От Яна.
К Pout
Дата 03.06.2002 22:51:16
Рубрики Общинность; Либерализм; Манипуляция;

Re: Род, мир,...


Спасибо за более-менее четкое изложение "русской идеи".
К сожалению, я не могу эту веру разделить. Для меня Христос гораздо важнее, чем мир.
Тем более, не представляю, о каком "мире" можно говорить сейчас? "Мир" для нас, реальных людей 21 века - это наши родственники? Или наши единомышленники? Или, может быть, ныне "мир" сузился до пределов одной-единственной малой семьи (без бабушек)? Или же "мир" - это нечто воображаемое, какой-то идеальный "русский народ", где-то там в недрах и поныне дремлющий?
Я к тому, что никакого единства веры у русских людей после развала Союза не наблюдается, и непонятно, какому же "миру" такой верующий может себя подчинить?

От Pout
К Яна. (03.06.2002 22:51:16)
Дата 04.06.2002 21:42:00

Re: Род, мир,...


Яна. сообщил в новостях
следующее:58564@kmf...
>
> Спасибо за более-менее четкое изложение "русской идеи".

Спасибо на добром слове,но Вы мне льстите, это тема обширная..Сказал
только самые общие слова про то, что на мой взгляд объединяет разные
исконные русские веры (но - все) - в очень длинном хронологическом ряду.
Есть еще проблемы ситуативного свойства(двоеверия, так называемого),
"народного христианства", которое тесно связано с так называемыми
языческими корнями. Не хочется спешить.

Был выделен небольшой ,хоть и центральный, пункт. Который пришлось за
неимением времен-места выделить и выложить, так что он выглядит
заостренно и слишком общо. Поэтому переход к совремнности и
рекомендациям для "проекта выживания"еще преждевременен. Только
прикидочно можно сказать , что он тоже потребуется " в том же
континууме", в том же ряду, что народное православие и "красная вера".
Тут объединяет весь континуум естественно-историческая особенность
"евразийской русской культуры -ицивилизации", то что Айзатулин называл
емким словом"геоподоснова" России. А дальше поработали другие люди, не
обязательно религиозные, которые эту особенность проследили от
геоподосновы до неизбывной "общинности"и соборности. "Великорусский
пахарь" Милова хорош, там эта неизбывность доказана строго и от
"навоза"через"быт"до"правил общежития и веры". Просто это идеология
выживания" в этой тундре на краю",без роевого-родового весь социум
рассыпется или станет неким иным образованием, может даже с
этикетками"православие"и "россия", пока не ссыпется уже окончательно.

(Милов)" экстенсивный характер
земледелия, его рискованность умножили в нем тягу к традиционализму,
укоренению привычек ("хлебопашец есть раб навычки). С другой стороны,
сила общинных традиций, внутреннее ощущение грозной для общества
опасности пауперизации создали почву для развития у русского человека
необыкновенного чувства доброты, коллективизма, готовности к помощи,
вплоть до самопожертвования. Итак, перед нами определенный тип общества
с рядом весьма существенных его особенностей. В основе их лежит
специфичность крестьянского индивидуального хозяйства, обусловленная
таким фундаментальным фактором, как Природа. И надо отдать себе отчет, с
чем же мы расстаемся на крутом переломе нашей жизни. Как бы не
получилось, что мы расстаемся не с причиной (природными ссо6енностями),
а лишь со следствиями (принципами организации общества) и рано или
поздно неустраненная или неучтенная причина даст о себе знать.
Природно-географический фактор мы отменить не можем"


С другой стороны, то что говорилось про "круг земной","кругозор", и
еще не сказано про своеобразие именно такого глубинного наивного
восприятия мира и человека - это тоже уже не только домыслы или
идеологемы. К этому подобрались с другой стороны. Семитоика
ркссматривает скажем особенности построения русских(точнее
балтославянских)обрядов такие как погребальные , святочные, свадебные.
Фольклор исследуют как язык, как бессознательный код, почти
математически точно. Граница, черта раздела, путь-дорога,
центр, круг, окоем круга, круговорот (жизни) и т.д. Инварианты, фигуры
и коды универсума, которые можно ухватить. Вот у Толстого такой же
семиотикой уждалось вычленить "математические основы всякой аутентичной
русской религии". Это подоснова "идеологий", наивная картина
мира(миро-воззрение в прямом забытом смысле слова).
Так грубо говоря "устроен" русский человек (безотносительно души и тела)
и так он видит и располагает(сопрягает), и правильно делает. Отсюда все
эти мощные утверждения насчет роли "мира". Вроде"на миру и смерть
красна".

бог там тоже был, у общинника. Был,только не такой как в церкви.. Да
сплыл .

http://212.188.13.163:2009/nvz/forum/0/co/56314.htm

Все сбилось в кучу у костров. Пьер подошел к костру, поел жареного
лошадиного мяса, лег спиной к огню и тотчас же заснул. Он спал опять тем
же сном, каким он спал в Можайске после Бородина.

Опять события действительности соединялись с сновидениями, и опять
кто-то, сам ли он или кто другой, говорил ему мысли, и даже те же мысли,
которые ему говорились в Можайске.

"Жизнь есть всё. Жизнь есть бог. Все перемещается и движется, и это
движение есть бог. И пока есть жизнь, есть наслаждение самосознания
божества. Любить жизнь, любить бога. Труднее и блаженнее всего любить
эту жизнь в своих страданиях, в безвинности страданий".

"Каратаев" -- вспомнилось Пьеру.

И вдруг Пьеру представился, как живой, давно забытый, кроткий старичок
учитель, который в Швейцарии преподавал Пьеру географию. "Постой", --
сказал старичок. И он показал Пьеру глобус. Глобус этот был живой,
колеблющийся шар, не имеющий размеров. Вся поверхность шара состояла из
капель, плотно сжатых между собой. И капли эти все двигались,
перемещались и то сливались из нескольких в одну, то из одной
разделялись на многие. Каждая капля стремилась разлиться, захватить
наибольшее пространство, но другие, стремясь к тому же, сжимали ее,
иногда уничтожали, иногда сливались с нею.

-- Вот жизнь, -- сказал старичок учитель.

"Как это просто и ясно, -- подумал Пьер. -- Как я мог не знать этого
прежде".

-- В середине бог, и каждая капля стремится расшириться, чтобы в
наибольших размерах отражать его. И растет, сливается, и сжимается, и
уничтожается на поверхности, уходит в глубину и опять всплывает. Вот он,
Каратаев, вот разлился и исчез. -- Vous avez compris, mon enfant,
{23} -- сказал учитель.

-- Vous avez compris, sacrй nom, {24} -- закричал голос, и Пьер
проснулся.



================
> К сожалению, я не могу эту веру разделить. Для меня Христос гораздо
важнее, чем мир.
> Тем более, не представляю, о каком "мире" можно говорить сейчас? "Мир"
для нас, реальных людей 21 века - это наши родственники? Или наши
единомышленники? Или, может быть, ныне "мир" сузился до пределов
одной-единственной малой семьи (без бабушек)? Или же "мир" - это нечто
воображаемое, какой-то идеальный "русский народ", где-то там в недрах и
поныне дремлющий?

Знаете, это звучит крамольно, но ведь в этой самой"красной вере" были
верные положения, совпадающие с исконным чутьем "общинника", с "платоном
каратаевым".. Сущность человека не есть абстрракт,присущий индивиду. Это
совокупность, а точнее"ансамбль" (в орингинале у Маркса так), симфония
всех общественных отношений, выраженных в личность человека. В переводе
на русский - очень близко совпадает с извечной "общинностью",
разумеется.это только самые общие подходы. Это опять же означает, что в
"вопросах веры" как и в вопросах верного восприятия"мира" мы не
произвОльны, не "свободны" в дурном смысле (есть свобода страстей и есть
свобода от страстей).


> Я к тому, что никакого единства веры у русских людей после развала
Союза не наблюдается, и непонятно, какому же "миру" такой верующий может
себя подчинить?

Там у Вас были верные слова об "идеальной" природе Не в эстетическом
и только чаемом смысле, а в проектном исполнении надо взять. Идеал это и
ориентир, лекало, проект того, что (временно) брошено, дезавуировано,
диссипировало, по небрежению и из-за"страстей"