школы не вмешался в этот балаган? Где родители детей? Очевидно, дело в том, что инициатива учительницы - хоть и "перегиб", но перегиб, совпадающий с "партлинией". Когда в том же Торонто один учитель позволил себе посмеяться над коллегой за то, что тот участвовал в ежегодном "параде гомосексуалистской гордости", насмешника лишили права преподавать и пропечатали об этом в городских газетах.



В индейской школе - жуткая безграмотность, "дети" лет 19-21 с трудом читают, шевеля губами. Меня всё спрашивали, где находится Россия и есть ли у русских свой язык, "как у денe" (денe - название местной народности), или в России тоже говорят на английском. При этом на стенах висят плакаты, рассказывающие про "холокост". 22-х летняя ученица гордо сказала мне, что одну книгу в своей жизни она уж точно прочла - "Дневник Анны Франк"... Оно конечно, Анна Франк была славной девочкой и жалко её, но до чего странно, когда некто, придирчиво перебрав всю мировую литературу, выбирает оттуда для просвещения индейцев именно "Анну Франк"!



... Мой сосед и добрый товарищ, сикх из Пенджаба, рассказывал, как после раздела Индии 15-го августа 1947 года он восьми лет от роду бежал вместе с родителями и всей семьёй из новообразованного Пакистана. Забрать можно было только то, что унесли на себе. И это было ещё счастьем для миллионов, т.к. 500,000 индусов были вырезаны в первые же дни "независимости". Господи, ну почему про это едва ли знает 1 человек из 10, в то время, когда изучение еврейского вопроса обязательно даже для индейцев на дальнем Севере!? Всё же, правильно писал Дж. Оруэлл: "Все граждане равны, но некоторые равнее."...



Когда детей на Западе пытаются к чему-нибудь приохотить, им твердят: "Это - кайф!" ("It is fun!"). Довод считается окончательным и самодостаточным - математика и литература, танец и музыка ценны в той мере, в какой они "кайф".

Всё тот же мой товрищ-сикх, приехавший в Канаду аж 35 лет тому назад, как-то сказал мне: "Смотри - получение кайфа (having fun) стало главным девизом, главной жизненной целью в Северной Америке. Когда-то то же самое произошло с римлянами, и Римская Империя пришла в упадок и пала. С империей американской случится то же"



Прошлой зимой был в России и внимательно сравнил "Родную Речь" прошлого года со старой советской. Был очень удивлён, увидев, что современная - гораздо хуже, хоть составлена из кусочков несомненно ЛУЧШЕЙ литературы. Всё просто: в былые времена были идеологические цели, ради них детям читали и грустные, и страшные истории (тема - "Жизнь Детей До Революции"). Сейчас говорят, что идеология упразднена, огорчать детей больше незачем ("..зрелищем смерти, печали//Детское сердце грешно возмущать", как говорил генерал у Некрасова). И вот из разных (и впрямь замечательных!) авторов надёргали кусочков, которые вместе должны составить мир без горя и слёз. Изо всей русской (!) литературы ухитрились извлечь только один мотив - безмятежность. ...Я сравнивал эти две хрестоматии в селе Поперечном Кемеровской области, там у половины местных ребятишек родители пьют по-чёрному. Далеко не все приходят в школу сытые. Одному местному мужику прошлым годом понадобилось поехать забрать своего ребёнка аж из Иркутска, а денег на дорогу (больше 2-х тысяч) у него, понятно, не было. Взаймы тоже никто не дал: в совхозе живых денег уже давно не видели. Ну он покрутился-покрутился и повесился (а может и по пьяному делу, кто ж разбирать станет!). И вот этим-то детям предписано читать стихи и истории из "одного счастливого детства". Какой же ложью должно им после этого показаться всякое искусство! Получается, что русской литературе до них тоже нет дела - если ты нищ и слаб, ты не нужен никому, даже Некрасову с Тургеневым. И вообще, надо стремиться к положительным эмоциям, где только можно извлекать всё тот же "fun". Наверное, это и есть новая идеология.



Шумная история прошлого года - когда двух дочерей Буша арестовали менты за распитие пива до достижения положенного возраста? Ох уж эти шоу для "третьего мира" и своих дураков: любому разумному и знающему Запад человеку понятно, что дочери Президента, всенародно наказанные за подобный проступок - такая же пропагандистская клоунада, как и советский Генсек, осматривающий пашню и глубокомысленно разминающий колос в натруженных пальцах.





Однажды в Торонто я наблюдал празднование юбилея крупной больницы: движение было перекрыто, и всех желающих катали с песнями на гигантском, более чем 20-ти местном велосипеде. Это была огромная конструкция, где люди, сидящие в 3 ряда, крутили педали. На отдельном сидении ехал "инструктор", управляющий всей махиной. Тогда я подумал, что вот передо мной почти аллегория западного мироустройства: всё делается дружно, с улыбками и под музыку; перед каждым установлен персональный руль, но - не надо обольщаться, он наглухо приварен, настоящий же рулевой механизм и тормоза находятся совсем в другом месте; зато педали у каждого настоящие, и их нужно непрестанно крутить. И вся "демократически движущаяся" машина легко обгоняется одиночкой-гонщиком!

***

Я в этих заметках отзывался о "мультикультурализме" с точки зрения националиста, по всему, мне теперь придётся пояснить, в чём же эта самая точка зрения, для меня, заключается. Что значит - быть русским (да и любым другим) националистом? Ведь для многих людей слово "националист" означает ксенофобию, нелюбовь, а то и ненависть к другим народам. Я мог бы просто процитировать Ле Пена, в одном из интервью он писал: "...Я люблю дочерей больше, чем племянниц; племянниц больше, чем кузин; а кузин - больше, чем соседок. Но ведь из этого не следует, что я не люблю соседок!". - Значит, отдаёшь предпочтение "своим", слушаешь "голос крови" - а как же общечеловеческие ценности?! - возразят мне. "Гордиться тем, что ты русский, всё равно, что гордиться тем, что родился во вторник!" Что ж, я и вправду очень рад, что родился среди доброго и стойкого народа. "А разве другие народы, китайцы, или ирландцы, к примеру, не добры и не стойки?!" Разумеется, и добры, и стойки. Только я считаю, что и доброту и стойкость человеку неоткуда больше черпать, кроме как из своей национальной культуры, из своей почвы. (Опять-таки, не надо в этом буквально видеть отвержение других культур. Разве когда Лермонтов восхищался Байроном, байроновский индивидуализм не становился для него русской тоской - тоской человека, стремящегося во всём разобраться "от самого начала", сына страны, где слишком часто хорошее может произойти только "вопреки", человека, для которого антитеза духовности - сытость, и который чувствует себя скитальцем в собственном доме?! Так Россия прирастала Шотландией...) Иного пути к "общечеловеческим ценностям", по-моему, нет: нужно очень глубоко уйти корнями в национальную почву, чтобы достичь магмы общечеловеческого. "Национализм разделяет народы!" - да нет, сближает. Путь к другим лежит через погружение в себя. (Говорю это не оттого, что охотник до парадоксов - а разве не так же обстоит дело, ну, скажем, в любви: способен ли полюбить (стало быть, прежде всего глубоко понять) другого тот, кто поленился понять сам себя? И разве бесполезный самому себе сможет помочь другому?) "Гордость за то, что ты русский"? Ну, если видеть в этом просто случайность рождения, то гордиться особенно нечем. А я бы перефразировал иначе: горжусь всякий раз, когда мне удаётся поступать по-русски. Тогда, наверное, многое встанет на свои места. Разве из телевизора с нами каждый день не говорят анкетно-русские люди, которым не только во вторник, но и во всякий другой день рождаться не стоило бы? Да и от китайца, воспитанного на кока-коле и "феминизме" я не стал бы ждать высоких чувств. И от ирландца, унаследовавшего комиксы и голливудские "мувис", тоже... Гидропоника - на то и гидропоника: как не тянись корнями, дотянешься лишь до крана, через который Главный Агроном заливает нужный раствор...

От Баювар
К Афанасий (13.06.2002 13:12:39)
Дата 13.06.2002 14:02:25

честный достаток достижим (*)

>...с бо-о-льшим подтекстом. Над которой многие участники
>(не буду перечислять пофамильно) наверняка насмеються.
>А впрочем, будем посмотреть.

>
http://vivovoco.nns.ru/OUTSIDE/CRAPULENT.HTM

Статья хороша, и рецензия:
http://2002.novayagazeta.ru/nomer/2002/32n/n32n-s21.shtml

К «теореме Мармеладова» в текстах Достоевского есть поразительное примечание: честный достаток достижим, если человек... нерусский. При полном авторском сочувствии герой романа «Игрок» рисует издевательский гротеск на тему «все работают, как волы, и все копят деньги, как жиды» и задает риторический вопрос: «Ведь, право, неизвестно еще, что гаже: русское ли безобразие или немецкий способ накопления честным трудом?». Ответ напрашивается и завет понятен: упорная работа и трудовые накопления русскому человеку не к лицу, они гаже безобразия. Сомнительный завет, говоря по секрету.

От Георгий
К Баювар (13.06.2002 14:02:25)
Дата 13.06.2002 14:11:22

А вот рецензия на рецензию (*+)

http://www.ug.ru/02.24/t26.htm

Обвиняется русская литература



Да, обвиняется. В который раз. В том, что в ней нет "апологии трудового успеха, самореализации через профессиональную активность, нет "русской мечты" личных достижений, подобной американской мечте". "Трудовая инициатива, настойчивость, усердие, активность, энергия и в результате усилий успех и благосостояние не пользуются нравственной поддержкой отечественной классики и - тем более - преподающих ее словесников". Таким образом, обвиняются еще и учителя. Обвинитель - Елена Иваницкая, опубликовавшая в "Новой газете" свой отзыв "Работа не work" на статью учителя Льва Айзермана "Похмелье" из второго номера журнала "Знамя" за этот год.
Почему-то госпожа Иваницкая не обратилась для сравнительного анализа к литературе зарубежной, почему-то не указала, с какой же литературы должна брать пример наша классика. Может, с американской? Что-то было сказано про "американскую мечту". Только американская классика эту самую "мечту" лишь... разрушала. Драйзер, Хемингуэй, Синклер Льюис. А взять Джека Лондона. Ведь какой плохой писатель! У него герой везет продавать яйца на Аляску. Дорога дальняя, тяжелая, и товар портится. Полный крах, и никакой "апологии трудового успеха" и благосостояния.
Произведение, где жизненный материал втискивается в заданные заранее идеологические рамки, долго не проживет. Кто сейчас вспомнит хоть один из многочисленных "производственных романов" - жанра, рожденного советской литературой. Вот уж где славилась трудовая инициатива. Вот уж где для героя не было ничего важнее, чем самореализация через профессиональную деятельность. Создавать мечту - дело публицистики и практической психологии. Литература занимается другим...
В учительских записках Льва Айзермана госпожа Иваницкая зацепилась, собственно, только за один тезис. Ей непонятно возмущение педагога, что один известный на всю страну человек с высоким заработком, отвечая на вопрос, не стыдно ли ему перед ветеранами, сказал, что аккуратно платит налоги и из этих средств выплачивают пенсии и пособия многим людям. Каждый человек, платящий налоги, имеет право получать сколь угодно большие деньги.
Вопрос о стыде, может, и не вполне корректный. Но, собственно говоря, Айзерман за большую зарплату никого не осуждал и не требовал отказываться от денег. Возмутило то, что человек ограничил и заключил свою честность в жесткие рамки налоговой ставки и оказался бессилен пойти чуточку дальше - сделать сердечное движение к сочувствию и добру. Я плачу, что требуется, и отстаньте от меня. Честность по отношению к закону дорого стоит и достойна уважения, но почему мы часто только ею ограничиваемся...
"Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные..." Чеховский герой хотел сказать, что, когда совесть не требует ничего, кроме той самой честности, заключенной в строгие рамки, беда. Он не говорил о больших зарплатах и богатстве. Он говорил об эгоизме и самоуспокоенности, об отсутствии "души прекрасных порывов". Это форма нравственного максимализма, который свойственен любой литературе, не только русской, и который делает человека именно человеком, а не машиной по выплате налогов. Елена Иваницкая подтасовывает смысл высказывания. Ни Чехов, ни учителя не требуют ни от кого быть бедными и несчастными. Их возмущает сочетание честности и черствости, нравственное самоограничение, подмена понятий "долг" и "доброта". И вызывает тревогу учителей то, что деньги зачастую возводят невидимую, но прочную стену между людьми, делая человека неспособным к состраданию, невосприимчивым к чужому горю, оправдывая эту неспособность... Чехов не был бы Чеховым, если б мыслил столь поверхностно, как автор "Новой газеты". А Достоевский, Писемский и Чернышевский не остались бы в литературе, если б стремились создать "русскую мечту", исполняя "социальные заказы".

Виктор БОЧЕНКОВ

От Баювар
К Георгий (13.06.2002 14:11:22)
Дата 13.06.2002 14:25:22

Re: А вот...

> Только американская классика эту самую "мечту" лишь... разрушала. Драйзер, Хемингуэй, Синклер Льюис. А взять Джека Лондона. Ведь какой плохой писатель! У него герой везет продавать яйца на Аляску. Дорога дальняя, тяжелая, и товар портится. Полный крах, и никакой "апологии трудового успеха" и благосостояния.

Не петрит автор в предмете "зарубежная литература". Полный крах -- это элемент конструкции (ау, системный подход), которая "американская мечта". Ее-то, конструкцию в целом, упомянутые авторы "Финанситов", которых "Время не ждет" и воспевают.

От Никола
К Баювар (13.06.2002 14:25:22)
Дата 13.06.2002 14:47:29

Баювар, в своем посте вы расписались в неспособности понимать классиков (-)


От Георгий
К Никола (13.06.2002 14:47:29)
Дата 13.06.2002 15:17:50

Ну и зачем короткое сообщение?


Опишите подробнее Вашу точку зрения.
Я, например, уже не в первый раз слышу о том, что по-настоящему великая американская литература "не воспитывает как надо". Так, может, и лучше, что ее так почти никто не читает?! (См. "Четвертый позвонок Мартти Ларни.)

А что об этом думаете? По-моему, тоже в тему.

http://vif2ne.ru/nvz/forum/2/co/59430.htm