>Разве Столыпин этого хотел? Нет, конечно. Он просто верил, что инициатива «освобожденного» мужика-хозяина и невидимая рука рынка гораздо сильнее всяких там капиталов, плугов, лошадей и дорог.
Вот из моей дискусии с Ниткиным:
Фриц: А чего не хватает? Тракторов, комбайнов и прочей техники, удобрений, ГСМ, дорог, больниц, школ, элитного скота и семян, да много чего. Я же не либерал - не думаю, что вот установить правильные законы, и всё само возьмётся.
Ниткин: А Вы таких видели?
Думаете, Столыпин был глупее Ниткина? Вся его деятельность противоречит идее слепого, безрассудного либерализма. Это какой-нибудь Винавер или Милюков могли так думать, но не Столыпин.
Столыпин правильно выделил ключевой для России вопрос и принял по нему стратегическое решение. А просто такие проблемы (типа порочных кругов :-)) не решаются. Реформу Столыпина по стратегическому замыслу следует сравнивать с коллективизацией. В том и в другом случае всвязи с нехваткой средств были значительные издержки. Как сравнить, взвесить плюсы и минусы? Невозможно. А значит и о провале реформ Столыпина говорить невозможно. А можно говорить о том, что реформы Столыпина были остановлены в самом начале, а коллективизация решительно проведена до конца.
Меня ещё привлекает то, как он открыто пошёл против общественного мнения. Небось, в СССР в 1989 такого человека не нашлось. Я уже месяца два как собираюсь написать о советском Столыпине - Кара-Мурзе. Который не побоялся отстаивать СССР, оплёванный подобно самодержавию. Увы, наш Столыпин не премьер-министр, и не имеет поддержки Государя.
О том, что Столыпин, хорошо знавший хозяйство западных областей и Пруссии, переоценил возможности фермеризации России, писали многие историки. Об этом же говорит и тот факт, что он после поездки в Сибирь и личного знакомства с хозяйством поселенцев пришел к выводу, что им надо помогать, а не мешать, восстанавливать общину. Еще важный факт - в разгар реформы литература писала об опыте американских фермеров точь в точь, как в начале 90-х годов у нас. Реальные ограничения именно недооценивались.