От Георгий
К Павел
Дата 02.06.2002 11:10:45
Рубрики Прочее;

Учебный пример: В. Войнович как адепт мирового правительства (*+)

Неплохо отметить ВСЕ натяжки в этом тексте.

http://www.spbvedomosti.ru/2002/05/31/sila.shtml?print

Сила против насилия
Владимир Войнович


Часто говорят, что насилие родит насилие - это, наверное, правда. К сожалению, непротивление насилию делает насильников еще более
наглыми. Террористы в России, в Америке, в Пакистане уже подбираются к атомным электростанциям, надеясь при первой возможности их
взорвать.

В мире много людей, которых всех вместе можно назвать силами зла. Это маньяк-одиночка, без всякой причины открывающий огонь из
автомата по толпе, это мелкие и большие тираны, революционеры, фанатики, помешанные на национальной, религиозной или еще какой-то
почве. Они разъединены, действуют несогласованно - но со всех сторон. Именно они давно ведут против всего человечества войну и уже
достигли больших успехов. Они сделали нашу жизнь опасной и беспокойной, они убивают людей, уничтожают природу, ее ресурсы,
принадлежащие следующим поколениям. Мы с ужасом вспоминаем уничтоженные во время второй мировой войны Лидице, Хатынь или Гернику, но
уже в наши времена, считавшиеся мирными, превращались в руины Бейрут, Кабул, а теперь вот и часть Нью-Йорка.

С распадом коммунистического лагеря силы зла в мире получили колоссальное подкрепление, захватив целые арсеналы оружия массового
убийства и не останавливаясь при его применении. (!! - Г.) Насилие тлеет везде и может вспыхнуть огнем в самом неожиданном
месте. Защищая себя, мир должен создать систему глобальной защиты от всех насильников, больших и малых.

Правозащитники во всем мире давно поняли, что толкование прав человека не может быть внутренним делом того или иного государства. Но
они же из гуманистических соображений выступают против решительных действий, произнося бессмысленные речи о пользе переговоров с
теми, кто никакого языка, кроме языка силы, не понимает...

Сила должна противостоять насилию. Когда заходит об этом речь, многочисленные умники во всем мире вступают в схоластический спор:
"Если вы примените силу, чем же вы будете отличаться от тех, против кого ее примените?". Но ответ, по-моему, очевиден: между
вооруженным бандитом и полицейским есть большая и принципиальная разница. (как бы ее сформулировать? - Г.)

Мы спасем себя от произвола насильников только тогда, когда лишим их соблазна достижения целей разбойным путем, когда во всем мире
будут установлены правила и законы цивилизованного поведения, обязательные для всех людей, групп, партий, народов и государств.

Я не возьмусь составить проект подобных законов и правил, но в общих чертах, мне кажется, необходимо оговорить следующее.

Права человека должны соблюдаться повсеместно. Если внутреннее устройство государства несовместимо с правами человека, само это
устройство незаконно. Нужно обязательно разработать общие для всего мира правила, формулировки и процедуры провозглашения
суверенитета, государственного языка, гражданства, территориальной принадлежности, границ и прочих понятий, которые всяк толкует
по-своему и которые так часто приводят к войне.

Спрашивают: а кто же такой порядок может установить? Организация Объединенных Наций? Но в ней большинство принадлежит режимам, для
которых насилие есть главное условие собственного существования, и вмешательства в их "внутренние дела" они добровольно никогда не
допустят. Но у маленьких детей не спрашивают совета, как их воспитывать. Мы не должны спрашивать у маленьких насильников совета
по управлению миром.
(выделено мной. Г.)

Организация Объединенных Наций давно доказала, что не может эффективно защищать права граждан, предотвращать местные конфликты и
войны. Я не говорю, что ООН надо распустить - пусть останется такой, какая есть. Но наряду с ней должно быть создано сообщество
цивилизованных государств, прием в которое должен быть достаточно строгим. К цивилизованным странам (это очевидно) относятся страны
Европейского содружества, США, Канада, Япония, Австралия и еще некоторые, соблюдающие права человека, с демократически избираемыми и
сменяемыми правительствами, со свободной прессой и независимым судом. Эти государства, будучи наиболее сильными и разумными, должны
взять на себя обязанность по установлению на земле гуманного порядка. Раньше это было невозможно. Теперь, по мере постепенного
приобщения к цивилизации России и других стран бывшего СССР (и в перспективе неизбежного перехода на тот же путь Китая),
установление такого порядка может стать реально осуществимым.


Нормы цивилизованного поведения не должны признавать никакого насилия над человеческой личностью, никаких форм убийства и - в
будущем (- вот именно! - Г.) никаких войн. Надо исходить из того, что жизнь человека священна, природа неделима, а
исторические памятники принадлежат всему человечеству. Для внедрения в жизнь таких правил нужны определенные управляющие институты.
Может быть, мировое правительство, составленное из граждан цивилизованных стран (из других стран в него могут входить международно
признанные гуманисты). (например, сам Войнович- Г.)

Каждый человек, чьи права нарушены, группа людей, народ, государство, не найдя справедливости в месте своего пребывания, имеют право
обратиться в международный суд и рассчитывать на то, что их дело будет рассмотрено беспристрастно, а решение судей - исполнено.
("рассчитывать" - это хорошо сказано... - Г.)


Должен быть такой порядок, при котором государства, грубо нарушающие права человека, признаются незаконными и враждебными
человечеству. На них оказываются все меры воздействия: политические, экономические и, когда нужно, военные. Виновные в убийстве
людей привлекаются к ответственности как убийцы, кем бы они ни были - рядовыми, генералами, премьер-министрами или президентами.
(так против кого эти военные меры - против людей, государств, или руководителей? Запрет на убийство. - Г.)


Мировой порядок будущего должен быть основан на международных законах, которые соответствуют внутренним законам цивилизованных
государств, здравому смыслу и общечеловеческому представлению о гуманности. (не очень-то совместимые вещи. - Г.)
Разумеется, установление такого порядка потребует от человечества больших материальных затрат - но все же гораздо меньших, чем те,
которые идут на производство ракет, водородных бомб, авианосцев и подводных лодок, на помощь голодающим, беженцам и калекам.

Создание мира без насилия является целью гуманной, реалистичной и - неизбежной. Россия могла бы найти и для себя достойную роль в
движении к этой цели. Стремление к добру на планете может объединить миллиарды людей, все местные и международные организации,
уважающие права человека, защищающие природу и вообще жизнь на земле.

Силы зла обступают нас со всех сторон, и человечеству не остается иного выхода, как применять ответную силу. Цивилизованный мир
выиграл холодную войну против тоталитаризма. Теперь он вступил в войну против насилия. Эта война будет идти долго, и ошибки в ней
неизбежны. Но не вести эту войну - значит развязать руки насильникам. А уж те ни перед чем не остановятся, пока не погубят весь мир.