От Леонид
К Александр
Дата 07.02.2002 11:25:12
Рубрики Тексты;

Дело в том

>"Отход от Евангелия и обращение к ряду книг Ветхого завета в ходе Реформации понадобились и для этического обоснования нового, необычного для традиционного общества отношения к наживе. Это подробно исследует М.Вебер в своем труде "Протестантская этика и дух капитализма" [4].

Протестантизм развился на основе идей Августина (бывшего долгое время манихеем и сохранившего манихейское мироощущение во всех своих книгах) и апостола Павла. На Библию Кальвин и Лютер смотрели их глазами. А вовсе не глазами мудрецов Израиля.

>Одно только признание богоугодности ростовщичества, совершенно необходимое для развития финансового капитала, означало важное изменение в теологии западного человека. Оно было настолько pеволюционным, что пеpедовые в этом отношении пpотестантские секты называли себя "бpитанскими изpаильтянами" (Вебер пишет о "бpитанском гебpаизме" как особом культуpном явлении). "

А где в Библии говорится о богоугодности ростовщичества? Напротив, это запрещено. Тот, кто одалживает деньги под проценты, нарушает 6 запретов Торы, а тот, кто берет такой займ - 3. Правда, Тора запрещает одлаживать деньги под проценты только еврею. Но вот о богоугодности ростовщичества в Библии нигде не сказано.

>"Это было большим несчастьем для человечества, ибо пpотестантский темпеpамент, установки и поведение относительно дpугих pас, как и во многих дpугих жизненных вопpосах, в основном вдохновляются Ветхим заветом; а в вопpосе о pасе изpеченя дpевнего сиpийского пpоpока весьма пpозpачны и кpайне дики""
>
http://www.tuad.nsk.ru/~history/Author/Russ/K/Kara-Murza/Articles/euro/gl2.html

В том-то все и дело, что в Библии нет ни слова про расы. Сыновей Ноя расписали как родоначальников рас как раз европейцы.

>Я спросил самого авторитетного сегодня толкователя Талмуда (недавно он назначен духовным раввином России): значит ли это, что мы, русские, обречены на тоталитаризм и нет нам никакого спасения? Ведь я ощущаю себя как личность, как Я, лишь тогда, когда включаю в себя частицы моих близких, моих друзей и моих предков, частицы тела моего народа, а то и всего человечества. Вырви из меня эти частицы - что останется? И мой друг таков, какой он есть, потому, что вбирает в себя частицы меня - наши миры проникают друг в друга, наши души соединены. Значит, если мы от этого не откажемся, мы будем осуждены, как неисправимое тоталитарное общество?
>На этот вопрос раби не ответил - хотя я и сидел рядом с ним за столом президиума. Он ответил всей своей лекцией. "
> http://www.tuad.nsk.ru/~history/Author/Russ/K/Kara-Murza/Articles/intel/intel01.html

Есть такое дело - нередко ищут корни нововеропейской цивилизации в Библии. И либеральные религиозные иудейские мыслители любят твердить, что западные ценности всегда были присуще иудейской традиции. Вот только нет там понятия о атомизированной личности. Если бы была - евреев бы сейчас давно не было.


>"Уже колонизация и необходимый для ее оправдания расизм (которого не существовало в средневековой Европе) заставили отойти от христианского представления о человеке. Пришлось позаимствовать идею избранного народа (культ "британского Израиля"), а затем дойти до расовой теории Гобино и до поисков ноpдических предков Карла Великого и других потомков "златокудрого Менелая". Как пишет А.Тойнби,_"среди англоязычных протестантов до сих пор можно встретить "фундаменталистов", продолжающих верить в то, что они избранники Господни в том, самом буквальном смысле, в каком это слово употребляется в Ветхом завете" [14, с. 96]. "
> http://www.tuad.nsk.ru/~history/Author/Russ/K/Kara-Murza/Articles/euro/gl1.html

Расизма в иудейской традиции нет. Расизм ведь утверждает наличие биологических особенностей, благодаря которым какая-то раса или народ лучше других. Избранность Израиля лежит совершенно в другой плоскости.
Тут дело не в форме черепа, в уме или в талантах каких-либо. Это чисто религиозное понятие. Вне религии оно просто не имеет смысла. Нельзя быть богоизбранным атеистом.
Дело в том, что Творец на своем божественном уровне бытия не имеет партнеров - ни друга, ни врага, ни супруги. Все это Он ищет и находит в мире людей. Как венрый партнер завета человек становиться другом Творца (постоянный эпитет праотца Авраама), Его рабом, Его воином, который обязан приходить на помощь Творцу и под Его водительстовм вести Его войны. Как отступник и противник завета человек становиться врагом Господним. А народ Израиля в целом пред Его лицом оказывается Его супругой (см. метафоры Иезекииля и др. пророков). Энергия оплодотворения изливается на всю совокупность святого народа как благословение любви и ярость ревности. Творец ревниво и настйочиво требует от человека именно страха и любви. У него одна цель - найти общность людей в полном послушании и преданности Себе. Полновластного обладания небом и землею Ему недостаточно. Он хочет полностью владычествовать в человечском сердце - только в людях Он может освятиться и прославиться. Именно поэтому Он и избирает Себе народ, причем избирает по свободному произволению. Прямо сказано, что избрание не обусловлено какими-либо достоинствами или заслушами Израиля. Оно призошло ни за силу, ни за многочисленность, ни за мудрость, ни за праведность, ни за чистоту сердца. А только потому, "что любит тебя Г-дь и ради завета, который заключил Он с отцами твоими".
Иудаизм- веселая религия. очень жизнерадостная. Протестанты не поняли иудейской традиции. Если бы поняли, то сделали бы гиюр.