От Георгий
К Баювар
Дата 21.12.2001 12:38:54
Рубрики Россия-СССР; История; Общинность; Культура;

Где план первый, где второй - проблема сложная.


>Да уж, если еще второй план брать. Уйму певцов Малой Родины насчитаем.

Считать ли Брамса "вторым" или "первым планом"? В 19 веке об этом спорили немало. А чем Танеев, например, хуже Брамса?
А кем считать Метнера? Он как - выше, скажем, Хуго Вольфа или нет?
А Малер лучше Шостаковича? А Свиридов лучше Карла Орфа? А Хиндемит?
А куда Гершвина отнести? "Для американцев сойдет за классика" или как? Или в 20 в. переориентироваться на джазы-блюзы, тогда чемпионом Америка окажется...

Совсем недавно прочитал книгу "Французские композиторы XX в." - с заходом в 19 век, что интересно. Уйма имен. Кто из них "перворазрядный"? Сен-Санс? Кишка тонка (при всем уважении). Форе? Дебюсси, Равель? Члены так называемой "Шестерки", Оливье Мессиан? (я тут выпендриваюсь, этих последних я не слушал %-))). Потом приступлю, когда время будет)

Так что в смысле "чемпионства" лучше об искусстве не рассуждать. И тут не сослаться на "кого играют больше" и "кто больше известен" - это вовсе не признак.
Просто ясно, что был подъем и там, и здесь. "Там" - раньше. Но в эпоху расцвета (19 в.) с русской школой было трудновато конкурировать. Это сейчас никого нигде не осталось - из "первостатейных". Просто не нужно - в филармониях слушают в основном 18-19 века.
А "профи"-техников везде навалом, в т. ч. и у нас - с поправкой на эмиграцию. %-))

От Баювар
К Георгий (21.12.2001 12:38:54)
Дата 21.12.2001 14:12:40

Где план первый, где второй

>Считать ли Брамса "вторым" или "первым планом"? В 19 веке об этом спорили немало. А чем Танеев, например, хуже Брамса?

Мое отношение к классической музыке состоит, главным образом, в проживании на Шубертштрассе 2. Окрестные закоулки названы именами Моцарта, Гайдна, Бетховена, Вагнера. Где-то раньше я эти имена слышал. Спроецируем: раздолбайский иностранец приходит на улицу Танеева, есть такая в Москве. Придется ведь объяснять. Чайковский, Рахманинов, Мусоргский -- может и так поймет.

>А куда Гершвина отнести? "Для американцев сойдет за классика" или как? Или в 20 в. переориентироваться на джазы-блюзы, тогда чемпионом Америка окажется...

Не окажется, имен таки маловато.

>Совсем недавно прочитал книгу "Французские композиторы XX в." - с заходом в 19 век, что интересно. Уйма имен. Кто из них "перворазрядный"? Сен-Санс? Кишка тонка (при всем уважении). Форе? Дебюсси, Равель?

Номера 1, 3 и 4 слышал.

>Так что в смысле "чемпионства" лучше об искусстве не рассуждать. И тут не сослаться на "кого играют больше" и "кто больше известен" - это вовсе не признак.

Да я так, по простому -- смотрю городские карты и вижу, что немчуре есть, кем улицы называть. Так, чтобы я понял. Одними химиками средний город замостить хватит. Попытался спроецировать на любую другую страну -- не выходит...


От Георгий
К Баювар (21.12.2001 14:12:40)
Дата 21.12.2001 15:49:10

Я уже уточнял, что известность сама по себе не играет решающей роли...

,.. в определении значимости.

Известности могут добавить (и даже очень) разные посторонние факторы.
Не думаю, что Даниил Шафран, скажем, как виолончелист хуже Ростроповича. У Вишневской тоже конкуренток было немало.
Не думаю также, что Солженицын, как писатель, превосходит немалое число других наших писателей 20-го века.

Но вообще на эту тему (а она - офф-топик) можно спорить бесконечно. Заранее скажу - и Брамса, и Баха обожаю. Чтобы не было обвинений в "квасном патриотизме".


P.S. Химиков-то и у нас было немало. Впрочем, если Вы солидарны с Салахутдиновым... %-) В любом случае, это не очень можно увязать с "раздробленностью".