Вечные вопросы армянской истории, митинги и грядущая катастрофа
Предисловие
Нынешние события совершенно архитипичны, они бывали множества раз в армянской истории, последний раз они происходили в 1988г. Если этого не понимать, можно сделать совершенно неверные выводы из происходящих событий и оставаться в плену иллюзий о случайности происходящего или о том, что события возникли целиком из внешних манипуляций. Почему нынешние события архетипичны я и постараюсь объяснить ниже. Тема совершенно необъятная, и скомканность огромного количества вопросов естественна, кмк
Самые несомненные основания.
В статьях [1][2][3] говориться о генетических исследованиях, определивших, что современные армяне являются потомками людей, населявших территорию Армении 5 тыс. лет назад. Что любопытно, современная наука считает, что армянский народ произошёл от Урарту и урартов примерно в 8 - 6 столетии до н.э. Возникает противоречие между существованием армян, генотип которых к моменту существования Урарту был неизменен уже примерно полторы тысячи лет, и желанием укоротить возраст армянского народа примерно в 2 раз. Неизменность набора генетических признаков армянского народа на протяжении такого длительного промежутка времени не может определяться мифическими способностями армянских генов к ассимиляции чужих генов, очевидно что эта изоляция армянских генов имела культурный характер, т.е обусловлена существованием самостоятельной высокоразвитой культуры, препятствующей широким генетическим контактам с другими обществами. В статье [4] приведены исследования, доказавшие, что даже за последние пару тысяч лет нашествия арабов, монголов и турков исключительно слабо повлияло на генотип армянского народа, эту статью надо рассматривать как иллюстрацию того, как собственная культура препятствует широким контактам с другими обществами.
Ну и для полного комплекта иллюстраций того, что уже в седой древности армяне имели высокую и очень плодотворную культуру приведём статью [5] где просто констатируются результаты исследований генома этрусков, сделанные на Западе - эти исследования говорят о том, что этруски очень долго жили в Армении, и в их геноме очень заметна армянская наследственность, и это было примерно во времена окончательного формирования характерного набора армянских генов.
Но история армянского народа настолько богата, что даже если эти выводы кажутся не очевидными, можно вспомнить другие эпизоды, доказавшие невероятную жизнеспособность армянской культуры. Речь идёт о принятии христианства в Армении - во время принятия христианства в Армении были уничтожены все книги, страна и народ потеряли все письменные источники, потеряли все культурные нити, связывающие народ со своим прошлым - было ли этому прошлому всего 1000 лет, как говорит современная наука, или 3000 лет, как считает историческая традиция армянского народа. Всё, накопленное в культуре, и передаваемое через письменность было уничтожено. Осталась только устная традиция, фольклор, и просто традиция. И этого оказалось достаточным, что бы с созданием алфавита через 100 лет после полного уничтожения всей письменной культуры развернулась великая армянская литература и историография золотого века армянской культуры, на плечах которой армянский народ прошёл последние 2 000 лет своей истории.
Достаточно сказать, что армянский народ жестоко отомстил христианкой верхушке, в угоду только понятным целям, заставившей его навсегда потерять связь со своими предками. Миф о зарождении армянского народа дошедший до нас усилиями М.Хоренаци [6] напрямую связывает рождение армянского народа с важнейшими событиями Ветхого Завета, и давая собственную интерпретацию одного из его очень важных эпизодов - борьба с результатами кровосмешения ангелов и людей, воплощённая в титанах/великанах, и отражённая в известнейшей истории Ветхого Завета - в истории построения Вавилонской Башни. Так вот, фактически рождение армянского народа напрямую связано с борьбой и с уничтожением руководителя титанов/великанов, взявшегося построить эту башню. Что бы лучше стал понятен этот эпизод из Ветхого Завета, его надо сопоставить с известнейшей "Илиадой", которая описывает как раз такую же историю - олимпийские боги решили уничтожить "героев" - потомков богов и людей, обладающих невероятными качествами. Одним из таких потомком был известный Ахиллес - уже до отплытия на свою последнюю войну он знал пророчество о том, что без его активного участия греки не сумеют победить троянцев, а если он вмешается, он будет убит в одном из эпизодов этой войны. Метафизическое прочтение этого эпизода совсем неясно, но фактом является то, что "Иллиада" и "Одиссея" создали греческий народ, выведя его хаоса темных веков греческой истории, и на этом фундаменте в последующем выросла вся западная цивилизация. Ровно такая история лежит в основании рождения армянского народа.
Что совершенно невероятно, для проведения этой интерпретации М.Хоренаци напрямую ссылается на внебиблейские источники, о чём прямо и пишет в своей истории. И Церковь терпела эти вольности с трактовой Библии и вписыванием армянского народа в Библию всю оставшуюся часть своей истории. Что бы советскому поколению стало ясно о событии какого масштаба идёт речь, приведу пример - если бы армянская компартия решила связать себя с деятельностью Шаумяна при живом Сталине, с которым Шаумян конкурировал за влияние на Закавказье, и доказывать, что какие то важнейшие теоретические выводы Ленина были сделаны им совместно с Шаумяном.
даже если всё равно не верить сказанному о древности и жизнеспособности армянской культуры, остаётся миф о рождении армянского народа, жёстко задающий отношение к семье, её духовной опоре, и независимости, неотъемлемой от собственной духовной опоры.
Одним словом, вывод который делается из сказанного - армянская культура настолько древняя, самобытная и жизнеспособная, что бесполезно пытаться подчинить её себе. Необходимо считаться с следствиями из невозможности её подчинения.
Характерная черта армянской истории
Взгляд на армянскую историю показывает один и тот же повторяющийся ряд характерных событий - потеря государственности и существование культурной автономии в рамках какой либо империи - Ахеменидской, Сасанидской, ВИ, Арабскокого Халифата, РИ. До тех пор пока государство не покушалось на культурную автономию армян, особых проблем не возникало, армяне более или менее спокойно переносили потерю политического суверенитета, но любая попытка покушения на культурный суверенитет приводила к жестоким восстаниям, после которых происходил возврат на прежние позиции.
Так было даже в РИ, достаточно прочитать [7] и обратить внимание на попытку уничтожить армянскую церковь на рубеже 20 века и полный провал этой попытки.
В общем этот повторяющийся цикла целиком и полностью объясняется формированием армянского народа, и фактически уже описан в самом мифе об образовании армянского народа. Об этом ниже
Обозначение проблемы
Уровень политического суверенитета давался армянскому государству нового времени исключительно тяжело в силу одной единственной причины - фактически основным направлением реализации заповедей христианства для армянского народа является забота о семье, что видно из анализа мифа о рождении армянского народа, связавшего борьбу с строительством Вавилонской Башни только с необходимостью отстаивания независимости собственной семьи/рода. Борьба с Белом началась только потому, что прародитель армян Айк/Гайк решил не принимать богохульских поступков Бела связанных с строительством этой башни, а до того вполне принимал его верховную/политическую власть. Как я говорил выше, этот повторяющийся ряд событий легко и многократно фиксируется в армянской истории.
По существу своему армянский образ жизни антигосударсвеннен, целиком являясь частным.
Но в силу развитости армянской культуры она постоянно производит огромное количество людей, желающих заниматься активной государственной деятельностью - сразу теряющих свою легитимность в глазах собственного населения. За пару тысяч лет ныне известной и задокументированной части армянской истории было множество государств, не нашедших своего оптимального устройства. Характерен в этом смысле армянский эпос "Давид Сасунский", который завершается утверждением разочарования в мирской жизни, в государстве, в общественной жизни - последний герой этого эпоса уходит так и не умерев, просто ждёт когда в мире наступит справедливость, укрывшись в одной из гор Армении.
Проклятие империй
Ни одна империя, в которой пришлось находится армянскому народу так и не удержалась от того, что бы переступить черту ассимиляции армянского народа. Рано или поздно, все они начинали бороться с социальной структурой армянского общества, последовательно стараясь демонтировать всё, что возможно, доходя на каком то этапе уже и до попыток демонтажа духовной организации армянского народа, хорошо понимая источники силы и независимости армянского образа жизни.
Демонтаж социальной структуры, вернее верхних её этажей рано или поздно им удавался - а потеря элиты это стратегический и крайне долговременный процесс. По крайней мере демонтаж армянской элиты, устроенный ВИ привёл к её окончательному вырождению, и качественной элиты армянское общество больше не имело последнюю тысячу лет.
Ни одна империя на определённом этапе своей жизни не соглашается с духовной автономностью армян т.к армянская культура очень богата и жизнеспособна, легко производит качественную, по лекалам данной империи, элиту, которую эти империи начинают воспринимать в качестве важнейшей угрозы. Налицо парадокс армянской истории - на собственной культурной базе армянский народ не производит устойчивого и мощного государства, которое должно быть уровня империи, что бы выжить в этом регионе. Это государство возможно только в зоне влияния чужой культуры, в качестве отражения и локализации армянской культурой традиций империи, в зоне влияния которой находится армянский народ.
Конечным результатом культурного контакта армянского народа с любой империей будет независимое армянское государство построенное по традициями империи, в зоне влияния которой находится армянский народ. Борьба с этим явлением есть борьба с армянским народом, борьба на его уничтожение. Фактически этим, вольно или невольно, были заняты все империи, с которыми судьба столкнула армянский народ. Одна из этих империй вышла за границы человечности и в своей борьбе с духовными основаниями армянского народа опустилась до его физического уничтожения.
Но количество армян ничего не меняет - цикл армянской истории будет повторяться, что и доказала история СССР. Вступая в СССР, армянский народ пожертвовал большей частью территории даже того, что у него было в РИ. Репрессии первых лет советской власти уничтожили (в политическом смысле, не в физическом) всю образованную часть общества, сформированную ещё в РИ. Т.е в СССР попробовали с чистого листа переписать армянскую культуру - в результате уже в 1965г в Армении построили памятник жертвам геноцида, и с этого момента расхождение армянского народа и СССР пошло огромными темпами. Армянский народ исключительно активно участвовал в ВОВ - с территории АрмССР было признанно примерно 300 000 человек при населении 1 800 000 человек. Ещё примерно столько же от армян участвовало в войне с остальных частей территории СССР. И после такого активного участия армянский народ разошёлся с СССР, т.к СССР решил, что его интересы требуют нормализации отношения с Турцией, что было совершенно неприемлемо для армянского народа.
В открытом доступе можно прочитать дискуссии Сталина с союзниками по послевоенному мироустройству, откуда видно, что хоть Сталин и ставил вопрос Западной Армении, которая осталась в составе Турции, но это происходило только в качестве предмета торга. Стоило американцам намекнуть при помощи ядерного оружия, о том, что для США неприемлема эта постановка вопроса, готовность СССР к военному решению вопроса Западной Армении исчезла, превратившись в предмет торга для достижения других целей. А ведь за родную территорию не торгуются, за неё платят любую цену. Вот так сама история прояснила готовность советского государства интегрировать армянский народ в себя. Армянский народ невозможно ассимилировать, его можно только интегрировать, для чего необходимо, как минимум, принять его ценности, сделать их своими.
Русский народ/советский народ имеет право на собственное представление о ценностях, но если он не готов идти ради армян на жертвы, как ради себя, то и интеграция армян будет невозможна.
Нужна ли Армения с точки зрения геополитики для России, нужна ли была она ВИ ?
История дала однозначный ответ на этот вопрос - Армения была дальним форпостом для ВИ от мусульманских стран. Она прикрывала ВИ снизу, от арабов, справа от персов, турков, монголов. Пока Армения была сильна, арабы не смогли закрепиться в регионе, как только усилиями властей ВИ армянскую элиту выпилили, в регионе закрепились турки, которые через несколько столетий объединив силы всех мусульманских народов завоевали ВИ.
Точно ту же самую роль Армения играет и для РФ сегодня. Без Армении полоса мусульманских народов от Средиземного Моря до Средней Азии станет фактом, являя собой пояс, демографически равновеликий РФ, и открытый для манипуляции со стороны геополитического противника РФ - Запада. Геополитика имеет свой масштаб времени - десятилетия, а то и столетия, и потеря даже такой маленькой Армении станет исключительно смертельно для России. Дело не в том, что РФ и русская культура не умеет разговаривать с мусульманами, а дело в том, что речь идёт о борьбе с равновеликим по демографии, и имеющем древнюю самостоятельную культуру соперником, которого невозможно включить в силу указанных факторов в состав собственного государства. Индия и Китай в этой борьбе для России не помощники, хотя и сами имеют проблему с мусульманскими народами. Мусульмане для Индии и Китая важная, но периферийна проблема, Россия имеет с ними огромную границу, сравнимую с границей с Европой и Китаем.
Есть ли решение этой проблемы ?
Эта проблема всех империй, но свою проблему, специфическую форму этой проблемы Россия унаследовала от ВИ. Для византийского государства основной задачей было поддержание в мире условий, необходимых с точки зрения христианства. Но в этой борьбе ВИ первым защитником видела только себя, уничтожая всех претендентов на эту роль. Вся история ВИ полна непримиримой борьбы с православными государствами Болгарии, Сербии, с близкой православию Армении.
РИ ушла от византийской традиции в этом вопросе, но не до конца. Русская культура, русское государство впадает в ступор при мысли о том, что возможно восстановление Второго Рима - Константинополя, ведь тогда право первенства по праву первородства, должно вернуться в Константинополь. Русская культура не имела много времени для решения это проблемы, когда столкнулась с ней в полный рост. А потом стало поздно, т.к вскорости после этого исчезла сама РИ. Эти события и духовная проблематика, связанная с этим обсуждается в [8]. Похожая ситуация произошла лет через 100 с СССР - имея в 1970х года возможность победить своего исторического, культурного, геополитического, классово врага номер один - США, советская верхушка решила его спасти, т.к не рискнула взять на себя ответственность за управление процессами, которые возникли бы в этом сценарии, в бывшей зоне контроля США. Вскоре после этого распался сам СССР. Проблема явлена одна и та же - надо уметь брать на себя ответственность, не надо бояться совместных действий, не надо бояться конкуренции хороших парней - благая цель подразумевает невообразимое количество действий и борьбы для своей реализации, усилия всех участников совместной борьбы найдут себе применение. А в честной конкуренции ради выполнения благой цели не надо бояться конкуренции, а во вторых первенство и первородство всегда определяются делами, а не историей и происхождением.
Что конкретно происходит сейчас в Армении ?
Наложение нескольких факторов - убийственная политика РФ в Армении, нежелание давать армянам свободу действий, геополитическая борьба. Теперь по порядку об этих факторах. Ситуация в экономике определяется борьбой Сечина и Миллера/А.Медведева в Армении, их тяготением к союзу с Турцией, соответственно открыто армянской позицией. Приведу иллюстрацию - меня забанили на сайте "Однако" за заявление о том, что геноцид армян в Турции это фашизм.Была статья Крутикова (могу перепутать с Крутаковым) на vz.ru, в которой разъяснялась подноготная событий, происходящих в Армении, с этой точки зрения. Всё освещение событий в Армении носят все следы информационной кампании, и скорее всего её подняли эти люди, т.к освещение происходящего предельно неадекватно и характеризуется штампами. Кроме того, тот же Холмогоров, грамотный и образованный автор, хорошо знающий ситуацию в Армении изнутри, т.к жил у нас некоторое время, тоже пишет глупости на эту тему.
Теперь о вине руководства РФ. Конфликт армянского народа с его властями это не новость - начиная с президентских выборов 1996г стал очевидным непримиримый конфликт элиты Армении с собственным народом, который постоянно проявлялся в политике, чаще всего имея в качестве катализатора очередные президентские выборы. В 1996г в Армении произошёл открытый военный переворот, при котором министр обороны откровенно заявил, что власть в стране не отдали бы никому, даже если оппозиция получила на выборах 200 % голосов. Через несколько лет произошёл вооружённый захват парламента и расстрел премьер-министра и руководителя парламента. В Армении судили партию "Дашнактюцун", ребят участвовавших в войне за Карабах/Арцах, постоянные столкновения после президентских выборов с населением, не признающим результаты этих выборов. Столкновения всегда были с участием полиции, часто с применением водомётов. Перед первым избранием последнего президента произошли уже кровавые столкновения - до сих вооружённых действий в этих столкновениях властей с оппозицией не было.
Причём в 1996г лишали власти Вазгена Манукяна, известного в Армении человека, бывшего члена комитета Карабах, по всеобщему мнению, бывшего его мозгом, бывшего министра обороны в те годы, когда пошли все военные успехи Армении в войне за Карабах. Сейчас он руководитель Общественного Совета, созданного по российским лекалам в Армении. Вазгена Манукяна поставили руководить этим органом для борьбы с Л.Тер-Петросяном, первым президентом Армении, который снова вышел на арену политической борьбы. Т.е ситуацию с 1996г никак невозможно интерпретировать как действие западных служб, маргинальные события маргинальных людей.
Армянский народ явно показывал и показывает, что никак не признаёт узурпацию власти в стране и что он будет активно с этим бороться. И в этой ситуации, стратегический союзник Армении позволяет властям страны укреплять диктатуру, насиловать волю народа. На такой гигантский риск руководство РФ может идти только в том случае, если независимую внешнюю политику Армении будет считать для себя ещё большей угрозой. Просто укажу, что все постсоветские власти республики просто беспринципные подонки, заслужившие только ненависть своего народа, способные только погубить этот народ.
Независимая внешняя политика Армении будет сопровождаться лишними проблема для РФ во внешней политике, вынуждая поддерживать страну, которая будет всеми силами втягиваться в конфликт с Турцией. Но ни этот конфликт, ни боязнь потери контроля над Арменией (которая просто невозможна) при данной геополитике, не может объяснить политику РФ. Здесь налицо та же ситуация, что и с Константинополем, другого объяснения иррациональная политика России относительно Армении не имеет - нет ни одной внятной политической линии за время армяно-русских отношений. Например, Россия воевала за армянские территории, положила много русских солдат, и всё равно уходила из Армении при первой же возможности.
А для чего нужна Западу Армения я уже говорил выше, анализируя геополитическое место и значение Армении для РФ.
итак снова - армянский народ не может существовать при ограничениях его культурной автономии, а после геноцида, не может существовать вне контекста борьбы за Западную Армению. Игнорирование этого фундаментального фактора приводит просто к гибели армянского народа, если ему не удастся решить свои вопросы. Страна, для которой Армения важна, должна смириться с этим фактором, и найти формы минимизации своего ущерба от политики этого союзника.
Развитие ситуации
В Армении нет политиков, политических партий и сил, пользующихся авторитетом народа, способных придать протесту некую политическую форму. Это всё может произойти только после сноса нынешней верхушки и формирования новой элиты и нового политического поля. Сейчас в Армении нет даже олигархов, независимых от власти, способных объединёнными усилиями эту власть устранить. И в этом второе принципиальное отличие ситуации в Армении от ситуации на Украине. Это следствие сильной президентской власти в стране. Но в Армении готовиться реформа конституции, в результате которой в стране установится парламентская республика, при которой в стране произойдёт становление олигархата на пример украинского, и РФ вполне спокойно к этому относится.
После формирования олигархата, в Армении вполне сложится ситуация, похожая на украинскую, и тогда Запад страну точно развалит, пользуясь технологиями "цветных революций". Ненависть народа в властям достигла уже вершин, когда отключается сознание, а направить протест в правильное русло некому - нет политических партий и сил, способных придать какое либо направление протесту. Молодёжь же, являющаяся движущей силой протеста, работает в основном в ИТ секторе, т.е она хорошо образована и в социальном смысле независима от армянских властей. И именно эта молодёжь возглавит протест, и в силу своей радикальности в какой то момент займёт антирусскую позицию, т.к ничего положительного для независимости и созвучного духовным потребностям своей страны от России они не видели, связывая всё происходящее с вечными направлениями политики России.
Как я говорил, борьба за собственную независимость наталкивается на борьбу с имперским центром, препятствующим этой независимости. В пылу этой борьбы принципиальная разница между Россией, и Западом нивелируются. Россия никогда не поддерживала и не предпринимала действий связанных с физическим уничтожением армянского народа, в отличии от Запада, напрямую замешанного в создании ситуации геноцида в Армении, и в лице своих закулисных структур прямо участвующего в этих делах - это было доказано научными публикациями ещё советских времён в АрмССР. А поздний СССР предпринял целый ряд геноцидных действий в отношении армянского народа - Сумгаит, Баку, операция "Кольцо". А т.к СССР ассоциируется в первую очередь с Россией, с русским народом, то эти действия ложатся на русский народ, в глазах молодёжи, которой будут манипулировать.
Таким образом вполне очевидно, что разница между позицией России и Запада для нынешней армянской молодёжи минимальна, так что будущий переворот пройдёт под антирусскими лозунгами и будет антирусским. Всё, что я описал один раз в Армении уже произошло, практически один в один - я говорю о митингах начавшихся в 1988г, последующим распадом СССР, войной за Карабах. Именно из-за Сумгаита, Баку, операции "Кольцо" выступлениям молодёжи, главной движущей силы тех митингов придали антирусский характер, именно из-за этого молодёжь наплевала на возможное ухудшение ситуации в экономике при разрыве связей с СССР. И получила всё сполна, всё получилось как и должно было произойти.
Сейчас всё будет ровно таким же образом - выросло новое грамотное и хорошо обеспеченное поколение, время борьбы которого за достоинство своего народа, в её понимании, пришло. Я крайне пессимистично настроен по поводу перспектив, и причины обрисовал в этой статье. Все причины указывает на катастрофическое развитие событий в предстоящие несколько лет.
Теперь же надо дать взгляд на развитие событий уже с точки зрения армянина и его отношения к обществу.
Но сначала я повторю тезисы предыдущей статьи
1) Культура Армении древняя, зрелая и вполне плодотворная, она не допускает варианта с ущемлением собственных культурных оснований
2) Из-за невозможности культурной ассимиляции и интеграции в другую культуру, армянский народ в конечном итоге будет стремиться к самостоятельному/независимому государству
3) Армянские государства не обладают достаточным запасом прочности, что бы долго противостоять внешнему давлению и быстро попадают в зависимость/теряют независимость
4) Невозможность интеграции армянской культуры приводит к фундаментальному конфликту с любым государством/империей, которое подчинило себе армянское государство.
5) После геноцида эти принципы привели к тому, что восстановление исторической Армении стало условием существования армянского народа, армянское государство, не имеющее перспектив на восстановление исторической Армении развалится даже если будет богатейшим государством в мире, т.к народ не примет такую жизнь.
6) Этот принцип относится только к отношениям Армении с Россией - Армения является воротами, закрывающими, не дающими оформится сплошной зоне мусульманского населения, имеющего одинаковый демографический потенциал с самой Россией, и в силу гетерогенности, активного антропологического взаимодействия с другими государствами этого пояса, склонного к самым архаичным формам бытия. Ввиду огромной границы с Россией, отсталости и наличия обширной границы с Западом этот пояс становится естественным инструментом разрушения России.
Это общие принципы, которые всегда приводят к конфликту с любым государством, которое пытается интегрировать/ассимилировать армянский народ. В случае с РИ и СССР эта общая проблема приобрела специфический оттенок - пытаясь приписать только себе роль творца и защитника всеобщего блага, духовную свободу армян и их ценности просто игнорировали, несмотря на вполне солидаристское построение общества.
Политика же РФ по отношению к Армении сочетает в себе три разные модели отношений - традиционное отношение империй, отношения РИ, и отношения СССР. К сожалению эта модель по отношению к Армении характеризуется сочетанием всего плохого, что бывает в их модельных отношениях с Арменией - преследуется собственная сиюминутная выгода при полном и многогранном игнорировании всех интересов Армении.
К примеру в реальный сектор Армении Россия практически не вкладывает денег, в отличии от США. Нельзя сказать, что из США пролился золотой дождь на Армению, но они хоть что то вкладывают - и по сравнению с вложениями из РФ это смотрится совершенно по другому. Скажем, ЕрФи умер, а США потихоньку допиливают в Армении CANDEL, в Армении действует большое количество крупнейших американских фирм ПО.
В условиях плохого знания молодым поколением истории, проблемы отношений РИ-Армения, СССР-Армения (бакинские погромы рубежа 20 века, бакинские погромы армян конца 20 века, Сумгаит, операция "Кольцо", увод армянских территорий в советскую Грузию и Азербайджан) слабо отличимы от армяно-турецких проблем. Хотя конечно отношение к России совершенно несравнимо с отношением к Турции, просто для них является стопроцентным фактом, что российские интересы очень сильно отличаются от армянских, и с этим надо предельно жёстко бороться. Примерно как и с США, т.е отношения с США и с Россией для них во многом похожи, хотя и все понимают, что США ради Армении воевать не будет.
В упрощённом виде складывается следующая ситуация - молодое поколение будет бороться за социальную справедливость, это накладывается на всеобщее стремление к восстановлению духовных ценностей. Так как РФ поддерживает власти страны, и в глазах молодёжи является силой блокирующей развитие станы, остриё этой борьбы поворачивается против РФ. И этим совершенно хладнокровно будет пользоваться США.
В условиях аморфной социальной структуры, деградации всех институтов и размывания ценностей в рамках современного обществоведения остаётся только сделать вывод о неизбежности грядущей катастрофы.
Введение в модель армянского взгляда на жизнь
Основное отличие религиозной догматики ААЦ от православия - нежелание стремиться к аналитическим формулировкам и предпочтение правильной организации религиозной жизни, выражающей правильное отношение к богу.
Армяне не интересуются аналитикой, для них важен правильный образ жизни. Откуда они берут этот образ, ведь все общественные институты, в числе и Церковь, деградированы ? В некотором смысле, они берут ответ из воздуха, которым дышат.
Современное западное представление об этносе[9], в противоположность тому, что нам говорит СГКМ о неотличении на Западе этнического от национального, сводится, если не жеманиться и называть вещи своими именами к некому коллективному сверхорганизму (привет от Л.Гумилёва, считавшего этнос открытой системой). Только вот в функционировании этого организма разница в понимании такая же, как в понимании обычного человека - запад этнос считает коллективным сверхоганизмом-атомом, т.е чем то, что все внутренние взаимодействия которого сводятся к взаимодействиям людей-атомов - к экономическим и информационным связям.
Для традиционного же общества, этот коллективный сверхорганизм имеет в качестве внутренних скреп и разные духовные явления, не сводящиеся к простейшим материальным актам как в сфере бытия, так и в сфере познания. Т.е западная философия должна была бы называть это идеалистическим представлением.
У армян начиная с работ Г.Нжде есть собственная теория о такой коллективной сверхличности, выраженная в этновере/родноверии, которая вполне признаётся ААЦ. Как эта коллективная сверхличность соотносится с современным обществоведением трудно сказать, но факт её проявления в общественной жизни армянского народа несомненен.
Можно этому верить, можно этому не верить, но армяне ведут себя так, как будто у них есть связь с этой коллективной сверхличностью, даже если сами этого не осознают. Труднообъяснимые спонтанные проявления общественной самоорганизации - так это выглядит в критических ситуациях
Именно этот фактор меняет пессимистический характер анализа событий, данный в предыдущей части. т.е несмотря на то, что поведение России, армянских властей, США не изменяется, меняется представление о направлении действия протестующих - оно не будет разрушительным для своей страны и своего народа, и в конечном итоге будет позитивным
Наше поколение обменяло высокий уровень достигнутый в Советской Армении на НКР, но нам навязали на шею криминал в качестве элиты. Нынешний уровень научного и промышленного развития Ирана это в очень многом производное от уровня советской армянской промышленности - все свои заводы у нас разобрали, и как бы как метал продали Ирану, купив его хорошее отношение в карабахском конфликте. Иран же все эти станки изучил и поставил себе на службу. Следующие поколение, т.е нынешнее поколение молодёжи, будет бороться с социальной несправедливостью и искажениями духовных ценностей, в конце концов оно этого добьётся. Трудно судить сколько времени это займёт и как всё будет происходить, т.к мир вокруг РФ и Армении стремительно меняется
Выводы
Умом Армению не понять, аршином общим не измерить !