Рустем ставит глубокий вопрос. И он прав - действительно жажада потреблятства проникла в пост-советское сознание. Я не стал бы тут предаваться большому оптимизму, имею в виду ближайшую перспективу. Более того, Рустем прав в том, что она (жажда) в массовом совковом (не советском, а именно совковом) сознании всегда и была. "Реформа" ее лищ актуализировала. Потому я и частично согласен с его выводом. Выxод из етого псиxологического "инферно" будет трудным, учитывая силы, сконцентрированные в рукаx пореблятелей.
Но прав и Александр - прав в главном. Такой образ жизни не совместим с выживанием страны. А значит, рано или поздно дилемма "жизнь или пореблятство" встанет ребром. Собственно она уже стоит, ибо потреблятство у нас возможно лищ за счет унижения и обирания абсолютного большинства народа. Енергия инстинкта выживания большинства сильнее жажды потреблятства меньшинства. Рано или поздно, чьи-то кости затрещат... Чем скорее, тем, разумеется, лучше.
Основная трагедия для страны будет состоять в том, что к тому времени она потеряет огромную массу потенциала. "Когда я восстанавливаю то, что сам разрушил, я чувствую себя преступником", - так, кажется, Аппостол Павел сказал.
Один из корней зла и причин провала СССР - убеждённость людей в том, что коммунизм - это общество абсолютно превосходящее любое другое по всем параметрам, и в первую очередь - по благосостоянию. (Обратите внимание: опять формула "благосостояние - есть знак праведности".) И вот вам - померялись колбасой (некорректно померялись - но требовалось именно всепобеждающее превосходство) и быстренько свой проект свернули, не превосходит он, дескать, мерьканский, а вот там - настоящий коммунизм.
Вообще, вера в идеальный путь - опаснейшее заблуждение, ибо порождает неудержимых восхвалителей, обманывающих своим превосхвалением себя и окружающих, а впоследствии такое превосхваление оборачивается горьким разочарованием и поливанием дерьмом. Возьмём тех же Стругацких как выразителей именно таких чаяний - их герои как на подбор супермены, в огне не горят, в воде не тонут, всё читали, всё умеют, всё пробовали и вилку для спаржи с вилкой для омаров ни в жисть не перепутают - а всё потому, что коммунары, что следуют единственно верному и великому пути. А как сами авторы в коммунарстве разочаровались, так назначили себе новое "триумфальное убеждение" - общечеловечество, и их новые крутые герои коммунистов-сталинистов из спецвойск пачками одной левой мочат. Что это как не потреблятство? :-)
> Рустем ставит глубокий вопрос. И он прав - действительно жажада потреблятства проникла в пост-советское сознание. Я не стал бы тут
предаваться большому оптимизму, имею в виду ближайшую перспективу. Более того, Рустем прав в том, что она (жажда) в массовом
совковом (не советском, а именно совковом) сознании всегда и была. "Реформа" ее лищ актуализировала. Потому я и частично согласен с
его выводом. Выxод из етого псиxологического "инферно" будет трудным, учитывая силы, сконцентрированные в рукаx пореблятелей.
>
Была, конечно, жажда, но см. мой ответ Рустему. Максимум, что смогут массы - это "саботировать".
Хотя это тоже опасно.