От Георгий
К Георгий
Дата 25.01.2002 11:37:06
Рубрики История; Образы будущего; Либерализм; Модернизация; Глобализация; ...

Газетный киоск. СПб Ведомости. Бандит по политическим мотивам (*+)

http://www.spbvedomosti.ru/2002/01/25/kosh.shtml

Бандит по политическим мотивам

Мы давно уже привыкли к тому, что любой отечественный вор, едва получив повестку из прокуратуры, начинает кричать на весь свет, что его подвергают политическим преследованиям. Речь, разумеется, не о тех, кто спер палку колбасы или мешок колхозной картошки, а о людях, обокравших государство или своих сограждан на миллионы и сотни миллионов долларов. Тотчас находится и целая армия адвокатов и прочих правозащитников, которая отмывает имярек до такого бела, что его впору причислять к лику святых.

Казалось бы, «изобретателей» этого чисто российского «ноу-хау» превзойти просто невозможно. Ан нет, в минувшую среду их напрочь обскакали небезызвестный лорд Джадд и иные европарламентарии, попытавшиеся включить в итоговую резолюцию сессии ПАСЕ в Страсбурге о ситуации в Чечне пункт о том, что бандиты, экстремисты и наемники воюют здесь по политическим мотивам. Однако если следовать подобной логике, то в ранг «борцов за свободу» можно зачислить Усаму бен Ладена и террористов, атаковавших Всемирный торговый центр в Нью-Йорке, которые тоже осуществляли свою бесчеловечную акцию по каким-то политическим соображениям. Об этом глава российской делегации на сессии ПАСЕ Дмитрий Рогозин прямо напомнил европарламентариям, призвав их наконец-то отказаться от двойных стандартов в оценке тех или иных событий.

Увы, у лордов, принимающих в эти дни во Дворце Европы масхадовского эмиссара А. Закаева, свой менталитет. Не сумев включить в резолюцию пункт о «борцах за свободу Ичкерии», они добились внесения в нее поправки о необходимости судить террористов в Чечне и тех, кто совершает там преступления, в соответствии с Женевскими конвенциями 1949 года. Иначе говоря, того же Хаттаба и других боевиков, даже если у них руки по локоть в крови, предлагается в случае их поимки считать военнопленными и только как с таковыми и обращаться. Наверное, еще немного, еще чуть-чуть, и лорды порекомендовали бы выдавать террористам молоко за вредность. А что, в них ведь стреляют нехорошие российские солдаты, они, наконец, могут подорваться по неосторожности на какой-нибудь собственной адской машине?..

Между тем авторам этой поправки должно быть хорошо известно, что статьи Женевских конвенций о военнопленных применяются при военном конфликте одного государства с другим, что к Чечне не имеет никакого отношения, ибо она является неотъемлемой частью Российской Федерации. И задержанных здесь бандитов, и вооруженных экстремистов, естественно, должны судить по российским законам. Так что верные принципу двойных стандартов гуманисты из Страсбурга и в данном конкретном случае просто слукавили в очередной раз.

Кстати, американцы, которым некоторые особо рьяные правозащитники попытались было напомнить о необходимости соблюдения Женевских конвенций в отношении содержащихся на Кубе талибов, немедленно послали этих гуманистов куда подальше. «США отказываются рассматривать захваченных в Афганистане боевиков как военнопленных, считая их лицами, которые вели противозаконную вооруженную деятельность», — с солдатской прямотой заявил глава Пентагона Дональд Рамсфелд.

Что ж, будем считать, что он расстарался и за Россию.

Виктор Кошванец


От Георгий
К Георгий (25.01.2002 11:37:06)
Дата 25.01.2002 11:38:42

Газетный киоск. СПб Ведомости. Музей "черной истории"(*+)

http://www.spbvedomosti.ru/2002/01/25/varttt.shtml

Черная память, черная история...

Заметки об одной любопытной тенденции

Из южного штата Алабама поступило сообщение, что в городке Дотан бывшая автобусная станция, откуда автобусы отправлялись по различным междугородним маршрутам, будет преобразована в «музей черной истории». Это нескладное и метафорически звучащее — в передаче на русский язык — сочетание слов в точности соответствует английскому названию black history museum, в котором нет никакой двусмысленности. Надо понимать однозначно: музей истории черного населения.

Организаторы этого проекта намерены восстановить здание станции в том виде, каким оно было в начале 1960-х: с раздельными туалетами для черных и для белых, с раздельными фонтанчиками питьевой воды, с раздельными входами-выходами. Эти разделенные пункты будут фигурировать как самостоятельные исторические экспонаты, напоминающие о расизме. На создание музея требуется 850 тыс. долларов, и оргкомиссия уже изыскала необходимую сумму.

Эта новость примечательна не сама по себе (мало ли какие музеи то и дело создаются в США), а как еще одна малая веха в нехорошей тенденции разделения страны на черную и белую. Парадоксально, но история расового разграничения по цвету кожи повторяется в американском обществе в последние десятилетия с точностью до наоборот. Вдохновителями ее регенерации в разных видах и проявлениях выступают те, кого политкорректно ныне называть афро-американцами.

Мощное движение черных за равные гражданские права в далекие 60-е во главе с Мартином Лютером Кингом увенчалось в конце концов полной победой. Все двери — от университетов и финансовых учреждений до конгресса США — распахнулись перед негритянским населением. В администрации президента Буша-младшего два ключевых поста занимают темнокожие: Кондолиза Райс (помощник по вопросам национальной безопасности) и госсекретарь, т. е. министр иностранных дел Колин Пауэл. Беспрецедентное преуспеяние представителей черного населения Америки не нуждается ни в каких иллюстрациях, оно самоочевидно.

Не найдете вы сегодня на фермерских плантациях потомков бывших американских рабов, на сельских работах обливаются трудовым потом в основном «латинос» или белая «рабсила». Для черных все это осталось в области легенд и преданий. Многодетные негритянские семьи из социальных низов очень неплохо поживают, и, не особо себя утруждая, они поколениями черпают блага из велфера (система государственных пособий). В супермаркетах это обычная картинка: темнокожая мамаша в окружении малышей подкатывает к кассе заполненную доверху продовольственную тележку и расплачивается «фудстемпами» — особыми карточками службы социального обеспечения, приравненными к деньгам. Ни у кого это не вызывает косых взглядов, привыкли, норма жизни.

И вообще давно уже все перемешались между собой в американском обществе, в любых самых богатых, самых респектабельных кварталах больших городов я вижу темнокожих жильцов, снимающих дорогущие квартиры (от 1000 долларов в месяц и много выше), все определяется наличием денег и ничем другим. «Хижина дяди Тома» — это литературный реликт; многочисленные черные миллионеры от бизнеса, звезды спорта или шоу-бизнеса живут в роскошных особняках, владеют роскошными виллами на лучших курортах мира.

Blacks, или черные, добились всего, чего они хотели, и в социальном плане, и в экономическом, и в политическом, но самые удивительные победы ими одержаны (и одерживаются) на «идеологическом фронте». Им удалось невероятное — изменить сам менталитет американцев, которые теперь шепотом и то не решаются произнести слово «nigger», на русском языке означающее безобидное «негр». Я за 12 лет пребывания в США ни разу не услышал это «оскорбление», произнесенное вслух, сам удивляюсь, как нерушимо действует общепринятое табу.

Стало нормой в печати и на официальном уровне называть эту часть населения blacks (черные или в «смягченном» русском варианте — темнокожие), а если комплиментарно-заискивающе — «афро-американцами». Этот термин усиленно «раскручивается» черными в последнее десятилетие как самое приятное, ласкающее их слух обозначение, указывающее на их исторические корни. Хотя среднестатистический афро-американец может иметь о далекой Африке и ее жителях не большее представление, чем о Красноярском крае с его населением в России. И тем не менее...

Еще один выпирающий из обыденности социальный парадокс. «Белая Америка» уже тысячу раз покаялась и извинилась за свои расовые грехи и притеснения в отношении черных граждан страны в прошлом. Она приняла политическое решение и возвела черных в официальный статус «национальное меньшинство» (с которым связана целая гирлянда социальных привилегий и гарантий), хотя в этом термине заключается двойное несоответствие действительности.

Черных еще можно назвать афро-американцами, раз уж это им так нравится, но «нацией» они не являются определенно. И также их, составляющих более 13%, или около 30 млн человек, от населения США, нет оснований называть «меньшинством». Но «политкорректная» эпоха в Америке продиктовала по этому пункту свои безальтернативные условия...

А парадокс в том, что чем больше одна часть общества старается изгладить из памяти и жизни «некрасивое прошлое», тем последовательнее и настойчивее другая ее часть, пострадавшая от расизма, закрепляет страницы этого самого прошлого и регенерирует разными средствами, также и в материализованной форме, память о нем. В идеологическом плане (и не только в области идеологии) это «расизм наоборот».

Новый музей — всего лишь еще одно свидетельство отмеченной тенденции. В нем на площади в 1200 кв. м будет развернуто несколько постоянно действующих экспозиций. Одна из них посвящается Джорджу Карверу, «черному Мичурину», который занимался селекцией разных сортов арахиса, соевых бобов и сладкого картофеля. Другая представляет достижения черных в ботанике, агрономии и в прочих сельскохозяйственных науках. Будет зал искусства (картины черных художников, черные музыканты и т. д.). Еще одна экспозиция отображает (внимание!) участие черных солдат во второй мировой войне в составе вооруженных сил США.

Невозможно представить себе, чтобы в современной Америке появился альтернативный, исключительно «белый музей». А если бы группа «идейно одержимых» единомышленников его попыталась бы все же создать, причем военный зал показывал бы только белых солдат США на фронтах прошедшей войны, вся Америка уж точно «встала бы на уши», протестуя против такого антидемократического, расистского вызова обществу. Говорю убежденно об этом. Однако «черная культура» может беспрепятственно себя выделять и отграничивать от общеамериканской культуры.

Это видно воочию, достаточно окинуть беглым взглядом газетно-журнальные стенды в супермаркетах. На глянцевых обложках названия журналов: «Black Hairs» («Модные прически», исключительно черные модели), «Black Romance» («Черная любовная романтика», журнал душещипательных «жизненных» историй), «Black Stile of Life» («Черный стиль жизни») и минимум две дюжины других журналов, в названии которых определяющим является слово «black». Функционирует круглосуточный общенациональный канал кабельного телевидения, который называется «BE», или «Black Entertainment» («Черный канал развлекательных передач»). Если бы возник (пофантазируем...) альтернативный телеканал «WE», т. е. «White Entertainment», власти наверняка не дали бы ему лицензию на вещание.

Вот такой интересный перекос можно отметить в умонастроении сегодняшнего американского общества, и об этом удивительном феномене напомнило мне известие о создании «черного музея» в штате Алабама. Иными словами, «бык политкорректности» в США немедленно разъяряется от излишнего проявления «белого цвета», как при виде красной тряпки, и совершенно миролюбиво посматривает на «черный цвет» в любом количестве... Эту любопытную тенденцию я и хотел высветить в своих очередных заметках.

P. S. В эти же дни обе палаты конгресса США одобрили и передали на подпись президенту Бушу проект создания в Вашингтоне «Национального музея афро-американской истории и культуры». Он призван отобразить вклад черных американцев в развитие страны. Принятое решение является плодом 12-летних усилий темнокожих законодателей, представляющих в конгрессе как демократическую, так и республиканскую партии.

Илья Вартанов (Лос-Анджелес)