От Pout
К Лилия
Дата 02.03.2002 12:52:25
Рубрики Прочее;

(**)мобилизационная экономика. Митяев, Пайдиев(повтор)

"Доклад Митяева"тут фигурировал, см. в Архиве. И к его годовщине - обзор
Л.Пайдиева

Это новые ссылки по теме мобилЭка в дополнение к архивным

Круглый стол по теме мобилЭк в НГ

http://www.glazev.ru/index.php3?idart=59

Резюме по докладу
--------------------------
Информационное агентство "Славянский мир"
03.09.99 (Соб.инф.; Москва)

Анализ и прогноз

НОВАЯ МОБИЛИЗАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА


Из аналитического доклада профессора МБА Д.А.Митяева (Российский
торгово-финансовый союз) "Среднесрочные сценарии государственной и
корпоративной политики в условиях саморазрушения финансовой системы
страны и
возврата к мобилизационной модели развития" (апрель 1998 г.).

Аналитической задачей доклада являлось описание логики саморазвертывания
кризиса и черт последующей новой мобилизационной экономики. Доклад был
предназначен для использования при разработке стратегий адаптации
государственных и корпоративных структур к условиям неизбежного
саморазрушения финансовой системы страны и последующего возврата к
мобилизационной модели, а также вариантов государственных и
корпоративных
мероприятий, направленных на минимизацию ущерба и наименее болезненное
"встраивание" организаций в агрессивно-мобилизационную среду.

По мнению автора: "точка возврата" на пути к экономике мобилизационного
типа пройдена, речь может идти лишь о той или иной степени жесткости
возврата,
об избежании лишних потерь при смене режима воспроизводства капитала и
власти.

Особый интерес к работе профессора Митяева привлекает и то, что еще
весной 98-го он аргументировано назвал срок наступления открытой
фазы долгового кризиса - второй-третий квартал 1998 г.


* * *


Возможны три варианта развития страны после краха режима искусственной
(импортируемой) финансовой стабилизации:

1. Продолжение политики либерализации и попытка спасения финансовой
системы через помощь МВФ (фактически полное подчинение экономики "новой
национальной валюте" - долларам США, которые уже сегодня составляют не
менее
70% наличной денежной массы М0 и до половины расширенной денежной массы
М2; а также уступка нерезидентам оставшихся национальных прав
собственности).

2. Попытка консолидации власти и капитала на основе идеи "сосредоточения
России" (или "закрытого общества" в терминологии Дж.Сороса): этот путь
национального возрождения избрали в свое время Япония, ФРГ, Китай.

3. Приход к власти после череды беспорядков "внесистемной" силы и
установление "хунты" без определенной программы, что создаст предпосылки
распада страны.

Несмотря на то, что анализ показывает неизбежность перерастания
проводимой последние годы политики тотальной либерализации страны,
режима
"финансовой стабилизации" в свой антитезис - мобилизационный, внутренне
антилиберальный режим, для России было бы ошибкой при этом переходе
полностью затоптать то "рыночное зерно", которое никак не даст на нашей
почве
благодатного плода.

...

При любом варианте переходного периода, его суть состоит в демонтаже
существующего базисного воспроизводственного контура, который не смог
обеспечить сохранение целостности экономики и страны, "физическое"
выживание
государства (вне зависимости от его политической формы) и населения.

Нынешний воспроизводственный контур (обмен сырья на ширпотреб) потерял
свою работоспособность еще в 1995 г., когда в результате либерализации
(открытия)
экономики внутренние цены приблизились к мировым и был "съеден" исходный
стратегический резерв реформ.

Последующие два года страна жила в режиме "дожития", резко увеличивая
свой краткосрочный внутренний долг. Этот режим исчерпал себя в 1998 г.

Все это уже было не раз в истории России, многократно доказывающей
тупиковость пути конъюнктурного приспособления к политическим и
экономическим реалиям (например, ценам) быстро меняющегося мира, в
котором
Россия (просто по своим размерам) никогда не имела "гарантированного"
места. И
выходом из такой ситуации "выпадения из мировой конъюнктуры" всегда было
формирование нового воспроизводственного контура, основанного не на
обмене
текущих потоков ресурсов на текущий поток товаров, а на прямом
двухстороннем
трансферте между Россией и остальным миром по схеме "запасы ресурсов -
технологии для внутреннего производства".

Этот воспроизводственный контур всегда предполагал превращение страны в
единую корпорацию, которая "встраивалась" в мирохозяйственную систему
после
очередной безуспешной попытки построить собственную самодостаточную
воспроизводственную систему (неважно какую: либеральную или военную).
Назовем
данный воспроизводственный контур "кооперационным".

Так это было в конце XIX - начале XX века, когда после краха аграрно-
военной модели (особенно очевидного после Крымской войны)
франко-германский
капитал составил основу развития таких кооперационных отраслей как
машиностроение, железнодорожный и судоходный транспорт, банковское и
страховое дело, текстильное производство и др.

После крайней по своим средствам и последствиям попытки "военизации"
экономики в 1914-1920 гг. была реализована, несмотря на политическое
"закрытие"
страны, кооперационная схема привлечения западного (в основном
англосаксонского) капитала - сначала в форме концессий (20-е годы), а
затем - путем
обмена первичных запасов (золота, зерна, пушнины и др.) на
индустриальные
технологии.

Как только страна (как корпорация) переставала в должной мере
контролировать свои, конкурентные на мировом рынке, запасы (ослабевал
воспроизводственный контур кооперационно-мобилизационного развития),
образовывались компенсационные механизмы (контуры), основанные не на
фундаментальных интересах кооперации "Россия - остальной мир", а на
текущей
финансовой или сырьевой конъюнктуре.

Так, после полного исчерпания ресурсов старой кооперации 30-50-х годов
(конкретно: после разрушения аграрного сектора в России и перехода
развитых
стран на другие виды стратегических ресурсов) в 70-е годы был
сформирован
конъюнктурный воспроизводственный контур "сырье - продовольствие",
который
просуществовал до середины 90-х годов, несколько расширившись на
импортной
стороне (до полной номенклатуры западного ширпотреба) за счет
приватизации
экспорта и разрушения внутреннего производства.

Исчерпание конъюнктурных преимуществ 70-х годов (скачка мировых цен на
нефть и открытия нефтяных месторождений Западной Сибири) заставило в
80-е
годы начать формирование кооперационного контура "газ - трубы", который
по сути
означал прямой обмен запасов (многолетние гарантии поставок) на западные
инвестиции и технологии.

Успешность использования нового "кооперационного контура" всегда
определялась тем, насколько его экономическая, организационная и
политическая
формы соответствовали содержанию - характеру тех стратегических ресурсов
(запасов), которые предлагались мировому хозяйству в качестве нашего
вклада в
кооперацию. Рассмотрим с этой точки зрения устойчивость новой
мобилизационной
экономики при полной реализации одного из трех сценариев.

1. Сценарий "либеральной диктатуры"


Корпоративизация страны в данном сценарии базируется не на возрождении
государства, а на его полной приватизации путем завершения формирования
частного "ядра", которое контролирует все ключевые экономические и
политические
области от имени и по поручению западного "комитета кредиторов".

Какой кооперационный контур будет поддерживать эта корпорация?

Будет произведена мобилизация тех внутренних ресурсов (запасов), которые
окажутся доступными для данного режима, это прежде всего: финансовые,
сырьевые
и территориальные ресурсы. В финансовой сфере кооперация с мировым
сообществом возможна лишь на долговой основе: как в форме прямых
государственных и корпоративных заимствований у мировых "денежных
властей"
(МВФ, МБ) и потребителей ресурсов, так и через завершение долларизации
внутреннего платежного оборота.

Сырьевые ресурсы могут быть кооперированы через передачу
транснациональным корпорациям контрольных пакетов нефтяных,
металлургических, химических и иных компаний, а также через залог
месторождений (непосредственно или в режиме СРП). Вкладом западных
партнеров
станут технологии менеджмента и прямые инвестиции в добычу и
транспортировку
ресурсов. Эта кооперация будет выгодна западным партнерам лишь
настолько,
насколько они смогут контролировать поставки на свои собственные рынки.

Больше всего это относится к российской газодобыче, которая обеспечивает
41% западноевропейского рынка.

Поскольку наиболее активным проводником сценария N 1 на Западе является
"глобальный лидер" (США), то такой маневр (заход на Европу через Россию)
может
казаться американским лидерам весьма заманчивым, обеспечив США
стратегическое преимущество в начавшейся битве доллара и евро. Через 5
лет при
таком развитии событий "Газпром как единая система сможет продолжать
существование лишь под контролем западных инвесторов: при этом США будут
стараться обеспечить контроль со стороны своих фондовых игроков, тогда
как
Европа постарается реализовать сценарий контроля за "Газпромом" со
стороны
крупнейших европейских потребителей газа.

Еще более вероятен компромисс Европы и Америки - деинтеграция
"Газпрома" с вытеснением его с европейского рынка. Таким образом,
последняя
фундаментальная схема кооперации "газ - трубы" будет демонтирована.

На смену ей придет кооперационный контур, основанный на использовании
последнего ресурса, доступного либерально-монополистическому режиму, -
территории. Захоронение промышленных и ядерных отходов, импорт особо
"грязных" производств, торговля квотами на выброс парниковых газов,
возврат на
Запад перемещенных в годы Второй мировой войны культурных ценностей,
уступка
Курильских островов и, возможно, Калининградской области, колонизация
плодородных районов Европейской части, ресурсобогатых районов Сибири и
Дальнего Востока, торговля односторонним ядерным разоружением и т.п. и
т.д. - все
это вполне реальные, а не мифические направления "интеграции либеральной
России в дружественное мировое сообщество".

Основное наследство мобилизационной экономики сталинской эпохи, которое
является основным ограничением и главной стратегической картой ведущейся
внутри- и геополитической игры, - ядерное оружие. Наличие этого оружия
делает
"открытие" страны и экономики (либерализацию) в принципе обратимыми,
поэтому
сценарий N 1 будет считаться его инициаторами реализованным только
тогда, когда
все ядерное оружие будет ликвидировано или же будет обеспечен полный
контроль
над ним со стороны "мирового сообщества" (читай: НАТО).

2. Сценарий "патерналистской демократии"


Состав доступных режиму патерналистской демократии ресурсов шире: кроме
финансов (которые доступны в меньшей степени), сырьевых и
территориальных
ресурсов, в этом режиме могут быть мобилизованы два не используемых
либерально-импортируемой моделью базовых запаса (ресурса) - население и
государство.

В либеральной модели государство и население - ограничения, которые
нужно
преодолеть или минимизировать. В патерналистской модели это - главные
резервы
стабилизации и роста.

Нещадная, дикая эксплуатация трудовых ресурсов в период строительства
капитализма (конец XIX и начало XX века) и еще более нещадная
эксплуатация в
период сталинской индустриализации и коллективизации, сменились более
"мягкими" режимами - хрущевским и брежневским, когда были сделаны
значительные государственные инвестиции в "человеческий капитал"
(образование,
медицина, наука и культура).

Во многом либерализация 90-х годов "проела" накопленный
интеллектуальный и квалификационный запас, созданный за прошлые
десятилетия.
Однако, несмотря на внешнюю и внутреннюю эмиграцию, депрофессионализацию
лучших трудовых ресурсов, в стране еще остался "критический запас"
знаний и
квалификации.

Мобилизация этого ресурса может позволить относительно быстро и без
больших капитальных затрат "запустить" простаивающие мощности
обрабатывающей промышленности, нацелив их на выпуск продукции,
встроенной в
кооперационный контур: прежде всего путем кооперации "Газпрома" с
отечественным машиностроением.

То, что этот ресурс имеет весьма низкую капиталоемкость, показывает то
обстоятельство, что и в течение последних десяти лет, несмотря на почти
полное
прекращение финансирования, большая часть предприятий машиностроения и
ВПК
продолжали как-то "дышать", люди окончательно не бросали свое рабочее
место,
ограничиваясь временной "вторичной занятостью".

За пять лет вполне возможно построить вторую нитку газопровода "Ямал-
Запад" и первую нитку от новых заполярных месторождений, что даст
возможность
увеличить экспорт газа в 1,5-2 раза.

Рост добычи и поставок газа в Европу, Турцию и на Восток (Ближний и
Дальний), активная работа на этих рынках (продажа не по оптовой цене на
границе,
а по внутренней цене в стране получения газа, даст выигрыш в ценах в 2-3
раза)
позволит поддержать объем критического импорта на достаточном уровне
(15-20
млрд. долл. в год), а также позволит сохранить целостность энергетики
(газ занимает
54% в балансе внутренних энергоресурсов страны).

Такое развитие событий предполагает формирование и использование
властных ресурсов, восстановление государства как ведущего игрока
(корпорации),
способного на равных (по крайней мере, благодаря ядерному оружию и
"газовой
трубе") играть на европейском и азиатском рынках.

Условия нового цикла либерализации России вызреют в данном варианте
развития событий, вероятно, быстрее, чем в предыдущих изданиях
патерналистского
режима. Это связано с тем, что при любой "жесткости" конструкций режиму
не
удастся восстановить контроль над всей экономикой и всем обществом
(мобилизационная база не превышает половины ВВП). Исходя из длительности
предыдущих циклов (30 и более лет) и глубины нынешней деформации,
следует
предположить сроки вызревания очередной фазы "открытости" в 10-15 лет.

3. Сценарий "номенклатурной реставрации"


Данный сценарий не предусматривает формирование кооперационного
контура воспроизводства в масштабах всей страны. Через пять лет в этом
случае
"Газпром" (то, что от него останется) будет одним из предприятий
Управления
делами Президента, "кусочки" энергетической, транспортной, финансовой,
силовой
и других систем будут контролироваться региональными распределителяvb

=======

Доклад Митяева
http://lib.ru/POLITOLOG/mityaev.txt


Выступление Митяева на пралметнтских слушаниях в ГосДуме
http://www.larouchepub.com/russian/news/010629_duma/010629_mityayev.html
-


Пайдиев про 9\11
http://is.park.ru/document.asp?dno=2449404&no=2087988


Программа Пайдиева

http://www.park.ru/news.parkru?t=2087988&r=2088643&d=24&m=05&y=2001&i=%D
3%F2%F0%E5%ED%ED%E8%E9&a=GO
Леонид Пайдиев
Утренний выпуск за 24-05-2001

Как можно поднять Россию с колен?
Леонид Пайдиев
О чём писать? Будущее предопределено.
Проводимый экономический курс обречён на провал с тяжелейшими
последствиями для страны.

Проблема только в том, рухнет ли он сам по внутренним причинам,
благодаря своим имманентным противоречиям, или его крах ускорят внешние
факторы.

=========