От Мак
К Мак
Дата 13.11.2014 15:11:33
Рубрики Прочее; Семинар; Тексты;

Депутаты фракции СР задали вопросы Д.Ливанову в Госдуме

http://www.spravedlivo.ru/5_64006.html
Депутаты фракции СР задали вопросы Дмитрию Ливанову
12 ноября 2014

12 ноября в Государственной Думе в ходе "правительственного часа" выступил министр образования и науки Российской Федерации Дмитрий Ливанов. Вопросы министру задали депутаты фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" Ольга Красильникова, Ольга Епифанова, Алексей Чепа. От фракции "СР" выступил Виктор Шудегов.

Ольга Красильникова:
– Уважаемый Дмитрий Викторович, по 273-му федеральному закону органы государственной власти субъектов Федерации обеспечивают получение профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, с различными формами умственной отсталости, не имеющими основного общего или среднего общего образования. И для них, естественно, предусмотрены бюджетные места. Но, к сожалению, и у нас во Владимирской области и, как я понимаю, в целом по России эти дети-сироты не могут получать льготы, не зачисляются на полное государственное обеспечение, так как это не предусмотрено 159-м Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот".
Возможно ли проработать вопрос, чтобы этих детей с ограниченными возможностями здоровья на время обучения поставить на полное гособеспечение, независимо оттого, в государственных или в областных лицеях, колледжах они обучаются?
Спасибо.

Дмитрий Ливанов:
- Большое спасибо за вопрос. Вы затронули важную социально-значимую тему. Действительно, мы считаем, что каждому ребёнку, вне зависимости от его состояния здоровья, необходимо предоставить максимальные условия для реализации его прав на образование, воспитание, социализацию.
Если есть какие-то вопросы, неурегулированные на уровне либо законов, либо подзаконных правовых актов, мы готовы вместе с вами создать рабочую группу для того, чтобы выявить эти проблемы и принять необходимые решения по их ликвидации.
Спасибо.

Ольга Епифанова:
– Уважаемый Дмитрий Викторович, у меня вопрос о проблемах школьных библиотек. Эти проблемы много раз обсуждались на различных площадках и форумах и в Государственной Думе. Все специалисты сходятся в том, что система школьных библиотек сейчас находится в острейшем кризисе: ресурсном, кадровом, информационном. Степень изношенности фондов – от 50% до 70%. 30% библиотек не выписывают периодические издания для школьников и педагогов, 15% библиотек совсем не имеют новых газет и журналов. Но главное и невосполнимое – из школьных библиотек уходят специалисты. Кадры стареют, 43% – пенсионеры. Зарплаты – от 5 до 7 тыс. рублей. В 2011 году было принято решение о введении должности педагог-библиотекарь, на которую не распространяются социальные гарантии педагогов, и нет систем их подготовки и переподготовки.
Вопрос, Дмитрий Викторович: считаете ли вы, что школьные библиотеки – это важная часть формирования личности подрастающего поколения, его духовного, нравственного и гражданского воспитания, или это пережиток прошлого? Есть ли перспективы развития школьных библиотек?

Дмитрий Ливанов:
– Большое спасибо за вопрос.
Безусловно, наша задача – обеспечить для каждого школьника не только полный доступ к учебным материалам, но и доступ к произведениям литературы, публицистики, периодической печати. Поэтому школьные библиотеки – это важный элемент школьной системы.
Я хочу ещё раз обратить внимание на то, что в 2011-2013 годах были обновлены школьные библиотеки почти в 80% российских школ. Больше 40 тыс. школ обновили фонды своих библиотек. Мы считаем крайне важной задачей и то, что начиная с этого учебного года мы гарантируем каждому школьнику бесплатный комплект учебников независимо от того региона, в котором он проживает, и той школы, в которой он учится. Безусловно, важная задача обеспечения доступа школьников к современным учебным материалам, а это далеко не только учебники, будет решена путём включения в перечень требований к учебникам обязательного наличия электронной версии и необходимых учебных методических материалов. Это произойдёт с нового учебного года, и мы рассчитываем, что в следующем учебном году уже электронные версии станут доступны для всех наших школьников. И, безусловно, наличие школьной библиотеки, её комплектация является одним из современных требований, которые мы предъявляем ко всем школам России.
Мы в ближайшее время утвердим перечень требований современных условий обучения и, в том числе, в этот перечень обязательно войдёт наличие школьной библиотеки, уровень её комплектации и тех технологий, которые там используются. И это, безусловно, касается квалификации людей, которые работают в школьных библиотеках. Поскольку библиотекарь является педагогическим работником, то все те изменения в системе оплаты труда педагогических работников, которые сегодня происходят, будут в полной степени отражаться и на работниках школьных библиотек.

Алексей Чепа:
– Уважаемый Дмитрий Викторович, многие студенты, проходившие обучение на бюджетных местах, особенно в технических вузах, уезжают работать за границу. Хэдхантеры из мировых корпораций забирают наиболее талантливых молодых специалистов. Получается, что государство, тратившее средства на их обучение, теряет и деньги, и специалистов.
В профсообществе существует ряд мнений по решению этой проблемы. Одни говорят о необходимости введения для студентов обязательства по отработке на госпредприятиях. Другие – о том, чтобы компенсировать затраченные государством деньги на их обучение. Третьи делают более радикальные предложения – ограничить выезд за границу для таких выпускников, введя некий формат выездной визы. Согласно опросу "Левада-центра", 28% респондентов выступают за ограничение по выезду из страны студентов, имеющих обязательства перед вузом.
Как вы собираетесь решать проблему утечки мозгов выпускников российских вузов, отучившихся за госсчёт?
Спасибо.

Дмитрий Ливанов:
– Большое спасибо за вопрос.
Я думаю, что мы можем сегодня констатировать сокращение оттока квалифицированных кадров из нашей страны. Наоборот, мы отмечаем за последние годы как возврат очень многих людей, которые уехали в 90-е годы из России, работали в сфере науки, в сфере высоких технологий, обратно к нам, на наши предприятия, в наши университеты, так и в целом рост интереса наших студентов, будущих выпускников к работе в российских компаниях. По мере того, как российские компании будут создавать привлекательные рабочие места, по мере того, как будет расти привлекательность работы в России для наших выпускников, в той степени мы сможем уменьшать утечку кадров.
Но ещё раз обращаю ваше внимание на то, что ограничение прав граждан, которые установлены Конституцией, федеральными законами мы считаем неправильным. Нам нужно сделать так, чтобы создавать положительные, позитивные мотивации, а не запреты для того, чтобы выпускники российских вузов оставались работать в России, и к нам в Россию приезжали работать выпускники вузов из других стран, в этом тоже нет ничего плохого. Хочу, кстати, обратить внимание, я сказал, что мы начали в этом году программу целевой подготовки кадров для предприятий оборонно-промышленного комплекса. Она предусматривает наряду с обучением студентов на бюджетных местах и меры дополнительной поддержки этих студентов со стороны предприятий оборонно-промышленного комплекса. Вот в этом случае у нас возникает экономический механизм удерживания студента на соответствующем рабочем месте. Потому что в случае, если он откажется отработать три года или пять лет на соответствующем предприятии, он должен будет вернуть, в том числе со штрафом те средства, которые были предприятием затрачены на его подготовку.
Вот с введением всё в большем и большем масштабе таких экономических механизмов мотивации студентов, с повышением привлекательности наших компаний для работы, с реализацией новых проектов экономического развития в нашей стране, в том числе в сфере высоких технологий мы, безусловно, решим проблему утечки кадров.

Виктор Шудегов:
– Уважаемый Сергей Евгеньевич (С.Е. Нарышкин, Председатель ГД РФ – Прим. ред.), уважаемый министр, уважаемые коллеги!
Сегодня мы заслушали отчёт главного министра Правительства России. Почему я применил термин "главный"? Потому что именно сфера общественной жизни, управляемая Минобрнауки России, должна обеспечивать будущее России.
Именно Минобрнауки должно не только обеспечить защиту последнего редута России, но по средствам образования и науки обеспечить её прорывное развитие в ближайшие два-три года. Именно рациональное использование потенциалов образования и науки позволило в последнее 10-летие обеспечить невероятный скачок в своём развитии целому ряду государств: Китай, Япония, Южная Корея, Сингапур, Гонконг, Тайвань.
А что же у нас с образованием и наукой? Они пребывают в забвении, несмотря на многочисленные разговоры о них, обещания, проекты, блестящее выступление министра. Увы, истекают 10-летия, а ситуация в образовании всё хуже.
Кричащий пример. В этом году пришлось снижать минимальный балл ЕГЭ на одну треть. Вдумайтесь в эту цифру, это катастрофа, которая сформирована исполнительной властью.
Чтобы понять, на какие кадры может рассчитывать наше государство в ближайшее время, приведу лишь один маленький пример. Он касается Нижегородского медицинского колледжа, это экзаменационный билет. Билет номер три, а в нём четыре вопроса.
Первое. Сущность третьего члена символа веры. А таких членов символа веры 10. Это надо всё запомнить. Марфо-Мариинская обитель милосердия и задачи обители. Духовная помощь больному со стороны сестры милосердия. Молитва мытаря.
Коллеги, я бы не стал приводить, может быть, этот пример, просто у меня дочь училась в медицинском колледже, я очень внимательно изучал учебники, по которым обучали сестёр милосердия. И могу, например, сказать, что если медсестра поставила укол, а началась аллергическая реакция, пока читает молитву мытаря, если не знает, что в этом случае нужно в рот поставить карандаш, чтобы не перекрыло от аллергии нос и глотку, то пациент будет потерян.
Коллеги, если обратиться к докладу Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию "О реализации государственной политики в сфере образования", я думаю, что мы будем ещё обсуждать этот доклад. Если проанализировать раздел "Основные проблемы реализации государственной политики в сфере образования и пути их решения в предстоящем учебном году", то окажется, что никаких проблем в образовании у нас нет, также как и из сегодняшнего доклада мы поняли, а оставшиеся успешно будут решены в ближайшее время.
Это откровенная утопия.
Наша фракция задала министру 22 вопроса, кроме тех трёх, которые прозвучали здесь в зале. К большому сожалению, на большинство из этих вопросов мы сегодня не получили ответа. Может быть, они придут ещё по электронной почте.
Поэтому наша фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" считает, что все последние десятилетия работа Минобрнауки России была направлена на разрушение отечественной системы образования. Министерством с невероятной прилежностью придумывались стенобитные орудия для разрушения крепости российского образования.
Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" считает, что России необходимо радикально изменить государственную политику в сфере образования и науки, поставив её на службу прорывному развитию нашей страны.
Я сегодня уже приводил примеры, как в Китае решили все экономические проблемы, в том числе вышли на самые передовые рубежи в экономическом развитии, благодаря тому, что в своё время сделали правильную ставку, в условиях тех санкций, которые были введены в Китае в 1989 году, а именно сделали ставку на образование и науку.
И нам, коллеги, тоже нужно это учесть, начиная от бюджета, о чём сегодня говорилось, и в целом, конечно же, здесь министерству предстоит огромная работа.
Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" считает, что этот состав министерства не способен решить поставленную Президентом Российской Федерации задачу.
Поэтому фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" ещё раз подтверждает, что мы выступаем за отставку министра и, соответственно, Министерства образования и науки Российской Федерации.
Спасибо за внимание.

От Афордов
К Мак (13.11.2014 15:11:33)
Дата 14.11.2014 00:58:50

Как Министерство подает "правительственный час" с Ливановым в Госдуме

Сайт Минобрнауки России

http://минобрнауки.рф/новости/4582

12 ноября 2014 года, 20:25 Москва

Дмитрий Ливанов рассказал об итогах работы Министерства на «правительственном часе» в Госдуме России Описание Министр образования и науки Российской Федерации Дмитрий Ливанов рассказал об итогах работы ведомства в рамках «правительственного часа» в Государственной Думе Российской Федерации. В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации ежегодно готовит доклад о реализации государственной политики в сфере образования. Глава Минобрнауки России представил депутатам основные положения этого доклада, которые касались всех направлений деятельности ведомства. Министр рассказал об интеграции новых субъектов Российской Федерации в единое образовательное пространство Российской Федерации, дошкольном образовании, общем образовании, едином государственном экзамене, дополнительном образовании детей, среднем профессиональном образовании, высшем образовании, популяризации образования на русском языке, об образовании детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-сирот, зарплатах в системе образования. В начале своего выступления Дмитрий Ливанов напомнил, что новый закон «Об образовании в Российской Федерации» находится в действии уже больше года. «Чтобы новый закон «заработал», было принято множество нормативно правовых актов: 6 федеральных законов, 2 Указа Президента Российской Федерации, 660 Приказов Минобрнауки России, кардинально обновлена нормативно-правовая база во всех субъектах Российской Федерации», – рассказал Министр. Он отметил, что в то же время соответствующая нормативно-правовая база была создана и для интеграции образовательных организаций Крымского федерального округа в российскую систему образования. Кроме того, было закуплено около 3 миллионов учебников, и свыше 30 тысяч педагогов готовятся пройти переквалификацию. Говоря о вопросах системы общего образования, глава Минобрнауки России сообщил, что с 2014 года все дети в начальной школе – с первого класса по четвертый – учатся по новому стандарту, и в марте 2015 года будет впервые проведен общероссийский мониторинг их учебных достижений. Он рассказал также, что Министерством организована разработка примерной образовательной программы общего и среднего общего образования. «Мы планируем утвердить ее уже в этом году», – заявил Министр. Он напомнил, что Российским историческим обществом утверждена концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, в соответствии с которой уже ведется преподавание истории во всех школах России. Кроме того, в конце 2013 года Правительством была утверждена Концепция математического образования, основная цель которой –выведение нашего математического образования на лидирующие позиции в мире. На базовый и профильный будет теперь делиться и ЕГЭ по математике. Кроме того, в системе экзаменов также теперь будет присутствовать и устная часть – это касается ЕГЭ по иностранному языку. Также, менее чем через месяц одиннадцатиклассники напишут выпускное сочинение. «На сегодняшний день в России сформирована новая структура высшего образования», – заявил Министр, переходя к следующей теме доклада. По его словам, выделена группа ведущих вузов: МГУ, СПбГУ, федеральные университеты, национальные исследовательские университеты, а также ведущие, так называемые, опорные региональные вузы. Они получают дополнительное финансирование на реализацию своих программ развития. «В этом году мы начали 2 новые программы: поддержки педагогического образования и развития инженерного образования для нужд ВПК – в них участвуют более 75 вузов во всех федеральных округах», –сказал глава Минобрнауки России. Он также отметил, что количество бюджетных мест в вузах растет: в 2015 году планируется принять 506 тысяч человек. Будет увеличено число бюджетных мест по направлениям и специальностям, востребованным в конкретных регионах. В завершении своего доклада Министр остановился на показателях роста заработных плат в системе образования. «В прошлом году зарплаты педагогических работников выросли на 40% по сравнению с уровнем 2012 года, за первое полугодие этого года Росстат зафиксировал рост еще на 20%», – отметил Дмитрий Ливанов. Министр закончил свое выступление, поблагодарив представителей Государственной Думы за проделанную совместную работу.

Депутаты высказали свое мнение о деятельности Минобрнауки России и задали вопросы, которые касались всех сфер деятельности ведомства: преподавательской нагрузки в школе, программы «Глобальное образование», технической оснащенности школ, реализации программы МРСДО, создания диссертационных советов, платы за студенческие общежития, преобразования сети школьных библиотек и др.

От Афордов
К Афордов (14.11.2014 00:58:50)
Дата 14.11.2014 01:03:58

Официальные тезисы выступления Министра образования и науки РФ Д.В. Ливанова

http://минобрнауки.рф/новости/4582/файл/3521/Тезисы %20выступления%20Министра %20образования%20и%20науки %20Российской %20Федерации1.doc Тезисы выступления Министра образования и науки Российской Федерации Д.В. Ливанова на Правительственном часе в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации

Уважаемые депутаты, уважаемый Сергей Евгеньевич!

Чуть больше года назад вступил в силу закон «Об образовании в Российской Федерации». Чтобы новый закон «заработал», принято множество нормативно-правовых актов: 6 федеральных законов, 2 Указа Президента, только наше министерство выпустило 660 приказов. Кардинально обновлена нормативна-правовая база во всех субъектах Российской Федерации. В работе мы руководствуемся принятой в 2013 году Государственной программой развития образования до 2020 года –нашим основным документом стратегического планирования.

Сразу отмечу, что наши действия находят положительный отклик у граждан. Согласно результатам независимых социологических обследований, опубликованных в сентябре этого года, за прошедший год с 21% до 34% увеличилась доля респондентов, которые позитивно оценивают состояние сферы образования, а доля критически оценивающих происходящие изменения снизилась с 37% до 27%. Число опрошенных, которые считают, что они, их дети или внуки могут получить хорошее образование, за год выросло с 33% до 49%. А 81% родителей, дети которых на момент опроса учатся, удовлетворены качеством их образования. В соответствии с Законом об образовании Правительство Российской Федерации ежегодно готовит доклад о реализации государственной политики в сфере образования. В своем выступлении я представлю его основные положения.

Об интеграции новых субъектов в единое образовательное пространство Российской Федерации Одно из важнейших направлений нашей работы в 2014 году – интеграция образовательных организаций Крымского федерального округа в российскую систему образования. Необходимая нормативно-правовая база для этого создана. Выпускникам крымских школ этого года выданы российские документы об образовании, они получили возможность поступить в российские вузы, было закуплено около 3 млн. учебников, свыше 30 тыс. педагогов в 2014 году пройдут повышение квалификации. Школы и детские сады ремонтируются, оснащаются современным оборудованием. С 2015 года начнется масштабная модернизация Международного детского центра «Артек» и двух университетов - Крымского федерального и Севастопольского государственного.

О дошкольном образовании В 2013 году был принят федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Как и стандарты школьного образования, он состоит из требований к основной образовательной программе, к условиям ее реализации (то есть к кадрам, к среде, в которой находится ребенок) и к результатам ее освоения. Принципиальное отличие в том, что никаких форм оценки знаний в детских садах стандарт не предусматривает. Стандарт вводится в условиях, когда система дошкольного образования в России развивается быстрыми темпами. Во всех регионах строятся новые, соответствующие современным требованиям детские сады – за год их построено более 500, модернизируются старые здания, растет число негосударственных детских садов (рост в 2013 году –более чем на 40 процентов). Это бурное развитие – результат совместных усилий федерального центра и регионов. В 2013-2014 годах на модернизацию региональных систем дошкольного образования из федерального бюджета выделено 100 млрд. рублей. Региональное софинансирование составило более 70 млрд. рублей. Во исполнение поручения Президента Российской Федерации о повышении доступности дошкольного образования для детей от 3 до 7 лет было создано в 2013 году более 400 тыс. новых мест в детских садах, в 2014 году будет создано около 350 тыс. мест, а в 2015 году - еще около 350 тыс. мест. Дошкольное образование у нас бесплатное, но родители платят за присмотр и уход. В среднем по России плата составляет 1410 рублей в месяц, за последний год рост не превышает темпов инфляции.

Об общем образовании В 2011-2013 годах был реализован проект модернизации региональных систем общего, школьного образования. Об итогах этого проекта нам всем хорошо известно - в школах проводился капитальный ремонт, учителя повышали квалификацию для работы по новым стандартам, закупалось новое оборудование – и учебное, и технологическое, например, для школьных столовых. С этого учебного года все дети в начальной школе – с первого класса по четвертый – учатся по новому стандарту, и в марте 2015 года будет впервые проведен общероссийский мониторинг их учебных достижений. Мы утвердили новый федеральный перечень учебников для школ. Количество учебников в нем сокращено вдвое – с трех до полутора тысяч. Учебники проходили многоуровневую экспертизу – научную, психолого-педагогическую, общественную, при необходимости – этнокультурную и региональную. Важное новшество – появление общественной экспертизы: учебник теперь оценивают не только РАН и РАО, но и представители общественных организаций, родители. Требования к учебникам и дальше будут совершенствоваться, с нового года обязательным атрибутом учебника станет электронная версия. Требования к качеству учебников будут повышаться, так что предстоят дальнейшие корректировки перечня. Нашим министерством о рганизована разработка примерной образовательной программы основного общего и среднего общего образования – мы планируем утвердить ее уже в этом году. Эти программы обеспечат единство образовательного пространства при сохранении возможностей творчества учителей, многообразия педагогических методик. Будет гарантировано единое ядро содержания программ по каждому предмету, независимо от того, в какой школе они учатся, – это уже сделано по истории России. Напомню, что Российским историческим обществом утверждена Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, в соответствии с которой уже ведется преподавание истории во всех школах России. Кроме того, в конце 2013 года Правительством была утверждена Концепция развития математического образования в России, основная цель которой -выведение нашего математического образования на лидирующие позиции в мире. Мы планируем индивидуализировать обучение математике, ввести несколько уровней математической подготовки, поддерживать одаренных детей, создавать среду дополнительного образования и математического просвещения. Модернизируется содержание математического образования, особый упор делается на поддержку учителей, добивающихся выдающихся результатов. Реализация новых Концепций преподавания истории и математики позволит разработать и апробировать механизмы развития образования, которые можно будет применять и в других предметных областях.

Задача ближайшего года – подготовка к запуску с 2016 года новой масштабной программы модернизации общего образования. Основная и старшая школа переходят на новые стандарты, растет число детей школьного возраста – на 2,5 млн. к 2019/2020 учебному году. Чтобы обеспечить современные условия обучения каждому российскому школьнику, нам до 2020 года предстоит масштабное переоснащение школ, повышение квалификации учителей для работы в новых условиях и создание не менее 4,5 млн. новых мест в системе общего образования.

О едином государственном экзамене Анализ результатов ЕГЭ 2014 года свидетельствует о честном и объективном проведении экзамена. При этом исключена возможность использования результатов ЕГЭ как главного основания для оценки регионов, муниципалитетов, школ, учителей. Наша задача -выявить проблемные зоны в нашем школьном образовании, требующие повышенного внимания. При нашем методическом участии в регионах будут развернуты программы поддержки школ, где результаты оставляют желать лучшего, - в частности, для учителей этих школ будут организованы массовые программы повышения квалификации. Сейчас принято решение о разделении на базовый и профильный уровни ЕГЭ по математике в 2015 году. Предусмотрено введение раздела «говорение» в ЕГЭ по иностранному языку, неоднократная сдача и пересдача экзаменов. По ряду предметов, обучение по которым завершается в десятом классе, можно будет сдать экзамены, не дожидаясь следующего года. Менее чем через месяц, 3 декабря, 11-классники во всех российских школах будут писать выпускное сочинение, результаты которого будут учитываться при поступлении в вузы. Для нас сочинение – не просто проверка знаний по русскому языку и литературе: это междисциплинарный экзамен, дающий возможность оценить общую эрудицию школьников, их умение оперировать знаниями, которые получены в школе и которые пригодятся им в жизни.

О дополнительном образовании детей В 2014 году была утверждена Концепция развития дополнительного образования детей – благодаря сотрудничеству с Национальной родительской ассоциацией удалось в обсуждении этого документа приняли более 40 тысяч российских семей. Будет расти доступность дополнительного образования, улучшаться его инфраструктура, обновляться содержание. В регионах на основе концепции предстоит разработать свои программы развития дополнительного образования, и пилотные проекты получат федеральную поддержку. Дети будут иметь возможность получать дополнительное образование не только в организациях, специально для этого предназначенных, будь то музыкальная школа или дворец творчества, но и в обычной школе, куда они ходят каждый день. Стандарты общего образования предусматривают часы на внеурочную деятельность в школе – это тоже дополнительное образование, причем для семей оно бесплатно.

О среднем профессиональном образовании Основной принцип развития среднего профессионального образования (СПО) - выпускники профессиональных колледжей, техникумов, лицеев должны быть востребованы на рынке труда. Перечень специальностей СПО в конкретном регионе должен определяться потребностями экономики – текущими и перспективными. За два года в регионах при поддержке федерального бюджета созданы 178 многофункциональных центров прикладных квалификаций. Они задают высокую планку подготовки рабочих кадров для всех остальных организаций, где есть программы СПО, «подстраиваются» под требования конкретных работодателей, руководствуясь требованиями и образовательных, и профессиональных стандартов. Мы считаем исключительно важной работу по повышению престижа рабочих профессий. Для этого мы поддерживаем конкурсы профессионального мастерства, в том числе международные .

О высшем образовании На сегодняшний день в России сформирована новая структура высшего образования. Выделена группа ведущих вузов. Это два главных университета страны – МГУ и СПбГУ, федеральные университеты, национальные исследовательские университеты, а также ведущие, так называемые опорные региональные вузы. Они получают дополнительное финансирование на реализацию своих программ развития. За последние годы была обновлена материальная база ведущих вузов. Там развивается наука, обновляется кадровый состав, приходят более подготовленные студенты, налаживается взаимодействие с работодателями. 15 вузов участвуют в программе по достижению международной конкурентоспособности. В этом году мы начали 2 новые программы: поддержки педагогического образования и развития инженерного образования для нужд ВПК – в них участвуют более 75 вузов во всех федеральных округах. В 2014 году в вузы было принято за счет федерального бюджета 485 тыс. человек. Увеличилось количество бюджетных мест для будущих инженеров. В следующем году мы планируем принять в вузы 506 тыс. человек, то есть доступность высшего образования вырастет. Будет увеличено число бюджетных мест по направлениям и специальностям, востребованным в конкретных регионах, и в связи с массовым выпуском бакалавров значительно увеличен прием в магистратуру (например, в педагогической магистратуре – в 4 раза). Рост доступности высшего образования должен сопровождаться ростом его качества. Только с 1 сентября 2013 года из реестра аккредитованных вузов исключено более 600 организаций, в основном негосударственных, в 162 запрещен прием. Это ни в коем случае не отразится на доступности высшего образования – как я уже отметил, количество бюджетных мест в вузах растет. Но на рынке не должно остаться места для «наперсточников» от образования, филиальная сеть государственных вузов будет приведена в соответствие с потребностями развития экономики и социальной сферы соответствующих регионов.

О популяризации образования на русском языке Для популяризации образования на русском языке во всем мире мы приступили к реализации проекта «Русская школа». Институт русского языка имени Пушкина на своем портале предлагает программы онлайн обучения по школьным предметам с 1 по 11 класс, в этом году начались занятия для первого класса. До конца 2014 года планируется привлечь на портал не менее 100 тыс. пользователей, а до 2018 года – не менее 10 млн. Создаваемые ресурсы открытого образования будут востребованы и за рубежом, и в нашей стране.

Об образовании детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-сирот В последние годы в России развивается инклюзивное образование, когда дети с ограниченными возможностями здоровья или с инвалидностью учатся вместе со сверстниками в обычных школах. Сейчас 55% детей с ограниченными возможностями здоровья ходят в обычные школы, и их доля постоянно растет. За прошедшие три года в разных регионах было создано 3345 базовых инклюзивных школ. До конца 2014 года впервые в истории российского образования будут приняты федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, определяющий особенности обучения таких детей как в формате инклюзии, так и в специализированных коррекционных школах. Проекты стандартов прошли апробацию в регионах и получили одобрение профессионального сообщества. Что касается детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то наш приоритет – устройство их в российские семьи. Эта практика успешна, о чем свидетельствует сокращение числа детей, информация о которых содержится в государственном банке данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей – за год на 13%, до 93 тысяч. Как следствие, сокращается и количество детских домов: в 2009 году их было почти 1,5 тыс., в 2013 году – менее 1200.

О зарплатах в системе образования Зарплаты в системе образования растут очень быстро. В прошлом году зарплаты педагогических работников в среднем по стране выросли на 40% по сравнению с уровнем 2012 года, за первое полугодие этого года Росстат зафиксировал рост еще на 20%. Уже очевидны признаки повышения привлекательности педагогической профессии –рост количества и качества абитуриентов, поступающих на педагогические направления в вузы, приток молодых специалистов в школы и детские сады. Недавно был принят профессиональный стандарт педагога, задающий высокую планку требований к тем, кто приходит на работу в школу или детский сад. Этот стандарт станет основой профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации и аттестации педагогов общего образования.

Уважаемые коллеги! Цель нашей образовательной политики: при безусловном сохранении доступности для граждан образования всех уровней, расширения гарантий государства в сфере образования, - повышение качества работы нашей образовательной системы на всех ее уровнях. Главный наш приоритет –качество образования. Все изменения стандартов, технологий, развитие инфраструктуры, повышение зарплат педагогов ориентированы на то, чтобы ученики максимально реализовывали свой потенциал и достигали высоких результатов, адекватных для современной жизни. Нашей системе образования есть, чем гордиться. По результатам международных сравнительных исследований качества образования российская система общего образования входит в десятку лучших среди развитых стран. По грамотности чтения, знаниям математики, естествознания 4- и 8-классников мы не только в группе лидеров, но год от года показываем улучшение результатов. Это подтверждают и итоги выступления наших сборных команд на международных олимпиадах школьников. У нас большое количество завоеванных наград, в том числе золотых медалей. В общекомандных зачётах по математике, информатике, физике, астрономии и химии наши сборные вошли в пятёрку сильнейших команд мира. Вместе с качеством важнейшую роль играет и доступность образования. По охвату детей общим образованием, по числу граждан с высшим образованием мы сегодня входим в число мировых лидеров. И здесь я хотел бы отметить особую роль тех инициатив, предложений депутатского корпуса, которые обеспечивают доступность образования.

Это и сдерживание роста родительской платы за уход и присмотр в дошкольном образовании, и обеспечение доступной для студентов оплаты проживания в общежитиях, помощь сельским школам, поддержка мероприятий в сфере дополнительного образования детей и молодежной политики, развитие вузовской инфраструктуры и многие другие. Большое спасибо за совместну ю работу. Перед нами стоят амбициозные задачи по дальнейшему развитию системы образования. Мы сможем их решить, только объединив наши усилия.

От Мак
К Мак (13.11.2014 15:11:33)
Дата 13.11.2014 18:33:05

Сквозь вузские места. Дмитрий Ливанов обещал депутатам модернизацию образования

http://www.rg.ru/printable/2014/11/12/livanovvdume-site.html

Сквозь вузские места

Дмитрий Ливанов обещал депутатам модернизацию образования

Текст: Татьяна Замахина


Главе минобрнауки Дмитрию Ливанову, пришедшему в Госдуму на "правительственный час", пришлось выслушать немало критики. Фракция "Справедливой России" даже заявила, что собирается добиваться его отставки. Однако министр не только опроверг ряд обвинений, но и обещал задел на будущее - с 2016 года, по его словам, стартует масштабная программа модернизации общего образования.

В своем докладе министр уверил, что доступность образования в России растет. Самая критикуемая сфера - бюджетные места в вузах, и они, вопреки домыслам, вовсе не сокращаются. Количество бюджетных мест в вузах РФ в 2015 году увеличится примерно на 20 тысяч - до 506 тысяч, сообщил Ливанов. Речь, конечно, о специальностях, реально востребованных в регионах, уточнил он.

Количество, согласно уверению министра, идет рука об руку с качеством. "На рынке не должно остаться места для "наперсточников" от образования, филиальная сеть государственных вузов будет приведена в соответствие с потребностями развития экономики и социальной сферы соответствующих регионов", - сказал Ливанов. По его словам, с 1 сентября 2013 года из реестра акредитованных вузов исключено более 600 организаций, в 162 запрещен прием. Однако в учебных заведениях, дающих качественное образование, прием на бесплатные места как раз растет. Таким образом, закрытие вузов не скажется на доступности образования, резюмировал министр.

Задачей 2015 года он назвал подготовку к запуску с 2016 года новой масштабной программы модернизации общего образования. Этот проект, в частности будет предусматривать поддержку регионов для перехода на новые образовательные стандарты, а также создание около 2,5 миллионов новых мест в школах к 2021 году. В программу также включено масштабное переоснащение школ и повышение квалификации учителей для работы в новых условиях.

Чтобы у преподавателей был стимул работать, продолжится рост их доходов. "В прошлом году зарплаты педагогических работников в среднем по стране выросли на 40 процентов по сравнению с уровнем 2012 года, за первое полугодие этого года Росстат зафиксировал рост еще на 20 процентов", - сказал Ливанов. Он добавил, что уже видны признаки повышения привлекательности профессии педагога - в частности, рост числа абитуриентов в соответствующих вузах и молодых специалистов, которые приходят на работу в школы и детские сады. Минобрнауки, по его словам, будет настаивать на том, чтобы повышение заработных плат не происходило за счет увеличения нагрузки на учителей.

Николай Разворотнев (КПРФ), впрочем, уверял, что именно показатели зарплаты и подгоняются. Преподаватели, по его словам, вынуждены брать по две ставки, в результате у них нет времени на качественную подготовку к занятиям.

Поговорили и о качестве школьных учебников. Минобрнауки, как уверил Ливанов, намерено повысить требования к ним и продолжить сокращение их количества. В новом одобренном федеральном перечне учебников станет вдвое меньше. Для включения в этот список книги теперь проходят многоуровневую экспертизу с участием родителей. А с нового года обязательным атрибутом школьных учебников станет наличие электронной версии. В цифровом варианте должны быть и книги в библиотеках, парировал он в ответ на обвинения "Справедливой России" в изношенности библиотечного фонда.

Отвечая на вопросы, министр образования, в частности, подтвердил, что в 2015 году в ЕГЭ по иностранному языку будет включена устная часть.

Депутатов волновали самые разнообразные проблемы. Валерий Селезнев (ЛДПР) с тревогой говорил об обучении российских студентов в западных вузах за госсчет. Напомним, что взамен такие граждане должны отработать по полученной специальности три года в России. Селезнева это не устроило - РФ в результате этой программы получит "агентов иностранных разведок". Ливанов в ответ назвал выход - студентов можно направлять в ведущие вузы в Китай, Индию и другие страны, с которыми у России хорошие отношения. По его словам, программа обучения граждан РФ в иностранных вузах за госсчет может быть скорректирована с учетом внешнеполитической ситуации. А вот запрет на выезд за рубеж для выпускников российских вузов, обучавшихся за счет государства, по его словам, вводить нельзя.

Он также опроверг доводы Алексея Чепы ("СР") на тему "утечки мозгов", Этот процесс остановился - россияне возвращаются работать в страну, уверил министр.

Отвечая Алене Аршиновой из "ЕР", министр объявил о победе над необоснованным повышением платы за проживание в общежитиях. Этот вопрос, по его словам урегулирован, все необходимые акты подписаны.

Претензии к минобрнауки активно предъявляли представители всех фракций, хоть в партии власти и не согласились с тем, что нынешнее руководство министерства достойно отставки. Впрочем, зампред думского комитета по образованию Владимир Бурматов ("ЕР") заявил, выступая от имении фракции, что так не услышал от министра четкой стратегии развития образования. "Мы сегодня ждали не доклада бухгалтера о том, куда и сколько потрачено бюджетных миллиардов, а доклада министра", - подчеркнул он. Впрочем, по его словам, и к тому, как именно были потрачены эти деньги, "тоже есть масса вопросов", в том числе со стороны Счетной палаты.

"Мы все критические замечания воспринимаем и работаем над тем, чтобы наша система образования развивалась", - уверил Ливанов журналистов после заседания. Так он прокомментировал опрос ВЦИОМ, согласно которому у него оказался один из самых низких уровеней одобрения среди министров РФ - 2,85 процентов.

Опубликовано в РГ (Федеральный выпуск) N6530 от 13 ноября 2014 г.

(Просим обратить внимание на то, что в разных по времени подписания и региону распространения выпусках газеты текст статьи может несколько различаться. Для получения дословного текста публикации воспользуйтесь платной подпиской на получение точных полных текстов газетных публикаций)

© 1998-2014 "Российская газета"