>Навскидку.
>1. Фискальная функция: пополнение государственного бюджета.
То есть внеэкономическое перераспределение средств.
>2. Протекционистская функция: определяет предельный уровень внутренних цен на товары, пригодные для экспорта, на уровне ниже цен мирового рынка, чем способствует снижению издержек производителей внутри страны, а также снижает расходы населения (если вывозятся предметы потребления).
То есть еще раз - производит внеэкономическое перераспределение средств. Но выполненное на "экономическом языке"
>3. Негативные последствия:
Так, раз пошли последствия, значит функций пока больше не придумали. Я тоже не придумал. Итак функция одна - осуществлять внеэкономическое перераспределение средств. Давайте и у "Госплана" рассмотрением этой же функции ограничимся.
Итак, речь идет о "негативных" последствиях внеэкономического перераспределения средств вообще. Так?
> снижает стимулы к внешней торговле, отчего падают валютные доходы страны.
Вы предлагаете рассматривать валютные доходы как абсолютный плюс, независимо ни от чего? У меня этот подход вызывает сомнения. Вполне можно предположить ситуацию, когда вылютные доходы влияют отрицательно на экономику в целом.
(обмен нефти на бусы)
> Ставит внутренних производителей в "тепличные" условия, делает их заведомо неконкурентоспособными.
Неконкурентноспособными имеется в виду на внешнем рынке? Опять же предположение об абсолютной самоценности выхода на внешний рынок.
> Ставки пошлин являются предметом лоббирования.
Так же, как и решения "Госплана" - да?
>Альтернативные варианты регулирования:
>1. Квоты на экспорт. Не решают проблему изъятия сверхприбыли, являются мощнейшим коррупциогенным фактором. Когда правительство Гайдара провело ревизию квот на экспорт, выданных Силаевым, их общий объем оказался больше, чем вся добыча нефти.
Может здесь дело в правительстве Силаева, а не в квотах? Хотя я допускаю проблемы с технической реализацией механизма.
>2. Прямое изъятие всего дохода от экспорта сверх установленной цены продажи на внутреннем рынке. Полностью ликвидирует стимулы к экспорту, особенно высокопередельной продукции, поскольку мировой рынок предъявляет высокие требования к качеству. Директорами соц.предприятий плановые задания на экспорт рассматривались как наказание.
Опять же, экспорт - самоцель?
>Предприятию - производителю экспортной продукции в такой ситуации совершенно неинтересно ловить конъюнктуру мирового рынка, его выручка всегда известна заранее. Следовательно, нужно предприятие-посредник (государственная внешнеторговая организация). Его специалисты по продажам должны получать зарплату в зависимости от доходности операций, но любые премии этих специалистов будут несопоставимы с возможным "откатом" от снижения цены на 1-2 цента. Выявить разницу практически невозможно.
Ввести полный контроль доходов. Добровольно-принудительно. С отказом от части гражданских прав.
> И вообще, проще сделать красивый отчет о своей работе, чем реальные продажи. А там пойди проверь, все возможности ты использовал, или что-то где-то упустил?
Есть лучший (для экономики в целом) вариант?
>При относительно стабильных пошлинах уровень мировых цен становится регулятором внутреннего расходования экспортных товаров.
Это хорошо или плохо? Или по-разному бывает?
Итог - функцию пока нашли одну - перераспределение средств.
По целям - пока есть существенное расхождение - я не принимаю экспорт как самоцель, как критерий эффективности.
Если можете обосновать, почему его надо принимать - я весь внимание.
>Вы предлагаете рассматривать валютные доходы как абсолютный плюс, независимо ни от чего? У меня этот подход вызывает сомнения. Вполне можно предположить ситуацию, когда вылютные доходы влияют отрицательно на экономику в целом.
>(обмен нефти на бусы)
Согласен.
Однако, есть такое понятие, как преимущество участия в международном разделении труда. Если мировой рынок предлагает такие товары, производить которые внутри страны или невозможно (апельсины) или почему-либо неэффективно (компьютеры) - возникает потребность в средствах на оплату импорта. В результате возникает экономия текущих общественных затрат. Но "абсолютных плюсов" в экономике не бывает - эту нехитрую мысль я все время стараюсь проводить. Если идет экспорт работоспособных готовых изделий по цене металлолома или сырья за бесценок - ничего хорошего в этом нет.
>> Ставит внутренних производителей в "тепличные" условия, делает их заведомо неконкурентоспособными.
>
>Неконкурентноспособными имеется в виду на внешнем рынке? Опять же предположение об абсолютной самоценности выхода на внешний рынок.
Да, конечно, на внешнем. Но ценен не выход на рынок сам по себе, ценно наличие стимула к снижению издержек и улучшению качества.
>>Альтернативные варианты регулирования:
>>2. Прямое изъятие всего дохода от экспорта сверх установленной цены продажи на внутреннем рынке. Полностью ликвидирует стимулы к экспорту, особенно высокопередельной продукции, поскольку мировой рынок предъявляет высокие требования к качеству. Директорами соц.предприятий плановые задания на экспорт рассматривались как наказание.
>
>Опять же, экспорт - самоцель?
Опять же, нет.
>>Предприятию - производителю экспортной продукции в такой ситуации совершенно неинтересно ловить конъюнктуру мирового рынка, его выручка всегда известна заранее. Следовательно, нужно предприятие-посредник (государственная внешнеторговая организация). Его специалисты по продажам должны получать зарплату в зависимости от доходности операций, но любые премии этих специалистов будут несопоставимы с возможным "откатом" от снижения цены на 1-2 цента. Выявить разницу практически невозможно.
>Ввести полный контроль доходов. Добровольно-принудительно. С отказом от части гражданских прав.
Вечная тема. Мы его так! А он от нас этак! Ну ладно, предположим, как-то проконтролировали. Однако, заставить не работать плохо - еще не значит заставить работать хорошо.
>>И вообще, проще сделать красивый отчет о своей работе, чем реальные продажи. А там пойди проверь, все возможности ты использовал, или что-то где-то упустил?
>
>Есть лучший (для экономики в целом) вариант?
Участие в прибылях от внешней торговли. Не просто высокая зарплата, а доля в доходе, которая в перспективе может позволить открыть свое дело.
>>При относительно стабильных пошлинах уровень мировых цен становится регулятором внутреннего расходования экспортных товаров.
>
>Это хорошо или плохо? Или по-разному бывает?
Бывает по-разному. Бывают конъюнктурные колебания - бывают догосрочные тенденции. Качаться под ветром - плохо. Упустить тенденцию, не получая информации от рынка - тоже плохо
>Итог - функцию пока нашли одну - перераспределение средств.
Перераспределение разное бывает. И продразверстка и продналог - перераспределение. Вопрос в стимулирующей роли.
>По целям - пока есть существенное расхождение - я не принимаю экспорт как самоцель, как критерий эффективности.
Нет расхождения. Не может экспорт быть самоцелью.
Еще пара слов о приватизации ТЭК. Я далеко не уверен, что это было правильное решение. Приватизация создала стимулы для инвестиций в добычу - но только после длительного процесса раздела рынка. А главное, оказалось созданным такое мощное лобби, которое стало просто вертеть государством. Знающие люди утверждают, что "олигархи" типа Гусинского с Березовским - просто сявки по сравнению с Вяхиревым. И конечно, безумием была отмена экспортных пошлин в 1996г.
Но это к слову. Ваша очередь. Расскажите про Госплан :)