От Sereda
К Берестенко М.К.
Дата 07.11.2014 01:33:35
Рубрики Прочее; Семинар; Тексты;

Из Дегтярёва


>Генри Форд:
> «Главная цель капитала - не добыть как можно больше денег, а добиться того, чтобы деньги вели к улучшению жизни».

> Прокомментируйте, MIRON, как это утверждение соотносится с действительностью.

«Скряга Дегтерев»
 
Об именитом русском купце Михаиле Парфентьевиче Дегтереве С.Ярон сообщает несколько подробнее. Да и неудивительно: более колоритную фигуру в истории киевской благотворительности трудно себе представить. Наш старожил познакомился с Дегтеревым в год перехода киевского русского купеческого собрания с Подола в собственное роскошное здание на Александровской улице.

В деле приумножения миллионов Дегтерев, наверное, оставил позади всех: торговал железно-скобяным товаром, отдавал деньги в рост под мощные закладные домов и имений. Именно Михаил Парфентьевич помог купеческому собранию построить собственное здание. Да только боком вылезла эта помощь купцам, когда заломил Дегтерев немыслимые проценты!

Вскоре Дегтерев стал председателем совета старшин купеческого собрания и взял дела в свои руки настолько, что превратился в его полного хозяина. Собственно, «председательство» Михаила Парфентьевича свелось к «выбиванию» денег, данных купцам в долг на постройку здания. В средствах Дегтерев не стеснялся. Доходило до смешного: являясь каждый день в клуб, председатель забирал ежедневную выручку от игры в бильярд в счет погашения долга себе. Даже само купеческое собрание прозвали «лавочкой» Дегтерева.

О скупости его ходили легенды. Владея тремя крупными домами на Крещатике и обладая миллионным состоянием, Михаил Парфентьевич свел до минимума свои потребности и мог торговаться до бесконечности из-за пяти копеек. Казалось, вся его жизнь свелась к добыванию денег любыми путями.

Горожане заподозрили «неладное» еще при жизни Дегтерева в 1886 году, когда им был пожертвован дом для богадельни на Подоле. А вскоре он построил и вдовий дом на сто лиц, обеспечив эти учреждения капиталом в сто тысяч рублей каждое. Открыл Дегтерев и городское училище. Врожденная скупость и наряду с этим щедрые пожертвования повергали киевлян в шок.

Окончательно загадка «скупердяя» стала ясной после его смерти в 1898 году. Вот как об этом рассказывает С.Ярон: «…этот самый М.П., умирая, завещал городу Киеву все свое недвижимое имущество и свыше 2 млн. в наличных деньгах и акциях; все это им назначено было для постройки и содержания богадельни и приюта на 660 душ (500 богадельцев и 160 детей), а так как оставшиеся капиталы превзошли всякие ожидания, то и постройки душеприказчиками были значительно расширены, что дает возможность городскому управлению призревать не 660 душ, а почти втрое больше.

И только после смерти М.Дегтерева те самые киевляне, которые считали его скупым и ростовщиком, поняли, что М.П. всю жизнь отказывал себе во всем и исключительно собирая разными способами деньги, поставил себе единственной задачей — облагодетельствовать бедное население Киева».

Источник

От Кравченко П.Е.
К Sereda (07.11.2014 01:33:35)
Дата 19.01.2015 19:56:03

Re: Из Дегтярёва

>И только после смерти М.Дегтерева те самые киевляне, которые считали его скупым и ростовщиком, поняли, что М.П. всю жизнь отказывал себе во всем и исключительно собирая разными способами деньги, поставил себе единственной задачей — облагодетельствовать бедное население Киева».

>Источник
можно же такую хрень постить с серьезным выражением лица. Этот хмырь напоминает одного из героев Знак четырех. который никак не мог расстаться с частью своих богатств, хотя и хотел вроде поделиться с дочерью соучастника.

От Берестенко М.К.
К Sereda (07.11.2014 01:33:35)
Дата 08.11.2014 13:36:52

Исключения подтверждают правило


Если кто не слышал об Устиме Кармелюке, сразу узнает, кто он, из песни о нём. (Перевёл с украинского как мог.)
«Зовут меня разбойником,
Лгут, что убиваю.
Никого ведь не убил я -
Сам - душа живая.
Что с богатых отбираю -
Раздаю убогим.
Всё по правде разделивши,
Чист я перед Богом».
Кармелюк был сослан царским режимом в Сибирь заодно со многими обычными разбойниками.
Можно вспомнить, что в Англии подобным «разбойником» был Робин Гуд, тоже вроде бы историческая личность.
Можно ли на примере Кармелюка, Гуда и ещё нескольких менее известных подобных личностей утверждать, что разбойники - это защитники бедных? И что всё наблюдаемое в действительности - это отклонение от идеала разбойника? Так и с примером Дегтярёва и немногих подобных ему.
И нельзя утверждать, что цель грабежа - защита бедных. А высказывание Форда о цели капитала построено на подобной логике.

От Chingis
К Берестенко М.К. (08.11.2014 13:36:52)
Дата 19.01.2015 18:30:30

Блестяще!

Лучшее - враг хорошего