>Не могу сейчас на должном уровне оценивать труд Маркса. Но я думаю, что он применил внеморальный подход к проблемам морали. Кроме того, он слишком формален. Невозможно формировать человеческое поведение рациональным образом. А его учение предельно рационально. Нормальный человек попросту отвергает такой уровень рациональности, начиная сакрализировать то, чему это противопоказано.
Во многом согласен с Вами, но, правда, если бы у нас был серьёзный спор, то возразил бы хотя бы известным и в высшей степени эмоционалноым высказыванием Маркса о частнике, который пойдёт на любое преступление ради 300(?)-400%% прибыли. Формализация - это прямой признак научности, а недостатки его учения надо искать в господствующем тогда ( да, по большому счёту, и сейчас) мировоззрении, в идеалистической (я не имею в виду религию) трактовке как социальных проблем, так и законов диалектики.
>Лично я, вобщем-то, в свои сообщения не вкладывал моральный смысл. Я просто выделил отношение общества к насилию и к эксплуатации, как показатель уровня социального развития. Насилие можно рассмотреть и в рамках вашей постановки вопроса. Скажем, Д`Артаньян посчитал бы не возможность вызвать Рошфора на дуэль (частное насилие), как потрясающую несправедливость. Предложение передать "функции" дуэли государству оскорбило бы его. Тем не менее, сейчас практически повсеместно, в не зависимости от культуры и происхождения государств, право на насилие принадлежит надгражданским структурам (государство, церковь). И это признается справедливым. Что это значит? Возможно, помимо справедливости Д`Артаньяна существует какое-то высшее понятие о справедливости. Которое то ли развивается, то ли воплощается в мире.
В первом приближении готов со многим согласиться. Во- втором, на мой взгляд, в этом вопросе - нагромождение "замороженных" терминов, которые пора бы уточнить. Я против понятия о высшей справедливости (это не реглигиозный, но всё равно идеализм), поскольку их только две, и каждая из них, строго говоря, должна быть равноправной, а в реальной жизни одна - господствует над другой. И вообще поводов для разговора на эти сложные темы предостаточно.
> В первом приближении готов со многим согласиться. Во- втором, на мой взгляд, в этом вопросе - нагромождение "замороженных" терминов, которые пора бы уточнить.
Тогда бы мы повторили ошибку большинства. Мы сейчас пользуемся понятиями, которые принципиально не являются терминами. Термин - это слово, в которое люди сознательно договорились вкладывать определенный формальный смысл. А мы используем слова, которые определять невозможно и бессмысленно.
> Я против понятия о высшей справедливости (это не реглигиозный, но всё равно идеализм), поскольку их только две, и каждая из них, строго говоря, должна быть равноправной, а в реальной жизни одна - господствует над другой. И вообще поводов для разговора на эти сложные темы предостаточно.
Ну почему идеализм? Вот вам материалистический подход. Допустим, общество обладает параметром "Справедливость", который является функцией его состояния. В многомерном пространстве факторов, определяющих состояние, справедливость, таким образом, формирует некую "поверхность". У нее есть максимумы и минимумы. Соответственно, "высшая" справедливость - наибольший из максимумов. Если общество, как система, стремиться к большей справделивости, то не исключено попадание в какие-то локальные максимумы. Могут быть и состояния с равной справедливостью. Но максимум-то всегда один : )