Сегодня мы наблюдаем нецивилизованную стадию развода СССР. Спустя почти четверть века после официального разрыва один бывший супруг напомнил другому, что старый «славянский шкаф» при разделе имущества остался в оставленной ему квартире «не совсем законно». И, не дожидаясь нового судебного процесса, быстро и решительно отобрал «шкаф» вместе с комнатой, в которой он стоял. Другие «бывшие», естественно, забеспокоились — не возникнут ли претензии и к ним? Каждая из столиц СНГ сегодня в той или иной степени примеряет на себя крымско-украинскую ситуацию.
Казахстан
Главный и ключевой партнер России по СНГ без сомнений Казахстан. Ось Москва — Астана является своеобразной «силовой линией», вдоль которой выстраиваются все идеологические и сущностные «скрепы» евразийской интеграции. «Духовным отцом» ее является елбасы (национальный лидер — официальный титул, который носит нынешний президент Казахстана) Нурсултан Назарбаев.
Еще пару недель назад казалось, что этот искушенный политик готов выступить в роли посредника в отношениях между Москвой и Киевом. Из Астаны сообщали о многочисленных телефонных переговорах Назарбаева с президентом Обамой, канцлером Меркель, премьер-министром Кэмероном, другими мировыми лидерами, в которых звучали слова елбасы о необходимости соблюдать принципы территориальной целостности и международного права при решении всех спорных вопросов в двухсторонних отношениях.
Казахстану есть чего опасаться: северные и восточные области страны, оказавшиеся в ее составе в результате административно-территориального деления советских времен и населенные преимущественно русскими и русскоязычными, также могут оказаться «славянским шкафом», который Москва в один прекрасный день может захотеть «вернуть»
Уважение по отношению к занятой Астаной позиции по крымскому вопросу определялось еще и тем, что Казахстан, равно как Украина и Белоруссия, были объектами Будапештского меморандума 1994 года. В соответствии с ним, напомним, ядерные державы Россия, США и Британия гарантировали Астане, Киеву и Минску сохранение территориальной целостности и национального суверенитета в обмен на их отказ от ядерного оружия. Стоит заметить, что Казахстан сделал это добровольно в отличие от Украины, подвергавшейся сильному давлению США.
Выступая на днях в Гааге на саммите по ядерной безопасности, Назарбаев еще раз напомнил, что «крайне важно неукоснительное исполнение ядерными державами всего комплекса взятых обязательств». В то же время он отметил, что причина нынешнего кризиса глобальной безопасности — в «отсутствии политической воли положить конец практике «двойных стандартов» и выборочному применению международного права». Эта реплика может сегодня в равной степени быть адресована как России, так и Западу.
Назарбаев отметил, что Украина должна вернуться в правовое поле, «избрать законного президента, парламент и легитимное правительство, затем на этой основе провести мирные переговоры и совместно выйти из сложившейся ситуации». Впрочем, с кем «провести мирные переговоры», елбасы не указал.
МИД Украины 27 марта ответил на выступление в Гааге президента Казахстана дипломатической нотой с «выражением обеспокоенности» его позицией, которая «является неприемлемой для украинской стороны». В Астане выразили «недоумение» по этому поводу, объяснив появление украинской ноты «эмоциями, а не здравым смыслом». На следующий день, после переговоров в МИД Казахстана с представителями посольства Украины в Астане стороны договорились не продолжать конфронтацию и «любые последующие действия решать цивилизованным путем.
Так или иначе, но до казахстанского посредничества дело и не дошло. 18 марта, в день, когда Путин подписал договор о присоединении Крыма к России, МИД Казахстана выступил с заявлением: в Астане «восприняли прошедший в Крыму референдум как свободное волеизъявление населения этой автономной республики и с пониманием относятся к решению Российской Федерации в сложившихся условиях». Фактически это стало признанием включения Крым и Севастополя в состав России, хотя оно и было названо лишь «решением РФ».
Причины столь скорого «усыхания» миротворческого потенциала Астаны могут объясняться двояко.
Возможно, Назарбаев получил лично от Путина некие гарантии, что «крымский метод» собирания русских земель к Казахстану применяться не будет.
Вероятность этого, честно говоря, не кажется высокой, ведь данные обещания Назарбаеву могут быть отозваны, если его преемником окажется менее любезный Москве политик, а во-вторых, мартовская кампания России в Крыму показала, что ее обещания недорого стоят.
Дело, очевидно, в другом. Астане деликатно, но твердо дали понять: в ее посреднических услугах не нуждаются. Сам по себе крымский вопрос в Москве решили буквально в несколько дней, посредничать в диалоге России и Украины нужды не было. Остальная геополитика обсуждалась напрямую между Москвой и Вашингтоном и немного с Берлином — тут даже Брюсселю места и времени немного доставалось.
Активность Назарбаева в стремлении выступить серьезным рефери кроме всего прочего «стреножена» его участием в подготовке к подписанию договора об образовании Евразийского экономического союза, которое должно состояться в конце мая в Астане.
Откровенно позиционировать себя в качестве оппонента Кремля Аккорде сегодня не с руки еще и потому, что дестабилизация внутриполитической ситуации в Казахстане вполне по силам российским политическим и прочим структурам. Стоит только вспомнить, как болезненно отозвались там на очередные провокационные призывы Жириновского создать Среднеазиатский федеральный округ России с центром в бывшей российской военной крепости Верный — ныне город Алма-Ата.
Киргизия
Позиция властей Киргизии изложена в двух заявлениях МИДа этой страны. В первом из них, от 11 марта, дана жесткая оценка заявлениям Виктора Януковича, сделанным тем на пресс-конференции в Ростове-на-Дону. «Не может быть легитимным президент, полностью потерявший доверие своего народа, де-факто утерявший президентские полномочия и, более того, сбежавший из своей страны», — говорится в заявлении киргизского МИДа.
Разумеется, эти оценки Януковича являются проекцией отношения к бывшим президентам Киргизии Аскару Акаеву и Курманбеку Бакиеву, свергнутым в 2005 и 2010 годах и бежавшим, соответственно, в Россию и Белоруссию. В отличие от Януковича Акаев и Бакиев отреклись от власти, что способствовало легитимации новых киргизских властей. Но выступление беглого украинского президента, правление которого Бишкек назвал «коррумпированным», дало возможность киргизскому руководству еще раз подчеркнуть справедливость революционного решения вопроса о власти, переставшей отвечать «народным нуждам».
Отчасти такой взгляд на реальности подтвердил и президент Белоруссии Александр Лукашенко в своем интервью 28 марта Савику Шустеру: «…Важны опять же прецеденты. Совсем недавно, несколько лет назад, в Кыргызстане произошли те же события. Странно, но официально убито было почти столько же, где-то 100 – 107 человек. Стреляли снайперы. Всё это было, как сейчас в Украине. И что? Собравшись в СНГ, мы все официально заявили о том, что это был переворот, неконституционный захват власти. Мы это записали, формализовали, это де-юре прозвучало. Ну и что? Мы сегодня сидим за одним столом, принимаем решения с той властью, которая таким же образом пришла, с теми людьми, которые таким же образом взяли власть в Кыргызстане. Чем отличается ситуация в Украине? Абсолютно аналогична…»
В заявлении от 20 марта МИД Киргизии проявил чудеса дипломатической эквилибристики, чтобы избежать прямого признания факта присоединения Крыма к России, с одной стороны, и не позволить трактовать это заявление как осуждение этого факта — с другой: «…Результаты референдума в Крыму от 16 марта текущего года представляют собой волеизъявление абсолютного большинства населения автономной республики. И это тоже объективная реальность, какие бы полярные оценки ни давались этому референдуму».
Комментируя позицию своего МИД, президент Киргизии Алмазбек Атамбаев подчеркнул, что Бишкек признал только сам факт проведения референдума и участия в нем подавляющего большинства граждан, а новую власть в Киеве признает де-факто.
Атамбаев может позволить себе определенную фронду по отношению к Москве, поскольку не без основания считается лояльным к ней лидером, выполнившим свое главное обязательство, — убрать с территории Киргизии американскую военную базу «Манас».
Что касается российской военной авиабазы в Канте, в 20 километрах от Бишека, то 21 марта российский посол в Киргизии Андрей Крутько заверил, что расположенные там силы не могут быть использованы во внутренних конфликтах страны.
Кроме того, и это должны понимать в Москве, Атамбаев вынужден считаться с существующими антироссийскими настроениями в своей стране, где серьезно опасаются быстрого вступления Киргизии в Таможенный союз. Этот шаг грозит новым социальным взрывом, что в киргизских условиях чревато и новой сменой власти. Сегодня, в преддверии вывода американских войск из Афганистана, подобная дестабилизация определенно не в интересах России.
Таджикистан
Официально свою позицию по Украине власти Таджикистана избегают формулировать до сих пор. В ходе визита в Москву в конце первой декады марта главы таджикского МИДа Сироджиддина Аслова лишь Сергей Лавров обмолвился о «единой позиции России и Таджикистана по Украине». Его таджикский коллега прямо на этот счет не высказался, ограничившись лишь выражением «беспокойства относительно ситуации в Украине». Еще он заметил, что Таджикистан «в первые годы независимости имел горький опыт таких политических конфликтов».
В дни, когда Крым входил в состав России, в Душанбе с визитом находилась спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. Встречаясь со всеми таджикскими начальниками, в том числе с президентом Эмомали Рахмоном, и излагая им российский взгляд на события, ни от одного из них она не дождалась публично выраженной поддержки «крымской кампании» Москвы.
Возможно, позицию Душанбе в какой-то степени выразил лидер Партии исламского возрождения Таджикистана Мухиддин Кабири. «С точки зрения законов этот факт сложно принять, — сказал он в интервью ВВС по поводу присоединения Крыма к России. — Но мы понимаем, что международное право — это право сильнейших. В данном случае Россия является одним из мировых центров, поэтому, даже не принимая де-юре результатов референдума в Крыму, всем придется работать с реальностью».
Осторожность официального Душанбе можно объяснить дислокацией в Таджикистане 201-й российской военной базы (РВБ) — самой большой в Центральной Азии. История «возвращения» Крыма в лоно Москвы силами «вежливых» вооруженных людей учит быть внимательным.
В конце концов никто точно не может сказать, какой приказ получит командующий 201-й РВБ, если его московское начальство сочтет, что правящий в Таджикистане режим угрожает интересам российских соотечественников и прочих русскоязычных в этой стране. И неважно, что таких людей в Таджикистане осталось совсем немного — большинство уехали оттуда в лихую годину гражданской войны в начале 1990-х.
Узбекистан
Ташкент — самый строптивый партнер России в Центральной Азии — долго хранил молчание по украинскому вопросу. Только 4 марта появилось заявление информагентства «Жахон» при узбекском МИДе, в котором выражалась «глубокая тревога и обеспокоенность» тем, что события на Украине могут создать «реальные угрозы суверенитету и территориальной целостности» этой страны.
Спустя три недели эта позиция была подтверждена и усилена уже в заявлении самого МИД Узбекистана, в котором, ссылаясь на Устав ООН, Ташкент призывал «воздерживаться в международных отношениях от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства». Узбекский МИД призвал Москву и Киев к «проведению прямых двусторонних переговоров для поиска взаимоприемлемого компромиссного решения возникших проблем».
В этом заявлении нет ни слова не только о признании реальности факта вхождения Крыма в состав России, но и о проведенном в Крыму референдуме или о признании права наций на самоопределение. Таким образом, официальный Ташкент постарался избежать даже косвенного намека на «понимание» им действий Москвы по защите прав своих соотечественников в Крыму.
Чем объясняется столь жесткая позиция Узбекистана, а точнее его президента Ислама Каримова? Ну, во-первых, как представляется, традиционным дефицитом доверия Ташкента к бывшему «старшему брату». Во-вторых, многолетним дискомфортом от расположенной по ту сторону границы с Таджикистаном 201-й РВБ. Стоит напомнить, что именно этот фактор заставил Каримова в 1999 году отказаться от продления участия Узбекистана в системе Договора о коллективной безопасности СНГ, тогда еще называвшегося Ташкентским (он был подписан в Ташкенте 15 мая 1992 года). В-третьих, надо иметь в виду, что Узбекистан имеет такие же сложные отношения с Таджикистаном из-за проведенного при советской власти административно-территориального разделения, как и Украина с Россией.
Если передача Хрущевым 60 лет назад советской Украине Крыма воспринималась большинством россиян как «историческая несправедливость», то похожей выглядит история с включением в состав Узбекистана почти 90 лет назад древних Самарканда и Бухары, которые в восприятии значительной части таджикской элиты являются «историческими таджикскими центрами».
Учитывая, мягко говоря, сложные личные отношения между нынешними лидерами Узбекистана и Таджикистана и вспоминая сделанные несколько лет назад высказывания таджикского президента о том, что мы обязательно «вернем себе Самарканд и Бухару», трудно отделаться от мысли, что «крымскую кампанию» в Ташкенте проецируют на свои проблемы в отношениях с соседней страной.
Туркмения
Ашхабад, вот уже почти десять лет являющийся ассоциированным членом СНГ, так же как и Киев, отказавшийся подписать Устав Содружества, ни шепотом, ни звуком не отреагировал на события вокруг Украины и тем более на «возвращение Крыма».
Государственная пресса и ТВ — а других там нет — хранят полное молчание о событиях на Украине. Власти опасаются, что «бацилла Майдана» окажется заразной и с некоторым напряжением ждут возвращения к началу лета туркменских студентов, обучающихся в украинских вузах, коих там не менее 15 тыс., только по официальным данным.
«Защита русских и русскоязычных», ставшая предлогом для осуществления Москвой быстротечной крымской кампании, не может не стать головной болью для Ашхабада: в Туркмении ныне проживают несколько десятков тысяч российских соотечественников — апатридов, имеющих двойное, российско-туркменское гражданство.
Однако Ашхабад не признает за жителями Туркмении второе, российское гражданство, полученное ими после июня 2003 года, когда туркменское руководство в одностороннем порядке денонсировало соответствующее соглашение с Россией.
После августовской войны России с Грузией в 2008 году туркменские вооруженные силы получили внезапный приказ провести военные учения в западном регионе страны, у берегов Каспия. Так, на всякий случай. В этом году, впрочем, пока ничего подобного отмечено не было.
Казахстан и Узбекистан воздержались при голосовании 27 марта на Генассамблее ООН по резолюции, в которой состоявшийся 16 марта референдум в Крыму назван незаконным. Таджикистан, Киргизия и Туркмения от участия в голосовании уклонились.
Как сообщает агентство Reuters со ссылкой на анонимных дипломатов в ООН, Россия «угрожала» некоторым государствам, в частности, Киргизии, Таджикистану и Молдове, чтобы те не голосовали в поддержку резолюции.
Согласно дипломатам, угрозы не носили конкретного характера. Однако было ясно, указывает Reuters , что в ответ на голосование, которое ее не устроит, Россия готова изгнать трудовых мигрантов, остановить поставки природного газа или ввести торговые санкции.
Сотрудник представительства России в ООН заявил: «Мы никогда никому не угрожаем. Мы просто объясняем ситуацию», сообщает Reuters, указывая, что дипломаты Киргизии и Таджикистана не ответили на просьбу о комментариях.
Автор — политолог, эксперт по Центральной Азии
Вторую часть анализа реакции лидеров стран СНГ на крымскую кампанию России читайте завтра в рубрике «Дискуссия»
Готовность к «собиранию русских земель», брутально явленная Россией в ходе крымской кампании, серьезно обеспокоила правящие элиты государств СНГ. Успокаивающие сигналы из Москвы: мол, дело вовсе не идет к воссозданию СССР в какой-либо современной упаковке типа Союза 2.0, не срабатывают. Каждая из столиц СНГ сегодня в той или иной степени примеряет на себя крымско-украинскую ситуацию.
В первой части своей публикации политолог Аркадий Дубнов проанализировал отношение к крымской кампании руководства Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана и Туркмении — от сдержанно-нейтрального до откровенно негативного. Оставшиеся четыре члена СНГ (Грузия из состава Содружества вышла после «принуждения к миру 2008 года», Украина, не подписав Устав СНГ и не являясь его полноправным членом, также заявила о готовности выйти из него в ближайшее время) тоже, мягко говоря, не испытывают оптимизма от крымских событий.
Армения
Об «украинской» позиции Еревана приходится судить по сообщению пресс-службы Кремля о состоявшемся 19 марта телефонном разговоре президентов Путина и Саргсяна, в котором «собеседники коснулись ситуации, сложившейся после проведения референдума в Крыму, и констатировали, что это является очередным примером реализации права народов на самоопределение путем свободного волеизъявления. Одновременно была подчеркнута важность приверженности нормам и принципам международного права, в первую очередь Уставу ООН».
Эта формулировка тут же вызвала резкую реакцию МИД Украины, где заявили об отзыве в Киев «для консультаций» главы своего диппредставительства в закавказской республике и потребовали от Еревана изменить свою позицию по Крыму. Замминистра иностранных дел Армении Шаварш Кочарян 21 марта, принимая посла Украины Ивана Кухту, разъяснил, что «принципиальная позиция Армении относительно права на самоопределение неизменна».
Действительно, эта позиция легко прогнозируема, если учесть, что Россия присоединила к себе Крым всего лишь через три дня после провозглашения им своей независимости, а Армения вот уже третий десяток лет даже не может позволить себе признать независимость самопровозглашенной Нагорно-Карабахской Республики, не говоря уже о присоединении мятежного региона.
Понятно и другое: Армения не может позволить себе роскошь не согласиться с действиями России, являющейся в условиях латентного военного конфликта с Азербайджаном гарантом ее безопасности, основным элементом которой является 102-я российская военная база, расположенная в Гюмри.
Подобным же образом читалось неожиданное решение Еревана о желании вступить в Таможенный союз, объявленное президентом Саргсяном в сентябре прошлого года в Москве.
Азербайджан
Ожидаемой была и реакция Баку. Артикулируя ее, президент Азербайджана Ильхам Алиев, в отличие от большинства своих коллег по СНГ, постарался избежать даже какого-либо упоминания об Украине и Крыме. Несмотря на то что его страна вместе с Украиной еще недавно входила в состав прозападной группы ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдавия), позиционировавшей себя на постсоветском пространстве в качестве противовеса группе государств, союзных с Россией (ОДКБ).
Алиев, выступая 20 марта на празднестве по случаю Навруза, пообещал, что «мы, азербайджанцы, вернемся в Нагорный Карабах, другие оккупированные земли и на все свои исторические земли, я в этом уверен». Он подчеркнул, что в сегодняшнем мире на передний план выходят международное право и фактор силы — и «в таком случае каждая страна должна наращивать свои силы».
Эта позиция заставляет вспомнить недавние заявления экс-премьера Украины Юлии Тимошенко о том, что Украина уже совсем скоро обязательно вернет себе Крым. Оба этих обещания выглядят столь же популистскими, рассчитанными исключительно на внутреннюю аудиторию в своих странах, сколь и невыполнимыми в нынешних условиях.
В Баку отдают себе отчет, что нарушение существующего статус-кво на Южном Кавказе не в интересах ни одной из великих держав, а в Киеве вынуждены смириться с тем, что прагматичный Запад не решится на серьезную конфронтацию с Россией из-за присоединенного к ней Крыма.
Грузия
Оценивать позицию Грузии с формальной точки зрения было бы некорректно, поскольку Тбилиси уже вышел из СНГ после августовской войны 2008 года. Поэтому ограничимся только очевидным: после случившегося с Южной Осетией и Абхазией риторическим упражнением выглядит какой-либо анализ любой реакции даже самой пророссийской власти в Грузии (что, впрочем, трудно себе сегодня представить) уже только на выход Крыма из состава Украины, не говоря даже о дальнейшем.
Нынешние грузинские власти, по мнению наблюдателей, сменившие эмоции, присущие прежней власти, на рациональный тон, стараются изолировать украинскую тему от российско-грузинских отношений. Во всяком случае, до тех пор, пока в Южной Осетии не педалируют тему объединения с Северной Осетией, что означало бы присоединение бывшей грузинской автономии к России.
Белоруссия
Александр Лукашенко определился со своей позицией спустя неделю после крымского референдума — 23 марта. Но при этом умудрился обойтись вообще без упоминания о самом факте референдума. «Крым сегодня — это часть территории России. Можно признавать или не признавать, от этого ничего не изменится», — сказал президент Белоруссии, подчеркнув, что «от нас никто не требует» факта признания, а сам он предпочитает не лезть «в эти дебри».
Пользуясь хорошо знакомой бывшему партийному пропагандисту Лукашенко ленинской терминологией, можно было бы сказать, что его позиция «попахивает вульгарным материализмом»: батька признает сущее, но изощренно и последовательно избегает любых юридических оценок, он отказывается даже говорить о «понимании» действий России, как это делает другой ближайший ее союзник, президент Казахстана.
Да, в Москве, похоже, и не ждут этого от партнера по Союзному государству (кстати, кто-то в эти дни вообще вспоминает этот юридический оксюморон, когда одна часть Союза «на двоих» присоединяет к себе часть третьего государства, не спрашивая согласия второй части Союза?). Достаточно того, что Минск дает согласие на передислокацию на свои аэродромы полутора десятков российских истребителей.
Но при этом Лукашенко заверяет «братскую» Украину через своего посла в Киеве, что «никаких скоплений войск со стороны Беларуси на границе нет, гарантируя неприкосновенность украинско-белорусской границы».
И, наконец, президент Белоруссии строго предупреждает: «Дальше в Украину никто не должен лезть». Лукашенко успевает просигналить: он против любой попытки Москвы присоединить к себе юго-восток Украины. Звучит достаточно забавно, ведь, если такое случится, он только разведет руками и скажет: «Ну что, эти области — часть территории России, это факт».
Таким образом, Белоруссия продемонстрировала гибкость своей позиции и готовность быть независимым посредником в споре славянских братьев. 29 марта Лукашенко встретился с приехавшим к нему в гости в родную Гомельскую область и.о. президента Украины Александром Турчиновым.
Белорусский президент оказался первым и единственным пока лидером СНГ, отважившимся принять главу новой украинской власти, которую Москва до сих пор отказывается признавать даже де-факто.
Лукашенко также позволил себе дать интервью для украинской телепрограммы «Шустер Live», в котором подверг уничтожающей критике беглого президента Виктора Януковича: «…Ну, какой он для меня президент?.. Президент должен быть со своим народом, как бы ни было тяжело. Даже если в тебя завтра будут стрелять и тебя убьют — твоя судьба такая. Ты, значит, должен принести себя в жертву. А как же?.. Поэтому, когда в Раде звучат голоса, что президент Янукович самоустранился от исполнения своих обязанностей и сбежал, что против этого противопоставить?»
Впрочем, телеоткровения Лукашенко гораздо более интересны в других аспектах. Во-первых, он фактически признал, что «вежливыми вооруженными людьми» в Крыму были российские военные: «…россияне вынуждены были самые боеспособные части с Кавказа, каких-то там людей привлекать для охраны Севастополя, флота».
Во-вторых, он признал, что не было фактов физических угроз для русских в Крыму, что стало предлогом для крымской кампании России:
— Но когда у твоего порога, у твоего родного брата взяли нож и говорят: «Зарежем», ждать, пока зарежут? Россия отреагировала.
Шустер: — Господин президент, не было этого ножа…
— Я знаю, что не было. Но в России воспринималось, да и мы так воспринимали, что такое может быть…
В-третьих, Лукашенко указал на опасность крымского прецедента в самом Крыму: «…Если могли крымчане поставить на референдуме вопрос о суверенитете, какой-то другой вопрос, так почему крымские татары не могут сегодня поставить? Могут. И как реагировать потом на это? И не получится ли, что этот небольшой кусок земли на лоскуты поделят?»
В-четвертых, он абсолютно перпендикулярно по отношению к российской позиции высказался по вопросу федерализации Украины: «…Я категорически против всяких федераций! Идиотизм полный! Что такое сегодня провести линию между Западной и Восточной Украиной?.. Фактически, когда в центре Европы ситуация, когда мощнейшее, крупнейшее государство будет дестабилизировано… Вы знаете, что весь хлам и мусор — боевики, бандиты и прочие, которые любят горяченькое и получить на этом деньги, они соберутся там».
Нельзя не признать — доводы серьезные. И странно, что в российском экспертном сообществе никто не задумывается о подобной перспективе. Кроме того, и Лукашенко об этом вслух не говорит — Белоруссия тоже есть Западная (та самая, которая, как Западная Украина, вошла в состав СССР согласно протоколу Молотова — Риббентропа) и остальная, и кто знает, не захочет ли кто-то заговорить и о ее федерализации…
Как шутят злопыхатели, может показаться, что Лукашенко пикируется с Москвой, обнаружив, что проигрывает в матче с ней со счетом 2:1. В России ведь теперь уже два беглых президента — Аскар Акаев и Виктор Янукович, а в Белоруссии только один — Курманбек Бакиев.
Но если серьезно, то главная задача Минска сегодня — сделать все, чтобы западные санкции по отношению к России не затронули по касательной и Белоруссию, это может поставить под удар проведение там в мае этого года чемпионата мира по хоккею. Для Лукашенко это как для Путина Олимпиада в Сочи…
Молдавия
Кишинев за все время украинского кризиса ограничился лишь одним официальным заявлением, сделанным еще 3 марта, за две недели до крымского референдума: «Молдова выражает глубокую обеспокоенность в связи с последними изменениями в Украине, в особенности вокруг крымского полуострова и действиями военного характера, предпринятыми властями РФ. Молдова подчеркивает важность уважения суверенитета и территориальной целостности Украины и недопущения попрания принципов международного права», — говорится в заявлении от имени администрации президента республики Николае Тимофти.
Подобная осторожность может объясняться нежеланием обострять отношения с Москвой на фоне уже прозвучавшего к ней обращения властей непризнанной Приднестровской Республики о присоединении к России. Сколь бы ни выглядела такая перспектива невероятной — Приднестровье, не имеющее общих границ с Россией, станет в таком случае вслед за Калининградской областью еще одним российским эксклавом, — полностью такого развития событий исключать нельзя. Но тогда Молдавия, с более однородным этническим населением, без русскоязычных, скорее будет присоединена к Румынии, чем вступит в Евросоюз. Так уж ли хотят этого в Кишиневе?
Тема Приднестровья оказалась в центре внимания в последние дни, когда ее подняли Путин и Лавров в общении с американскими партнерами Обамой и Керри. Москва «озабочена политикой нового украинского руководства в отношении Приднестровья». В Вашингтоне считают, что Путин заговорил с Обамой на эту тему неслучайно: Москва готовит почву для положительного ответа на обращение Тирасполя.
Молдавия вместе с Азербайджаном и Грузией была в числе 100 государств, проголосовавших 27 марта за резолюцию Генассамблеи ООН, признающую состоявшийся в Крыму референдум незаконным. Армения и Белоруссия солидарно с Россией проголосовали против.
4 апреля в Москве состоится заседание Совета министров иностранных дел СНГ, на котором, очевидно, в очередной раз прозвучит вопрос о роспуске Содружества, поскольку оно не смогло обеспечить безопасность и территориальную целостность его участников. Но, скорее всего, в Доме приемов российского МИДа, где состоится встреча, ограничатся лишь «занесением вопроса в протокол»: СНГ все еще имеет смысл — хотя бы для того, чтобы иметь возможность видеться «на полях» его саммитов и в кулуарах тем президентам и министрам, кто иначе не захотел бы даже взглянуть друг на друга. Однако соседи же.