Прочее; Россия-СССР; Культура; Глобализация; Война и мир; ...
Из вчерашней "Правды"
Из вчерашней "Правды"
Кто “против”, кто “за”? Считаем голоса...
Медали всех достоинств завоевали россияне с начала недели на Играх в Солт-Лейк-Сити. “Золото” выиграла лыжница Юлия Чепалова, “серебро” — фигуристы Ирина Лобачева и Илья Авербух, “бронзу” — биатлонистки в эстафете.
По полной программе
Начнем, однако, не с самого радостного события. Откровенно разочаровали хоккеисты. И дело даже не в том, что они уступили финнам со счетом 1:3, а в характере поединка. Безволие, безалаберность, безрассудство — без этого мы, наверное, уже и не воспринимаем нашу команду. Впрочем, о команде тоже нет речи — набор якобы профессионалов не стал коллективом. Хваленые заокеанские звезды во главе с менеджером Вячеславом Фетисовым продемонстрировали открытый антихоккей.
Большего мы ожидали и от биатлонисток. Имея в составе двух олимпийских чемпионок, Галину Куклеву (Нагано-1998) и Ольгу Пылеву (Солт-Лейк-Сити-2002), эстафетчицы вправе были рассчитывать на более высокое, чем третье, место.
Зато на той же лыжне просто здорово выступила Юлия Чепалова. Ни в классификационных гонках, ни в полуфинале, ни в финале она не дала ни малейшего повода усомниться в ее превосходстве над соперницами. И если прежде мы знали ее как отличного стайера (золотая медаль в том же Нагано на 30 км), то сейчас она ярко проявила спринтерские качества, победив на дистанции 1,5 км.
Программу-максимум, на наш взгляд, выполнил и танцевальный дуэт Ирина Лобачева — Илья Авербух. Пусть сегодня это только вторая ступень пьедестала почета, а не первая (которую заняли Марина Анисина и Гвендаль Пейзера из Франции), но мы помним, с каким трудом россияне пробивались к вершине успеха.
Кстати, судьбу первого и второго места, как и в предыдущем виде фигурного катания, решил один судейский голос.
Не простую, а золотую
Между тем за спорами о роли судьи в истории как-то подзабылось, что Олимпиада — это все-таки спортивные соревнования, где есть победители и побежденные. Теперь особо сильно желающие могут просто выклянчить себе медальку, да не простую, а золотую. Мы уже писали, что канадская спортивная пара фигуристов Джеми Сале — Давид Пеллетье получила второй комплект высших наград, который присудил им Международный олимпийский комитет. И не стали бы возвращаться к этому, если бы сразу не несколько “но”.
Так, из девяти членов МОК, принимавших участие в голосовании, семеро высказались за вручение канадцам еще одного “золота”, один — против (представитель китайской делегации) и один воздержался. Догадайтесь с первого раза, кто занял такую полупозицию? Правильно, “агент” Олимпийского комитета России. Да и как он мог действовать иначе, если сам глава ОКР Леонид Тягачев заявил: “Мы уважаем решения МОК и международных спортивных федераций, и в частности это решение. Никаких протестов по этому поводу с нашей стороны не последует”.
А ведь те же китайцы пошли еще дальше. Когда на церемонию награждения были приглашены призеры, дуэт Сюэ Шэнь —Хунбо Чжао отказался подняться на пьедестал, не желая, по их словам, участвовать в откровенном фарсе. Увы, Елена Бережная и Антон Сихарулидзе не были столь принципиальны. Впрочем, безынициативность российских чиновников от спорта выбора им просто не оставила.
Тем временем скандал вокруг судейства соревнований фигуристов принял новый поворот. Арбитр Мари-Рен Ле Гунь, вернувшись домой, в интервью французской газете “Экип” сказала, что на нее давно оказывалось давление, но только в пользу... канадской пары.
После драки кулаками не машут
Еще одним скандалом завершились в Солт-Лейк-Сити соревнования по акробатическому фристайлу. Лидировавшую после первой попытки и мастерски выполнившую вторую комбинацию Ольгу Королеву выпихнули за черту призеров. Сделано это было так нагло, что смолчать не представлялось возможным.
Президент Федерации фристайла России Лев Кофман заявил на пресс-конференции о претензиях к судейству канадца Джона Балера и американца Дэвида Фаррара. По его словам, они завышали оценки канадкам Веронике Бреннер и Дейдре Дионн и таким образом вывели их на второе и третье места, лишив россиянку медали. После этого даже “соглашатель” Тягачев, явно не хотевший портить “дружеские” отношения с верхушкой МОК, вынужден был подписать официальный протест.
Однако после всего того, что уже было на Олимпиаде, вряд ли удастся добиться большего, нежели дисквалификации арбитров.
Поскользнулся, упал, очнулся — призер
Национальный олимпийский комитет Японии направил протест в связи с дисквалификацией Сатору Тэрао. В Солт-Лейк-Сити он выиграл полуфинальный забег в шорт-треке на 1000 метров. Однако судьи решили, что Тэрао нарочно мешал своему сопернику, который в результате упал и сбил с ног канадского спортсмена.
По мнению японцев, инцидент на дистанции был вызван обычным столкновением, которые часто случаются в шорт-треке, и не может идти речи о злом умысле. Видеозапись, говорится в протесте, не подтверждает решение судей. При этом японский НОК не требует повторить полуфинальный забег, поскольку таких прецедентов не было в истории шорт-трека. Он настаивает только на том, чтобы запись о дисквалификации Тэрао была вычеркнута из официальных документов Олимпиады.
Протест, разумеется, принят не был.
Очень примечателен при этом тот факт, что финальный старт мужчин на 1000 м в шорт-треке завершился большим курьезом, когда финишную черту пересекали по-пластунски... Кстати, виновник группового падения американец Аполо Оно не только не был дисквалифицирован, но даже как самый резвый ползунок заработал “серебро”. Может быть, конечно, он вовсе не нарочно уронил группу фаворитов, но уж очень рьяно размахивал руками, стараясь никого не пропустить вперед.
Тили-тили т`есты
И еще один неожиданный и неприятный для нас поворот событий. Международный олимпийский комитет отстранил от должности руководителя сборной Белоруссии Ярослава Баричко и предписал ему покинуть Солт-Лейк-Сити.
Такое решение МОК принял, поскольку подозревает (только подозревает!), что тот имеет отношение к допинговому скандалу. Оказывается, проба “А”, взятая у одного из белорусских конькобежцев, показала превышение допустимой нормы содержания стероида в организме. На сдачу контрольной пробы “В” белорус не явился. МОК уверен (?), что руководитель сборной Белоруссии знал о результатах теста и посоветовал спортсмену не ходить на повторный анализ и уехать домой.
Но и это не все. МОК “замочил” весь Национальный олимпийский комитет Белоруссии, лишив его финансовой помощи на нынешний год.
Как-то скрасила мрачную для наших соседей картину бронзовая медаль белоруса Алексея Гришина, которую он завоевал во фристайле.
Бей своих, чтоб чужие не боялись
Вынуждены были досрочно покинуть столицу Олимпиады также российские двоеборцы и прыгуны с трамплина. Но здесь-то как раз МОК ни при чем. Обратные билеты нашим спортсменам вручили... руководители ОКР. По их мнению, те не справились с поставленными перед ними задачами. А как можно было справиться, коли им не дали выступить до конца?
Такого в истории олимпиад еще не было, чтобы, не закончив соревнования, спортсмены паковали чемоданы. Их попросту сняли с полпути по прихоти чиновников, которые, видимо, считают, что сами они “выступают” успешно. А теперь у них появилась еще более серьезная поддержка. В Солт-Лейк-Сити пожаловала вице-премьер российского правительства Валентина Матвиенко.
Видимо, решив в Москве все вопросы, связанные с пенсиями ветеранов, зарплатой врачей и учителей, пособиями многодетным семьям и другими социальными проблемами, она по примеру Владимира Владимировича отправилась в горы покататься на лыжах. А заодно вдохновить пока не выставленных за олимпийский порог российских спортсменов. Похвально!
Злые языки, правда, утверждают, будто была произведена своеобразная рокировка — “махнули” команду двоеборцев и прыгунов на зампредседателя правительства с ее свитой. Но то злые языки, а мы добрые. Хотя кто-то сказал, что добро должно быть с кулаками.
Почему мы в американском Солт-Лейк-Сити опять проиграли на Олимпиаде?
Не правы те, кто считает, что России элементарно не везет. Фарт — категория вечная и для всех. К тому же, поговорку "везет сильнейшим" еще никто не отменял. Не годится и списание любого нашего проигрыша на судейство, на пресловутый "заговор против России". Команда Советского Союза во все времена испытывала в спорте гораздо более мощный прессинг, но, "несмотря и вопреки", умела выигрывать.
Наши поражения не связаны и с вездесущим "духом", который должен якобы присутствовать только у русских, заменяя им все прочие составляющие успеха: и везение, и спортивную форму, и благосклонность судей, и денежные поощрения. К сожалению, те, кто так рассуждает, мало что смыслит в большом спорте. Стоит подойти к только что проигравшему спортсмену: лучше к штангисту или борцу — и попытаться втолковать ему, что тот, мол, "сражался в полсилы, потому как не патриот и вообще выступает за антинародный режим",— убедительный ответ не заставит себя ждать.
Есть лишь два объективных фактора, которые рождают победу. Это "школа" и "инфраструктура". Первое — это тренерский потенциал, преемственность и опыт, практические наработки, методы тренировок и т.п., то есть все то, что позволяет научить спортсмена, что и как надо делать после стартового свистка. Инфраструктура — это спортивные сооружения, тренировочные базы, внутренние соревнования и технические усовершенствования (новые коньки, мази для лыж, аэродинамические сани и костюмы), связанные с передовыми научными исследованиями, позволяющие достигать лучших результатов при прочих равных условиях. Особняком стоит детский спорт — явление, практически отсутствующее в России.
Поэтому, если спортсмена не учат с детства, как прыгать "четвертные" или идти "коньковым ходом", то он никогда не завоюет "золото". И если страна за одиннадцать лет не построила ни одного крытого конькобежного катка или бобслейной трассы, или лыжного трамплина, или трассы для скоростного спуска, то она не при каких обстоятельствах не родит чемпионов по этим видам, даже если ее спортсмены будут сызмальства тренироваться на альпийских курортах, столь любимых нашим горнолыжным президентом.
Школа в России осталась лишь в четырех зимних видах спорта — фигурном катании, женских лыжах, биатлоне и, с большими оговорками, в хоккее. Во всем российском спорте, кроме, разве что, большого тенниса, нет ни одного вида, который прогрессировал бы после распада Советского Союза. Все школы у нас — советские, а какие не советские — тех и нет вовсе.
Что же касается инфраструктуры, то здесь мы на высоте лишь там, где не требуется сверхвложения сил и средств: в лыжах да в фигурном катании. А увеличение видов спорта на зимних Олимпиадах идет за счет высокотехничных видов спорта, которые требуют не просто школы, но, прежде всего, развитой инфраструктуры. Если в Лейк-Плэсиде спортсмены соревновались в семи "простых" видах спорта, то сегодня — уже в пятнадцати. И из 78 финалов Солт-Лейк-Сити в 52-х у нас нет ни единого шанса — достаточно назвать горные лыжи и конькобежный спорт (по 10 медалей), или такую неведомую большинству из нас штуку, как шорт-трек (стоимостью 8 "золотых"). Эти состязания если и присутствовали когда-то в СССР, то давно тихо скончались. И можно сколько угодно пенять на "необъективность судей" или "непатриотичных спортсменов", но факт остается фактом — на одних лыжах Олимпиада не выигрывается.
Спорт — это война. Война — это мобилизация. На фанерных самолетах и в деревянных танках много не навоюешь. Поэтому если Путин хочет и дальше поздравлять наших спортсменов с олимпийским золотом, он должен для начала построить хотя бы один крытый каток в России, да открыть хоть одну детскую горнолыжную школу.
А пока можно с уверенностью предсказать: если в мировой истории не случится ничего сверхъестественного, то несколько ближайших зимних Олимпийских игр неизменно выиграют... ну хотя бы немцы. Возможно, нашему германофильскому президенту и это в радость.