От Георгий
К All
Дата 03.06.2002 16:19:23
Рубрики Россия-СССР; Образы будущего; Модернизация; Манипуляция;

Большаков В. Ю. Эволюционная теория поведения. (Фрагменты позже).

Большаков В. Ю. Эволюционная теория поведения. СПб: СПбГУ, 2001. - 496 с.

[ОБ АВТОРЕ
Большаков Влад. Юр., род. в 1965 г.
1998 г. - кандидат наук. Тема диссертации: "Методич. основы применения тренинга в управлении соц.-психолог. процессами".
2000 г. - доктор наук по специальностям "Общая педагогика" и "Педагогич. психология" на тему "Основы развития лидерской одаренности у старших школьников".
Автор ряда работ по психологии малых групп и психологии массовидного поведения.
Отв. секр. журнала "Изв. Росс. академии образования", зам. гл. ред. журналов "Прикладная психология" и "Иностранная психология".
Орг. и руководитель многих избират. кампаний в СПб и др. регионах России, а также в странах бл. зарубежья.
Директор ООО "СПб соц.-психолог. центр.]


Глава 1. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР. (Краткое описание развития науки о толпе. Определение местра науки о толпе среди других областей знания. Этапы становления, цепочки последовательностей и трансформации взглядов исследователей явлений в области психологии масс.)

("...Многие скажут, что недопустимо манипулировать общественным сознанием. Но эта фраза принесена нам именно манипуляторами общественным сознанием. Реалии таковы, что сегодня стало возможным претворять в жизнь гигантские социальные проекты. Созрели условия, позволяющие сделать попытку планирования социально-психологических процессов, протекающих и в отдельно взятых государствах, и в планетарном масштабе. Именно здесь, а вовсе не в физике или биологии, создаются те самые сверхвысокие технологии..."

Глава 2. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР. (Изложение взглядов лидеров 4 волн исследований феномена толпы. Определение ключевых идей, принципов систематизации, сильных и слабых мест теорий, объясняющих массовидное поведение и его следствия.)

1. Маккиавелли, Гоббс, Лебон, Сигеле, Бордье, Тард, Михайловский, Фуллье, Маккиндер, Фрейд, Бехтерев, Сеченов.
2. Юнг, Фромм, Маркс, Адлер, Хорни, Франкл, Ортега-и-Гассет, Вернадский, Тейяр де Шарден.
3. Спайкмен, Л. Гумилев, Канетти, Райх, Ласуэлл, Поппер, Сорос, Дюркгейм, Вебер, Зиммель.
4. Московичи, Блуммер, Хантингтон, Жириновский (?!), Бжезинский, Шестопал, Юрьев, Гаджиев, Почепцов, Дейнека, Василенко, Панарин, Розмозер ...)

("...В противовес этим серьезным исследователям появилось множество телеполитологов, несущих чепуху в прямом эфире, часто с уклоном в эзотерику и прочую трансцедентальность. Либо эти люди вынуждены говорить для воздействия на толпу лишь то, что им предлагают озвучивать хозяева телеканалов, либо - не знаю, что и подумать. Очень жалко В. Познера - каково-то ему, умнице, все это выслушивать!")

Глава 3. ТИПЫ РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ. (Поведение человека как разультат действия 3 групп регуляторов поведения, сложившихся в ходе единой биологической эволюции. Сознательный и бессознательный виды регуляции. НЕкоторые гипотезы и эксперименты.)
Глава 4. ЭВОЛЮЦИОННАЯ ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ. (Подходы к вопосам эволюционирования психики. Единство и особенности биологической и поведенческой эволюции. Единицы, действующие силы поведенческой эволюции; факторы, обеспчивающие её течение. Индивидуальные, ролевые и массовидные способы регулирования поведения.)
Глава 5. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ДЕФОРМАЦИИ. (Особенности поведения людей, находящихся в условиях экстремального доминирования определённых сочетаний групп поведенческих регуляторов. Особенности работы анализаторов в группах людей различной численности. Алгоритмы, запускающие массовидное поведение.)
Глава 6. СОВРЕМЕННАЯ ТОЛПА. (Феномен массовидного поведения в современных условиях. Возникновение социальных структур, предрасположенных к массовидному поведению. Потребность в механизмах массовидной регуляции поведения, обусловленная процессом глобализации.)
Глава 7. КЛАССИФИКАЦИЯ ТОЛПЫ. (Виды толпы, собираемой по потребностям различного уровня. Толпа, собранная по низшим потребностям. Совместная толпа людей и животных. Использование методов провоцирования массовидного поведения для формирования коллективного бессознательного. Феномен обратной связи поведенческой и биологической эволюции.)
Глава 8. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ТОЛПЫ. (Концептуальные основы изучения феномена. Описание экспериментов, позволяющих изучить особенности протекания памятийных, эмоционально-волевых и других процесов в толпе. Саморазгон целенаправленности поведения в толпе. Социальные последствия развития виртуальных структур. Методы исследования толпы.)
Глава 9. СВЯЗИ ОБЩЕСТВА. (Информационные и пространственно-временные связи. Элементарные коммуникативные структуры общества. Экспериментальные попытки исследования прохождения информационных потоков.)
Глава 10. ОРГАНЫ ГОС. УПРАВЛЕНИЯ. (Гос. структуры в свете эволюц. теории поведения. Взаимодействие ветвей власти; уровни власти. Закономерности эволюционирования властных структур в эпоху перестройки.)
Глава 11. СТРУКТУРА ОБРАЗОВАНИЯ. (Эволюция методов передачи знания в поколениях. Планетарное распределение интеллектуального потенциала. Российская школа как стабилизатор обществ. процессов. Пути интегрирования рос. специалистов в мирове научное сообщество. Образовательные программы.)
Глава 12. СРЕДСТВА МССОВОЙ ИНФОМАЦИИ. (Становление СМИ как фактора, обеспеч. массовидную регуляцию социума. Деформирнование доносимой посредством СМИ информации. Методы психологич. защиты тележурналистов; личностные деформации, обусловл. их проф. деятельностью. Конфликт на НТВ весной 2001 г. в свете следствий эволюц. теории поведения.)
Глава 13. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КАМПАНИИ. (Выборы как иск-во манипулир. поведением избирателей с применением методов индивид., ролевой и массовидной регуляции. Элементы стратегич. планирования избирательных кампаний.)
Глава 14. СОВРЕМЕННОЕ МИРОУСТРОЙСТВО. (Типы государ-сти и соц.-эконом. формаций как производная превалирования различных групп поведенч. регуляторов. Глобализация и др. тенденции развития человечества с точки зрения эволюц. теории поведения.)
Глава 15. ИНСТИТУТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ. (Эволюционно обуславливаемая потребность создания структур долгосрочного планирования развития социума. Необходимость совмещения планирования и деятельности в работе подобных орг-ций. Шансы и перспективы России.)

Заключение.
Литература.

(Панарин есть, С. Г. -нету, А. А, Кара-Мурза - в тексте упоминается. %-))


От Георгий
К Георгий (03.06.2002 16:19:23)
Дата 03.06.2002 23:18:06

Посвящается С. Г., Скептику и Александру. Образование.

Большаков В. Ю. Эволюционная теория поведения.


С. 343-....

"Одной из ключевых позиций социализма было равенство. Понятие включало в себя равенство возможностей, т. е. применительно к данному
случаю каждый человек имел право на образование. В большой степени эта идея была в СССР реализована, хотя на каждом этапе развития
гос-ва, естественно, были условия, делающие тех или иных учащихся более или менее "равнее". На первых этапах важное значение имело
происхождение учащихся, н последних, т. е. перед распадом СССР, принадлежность к семьям правящей элиты. Воспрятствовать получению
образования, а в дальнейшем - определенных видов высшего образования могло опять же происхождение, принадлежность к категории
сельских жителей, а в дальнейшем проявилась некоторая дискриминация по нац. признаку. Евреям, к примеру, было сложно поступить на
нек-рые факультеты престижных вузов. В определ. степени это как бы компенсировало присущее людям этой нац-сти свойство создавать
свои подструктуры в социуме.
В процессе перестройки возрастающую роль в социуме стали играть связи в поколениях. Каждому знакомо рассуждение, что на первом этапе
накопления капитала успеха добиваются люди, склонные к нарушениям закона и достижению целей любыми ср-вами. Затем, когда все
оказывается распределенным, они устанавливают порядок и обеспеч. своим детям хор. образование. Дети, получив хор. образование, ведут
дела полностью в рамках конституц. и прав. полей. Это умозаключение, безусловно, верно отражает историч. процессы отношений
поколений. Но всё, конечно, несколько сложнее. В России понятие справедливости традиционно обладало больш. вес. коэф-том в
сопоставлении с понятием законности, нежели в странах европейского Запада. Справедливость подразумевает равные возможности всех
граждан, чем и привлекательна ком. идея. Стремление дать все лучшее детям также сильно у нас в стране. Граждане готовы терпеть
лишения, лишь бы дети жили хорошо. В русле этих рассуждений невозможность для больш-ва взрослого поколения дать детям такое
образование, как это могут позволить себе победители этапа первоначального накопление капитала, кажется несправедливой и вызывает
мощное соц. течение. Оно, во-первых, направлено к борьбе за всеобщее бесплатное равное образование. Во-вторых, ориентирует и
родителей, и детей на большин затраты в получении образовния, сходного с тем, что доступно олигархам.
Лично мне представляется справедливым, что человек, заработавший деньги честным путём, имеет возможность дать своим детям лучшее
образование, чем тунеядец и алкоголик. Но равно справедливо и то, что дети не должны отвечать за своих родителей. Оставим этот
вопрос на рассмотрение гуманистических психологов, а проследим дальше последствия описываемой трансформации. Сделать это удобно на
примере США, где период первонач. накопления капитала, который наша страна еще только проходит, завершился уже давно. [...]
... Культурные китайцы, индийцы, корейцы приходят в бескультурные США. Их уровень образования высок, мотивация высока. В США низко и
то, и другое, но они контролируют средства. Конфлик налицо.
Мы, русские, также образованны, культурны, но наш уровень притязаний обеспечивается не пассионарностью, а, скорее, униженным
самолюбием, что совсем не одно и то же. Сложно предсказать, как это отразится на позиционировании России в планетарных процессах, но
одно совершенно ясно: в России высока мотивация к получения образования, в России есть все возможности для получения образования.
Период нашей истории, когда выпускники школ хотели быть рэкетирвми и проститутками, к счастью, продлился совсем недолго. Сегодня все
больше и больше школьников стремится поступить в вузы. Этот процесс очевиден в больших городах, правда, пока не так ясно проявляется
в малых - впрочем, это вопрос времени.
В недалеком будущем это породит проблему, с которой однажды уже не смогли совладать руководители Сов. Союза: несоответствие кол-ва
высокообраз. специалистов и их востребованности системой гос-ва. Итог - пьянство, разочарованность. Мы должны постараться не
наступить второй раз на одни и те же грабли. Способов несколько.
1. Интеграция в мировое сообщество позволит нашим спец. применять свои знания в др. странах.
2. Экономич. подъем, которым нам угрожают премьер-министр со товарищи, рано или поздно разразится, и потребуется большое кол-во
профи.
3. Общее повышение уровня жизни востребует новые специальности и поможет прокормиться спец.-гуманитариям, которые, будем надеяться,
в свою очередь, поднимут культуру.
Мы должны таким образом развивать систему образования в России, чтобы не разрушить ее глупыми преобразованиями, как это сделали с
экономикой, но и не оставить ее в блаженном состоянии, когда все средства в одних руках и нет стимула к развитию.

Что же предст. собой система образования в структуре гос-ва? В рос. условиях мне хотелось бы выделить две ее функции.
1. Ф-ия стабилизатора внутригос. процессов имела в России периода перестройки огромное значение. Прежде всего отметим
постоянство штатного состава преподавателей, обеспеч. преемственность в системе обучения. 60-70-80-е гг. - время послед. развития
страны, отсутствие войн и потрясений. В педагогику пришли люди опред. склада, в меру консервативные и оптимистичные. Они окончили
пед. вузы, готовившие специалистов по одинаковым программам на всей территории Сов. Союза. Особенности экономики страны, демогр.
положение и традиции России привели в систему образования преимущественно женщин, менее склонным к рев. преобразованиям и обеспеч.
тем самым доп. запас консерватизма.
На протяжении пед. деятельности каждый учитель несколько раз разным поколениям учеников читает одни и те же курсы. Повторение - одно
из самых мощных мех-мов внушения. Обучая детей, педагоги обучают и себя. Дети выросших учеников приходят в те же школы, прослушивают
те же курсы, родители подкрепляют сказанное своим мнением, так как те же курсы прослушали раньше. Механизм эффективен. Идеология,
вносившаяся в гуманитарные предметы в нашей системе образования, приходила к родителям через детей. Тяжелое прошлое быстро
забывается, и когда дети учат историю первых 5-леток, то родители, бабушки и дедушки получают напоминания о великих свершениях, что
вызывает у них хорошие воспоминания, и не вспоминают о трудностях, так как в учебники это не вошло. История приукрашается,
переписывается в соотв. с идеологич. догмамми, и взрослые узнают это от своих детей, а не от парт. руководителей, которые вызывают
недоверие как лица заведомо заинтересованные. 3 поколения - дети, родители и деды - существ. в мире одних и тех же знаний, одних и
тех же образ. программ, получают от прошедших одинаковый отбор преподавателей троекратное подтверждение знаний и идеологич. норм - в
детском, взрослом и старшем возрасте. Подобная система обладает большой инерционностью. Поэтому в период перестройки именно
структура образования выполнила ф-ию сдерживания и не дала перестройке протекать в особо крайних формах. Разрыва времен не
получилось - лишь трещина.
2. Школа представляет собой ролевую структуру, обладающую, однако, нек-рыми специфич. св-вами. Схема ее, в упрощ. виде,
такова: 10 возр. групп обучаемых, в каждой группе - по 2-3 класса. Единый педагогич. коллектив.... Контакты учащихся парал. классов
значительно слабее взаимоотношений внутри одного класса, а взаимоотношения учащихся различных возрастных групп и вовсе редки... В
старших классах отмеч. контакты между более старшими юношами и быстро взрослеющими девушками [..] Все эти контакты в силу быстрого
взросления детей и перехода из одних возр. групп в другие, облад. специф. набором уенностей, слабы и не играют знач. роли в
сущ-вании и развитии шк. коллектива.
Подобное положение вещей в школах Сов. Союза пытались исправить путем создания октябрятских, пионерских, а затем комсомольских
орг-ций, сквозных структур, наполн. ед. идеологич. содержанием. При этом идеология, персонифицируясь в своих носителях, представляла
собой феномен массовидного колл. лидера. В кач-ве ролевых лидеров выступали поддерж. преподавателями командиры октяб. зведочек,
пионерских отрядов, комсорги и др. форм. лидеры обществ. жизни. Иногда форм. методами назначались и избирались (а процедура эта,
безусловно, контролировалась пед. коллективом) лидеры неформальные. Это приводило к повышению статуса неформ. лидеров и, соотв., к
снижению статуса педагогов. Поэтому закономерны случаи, когда педагоги инициировали назначение форм. лидерами послушных и контролир.
учеников.
Подобному развитию событий способствовал мех-м отбора преподавателей, который на протяжении десятилетий выводил и выводит лидеров из
системы образования. Лидерам в Сов. Союзе хотелось поднимать целину, строить БАМ, работать в сфере перед. технологий. Те немногие,
к-рые все же поступали в пед. институты, на опред. этапе своей деятельности зачастую уходили в систему РОНО и далее, еще более
оголяя, так сказать, тылы. В итоге на каждого неформ. лидера-преподавателя приходилось в неск. раз больше нелидеров, чем в др.
отраслях деятельности.
Поэтому, хотя коллектив преподавателей станд. средней общеобраз. школы и превыш. численностью состав малой группы в 3-4 раза,
феномен дробления его на группы наблюдается значительно реже, чем это следует из теории. Структура с уменьш. долей лидеров обладает
большим запасом консервативности и в меньшей степени склонна отторгать идеологию... За победой идеологич. норм дополнительно
бдительно следили парторганизации. Таким образом, коллективы преподавателей были мощным фактором стабилизации общ-ва.
Но задачу передачи идеологии и закрепления ее у учащихся подобные пед. коллективы выполняли все хуже и хуже. С годами все меньше
лидеров шло в систему образования... Педагогам-нелидерам было все труднее иметь дело с неформальными лидерами-учениками, которых к
конфликтам подталкивали и чисто возрастные поведенч. особенности, и накапл. несоответствие идеологии реальной жизни, видимое уже
невооруж. глазом. Чтобы не усложнять себе жизнь, педагоги ставил форм. лидерами ведомых учащихся, и неформ. лидеры в проитвостоянии
такому положению вещей вместе с негативным отношением к педагогам воспринимали негативно и идеологию. Это - одна из причин,
приведших к распаду Сов. Союза.
Как видим, стабилизир. структуры - вещь полезная для гос-ва, но когда они превращаются в
плотину на пути соц. потока, поток рано или поздно разрушает их вместе с берегами...."
................





От Георгий
К Георгий (03.06.2002 16:19:23)
Дата 03.06.2002 23:16:22

Посвящается Альмару. Что считал Райх.

Большаков В. Ю. Эволюционная теория поведения.

С. 103-106.

(а повторов-то сколько - ужас! %-))

"...Основателя телесно-ориентированного психоанализа В. Райха также можно условно отнести к третьему периоду. Свою книгу "Психология
масс и фашизм" он написал в период установления в Германии фашизма в качестве господствующего политического течения.
Его научные взгляды основывались на учениях Фрейда и Маркса. Стараяь понять психологию масс, он достаточно своеобразно сплетал
взгляды этих двух мыслителей. Он считал, что изученим психологии масс должна заниматься сексуально-энергетич. психология, как он сам
назвал ее. Она призвана привести глубинную психологию Фрейда в соответствие с экономич. теорией Маркса. Инстинктивные и соц.-экон.
процессы определяют жизнь человека. В то же время необходимо отказаться от эклектич. попыток произвольно объединять "инстинкт" и
"экономику". Секс.-энергетич. психология разрешает противоречие, которое побудило психоанализ предать забвению соц. фактор, а
марксизм - происхождение человека от животного. В другом месте он отметил, что психоанализ является матерью соц. энергетики, а
социология - ее отцом. [...]
В дальнейшем Райх всё дальше продвигался по пути, открытому Фрейдом. В своих лабор. исследованиях он пришёл к выводу о сущ-вании
фундам. жизненной энергии, присущей всем живым организмам. Он назвал ее оргоном и заявил, что именно оргон лежит в основе фредйоской
концепции либидо. Райх полагал, что причиной многих заболеваний, таких как рак, стенокардия и др., является нарушение свободного
тока оргонной энергии в организме. В вопросах полового воспитания в общ-ве и в семье, причин возникновения неврозов и вопосах
биоэнергетики Райх далеко опередил своё время, и его взгляды весьма современны. Эти же воззрения лежали в основе его подхода к
изучению психологии масс. В своей книге "Психология масс и фашизм" он раскрывает, как подавление секуальных влечений влияет на
формирование "рабской" психологии масс. Он считал, что тоталитарное гос-во подавляет естеств., прежде всего секс., влечения
человека, вытесняя их в бессознательное и превращая человека в сущ-во, не способное к сопротивлению и готовое выполнить любой
приказ. Райх считал, что "фашизм" представляет собой основное эмоц. отношеие "подавленного" человека к нашей авторитарной, машинной
цив-ции и к ее механистически-мистическому пониманию жизни. Механистически-мистический характер соврем. человека порождает
фашистские партии, а не наоборот.
Поскольку фашизм, независимо от времени и места его проявления, является движением нар. масс, он обладает всеми особенностями и
противоречиями, присущими характерологич. структуре масс. индивида. В отличие от общепринятого мнения, фашизм - это не чисто
реакционное движение, оно представляет собой сплав мятежных эмоций и реакционных соц. идей. Мы можем подразумевать под этим любой
тоталитарный режим.
"В чистом виде фашизм представляет собой совокупность всех иррац. характерологич. реакций обычного человека", - считает Райх. Фашизм
порождается не столько экономич. и политич. обстоят-вами, сколько самой структурой характера масс, подготовленной к принятию идей
тоталитарного вождя.
Психологич. структуры характера масс имеют сходные черты при всех тоталитарных системах. Прежде всего, это нежелание и неумение
брать на себя ответ-сть за свою жизнь, проявлять инициативу, уважать личность и мнение др. человека и др. Эти положения Райха
перекликаются со взглядами Франкла, Лебона и Сигеле. Осн. последствиями такой психологии являются шовинизм и национализм, поиск
виноватого в собств. бедах не в самих себе, а в других. Райх считал, что совершенно неверно полагают, будто бы фашизм является
заклятым врагом религии. Фашизм служит высшим выражением религиозного мистицизма, который принимает определенную обществ. форму.
Фашизм поддерживает религиозность, к-рая возникает в результате сексуального извращения, и трансформирует мазохистский характер
древней религии. По мнению Райха, любой тоталитарный режим, и в частности, фашизм, служит выражением иррац-сти характерологич.
структуры обычного человека, первичные биологич. потребности к-рого подавлялись в течение тысячелетий.
В книге "Психология масс и фашизм" Райх задается вопросом: "Почему народ позволял, чтобы его эксплуатировали и подвергали
нравственным унижениям, почему он подчинялся рабству в течение многих тысячелетий?" Как ему кажется, на эти и другие вопросы может
ответить секс.-энергетич. психология, берущая свое начало от соединения идей Маркса и Фрейда. [...]
Для понимания связи между сексуальным подавлением и эксплуатацией человека необходимо проникнуть в суть основной социальной орг-ции,
в которой переплетаются экономич. и соц.-энергетич. ситуация авторитарно-патриархального общ-ва. Без анализа этой орг-ции невозможно
понять сексуальную энергетику и идеологич. процесс, характерный для патриархального общ-ва. Далее Райх делает вывод, что
переплетение соц--экономич. структуры с сексуальной структурой общ-ва и структурное воспроизведение общ-ва в человеческом характере
происходят в первые 4-5 лет воспитания ребенка в авторитарной семье. Таким образом, авторитарная семья превращается в фабрику, на
к-рой формируются идеология и структура гос-ва. В такой семье в рез-те морального сдерживания естественной сексуальности ребенка,
которая на последнем этапе приводит к существ. ослаблению его генитальной сексуальности, у ребенка развивается пугливость, робость,
страх перед авторитетом, покорность, "доброта" и "послушание" в авторитарном смысле этих слов. Такое сдерживание парализует действие
мятежных сил в человеке, так как каждый жизненный поры теперь обременен страхом; поскольу секс стал запретной темой, критическая
способность и мысль человека тоже становятся запретными. Короче говоря, задача морали заключается в формировании покорных личностей,
которые, несмотря на нищету и унижение, должны соответствовать требованиям авторитарного строя.
Таким образом, семья представляет собой авторитарное гос-во в миниатюре, в к-ром ребенок должен научиться приспосабливаться к соц.
условиям. Необходимо ясно понимать, что авторитарная структура личности в основном формируется путём погружения сексуальных запретов
и страхов в живую субстанцию сексуальных импульсов. Райх считал, что сексуальное торможение так изменяет структуру личности
экономически подавленного человека, что он действует вопреки своим материальным интересам
."



От Георгий
К Георгий (03.06.2002 16:19:23)
Дата 03.06.2002 23:14:35

Посвящается Ниткину и Баювару. (Ну как стиль-то?)

Большаков В. Ю. Эволюционная теория поведения.

С. 77-79.

"Пристальное внимание Фроммом было уделено личности вождя мирового пролетариата - Марксу. Ирония истории состояла в том, что,
несмотря на доступность первоисточников, некоторые теории искажаются до невероятности. Такова судьба и теории Маркса. Она является
ярким примером того, что можно сделать за несколько десятилетий с самыми светлыми и передовыми мыслями. Самым распространенным
заблуждением является идея т. наз. "материализма", согласно которой М. якобы считал гл. мотивом чел. деятельности стремление к
материальной (финансовой) выгоде, удобствам, к максимальной прибыли для себя. На самом же деле цель М. состояла в дух. эмансипации
человека, в освобождении его от уз экономич. зависимости, в восстановлении его личной целостности, к-рая должна была помочь ему
отыскать пути к единению с природой и др. людьми. Фромм решительно утверждает, что в теории М. нет такого положения, что гл. мотивом
чел. деятельности явл. матер. выгода, что он печется об освобождении человека от экономич. нужды, чтобы развиться в гармонич.
личность. Фромм задается вопросом: как случилось, что теория был извращена до своей полной противоположности?
Для этого есть несколько причин. И первая из них - чистое невежество. Материализм (марксизм? - Г.) не изучался в университетах, но
многие считали себя вправе говорить о Марксе, не прочитав ни единой строчки. Вторая причина состоит в том, что рус. коммунисты
присвоили себе маркс. теорию и попытались убедить мир, что они в своей теории и практике являются последователями М. На деле же все
было наоборот. А поскольку на протяжении многих лет Сов. Союз являлся для Запада абсолютным воплощением всякого зла, идеи Маркса
носили отпечаток дьявольщины. Считается, что М. был "певцом" насилия. Он видел, что никакая полит. сила не может вызвать к жизни
ничего принц. нового, если оно не подготовлено в недрах общ. и полит. развития. И следовательно, насилие (если оно вообще
необходимо) играет роль, так сказать, последнего толчка в развитии, которое в основном состоялось уже само собой. По этому поводу он
говорит, что насилие - это повивальная бабка всякого старого общества, которое обременено новым. Большой заслугой М., признаваемой
им самим, является как раз то, что он перешагнул через традиционные буржуазные воззрения, - он не верил в творческую способность
насилия, не брал на вооружение мысль, будто политическое насилие само по себе может обеспечить нов. соц. строй.
О системах типа сов. коммунизма Маркс высказывал свое суждение в словах "грубый коммунизм". Он считал, что это - реализация обычной
человеческой зависти, которая не допускает, чтобы другой был богаче, а поэтому призывает к уравниловке. Крайней меры такой
уравниловки можно достигнуть, идя от культуры и цивилизации назад к общине, где все работают и все равны.
(Ниткин, помните
Ваши высказывания о "карамурзизме"? - Г.)

Маркс не мог предвидеть масштабов массового отчуждения, которое охватило большую часть человечества; тем более он не мог представить
себе, что настанет день, когда огромная и всевозрастающая часть населения попадёт в зависимость не от машин, как он думал, а станет
предметом манипулирования со стороны других людей и их символов. Например, служащий, посредник, менеджер сегодня - это же люди еще
более отчужденные, чем профессиональный рабочий. Социализм, по М., должен был помочь рабочему человеку найти себя и взять мир в свои
руки так, чтобы жить в гармонии с ним. И только фантастическая ложь Сталина, который выступал от имени Маркса, дала возможность
воспринимать его как человека, враждебного свободе. Цель М. - развитие индивидуальной человеческой личности - в советской системе
социализма отрицается еще больше, чем в современном капитализме.
Фромм считает, что единый мир нуждается в новом человеке, чтобы не подвергнуться саморазрушению. Этот человек должен преодолеть
узкие рамки национального государства и признать любое человеческое существо соседом, а не варваром. В зависимости от того, удастся
ли это, Фромм решал, проснется ли человек, придёт ли в активное и осмысленное состояние или же погибнет от собственного тупого
единодушия с толпой и её идеологией [Фромм Э. Из плена иллюзий. М., 1992.].




От Дмитрий Ниткин
К Георгий (03.06.2002 23:14:35)
Дата 04.06.2002 10:01:51

Re: Посвящается Ниткину...

Георгий, а что, собственно Вы нашли в этом отрывке? Большаков излагает Фромма, иногда прямыми цитатами. Например, кое-что можно найти здесь,
http://www.philosophy.ru/library/fromm/concept.htm (избранные главы) и здесь http://www.1may.ru/politic/biblioteka/05.shtml (что-то вроде конспекта). Так что чей стиль произвел на Вас впечатление – Фромма или Большакова, сказать трудно. Взгляды Фромма на теорию Маркса, насколько я понимаю, в существенной степени базируются на ранних марксовых «Философско-экономических рукописях» 1844 г. При жизни Маркса они изданы не были, стали доступны публике только в 1953 г. и относиться к ним можно по-разному. Можно как к незрелой юношеской работе, можно как к осевой линии мышления философа в течение всей жизни. Скорее всего, верно и то, и другое. Вообще-то, наверное, почитать Фромма на эту тему было бы невредно. Мне кажется, alex~1 мог бы заинтересоваться.
Этот срез философии Маркса довольно тесно связан с понятиями «отчуждение», «уничтожение труда» и «постэкономическая формация» (см. у Иноземцева). И здесь Маркс занимает очень важное место в истории философии Нового времени. В целом же эта философия кажется мне суррогатом известного учения о первородном грехе, изгнании из рая и тернистом пути к Царству Божию. С коим учением и рекомендую Вам ознакомиться еще более настоятельно, чем с философией Фромма. Только не поддавайтесь американским проповедникам! Охмурят в два счета, и никакие полезные навыки не помогут :).

От Георгий
К Георгий (03.06.2002 16:19:23)
Дата 03.06.2002 16:20:28

Цитировать буду для всех: для С. Г., для Нитыча, для Баювара, для Альмара -...

... всем интересно будет %-)))

От Almar
К Георгий (03.06.2002 16:20:28)
Дата 03.06.2002 16:49:18

Re: пригодится

Ну что ж, думаю пригодиться. Хотя и подозреваю, что необязательно будет интересно написано. Я вот купил книгу Почепцова (на которого этот автор ссылается). Так уже несколько месяцев не могу дочитать до конца - скука страшная (после книг СГ).

Обратил внимание на послужной список автора:

1998 г. - кандидат наук. Тема диссертации: "Методич. основы применения тренинга в управлении соц.-психолог. процессами".
2000 г. - доктор наук по специальностям

Быстро он от кандидата к доктору перешел. Молодец, но все же не такой молодец, как Жириновский или Зюганов. Тем ученый совет МГУ сразу докторскую присудил (без кандидатской).