От Игорь
К alex~1
Дата 01.06.2002 00:03:25
Рубрики Крах СССР;

Куда уж больше было книг печатать?

Если Вы считаете, что В СССР на душу населения печатали недостаточно детских книг, то скажите, где в какой стране печатали достаточно т.е. больше.

То, что конкретный человек часто не мог купит в СССР нужную книгу не может быть логически связано напрямую с ее малыми тиражами. Просто тиражи быстро раскупались по доступным ценам, вот и все. А кто не успел- тот опоздал, но с существенным преиммуществом перед нынешней ситуацией. Не купленную книгу всегда можно было почитать, взяв у друзей или знакомых- тиражи то были милионные. А вот сейчас не купив вовремя книгу, изданную 5-ти тысячным тиражом и распространеямую только в Москве и Питере - рискуешь ее вообще никогда не прочитать или с гораздо большими усилиями, чем раньше. Естественно я имею людей с обширными потребностями в хорошей книге, сейчас же потребности резко понижены - многим из нынешней молодежи книги уже почти ненужны, а старшее поколение не имеет денег покупать 100 рублевые тома.

Вот ВАм и ответ на советский парадокс.

От Colder
К Игорь (01.06.2002 00:03:25)
Дата 04.06.2002 14:49:02

Статистика как всегда врет

>То, что конкретный человек часто не мог купит в СССР нужную книгу не может быть логически связано напрямую с ее малыми тиражами. Просто тиражи быстро раскупались по доступным ценам, вот и все. А кто не успел- тот опоздал, но с существенным преиммуществом перед нынешней ситуацией. Не купленную книгу всегда можно было почитать, взяв у друзей или знакомых- тиражи то были милионные.

Да, все не так однозначно. Однако вы забываете упомянуть весьма существенную деталь: художественная книга в СССР была средством вложения денег - этакая суррогатная капитализация. Аналогично хрусталю и коврам. Это когда полки забивались под завязку ненужным стеклом, которое никогда не доставалось и книгами, которые хозяева никогда не читали (поскольку не ощущали в том потребности), а которые покупали потому как деньги девать было некуда (в буквальном смысле).
Таковый ковер висит и у меня в кваритер, как и хрустальная полка. Оба эти предмета вышвырнул бы с агромадным удовольствием, но сие не от меня зависит. И попробовали бы вы у таких собирателей взять книжку почитать!

Более того, книга в то время была средством скажем так интеллигентной взятки. Прекрасно помню как ехали кагалом в командировку в Москву из Кишинева - Молдавия в то время была оазисом печати худлитературы. Дык стандартный набор подношений был канистра виноградного вина и трехтомник Дрюона.

Так что громадность тиражей вовсе не напрямую было связано с желанием читать. Опять-таки большое количество читающей публики было тоже не от того, что чтение ставили все превыше всего. Просто другие развлечения были недоступны.

Скажем, то же автолюбительство было связано с обязательным доставанием (не покупкой!!!) запчастей, масел и пр. Занятие не для слабонервных - судя по бесконечному обмену наладчиков на нашем участке. А уж если послушать, каково было поменять моторное масло в то время по рассказам нынешнего коллеги... Короче в то время я к машинке бы на пушечный выстрел не подошел. И был именно заядлым чтецом, уж поверьте. А сейчас, когда мне 45 лет (какзалось бы!), но запчасти можно именно купить, а не достать (что мне всегда поперек горла было) и сервисов как грязи, с удовольствием копаюсь в машинке для души. Забив на книжки болт. Типа деградировал :))). Проблемка правда есть - не налететь при покупке на фуфло, но жизнь без проблем скучна :) Аналогично и у нынешней молодежи - с компами, видиками и пр. Правда, это отнюдь не мешало моей старшей стать большим любителем чтения (привили, что интересно, в институте). Блин, даже Франсуазу Саган читает - я о ней только слышал :))). В то же время младшая книги на дух (кроме женских романов) не переносит - а что делать?

>А вот сейчас не купив вовремя книгу, изданную 5-ти тысячным тиражом и распространеямую только в Москве и Питере - рискуешь ее вообще никогда не прочитать или с гораздо большими усилиями, чем раньше.

В принципе издавать книжки малыми тиражами это правильно. Просто тиражей нужно много. К сожалению, обратная связь еще слаба. Но, между прочим, кое что делается - например, во вновь открытом частном книжном магазине у нас ведут скрупулезный учет купленной литературы на предмет покупаемости и даже пытаются организовать нечто вроде покупательско опроса на предмет "что бы вы хотели купить". Сроду раньше такого не видел.

>Естественно я имею людей с обширными потребностями в хорошей книге, сейчас же потребности резко понижены - многим из нынешней молодежи книги уже почти ненужны, а старшее поколение не имеет денег покупать 100 рублевые тома.

А они нужны эти самые 100-рублевые тома в собственности большинству людей? Я бы с радостью избавился от большинства своих книг - но с условием без проблем получить их в чтение, когда захочу. Вполне согласен был бы на хорошую платную библиотеку - лично мне на полке воспоминания Миддельдорфа, Гудериана или Широкорад, например, не нужны - но я хотел бы их почитать! Однако это сродни платным спортзалам - их нет и не предвидится. Все на бесплатном энтузиазме - если библиотека, то обязательно должна дышать на ладан и поддерживаться подвижниками-дистрофиками. Если спортзал, то обязательно от доброхотов-начальников. Нет возможности заплатить свои 15-20 рублей за прочтение приличной книги или энную абонентную плату за пользование теннисным столом.

> Вот ВАм и ответ на советский парадокс.
Неполный

От Игорь
К Colder (04.06.2002 14:49:02)
Дата 04.06.2002 19:00:45

Если бы Вы и от машины в собственности избавились было бы просто замечательно!

> Я бы с радостью избавился от большинства своих книг - но с условием без проблем получить их в чтение, когда захочу.

Я подумал, глядя на безобразно большре количество автомобилей в Москве сейчас - если бы этот Ваш принцип приминить к любителям иметь автомобили в персональную собственность ( в смысле избавить их от собственности на автомобили, но с условием получать их в пользование, когда захотят) наверное машин в Москве стало бы куда меньше и ездить на автомобилях стало бы куда приятнее и быстрее, как при социализме - без пробок и гари. Наверное персональные автомобили стали для москвичей сейчас тем же, чем были для них в застой ковры, хрусталь и полки с книгами( которые, как Вы считаете не читались) - но с существенной разницей для среды обитания и безопасности на улицах и дорогах. - В смысле иметь миллионы автомобилей для среды обитания и личной безопасности куда хуже, чем миллиарды книг на полках.
Поэтому нынешние граждане автомобилисты в Москве и Питере представляются мне куда тупее любителей хрусталя, ковров и полок, забитых книгами при социализме.