От Pout
К Ольга
Дата 02.03.2002 15:00:54
Рубрики Общинность; Манипуляция;

К истории народного менталитета - книжка Нильссона(*)


Ольга сообщил в новостях
следующее:47390@kmf...
>
> Сергей, здравствуйте.
>
> Мощная была дискуссия и, кстати, на хорошем лингвистическом уровне
(грамотные и-е соответствия, чередования и т.п.). Позже почитаю
поподробнее. (У меня уже накопился завальчик ваших материалов, начиная с
Сандомирской).
> Конечно, соотнесение языковой и культурной (наивной) картин мира
возможно и необходимо, эта тема сейчас весьма актуальна в лингвистике.
Лингвисты тоже потихоньку выползают из своей профессиональной норки,
обращаются к междисциплинарным связям. На последнем съезде русистов
(ровно год назад, в МГУ; я не ездила, но кое-какие материалы мне
скинули) пробегали любопытные сообщения в этом духе.
>
> А это как раз материал на тему "истории менталитета (почти души!)в
словах (здесь - в синтаксисе)естественного языка" (я попыталась выбрать
читабельные для неспециалиста отрывки). Кстати, интересно, что
сопоставляются родственные языки - русский и белорусский. Немножко с
национальным "душком" материал, но без нажима. Автор несколько
прямолинейна в выводах, но это неизбежно в ранних опытах.
>
Спасибо, начатая работа в этом направлении нам пригодится. Со своей
стороны,обращу внимание на то, что на сайтах например по современной
фольклористике много работ вроде диссеров,докладов, непрерывно
пополяются новейшими работами"за гранты"( с конференций вроде той. о
которой писАл С.Г.Кара-Мурза). Среди массива попадаются отличные
современные работы, но разобраться в многообразии довольно сложно.
Желательно искать и находить людей-авторов, работающих давно и в
междисциплинарном ключе. Пусть их будет счетное число, а кучка может у
разных "коллекционеров" быть"своя", т.е. желательно"пасти "автора, кто
он и что он. Сандомирская и ее партнерша Н.Козлова -такие вот авторессы,
которых я "пасу". Наивное письмо они прессуют на междисциплинарном
стыке, вот почему и пасу. Еще на сайте рутения\фолклор лежит хороший
свод работ опытной исследовательницы Е.Новик, я ее сюда постил когда шел
разговор о русской простонародной религгии и вере. Посты шли чередой
осенью в треде "Русская народная вера". Там же упоминалась уникальная
основополагающая работа Мартина Нильссона "Греческая народная
религия"(на нее была точная и четкая обзорная рецензия-реферат в НГ
ExLibris , где рассказано почему она такая из себя этапная).
Автор-крупнейший мирвой авторитет по сабжу. Книжка популярная, но, как
это не странно звучит, чуть не единственная по собственно
теме_простонародной_веры (весьма близкой к нашей исконной). Предпочитают
писать про"олимпийский пантеон"и ослепляюще красивую
"культурную"мифологию, а про низовой и генетически исходный пласт, про
веру простых крестьян как она есть - эта тема"слабо конвертабельна" в
валюты и престижные премии..
Воспользуюсь этим случаем , чтобы пополнить свою подборку -
Нильссона выложили в сеть на очень хороших сайтах, где много работ по
культурологии, фольклору и античности(на первом упоминаемом сайте.
Списывать лучше с него, там всего 7 глав). Ссылки

================

http://www.sno.nm.ru/lib/nils/index.htm

http://lib.userline.ru/book_info.php?id=6092&page=1#ogl


М. Нильссон. Греческая народная религия. Перевод С. Клементьевой. -
СПб.: Алетейя, 1998. - 218 с. Тираж 2000 экз. Серия "Античная
библиотека. Исследования". ISBN 5-89329-094-3.

В этой небольшой и достаточно популярно написанной работе автор излагает
свой взгляд на древнегреческую религию, основу которой он видит в
земледельческих культах


Религиозные представления греков были изложены в поэмах Гесиода и Гомера
(уже во времена Платона служивших своего рода "трактатами по
богословию") и структурированы в многочисленных работах по истории
античности. Но что послужило их источником? Свой вариант ответа
предлагает Мартин Нильссон, один из крупнейших исследователей
древнегреческой культуры, чьи труды ранее не переводились на русский
язык.

Автор прослеживает генезис греческой религии от примитивных,
зародившихся в первых земледельческих общинах представлений о богах до
сложного пантеона эпохи "высокой классики". Он анализирует сельские
обычаи и праздники, отмечает их изменения по мере роста роли городов,
предлагает собственную реконструкцию мистерий Элевсина, отдельно
описывает роль семьи в формировании религиозных представлений.
Специальная глава посвящена трансформации мифов, связанных с
существованием после смерти. "Для Гомера тело человека - это сам
человек, а душа лишь бледная пустая тень", - пишет Нильссон (с. 159).
Орфики и пифагорейцы предложили более сложную концепцию человеческого
существования, позволившую некоторым исследователям утверждать, что "ад
был придуман греками". Нильссон выдвигает целый ряд аргументов в защиту
этой версии.

Последователь Джеймса Фрэзера, Нильссон проводит немало параллелей между
народной религией греков и мифами западноевропейских народов. За рамками
исследования не остаются и влияния азиатских культов на мировоззрение
древних греков.

http://lib.userline.ru/book_info.php?id=6092&page=1#ogl
Нильссон М.

Греческая народная религия
Оглавление
Греческая народная религия
I. Сельская местность 1
II. Сельские обычаи и праздники 11
III. Элевсинская религия 21
IV. Дом и семья 33
V. Города. Панегиреи 43
VI. Законничество и суеверия. Ад 52
VII. Провидцы и оракулы 62
=====
(отрывки) 3 глава

...

87


основополагающие представления о жизни и смерти, символически выраженные
в образе нового колоска, прорастающего из старого зерна. И каждое
поколение могло интерпретировать их в соответствии со своими
настроениями. Именно этим объясняется такая устойчивость этого наиболее
почитаемого культа Древней Греции. Его сила была в отсутствии догматов и
в тесной связи с глубочайшими чаяниями человеческой души.

Итак, оказывается, что на основе древнего аграрного культа могла вырасти
надежда на бессмертие и вера в вечную жизнь - но не личности, а
вырастающих одно из другого поколений. На той же самой основе
сформировалась и нравственность, определяемая идеалами мира и доброй
воли и стремившаяся осознать человечество как великое братство, невзирая
на сословие и гражданское состояние. Такие верования, устремления и
моральные нормы были характерны для конца архаической эпохи. Во времена
наивысшего расцвета ремесленных и торговых Афин их обитатели утратили
понимание древней основы человеческой цивилизации - земледелия, и в
конце пятого века до Р. X. личность уже освободилась от древних родовых
и традиционных ограничений. Основания, на которых вырос идеализм
Элевсинского культа и морали, были разрушены. Человеку уже не достаточно
было вечной жизни, осуществляемой в смене поколений, ему хотелось
личного бессмертия. В счастливой жизни в подземном царстве Элевсинские
мистерии обещали ему даже это. И если человек этой

88
эпохи проходил посвящение в Элевсинские мистерии, то делал он это
потому, что надеялся на более счастливую жизнь в мире ином и считал
важным для себя участие в мистериях. Земледельческий герой стал всего
лишь сопутствующим персонажем на пиру Элевсинских богов. К их числу
прибавился Дионис, и вновь возникло дитя, приносящее богатство. Однако
участие в обрядах мистерий все еще оставалось религиозным переживанием,
способным приносить человеку счастье и помогать ему в жизни. Ведь этот
культ был укоренен в глубинных чувствах человека и обращен к его сердцу,
хотя язык его и менялся с течением веков.

...
(из 6ой главы)
...
Такого рода верования были популярны, но были ли они религиозными в
истинном смысле этого слова? Судьба человека - дело рук богов, но у
Геродота, во всяком случае, это говорится не о каком-либо конкретном
боге, но всегда лишь о <богах> в целом или об абстрактной
божественности. Так что данное верование оказывается весьма близким к
фатализму. Это скорее своеобразная философия жизни и ее превратностей,
чем религиозная концепция.

Как я уже отметил, определенные виды легализма были очень близки
суеверию, а предписаниям Гесиода можно найти аналоги в современном
фольклоре. Мы привыкли проводить четкое разграничение между религией и
суеверием. Суеверие для христианина есть нечто недопустимое и вредное. У
древних греков это было несколько иначе. - греческое
слово, которое мы обычно переводим как <суеверие>, означает в
действительности <страх перед демонами> (). Но в их число, как
мы видим у Гомера и других авторов, входили и боги. Следовательно, это
слово можно, а иногда и должно переводить как <страх перед богами>. У
Ксенофонта оно употребляется еще в этом, хорошем, смысле, когда он
хвалит царя Агесилая за его

151
- почтение к богам.* Но уже у Феофраста, когда он
характеризует ,** это слово имеет несколько иной смысл, и
его вполне можно переводить как <суеверие>. Суеверный человек - это тот,
кто по любому поводу склонен совершать омовение рук, кропить себя святой
водой и весь день ходить с лавровыми листьями во рту; а если дорогу ему
перебежала кошка, он непременно дождется, пока по этому пути не пройдет
другой человек, или же бросит на дорогу три камешка. Если такой человек
заметит в своем доме змею, он станет взывать к Сабазию, чтобы узнать, не
(змея Асклепия) ли это. Узнав, что это так называемая
священная змея, он устроит на этом месте святилище в честь героя.
Суеверный человек возливает масло на камни, когда путь его лежит мимо
перекрестка дорог, и, пав на колени, поклоняется этим камням. Если
случится, что мышь прогрызла дыру в мешке с мукой, этот человек
отправляется просить совета у толкователя, а когда тот посоветует ему
отдать мешок кожевнику в починку, он не послушается и примется за
очищения и тому подобные обряды. Итак, мы видим, что народные суеверия и
традиционные религиозные очистительные обряды смешались в представлениях
людей. К тому же из последнего примера явствует, что официальные
представители религии к таким чрезмерным опасениям относи-


152

лись с насмешкой. Различие между религией и суеверием в Древней Греции
было скорее разницей в степени, а не в сущности. Конечно, были и простые
народные приметы, но и они не слишком сильно отличаются от некоторых
религиозных представлений.

Считается, что в классическом периоде греки не знали суеверия. К
сожалению, я должен опровергнуть это мнение. Суеверие всегда играло
большую роль в жизни Древней Греции, даже в период наивысшего расцвета
греческой культуры и даже в самом центре этой культуры - в Афинах. В
литературе данного периода упоминания о суеверии очень редки. Но причина
этого лишь в том, что великие писатели не снисходили до таких низменных
тем. Однако грекам нужна была богиня колдовства и призраков. Они
позаимствовали из Карий Гекату и стали ставить ее изображение перед
своими домами, чтобы отвратить от них всякое зло. Колдовство было хорошо
знакомо грекам - Аристофан тому свидетель.* Его герой, Стрепсиад,
выражает желание нанять фессалийскую колдунью, чтобы она стащила луну с
неба и погасила ее. Кроме того, Аристофан упоминает некромантию -
вызывание душ умерших с целью услышать предсказание о будущем. Магия
такого рода в Греции раннего периода практически не встречалась.

Большое значение имеет трактат о священной болезни, то есть - об
эпилепсии. Это один из
153


самых ранних трактатов коллекции, приписываемой Гиппократу,* и,
вероятно, действительно принадлежащий его перу. В любом случае, он
относится к пятому веку до Р. X. Его следует прочитать всякому, кто
желает ознакомиться с религиозной жизнью того времени. Автор трактата
считает, что люди, называющие эту болезнь священной, подобны магам,
шарлатанам, нищенствующим жрецам и жрецам-очистителям; они покрывают
этим свое невежество и беспомощность, они прибегают к очищениям и
заклинаниям, предписывают избегать черной одежды и не допускать того,
чтобы одна нога (или рука) легла на другую. Это магические методы,
хорошо знакомые нам по фольклору. Далее автор пишет о неких людях,
утверждающих, что они при помощи тайных обрядов могут снять с небес
луну, вызвать солнечное затмение, бурю или затишье, накликать дождь или
засуху, призвать воду или же сделать землю бесплодной. В этом трактате
есть перечень таких магических деяний, какие описаны в римский период;
считается, что они только к нему и относятся. Но на самом деле они гораз
до древнее; просто в более поздние времена, когда трезвость традиционной
религии ослабла, эти явления стали более заметны. Автор сообщает нам,
что эти люди и богов вовлекали в сферу своих суеверных представлений.
Если больной стонал или бился в судорогах, говорили, что это дело рук
Великой Матери. Если его крики


154

напоминали ржание коня, причиной считался Посейдон; если они похожи были
на щебет птиц - Аполлон Номий; а если изо рта его шла пена и он колотил
ногами - Арес. И наконец, если больного преследовали дурные сны,
странные образы и если он вскакивал с постели, то говорили, что на него
напала Геката или какой-нибудь герой.

Последние слова требуют комментария. Истории о призраках, подобные тем,
что популярны и в наши дни, рассказывали и в древности. В литературе они
до римского периода не появляются, но их видимое отсутствие в
классическом периоде обманчиво. Дело в том, что призраки выступали под
именем героев, и настоящие истории о привидениях рассказывали, относя их
к героям.

...
(и из последней)
...
Провидцы и оракулы
В пятом и четвертом веках религиозная ситуация в Греции была
неоднозначной, даже в сфере народной религии. В слаборазвитых областях,
где древняя вера сохранялась в неприкосновенности, где люди
придерживались сельских традиций, отмечали старинные праздники и
поклонялись богам и героям, не слишком беспокоясь о высших богах, все
было достаточно просто. Основы этой бесхитростной веры сохранились и до
наших дней. Однако в других местах, особенно в городах, где религия
вынуждена была взаимодействовать с политическими и просветительскими
течениями, дело обстояло иначе. Величие и славу своего государства, его
свободу и независимость народ приписывал милости его великих богов. Люди
весело пировали во время государственных жертвоприношений и собирались
вместе на панегиреях. Но культ великих богов был слишком официальным.
Эти боги не расположены были помогать человеку в его повседневных нуждах
и утешать его. Ослабли традиционные семейные и государственные узы, и
человек стал осознавать себя личностью. Государство, правда,
претендовало на то, чтобы сохранять свой преж-


166

ний авторитет, но на практике злоупотребления демократии отвращали от
него симпатии народа и заставляли его искать что-то лучшее. Теперь
человек уже не был, как прежде, привязан к государственным богам. Он
хотел найти богов для себя лично. И вот он обращался к тем богам,
которые могли бы ему помочь: к Асклепию, великому целителю болезней, к
Кабирам, спасавшим от бедствий на море, или же к тем богам, которые
глубоко затрагивали его религиозное чувство, - например, к Сабазию. В
этом движении, по-видимому, важную роль играли женщины. Критика
религиозных верований со стороны софистов, а также насмешки таких
писателей, как Аристофан, делали свое дело. Известно, что были и
атеисты, а также такие чиновники, которые считали религию лишь средством
для достижения своих целей. Вера масс пошатнулась, однако она не была
разрушена.

Случай подталкивал к бурным взрывам религиозности, и порой народом
овладевала своего рода религиозная истерия: люди начинали думать, что
причина их личных и государственных бед - это нечестие.
...
Вообще, греческая религия, за исключением простых сельских культов,
всегда была тесно связана с политической жизнью - такова была ее судьба.
Нельзя забывать, что мы рассуждаем о религии людей, которые составляли
народное собрание, а оно принимало решения по вопросам


168

культа, несмотря на то, что в этой сфере существовал признанный высший
авторитет и требовался совет Дельфийского или какого-либо иного оракула.
Это переплетение религии и политики особенно ощутимо в той области,
которая имела огромное значение для повседневной жизни. Речь идет о
предсказаниях будущего. Мы едва ли можем себе представить, насколько
велико было его значение как в частной, так и в общественной жизни. На
мой взгляд, именно эта область религии привлекала к себе особенное
внимание в тот период.

Города обращались к оракулам за советом не только по религиозным, но и
по другим вопросам; так же поступали во всех сколько-нибудь важных
случаях и частные лица. Более того, люди стремились увидеть знамения,
наблюдая за жертвоприношениями, полетом птиц, разгадывая сны и другие
приметы. Возьмем, к примеру, Ксенофонта. Это был мужественный человек,
опытный военачальник, образованный человек и хороший писатель, хотя и не
философского склада. Его религиозные воззрения отражали, несомненно,
воззрения афинского среднего класса. По любому поводу он обращался к
оракулам и прорицателям. Перед тем как отправиться в Малую Азию, чтобы
присоединиться к экспедиции Кира, он спросил совета Дельфийского
оракула, каким богам принести жертвы, моля их об успехе кампании и
благополучном возвращении домой

...

.*** Но это философия, и мы не будем останавливаться на ней в нашем
обзоре народной религии. Дискуссии софистов протекали вне поля зрения
простых людей, которые прислушивались к ним то с интересом, то с
раздражением
...


Подлинный конфликт разворачивался в той сфере религии, которая была
тесно связана с по-

187

вседневной жизнью - в сфере предсказаний. Здесь вере угрожали попытки
натурфилософии дать физическое объяснение небесным и атмосферным
явлениям, приметам и другим событиям. Такого рода объяснения подрывали
веру в искусство предсказателей и делали его ненужным. Доверие к
оракулам тоже ослабло. Утрате доверия способствовали такие проявления
пристрастности оракулов, как в случае с Дельфийским оракулом,
благоволившим к спартанцам. Вера в пророчества нужна была не только
жрецам и провидцам, но и политикам. Лишь один метод предсказания не был
подвергнут критике - сны. В сны верили все, и даже Аристотель рассуждал
о божественной природе сновидений.* Древние греки, как и все мы,
испытывали желание заглянуть в будущее. Так что для них оправдание
оракулов и искусства прорицателей было очень важным делом.

Разумеется, провидцы и толкователи оракулов и примет встали на защиту
своего ремесла, а поскольку оно было частью древней религии, то они
оказались вместе с тем и апологетами древней религии. Истинное же
противоречие между верой и неверием сводилось к конфликту предсказателей
будущего с натурфилософами. Этот конфликт не ограничивался одними
дискуссиями, он сказывался и в повседневной жизни, и следовательно - в
нем участвовал весь народ. Об этом свидетельствует тот факт, что,
осознав

188


грозящую опасность, прорицатели поднялись на защиту старой веры. Диопиф
узаконил судебное преследование атеистов, и первым, кого обвинили, стал
Анаксагор, натурфилософ ионийской школы, живший в Афинах. Такое же
обвинение было предъявлено и Сократу: он исследовал то, что ниже земли и
выше небес. Но в его случае обвинители упомянули и софистику, упрекая
Сократа в том, что слабые доводы он заставлял казаться сильными.

Суды по обвинению в безбожии не принесли пользы. Им не остановить было
нарастающего безверия, и постепенно такие суды прекратились. Они не
принесли Афинам славы, но все же следует попытаться понять ситуацию,
которая их породила. Эта ситуация определялась участием религии в делах
политики и повседневной жизни. Вот почему люди, будучи политиками или
прорицателями, считали, что законы и суды помогут избежать опасности. Их
поддерживал афинский народ, которому не нравились нападки на богов,
принесших их городу могущество и славу, и который опасался гнева этих
богов. Неверие в богов нашло выражение в физических объяснениях тех
явлений природы, которые традиционно считались признаками гнева богов.
Народ понимал это, а отсюда и суды над безбожниками. Судьба древней
религии была уже решена, но вера в предсказания не иссякла. В поздней
античности она стала еще сильнее. Такие верования были важной частью
народной религии, и моя задача была в том, чтобы надлежащим образом
осветить их значение.


189

В этой книге я попытался сделать обзор народной религии древних греков.
Для многих народная религия - это фольклор, и я подробно рассмотрел эту
часть религии. Из народной религии вышли и великие боги, хотя мы видим
их в ореоле славы, созданном искусством и литературой. Определенные
нравственные и социальные представления, существенные для жизни народа,
также находили себе выражение в религии и пользовались покровительством
богов. Они тоже представляют собой важную часть народной религии.

Религия находится в зависимости от условий жизни. Когда эти условия
меняются, возникают новые потребности, а старые формы исчезают, и таким
образом народная религия претерпевает соответствующие изменения.
Перемены были связаны с тем, что люди стекались в города и занялись
ремеслом и торговлей. Изменения в политической жизни и подъем демократии
также вызвали определенные перемены в религии. Нам следует помнить, что
в демократических государствах были народные собрания, на которых
принимались решения по всем вопросам, в том числе и по религиозным. В
результате религия до некоторой степени секуляризировалась. Однако она
не умерла. Религия стремилась найти себе новые формы, которые
соответствовали бы новым потребностям и новым представлениям народа. В
пятом и четвертом веках до Р. X. это движение еще только начиналось.
Настоящим поворотом ознаменовался век софистов. Начавшееся тогда


190

движение достигло своего результата в поздней античности.

В заключение позволю себе сравнение. Религия подобна роще, высокие
статные дерева которой касаются неба и издали поражают глаз; но есть в
ней и подлесок - кусты и трава. Легко повалить деревья. Рассказывают,
что царь Крез угрожал милесцам вырубить их как сосны. Деревья упадут и
не пустят новых ростков. (Правда, взамен старых деревьев можно посадить
новые.) Но подлесок очень живуч. Кусты и траву можно срезать, даже
сжечь - но они прорастут снова. И каждый год этот подлесок будет
приносить все те же листья и цветы; они изменятся, если только
переменится сама почва. Так было в Древней Греции и так есть, несмотря
на изменения в условиях жизни, промышленности, торговле, в политике и в
отношениях между народами и классами. Народная религия соответственно
менялась. В менее развитых областях страны древняя религия и старые
обычаи сохранялись и дожили даже до наших дней, но теперь они снова
отступают, потому что происходит новое серьезное изменение в условиях
жизни.




=============