Есть модели Маркса, они требуют корректировки. Например. Есть классовая модель. Современная социология способна ее переработать. Выявить как более мелкие группы, так и найти совпадения мнений и интересов в больших группах, в чем они на самом деле совпадают и разнятся. Маркс был наследником идей просвещения, где нации считались, вполне законно по тем временам, результатом объединения государств (что в ту пору представляли Германия, Франция, Италия, Англия? Зачастую - сборище племен). Сегодняшняя модель должна быть дополнена как явлением национализма, так и религии, таков сегодняшний мир по факту (и не факт, что завтра он опять не изменится). Это работа для социологов и математиков, а не для марксистов, заявляющих – есть только интересы капиталистов и противостоящего им пролетариата, а все остальное выдумки. Формационная модель та же должна быть пересмотрена, уже очевидно, что общество развивается не по одной координате (экономической), а по нескольким, например, демократия была уже в Древней Греции, отсюда же и не стыковки с рабовладением. Сегодня полно информации о разных типах общества, вот это знание и нужно приводить в единую схему, в том числе используя идеи Маркса о закономерности перехода между этапами развития в одном и том же обществе, и проверять, насколько эти этапы в разных обществах связаны между собой.
Но вместо реальных исследований все занимаются политической проституцией.
вы затронули очень сложный и многоплановый вопрос, его ответ требует анализа большого числа дисциплин. Потому более или менее короткий ответ на него может быть только тезисным.
>Есть модели Маркса, они требуют корректировки.
Марксизм это цепочка из диамата, истмата и политэкономии, в которой общим фундаментом является диамат. Для политэкономии же непосредственным фундаментом является истмат - учение о спасении, необходимо содержащее в себе некую антропологическую модель.
Вне этой цепочки любое отдельно взятое определение истмата и/или политэкономии в конечном счёте оказывается висящим в воздухе.
В основе каждой философии прямо или косвенно лежит некоторое определённое представление о человеке, которое расширяется в дисциплинах таких как истмат.
Есть хорошие исследования Э.Фрома о антропологической модели, лежащей в основе истмата. Их нетрудно расширить анализом диамата
У Китая, например, своя цепочка таких дисциплин на основе конфуцианства.
В любом случае, цепочка дисциплин философия, истмат/учение о спасении, политэкономия/учение о праведной жизни имеется в наличии для каждой религии. Но религии делают упор на индивидуальном спасении, а дисциплины типа марксизма на коллективных/социальных явлениях.
Следовательно религиозная цепочка дисциплин более фундаментальна. модернизировать марксизм невозможно, его можно только расширять, но расширить марксизм означает создать на его основе полноценную религию.
А это означает потерять преимущества марксизма.
Поясню, о чём идёт речь
Маркс сам говорил о том, что разные области знания могут быть друг другу структурно тождественны, в частности он приравнивал политэкономию к немецкой классической философии.
Поэтому если исходить из такого соответствия, то марксизм безусловно тождественен классической физике.
А любая религия, как минимум, тождественна теории систем, т.е квантовой механике. Собственно говоря, квантовая механика и классическая физика дополняют друг друга, а не конкуренты.
Русский марксизм - ленинизм+сталинизм, вполне себе комлиментарен православию.
Модернизация марксизма возможна только в некоторых частностях. Реально возможно только расширение марксизма, но тогда, став по истине универсальным учением пригодным для личного и общественного уровня, он с неизбежностью вторгнется в поле религии, и начнёт конкурировать с ней, что вызовет сильнейшее отторжение/противодействие культуры, результат которого трудно предсказуем.
Такое расширение марксизма известно давно - это марксизм Богданова, давно выброшенный на свалку истории.