От Георгий
К All
Дата 08.01.2002 11:32:16
Рубрики Россия-СССР; Манипуляция; Культура;

По поводу песен.

http://vif2ne.ru/nvz/forum/2/co/31182.htm

>Испоганили уже множество песен. Недавно к этому списку добавилась ещё одна: "Куда уходит детство?". Еду я на работу, слышу её по "г'усскому г'адио" и размышляю о том, что, может быть, есть и польза: хоть в таком виде нынешнее молодое поколение услышит хорошие, мелодичные песни? Но, переделанная мелодия заставила отказаться от этой мысли. Раньше, песня звучала с грустной улыбкой и сожалением о потерянном детстве. Сейчас, в переделанной мелодии отчетливо слышится торжествО! Мол, наконец-то освободились от обузы!!! Представляете! Всего-то пара-тройка несколько иных аккордов и смысл песни совершенное поменялся!
>Георгий, если не трудно, проверьте это с профессиональной точки зрения? Выскажите и своё мнение.

Я, кстати, вовсе не профессионал, но свое мнение ПО ЭТОМУ ВОПРОСУ имею абсолютно конкретное и "непокобелимое". %-)))
Обработки и новые трактовки песен и романсов вполне допустимы - никто не обязан копировать предыдущих исполнителей - но обязательно тактичные . Отсутствие такта в этом смысле невосполнимо. Лучше всего, чтобы не проиграть (естественно, не для конкретной аудитории, а "в перспективе"), исполнять как можно проще и стараясь "не выпендриваться".
Например, у меня дома есть обработка (или трактовка, поскольку изменения касаются "оркестрового облика") танго Оскара Строка, сделанные в 70-х гг. (как видно) оркестром п/у Г. Гараняна. Надеюсь, что эта запись известна не только мне. Так вот, мне лично эти обработки ОЧЕНЬ нравится (они занимают одну сторону пластинки, на второй - в основном старые записи, еще довоенного времени: "Лунная рапсодия", "Былое увлечение" и пр.). При этом только два из семи танго записаны со словами - и это правильно, так как тексты, которые Строк писал сам, были зачастую пошловатые ("и твой ротик целовал").
Сегодняшнее поколение исполнителей ПРИНЦИПИАЛЬНО не ставит себе задачи "войти" в атмосферу прошлого (говорю о большинстве). В тогдашних песнях, танго, романсах не подчеркивался ритм так неистово, как это делается теперь. При наложении его на тогдашние песни они обессмысливаются.
Далее. Внесение чуждого жанр. Вы, наверно, знаете песню "Как провожают пароходы" в классическом исполнении и в обработке, где из нее сделали омерзительную "латиноамериканщину" типа "Парамарибо, Парамарибо" - песня немедленно обессмыслилась. Когда Утесов с Аркадием Островским делали из "Сильвы" (дуэт Сильвы и Эдвина "Много женщин есть на свете") танго и фокстрот, то это, во-первых, была шутка (и объявлялась таковой), а во-вторых, получалось в какой-то степени удачно. Но опять-таки - кто хотел именно "Сильву", никогда бы не стал пользоваться ЭТИМ.
Еще пример. Вы, наверно, слышали обработку начала Пятой симфонии Бетховена ("так судьба стучится в дверь"), в которой НИЧЕГО НЕ ИЗМЕНЕНО - те же скрипки и духовые, добавлен только современный ритм "та-да-да-ДАМ, да-да-ДАМ" и т. д. И все содержание из этой музыки, ее порывистость, драматичность исчезли, как будто их вымели оттуда.

Могу сказать, что подобные обработки дают отрицательный результат, так как людей старших поколений они возмущают - они не могут там найти привлекательной АТМОСФЕРЫ, неотделимой от прошлого "саунда" (извините за этот варваризм), а молодые справедливо могут отметить, что эти песни "не прикольные" - поскольку не были рассчитаны на подобное "осовременивание".

На меня лично барабанные удары в хорошо знакомых песнях действуют чрезвычайно раздражающе. Слушать "money, money, money" с постоянным "бах, бах, бах" я согласен - так оно и было задумано, в конце концов. Но "Старые песни о главном" - это финиш, к тому же и с "претензией". Римский-Корсаков был прав: инструментовка - это душа музыки.

Еоверкание мелодии (особенно в романсах) - это вообще бич. Причем если раньше дело ограничивалось заменой отдельных нот, то теперь... Ну сравните - "На тот большак, на перекресток..." в оригинале и в исполнении Пугачевой "Жить без любви... быть может, просто, о! о! о-о-о-а-у-а-у!" Здесь это - тоже внесение чуждого стиля. Но Пугачева этого не понимает. Уверен, что рамки, в которых она раньше пела "Куда уходит детство", были поставлены НЕ ЕЮ САМОЙ - сейчас видно, что у нее лично "рамок" нет. Они ставились тогдашим укладом жизни, который очень тяготил желающих "повыпендриваться". Что ни говори, а цензура и худсоветы - при всех их недостатках - нужны для тех, кто "сам не понимает". И стократ хуже, если он даже не пытается найти "худсовет" и "цензуру" в самом себе, а искренне начинает считать, что повыпендриваться - это главное.
Собственно, огрехи в области вкуса были практически у всех. У Утесова их было немало (сравните фразу "Как много ласковых имен" из песни "Сердце, тебе не хочется покоя" в фильме и в некоторых утесовских записях этой же песни), даже у лучших исполнителей романсов порой бывали. Самая надежная гарантия от этого - быть скромнее (потому-то иной раз певцы-непрофессионалы, которые скромные - Покровский, например, - могут спеть романс очень прилично), что полностью соответствует установкам русской культуры. Но ведь она же "тормоз" и "гиря на ногах"... А еще Генрих Нейгауз говорил: "нет более ложной тезы, чем "истины нет, все позволено"".

От Ольга
К Георгий (08.01.2002 11:32:16)
Дата 10.01.2002 01:26:10

Современные обработки старых песен


Приветствую!

Тема и вправду довольно давняя, достаточно вспомнить время М.Глинки и последовавшее затем. Тогда на свет появилось множество народных мелодий в "современной" оркестровке, и мы до сих пор благодарны за это русским композиторам. Так почвенная, народная культура обрела второе рождение уже в элитарном культурном слое. А в советское время хранителями народной музыкальной традиции стали "русские народные коллективы" - и в танце, и в песне, да и в костюме. И это не было пошло по большей части. Согласна, что многое зависит от вкуса, но также и от профессионализма, и от мастерства и таланта музыканта, хореографа, художника. Вот Пушкину было по плечу так "обработать" стихию русского разговорного языка, что она органично вылилась в литературную форму. Надо ли говорить, что В. Ерофеев или Э. Лимонов далеко не Пушкины...

Что же касается нынешней эстрады, особенно в ее теле- и радиоверсиях, то ее не хочет пинать только ленивый. Я тоже регулярно отплевываюсь. Но однозначно порицать наших попсов за реанимацию старых советских песен я бы не стала. По-моему, отвратительно смотрятся именно плагиаты типа "Старых песен о главном" - это жалкая попытка воспроизвести ФОРМУ не понимая СОДЕРЖАНИЯ, СУТИ, самого ДУХА песен или даже искажая их. Мне не по душе здесь скорее экранные образы, как-то нелепо и фальшиво скопированные нашими доморощенными "звездами" с эпохальных кинематографических образов.

Но я не против того, чтобы нынешние тинэйджеры пели песни своих родителей. Конечно, они споют эти песни по-своему, в чем-то иначе, чем было в оригинале. Зато останется главное - связь времен. Пусть эти песни вернут себе молодость! Далеко не все они в свое время были шедеврами жанра, но в них было настроение, была мелодичность, был неповторимый аромат той эпохи, романтика молодости - то есть в итоге культурная память о том, другом времени. Пусть нынешние молодые, что называется, почувствуют разницу, слушая какое-нибудь "Люби меня по-французски"! Но конечно, это все равно не избавляет исполнителя от ответственности. Спрос должен быть, и очень строгий. И главное - "новые старые" песни не должны полностью вытеснить собой просто "старые". Оные чаще надо передавать в эфире именно в том виде, в котором они когда родились. Моя 12-летняя дочь очень любит слушать (и подпевает!) "Песняров", М. КристаЛЛинскую (не помню уже, как фамилия пишется), песни Пахмутовой и т.д. Это лучше, чем возможные "переделки" или подделки.

От Георгий
К Ольга (10.01.2002 01:26:10)
Дата 10.01.2002 10:29:35

Самое главное - цель, с которой делаются обработки:...

>Что же касается нынешней эстрады, особенно в ее теле- и радиоверсиях, то ее не хочет пинать только ленивый. Я тоже регулярно отплевываюсь. Но однозначно порицать наших попсов за реанимацию старых советских песен я бы не стала. По-моему, отвратительно смотрятся именно плагиаты типа "Старых песен о главном" - это жалкая попытка воспроизвести ФОРМУ не понимая СОДЕРЖАНИЯ, СУТИ, самого ДУХА песен или даже искажая их. Мне не по душе здесь скорее экранные образы, как-то нелепо и фальшиво скопированные нашими доморощенными "звездами" с эпохальных кинематографических образов.

- "повыпендриваться", посамовыражаться", с одной стороны, или "прикоснуться к прекрасному", с другой. "Зримые образы", пожалуй, даже хуже звуковых - это абсолютно точно. Кстати, вспомните современные фильмы, снятые о "тех" временах - сталинских особенно. Да и потом цель видна сровершенно ясно - "низвергнуть с пьедестала", вывалять в грязи, поерничать, "атаковать последнее табу" (с). "Будем танцевать на самом престижном кладбище страны"...

>Но я не против того, чтобы нынешние тинэйджеры пели песни своих родителей. Конечно, они споют эти песни по-своему, в чем-то иначе, чем было в оригинале. Зато останется главное - связь времен. Пусть эти песни вернут себе молодость! Далеко не все они в свое время были шедеврами жанра, но в них было настроение, была мелодичность, был неповторимый аромат той эпохи, романтика молодости - то есть в итоге культурная память о том, другом времени. Пусть нынешние молодые, что называется, почувствуют разницу, слушая какое-нибудь "Люби меня по-французски"! Но конечно, это все равно не избавляет исполнителя от ответственности. Спрос должен быть, и очень строгий. И главное - "новые старые" песни не должны полностью вытеснить собой просто "старые". Оные чаще надо передавать в эфире именно в том виде, в котором они когда родились. Моя 12-летняя дочь очень любит слушать (и подпевает!) "Песняров", М. КристаЛЛинскую (не помню уже, как фамилия пишется), песни Пахмутовой и т.д. Это лучше, чем возможные "переделки" или подделки.

"Кристаллинская" - абслютно правильное написание %-)). Знаете, когда я был маленький, то не видав Майю Кристаллинскую, на основе голоса и фамилии %-)) представлял ее блондинкой и был слегка разочарован, когда лет в 15 увидел старый "Огонёк" и её. Потом узнал, что она умерла давно, от рака, а мать была прожила еще долго после смерти дочери.
Я вообще воспитывался на песнях предыдущего поколения, т. е. 60-х гг - потому, что меня воспитывала бабушка. Даже кассету записал со старых пластинок - 1) песни Аркадия Островского, 2) то, что пел Эмиль Горовец и кое-что другое.

От Владимир К.
К Георгий (08.01.2002 11:32:16)
Дата 08.01.2002 11:55:54

Спасибо! Очень любопытно. (-)


От Георгий
К Георгий (08.01.2002 11:32:16)
Дата 08.01.2002 11:51:25

Прошу прощения за "сумбур вместо музыки". Надеюсь, ...

... братья-форуияне понимают, что я хотел сказать. Осталось только добавить, что критерии приемлемости, во-первых, субъективные, во-вторых, слабоформализуемые. В этом и сложность.

Как-то тов. Рю выкладывал в копилку книгу про послевоенное советское общество. Там говорилось, что сталинское руководство, мол, создавало иллюзию "участия народа в управлении" - кампании по "формалистам", "какая музыка нужна народу" выносились на всеобщее обсуждение и пр.
По этому поводу.
Софья Хентова (музвковед, спец по Шостаковичу и сов. музыке) писала в одной своей книге о том, как однажды где-то в тылу не то в ресторане, не то в клубе тамошний джаз заиграл "Соловьи" ("Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат") в своей "разухабистой" (sic!) обработке. Из зала встал фронтовик и прямо потребовал "прекратить безобразие", и его поддержали очень многие. Вспомните также эпизод из фильма "Мы из джаза", где перед "злоупотребившими шумовыми эффектами" начинающими джазменами (Скляр, Панкратов-Черный и еще один) встала перспектива кулачной расправы. И т. д.

Я усматриваю глубокий кризис сегодняшней нашей жизни в том, что современный средний человек не только не бьет морду тем, кто над ним издевается, но даже не "требует прекратить". Мы не требуем от водителя маршрутного такси "переключиться" или выключить приемник, когда оттуда несется омерзительный "русский шансон" про урок (ударение на "у"), блатняков, вертухаев, рестораны и пр. (почему-то эта тема пользуется у них особой любовью). И так далее. Вместо этого стараются быть "толерантными", тихо скукожиться и пр.
Я считаю, что человек не должен стесняться ГРОМКО заявить, что нечто ОМЕРЗИТЕЛЬНО, что нечто вызывает у него ОТВРАЩЕНИЕ. А иногда и в морду бить.
Вон ведь - лезут некоторые на наш Форум с видом "как вы смеете то или это" - и это при том, что мы вовсе не "вещание" и для того, чтобы услышать нашу точку зрения, надо очень постараться (так же как и для того, чтобы добраться до тела Ленина в Мавзолее, присутствие которого на Красной площади возмущает некоторых так, как будто бы тело валяется у всех на виду в центре площади под открытым небом). А тут
- включаешь телек, а там..
- включаешь радио, а там...
- садишься в автобус, а там...
(про Инет не говорю, эта вещь не общедоступная)
... совсем не то, чего нам хочелось бы видеть и слышать. Но мы сами боимся что-либо выразить по этому поводу - при том, что, судя по частным опросам, многие не одобряют того, что "там..."
Долой страх!


От Товарищ Рю
К Георгий (08.01.2002 11:51:25)
Дата 08.01.2002 15:01:09

А вам не кажется, что вы сгущаете краски, где полагается акварель?

>... братья-форуияне понимают, что я хотел сказать. Осталось только добавить, что критерии приемлемости, во-первых, субъективные, во-вторых, слабоформализуемые. В этом и сложность.

Ага, вот в субъективности все и дело! Почему вы беретесь решать за всех?

>Софья Хентова (музвковед, спец по Шостаковичу и сов. музыке) писала в одной своей книге о том, как однажды где-то в тылу не то в ресторане, не то в клубе тамошний джаз заиграл "Соловьи" ("Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат") в своей "разухабистой" (sic!) обработке. Из зала встал фронтовик и прямо потребовал "прекратить безобразие", и его поддержали очень многие.

>Я усматриваю глубокий кризис сегодняшней нашей жизни в том, что современный средний человек не только не бьет морду тем, кто над ним издевается, но даже не "требует прекратить". Мы не требуем от водителя маршрутного такси "переключиться" или выключить приемник, когда оттуда несется омерзительный "русский шансон" про урок (ударение на "у"), блатняков, вертухаев, рестораны и пр. (почему-то эта тема пользуется у них особой любовью). И так далее. Вместо этого стараются быть "толерантными", тихо скукожиться и пр.
>Я считаю, что человек не должен стесняться ГРОМКО заявить, что нечто ОМЕРЗИТЕЛЬНО, что нечто вызывает у него ОТВРАЩЕНИЕ. А иногда и в морду бить.
>Вон ведь - лезут некоторые на наш Форум с видом "как вы смеете то или это" - и это при том, что мы вовсе не "вещание" и для того, чтобы услышать нашу точку зрения, надо очень постараться (так же как и для того, чтобы добраться до тела Ленина в Мавзолее, присутствие которого на Красной площади возмущает некоторых так, как будто бы тело валяется у всех на виду в центре площади под открытым небом). А тут
>- включаешь телек, а там..
>- включаешь радио, а там...
>- садишься в автобус, а там...
>(про Инет не говорю, эта вещь не общедоступная)
>... совсем не то, чего нам хочелось бы видеть и слышать. Но мы сами боимся что-либо выразить по этому поводу - при том, что, судя по частным опросам, многие не одобряют того, что "там..."

Глубокий кризис...эхехе... боюсь, Георгий, ваша проблема в том, что вам не маловато заезжали мимоходом на ваши вопли (думаю, впрочем, что они - чисто виртуальные, как тот Свисток). Не-кризис - это, значит, давать полный выход эмоциям? Почему это вы считаете, что окажетесь самым пассионарным? Следите за собой...

На самом же деле проблема с надоевшими песнями в такси решается совершенно запросто путем прямого указания тихим голосом водителю о своем нежелании слушать это (или что-то другое, или курить, или открывать окно, или ехать с выключенным счетчиком и т.д.). Так же, как я решаю и проблему неподходящего звукового сопровождения в непереполненном ресторане - ну, и так далее.

К вопросу о фронтовике - ТОГДА его поддержало большинство, а вы уверены, что это произошло бы ТЕПЕРЬ? Или, если он остался мельшинстве или даже в одиночестве, пример не перетек бы в свою противоположность?

>Долой страх!
"Страшнее кошки зверя нет".

От Георгий
К Товарищ Рю (08.01.2002 15:01:09)
Дата 08.01.2002 16:11:01

ответ

>>... братья-форуияне понимают, что я хотел сказать. Осталось только добавить, что критерии приемлемости, во-первых, субъективные, во-вторых, слабоформализуемые. В этом и сложность.
>
>Ага, вот в субъективности все и дело! Почему вы беретесь решать за всех?

Дело в том, что "публичность" предполагает, что это касается всех вошедших "в поле". И надо не "решать", а не бояться сказать, как относишься. И еще - что бы кто ни говорил, а источник ("концерт по заявкам") находится в конкретных руках. И эти "руки" определяют, что играть. Это определяют не "опросом", конечно, а "тенденцией" или "заданием".

>>Софья Хентова (музвковед, спец по Шостаковичу и сов. музыке) писала в одной своей книге о том, как однажды где-то в тылу не то в ресторане, не то в клубе тамошний джаз заиграл "Соловьи" ("Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат") в своей "разухабистой" (sic!) обработке. Из зала встал фронтовик и прямо потребовал "прекратить безобразие", и его поддержали очень многие.
>
>>Я усматриваю глубокий кризис сегодняшней нашей жизни в том, что современный средний человек не только не бьет морду тем, кто над ним издевается, но даже не "требует прекратить". Мы не требуем от водителя маршрутного такси "переключиться" или выключить приемник, когда оттуда несется омерзительный "русский шансон" про урок (ударение на "у"), блатняков, вертухаев, рестораны и пр. (почему-то эта тема пользуется у них особой любовью). И так далее. Вместо этого стараются быть "толерантными", тихо скукожиться и пр.
>>Я считаю, что человек не должен стесняться ГРОМКО заявить, что нечто ОМЕРЗИТЕЛЬНО, что нечто вызывает у него ОТВРАЩЕНИЕ. А иногда и в морду бить.
>>Вон ведь - лезут некоторые на наш Форум с видом "как вы смеете то или это" - и это при том, что мы вовсе не "вещание" и для того, чтобы услышать нашу точку зрения, надо очень постараться (так же как и для того, чтобы добраться до тела Ленина в Мавзолее, присутствие которого на Красной площади возмущает некоторых так, как будто бы тело валяется у всех на виду в центре площади под открытым небом). А тут
>>- включаешь телек, а там..
>>- включаешь радио, а там...
>>- садишься в автобус, а там...
>>(про Инет не говорю, эта вещь не общедоступная)
>>... совсем не то, чего нам хочелось бы видеть и слышать. Но мы сами боимся что-либо выразить по этому поводу - при том, что, судя по частным опросам, многие не одобряют того, что "там..."
>
>Глубокий кризис...эхехе... боюсь, Георгий, ваша проблема в том, что вам не маловато заезжали мимоходом на ваши вопли (думаю, впрочем, что они - чисто виртуальные, как тот Свисток). Не-кризис - это, значит, давать полный выход эмоциям? Почему это вы считаете, что окажетесь самым пассионарным? Следите за собой...

Громко сказать - это не "давать полный выход эмоциям".

>На самом же деле проблема с надоевшими песнями в такси решается совершенно запросто путем прямого указания тихим голосом водителю о своем нежелании слушать это (или что-то другое, или курить, или открывать окно, или ехать с выключенным счетчиком и т.д.). Так же, как я решаю и проблему неподходящего звукового сопровождения в непереполненном ресторане - ну, и так далее.

Вы молодец.

>К вопросу о фронтовике - ТОГДА его поддержало большинство, а вы уверены, что это произошло бы ТЕПЕРЬ? Или, если он остался мельшинстве или даже в одиночестве, пример не перетек бы в свою противоположность?

Дело не в этом, а в том, что теперь право так прямо сказать - осуждается или высмеивается (см. выложенный Вами текст Зубковой, что ли - именно там, где "письма на радио"). А для действенности надо не в газету писать, а реагировать "на месте". По поводу "шансона" ли, "выражающихся" тинейджеров ли.... Но у людей сейчас нет уверенности, что у них есть право что-нибудь сказать без того, чтобы их не "опустили", причем не только "виновники", но и кое-кто из рядом находящихся. В "атмосфере" дело.
Вроде как у моей подственницы в Канаде (КР). В кондитерской, где она работает, молодые парни и девки находят очень забавным громко рыгать. И взрослые коллеги ухмыляются - "хорошие детки" - при том, что в разговорах тет-а-тет с КР они этим возмущаются. Но их уже приучили, что "нельзя стеснять" и прочее...

Кстати, по Вашему совету. Я как-нибудь, услыша находящуюся рядом хамоватую компанию, попробую сделать "членам коллектива" замечание. Результаты сообщу Вам. Надеюсь, что морду не набьют и ножом не пырнут (а такое бывает). Кстати, про морду в моем предыдущем сообщеиии - это для случая "поругания святынь", а не для "шансона", конечно.