От Дмитрий Ниткин
К полковник Рюмин
Дата 01.03.2002 10:02:19
Рубрики Крах СССР; Образы будущего;

Если кто-то не читал...

>Тут, наверное, многие из нас читали И.Ильина, еще когда впервые были изданы его произведения. Я вот еще раньше сподобился, когда можно было “достать” только “подпольные” ксерокопии или даже фотокопии отпечатанных на пишущей машинке листов с его текстами. Между прочим, заявлять о своих монархических симпатиях было тогда сродни подвигу юродства. На тебя смотрели, как на помешанного. Или забавного чудака.

>Как все выглядело логично и правильно. Восстановление монархической государственности после “падения коммунизма”, по Ильину, должно было происходить по следующему сценарию: “…только национальная, патриотическая, отнюдь не тоталитарная, но авторитарная — воспитывающая и возрождающая - диктатура”. Да. А в журнальчике “Посев” эту самую диктатуру называли “декомпрессионной камерой для избежания кессонной болезни”.

>Не станем отмахиваться от теоретических разработок, сделанных
>эмигрантами разных волн!

http://www.rus-sky.com/gosudarstvo/ilin/nz/nz-60.htm

И.А. Ильин Что же предстоит в России?

Взвесив все высказанное нами об основах народоправства, всякий трезво-мыслящий и ответственный демократ должен со скорбью признать, что русский народ после тридцатилетнего разгрома, насилия, обнищания и всяческого разврата — окажется неспособным к осуществлению демократического строя, до тех пор, пока он не восстановит - в себе честь, совесть и национально-государственный смысл. Ныне в его душе все элементарные и необходимые основы народоправства подорваны, поруганы, извращены - или прямо упразднены тоталитарными коммунистами.

Русский народ существует, но существование его подобно мученическому унижению его собственных беспризорных детей. Состояние его,— религиозное, духовное, интеллектуальное, волевое, политическое, хозяйственное, трудовое, семейственное и бытовое, — таково, что введение народоправства обещает ему не правопорядок, а хаос, не возрождение, а распад, не целение, а «войну всех против всех»; это было бы последним и горшим бедствием. За кошмарной эпохой революционного «якобинства» началась бы эпоха затяжной «жирондистской» анархии - со свирепой крайне-правой тиранией в заключение. Ребячливо и безответственно — закрывать себе на это глаза.

Поэтому первое, что обязан выговорить идейный и ответственный демократ, есть пессимистический диагноз и прогноз: коммунистическая революция не приблизила Россию к народоправству, напротив — она подорвала все его живые основы, имевшиеся налицо в Императорской России.

Революция длится уже 32 года; и она еще не окончена. За это время коммунисты сделали все, чтобы убить в не-коммунистической массе русского народа чувство государственной ответственности и духовного предстояния; — чтобы сделать государственное начало ненавистным для русской души; синонимом бессмысленной каторги; — чтобы отучить русского человека от свободного и верного политического изволения; — чтобы погасить в его душе гражданина и приучить его к рабству; — чтобы внушить ему презрение к унижениям избирательной комедии. Какое же «народоправство» может быть построено на этом?

За эти долгие, мучительные годы советская власть делала все, чтобы отучить русских людей от свободной лояльности, чтобы смешать ее в душах с пресмыканием, с грубой лестью и подлым доносительством. В советской России право стало равнозначным произволу и насилию; в душах угашалось всякое уважение к закону; правонарушение стало основной и необходимой формой жизни.

Еще в 1919 году из Совнаркома была формулирована директива: «сущность революции состоит в открытом попирании всякого права, включая и собственные декреты революции». И вот, по этой директиве — чиновник становился разбойником и взяточником, а социальный отброс возводился в чиновники. Загнанный же русский обыватель, — в порядке жизненной самообороны от революционного разбоя,— превратил «блат» в естественный и неизбежный способ борьбы за существование. Сверху сделано было все, чтобы смешать «мое» и «твое», «мое и казенное» — в одну неразличимую кучу, чтобы вытравить из душ всякую имущественную законность и честность. Какую же демократию можно построить на таком «воровстве»?

Коммунисты и поныне продолжают делать все, чтобы лишить народ русского национально-государственного кругозора и подменить его всемирно-революционным угаром, заносчивостью, самоуверенностью международного авантюризма. То чувство державной правоты и державной меры, которое столетиями воспитывалось в русской душе и на котором строилась вся Русь от Киева до Петербурга, попрано и распалось. Четвертый десяток лет коммунисты истощают без всякого национального смысла жертвенность, чувство долга и силу служения, присущие русскому народу, как редкое какому другому; проматывается русский патриотизм; разочаровывается русское самоотвержение; русский гражданин проходит величайшую принудительную школу политического разврата. Нужно совсем не знать историю и ничего не понимать в политике, чтобы пытаться строить демократию на этом разврате.

Русский человек никогда не жил чужою мыслью. Он всегда предпочитал думать «глупо», но самостоятельно; идти вразброд и тонуть в разногласии, но не подчиняться слепо чужому авторитету. И вот четвертый десяток лет из него выколачивают революционной «учебой», голодом, страхом, навязчивой пропагандой и партийной монополией печати, — способность к самостоятельной мысли.

В его образовании — все опошлено, искажено и пролгано; а его принудительном «миросозерцании» — все мертво, трафаретно, безбожно и аморально. Он в течение целых поколений оторван от верного знания — и о самом себе, и о других народах. Он слеп в политике; и часто не знает а своей слепоте; и все чаще принимает свою слепоту за высшую умственную «зрячесть». Предлагать ему народоправство можно только в надежде: заменить тоталитарный трафарет коммунистов новым, тоже тоталитарным партийным трафаретом. Что же может быть противнее истинному демократу, чем такая фальсификация «народоправства»? Или они попытаются создать новый «демократический фашизм», чтобы, воспевая свободу, попирать ее от лица новой, неслыханной в истории псевдо-демократии?

После большевиков Россию может спасти — или величайшая государственная дисциплинированность русского народа; или же национально-государственно-воспитывающая диктатура. Какая же психологическая наивность нужна для того, чтобы «верить», будто русский народ, всегда страдавший недостатком характера, силы воли, дисциплины, взаимного уважения и доверия, найдет в себе именно после этих долгих лет рабства и растления эту сверх-выдержку, эту сверх-умеренность, сверх-волю и сверх-солидарность для осуществления демократического строя?

Подорваны все духовные и все социальные основы демократии — вплоть до оседлости, вплоть до веры в труд, вплоть до уважения к честно нажитому имуществу. В клочки разодрана ткань национальной солидарности. Повсюду скопилась невиданная жажда мести. Массы мечтают о том, чтобы стряхнуть с себя гипноз подлого страха и ответить на затяжной организованный террор — бурным дезорганизованным террором. И в этот момент им предложат:

«Демократическую свободу»
«Право всяческого самоопределения» и
«Доктрину народного суверенитета».
Кто же будет отвечать за неизбежные последствия этого?..

11 июля 1949 г.

От VVV-Iva
К Дмитрий Ниткин (01.03.2002 10:02:19)
Дата 03.03.2002 06:16:27

Re: Если кто-то

Привет

Сильно.

А результаты - налицо или на лице :-((((.

Владимир

От Георгий
К Дмитрий Ниткин (01.03.2002 10:02:19)
Дата 01.03.2002 15:35:37

И еще - Ортега-и-Гассет, Хейзинга, Данилевский, Августин, ... наш С. Г. (*)

http://kulturolog.narod.ru/links.html

От Георгий
К Дмитрий Ниткин (01.03.2002 10:02:19)
Дата 01.03.2002 10:36:37

Скажите, а здесь Вы ничего "такого" не видите?

>И.А. Ильин Что же предстоит в России?
>Взвесив все высказанное нами об основах народоправства, всякий трезво-мыслящий и ответственный демократ должен со скорбью признать, что русский народ после тридцатилетнего разгрома, насилия, обнищания и всяческого разврата — окажется неспособным к осуществлению демократического строя, до тех пор, пока он не восстановит - в себе честь, совесть и национально-государственный смысл. Ныне в его душе все элементарные и необходимые основы народоправства подорваны, поруганы, извращены - или прямо упразднены тоталитарными коммунистами.
>...напротив — она подорвала все его живые основы, имевшиеся налицо в Императорской России.
>За это время коммунисты сделали все, чтобы убить в не-коммунистической массе русского народа чувство государственной ответственности и духовного предстояния;
>За эти долгие, мучительные годы советская власть делала все, чтобы отучить русских людей от свободной лояльности, чтобы смешать ее в душах с пресмыканием, с грубой лестью и подлым доносительством.
>Коммунисты и поныне продолжают делать все, чтобы ... То чувство державной правоты и державной меры, которое столетиями воспитывалось в русской душе и на котором строилась вся Русь от Киева до Петербурга, попрано и распалось. Четвертый десяток лет коммунисты истощают без всякого национального смысла жертвенность, чувство долга и силу служения, присущие русскому народу, как редкое какому другому; проматывается русский патриотизм;
>Русский человек никогда не жил чужою мыслью. Он всегда предпочитал думать «глупо», но самостоятельно; идти вразброд и тонуть в разногласии, но не подчиняться слепо чужому авторитету.
>В его образовании — все опошлено, искажено и пролгано; а его принудительном «миросозерцании» — все мертво, трафаретно, безбожно и аморально.
>11 июля 1949 г.

>Ошибки СГКМ можно было бы воспринимать спокойно – если бы он, как та рыночная торговка, не ошибался только «в свою пользу».

Т. е. в злобных инсинуациях Ильина? А ведь это писалось уже после Великой Отечественной.
Такие высказывания, со своей стороны, я не приемлю. И ведь кроме ругательств, мало чего-то содержателдьного - и это писал специалист по Гегелю (когда писал реферат по философии, читал его работу).

Может, действительно научиться быть "политкорректными" и пользоваться советами Дейла Карнеги "Как приобретать друзей..."?

От Дмитрий Ниткин
К Георгий (01.03.2002 10:36:37)
Дата 01.03.2002 12:49:11

Re: Скажите, а...

>Т. е. в злобных инсинуациях Ильина? А ведь это писалось уже после Великой Отечественной.
А в чем Вы видите «инсинуации»? Или Вы считаете, что
- русский народ после коммунистической власти оказался способным к осуществлению демократического строя?
- в душе народа все элементарные и необходимые основы народоправства сохранились и укрепились?
- русский народ исполнен чувства государственной ответственности и духовного предстояния?
- чувство долга и сила служения, присущие русскому народу, ни в коей мере не истощены, русский патриотизм не промотан?
- советская власть не поощряла русских людей к пресмыканию, грубой лести и подлому доносительству?
- русский человек всегда предпочитал подчиняться слепо чужому авторитету?
- коммунистическое миросозерцание — живое, нестандартное, религиозное и нравственное?
- советское гуманитарное образование – не опошляло действительность, не искажало ее и не изолгалось?

>Может, действительно научиться быть "политкорректными" и пользоваться советами Дейла Карнеги "Как приобретать друзей..."?
Это совет мне или размышления про себя? Я здесь друзей не ищу. Насмотрелся на честнУю компанию.

От Георгий
К Дмитрий Ниткин (01.03.2002 12:49:11)
Дата 01.03.2002 23:08:58

Может быть, офф-топик. Благочестивый Чайковский.

"Итак, с одной стороны, я еще связан крепкими узами с церковью, с другой, я, подобно Вам, давно уже утратил веру в догматы. Догмат о
воздаянии в особенности кажется мне чудовищно несправедливым и неразумным. Я, как и Вы, пришел к убеждению, что если есть будущая
жизнь, то разве только в смысле неисчезаемости материи и еще в пантеистическом смысле вечности природы, в которой я составляю одно
из микроскопических явлений. Словом, я не могу принять личного бессмертия" (Из переписки с Надеждой фон Мекк, 1877).
"... Я не могу понять личного бессмертия. - Да и как мы можем себе представить вечную, загробную жизнь вечным наслаждением? Но для
того, чтобы было наслаждение и блаженство, необходимо, чтобы была и противоположность его - вечная мука. Последнюю я отрицаю
совершенно. Наконец, я даже не знаю, следует ли желать загробной жизни, ибо жизнь имеет только тогда прелесть, когда состоит из
чередования радостей и горя, из борьбы добра со злом, из света и тени, словом, из разнообразия в единстве. Как же представить себе
вечную жизнь в виде нескончаемого блаженства? По нашим земным понятиям, ведь и блаженство, если оно ничем и никогда не
смущается, должно в конце концов надоесть. Таким образом, в результате всех моих рассуждений, я пришёл к убеждению, что
вечной жизни нет..." (Из переписки с Надеждой фон Мекк).

****
Хочу привести еще любопытные пассажи из одной книги о Чайковском - несколько странные, признаюсь, для книги, выпущенной в 1981 г.
вторым изданием (хотя в конце последней главы имеется надпись: "Ленинград, 1953-1955 гг.". Впрочем, и в то время в подобном тоне
писали вовсе не все - могу засвидетельствовать.).
При всей резкости формулировок интересно отметить, что по существу использования Чайковским религиозных мотивов - в отношении
"Ромео и Джульетты"- автор, пожалуй, что и прав.
Как говорится, простите мне мою неполиткорректность.

(А. Н. Должанский. Симфоническая музыка Чайковского.)
"... В сочинениях Чайковского религиозное начало выступает или как негодное средство успокоения мятущейся души, либо (и в этом
значении в первую очередь) как один из основных и наиболее сильных и лицемерных врагов человека, мешающих ему достичь счастья.
Религиозное чувство сковывает порывы к счастью, понуждает к покорности, к непротивлению злу, разоружает и тем угнетает человека.
Обычно в таком наиболее реакционном обличии, как пропаганда смирения и безропотной гибели, выступают в музыке Чайковского образы,
проникнутые религиозной философией: от мрачного эпизода в увертюре "Гроза", в хорале увертюры "Ромео и Джульетта", в медленной части
Третьего квартета и во многих других произведениях, кончая панихидным песнопением "Со святыми упокой" в Шестой симфонии.
Так с разных сторон воинственная проповедь уничтожения и церковная проповедь покорности сплачиваются в единую, враждебную человеку
силу, разъяряя его врагов и обезоруживая его самого.
Не случайно так часто в музыке Чайковского благостные молитвенные песнопения сочетаются с грозными военными фанфарами - в "Ромео и
Джульетте", во "Франческе да Римини", в Четвертой и Шестой симфониях и особенно выразительно - во вступлении к 5-й картине "Пиковой
дамы", потому что воинственное и религиозное обличаются им как две стороны единого, как два одинаковых средства н а с и л и я над
человеком, его угнетения."

Глава "Ромео и Джульетта"
"...вступление построено на теме особо важного значения... в виде молитвенного песнопения (хорала)... Начинающий пьесу хорал
своеобразно объединяет черты католического, протестантского и православного песнопений. Тем больше подчеркивается заключенная в
каждом из этих видов гнетущая проповедь смирения, которая внешне отмечена чертами благостности, на деле же, как это раскрывается
преимущественно впоследствии, скрывает страшную силу ненависти и уничтожения. [...]
Каждое повторное проведение мелодии хорала усиливает, наращивает злобный до того и обнажившийся теперь решительно-злобный характер
его, а все проведения вместе образуют единую линию динамического нарастания. Оно приводит к появлению судорожного элемента главной
партии (первого раздела - Г.).
Завершается разработка (средняя часть - Г.) наиболее зловещим и истребительным объединением религиозного и воинственного элементов
вступления и главной партии.
В звучании двух труб мелодия хорала интонационно преображается. Здесь и происходит удивительное по выразительности разоблачение
лицемерия церковной морали, воплощенной в музыке вступительного раздела. Мелодия эта словно "сбрасывает" маску смирения и обнажает
свою скрытую сущность: первоначальный благостный образ ее теряется, дух ненависти постепенно нарастает, и она оборачивается
воинственным сигналом беспощадной, губительной силы (следует нотный пример. - Г.)
В кульминационном проведении в разработке она приобретает дико обезображенный, искаженный злобой и ненавистью облик, характер
истошного призыва к взаимоистреблению враждующих фанатиков, призыва, благословляющего преступления и освящающего убийства.
Каждая нота хорала подкрепляется, подхватывается громовыми ударами всего оркестра, заимствующего их ритм из темы вражды Монтекки и
Капулетти (темы главной партии). Так всякое слово религиозной проповеди влечет за собой смерть и уничтожение."







От Георгий
К Дмитрий Ниткин (01.03.2002 12:49:11)
Дата 01.03.2002 14:21:17

Ну хорошо, а если заменить

... Россию на какую-нибудь западную страну (скажем, США)? Фактов можно поднабрать сколько угодно (закрывая глаза на противоположные примеры). И что?

Почему, если почти каждый месяц какой-нибудь школьник (и не один) в США стреляет в своего товарища, то там никто не вопит: "Так жить нельзя!!" и "Пошло все к черту!!" А ведь никто, наверное, не показывает ужасов американской жизни так, как сами американцы. Но они из всего этого делают другие выводы.
Теперь - а надо ли так яростно противопоставлять дореволюционную и советскую Россию по нравственности, пресмыкательству и пр. подобным "прелестям"? Проще говоря, мне советское бытие не кажется столь чудовищным, а дореволюционное бытие и западное тоже
Громкие эпитеты и проклятия действуют только на "своих". Скажем, когда "сатанизмом" называют сегодняшнее "половое воспитание" в школах, я соглашусь, а когда власть и идеологию, в которой я воспитывался - нет. Почему? А по кочану. И чем яростнее кричат люди "с другими мозгами", тем "сдвинутее" мне кажутся.
Ну, а другой считает по-другому. Здесь уже я могу выглядеть (и выгляжу) как crazy man.


Насчет того "разве народ не нашел бы, что поставить в счет преступной власти?" - конечно, нашел бы. И всегда находил - когда время приходило. В 1917 году "в счет" ставили одно, в 1991 - другое.
Но тогда непонятно - почему же не наблюдается закономерности: "чем старше, тем злее к советской власти"? Обратной закономерности тоже нет.

Кстати, как раз 1945-1953 годы - это такое время, когда Ильина бы в СССР не поддержал практически никто, и попытки свергнуть "проклятых коммунистов" были бы самыми безрезультатными (в отличие от 20-х гг. и от 80-х гг. 20 в.). Спорить будете?

>>Может, действительно научиться быть "политкорректными" и пользоваться советами Дейла Карнеги "Как приобретать друзей..."?
>Это совет мне или размышления про себя? Я здесь друзей не ищу. Насмотрелся на честнУю компанию.

1. Это и то, и другое. Всем нужно держать себя в рамках. И мне тоже.
2. А кого Вы здесь ищете? И что здесь делаете? "Ну признайтесь, мэтр!" (с) "Ищите женщину".

От Леонид
К Георгий (01.03.2002 14:21:17)
Дата 02.03.2002 11:24:49

А вот это неправильно


>Громкие эпитеты и проклятия действуют только на "своих". Скажем, когда "сатанизмом" называют сегодняшнее "половое воспитание" в школах, я соглашусь, а когда власть и идеологию, в которой я воспитывался - нет. Почему? А по кочану. И чем яростнее кричат люди "с другими мозгами", тем "сдвинутее" мне кажутся.

Зачем соглашаться в первом случае. Георгий? Сатанизм - это не Ваш термин. Да и что такое сатанизм? Искал я сатанистов, да так и не нашел. Нет, я знаком с девушками-сатанистками, интересные они, но ничего специфически сатанинского я в них не вижу. В Сатану они не верят, это только символ считают, самое главный пункт их учения - делай, что хочешь. Но так жить можно и без сатанизма - при чем тут Сатана-то?
Православные вобще склонны называть сатанизмом то, что не нравиться РПЦ или конкретному православному. А им не нравится весь Советский Союз. Для них в советском прошлом - все сатанизм!
А ответье на вопрос - что сатанинского в половом просвещении? Именно сатанинского?
Нет ответа.
>Ну, а другой считает по-другому. Здесь уже я могу выглядеть (и выгляжу) как crazy man.


>Насчет того "разве народ не нашел бы, что поставить в счет преступной власти?" - конечно, нашел бы. И всегда находил - когда время приходило. В 1917 году "в счет" ставили одно, в 1991 - другое.
>Но тогда непонятно - почему же не наблюдается закономерности: "чем старше, тем злее к советской власти"? Обратной закономерности тоже нет.

>Кстати, как раз 1945-1953 годы - это такое время, когда Ильина бы в СССР не поддержал практически никто, и попытки свергнуть "проклятых коммунистов" были бы самыми безрезультатными (в отличие от 20-х гг. и от 80-х гг. 20 в.). Спорить будете?

>>>Может, действительно научиться быть "политкорректными" и пользоваться советами Дейла Карнеги "Как приобретать друзей..."?
>>Это совет мне или размышления про себя? Я здесь друзей не ищу. Насмотрелся на честнУю компанию.
>
>1. Это и то, и другое. Всем нужно держать себя в рамках. И мне тоже.
>2. А кого Вы здесь ищете? И что здесь делаете? "Ну признайтесь, мэтр!" (с) "Ищите женщину".

От Георгий
К Георгий (01.03.2002 14:21:17)
Дата 01.03.2002 14:22:27

Извините - добавление

"Проще говоря, мне советское бытие не кажется столь чудовищным, а дореволюционное бытие и западное тоже не кажется столь "радужным".

От Павел
К Дмитрий Ниткин (01.03.2002 10:02:19)
Дата 01.03.2002 10:23:02

Просто нет слов

Слава богу, что всех этих метафизиков-пгавославных философов выслали на пароходе.

Власовцы они и подручные доктора Геббельса.


>
http://www.rus-sky.com/gosudarstvo/ilin/nz/nz-60.htm

>И.А. Ильин Что же предстоит в России?

>Взвесив все высказанное нами об основах народоправства, всякий трезво-мыслящий и ответственный демократ должен со скорбью признать, что русский народ после тридцатилетнего разгрома, насилия, обнищания и всяческого разврата — окажется неспособным к осуществлению демократического строя, до тех пор, пока он не восстановит - в себе честь, совесть и национально-государственный смысл. Ныне в его душе все элементарные и необходимые основы народоправства подорваны, поруганы, извращены - или прямо упразднены тоталитарными коммунистами.