От Александр
К Добрыня
Дата 27.04.2002 22:13:56
Рубрики Крах СССР;

Не то что обреченности...

Было неумение пользоваться страной. В четвертом классе заинтересовался молекулярной биологией, но вокруг были все электронщики, программисты, механики. В школьных учебниках ничего похожего. Учительница биологии в школе заявила что вирусы размножаются делением. А был настолько ошарашен что матом выругался. В шестом классе, на завуча. Сложилось устойчивое впечатление что молекулярной биологии в СССР нет.

Ну не молекулярной, так хоть обычной. Где бы ей научиться? По здравому размышдению, должны учить в педах, но по отношению к педам я был настроен очень скептически. Там, мол, только лапшу на уши ученикам вешать учат. А тут всемирная история да параграф про первый университет. Ба, думаю, в университете всему учат, значит и биологии. А в Москве университет есть, сам видел когда года в 3-4 на речном трамвайчике проезжал.

Уже в университете стал захаживать на журнальный клуб по физиологии растительной клетки. Там как раз статейки по генной инженерии растений разбирали и прочей мол.биологии. Не практика так хоть теория имеется. Поделился своими грустными размышлениями с другом, а он меня за шиворот и в настоящую молекулярно-биологическую лабу, курсовую делать! Эффект был велик. А через год, в 1990, лаба развалилась. Начальник на Запад смылся.

Не продумано было откуда человек должен узнавать как системой пользоваться. Думаю те кто писали параграж о Пражском университете в школьный учебник по всемирной истории, вовсе не имели в виду что из всей школьной программы этот параграф будет для кого-то единственным источником информации полезной для профориентации.

Не умели пользоваться системой и взрослые. Когда моему деду по матери надоело что дорога перед его домом в поселке постоянно разбита и он написал об этом письмо в ЦК над ним все очень смеялись. Когда через 2 недели дорогу починили смеяться не перестали, но начали еще и поддразнивать.

В Америке в этом плане все продумано. В школах устраивают практические занятия по демократии. Школьники всем классом решают о чем попросить своего сенатора и пишут ему письмо. А потом смотрят что будет. В школах для "одаренных и талантливых" проводят и практикум типа "если бы у меня был миллион". Детишки решают какой бы бизнес им устроить и составляют примерную смету, скажем, во что станет устройство магазинчика товаров для рукоделия. Сколько на землю, на помещение, на товары, на зарплату продавцам. Из всего класса только одна девочка решила устроить "дву недели мечты" - поездку для всего класса на Гавайи. Остальные предложения были вполне разумны.

От Jana
К Александр (27.04.2002 22:13:56)
Дата 28.04.2002 02:04:24

О биологии


>Было неумение пользоваться страной. В четвертом классе заинтересовался молекулярной биологией, но вокруг были все электронщики, программисты, механики. В школьных учебниках ничего похожего. Учительница биологии в школе заявила что вирусы размножаются делением. А был настолько ошарашен что матом выругался. В шестом классе, на завуча. Сложилось устойчивое впечатление что молекулярной биологии в СССР нет.

Вы знаете, я тоже где-то с этого возраста интересовалась такими вещами. Родители в 11 лет, зная это, подарили трехтомник "Мир микробов" (продавался в обычном магазине), я уже не помню авторов, но книга американская - впечатление на всю жизнь осталось. Брала много книг в библиотеке, по молекулярной биологии помню опять же американский замечательный учебник. Но и русских книг много было научно-популярных.
С 15 лет занималась на кафедре анатомии, делали работу по извилинам мозга (потом эта работа, наши измерения пошла в докторскую преподавательнице - ну и ради Бога, это же и хорошо, что польза какая-то от нас была). Была у нас такая организация во Дворце Пионеров - Научное общество учащихся. Можно было выбрать кафедру, где хочешь заниматься... Короче говоря, уж что-то, а возможности для школьников заниматься наукой - по-моему, были выше всяких похвал. До сих пор, хотя из меня ничего путного не вышло в итоге, с благодарностью вспоминаю...
Конечно, и в этой области было что совершенствовать. Но то, что уже было - замечательно. Мои дети таких возможностей не имеют. Да честно говоря... хотя бы уже то, что тогда мы имели возможность мечтать о будущей профессии, не задумываясь о том, найдем ли работу после института, сколько нам будут платить, без вот этих меркантильных соображений, которые сейчас совершенно неизбежны и на Западе, и в России - это уже само по себе неоценимо.
Это важнее того, что колбасы не было.

От Igor Ignatov
К Jana (28.04.2002 02:04:24)
Дата 06.05.2002 06:31:23

Ре: А нет ли прямой зависимости кач-ва учебников от кач-ва интелей, теx, ...

... что xотели потреблятствовать и кои визуально голодали? Я имею в виду генерацию, что вылупилась из послевоенныx яичек и вывелась из куколок в течении 60-x. Таким образом, массовый "лет" интелей-вредителей и интелей-трутней как раз пришелся на 70-е. В 60-е и, еще больше, 70-е начинаются проблемы с учебники и вакуум бынужденно начал заполняться западоидной продукцией. Нет тот интель пошел, одним словом.

С уважением.

От Александр
К Jana (28.04.2002 02:04:24)
Дата 28.04.2002 20:03:41

Не о биологии, а об умении пользоваться.

>>Сложилось устойчивое впечатление что молекулярной биологии в СССР нет.
>
>Вы знаете, я тоже где-то с этого возраста интересовалась такими вещами. Родители в 11 лет, зная это, подарили трехтомник "Мир микробов" (продавался в обычном магазине), я уже не помню авторов, но книга американская - впечатление на всю жизнь осталось.

И это впечатление лишь укрепляло во мнении что в СССР этого нет. Почему все нормальные учебники американские? Я же не говорю что небыло или было недоступно детишкам, или, скажем, человек не мог обратиться в ЦК со своими проблемами. Просто пользоваться страной никто не учил, даже наоборот.

Читаешь книги о 30-х, там дети высчитывают сколько времени нужно чтобы проплыть из одного места в другое с использованием каналов, а сколько без использования, как Колхидскую низменность осушали и т.п. У нас с этим делом было куда хуже. Нас готовили в ПТУ. Об этом открытым текстом заявила директриса моей школы на родительском собрании перед открытием новенькой с иголочки школы, куда я шел в первый класс.

Тогда я не понимал что значит "готовить в ПТУ". Думал что это значит лишь плохо учить. Понял только прочитав Луи Альтюссера, а потом побеседовав с Натальей. Готовить в ПТУ как раз и значит не учить пользоваться страной, штамповать чернь.

Сейчас просматривая учебники биологии я вижу что они прекрасно составлены. Но составлены в 30-х годах и прекрасно именно для 30-х, а никак не 80-х. Кроме того, с каждым новым изданием из них выкидывали 1-2 параграфа. Я ими интересовался, вытягивал учебники из школьной макулатуры задолго до того как дорастал до соответствующего класса. имел по 2-4 издания каждого. Видел как исчезало семейство лилейных из ботаники или отряд головоногих моллюсков из зоологии. Кто-то решал что нам это в жизни не пригодится. И это вместо того чтобы идти вперед, в ногу с наукой и технологией.

> уж что-то, а возможности для школьников заниматься наукой - по-моему, были выше всяких похвал.

Ну еще бы у нас натальи возможности отняли бы! Возможности были. Проблема была в том что у общества быстро терялись навыки пользоваться ими.

>Это важнее того, что колбасы не было.

Важнее, но только когда эти возможности используешь. А если тебя всеми силами "готовят в ПТУ" то никакой разницы.

От Jana
К Александр (28.04.2002 20:03:41)
Дата 28.04.2002 23:47:40

Re: Не о...


">Сейчас просматривая учебники биологии я вижу что они прекрасно составлены. Но составлены в 30-х годах и прекрасно именно для 30-х, а никак не 80-х.

О 30х годах...
Была у меня довоенная книга "Беседы о природе и человеке". Я ее прочитала в 8 лет. Разделы: астрономия, физика, антропология, психология... не помню, что еще. В общем, такой маленький полный курс наук. Восьмилетнему ребенку понятно! И так интересно, что я вообще думаю, эта книга сыграла большую роль в формировании моего мышления, чем вся начальная школа. Я ее перечитывала не знаю сколько раз.

По-видимому, действительно, в наше время произошел какой-то необратимый поворот в психологии людей, в том числе, и тех, кто занимался образованием, поворот к западному типу мышления. Ведь "готовить в ПТУ" - это то же самое, что и на Западе в школе низших ступеней штамповать "рабочий класс", не рассуждающий и не мыслящий. Неявный еще поворот произошел, неоткровенный, и вот поэтому все так и случилось...



От Yuriy
К Jana (28.04.2002 23:47:40)
Дата 29.04.2002 20:15:21

Ре: Не о...

>Ведь "готовить в ПТУ" - это то же самое, что и на Западе в школе низших ступеней штамповать "рабочий класс", не рассуждающий и не мыслящий. Неявный еще поворот произошел, неоткровенный, и вот поэтому все так и случилось...

Яна, что Вы понимаете под термином "школа низших ступеней"?
А вообще, мне кажется на Западе штамповка идёт во всех школах и университетах. Если понимать "рабочий класс" более широко.

От Александр
К Yuriy (29.04.2002 20:15:21)
Дата 29.04.2002 21:10:23

Ре: Не о...

>А вообще, мне кажется на Западе штамповка идёт во всех школах и университетах. Если понимать "рабочий класс" более широко.

Очевидное исключение адвокатские, медицинские и хорошие бизнес школы. Вообще с уровня аспирантуры начинается подготовка элиты.

От Yuriy
К Александр (29.04.2002 21:10:23)
Дата 29.04.2002 21:20:31

Ре: Не о...

>Очевидное исключение адвокатские, медицинские и хорошие бизнес школы. Вообще с уровня аспирантуры начинается подготовка элиты.

Совершенно верно.
Хотя общий уровень медицины довольно низкий (за исключением Emergency Care System). Но это, конечно, другой вопрос.

От Александр
К Yuriy (29.04.2002 21:20:31)
Дата 29.04.2002 21:57:31

Ре: Не о...

>>Очевидное исключение адвокатские, медицинские и хорошие бизнес школы. Вообще с уровня аспирантуры начинается подготовка элиты.
>
>Совершенно верно.
>Хотя общий уровень медицины довольно низкий (за исключением Emergency Care System). Но это, конечно, другой вопрос.

Совершенно другой. Элита существует для себя, а не для каких-то там клиентов-пациентов. Докторов учат выколачивать деньги, избегать судебных тяжб, с кем нужно играть в гольф и пристижных клубах (с судьей, мэром и т.п.) манипулировать пациентами. Учат поддерживать престиж (носить костюмчики, не ходить в шортах и т.п.) Но насчет уровня Вы их не обижайте. Конечно лечат они не всегда и не каждого, но когда они лечат то делают это лучше всех в мире. Зря чтоли к ним всякие саудовские короли лечиться ездят.

От Yuriy
К Александр (29.04.2002 21:57:31)
Дата 29.04.2002 22:56:37

Эт точно... (-)


От Александр
К Александр (27.04.2002 22:13:56)
Дата 28.04.2002 00:21:56

Развал Союза я воспринимал как уловку чтобы

отделаться от горби и потом снова обхединить республики уже без него.

От Виктор
К Александр (28.04.2002 00:21:56)
Дата 29.04.2002 12:07:15

Не ты один такой был. Пресса во всю дундела. А потом...

выяснилось , что нас надрали как детей. В моем ближайшем окружении несколько лет (!!!) развал СССР воспринимался как непотребный балаган. Довольных и недовольных просто не было- всерьез это никто не воспринимал. Как лечение от насморка гильотиной на практике. Катится голова из-под трамвая:
- Ох , ни хрена себе за хлебушком сходила!