От Дмитрий Кобзев
К Дмитрий Кобзев
Дата 16.01.2002 15:30:39
Рубрики Прочее;

M-005 1996-02 Ю.Мухин МАЛОГРАМОТНЫЕ СПОСОБНЫ РАБОТАТЬ ТОЛЬКО В ГОССТРУКТУРАХ.

МАЛОГРАМОТНЫЕ СПОСОБНЫ РАБОТАТЬ ТОЛЬКО В ГОССТРУКТУРАХ.

( Лев Гущин - Да Ю. Мухин - Нет)


Да

Резко повысить эффективность производства и значительно увеличить долю валового продукта, идущего на социальную поддержку населения. Наращивать зарубежные инвестиции и защитить национального производителя. Сократить инфляцию и повысить заработную плату. Внедрять новейшие технологии и не допускать роста безработицы.
Если вы подумаете, что столь несовместимые заявления делаются лидерами полярных политических движений, то сильно ошибаетесь. Весь набор содержится в программах одних и тех же партий. Ныне учебники экономики и финансов в сторону, в особой чести "здравый смысл". Однако лишь слепой или малограмотный может всерьез воспринять эту хозяйственную абракадабру в виде программы дальнейшего развития страны. Большинство же вынуждены лишь вздыхать - что поделаешь, выборы...

Но не пора ли кончить морочить друг другу голову и признать, что в госструктурах сегодня оказались тот, кто не способен на другое или просто не нашел пока работы в иных сферах.


вверх

Нет

Давайте рассмотрим это утверждение на примере самого Л. Гущина. Насколько не совместимо то, что он считает "несовместимым" и "абракадаброй".
"Резко повысить эффективность производства и значительно увеличить долю валового продукта, идущего на социальную поддержку населения".

Эффективность производства - это рост объема производства (рост продаж) при снижении себестоимости. В этом случае резко увеличивается масса прибыли - эффективность. Скажем у вас продаже на 100 рублей, а себестоимость 90. Ваша масса прибыли - 10 рублей. Если государство на социальную поддержку населения (на пенсии, стипендии, медицину, бесплатные квартиры и т.д.) будет вычитать из этой прибыли всего 10 % (1 рубль) в виде налога, то предприятию останется только 9 рублей на собственные нужды. И в валовом продукте социальная поддержка будет всего 1 %.

Но если вы увеличите продажи до 100 рублей и еще и снизите себестоимость до 800 рублей, то есть - поднимите эффективность производства, то государство вам может назначить и 50 % налога, все равно предприятию останется не 9, а 100 рублей. Государство же может пустить на социальные нужды не 1 рубль, а в сто раз больше, и доля этих отчислений будет не 1, а 10 %. Эти вещи просто не существуют друг без друга. Это же так просто!

Что здесь "абракадабра" бедненький Вы наш Гущин?

"Наращивать зарубежные инвестиции и защитить национального производителя".

А здесь что "несовместимо"? Инвестиции делаются для создания производств. А производитель защищается ввозными пошлинами или запретами на ввоз в страну аналогичной продукции. Почему это нельзя совместить, причем здесь одно к другому?

"Сократить инфляцию и повысить заработную плату".

Если мы увеличим объем продаж в 10 раз, а денежную массу увеличим в 9,5, то даже если мы зарплату увеличим в 9 раз рубль только увеличит свою стоимость. Сталин вообще ограничил денежную массу, просчитав всем зарплаты и тарифные ставки. Но регулярно снижал цены, и при этом дорожал рубль, и увеличивалась реальная зарплата. Так что здесь "несовместимого"?

"Внедрять новейшие технологии и не допустить роста безработицы".

В СССР непрерывно внедрялись новые технологии, и при этом была катастрофическая нехватка кадров. Работали даже женщины. Что же тут "несовместимо"?

Насколько же нужно быть "слепым" и "малограмотным", что бы элементарные вещи, в которых и кухарка без труда разберется, пугливо считать "абракадаброй"? Когда же сам Гущин отбросило в сторону "учебники экономики"?

Одно время в "Огоньке" бытовала идейка, что дескать, когда коллектив умственно силен, то, что бы ни было зависти у умных, руководителем выбирают самого тупого. Дескать, Сталин по этому принципу выдвинулся.

И я подумал, может Гущина именно по этому принципу назначили Главным редактором?

Когда бывший Главный "Огонька" Коротич уехал в США, оттуда на нас посыпались куриные окорочка. Но что интересно - а куриные мозги куда деваются? Неужели Коротич организовал их пересадку своим братьям по разуму?

Если Гущин требует "признать, что в госструктурах сегодня оказался тот, кто не способен на другое "и, при этом, он имеет в виду такую госструктуру как нынешнее российское правительство, то я бессилен - у меня нет ни малейшего факта опровергнуть это утверждение. Но если он одновременно имеет в виду, что вне госструктур, скажем в "Огоньке", появились способные люди, то его личный пример заставляет сильно в этом сомневаться.

Ю.Мухин



От Дмитрий Кобзев
К Дмитрий Кобзев (16.01.2002 15:30:39)
Дата 16.01.2002 18:35:32

1996-06 Ю.Мухин ЕСЛИ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ЗАБОТИТЬСЯ НЕ О ЧЕСТИ, А О ЗДОРОВЬЕ...

ЕСЛИ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ЗАБОТИТЬСЯ НЕ О ЧЕСТИ, А О ЗДОРОВЬЕ - ПРИВЕДЕТ ЛИ ЭТО К УСПЕХУ?

( Да - ШАХИДЖАНЯН В.В. Нет - МУХИН Ю.И.)


ШАХИДЖАНЯН В.В. - СОЛО НА ПИШУЩЕЙ МАШИНКЕ

Упражнение N 79
Пожалуйста, перепечатайте предлагаемый текст, используя правила оформления машинописных работ.

ПРАВИЛА УСПЕХА

Первое. Старайтесь во всех удачах благодарить обстоятельства, а во всех неудачах винить только себя.

Пятое. Не обстоятельства должны управлять человеком, а человек должен управлять обстоятельствами.

Шестое. Верьте в Его Величество Случай и знайте: случай приходит только к тем, кто все делает для того, чтобы этот случай пришел. Знайте: если, прожив день, вы не сделали ни одного доброго дела или за день не узнали ничего нового - день прожит напрасно.

Седьмое. Самое ценное в нашей жизни - здоровье. О нем нужно заботиться. Спать необходимо столько, сколько требует организм. Больше двигаться, рационально питаться, объявить войну курению.

Восьмое. Помните: жизнь любит удачливых. О прошедшем жалеть бесполезно.

Девятое. Анализируйте каждый прожитый день - учиться лучше всего на собственных ошибках.

Десятое. Лучшее лекарство от грусти, от стресса, от неудач - оптимизм.

Одиннадцатое. Никогда не начинайте новую жизнь - это самообман. Улучшайте свою старую жизнь, но делайте это постепенно.

Двенадцатое. Помните, что злиться на других - бесполезное дело. Злость лишь испортит ваш характер и помешает вашим делам. Что было, то было.

Тринадцатое. Запомните: ваша установка должна быть такой: " Без меня (без вас) мир неполон".

Четырнадцатое. Не забывайте о правиле "тридцатое сентября" (день именин Веры, Надежды, Любови): ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ. Каждый из нас должен знать, во что он верит, на что надеется, кого любит.

Думается, эти правила полезны для любого человека, а не только для тех, кто занимается машинописью.

" Соло на пишущей машинке", "Вся Москва" М., 1992 г.


вверх

МУХИН Ю.И.

Вопрос кажется надуманным, но...
В каждом из нас сидит животное и, благодаря этому животному, мы существуем как биологический вид, как часть природы. Умри в нас животное - и вымрет род человеческий.

Сидящий в нашем спинном мозгу и руководящий нашими инстинктами зверь, заботится о нас, как о живом существе. Он хочет, чтобы мы не имели нужды ни в пище, ни в средствах существования - и он делает нас алчными и злобными к конкурентам. Он хочет, чтобы мы оставили потомство - и он постоянно будит в нас интерес к сексу. Он не хочет, чтобы мы умерли до срока - и он делает нас трусами. Чем меньше мы потратим энергии, тем меньше нам ее потребуется с пищей, тем надежнее нас ею можно обеспечить - и зверь делает нас ленивыми, сохраняющими энергию.

В принципе, он полезный для нас зверь, но он глуп, как и полагается быть глупым животному. Глуп потому, что так как он хочет, чтобы мы жили, может жить только животное.

А люди уже тысячи лет назад поняли, что для того чтобы выжить и день ото дня жить лучше, они обязаны жить в обществе, под его защитой и с его помощью. То, что животное в нас стремится сделать самостоятельно, человек в нас делает с помощью других людей: с помощью общества, разделив труд, он создает себе жизненные блага; с помощью общества он защищает свою жизнь; с помощью общества он обращает себе на пользу все больше и больше энергии, Разве что детей он продолжает делать самостоятельно - с помощью сидящего в нем зверя.

Но как сделать, чтобы звери, сидящие в близкоживущих людях, не перегрызли друг другу глотки в алчности, из страха, в хмелю течки? Люди сделали изобретение - они внедрили в жизнь правила человеческой морали. Зверь в нас хочет убить ближнего, а мораль опускает шлагбаум - "не убий!" Зверь в нас хочет похитить блага другого и насытиться ими вволю, а мораль зажигает красный свет - "не укради"! Половой инстинкт алчет эту женщину, а мораль натягивает вожжи - "не прелюбы сотвори"! Иначе в ответ убьют тебя звери, сидящие в других людях. Мораль заставляет человека видеть не себя главной ценностью, как видит его в нем сидящий зверь, а общество. И мораль посылает человека вперед на смертный бой "за други своя", а зверь в нем в предсмертной тоске вопит: "Назад! Убьют!"

Мораль - это то, что делает нас людьми, без морали мы только животные, даже если легко и непринужденно можем поддержать разговор о Кафке, о Пикассо, о черных дырах во Вселенной.

Когда человеческую мораль стали брать на вооружение религии, то они рассматривали (и рассматривают) верующих как животных. Это очень трезвый взгляд. Животное наставлениям не подчинится и объяснения в необходимости морали не примет, поскольку мораль антиинстинктивна, она его связывает и лишает свободы. Животное подчинится только кнуту и прянику. И религии ввели в дело создания общества кнут и пряник - ад и рай в загробной жизни.

Однако и вне религии люди поняли необходимость морального кнута и изобрели его. Этот кнут - бесчестье. Честь - это отличительный знак того, что ты человек, что ты сам можешь обуздать сидящего в себе зверя. Потеря чести показывала, что ты не человек, а только животное и тебе не место в обществе людей. Бесчестье было не только моральной казнью, очень часто оно наказывалось казнью физической. "Кто к знамю присягал единожды, писал в своих законах Петр I - у оного и до смерти стоять должен; ежели уйдет и в том пойман будет, то оной петлю заслужит и живот потеряет". За потерю чести казнили не только законы общества - композитор Чайковский наложил на себя руки по требованию своих бывших однокашников-студентов по Училищу правоведения, когда те узнали о его ненормальном сексуальном поведении.

Все наши предки переживали угрозу потери чести очень больно. В России к офицерам запрещено было применять телесные наказания, но вот В. Даль в своем словаре в статье к слову "честь" передает просьбу зауряд-хорунжего, которого грозили разжаловать в казаки: " Хоть плетьми высеките, только чести не лишайте".

Честь выше веры. По сюжету одного из романов Голсуорси герой его на Ближнем Востоке принимает мусульманство. В Лондоне к нему отношение не изменилось - он свободный англичанин и может верить во что угодно. Но вот прошел слух, что он сделал это из страха за свою жизнь - и герой моментально обесчещен, он стал в глазах общества трусливым животным. В этом плане предки наши сомнений не имели. " Свинья чести не знает" - приводит В. Даль русскую поговорку.

Я взял в оппоненты Шахиджаняна с его самоучителем машинописи только потому, что он достаточно полно изложил символ веры животного, сидящего в человеке. С точки зрения логики эти Правила пусты и достаточно глуповаты. Соедините, к примеру, первый пункт с пятым и ответьте себе на вопрос: кого же нужно благодарить за успех - себя или обстоятельства? Девятую сентенцию уже давно откорректировал Бисмарк - только дурак на своих ошибках учится, умный учится на чужих. И уж грех не улыбнуться " мудрости" третьего пункта - почему нужно вспоминать о тех, кому плохо, только тогда, когда тебя самого прижало? И потом - а что делать, когда тебе хорошо? Сотворить пакость тому, кому еще лучше?

Инстинктивно логичных правил, правил животных, два. Тринадцатое (без меня мир не полон) и седьмое (главное - здоровье).

Если мир без тебя не полон, то значит он полон без другого или других. Это правило перетягивания одеяла на себя, правило разрушившее наше общество. Это правило волчьей стаи - мы вместе пока жрем корову, но если ты ранен или ослабел, а я голоден, то я сожру и тебя - ведь это без меня мир не полон.

И седьмое правило очень точное - природа для того и наделила животное инстинктом самосохранения, чтобы оно жило долго. Жить долго - единственная цель животного. А для этого необходимо здоровье, действительно - здоровье для животного самое главное.

Человек бы написал: " Самое ценное в нашей жизни - честь".

В 1711 году у Новых Столинешти турки окружили втрое слабейшею русскую армию, при которой был сам Петр I с императрицей Екатериной. До самой своей смерти Петр тяжело переживал неудачу Прусского похода, виня в ней только себя: " Я теперь в таком же состоянии, в каком был брат мой Карл при Полтаве. Я сделал такую же ошибку, как и он; я вошел в неприятельскую землю, не взяв нужных мер для содержания моей армии". По условиям мира Петр отдавал Турции с таким трудом отвоеванный Азов, срывал крепость Таганрог и крепости по Днепру, шел на унижающие Россию условия, скажем - запрет русскому послу жить в Константинополе. Но было условие, от исполнения которого Петр наотрез отказался.

В ходе Прусского похода к православной России присоединилась православная Молдавия, но по условиям навязанного Петру мира, турки вернули ее и потребовали у Петра выдать им на расправу молдавского князя Кантемира. Секретарь Петра Нардов записал его слова: " Я не могу нарушать данного моего слова и выдать князя, предавшегося мне; лучше соглашусь отдать туркам землю, простирающуюся до Курска. Уступив ее, останется мне надежда паки оную возвратить, но нарушение слова невозвратно. Мы ничего собственного не имеем, кроме чести; отступить от оныя, перестать быть царем и не царствовать".

Конечно, Ельцин, не исполнивший ни единого слова, ни единой клятвы, только посмеется над Петром I, как смеются животные над кажущейся им бессмыслицей человеческих поступков, но нет сомнения, что если бы Петру потребовалось написать " Правила успеха", то честь стояла бы на первом месте.

Россия лишилась чести не сразу и не в момент прихода к власти " демократов" (не с неба же они упали). Головка страны, партийная верхушка лишилась чести на XX съезде КПСС в 1956 году, начав разоблачения " культа", а фактически - собственной подлости, показывая, что она служила не народу, а лично Сталину, да и то - исключительно из-за страха перед ним.

Еще немного о чести. Участник морских боев в Порт-Артуре и Цусиме, офицер российского флота В. Семенов вспоминал, что когда один самодурствующий адмирал заявил офицеру:

"У меня так служить нельзя" _ тот ему ответил: " Я не у вас служу, а с вами служу... Меня нанять к себе на службу - у вас денег не хватит!" Но, думаю, тонкости этого диалога непонятны ни тогдашним, ни сегодняшним капээсэсовцам.

У элиты страны подлое холуйство перед начальством, с последующими плясками на трупах хозяев, стало нормой жизни и нормой стало очковтирательство, ханжество, алчность. Впрочем, вниз с партийных трибун продолжали сыпаться призывы к чести, и были коммунисты, которые по этим призывам ехали на Целину, БАМ, Афганистан. Но большинство уже клялось коммунизму, чтобы что-то урвать. В Павлодарской областной организации КПСС после 1991 года осталось из 18 тысяч всего 180 коммунистов. И поразительно не то, что 18 тысяч тех, кто " знамю присягал" сбежали, а то, что нашлось 180, которые " ничего собственного не имели, кроме чести".

Тогда В. Высоцкий пел: "...досадно мне, что слово честь забыто..." - и, наверное, не догадывался, как был прав. В " Советском энциклопедическом словаре", напечатанном в год его смерти, между словами " Честерфилд" и " чета" - там, где должно стоять слово " честь" - там, где его в своем словаре поставил В. Даль - стоит: "Чесноков Вл. Ив.(1904-68) сов. актер, нар. арт. СССР (1960)". Какое же государство устоит, если в нем помнят даже о забытых комедиантах, но не помнят о чести?!

А в 1989 году, когда отупевшие животные во главе СССР стали передавать власть орде мелкопоместной аппаратной сволочи и интеллигентствующему мещанству, последние сразу пошли и на официальный отказ от чести. Они в Москве и республиканских столицах сделали подлость и предательство официальной нормой жизни народов СССР. Была втоптана в грязь не только многовековая, отмытая совместной кровью, братская дружба, но даже сама память о ней. Шедевром полного кретинизма зазвучали с экранов телевизоров слова: " В апреле 1945 года русская армия взяла Берлин". В апреле 1945 русская армия под своим бело-красно-синим флагом пыталась вместе с немцами защитить Берлин, а брала его Советская Армия.

С 1989 года книги типа книги Шахиджаняна и подобные сентенции стали государственными пропагандистскими материалами, и они делали свое дело. Только вот в пользу какого народа, какого государства мы стали животными? Вот в чем вопрос!

Все программы телевидения быстро стали одной программой " В мире животных". Народ СССР под давлением ТВ и прессы животных уже не возмущался ни выдаче на расправу Хоннекера, ни предательству Бакатина и Калугина, ни перевертышам КПСС, ни уничтожению своего защитника - СССР. Народ в своей массе предвкушал, когда же пришедшие к власти скоты до отвала удовлетворят его животные желания.

Прошло семь лет. Можно уже и посмотреть на успехи наших пионеров животного движения.

Помимо московского интеллигентствующего мещанства, первыми отказались от чести, в пользу здоровья, шахтеры. Это они угрозой замораживания городов потребовали уголь, предназначенный СССР, продавать на Запад за доллары. Долларов очень хотелось им тогда, долларов! Сегодня уже можно встать в позицию Тараса Бульбы и спросить: "Ну что, детки? Помогло вам это предательство? Вы, которые в СССР на всех курортах швырялись деньгами, большого успеха достигли при желанном вами правительстве?

Были в СССР и те, "кто знамю присягал единожды" и кто "у оного до смерти стоять должен" был. После Беловежского сговора на Всеармейском совещании лишь единицы генералов и офицеров взывали к чести. Остальные маршалы, генералы и офицеры сочли, что здоровье - самое главное. Ну и что же - достигли наши офицеры счастья и благополучия? Оплеванные и нищие, как и полагается при бесчестье, радуются ли они измене присяге СССР?

А вот и наши " рассейские богатеи". Эти уж достигли успеха, эти уж должны радоваться? Да! Они и радуются, как радуется приговоренный к смерти, которому (до прихода киллера) конвой исполняет последнее желание. Отказ государства от чести - он ведь один на всех. Какое-то ловкое животное может успеть что-то отхватить у других, но долго ли оно сможет бегать с жирным куском по голодному зверинцу безнаказанно?

Смешно и обидно то, что человеческая мораль, охраняемая честью, имеет туже цель, что и инстинкты сидящего в нас животного - материальный успех человека. И, вдобавок, духовный успех. Но мораль ведет человека к этим целям осмысленно, по-человечески. А тупое и слепое животное в нас прет к цели дураком, напролом, с соответствующим для себя результатом. Затем становится животным, если человек достигает успеха быстрее?

Вернуть нас к чести обязаны люди во главе страны. Но для этого они сами должны быть людьми чести, как Петр I или Сталин, чтобы иметь моральное право за бесчестье " живота лишать". Сегодняшние животные у власти способны убивать только тех, кто по их мнению, посягает на их жирный кусок, который они присвоили себе вместе с властью, и в который намертво вцепились. Невозможно предоставить этим людям право быть судьями в этом вопросе. Они убивать будут именно людей чести. Петр I говорил: "Врачую тело водами, а поданных примерами". Нынешние правители отврачевали нас точно так же, но такими примерами, что от них кровь в жилах стынет даже у диких зверей. Дума поставила под сомнение Беловежский сговор - робкая попытка вспомнить о чести России - но на долго ли Думы хватит в борьбе с животными?

С другой стороны - а зачем каждому из нас ждать примеров от людей управляющих нами? Во-первых, мы их сами избираем и нам надо избирать тех из них, кто хотя бы открыто не посягнул на свою честь беззастенчивой подлостью, откровенным предательством, изменой, алчностью.

Во-вторых, нам и самим надо душить в себе животное, преодолевать свой страх, начать заботиться о собственной чести, создать для подлецов условия бесчестья. Хотя бы начать называть тех, кто клялся служить коммунизму, а потом из-за жирного куска перебежал служить капитализму, так, как их и надо называть - подлецами.

Надо помнить, что наши предки не были свихнувшимися фанатиками и идеалистами, они были людьми практичными, что подтверждается непрерывным прогрессом человечества. И если они ввели в обиход честь, тесячилетия ею пользовались и ее охраняли, не смотря на смену религий и идеологий, то имели для этого сугубо практические основания. Честь и только честь - путь к успеху. А будет успех - будет и здоровье.

Ю.Мухин

От Дмитрий Кобзев
К Дмитрий Кобзев (16.01.2002 18:35:32)
Дата 17.01.2002 08:28:28

M-005 1996-06 Ю.Мухин ЕСЛИ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ЗАБОТИТЬСЯ НЕ О ЧЕСТИ, А О ЗДОРОВЬЕ

ЕСЛИ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ЗАБОТИТЬСЯ НЕ О ЧЕСТИ, А О ЗДОРОВЬЕ - ПРИВЕДЕТ ЛИ ЭТО К УСПЕХУ?

( Да - ШАХИДЖАНЯН В.В. Нет - МУХИН Ю.И.)


ШАХИДЖАНЯН В.В. - СОЛО НА ПИШУЩЕЙ МАШИНКЕ

Упражнение N 79
Пожалуйста, перепечатайте предлагаемый текст, используя правила оформления машинописных работ.

ПРАВИЛА УСПЕХА

Первое. Старайтесь во всех удачах благодарить обстоятельства, а во всех неудачах винить только себя.

Пятое. Не обстоятельства должны управлять человеком, а человек должен управлять обстоятельствами.

Шестое. Верьте в Его Величество Случай и знайте: случай приходит только к тем, кто все делает для того, чтобы этот случай пришел. Знайте: если, прожив день, вы не сделали ни одного доброго дела или за день не узнали ничего нового - день прожит напрасно.

Седьмое. Самое ценное в нашей жизни - здоровье. О нем нужно заботиться. Спать необходимо столько, сколько требует организм. Больше двигаться, рационально питаться, объявить войну курению.

Восьмое. Помните: жизнь любит удачливых. О прошедшем жалеть бесполезно.

Девятое. Анализируйте каждый прожитый день - учиться лучше всего на собственных ошибках.

Десятое. Лучшее лекарство от грусти, от стресса, от неудач - оптимизм.

Одиннадцатое. Никогда не начинайте новую жизнь - это самообман. Улучшайте свою старую жизнь, но делайте это постепенно.

Двенадцатое. Помните, что злиться на других - бесполезное дело. Злость лишь испортит ваш характер и помешает вашим делам. Что было, то было.

Тринадцатое. Запомните: ваша установка должна быть такой: " Без меня (без вас) мир неполон".

Четырнадцатое. Не забывайте о правиле "тридцатое сентября" (день именин Веры, Надежды, Любови): ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ. Каждый из нас должен знать, во что он верит, на что надеется, кого любит.

Думается, эти правила полезны для любого человека, а не только для тех, кто занимается машинописью.

" Соло на пишущей машинке", "Вся Москва" М., 1992 г.


вверх

МУХИН Ю.И.

Вопрос кажется надуманным, но...
В каждом из нас сидит животное и, благодаря этому животному, мы существуем как биологический вид, как часть природы. Умри в нас животное - и вымрет род человеческий.

Сидящий в нашем спинном мозгу и руководящий нашими инстинктами зверь, заботится о нас, как о живом существе. Он хочет, чтобы мы не имели нужды ни в пище, ни в средствах существования - и он делает нас алчными и злобными к конкурентам. Он хочет, чтобы мы оставили потомство - и он постоянно будит в нас интерес к сексу. Он не хочет, чтобы мы умерли до срока - и он делает нас трусами. Чем меньше мы потратим энергии, тем меньше нам ее потребуется с пищей, тем надежнее нас ею можно обеспечить - и зверь делает нас ленивыми, сохраняющими энергию.

В принципе, он полезный для нас зверь, но он глуп, как и полагается быть глупым животному. Глуп потому, что так как он хочет, чтобы мы жили, может жить только животное.

А люди уже тысячи лет назад поняли, что для того чтобы выжить и день ото дня жить лучше, они обязаны жить в обществе, под его защитой и с его помощью. То, что животное в нас стремится сделать самостоятельно, человек в нас делает с помощью других людей: с помощью общества, разделив труд, он создает себе жизненные блага; с помощью общества он защищает свою жизнь; с помощью общества он обращает себе на пользу все больше и больше энергии, Разве что детей он продолжает делать самостоятельно - с помощью сидящего в нем зверя.

Но как сделать, чтобы звери, сидящие в близкоживущих людях, не перегрызли друг другу глотки в алчности, из страха, в хмелю течки? Люди сделали изобретение - они внедрили в жизнь правила человеческой морали. Зверь в нас хочет убить ближнего, а мораль опускает шлагбаум - "не убий!" Зверь в нас хочет похитить блага другого и насытиться ими вволю, а мораль зажигает красный свет - "не укради"! Половой инстинкт алчет эту женщину, а мораль натягивает вожжи - "не прелюбы сотвори"! Иначе в ответ убьют тебя звери, сидящие в других людях. Мораль заставляет человека видеть не себя главной ценностью, как видит его в нем сидящий зверь, а общество. И мораль посылает человека вперед на смертный бой "за други своя", а зверь в нем в предсмертной тоске вопит: "Назад! Убьют!"

Мораль - это то, что делает нас людьми, без морали мы только животные, даже если легко и непринужденно можем поддержать разговор о Кафке, о Пикассо, о черных дырах во Вселенной.

Когда человеческую мораль стали брать на вооружение религии, то они рассматривали (и рассматривают) верующих как животных. Это очень трезвый взгляд. Животное наставлениям не подчинится и объяснения в необходимости морали не примет, поскольку мораль антиинстинктивна, она его связывает и лишает свободы. Животное подчинится только кнуту и прянику. И религии ввели в дело создания общества кнут и пряник - ад и рай в загробной жизни.

Однако и вне религии люди поняли необходимость морального кнута и изобрели его. Этот кнут - бесчестье. Честь - это отличительный знак того, что ты человек, что ты сам можешь обуздать сидящего в себе зверя. Потеря чести показывала, что ты не человек, а только животное и тебе не место в обществе людей. Бесчестье было не только моральной казнью, очень часто оно наказывалось казнью физической. "Кто к знамю присягал единожды, писал в своих законах Петр I - у оного и до смерти стоять должен; ежели уйдет и в том пойман будет, то оной петлю заслужит и живот потеряет". За потерю чести казнили не только законы общества - композитор Чайковский наложил на себя руки по требованию своих бывших однокашников-студентов по Училищу правоведения, когда те узнали о его ненормальном сексуальном поведении.

Все наши предки переживали угрозу потери чести очень больно. В России к офицерам запрещено было применять телесные наказания, но вот В. Даль в своем словаре в статье к слову "честь" передает просьбу зауряд-хорунжего, которого грозили разжаловать в казаки: " Хоть плетьми высеките, только чести не лишайте".

Честь выше веры. По сюжету одного из романов Голсуорси герой его на Ближнем Востоке принимает мусульманство. В Лондоне к нему отношение не изменилось - он свободный англичанин и может верить во что угодно. Но вот прошел слух, что он сделал это из страха за свою жизнь - и герой моментально обесчещен, он стал в глазах общества трусливым животным. В этом плане предки наши сомнений не имели. " Свинья чести не знает" - приводит В. Даль русскую поговорку.

Я взял в оппоненты Шахиджаняна с его самоучителем машинописи только потому, что он достаточно полно изложил символ веры животного, сидящего в человеке. С точки зрения логики эти Правила пусты и достаточно глуповаты. Соедините, к примеру, первый пункт с пятым и ответьте себе на вопрос: кого же нужно благодарить за успех - себя или обстоятельства? Девятую сентенцию уже давно откорректировал Бисмарк - только дурак на своих ошибках учится, умный учится на чужих. И уж грех не улыбнуться " мудрости" третьего пункта - почему нужно вспоминать о тех, кому плохо, только тогда, когда тебя самого прижало? И потом - а что делать, когда тебе хорошо? Сотворить пакость тому, кому еще лучше?

Инстинктивно логичных правил, правил животных, два. Тринадцатое (без меня мир не полон) и седьмое (главное - здоровье).

Если мир без тебя не полон, то значит он полон без другого или других. Это правило перетягивания одеяла на себя, правило разрушившее наше общество. Это правило волчьей стаи - мы вместе пока жрем корову, но если ты ранен или ослабел, а я голоден, то я сожру и тебя - ведь это без меня мир не полон.

И седьмое правило очень точное - природа для того и наделила животное инстинктом самосохранения, чтобы оно жило долго. Жить долго - единственная цель животного. А для этого необходимо здоровье, действительно - здоровье для животного самое главное.

Человек бы написал: " Самое ценное в нашей жизни - честь".

В 1711 году у Новых Столинешти турки окружили втрое слабейшею русскую армию, при которой был сам Петр I с императрицей Екатериной. До самой своей смерти Петр тяжело переживал неудачу Прусского похода, виня в ней только себя: " Я теперь в таком же состоянии, в каком был брат мой Карл при Полтаве. Я сделал такую же ошибку, как и он; я вошел в неприятельскую землю, не взяв нужных мер для содержания моей армии". По условиям мира Петр отдавал Турции с таким трудом отвоеванный Азов, срывал крепость Таганрог и крепости по Днепру, шел на унижающие Россию условия, скажем - запрет русскому послу жить в Константинополе. Но было условие, от исполнения которого Петр наотрез отказался.

В ходе Прусского похода к православной России присоединилась православная Молдавия, но по условиям навязанного Петру мира, турки вернули ее и потребовали у Петра выдать им на расправу молдавского князя Кантемира. Секретарь Петра Нардов записал его слова: " Я не могу нарушать данного моего слова и выдать князя, предавшегося мне; лучше соглашусь отдать туркам землю, простирающуюся до Курска. Уступив ее, останется мне надежда паки оную возвратить, но нарушение слова невозвратно. Мы ничего собственного не имеем, кроме чести; отступить от оныя, перестать быть царем и не царствовать".

Конечно, Ельцин, не исполнивший ни единого слова, ни единой клятвы, только посмеется над Петром I, как смеются животные над кажущейся им бессмыслицей человеческих поступков, но нет сомнения, что если бы Петру потребовалось написать " Правила успеха", то честь стояла бы на первом месте.

Россия лишилась чести не сразу и не в момент прихода к власти " демократов" (не с неба же они упали). Головка страны, партийная верхушка лишилась чести на XX съезде КПСС в 1956 году, начав разоблачения " культа", а фактически - собственной подлости, показывая, что она служила не народу, а лично Сталину, да и то - исключительно из-за страха перед ним.

Еще немного о чести. Участник морских боев в Порт-Артуре и Цусиме, офицер российского флота В. Семенов вспоминал, что когда один самодурствующий адмирал заявил офицеру:

"У меня так служить нельзя" _ тот ему ответил: " Я не у вас служу, а с вами служу... Меня нанять к себе на службу - у вас денег не хватит!" Но, думаю, тонкости этого диалога непонятны ни тогдашним, ни сегодняшним капээсэсовцам.

У элиты страны подлое холуйство перед начальством, с последующими плясками на трупах хозяев, стало нормой жизни и нормой стало очковтирательство, ханжество, алчность. Впрочем, вниз с партийных трибун продолжали сыпаться призывы к чести, и были коммунисты, которые по этим призывам ехали на Целину, БАМ, Афганистан. Но большинство уже клялось коммунизму, чтобы что-то урвать. В Павлодарской областной организации КПСС после 1991 года осталось из 18 тысяч всего 180 коммунистов. И поразительно не то, что 18 тысяч тех, кто " знамю присягал" сбежали, а то, что нашлось 180, которые " ничего собственного не имели, кроме чести".

Тогда В. Высоцкий пел: "...досадно мне, что слово честь забыто..." - и, наверное, не догадывался, как был прав. В " Советском энциклопедическом словаре", напечатанном в год его смерти, между словами " Честерфилд" и " чета" - там, где должно стоять слово " честь" - там, где его в своем словаре поставил В. Даль - стоит: "Чесноков Вл. Ив.(1904-68) сов. актер, нар. арт. СССР (1960)". Какое же государство устоит, если в нем помнят даже о забытых комедиантах, но не помнят о чести?!

А в 1989 году, когда отупевшие животные во главе СССР стали передавать власть орде мелкопоместной аппаратной сволочи и интеллигентствующему мещанству, последние сразу пошли и на официальный отказ от чести. Они в Москве и республиканских столицах сделали подлость и предательство официальной нормой жизни народов СССР. Была втоптана в грязь не только многовековая, отмытая совместной кровью, братская дружба, но даже сама память о ней. Шедевром полного кретинизма зазвучали с экранов телевизоров слова: " В апреле 1945 года русская армия взяла Берлин". В апреле 1945 русская армия под своим бело-красно-синим флагом пыталась вместе с немцами защитить Берлин, а брала его Советская Армия.

С 1989 года книги типа книги Шахиджаняна и подобные сентенции стали государственными пропагандистскими материалами, и они делали свое дело. Только вот в пользу какого народа, какого государства мы стали животными? Вот в чем вопрос!

Все программы телевидения быстро стали одной программой " В мире животных". Народ СССР под давлением ТВ и прессы животных уже не возмущался ни выдаче на расправу Хоннекера, ни предательству Бакатина и Калугина, ни перевертышам КПСС, ни уничтожению своего защитника - СССР. Народ в своей массе предвкушал, когда же пришедшие к власти скоты до отвала удовлетворят его животные желания.

Прошло семь лет. Можно уже и посмотреть на успехи наших пионеров животного движения.

Помимо московского интеллигентствующего мещанства, первыми отказались от чести, в пользу здоровья, шахтеры. Это они угрозой замораживания городов потребовали уголь, предназначенный СССР, продавать на Запад за доллары. Долларов очень хотелось им тогда, долларов! Сегодня уже можно встать в позицию Тараса Бульбы и спросить: "Ну что, детки? Помогло вам это предательство? Вы, которые в СССР на всех курортах швырялись деньгами, большого успеха достигли при желанном вами правительстве?

Были в СССР и те, "кто знамю присягал единожды" и кто "у оного до смерти стоять должен" был. После Беловежского сговора на Всеармейском совещании лишь единицы генералов и офицеров взывали к чести. Остальные маршалы, генералы и офицеры сочли, что здоровье - самое главное. Ну и что же - достигли наши офицеры счастья и благополучия? Оплеванные и нищие, как и полагается при бесчестье, радуются ли они измене присяге СССР?

А вот и наши " рассейские богатеи". Эти уж достигли успеха, эти уж должны радоваться? Да! Они и радуются, как радуется приговоренный к смерти, которому (до прихода киллера) конвой исполняет последнее желание. Отказ государства от чести - он ведь один на всех. Какое-то ловкое животное может успеть что-то отхватить у других, но долго ли оно сможет бегать с жирным куском по голодному зверинцу безнаказанно?

Смешно и обидно то, что человеческая мораль, охраняемая честью, имеет туже цель, что и инстинкты сидящего в нас животного - материальный успех человека. И, вдобавок, духовный успех. Но мораль ведет человека к этим целям осмысленно, по-человечески. А тупое и слепое животное в нас прет к цели дураком, напролом, с соответствующим для себя результатом. Затем становится животным, если человек достигает успеха быстрее?

Вернуть нас к чести обязаны люди во главе страны. Но для этого они сами должны быть людьми чести, как Петр I или Сталин, чтобы иметь моральное право за бесчестье " живота лишать". Сегодняшние животные у власти способны убивать только тех, кто по их мнению, посягает на их жирный кусок, который они присвоили себе вместе с властью, и в который намертво вцепились. Невозможно предоставить этим людям право быть судьями в этом вопросе. Они убивать будут именно людей чести. Петр I говорил: "Врачую тело водами, а поданных примерами". Нынешние правители отврачевали нас точно так же, но такими примерами, что от них кровь в жилах стынет даже у диких зверей. Дума поставила под сомнение Беловежский сговор - робкая попытка вспомнить о чести России - но на долго ли Думы хватит в борьбе с животными?

С другой стороны - а зачем каждому из нас ждать примеров от людей управляющих нами? Во-первых, мы их сами избираем и нам надо избирать тех из них, кто хотя бы открыто не посягнул на свою честь беззастенчивой подлостью, откровенным предательством, изменой, алчностью.

Во-вторых, нам и самим надо душить в себе животное, преодолевать свой страх, начать заботиться о собственной чести, создать для подлецов условия бесчестья. Хотя бы начать называть тех, кто клялся служить коммунизму, а потом из-за жирного куска перебежал служить капитализму, так, как их и надо называть - подлецами.

Надо помнить, что наши предки не были свихнувшимися фанатиками и идеалистами, они были людьми практичными, что подтверждается непрерывным прогрессом человечества. И если они ввели в обиход честь, тесячилетия ею пользовались и ее охраняли, не смотря на смену религий и идеологий, то имели для этого сугубо практические основания. Честь и только честь - путь к успеху. А будет успех - будет и здоровье.



Ю.Мухин



От Дмитрий Кобзев
К Дмитрий Кобзев (16.01.2002 15:30:39)
Дата 16.01.2002 16:06:44

M-005 1996-03 А.Алексеев Сорокалетие целины


ТРИУМФ ИЛИ АВАНТЮРА? СОРОКАЛЕТИЕ ЦЕЛИНЫ (Хрущев и Брежнев - "триумф", Лысенко, Немчинов и Бобышев - "авантюра")

(Алексей АЛЕКСЕЕВ.) Многие авторы со времен хрущевской "оттепели" и вплоть до настоящего времени, пытаются доказать, что освоение целины - стратегическое начинание 50-х годов, которое было бы невозможно в период "культа личности Сталина". Ну а до этой затеи правительство ничего существенного не предпринимало в сельском хозяйстве, ограничиваясь "командно-административными" мерами. Сам Хрущев на ХХI съезде КПСС (1959 г.) отмечал, что "благодаря успешному освоению целинных земель появилась возможность не только существенно улучшить снабжение продовольствием городов и промышленных центров, но и поставить задачу превзойти США по уровню развития сельского хозяйства". Вторя Хрущеву, Брежнев говорил о целине таким же образом: "Задача освоения целинных и залежных земель, будучи абсолютно верной, получила всеобщее одобрение и практическую поддержку трудящихся, превратилась в поистине всенародное дело".
Конъюнктурность и лживость заявлений такого рода требует изобличения, ибо в противном случае очень трудно объяснить "непосвященному" читателю причины и особенно последствия воистину "хрущевского" освоения целины, как и последующего "обкукурузивания" всей страны.

По мнению академика С. Бобышева и других ученых-аграрников, "целина была третьим сильным ударом, добивающим русскую деревню после жертв коллективизации и войны. Резкий отток трудоспособного, квалифицированного и молодого населения из деревни и перераспределение материально-технических ресурсов в пользу новых районов привели к ослаблению сельского хозяйства в центральной и северной части России... Оценить решения середины 50-х и их последствия представляется необходимым, так как и сейчас "целинное мышление" зачастую господствует в принимаемых законах и программах...

Широкомасштабное освоение целинных и залежных земель привело к крайне неблагоприятным экологическим последствиям, главное из которых - потеря плодородия на огромных пространствах. Огромное расширение сельхозугодий в новых районах породило ряд острейших проблем, явившихся результатом неизученности многочисленных последствий затеянного" ("Сегодня", 28.7.1994).

Обоснованы ли оценки подобного рода?

Вопросы развития продовольственного комплекса страны, были одними из главных в экономической политике советского руководства в послевоенные годы. Ущерб, нанесенный фашистскими оккупантами сельскому хозяйству, исчислялся несколькими десятками миллиардов рублей (в ценах 1945-46 годов). На оккупированной фашистами территории в прежние годы производилось в масштабе СССР до 55 % зерна, в том числе до 75 % кукурузы, почти 90 % сахарной свеклы, 65 % подсолнечника, 45 % картофеля, 40 % мясопродуктов, в том числе до 65 % свинины, 35 % молочной продукции и т.п. Оккупантами было уничтожено или вывезено почти 200 тыс. тракторов и комбайнов, что составляло примерно 30 % парка сельхозмашин в 1940 г. Страна лишилась более 25 млн. голов скота, а также почти 40 % предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции.

Засуха 1946 - 47 гг. усугубила ситуацию в сельском хозяйстве СССР, а отказ нашей страны от иностранных кредитов и импорта сельхозпродуктов за валюту из Северной Америки, Австралии, Новой Зеландии и Уругвая, обусловленный политическими и финансовыми причинами, тоже осложнял быстрое восстановление товарного потенциала сельского хозяйства СССР (в 1946 - 48 гг. СССР закупил небольшие партии пшеницы, ржи и кормовых трав в Швеции и Дании в обмен на уголь и нефтепродукты).

Кроме того, Москва в 1945 - 1952 годах оказывала безвозмездную продовольственную помощь Восточной Германии, другим восточноевропейским странам. Австрии, а также Корее, Китаю, Монголии, Вьетнаму, где после Второй мировой войны сложилось особенно тяжелое положение с продовольствием. По просьбе французского и британского правительств, СССР в 1947 - 48 гг. направил в Великобританию и Францию пшеничную муку и корма, оплаченные валютой и поставками промышленного оборудования. По данным Продовольственной Комиссии ООН (ФАО), в 1945 -1952 годах из СССР в вышеназванные страны было поставлено до 850 тыс. тонн продукции растениеводства и примерно 180 тыс. тонн мясопродуктов.

Уже в 1946 - 47 годах ряду сельскохозяйственных исследовательских организаций страны было поручено разобрать предложения по обеспечению надежного снабжения сельхозпродукцией, повышению урожайности земледелия и продуктивности животноводства, а также по материальному стимулированию роста производительности труда в сельском хозяйстве Советского Союза. В конце 1946 года была создана межведомственная комиссия по выполнению данного поручения, руководили которой академики Лысенко и Немчинов.

Вышеупомянутая комиссия существовала до 1954 года: в том году, согласно решениям пленума ЦК КПСС (март) ее работа была признана неудовлетворительной. И прежде всего - за отрицательное отношение к инициативе Хрущева и "хрущевцев" по скорейшему освоению целинных земель и "смещению" приоритета агрополитики правительства и ведомств на восток страны. Данную идею Хрущев и "преданные" ему ученые (Шмальгаузен, Завадовский, Жуковский и др.) выдвинули еще на закрытом пленуме ЦК КПСС в июне 1953 г., но получили отпор со стороны Молотова, Маленкова, Ворошилова, Андреева, которому непосредственно подчинялась комиссия Лысенко-Немчинова), и многих ученых-аграрников. Но в лету 1954 г. Хрущев и его единомышленники сумели укрепить свои позиции в руководстве партии и страны.

Но во второй половине 1940-х в начале 1950-х годов вышеназванная комиссия предоставила в ЦК КПСС и Совмин Союза, а также лично Сталину несколько подробных докладов и рекомендаций, в соответствии с упомянутым выше поручением ЦК и правительства (1946-47 гг.). Материалы комиссии после обсуждений в ЦК партии и Совмине явились основой сельскохозяйственной политики сталинского руководства.

"Целинный вопрос" тоже был изучен комиссией, поскольку некоторые ученые в 1949-51 годах буквально "бомбили" письмами Лысенко, Немчинова и Андреева, лоббируя идею экстенсивного развития сельского хозяйства страны - освоения новых земель прежними агротехническими методами, с "помощью" массового использования химических удобрений и передела региональных структур площадей и землеиспользования.

В документах комиссии отмечается, что распашка под пшеницу примерно 40 млн. гектаров целинных земель, существенно отличающихся по своим свойствам и требуемым методам обработки от сельхозугодий других районов СССР, приведет к постепенной и практической не поддающейся предотвращению деградации этих земель, к негативным изменениям экологической ситуации в обширном регионе страны и, соответственно, к резкому увеличению затрат по поддержанию плодородия целинных почв. Подчеркивалось, что временный эффект, который выразится в больших урожаях на целине, не превысит 2-3 года. Затем с помощью химических средств и увеличения объемов искусственного орошения можно будет добиваться лишь поддерживания уровня урожайности (т.е. уровня предыдущих 2-3 лет), но никак не дальнейшего ее роста.

Ввиду особенностей почвы и климата в целинных районах урожайность там, как отмечалось комиссией Лысенко-Немчинова, будет в 2-3 раза ниже урожайности в традиционных сельхозрайонах СССР (Украина, Молдавия, Северный Кавказ, Центрально-Черноземный регион, ряд районов Поволжья). Искусственное же наращивание ее за счет химикатов и орошения приведет к неустранимому загрязнению и засолению почв, а значит - к быстрому распространению эрозии, в том числе на естественные водоемы в "целинном" регионе. Такая тенденция предопределит, в частности, ликвидацию животноводства как сельхозотрасли в регионе от Волги до Алтая. В первые 5-6 лет запасы плодородного слоя почвы, гумуса, на целинных землях сократятся на 10-15 %, а в дальнейшем этот показатель составит 25 - 35 % в сравнении с "доцелинным" уровнем.

Для искусственного орошения могут потребоваться многокилометровые отводы от Волги, Урала, Иртыша, Оби и, возможно, Арала и Каспия (с предварительным обессоливанием воды этих артерий). Это может привести к негативным изменениям в водохозяйственном балансе многих регионов страны и резко ухудшит водообеспечение сельского хозяйства этих регионов. А снижение уровня Волги, Урала и других водных артерий и водоемов отрицательно скажется на всех отраслях экономики регионов, примыкающих к целинным землям, особенно на рыбном хозяйстве, судоходстве и электроэнергетике.

Если же стремиться к увеличению урожайности зерна на целинных землях в условиях деградации целинных почв и роста дефицита воды, то, наряду с постоянным наращиванием объемов химизации почвы, придется целиком переориентировать нижнее и, частично, среднее течение рек Иртыш, Волга, Урал, Амударья, Сырдарья и Обь на северный Казахстан и примыкающие к нему районы. Следовательно, придется со временем изменить русла и течение вышеназванных рек. Практически же северная часть Каспия и Арал будут обречены на высыхание, а последствия "преобразования" природы в Сибири, на Урале, в Казахстане и других целинных районах непредсказуемы и неустранимы.

В документах комиссии Лысенко-Немчинова отмечалось также, что совокупность вышеупомянутых последствий приведет через 7-10 лет к "наступлению" эрозии и деградированных земель в соседние с целиной регионы, в первую очередь - в Поволжье, на Северный Кавказ и Центрально-Черноземные области. Затраты же на предотвращение данной тенденции будут соответствовать примерно троекратному увеличению объемов капиталовложений, направляемых в сельское хозяйство в течение 4-ой пятилетки (1946 -1950 гг.).

Что ж, прогнозы комиссии Немчинова-Лысенко сбылись благодаря "целинному рвению" Хрущева и его сподручных.

Однако доводы и рекомендации комиссии в начале 1950-х годов были приняты во внимание, и "революционное" освоение целины при жизни Сталина не состоялось. Но комиссия не отвергла в принципе идею освоения новых земель, в том числе целинных. Для чего, по мнению ее участников, требовались принципиально новые агротехнические методы, в том числе развитие селекционной работы, учитывающей как специфику природно-климатических условий конкретных регионов, так и особенности воздействия химических удобрений на те или иные виды сельхозрастений (подробнее см. Т.Д. Лысенко. "Агробиология", М., 1949; В.И. Куликов. Коммунистическая партия в борьбе за дальнейшее развитие сельского хозяйства СССР, М., 1951 г.).

Освоение новых земель, как подчеркивалось в 1947 -1952 гг. в решениях ЦК партии и Совета Министров, а также ВАСХНИЛ, должно осуществляться на принципиально иной технологической и научной основе с учетом прогрессивных методов повышения урожайности злаков, продуктивности животноводства и плодородия почв без нанесения им генетического и экологического ущерба. По всей стране создавались станции и другие научные лаборатории, главная задача которых состояла в поиске и апробации агротехнологических методов, учитывающих специфику конкретных сельхозземель и природно-климатических условий (см. например, Т.Д. Лысенко. "Агробиология"; С. Беликов. Послевоенное развитие сельского хозяйства СССР; Е.С. Осликовская. Передовой опыт мастеров социалистического земледелия, М., 1949).

ЦК партии и правительство в своих постановлениях подчеркивали, что недопустимо подменять хозяйственное (отраслевое) руководство экономикой партийным, что эта тенденция способствует распространению некомпетентности и сокрытию "руководящими кадрами" собственных просчетов и проблем отраслей, в том числе сельскохозяйственных. В 1946 -1952 годах во всех отраслях экономики были созданы межведомственные комиссии по проверке профессионального уровня и компетентности партийных и хозяйственных кадров - курировали такую работу Мехлис (тогдашний председатель Госконтроля СССР). Андреев и Сабуров (председатель Госплана Союза в 1949 - 1953 гг.).

Тем не менее, инициаторами "преобразования" целины, как и последующего распространения посевов кукурузы, вплоть до Карелии и побережья Белого моря (!) были Хрущев и подчинявшийся ему партийный аппарат в центре и на местах.

В 1946 г. были введены жесткие санкции за разбазаривание и запущение сельскохозяйственных земель, за некомпетентное руководство сельскохозяйственными предприятиями и нарушения Устава сельхозартели. Уже к середине 1947 г. колхозам и совхозам было передано или возвращено почти 5 млн. гектаров земель, 150 тыс., голов скота и много другого имущества, в том числе 28 тыс. тракторов и комбайнов.

Пленум ЦК КПСС в марте 1947 г. и соответствующие его решениям постановления Совмина провозгласили в качестве приоритетной задачи в сельском хозяйстве - развитие агрономической науки в сельскохозяйственных регионах и быстрое внедрение ее достижений в опытное и серийное (постоянное) сельхозпроизводство. На эти цели было выделено свыше 50 % общего объема сельскохозяйственных капиталовложений в 1947 - 49 годах.

В 1947 г. были начаты реконструкция мелиоративных систем, орошение значительных сельскохозяйственных массивов в Средней Азии, на юге Казахстана и Украины, на Северном Кавказе и в Азербайджане. Начались также работы по осушению болот на юге Молдавии и в Полесье (Белоруссия). Подчеркивалось, что результаты агробиологических исследований и проводимых работ могут пригодиться для освоения обширных территорий, пока недостаточно используемых в сельском хозяйстве из-за экологических причин и отсутствия соответствующих технологий.

В развитие решений и мероприятий 1947 года, в октябре 1948-го Совмином был утвержден рассчитанный на 10-15 лет "план создания системы государственных защитных полос, развития защитных лесонасаждений, по закреплению и облесению песков, развитию орошения, строительству прудов и водоемов". За первые 2 года реализации этого плана была проведена посадка полезащитных лесных полос площади в 1,4 млн. гектаров, а количество оросительных водохранилищ и каналов возросло почти в 2,5 раза в сравнении с 1947 годом.

Примечательно, что в регионах охваченных подобного рода мероприятиями, урожайность сельхозкультур и продуктивность животноводства к 1958 г. возросла более чем в 2 раза по сравнению с 1948 годом. Эти регионы - Среднее и Нижнее Поволжье, некоторые районы Ставропольского и Краснодарского края, Ворошиловградская, Оренбургская, Омская, Курганская области, восточные районы Азербайджана, ряд районов Узбекистана.

Однако уже с мая 1953 г. реализация большинства постановлений ЦК и правительства по сельскому хозяйству и решений ВАСХНИЛ 1946 - 1952 годов была прекращена...

В апреле 1949 года ЦК партии и правительство утвердили "Трехлетний план развития общественного продуктивного животноводства, 1949 - 1951 гг.", на который было выделено примерно 20 % капиталовложений, направлявшихся в экономику страны в 1949 - 51 годах. Приоритет в этой программе имели развитие животноводства в регионах, наиболее обеспеченных кормами, а также увеличение поголовья тех пород скота, для которых имелась необходимая кормовая база. Были приняты меры по созданию новых животноводческих хозяйств и расширению площадей кормового травосеяния в стране.

В результате, уже к 1952 г. поголовье крупного рогатого скота возросло в сравнении с 1949 годом на 32 %, свиней - на 89 %, мелкого рогатого скота - на 30 %, дичи - почти на 60 %, что превысило довоенный уровень данного показателя. Объем же механизации сельского хозяйства в 1950 г. превзошел уровень 1940 г. (см. М.З. Сабуров. Доклад о пятом пятилетнем плане развития народного хозяйства СССР ХIХ съезду КПСС, М., 1952).

В рамках существовавшей тогда системы управления экономикой, осуществление вышеназванных и других мероприятий требовало укрепления колхозов и совхозов с последующей их трансформацией в "агрогорода" - в рамках сокращения различий между городом и деревней, что провозглашалось Сталиным в его книге "Экономические проблемы социализма в СССР" (1952 г.). Сталин критиковал тех, кто призывали побыстрее ликвидировать такие различия, подчинить колхозы правительству и продать (или "подарить") сельхозтехнику колхозам. Сталин высказался и против расширения товарно-денежных отношений в экономике, в том числе в сельском хозяйстве, против отказа от государственного контроля за ценами и ликвидации приусадебных хозяйств трудящихся села и горожан. Подобные предложения Сталин называл "хлестаковщиной" и "тарабарщиной свихнувшихся марксистов"...

Процесс укрупнения колхозов и совхозов был прерван уже в 1953 году, как, впрочем, и санкционированное в 1951 г. создание межколхозных (межрайонных) электростанций, хранилищ сельхозпродукции и предприятий по ее переработке. План Совмина по расширению травопольных севооборотов и приусадебных сельхозугодий и по развитию производственно-сбытовой кооперации между колхозами, совхозами и приусадебными хозяйствами, рассчитанный на 1950 -55 годы, после 1953 г. тоже был предан забвению.

Среди мероприятий первого послевоенного пятилетнего плана и начала 50-х годов отметим постановление ЦК партии "О постановке дела пропаганды и внедрения достижений науки и передового опыта в сельском хозяйстве" (июнь 1950 г.). В ходе его реализации в 1950 -53 гг. примерно 70 % подтвержденных опытами научных разработок и открытий в сфере сельского хозяйства (за 1948 -1951 гг.) были внедрены в агропромышленном комплексе страны (см. "Агробиология", 1953, N 8; "Материалы Всесоюзного совещания работников совхозов, май 1954 г.", М., 1954).

На расширенном заседании президиума ЦК партии и Совмина в декабре 1951 года была осуждена практика, когда после выполнения обязательств перед государством во многих колхозах почти все доходы распределялись лишь по трудодням. С 1952 г. установился размер отчислений на пополнение неделимых фондов - не менее 15 % и не более 20 % - от денежных доходов объекта (колхоза).

Но кончина Сталина "предотвратила" реализацию многих планов и программ...

Из-за едва ли не повсеместной ликвидации посевов кормовых трав и многих технических культур во многих регионах СССР "взамен" кукурузы и - невозможности использовать целинные земли под кормовые злаки с 1956 года, в стране к середине 1960-х годов резко сократилось поголовье скота, а коневодство было вообще ликвидировано. Впрочем, обратимся к статистическим данным:

le start

1953г. 1959г. 1964г. 1967г.

Забой скота, в % к выращиванию:

Крупный рогатый 85 91 105 94

Свиньи 93 96 103 106

Мелкий рогатый 86 93 95 88

le end

Существенно сократилось и поголовье домашней птицы: если ее поголовье составляло в 1960 г. - 515 млн. голов, то в 1964 г. - 449,1 млн. (подробнее см. статистический справочник "Социалистические страны и страны капитализма в 1968 году", М., ЦСУ СССР, 1969 г.).

Если в 1948 - 53 годах на предотвращение опустынивания и эрозии почв выделялось примерно 30 % объема сельскохозяйственных капиталовложений, то в 1958 -70-х годах - лишь 20 , а в 1980-х гг. - не более 15 %, хотя темпы опустынивания и эрозии почв возросли к середине 1980-х гг. более чем в 2 раза в сравнении с 1947 - 54 годами.

Важны и другие цифры: если в 1947 - 1955 годах валовая продукция сельского хозяйства СССР возросла на 65 %, то в 1958 - 65 гг. - лишь на 10 %, а в 70-е - 80-е годы - только на 17 % (за 20 лет!).

Вопреки обоснованным доводам комиссии Лысенко-Немчинова, целинные земли распаханы в кратчайшие сроки под исключительно зерновые культуры. Посевы там технических и кормовых злаков были ликвидированы, а местное население - преимущественно казахи и иртышские киргизы переселены в другие районы Казахстана и Средней Азии. "Процесс пошел" с апреля 1954 года.

За 1954 - 58 годы было вспахано 43 млн. гектаров земель. Из них в Заволжье, Сибири и на Урале - 17 млн. га, в северных районах Казахстана - 26 млн. га. Зато посевные площади под зерновые и технические культуры к 1959 г. были примерно в 2 раза сокращены по сравнению с 1953 г. в российском Нечерноземье, в Центрально-Черноземном регионе РСФСР, на Среднем Поволжье. В дальнейшем, в основных зернопроизводящих регионах России посевные площади и урожаи сокращались постоянно.

Как и предсказывала комиссия Лысенко-Немчинова, в первые 5 лет существенно увеличился сбор пшеницы на целине и, значит, в стране. Но увеличивалась не урожайность пшеницы, а площадь посевов: доля целинных земель в посевных площадях пшеницы в Союзе к 1958 г. составила 65 %, а доля этих земель в валовом сборе пшеницы в стране - почти 70 %. Если среднегодовой валовой сбор пшеницы в 1950 -53 гг. был равен 62 млн. тонн, то в 1955 -58 гг. - 71 млн. тонн. За 1953 -59 гг. потребление сельским хозяйством химических удобрений возросло более чем в 2 раза - целинные земли требовали растущего количества "химических инъекций", впоследствии заражающих и почвы, и зерно, и водоемы...

Что ж, за счет России хрущевцы вознамерились "преобразовать" экономику и природу других регионов СССР.

Итак, посевы многих сельхозкультур сокращались, что привело к запущению в прямом и переносном смысле огромных по территории регионов страны, особенно в РСФСР. Естественно, увеличились и капиталовложения в сельское хозяйство: за 1955 - 1985 годы они возросли более чем в 3 раза (в сопоставимых ценах), ибо растущие масштабы химизации и орошения главных сельхозземель - целины - требовали постоянно растущих инвестиций. Однако реальная отдача от этих затрат сокращалась: объем сельскохозяйственной продукции, приходившийся на 1 рубль капиталовложений в сельское хозяйство сократился к 1990 г. более чем в 10 раз по сравнению с 6-ой пятилеткой (1956 - 1960 гг.) и, более того, был на 17 % ниже уровня 5-ой пятилетки (1951 -55 гг.)!

Именно с "целинного пятилетия" сельское хозяйство стало главным "потребителем" капиталовложений - и чем больше был их объем, тем ниже становилась их эффективность (подробнее см. Т.С. Хачатуров. Эффективность капитальных вложений, М., 1980; "СССР в цифрах", М., 1959; Ежегодник Мюнхенского Института по изучению СССР и Восточной Европы, 1991).

Игнорирование специфики целинных земель, к которой апеллировала комиссия Лысенко-Немчинова, привело к наступлению ветровой и химической эрозии почв, частым пыльным тайфунам и, соответственно, к потере плодородия почв в регионе от средней и нижней Волги до Алтая. Отметим, что эта территория равна по площади почти двум Великобританиям или Швеции с Финляндией...

Уже в 1956 - 58 гг. с целины было "сдуто" 10 млн. гектаров пашни, что эквивалентно территории Венгрии или Португалии. Вопреки рекомендациям Лысенко, при освоении целины отказались использовать специальные почвозащитные технологии, успешно применявшиеся в 1947 - 1954 годах, ибо они увеличивали сельскохозяйственные капиталовложения.

В результате, естественное плодородие сельскохозяйственных земель в СССР к 1990 г. сократилось примерно в 2,5 раза в сравнении с 1954 г., а размеры деградированных (экологически нарушенных) сельхозземель увеличились за тот же период почти в 7 раз. В том числе по целинным землям эти показатели равны соответственно 3 и 8 раз...

Зато сегодня многие ученые аграрники считают, что "в хрущевской сельхозполитике не учитывались достижения селекции, почвоведения, возможности агробиологических технологий" ("Сегодня", 28.7.1994). А учитывалось ли вышеперечисленное при "кукурузной революции", призванной по замыслу Хрущева и Ко сгладить долговременные негативные последствия целинной авантюры?

Данные о валовом сборе зерновых и технических культур (млн. тонн) в последний период "всевластия" Хрущева говорят сами за себя:

le start

1958г. 1962г. 1963г.

Пшеница 76,6 71 49,7

Рожь 16 17 12

Кукуруза 10,2 15,5 11

Овес 13,4 5,7 4

Сахарная свекла 54,4 47,4 44

Лен 0,44 0,43 0,37

Картофель 86,5 70 71,6

le end

(см. "Мировая экономика", справочник, М., 1965).

Как видим, резко сократился валовой сбор основных зерновых и технических культур, особенно пшеницы и овса, а с середины 1960-х годов СССР стал импортером зерна и кормов.

Уже к 1964 году свыше 60 % кукурузных посевов, произведенных в 1960 -62 гг. погибли, а урожайность "оставшихся" кукурузных полей была вдвое ниже, чем в среднем в 1946 - 1955 гг. Хрущев и его приближенные заставляли сеять кукурузу вплоть до северных районов страны, а ученых, открыто выступавших против очередной авантюры, хрущевцы именовали "шарлатанами" и "кабинетными бюрократами". Таких эпитетов был удостоен, в частности Лысенко, направивший письма в ЦК КПСС и Совет Министров в 1961 -62 годах с подробным изложением долгосрочных последствий целинно-кукурузной кампании. В итоге, Лысенко с 1962 вплоть до своей кончины (в 1981 г.) был отстранен от научно-исследовательской работы.

Зато на целинных землях большинство учрежденных совхозов и колхозов назывались "именем Хрущева" и "именем ХХ съезда КПСС". Так что имя "основоположников" целины было, вроде бы, увековечено...

Бесславное окончание "кукурузного эксперимента" совпало по времени с 10-й годовщиной "целинной революции" и... пленумом ЦК КПСС в октябре 1964 г., на котором "соратники" Хрущева отправили его в отставку. Припомнив ему целину и кукурузу, обещания коммунизма через 20 лет и продажу сельхозтехники колхозам, что сделало их хроническими должниками государства, а впоследствии - банкротами. "Соратники", однако, не вспомнили о своем активном участии во всех хрущевских авантюрах (достаточно "вспомнить" приписываемое Брежневу сочинение "Целина"...).

Что же в итоге? Последствия целинной авантюры с ее "кукурузным продолжением" были дополнены продажей сельхозтехники и, соответственно, МТС колхозам. Как мы уже отметили, Сталин еще в 1952 году указывал в "Экономических проблемах социализма в СССР", что продажа сельхозмашин колхозам может привести к тому, что последние окажутся не в состоянии содержать в должном состоянии агротехнику, и лишатся возможностей улучшать развивать сельскохозяйственное производство. А направляемые государством в сельское хозяйство кредиты будут "проедаться" на ремонт старой и на приобретение новой сельхозтехники. В такой ситуации колхозы обанкротятся, а государственные капиталовложения в сельское хозяйство трансформируются со временем в безвозмездные и невозвращаемые кредиты.

Предвидение Сталина сбылось. Массовая продажа МТС колхозам состоялась в 1958 - 59 годах. Но уже в 1962 году сельскохозяйственное производство в 65 % колхозов стало убыточным, а к 1964 г. этот показатель возрос до 73 %. Уже в 1963 г. свыше 20 % государственных капиталовложений в сельское хозяйство направлялось на частичное погашение долгов колхозов государству за поставленную (проданную) технику, за ее ремонт и текущее содержание. К 1983 г. этот показатель увеличился до 45 %.

Вдобавок ко всему, в 1958 г. были в 2,5 раза повышены цены на любую промышленную продукцию, производимую для колхозов, хотя Хрущев в 1957 г. обещал не повышать цены на продукцию для сельского хозяйства. Последствия же этой меры очевидны.

В дополнение к изложенным выше "результатам" хрущевской агрополитики отметим и другие немаловажные факты: за 1959 -64 годы средний удой молока на 1 корову снизился почти на 370 кг. Прирост объема сельскохозяйственной продукции за тот же период составил лишь 9 % вместо 70 % по плану. Резко ухудшилось продовольственное снабжение крупных городов, в также отдаленных регионов страны. С 1962 года стали увеличиваться розничные цены на все больший ассортимент сельхозпродукции.

Эти и им подобные "достижения" Хрущева и Ко были оглашены на пленуме ЦК КПСС в марте 1965 года. Отмечалось, что "получили распространение требования огульного расширения посевов таких культур как кукуруза, бобы, горох. Это вело к нарушению севооборотов, повсеместной ликвидации чистых паров и травосеяния, что не могло содействовать росту культуры земледелия, повышению его урожайности... (см. Пленум Центрального Комитета КПСС, 24-26 марта 1965 г., М., 1965).

В 1963 -64 годах в журналах "Здоровье" и "Наука и жизнь" публиковались статьи о вреде частного потребления помидоров и яиц, дичи и свинины, сливочного масла и ржаного хлеба. Итак, продовольственное изобилие не состоялось. Более того, по уровню снижения эффективности сельхозпроизводства в СССР с 1960-х годов первое место прочно занимала РСФСР. Это связано, например, с тем, что именно европейская часть РСФСР стала главным "кукурузным полигоном" в 1960 - 64 годах, и за счет сокращения финансирования именно российской агросферы все больший объем капиталовложений направлялся в целинные районы Казахстана в 1950-х - 80-х годах.

Если в 1952 г. СССР не импортировал зерно и корма, то в 1965 г. ввоз только зерна составил 1,5 млн. тонн, а в 1991 г. - 18 млн. тонн. Импорт же мясопродуктов возрос за 1962 - 91 гг. в 6 раз, кормов - в 7 раз, плодоовощей - в 6 раз (по объему). В 1995 году импорт СНГ зерна и кормов превысил 20 млн. тонн, в том числе Россией - 10 млн. тонн.

Дефицит капиталовложений в сельском хозяйстве СССР оценивался в 1953 г. в 6 % от потребности, в том числе в РСФСР - не более 7 %, а в 1991 г. - соответственно в 35 и 38 %. В 1995 г. этот показатель по России составил более 40 %.

Целинный эксперимент и его аналоги обусловили кризис сельского хозяйства и смежных с ним отраслей экономики, и прежде всего в РСФСР. Так что программа "сокращения неперспективных деревень РСФСР" (именно в РСФСР!), составленная и реализованная под руководством академика Заславской в 1960-е - 70-е годы, стала вполне логичным продолжением, точнее - неизбежным следствием хрущевской агрополитики.

Гибель Арала, агония обширных регионов Нечерноземья, едва ли не повсеместная деградация сельхозземель на территории бывшего СССР и прежде всего в России - последствия хрущевско-брежневского новаторства бесчисленны. И пока безнаказанны. Ну, а сегодня к ним добавляются методы "рыночного геноцида" российского сельского хозяйства, фактически направленные на уничтожение отечественного сельхозпроизводства.