От Руслан
К All
Дата 14.10.2016 20:11:38
Рубрики Прочее; Россия-СССР; Ссылки; Тексты;

Мобильная связь, рожденная в СССР

Мобильная связь, рожденная в СССР
История
СССР

https://cont.ws/post/399829 - там зачетные картинки

"Алтай". Первая в мире.

Первая в мире система полностью автоматической мобильной связи была создана и запущена в эксплуатацию в Советском Союзе. И в течении нескольких лет СССР был мировым лидером в области мобильной связи. Многие знают Воронеж как родину мультипликационного котенка с улицы Лизюкова. Но этот город славен отнюдь не только патриотическими котятами и умными воронами. Именно здесь, в Воронежском НИИ Связи (ВНИИС), был создан советский мобильный телефон. Работа над системой автоматической мобильной связи, названной "Алтай", началась в 1958 году. В городе Воронеж в Воронежском НИИ связи (ВНИИС) были созданы абонентские станции (проще говоря, собственно телефоны) и базовые станции для связи с ними. Антенные системы были разработаны в московском Государственном Специализированном Проектном Институте (ГСПИ), там же, где рождалось советское телевидение. Над другими составляющими "Алтая" работали ленинградцы, а позднее присоединились предприятия из Белоруссии и Молдавии. Специалисты из разных частей Советского Союза объединили усилия, чтобы создать абсолютно уникальный на тот момент продукт — автоматическую мобильную связь. "Алтай" должен был стать полноценным телефоном, устанавливаемым в автомобиле. По нему просто можно было говорить, как по обычному телефону (т.е. звук проходил в обе стороны одновременно, т.н. дуплексный режим). Чтобы позвонить на другой "Алтай" или на обычный телефон, достаточно было просто набрать номер — как на настольном телефонном аппарате, без всяких переключений каналов или разговоров с диспетчером. Реализовать эту возможность при тогдашнем техническом уровне было непросто. Цифровой связи, разумеется, еще не было; голос передавался в эфире обычным образом. Но, кроме голоса, нужно было передавать специальные сигналы, с помощью которых система могла сама найти свободный радиоканал, установить связь, передать набираемый телефонный номер и т.д. Это сейчас нам кажется естественным просто набрать номер на кнопках мобильника. А в 1963 году, когда в Москве была запущена опытная зона системы "Алтай", настоящий телефон в машине производил неизгладимое впечатление. Разработчики постарались сделать его как можно более похожим на привычные аппараты: у "Алтая" была трубка, а в некоторых моделях — даже диск для набора номера. Впрочем, от диска вскоре отказались и заменили его кнопками, поскольку крутить диск в автомобиле оказалось неудобно.

"Алтай". Телефон 60-х.

Партийные и хозяйственные руководители пришли в восторг от новой системы. Автомобильные телефоны вскоре появились в "ЗИЛах" и "Чайках" верхних эшелонов советского руководства. За ними последовали и "Волги" директоров важнейших предприятий. "Алтай" конечно не был полноценной сотовой системой. Первоначально один город вместе с пригородами обслуживался всего лишь одной базовой станцией с шестнадцатью радиоканалами. Но для небольшого количества высших начальников, которым была доступна мобильная связь, этого первое время хватало. В системе использовался частотный диапазон 150 МГц — это частоты того же порядка, что и метровый диапазон телевидения. Поэтому антенна, установленная на высокой башне, позволяла обеспечить связь на расстоянии до десятков километров. Аналогичная система в США, IMTS (Improved Mobile Telephone Service), была запущена в опытной зоне на год позже. А коммерческий ее запуск состоялся лишь в 1969 году. Между тем в СССР к 1970 году "Алтай" был установлен и успешно работал уже примерно в 30 городах! Кстати, насчет системы IMTS. В описании этой системы есть один очень интересный абзац.

In the 70s and the early 80s, before the introduction of cellular phones, there were "waiting lists" of up to 3 years for those wishing to have mobile telephone service. These potential subscribers were literally waiting for other subscribers to disconnect their subscription in order to obtain a mobile telephone number and mobile phone service.

Перевожу:

В 70-х и начале 80-х годов до начала использования сотовой связи существовали "списки ожидания", до 3-х лет, для желающих иметь мобильную связь. Потенциальные абоненты были вынуждены ждать, пока действующие абоненты отключатся от сети, что бы получить телефонный номер и услуги сети мобильной связи.

Конечно, такие жесткие ограничения были вызваны ограниченным количеством радиоканалов. Но я специально обращаю на это внимание, что бы читатели поняли, что подобные системы не могли быть массовыми чисто по техническим причинам, а не из-за чьего-то злого умысла. По этой причине телефоны этой системы были очень дорогими (от 2 до 4 тысяч долларов) и минута разговора стоила от 70 центов до 1.2 доллара. Часто телефоны брались в аренду у компании, а не покупались.

Телефон системы IMTS. Начало 70-х.

И кстати, система эта до сих пор эксплуатируется в Канаде и США. Теперь в Москве, Ленинграде, Ташкенте, Ростове, Киеве, Воронеже и многих других городах (и областях) СССР партийные и хозяйственные руководители могли спокойно говорить по телефону из машины. Наша страна, как это ни странно слышать теперь, уверенно лидировала в области мобильной связи. В 1970-е годы система "Алтай" активно развивалась. Были выделены новые радиоканалы (22 "ствола" по 8 каналов) в диапазоне 330 МГц - т.е. на чуть более длинных волнах, чем дециметровое телевидение, что позволяло обеспечивать немалую дальность и одновременно обслуживать больше абонентов. Благодаря применению первых микросхем абонентские станции становились все более компактными — хотя все же оставались автомобильными (можно было переносить телефон вместе с аккумуляторами в увесистом чемоданчике). К середине 70-х, постепенно география распространения системы “Алтай” расширилась на 114 городов Советского Союза. Особые работы по модернизации оборудования пришлось провести к московской Олимпиаде 1980 года. Более того, именно к Олимпиаде базовая станция "Алтая" переселилась на Останкинскую телебашню. До этого она занимала два верхних этажа высотного здания на Котельнической набережной.

Знаменитое здание на Котельнической набережной. Три верхних этажа в 60-е годы были заняты аппаратурой системы «Алтай», обеспечивающей ЦК и Верховный Совет отличной мобильной связью.

На Олимпиаде-80 связь модернизированной системы "Алтай-3М" использовалась весьма широко и показала себя с лучшей стороны. Так, практически все журналистские репортажи с соревнований проходили именно через "Алтай". Советские связисты стали победителями Олимпиады вместе с советскими спортсменами; олимпийских медалей, правда, им не досталось, но Государственную Премию СССР получили многие ведущие разработчики.

Мобильный телефон «Алтай-3М» 1980-х годов — звезда московской Олимпиады-80

Впрочем, во время Олимпиады стали проявляться и ограничения "Алтая". Иногда журналисты жаловались на плохую связь; инженеры рекомендовали им немного переставить автомобиль, и все тут же налаживалось. Всего же к началу 80-х годов число абонентов системы Алтай составляло около 25 тысяч. Чтобы телефон без проводов стал массовым, требовалось дальнейшее развитие системы — в частности, переход к ныне привычному использованию множества базовых станций, накрывающих соседние участки территории. И советские инженеры были вполне готовы к этому развитию. К сожалению, не все зависело только от этой готовности...

Задержанный «Волемот»

В начале 1980-х годов специалисты ВНИИС и других предприятий были готовы к работе над системой связи нового поколения. Она получила название "Волемот" (сокращение от названий городов, где находились разработчики: Воронеж, Ленинград, Молодечно, Тернополь).

Особенностью «Волемота» была возможность полноценно использовать множество базовых станций; во время разговора можно было переключиться с одной из них на другую без потери связи. Эта функция, известная ныне как "хэндовер" и позволяющая вести разговоры в движении без всяких проблем, делала "Волемот" полноценной сотовой связью. К тому же поддерживался автоматический роуминг: аппарат "Волемот", зарегистрированный в сети одного города, можно было использовать в другом. При этом использовался все тот же диапазон 330 МГц, и каждая базовая станция могла при необходимости "накрывать" связью десятки квадратных километров. Волемот» мог бы стать массовой связью для сельской местности, "верным другом" колхозников, дачников и туристов. Для этой цели он подошел бы лучше, чем западные сотовые системы, разработанные в тот же период (AMPS, NMT), поскольку было легко обеспечить его работу на весьма обширной территории. А вот для обслуживания множества абонентов на малой территории (в городе) "Волемот" уступал AMPS и NMT, однако дальнейшее развитие, впрочем, могло бы решить эту проблему. Мобильную связь вполне можно было вписать и в советский образ жизни, и в коммунистическую идеологию. Первоначально телефоны могли бы, например, устанавливаться в селах и дачных поселках для коллективного использования и выдаваться напрокат в туристических клубах (на время похода). Услуга звонка с "Волемота" могла появиться в дальних поездах или автобусах. И, конечно, никакой угрозы "государственной безопасности" не возникало — мобильную связь без устройств шифрования очень легко прослушивать. Поэтому в дальнейшем она вполне могла стать доступной для всех граждан страны. Однако несколько лет для проекта "Волемот" не удавалось получить необходимое финансирование и разработка системы шла очень медленно. Между тем сотовые системы на Западе активно развивались и приобретали популярность. За начало — середину 1980-х годов прежнее лидерство было упущено. "Волемот" все же был завершен к концу 1980-х и был готов к началу развертывания, но в то время "процесс уже пошел" и о возможности догнать Европу и США речь уже не шла.

Не дождетесь!

Сети «Волемот» и «Алтай» до сих пор существуют во многих городах России. Правда, «Алтай» обычно модернизируют — отечественным или импортным оборудованием, — но при этом связь все равно предлагается под привычной маркой. Обычно эти сети известны как «транковые» (или «транкинговые»). Их основное позиционирование — профессиональная связь для различных служб, от такси до «скорой помощи». В подобных случаях, несмотря на улучшение и удешевление сотовой связи, транк по-прежнему остается выгодным и удобным. Кроме того, в некоторых регионах и в некоторые периоды — в середине 1990-х, а потом в 1999-2001 годах — коммерсанты и обычные граждане так же активно приобретали «Алтаи» и «Волемоты». В середине 1990-х мобильная связь стала уже привычной, но далеко не все могли позволить себе «сотовики», да и работали они в те времена не слишком хорошо; поэтому многие коммерческие фирмы оснащали свои автомобили «Волемотами», а иногда их покупали и в качестве домашних телефонов. Но к концу 1990-х годов обычные мобильники, в первую очередь GSM, стали несколько более надежными и, главное, весьма модными; телефон должен был быть на поясе, а не в автомобиле. Поэтому многие отказывались от прежних «Алтаев» и «Волемотов» в пользу новеньких маленьких трубок. История повторилась на рубеже веков. После кризиса 1998 года цены на средства связи стали активно снижаться, и покупка мобильного телефона оказалась реальной для не слишком богатых людей. Но все же разговоры были по-прежнему дорогими. Между тем транковые сети были модернизированы; появились даже импортные носимые трубки (пусть и более громоздкие, чем сотовые). Во многих регионах «Алтай» стал предлагать безлимитные тарифы, о которых сотовые операторы пока что не задумывались, — и клиенты это оценили. Правда, после 2002 года, когда «большая тройка» операторов GSM стала активно охватывать регионы, сотовая связь значительно улучшилась и подешевела; некоторые из бережливых клиентов «Алтая» приобрели себе обычные трубки. Тем не менее «Алтай» жив и поныне: в некоторых городах к сети «Алтай» или «Волемот» вполне можно подключиться, и есть районы, в которых такая связь работает наиболее стабильно. Так, генеральный директор компании «Самарская Транкинговая Сеть» Виктор Николаевич Пименов рассказал нам, что сеть «Волемот» в Самарской области активно развивается и подключает новых клиентов. Причем в основном используется новое отечественное оборудование — такое как коммутаторы «Леско» (Москва) и радиостанции «Сигнал-405» (Новосибирск). «Безлимитка» в самарском «Волемоте» стоит всего 300 рублей, поэтому многие приобретают отечественные стационарные мобильники в качестве домашних телефонов, особенно в сельской местности и дачных поселках. А ведь «Алтай» и «Волемот» могли бы развиться в полноценные массовые сотовые сети и быть основными в стране! Но... история не знает сослагательного наклонения, что, впрочем, не мешает нам познавать ее многочисленные повороты и перипетии. Кроме того, учась на ошибках прошлого, можно постараться их хотя бы не повторять, верно?

Владимир Михайлович Кузьмин - один из ведущих разработчиков системы «Алтай-3М». Главный Конструктор ВНИИС. Лауреат Государственной Премии.

Источник: http://www.perunica.ru/

От Sereda
К Руслан (14.10.2016 20:11:38)
Дата 15.10.2016 16:37:22

Re: Мобильная связь,...


Социальные историки чтобы объяснить разницу между некоторыми вещами, любят сравнивать экспедиции грандиозного императорского флота адмирала Чжэн Хэ и плавания Колубма на 3-х каравелках. И то и то в 15-м веке.

Вот только китайские навороты оказались пшиком, а выпрошенные Колумбом три каравелки перевернули историю. Европа и Азия, на сравнительном примере, товарищи.




>Мобильная связь, рожденная в СССР
>История
>СССР

>
https://cont.ws/post/399829 - там зачетные картинки

>"Алтай". Первая в мире.

>Первая в мире система полностью автоматической мобильной связи была создана и запущена в эксплуатацию в Советском Союзе. И в течении нескольких лет СССР был мировым лидером в области мобильной связи. Многие знают Воронеж как родину мультипликационного котенка с улицы Лизюкова. Но этот город славен отнюдь не только патриотическими котятами и умными воронами. Именно здесь, в Воронежском НИИ Связи (ВНИИС), был создан советский мобильный телефон. Работа над системой автоматической мобильной связи, названной "Алтай", началась в 1958 году. В городе Воронеж в Воронежском НИИ связи (ВНИИС) были созданы абонентские станции (проще говоря, собственно телефоны) и базовые станции для связи с ними. Антенные системы были разработаны в московском Государственном Специализированном Проектном Институте (ГСПИ), там же, где рождалось советское телевидение. Над другими составляющими "Алтая" работали ленинградцы, а позднее присоединились предприятия из Белоруссии и Молдавии. Специалисты из разных частей Советского Союза объединили усилия, чтобы создать абсолютно уникальный на тот момент продукт — автоматическую мобильную связь. "Алтай" должен был стать полноценным телефоном, устанавливаемым в автомобиле. По нему просто можно было говорить, как по обычному телефону (т.е. звук проходил в обе стороны одновременно, т.н. дуплексный режим). Чтобы позвонить на другой "Алтай" или на обычный телефон, достаточно было просто набрать номер — как на настольном телефонном аппарате, без всяких переключений каналов или разговоров с диспетчером. Реализовать эту возможность при тогдашнем техническом уровне было непросто. Цифровой связи, разумеется, еще не было; голос передавался в эфире обычным образом. Но, кроме голоса, нужно было передавать специальные сигналы, с помощью которых система могла сама найти свободный радиоканал, установить связь, передать набираемый телефонный номер и т.д. Это сейчас нам кажется естественным просто набрать номер на кнопках мобильника. А в 1963 году, когда в Москве была запущена опытная зона системы "Алтай", настоящий телефон в машине производил неизгладимое впечатление. Разработчики постарались сделать его как можно более похожим на привычные аппараты: у "Алтая" была трубка, а в некоторых моделях — даже диск для набора номера. Впрочем, от диска вскоре отказались и заменили его кнопками, поскольку крутить диск в автомобиле оказалось неудобно.

>"Алтай". Телефон 60-х.

>Партийные и хозяйственные руководители пришли в восторг от новой системы. Автомобильные телефоны вскоре появились в "ЗИЛах" и "Чайках" верхних эшелонов советского руководства. За ними последовали и "Волги" директоров важнейших предприятий. "Алтай" конечно не был полноценной сотовой системой. Первоначально один город вместе с пригородами обслуживался всего лишь одной базовой станцией с шестнадцатью радиоканалами. Но для небольшого количества высших начальников, которым была доступна мобильная связь, этого первое время хватало. В системе использовался частотный диапазон 150 МГц — это частоты того же порядка, что и метровый диапазон телевидения. Поэтому антенна, установленная на высокой башне, позволяла обеспечить связь на расстоянии до десятков километров. Аналогичная система в США, IMTS (Improved Mobile Telephone Service), была запущена в опытной зоне на год позже. А коммерческий ее запуск состоялся лишь в 1969 году. Между тем в СССР к 1970 году "Алтай" был установлен и успешно работал уже примерно в 30 городах! Кстати, насчет системы IMTS. В описании этой системы есть один очень интересный абзац.

>In the 70s and the early 80s, before the introduction of cellular phones, there were "waiting lists" of up to 3 years for those wishing to have mobile telephone service. These potential subscribers were literally waiting for other subscribers to disconnect their subscription in order to obtain a mobile telephone number and mobile phone service.

>Перевожу:

>В 70-х и начале 80-х годов до начала использования сотовой связи существовали "списки ожидания", до 3-х лет, для желающих иметь мобильную связь. Потенциальные абоненты были вынуждены ждать, пока действующие абоненты отключатся от сети, что бы получить телефонный номер и услуги сети мобильной связи.

>Конечно, такие жесткие ограничения были вызваны ограниченным количеством радиоканалов. Но я специально обращаю на это внимание, что бы читатели поняли, что подобные системы не могли быть массовыми чисто по техническим причинам, а не из-за чьего-то злого умысла. По этой причине телефоны этой системы были очень дорогими (от 2 до 4 тысяч долларов) и минута разговора стоила от 70 центов до 1.2 доллара. Часто телефоны брались в аренду у компании, а не покупались.

>Телефон системы IMTS. Начало 70-х.

>И кстати, система эта до сих пор эксплуатируется в Канаде и США. Теперь в Москве, Ленинграде, Ташкенте, Ростове, Киеве, Воронеже и многих других городах (и областях) СССР партийные и хозяйственные руководители могли спокойно говорить по телефону из машины. Наша страна, как это ни странно слышать теперь, уверенно лидировала в области мобильной связи. В 1970-е годы система "Алтай" активно развивалась. Были выделены новые радиоканалы (22 "ствола" по 8 каналов) в диапазоне 330 МГц - т.е. на чуть более длинных волнах, чем дециметровое телевидение, что позволяло обеспечивать немалую дальность и одновременно обслуживать больше абонентов. Благодаря применению первых микросхем абонентские станции становились все более компактными — хотя все же оставались автомобильными (можно было переносить телефон вместе с аккумуляторами в увесистом чемоданчике). К середине 70-х, постепенно география распространения системы “Алтай” расширилась на 114 городов Советского Союза. Особые работы по модернизации оборудования пришлось провести к московской Олимпиаде 1980 года. Более того, именно к Олимпиаде базовая станция "Алтая" переселилась на Останкинскую телебашню. До этого она занимала два верхних этажа высотного здания на Котельнической набережной.

>Знаменитое здание на Котельнической набережной. Три верхних этажа в 60-е годы были заняты аппаратурой системы «Алтай», обеспечивающей ЦК и Верховный Совет отличной мобильной связью.

>На Олимпиаде-80 связь модернизированной системы "Алтай-3М" использовалась весьма широко и показала себя с лучшей стороны. Так, практически все журналистские репортажи с соревнований проходили именно через "Алтай". Советские связисты стали победителями Олимпиады вместе с советскими спортсменами; олимпийских медалей, правда, им не досталось, но Государственную Премию СССР получили многие ведущие разработчики.

>Мобильный телефон «Алтай-3М» 1980-х годов — звезда московской Олимпиады-80

>Впрочем, во время Олимпиады стали проявляться и ограничения "Алтая". Иногда журналисты жаловались на плохую связь; инженеры рекомендовали им немного переставить автомобиль, и все тут же налаживалось. Всего же к началу 80-х годов число абонентов системы Алтай составляло около 25 тысяч. Чтобы телефон без проводов стал массовым, требовалось дальнейшее развитие системы — в частности, переход к ныне привычному использованию множества базовых станций, накрывающих соседние участки территории. И советские инженеры были вполне готовы к этому развитию. К сожалению, не все зависело только от этой готовности...

>Задержанный «Волемот»

>В начале 1980-х годов специалисты ВНИИС и других предприятий были готовы к работе над системой связи нового поколения. Она получила название "Волемот" (сокращение от названий городов, где находились разработчики: Воронеж, Ленинград, Молодечно, Тернополь).

>Особенностью «Волемота» была возможность полноценно использовать множество базовых станций; во время разговора можно было переключиться с одной из них на другую без потери связи. Эта функция, известная ныне как "хэндовер" и позволяющая вести разговоры в движении без всяких проблем, делала "Волемот" полноценной сотовой связью. К тому же поддерживался автоматический роуминг: аппарат "Волемот", зарегистрированный в сети одного города, можно было использовать в другом. При этом использовался все тот же диапазон 330 МГц, и каждая базовая станция могла при необходимости "накрывать" связью десятки квадратных километров. Волемот» мог бы стать массовой связью для сельской местности, "верным другом" колхозников, дачников и туристов. Для этой цели он подошел бы лучше, чем западные сотовые системы, разработанные в тот же период (AMPS, NMT), поскольку было легко обеспечить его работу на весьма обширной территории. А вот для обслуживания множества абонентов на малой территории (в городе) "Волемот" уступал AMPS и NMT, однако дальнейшее развитие, впрочем, могло бы решить эту проблему. Мобильную связь вполне можно было вписать и в советский образ жизни, и в коммунистическую идеологию. Первоначально телефоны могли бы, например, устанавливаться в селах и дачных поселках для коллективного использования и выдаваться напрокат в туристических клубах (на время похода). Услуга звонка с "Волемота" могла появиться в дальних поездах или автобусах. И, конечно, никакой угрозы "государственной безопасности" не возникало — мобильную связь без устройств шифрования очень легко прослушивать. Поэтому в дальнейшем она вполне могла стать доступной для всех граждан страны. Однако несколько лет для проекта "Волемот" не удавалось получить необходимое финансирование и разработка системы шла очень медленно. Между тем сотовые системы на Западе активно развивались и приобретали популярность. За начало — середину 1980-х годов прежнее лидерство было упущено. "Волемот" все же был завершен к концу 1980-х и был готов к началу развертывания, но в то время "процесс уже пошел" и о возможности догнать Европу и США речь уже не шла.

>Не дождетесь!

>Сети «Волемот» и «Алтай» до сих пор существуют во многих городах России. Правда, «Алтай» обычно модернизируют — отечественным или импортным оборудованием, — но при этом связь все равно предлагается под привычной маркой. Обычно эти сети известны как «транковые» (или «транкинговые»). Их основное позиционирование — профессиональная связь для различных служб, от такси до «скорой помощи». В подобных случаях, несмотря на улучшение и удешевление сотовой связи, транк по-прежнему остается выгодным и удобным. Кроме того, в некоторых регионах и в некоторые периоды — в середине 1990-х, а потом в 1999-2001 годах — коммерсанты и обычные граждане так же активно приобретали «Алтаи» и «Волемоты». В середине 1990-х мобильная связь стала уже привычной, но далеко не все могли позволить себе «сотовики», да и работали они в те времена не слишком хорошо; поэтому многие коммерческие фирмы оснащали свои автомобили «Волемотами», а иногда их покупали и в качестве домашних телефонов. Но к концу 1990-х годов обычные мобильники, в первую очередь GSM, стали несколько более надежными и, главное, весьма модными; телефон должен был быть на поясе, а не в автомобиле. Поэтому многие отказывались от прежних «Алтаев» и «Волемотов» в пользу новеньких маленьких трубок. История повторилась на рубеже веков. После кризиса 1998 года цены на средства связи стали активно снижаться, и покупка мобильного телефона оказалась реальной для не слишком богатых людей. Но все же разговоры были по-прежнему дорогими. Между тем транковые сети были модернизированы; появились даже импортные носимые трубки (пусть и более громоздкие, чем сотовые). Во многих регионах «Алтай» стал предлагать безлимитные тарифы, о которых сотовые операторы пока что не задумывались, — и клиенты это оценили. Правда, после 2002 года, когда «большая тройка» операторов GSM стала активно охватывать регионы, сотовая связь значительно улучшилась и подешевела; некоторые из бережливых клиентов «Алтая» приобрели себе обычные трубки. Тем не менее «Алтай» жив и поныне: в некоторых городах к сети «Алтай» или «Волемот» вполне можно подключиться, и есть районы, в которых такая связь работает наиболее стабильно. Так, генеральный директор компании «Самарская Транкинговая Сеть» Виктор Николаевич Пименов рассказал нам, что сеть «Волемот» в Самарской области активно развивается и подключает новых клиентов. Причем в основном используется новое отечественное оборудование — такое как коммутаторы «Леско» (Москва) и радиостанции «Сигнал-405» (Новосибирск). «Безлимитка» в самарском «Волемоте» стоит всего 300 рублей, поэтому многие приобретают отечественные стационарные мобильники в качестве домашних телефонов, особенно в сельской местности и дачных поселках. А ведь «Алтай» и «Волемот» могли бы развиться в полноценные массовые сотовые сети и быть основными в стране! Но... история не знает сослагательного наклонения, что, впрочем, не мешает нам познавать ее многочисленные повороты и перипетии. Кроме того, учась на ошибках прошлого, можно постараться их хотя бы не повторять, верно?

>Владимир Михайлович Кузьмин - один из ведущих разработчиков системы «Алтай-3М». Главный Конструктор ВНИИС. Лауреат Государственной Премии.

>Источник: http://www.perunica.ru/

От Игорь
К Sereda (15.10.2016 16:37:22)
Дата 15.10.2016 19:03:01

Re: Мобильная связь,...


>Социальные историки чтобы объяснить разницу между некоторыми вещами, любят сравнивать экспедиции грандиозного императорского флота адмирала Чжэн Хэ и плавания Колубма на 3-х каравелках. И то и то в 15-м веке.

>Вот только китайские навороты оказались пшиком, а выпрошенные Колумбом три каравелки
перевернули историю. Европа и Азия, на сравнительном примере, товарищи.

Есть и объективные причины - от Европы до Америки - 6 тысяч километров, а от Китая - 16 тысяч.





От Руслан
К Игорь (15.10.2016 19:03:01)
Дата 16.10.2016 15:10:24

Re: Мобильная связь,...

>>Вот только китайские навороты оказались пшиком, а выпрошенные Колумбом три каравелки
>перевернули историю. Европа и Азия, на сравнительном примере, товарищи.

> Есть и объективные причины - от Европы до Америки - 6 тысяч километров, а от Китая - 16 тысяч.

Вообще, долго и европейцы на парусных кораблях не могли пересекать тихий океан в восточном направлении из-за неблагоприятных течений и ветров.



От Sereda
К Игорь (15.10.2016 19:03:01)
Дата 15.10.2016 23:01:22

Re: Мобильная связь,...


>>Социальные историки чтобы объяснить разницу между некоторыми вещами, любят сравнивать экспедиции грандиозного императорского флота адмирала Чжэн Хэ и плавания Колубма на 3-х каравелках. И то и то в 15-м веке.
>
>>Вот только китайские навороты оказались пшиком, а выпрошенные Колумбом три каравелки
>перевернули историю. Европа и Азия, на сравнительном примере, товарищи.

> Есть и объективные причины - от Европы до Америки - 6 тысяч километров, а от Китая - 16 тысяч.


Китайцы прошли путь Васко да Гамы - вокруг Индокитая к Индии, Африке и Аравии.





От Игорь
К Sereda (15.10.2016 23:01:22)
Дата 17.10.2016 12:59:51

Re: Мобильная связь,...


>>>Социальные историки чтобы объяснить разницу между некоторыми вещами, любят сравнивать экспедиции грандиозного императорского флота адмирала Чжэн Хэ и плавания Колубма на 3-х каравелках. И то и то в 15-м веке.
>>
>>>Вот только китайские навороты оказались пшиком, а выпрошенные Колумбом три каравелки
>>перевернули историю. Европа и Азия, на сравнительном примере, товарищи.
>
>> Есть и объективные причины - от Европы до Америки - 6 тысяч километров, а от Китая - 16 тысяч.
>

>Китайцы прошли путь Васко да Гамы - вокруг Индокитая к Индии, Африке и Аравии.

Путь вдоль берегов куда легче, чем 16 тысяч км. по бескрайнему океану, не так ли?





От Sereda
К Игорь (17.10.2016 12:59:51)
Дата 18.10.2016 03:15:40

Re: Мобильная связь,...


>>>>Социальные историки чтобы объяснить разницу между некоторыми вещами, любят сравнивать экспедиции грандиозного императорского флота адмирала Чжэн Хэ и плавания Колубма на 3-х каравелках. И то и то в 15-м веке.
>>>
>>>>Вот только китайские навороты оказались пшиком, а выпрошенные Колумбом три каравелки
>>>перевернули историю. Европа и Азия, на сравнительном примере, товарищи.
>>
>>> Есть и объективные причины - от Европы до Америки - 6 тысяч километров, а от Китая - 16 тысяч.
>>
>
>>Китайцы прошли путь Васко да Гамы - вокруг Индокитая к Индии, Африке и Аравии.
>
> Путь вдоль берегов куда легче, чем 16 тысяч км. по бескрайнему океану, не так ли?


Они и на 6-ти тыс. км ничего не сделали.


От Игорь
К Sereda (18.10.2016 03:15:40)
Дата 18.10.2016 12:31:57

Re: Мобильная связь,...



>Они и на 6-ти тыс. км ничего не сделали.

А что можно сделать на 6 тысячах километров в Тихом океане?


От Sereda
К Игорь (18.10.2016 12:31:57)
Дата 18.10.2016 16:42:01

Re: Мобильная связь,...


Колонизировать Африку. Индию. Построить Британскую империю. Принести миру цивилизацию.


>>Они и на 6-ти тыс. км ничего не сделали.
>
> А что можно сделать на 6 тысячах километров в Тихом океане?


От Игорь
К Sereda (18.10.2016 16:42:01)
Дата 18.10.2016 18:07:02

Re: Мобильная связь,...


>Колонизировать Африку. Индию. Построить Британскую империю.
Принести миру цивилизацию.

В Тихом Океане ни Африки, ни Индии нет. Индия - сама цивилизация. Британцы
ее колонизировали, а потом убрались. Какую цивилизацию они туда принесли
мы видим до сих пор: Индия до сих пор живет крайне бедно.
Европейцы в Америке индейские цивилизации уничтожили, как и большинство
индейцев.

>>>Они и на 6-ти тыс. км ничего не сделали.
>>
>> А что можно сделать на 6 тысячах километров в Тихом океане?
>

От Sereda
К Игорь (18.10.2016 18:07:02)
Дата 18.10.2016 19:14:30

Re: Мобильная связь,...


>>Колонизировать Африку. Индию. Построить Британскую империю.
> Принести миру цивилизацию.

> В Тихом Океане ни Африки, ни Индии нет. Индия - сама цивилизация. Британцы
> ее колонизировали, а потом убрались. Какую цивилизацию они туда принесли
> мы видим до сих пор: Индия до сих пор живет крайне бедно.
> Европейцы в Америке индейские цивилизации уничтожили, как и большинство
> индейцев.

Да, уничтожили "цивилизации" людоедов и человеческих жертвоприношений. И сделали это европейцы, а не китайцы. Те и сейчас недалеко ушли.


>>>>Они и на 6-ти тыс. км ничего не сделали.
>>>
>>> А что можно сделать на 6 тысячах километров в Тихом океане?
>>

От vld
К Sereda (18.10.2016 19:14:30)
Дата 19.10.2016 10:21:17

Re: Мобильная связь,...

>Да, уничтожили "цивилизации" людоедов и человеческих жертвоприношений.

Ой как запущено. Да у Вас, мой маленкий балилла, взгяды законсервировались где-то на уровне конца 18 века, в 19 такие взгляды были уже несколько устаревшими. Конечно, культуртрегерство там, бремя белого человека и прочий кал ... но, бешеная эксплуатация колоний. истребление коренного населения в целых регионах земного шара, "Этат индепеннан де Конго", где христианнейший король Альберт проредил аборигенов за 30 лет вдовое - с 30 до 15 млн. (наверное потому что они были нехорошими).

>И сделали это европейцы, а не китайцы.

Китайцы были кльутуртрегерами в предшествующий исторический период.

>Те и сейчас недалеко ушли.

недалкео от чего, мой маленький дремучий друг?

От Игорь
К Sereda (18.10.2016 19:14:30)
Дата 18.10.2016 22:36:38

Re: Мобильная связь,...


>>>Колонизировать Африку. Индию. Построить Британскую империю.
>> Принести миру цивилизацию.
>
>> В Тихом Океане ни Африки, ни Индии нет. Индия - сама цивилизация. Британцы
>> ее колонизировали, а потом убрались. Какую цивилизацию они туда принесли
>> мы видим до сих пор: Индия до сих пор живет крайне бедно.
>> Европейцы в Америке индейские цивилизации уничтожили, как и большинство
>> индейцев.
>
>Да, уничтожили "цивилизации" людоедов и
человеческих жертвоприношений. И сделали
это европейцы, а не китайцы. Те и сейчас недалеко
ушли.

Поэтому европейцы сами типа их принесли в жертву Мамоне,своему Богу?


>>>>>Они и на 6-ти тыс. км ничего не сделали.
>>>>
>>>> А что можно сделать на 6 тысячах километров в Тихом океане?
>>>

От vld
К Sereda (18.10.2016 03:15:40)
Дата 18.10.2016 11:51:31

середа - Вы ... неумны

да еще и безграмотны, да еще и приобщившийся самого прогрессивного национал-социалистического учения, сильно повредившего неокрепший моск светом европоцентричной истины и Коак-колой, случай почти безнадежный, но "я тебя полюбил - я тебя научу", попробую приоткрыть Вам свет истины.
Экспансия Китая была в основном континентальной. Простираясь в разные эпохи от Забайкалья и Внешней Моноголии на севере, современных Узбекистана и Киргизии на Западе, Кореи на Востоке и Вьетнама и части Индии на Юге. Экспансия Китая была гибкой - от прямого управления до вассальной зависимости, от властвования китайских династий до моногольских и манчжурских властителей, ставших "своими" и превратившихся в проводников китайской традиции далеко за границы, когда либо охавченными "срединной империи" (напр. государство Великих Моголов), экспансия Китая была культурной - от введения иероглифического письма в области обозначенных выше территорий (Вам, долбоклюю, вряд ли известно, что в современной Бурятии и Монголии долгое время. вплоть до 20 века, в ходу было китайское иероглифической письмо, также как и в Корее и во Вьетнаме до прихода французов) и заимствования принципов государственного устройства и философских концепций от Даосизма до Конфуцианства до передачи культрурных и бытовых традиций и технологий в невообразимом объеме.
Но Вы всего этого результата экспансии Китая на самом большом континенте мира не замечаете. Де, какие-то социологи что-то написали. А разобраться внимательно, что написали, карма не велит.

От miron
К Sereda (15.10.2016 16:37:22)
Дата 15.10.2016 18:22:02

Амеры взе себе записывют, как укрофашисты

Просто китайцы не умели делать твердый сыр и сухое вино. И всех делов-то.
Давеча купил историю науки и техники, изданную в США. Ладно, там нет русских,так и европейцев всех заменили своими, ну прямо борьба с американскими космополитами.