От C.КАРА-МУРЗА
К All
Дата 14.01.2002 16:12:10
Рубрики Прочее;

Несколько статей об Аргентине - в копилке

Опыт банкротства Аргентины важен, особенно для наших "честных демократов". Это был самый чисты эксперимент по раскрытию страны ("глобализации") в рамках неолиберальной доктрины. Эти статьи опубликованы, последняя должна выйти на днях.


От Дмитрий Ниткин
К C.КАРА-МУРЗА (14.01.2002 16:12:10)
Дата 15.02.2002 12:01:26

Попытка анализа аргентинских событий. Без завываний.

http://www.sapov.ru/seminar/seminar3.htm
Таблицы исключены

Виктор Агроскин
Уроки валютного управления или уроки Аргентины?
(тезисы доклада на 3-м семинаре ЭТИХиП 31.01.2002)

1. Особенности освещения в прессе
Практически всё обсуждение сегодняшнего кризиса в российской прессе и значительная доля обсуждений за рубежом сосредоточены вокруг валютного управления (будем называть этим термином аргентинский Convertibility Law) и его роли в развитии событий последних трёх лет. Кроме валютного управления, сегодняшние публикации посвящены обсуждению действенности конкретных мер, которые принимают власти и/или предлагают их идеологические противники.

2. Актуальные вопросы
Существует гораздо более широкий круг вопросов, которые хотелось бы обсудить, дабы вынести уроки не из истории об отдельно взятом валютном управлении, а из полной истории экономических реформ в стране. На семинаре я хотел бы поставить и обсудить следующие вопросы из этого круга:

2.1. Какова истинная природа Аргентинского кризиса, действительно ли Аргентина потеряла конкурентоспособность на мировом рынке?

2.2. Какова роль валютного управления в этом кризисе?

2.3. Какова роль иных факторов, не связанных напрямую с валютным управлением?

2.4. Было ли влияние прочих факторов обусловлено, усилено или ослаблено наличием валютного управления?

2.5. Не является ли этический аспект принимаемых мер столь же значимым, как и их эффективность?

3. История гиперинфляции, введение валютного управления

3.1. В период 1975-1990 гг. темп инфляции никогда не опускался ниже 90% в год (рост цен в 1,9 раза за год). Этот период закончился гиперинфляцией (более 3000% в 1989 и 2300% в 1990 г.)

3.2. Ввод валютного управления 1 апреля 1991 года. В результате повышения денежной дисциплины, налагаемой валютным управлением, к 1994 году инфляция снизилась до уровней 4-5%. Средний темп инфляции в 1996-2000 гг. составил -0,3% в год, т.е. имело место незначительное снижение цен.

4. Приватизация и приток инвестиций

4.1. В Аргентине успешно прошла приватизация предприятий государственного сектора, включая телекоммуникационные компании и компании энергетического сектора.

4.2. Приватизация, либерализация внешней торговли и рынков капитала привели к быстрому экономическому росту. В течение 1980-х годов ВВП Аргентины падал в среднем на 0.9% в год. В 1991-1994 гг. рост ВВП составил в среднем 7,9% в год, для периода 1991-2000 гг. в целом среднегодовой темп прироста превысил 4 процента.

4.3. Рост экономики был и во многом остается основанным на иностранных инвестициях. Рост инвестиций на развивающихся рынках с начала 1990-х в значительной мере является следствием мягкой денежной политики ФРС США и принятием на себя МВФ роли гаранта платёжеспособности и кредитора последней инстанции для этих стран.

5. Государственная политика Аргентины

5.1. Успехи
Кроме валютного управления, снятия ограничений на перетоки капитала и приватизации, реформаторам в Аргентине похвастаться особенно нечем.

5.2. Рынок труда
В Аргентине чрезвычайно сильны профсоюзы, изначально бывшие опорой Перона.
Сильные профсоюзы приводят к сохранению уровней зарплат через расслоение занятости на профсоюзную высокооплачиваемую и неюнионизированную низкооплачиваемую, охватывающую теневую экономику. При неизбежной сложности увольнений (в том числе введением высоких выходных пособий), дестимулируется найм новой рабочей силы, особенно малоквалифицированной и временной
При наступлении какого-либо кризиса в условиях финансовой дисциплины, налагаемой валютным управлением, уровень зарплат в стране в целом неизбежно снижается, растёт безработица и занятость в теневом секторе, но в официальном секторе зарплаты остаются прежними, и его инвестиционная привлекательность не возрастает.
Третье следствие давления профсоюзов - введение пособий по безработице, давящих на бюджет и поддерживающих безработицу.

5.3. Федерация
В системе государственных финансов Аргентины значительное место занимают финансовые системы субъектов федерации. К сожалению, на уровне государственных служб субъектов федерации расточительность федеральных ведомств не только воспроизведена, но и, зачастую, усилена.
В провинции Тукуман из 400 000 официально работающего населения 80 000 - это чиновники муниципального и провинциального уровня, и 10 000 чиновники местных отделений многочисленных федеральных ведомств. Годовая зарплата члена провинциального законодательного собрания составляет около 300 тыс. песо. В беднейшей провинции Формоза около половины трудящегося населения - бюджетники.

5.4. Государственные расходы
Государственные расходы Аргентины выросли с 9,4% от ВВП в 1998 году до 21% в 2000. Рост расходов провинций составил с 1995 по 2000 год 25%, при полном отсутствии инфляции. За 10 лет рост ВВП страны составил 50%, а государственные расходы выросли на 90%.

5.5. Уровень коррупции
В рейтинге коррупции на 2001 год, составленном Transparency International по данным 91-й страны, Аргентина заняла 57-е место (чем больше номер, тем глубже страна увязла в коррупции). По этому показателю Аргентина уступает своим соседям, таким как Бразилия, Перу, Чили (для справки - рейтинг России равен 81).
Глобальный рейтинг сравнительной конкурентоспособности (59 стран, составляется Harvard University и World Economic Forum), в 2000 году поставил Аргентину на 40-е место по частоте взяток госдарственным служащим, на 54-е по независимости судебной системы, на 55-е по величине издержек при обращении к судебной системе, на 45-е по уровню коррупции в судах, на 54-е по надёжности полицейской защиты. В итоговом рейтинге 2000 года Аргентина идет на 45-м месте (Россия на 52-м из 59-ти стран). В этом же рейтинге на 2001 год Аргентина "съехала" на 53-е место (Россия - на 58-е).

5.6. Судебная система
В истории Аргентины есть свой "злой гений", на которого сегодня возлагают ответственность за разложение правовой системы и государственной службы.
Этот злой гений - Хуан Перон. Перед его первым приходом к власти в 1946 средний срок работы судьи Верховного суда составлял 12 лет. С 1960 года этот показатель упал до 4-х лет. После окончательного ухода Перона (1974) пять из 17 последующих президентов полностью меняли состав Верховного Суда. Президент Карлос Менем, придя к власти в 1990 году и начав политику стабилизации денежной системы и приватизации, столкнулся с оппозицией в этом верховном органе судебной власти и просто расширил состав суда с 5 до 9 членов, назначив своих сторонников. Кстати, сокращение состава Верховного Суда обсуждается среди немногих разумных мер нынешних властей. Однако именно нынешний состав Верховного Суда признал незаконными меры правительства по ограничению снятия денег с банковских счетов.

5.7. Бюджет
Если у государства нет денежного пресса, оно не может тратить больше, чем зарабатывает.
Однако валютное управление могло приобретать облигации у казначейства, при этом рост портфеля этих облигаций был ограничен 10% в год. В некоторых пределах было возможно кредитование коммерческих банков через репо государственных облигаций.
Высокие ставки налогов в Аргентине компенсируются их низкой собираемостью. Разумеется, высокое номинальное налоговое бремя препятствует развитию предпринимательства, как и коррупция. Поэтому бюджет финансировался за счёт иностранных заимствований.

5.8. Процентные ставки и ожидание девальвации
В соответствии с Convertibility Law ликвидное обеспечение валютой должно быть только у 2/3 выпущенных песо, остальное может быть в виде правительственных облигаций, переоцененных по рынку.
Именно этой нормой можно объяснить сохранение высоких процентных ставок. Несмотря на практически полное отсутствие инфляции, внутренние процентные ставки в Аргентине так и не приблизились к ставкам в США, и премия за страновой риск не объясняет полностью происхождение этого спрэда. В силу каких-то особенностей аргентинского менталитета разговоры о возможности прекращения режима валютного управления не прекращались с момента его введения, наблюдался эффект постоянного ожидания девальвации.
Никогда Convertibility Law не представлялся аргентинцам вечным. Девальвации ждали, боялись и просили все годы. Премия за риск отказа от фиксированного курса так и не исчезла, хотя на протяжении всех лет резервов было достаточно.

5.9. Денежное предложение
Вплоть до последнего квартала 2001 года валютное управление сохраняло избыточные резервы. Даже к моменту девальвации по официальным оценкам прочих активов, переоцененных по рынку, хватало для поддержания конвертируемости. Хотя если это были государственные бумаги, то в условиях неизбежного дефолта это надо проверять.

5.10. Банковские нормативы
В связи с отсутствием в финансовой системе кредитора последней инстанции, в Аргентине были установлены повышенные нормативы банковской ликвидности. Таким образом государство стремилось повысить надёжность банков. На практике это привело к широкому спрэду между депозитными и кредитными ставками на внутреннем рынке - ещё одно объяснение высоких ставок.
В Аргентине некоторые банковские нормативы в 2 раза превышают рекомендованные Базельским комитетом (международная организация, выпускающая рекомендации по организации банковского дела и контролю за банковским бизнесом).

6. Международные кризисы
Видимо, есть большая доля истины в том, что эмиссионная политика ФРС и защита инвесторов программами и мероприятиями МВФ породили крупнейшие "пузыри" 1995-2001 годов, такие как развивающиеся рынки (Мексика, Бразилия, азиатские страны, Россия) и так называемая новая экономика.

7. Реакция экономики на кризис при валютном управлении

7.1. Ухудшение конъюнктуры на международных рынках может быть следствием множества причин, внешних по отношению к данной стране. Вне зависимости от конкретных причин, предприниматели должны в этих обстоятельствах найти новое место в международном разделении труда, переориентировать производство, перераспределить капитал в новые отрасли.
Если владельцы частных предприятий не делают этого, публика может ожидать, что необходимую работу проведут государственные (прежде всего, денежные) органы.
Вероятность того, что государственные органы угадают направление необходимых изменений, организуют государственную поддержку нужного сектора, через системы "центральный банк - выделенные банки" или "бюджет - государственные и квазигосударственные агентства развития" прокредитуют перспективные бизнесы - исчезающе мала.
Классическая схема борьбы с кризисами, используемая центральными банками, подразумевает именно такую счастливую догадку. Если бы рост цен на традиционный для России экспортный товар не совпал с кризисом 1998 года, можно только гадать, в какие сектора экономики была бы направлена эмиссия ЦБ РФ.

7.2. Режим валютного управления предполагает вполне определённую реакцию на неблагоприятные изменения экономической ситуации.
В первую очередь потеря международной конкурентоспособности приводит к ухудшению торгового баланса и оттоку иностранной валюты из активов валютного управления. Автоматическое уменьшение количества местной валюты вызывает ряд последствий:
 растут процентные ставки внутреннего рынка ссудного капитала;
 снижается уровень зарплат;
 снижаются цены.
При отсутствии ограничений на международные перетоки капитала перечисленные изменения приводят к увеличению инвестиционной привлекательности производства в данной стране.

7.3. Денежная эмиссия, проводимая центральным банком, вызывает сходные последствия - снижение цен и зарплат в твёрдой валюте. Однако в условиях валютного управления плодами изменений могут воспользоваться не первые по очереди получатели административно распределяемых кредитов, в все предприниматели страны и мира, желающие испытать своё коммерческое счастье.
Тем самым возрастает вероятность скорейшего нахождения новых рыночных ниш, успешного и соответствующего новой внешней и внутренней конъюнктуре распределения капитала.

7.4. Одно из важнейших свойств режима валютного управления состоит в том, что любое изменение ситуации к лучшему (будь то прекращение падения, или начало роста резервов в результате приспособления производства к изменившейся ситуации) приводит к немедленным изменениям предложения местной валюты.
В противоположность этому механизм кредитования центральным банком никогда не останавливается сам по себе, из-за изменения каких-то там цифр, для этого нужна политическая борьба, причём куда более напряжённая, чем для его запуска.

8. Наблюдался ли кризис в частном секторе Аргентины?

8.1. Валовый внутренний продукт
По официальной статистике, падение ВВП составило 3% в 1999 г. В 2000 г. был отмечен нулевой рост.

8.2. Экспорт
Имел ли место спад экспорта? Данные говорят о том, что экспорт рос все последние годы, кроме 1999, когда была девальвация в Бразилии.

8.2. Переоцененность национальной валюты
Этот факт не подтверждается многочисленными индексами. Так, в частности:
 Union Bank of Switzerland оценил корзину из 111 продуктов и услуг в 58 городах. Буэнос-Айрес - 22-й. Поездки в такси стоят на 8% дешевле, чем в Рио-де-Жанейро;
 индекс "Биг Мак" журнала Экономист показывал, что песо недооценено на 2%. Но в тех же номерах Экономист продолжал писать о потере конкурентоспособности страны.

8.4. Безработица
Официальная безработица выросла в 1999-2000 с 13,8% до 15,5%. На конец 2001 года доля лиц, признаваемых официальной статистикой безработными, составляет те же 15%. Однако появление этих данных сопровождаются обычными для наших стран оговорками о трудностях учёта, неполной занятости, незарегистрированных рабочих, избегающих налогов и нанимателях, уходящих от отчислений в пенсионные фонды. Исследователи отмечают, что незарегистрированная рабочая сила составляет до 40%, что делает официальные цифры вполне бессмысленными.

8.5. Торговый баланс и резервы иностранной валюты
Ухудшение конъюнктуры международной торговли начиная с времён мексиканского кризиса, видимо, имело место. Ухудшение ситуации наблюдалось и в годы азиатского и российского кризисов. В то же время иностранные инвестиции поддерживают резервы валютного управления и, тем самым, денежную базу, что не позволяет включиться механизмам коррекции, встроенным в валютное управление. В той части, в какой деньги шли в частный сектор, инвесторы, по-видимому, не испытывали разочарования. Инвестиции в государственные займы позволяли не проводить изменений.

8.6. Адаптация бизнеса
В связи с упомянутыми выше ограничениями на рынке труда, адаптация бизнеса к сокращению денежного предложения была затруднена.

8.7. Регулирование банков
Банковский сектор был организован неплохо. Высокая доля иностранного капитала, жёсткие нормативы и готовность правительства банкротить неплатёжеспособные банки. Были прецеденты. Но, видимо, эта готовность имела свои пределы.

9. Последствия мирового кризиса для государственных финансов Аргентины

9.1. Валютное управление сыграло свою роль и создало систему ограничений для государства и бизнеса. Отсутствие каких-либо изменений после приватизационной программы, сохранение гипертрофированного государственного аппарата и коррупция в юридической системе привели страну к краху.

9.2. Валютное управление перестало играть роль финансового ограничителя для бюджета, когда государство активно обратилось к международным заимствованиям и довело долг до 65% официального ВВП.

9.3. Приток долларов США, породивший в 1995-1997 годах чудеса развивающихся рынков, не позволил вовремя заметить признаки надвигающегося кризиса, заблокировал естественные механизмы адаптации экономики. В 1999 году процентные ставки в США стали расти, заимствования затруднились.
Видимо, после ухода дармовых денег именно валютное управление продержало страну на плаву ещё три года, дав время для продолжения реформ и дальнейшей либерализации страны. Время, которым власть так и не воспользовалась.

9.4. Невозможность продолжать заимствования на мировом рынке при сохранении жёсткой фискальной дисциплины, налагаемой валютным управлением, вызвали долговой кризис бюджетной системы, реакция государства на который разрушило и частные финансы.

10. Выбранное решение: дефолт плюс девальвация

10.1. Советы и помощь МВФ
Усиление фискальной дисциплины, улучшение собираемости налогов. Снижение бюджетного дефицита. Как ни странно, в этой ситуации советы были по сути правильными, ведь проблемы лежали практически исключительно в области гос. финансов. МВФ не осмелился потребовать отказа от валютного управления. Однако за соблюдение условий обещались только новые займы.

10.2. Новая политика Кавалло и его преемников
Разговоры про взвешивание с евро при достижении партитета евро-доллар только усилили неуверенности.
В августе и ноябре 2001 г. Кавалло инициировал и провел "добровольный" обмен принадлежащих аргентинским банкам пакетов государственных бумаг на бумаги гораздо худших характеристик.
Падение депозитов в банковской системе 30 ноября (1 800 миллионов $, или 2.5% от общей массы) привело к вводу ограничений на снятие средств - 1000 долларов в месяц, позднее увеличенное ещё на 500 долларов для зарплатных счетов, в связи с выплатой премий в декабре.
Были введены специальные резервные требования: до 75% от увеличения депозитов над средним ежедневным увеличением с 30 ноября. Ставки привлечения оставались от 8 до 10%, причём центральный банк устанавливал предельную ставку, при привлечении депозитов выше которой резервирование устанавливалось в 100%.
Множественные курсы для разных типов операций: для внешнеторговых сохранение, для прочих - свободный курс.

10.3. Официальный отказ от валютного управления -- 6 января 2002 г.
Закрытие валютной торговли с 21 декабря по 11 января.
Принудительная замена валюты обязательств - контракты, все депозиты, ссуды до 100000 долларов, заморожены регулируемые цены в энергетике, что нарушило приватизационные обязательства.
Запрет на увольнения, налог в 40% на экспорт нефти, аргентинские компании не смогут купить доллары для погашения иностранных кредитов, если они не смогут договориться о трёхлетней пролонгации займов.
Пенсионные фонды принуждаются покупать государственные бумаги - эмитента в дефолте.

10.4. Распространение болезни с государственного сектора на частный
Moody's признал, что государственные действия обанкротили банковский сектор.
Этический аспект мер государственной экономической политики.

11. Альтернативные решения: дефолт плюс долларизация
Последствия для частного бизнеса - исчезновение риска девальвации, падение ставок.
Последствия для банковского сектора - так как дефолт всё равно состоялся - вряд ли намного хуже. Спасение за счёт ограбления - не выход.
Если бы обошлись без девальвации, иностранные банки, владеющие большей частью аргентинского банковского капитала, вполне могли бы рассмотреть возможность подкрепления своих аргентинских дочек и не допустили бы приостановки платежей даже в условиях "набега на банки" (bank run).
Частный выпуск банкнот - экзотический совет, дополнительный механизм привлечения средств обратно в банковскую систему. Практически не реально.


От Георгий
К C.КАРА-МУРЗА (14.01.2002 16:12:10)
Дата 21.01.2002 11:29:43

Одна из статей опубликована в "Сов. России" (*+)

http://www.rednews.ru/article.phtml?id=879

МОДЕЛЬ КРАХА
21-01-2002

Отчаяние и безвыходность положения толкнули людей на улицы, Буэнос-Айрес. Город-сноб, город «среднего класса», увидел уличные погромы и разграбление супермаркетов, как в Индонезии.

Те, кто имеет шанс, выстроились в очереди перед испанским и итальянским консульствами - уехать! Люди потеряли надежду, веру в демократические институты, в обещанные выборы. Да и что могут дать выборы, когда страна загнана в «безальтернативный» тупик местными ультралибералами во главе с «выпускником Гарварда» Д.Кавалло, действовавшими по рецептам МВФ? Верховный суд запретил бывшему президенту и его министру-реформатору покидать страну. Сколько продержится назначенный большинством парламента на президентский пост сенатор Эдуарде Дуальде, никто не знает.

Касьянов поспешил заверить, что у нас не может повториться то, что произошло в Аргентине. Он, правда, не объяснил, почему. Разве Россия не привязана к программе МВФ? Разве в России не принята программа Грефа, предполагающая полную либерализацию и сокращение всех социальных расходов? Разве правительство России не уповает на иностранные инвестиции? Разве на нашей шее не затянута удавка внешнего долга? Какая же невидимая рука отведет катастрофу от России, если она идет по той же дорожке, по которой провел Аргентину Кавалло? Аргентина, соглашаясь на убийственную реформу, получила обещание финансовой поддержки (в форме займов и льготных кредитов) со стороны международных финансовых институтов. Как отмечают российские финансовые эксперты, «те условия, на которых Аргентина могла привлекать займы, оставались несбыточной мечтой для ее конкурентов». Обещания Аргентине финансовых вливаний были выполнены, а разве может Россия рассчитывать на моментальные единовременные подачки размером в 40 миллиардов долларов?!

Касьянов просто хочет успокоить россиян красивыми, приятными словами. Таких слов мы за годы реформы наслушались немало. То Шумейко и Козырев успокаивали нас тем, что «Россия просто обречена быть великой державой», то Гайдар клялся, что доллар никогда не будет стоить больше 50 рублей образца 1992 г. (а доллар подскочил до 5 тысяч), то Черномырдин радовал всех «стабилизацией». Теперь Касьянов...

Понятно, что наши правители уверены в терпении народа - он, похоже, может бесконечно затягивать пояса. Но внешний долг - иное дело, тут речь идет о терпении не русского народа, а иностранных заимодавцев. А народ потерпит, даже если Россию объявят страной-банкротом и отберут за долги не только заводы и нефтяные скважины, но и всю землю под домами и избами. Вымирать, конечно, еще быстрее станет, но потерпит.

Надежду на то, что правительство отведет от России катастрофу типа аргентинской, могло бы дать только одно - откровенный анализ собственных шагов и решений, принятых идеологами и авторами программы российских реформ. Хотя бы тех шагов и решений, которые прямо, один к одному, соответствуют принципам реформы Кавалло. Из кризиса, даже самого тяжелого, можно выйти, но при одном условии - если правящая верхушка и та часть интеллигенции, на которую она опирается, способны на рефлексию. Если они способны на анализ своих собственных концепций, способны выявлять и анализировать свои ошибки и учиться на них, способны отстранять от принятия решений тех людей, которые лоббировали ошибочные или преступные решения и отказываются свои ошибки признать. Из кризиса можно выйти, только если общество способно услышать голос тех, кто предупреждал о пагубности конкретных ошибочных или преступных решений или всего курса.

Сегодня падкое до сенсаций телевидение с удовольствием показывает погромы и костры на улицах Буэнос-Айреса, полыхающие здания министерства экономики и других правительственных учреждений. Отчаяние людей превращено в спектакль, который должен отвлечь российскую публику от размышлений над курсом собственного правительства, над делами наших «российских Кавалло». Поразительно, с каким цинизмом людей уводят от урока, который история нам дает, возможно, для спасения России. А ведь такие чистые и понятные уроки история дает редко - слишком они дорого стоят.

Вспомним наши дела, прямо связанные с реформой Кавалло. Сразу после дефолта 17 августа 1998 г., чтобы сохранить свое ослабшее влияние, МВФ навязал команде Ельцина в качестве непререкаемого экономического наставника именно Кавалло, к тому времени уже бывшего министра экономики Аргентины. В спешном порядке был сверстан «план Черномырдина - Федорова – Кавалло», активно поддержанный Дж. Соросом. На полную мощь заработали СМИ, убеждавшие россиян, что аналогичная схема реформы имела чудесный эффект в Аргентине. Но ведь не все уступили давлению, не все молчали. Ряд известных российских экономистов и политиков тогда сразу заявили, что в случае реализации этого плана Россия, поставив свою финансовую систему под контроль валютного правления, потеряет суверенитет в денежной политике.

Более того, тогда с большим трудом, но удалось сломать обычный до этого порядок принимать важнейшие решения без всякой экспертизы, опираясь только на идеологические заклинания и авторитет Запада. Как только стало известно о «плане Черномырдина - Федорова - Кавалло», Информационно-аналитическое управление Совета Федерации (С.Ю.Глазьев) разработало прогноз ожидаемых результатов его воплощения в жизнь. В результате проведенного исследования был сделан вывод: реализация плана, о котором идет речь, «есть путь полной и окончательной колонизации России, отказ от суверенитета в проведении денежно-крестной политики, своего самостоятельного Центрального банка, сколько-нибудь эффективного государственного регулирования с закреплением сырьевой специализации страны и неизбежным обнищанием 2/3 населения, 50 миллионов из которых окажется за гранью выживания». К счастью, депутатам того созыва Государственной думы хватило мужества заблокировать этот план.

Гибельность для России крайнего «аргентинского» варианта реформы была очевидна депутатам в 1998 г. Специалисты же знали об этом раньше. Исходя из самой философии программ МВФ для Латинской Америки, а также по многим уже обнаружившимся признаем было видно, что реформа Кавалло приведет хозяйство Аргентины к краху. Эти симптомы, которые мы ук тому времени достаточно уже изучили у себя дома, показывали, что болезнь несмотря на временное облегчение, загоняется вглубь и становится при этом все более разрушительной. В Аргентине создавались известные порочные круги, и было ясно, что на каком-то их витке кажущаяся стабильность будет сломана, страна не удержит хрупкое равновесие и утратит суверенитет над своим хозяйством. В 1996 г. наш виднейший специалист по Латинской Америке член-корр. РАН В.В.Вольский, находясь в Аргентине, удивительно точно предсказал, что в той жесткой структуре ограничений, которую задала хозяйству реформа Кавалло, Аргентина сорвется в тяжелый и нарастающий кризис. Экономического чуда не состоится, или оно обойдется невообразимо дорого.

В 1998 г. прогноз назревающего краха экономики Аргентины был дан и в моей большой статье «Аргентинская реформа: уроки для Росси» в «Российском экономическом журнале». Затем в том же журнале и журнале «Экономические стратегии» эта тема была развита еще в трех больших статьях (в соавторстве с С.Ю.Глазьевым) и популярно изложена в «Независимой газете» (17 авт. 2000 г.). Но ни научного, ни общественного диалога наши лоббисты ультралиберальной реформы не допустили...

Необходимо отметить, что к концу 1998 г. уже были известны катастрофические результаты, к которым привела система валютного правления в Аргентине. Околоправительственные эксперты и политические деятели, проталкивавшие эту схему в России, тогда попросту скрыли соответствующую информацию от общества. Сейчас утаить очевидное невозможно, но разве положение изменилось в принципе? Разве ультралибералы перестали идти напролом? Нет, нисколько. Нынешний экономический советник Президента России А.Илларионов в 1999 г. утверждал о якобы благотворных результатах реформы Кавалло: «Стоило правительствам (некоторых) стран изменить экономическую политику и начать либеральные реформы (в Аргентине это происходит с 1991 года, на Филиппинах и в Гане - в последние полтора десятилетия), как ситуация прямо на глазах стала меняться».

Более того, А.Илларионов настойчиво лоббировал схему Кавалло уже и в новом правительстве. Газета «Деловой Петербург» (25 мая 2000 г.) в статье «Илларионов фиксирует доллар» сообщала: «в опубликованной вчера экономической программе советник Президента РФ Андрей Илларионов предлагает введение в России валютного правления (currency board). Валютное правление предполагает установление фиксированного курса рубля по отношению к доллару США...». Но ведь эта «экономическая программа» вовсе не отменена. Перестанут поминать благотворный аргентинский опыт - только и всего.

Разве Касьянов и Греф пересмотрели свое отношение к самим принципам той программы МВФ, с которой и они, и Кавалло, списывали свои рецепты, переводя их на плохой испанский или плохой русский язык? Состав идеологической бригады экономического блока политики говорит о курсе правительства гораздо больше нежели самые патриотические фразы «первого лица». А в этой бригаде мы видим знакомые фигуры соратников Гайдара - А.Илларионова, А.Улюкаева, Е.Ясина.

И СМИ, и политики сегодня сослужили бы обществу большую службу, если бы привлекли его внимание к тому факту, что с самого начала реформа Кавалло рассматривалась специалистами Латинской Америки и всего мира именно как важнейший эксперимент, доведенный до крайности, до чистой модели. Это была такая проверка всей доктрины неолиберализма, какой неолибералы никогда бы не позволили себе в собственных странах. Введение фиксированного курса национальной валюты по отношению к доллару было определено политическими причинами, поскольку в среднесрочной, не говоря уж о долгосрочной, перспективе оно противоречило важным положениям экономической науки и даже самой неолиберальной доктрины.

То стабилизирующее воздействие на инфляцию, которое было достигнуто с помощью этой меры в реформе Кавалло и широко пропагандировалось в политических целях, в дальнейшем неизбежно должно было повести к глубокой дестабилизации. Об этом говорили не только виднейшие латиноамериканские экономисты. Во время дебатов о программе Кавалло известный аргентинский экономист Э.Л.Курия цитировал одного из авторов всей доктрины «Вашингтонского консенсуса», печально известного в России Джеффри Сакса. Тот писал:

«Один из главных практических вызовов в политике обменного курса состоит в том, что тот курс, который разумно выбран с целью блокировать повышенную инфляцию, может быть неправильным с точки зрения воздействия на экономику в долгосрочном плане. Фиксированный курс способен особенно быстро утратить свой полезный эффект и превратиться в опасную угрозу для экономики».

Но дело даже не в обменном курсе, как часто стараются представить СМИ, речь идет о целостной системе взаимосвязанных мер, а система эта в программе Кавалло и программе Грефа структурно одна и та же. Просто в России газа побольше и люди терпеливее.

Что же мы видим сегодня в Аргентине? Перестало существовать народное хозяйство как целостная система, ориентированная на интересы страны. На его месте возникла «периферийная» экономика, структура которой будет определяться интересами США. Демонтированы или парализованы системообразующие для страны отрасли за исключением нефтяной. Аргентина стала буферной зоной для «сброса кризисов». При этом наиболее тяжелый ущерб понесли самые передовые отрасли, прежде всего машиностроение. Малейшие колебания конъюнктуры приводят уже не только к утечке капиталов в форме денег, но и к «бегству предприятий». В конфиденциальном докладе Союза промышленников правительству 1999-й год назван годом «великого переселения» промышленных предприятий в Бразилию. Аргентина утратила свой довольно сильный научно-технический потенциал, еще недавно лучший в Латинской Америке.

В результате реформы Аргентина утратила и национальную банковско-финансовую систему. Финансы были поставлены под контроль валютного правления, банки скуплены иностранным капиталом. Произошла криминализация финансовой сферы, сами аргентинцы стали хранить деньги за границей. Поток иностранных инвестиций не оживил хозяйства. По оценкам аргентинских экспертов, в 1990-е годы лишь один из трех долларов ввезенного в страну иностранного капитала направляли в производственную сферу. Но и из этого доллара лишь треть представляла собой действительные капиталовложения, а две трети шли на покупку уже существовавших предприятий. Спекулятивный капитал подмял под себя капитал производственный, в аргентинском ВВП распухла финансовая компонента.

Важно подчеркнуть, что при этом рост внешнего долга шел быстрее, чем рост ВВП, и намного быстрее, чем рост реальной экономики. Это означает, что в ходе реформы Кавалло хозяйство страны не развивалось, а проедалось, накладывая все более тяжелое бремя на следующие поколения. Если в 1992 г. доля внешнего долга едва превышала четверть ВВП Аргентины, то уже в 1996 г. она достигла почти половины, а на конец 2000 г. внешний долг Аргентины составил 54% ВВП. При этом даже если бы был достигнут немыслимый ежегодный рост ВВП на 6%, через пять лет отношение долга к ВВП составило бы 66%. Долг в пять раз больше годового объема экспорта. В 2001 году каждый новорожденный аргентинец появлялся на свет с долговым векселем в 30 тыс. долларов. В 2001 году на погашение задолженности было направлено около 85% всех поступлений от экспорта. Часть долга была погашена с помощью новых зарубежных кредитов. В декабре 2000 г. Аргентина получила от МВФ кредит в 40 млрд. долларов, а в августе минувшего года - 8 млрд. Отдавать их нечем, страна становится банкротом.

Уже давно можно было понять, что если для поддержания хотя бы хрупкого равновесия требуются такие колоссальные финансовые инъекции, то это указывает на принципиальную внутреннюю нестабильность системы полностью либерализованной и открытой экономики. Но упорствующие в своем невежестве политизированные неолиберальные экономисты продолжали утверждать, что стабилизация главных макроэкономических показателей (уровень инфляции, устойчивость валюты и рост ВВП) сделает страну привлекательной для инвесторов. На деле искусственное поддержание указанных индикаторов создало в реальном хозяйстве такие внешне незаметные, но опасные напряжения, что хозяйство в целом пришло к краху.

После опыта Аргентины нельзя не видеть, что ультралиберальная доктрина, направленная на обслуживание интересов крупного спекулятивного капитала, не видит человека и не принимает во внимание проблему человеческих страданий. В последнее десятилетие в Аргентине произошел беспрецедентный рост безработицы. Она выросла вчетверо и приблизилась к отметке в 20%. Жертвами ее стали средний класс, квалифицированная часть трудового потенциала страны, молодежь. Зарплата бюджетников неоднократно подвергалась сокращению в последние годы. Мало того, им месяцами вообще не платят ее.

МВФ и министерство финансов США, выделяя в 2001 г. свою помощь Аргентине, выдвинули условие, согласно которому, выплачивая долги иностранным кредиторам, ее правительство должно было объявить дефолт по своим внутренним обязательствам. МВФ также потребовал, чтобы правительство сократило на 7 млрд. долларов расходную часть бюджета на 2002 г. и увеличило на 4 млрд. долларов налоговые поступления. Представьте себе: уже дефолт означает катастрофическое обеднение населения, но вдобавок к нему из социальной сферы и сферы потребления требуют за год изъять 11 млрд. долларов. Это удар, чреватый разрушением общества.

Аргентинцы были потрясены, когда в печать просочились данные секретного доклада Всемирного банка «Бедность и распределение доходов в Аргентине». Согласно этому докладу, 36,1% жителей страны имеют доходы, не позволяющие приобрести минимальную потребительскую корзину продовольствия, а 8,6% живут в состоянии нищеты и потребляют продовольствия меньше физиологического минимума. И, самое главное, в состоянии ниже порога бедности находятся 40% детей до 14 лет. Это в стране, имеющей идеальные почвенно-климатические условия для производства продовольствия!

Трагедия в том, что из этого положения не видно выхода - все просто молчат о возможности принципиального решения проблемы, ищут лишь способ кратковременной «стабилизации». Однако даже если аргентинский народ найдет в себе силы изменить вектор социально-экономического развития, то ему придется поднимать страну из руин в условиях неизмеримо худших, чем те, в которых она находилась перед началом неолиберальной реформы. Речь идет именно о национальной катастрофе!

А что же в России? Неолиберальная модель реформы, использованная командой Ельцина в 1990-е годы и включавшая с некоторыми вариациями основные элементы программы Кавалло, уже к тому моменту привела к столь разрушительным результатам в хозяйственной и социальной сферах, что с полным основанием можно говорить о геноциде народа России. В августе 1998 г. России было предложено не просто продолжить шагать в этом направлении, а ужесточить выполнение убийственных для страны установок МВФ.

Минуло два года, как преемник Ельцина В.В.Путин вступил в должность президента. Определились контуры его экономической политики. И рассеялись надежды на то, что с переменой лица на вершине власти произойдет коррекция курса. Нет, начался очередной и, как надеются радикальные демократы, завершающий этап ультралиберальной реформы в России. В своих главных установках и механизмах экономическая политика, осуществляемая сегодня командой Путина, воплощает ту же логику, что и программа Кавалло в ее исходном, предельно радикальном варианте. Последствия такой политики будут минимум столь же плачевными, как и в Аргентине. Скорее же всего эти меры ударят по населению России несравненно страшнее, чем по жителям теплой Аргентины. Другой у нас климат, да и не даст нам никто таких кредитов, какие дали Аргентине за ликвидацию национального суверенитета.

Пока нас худо-бедно выручал колоссальный запас прочности, заложенный в советский период, который, кроме всего прочего, включал в себя две трубы: нефтяную и газовую. Но эти трубы не вечны. Когда они лопнут, мы окончательно будем сброшены на глобальную периферию и загнаны в порочный круг вывоза капитала, массовой нищеты и деградации.

С.А. БАТЧИКОВ.



От Дмитрий Ниткин
К C.КАРА-МУРЗА (14.01.2002 16:12:10)
Дата 15.01.2002 11:41:12

Мнение


Статьи неплохие, но только в пропагандистском плане. Нельзя анализировать историю аргентинского кризиса, не упомянув ни словом о многолетнем правлении демагогов-перонистов, при которых еще после Второй мировой войны затормозилось развитие аргентинской экономики. Нельзя не вспоминать бездарное правление генералов в 70-ые годы, кончившееся гиперинфляцией, военной и экономической катастрофой.

В принципе, статьи правильно описывают причины кризиса: рост внешнего долга при фиксированном курсе национальной валюты, причем ввозимый в страну капитал частично проедался, а частично реэкспортировался с содействием коррумпированных правящих кругов. Очевидно, что внешние займы и фиксированный курс – несовместимы, ведут к ухудшению платежного баланса и к острому кризису, аналогичному пережитому нами в 1998г. Ответственное правительство должно было либо отказаться от внешних займов – с неизбежным ухудшением уровня жизни населения, увеличением безработицы, дефляционным шоком (спад производства при снижающихся ценах), либо провести девальвацию песо – но это ударило бы по интересам коррумпированной верхушки и вызвало бы инфляцию, а в конечном счете – все равно снижение уровня жизни. Ничего не было сделано, и в результате случилось то, что случилось.

Более серьезная статья обязательно должна была бы проанализировать внутреннюю финансовую политику аргентинского правительства, показать, каким образом сокращение расходов на армию и НИОКР сочеталось с дефицитом бюджета и ростом внешних заимствований, на что тратились бюджетные средства и кому они уходили. Этого нет, но зато присутствуют обязательные ритуальные завывания в адрес «либералов-реформаторов». Во многом упреки справедливые, но правды ради все-таки следовало бы признать, что курс нынешней власти (снижение внешнего долга и плавающий курс рубля) – далеко не аргентинский.